Подвижная игра с мячом – отличный вклад в развитие ребенка. Картотека подвижных игр




Подвижная игра «Собака и воробьи»

Цель.

Скок поскок
Скок поскок.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.

Игра «Мы топаем ногами»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону.

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве .

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.
- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали - крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое
- Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылетел".

Воробушки и автомобиль.

Цель.

Описание . Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания к проведению . Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Поезд

Цель . Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Описание. Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше.

Указания к проведению . Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: "Чу-чу-чу".

Роль паровоза вначале выполняет воспитатель.. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.

Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Самолеты

Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание . Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.

Указания к проведению. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.

При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.

Пузырь

Цель . Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание . Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой. Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.

Указания к проведению . Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

Солнышко и дождик

Цель . Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание . Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

Указания к проведению . В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мой веселый звонкий мяч

Цель . Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться за тобой! (С.Маршак)

Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Указания к проведению . При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты. Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.

Птички летают

Цель. Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Описание . Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места.


Указания к проведению . Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Нужно показать малышам, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать, одним словом: "Солнышко!" или "Дождик!". Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.

Найди свой домик

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание . С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению . Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".

Зайка беленький сидит.

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

Указания к проведению . Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Мишка косолапый

Цель

Мишка косолапый
По лесу идет,
(1. Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(2. Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(3. Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою - топ!
(4. Топаем ногой)

Две веселые овечки

Цель .
Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!

(1. Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки
.
(2. Встаем на ножки, тянемся вверх 3. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(4. Кружимся)
И в речку свалились (5.Падаем).



Идет коза рогатая


Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Идет коза рогатая
(1. Приставляем к голове "рожки")
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!

(Топаем ножками)
Глазками - хлоп-хлоп!
(2. Зажмуриваемся и открываем глазки) - Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(3. Грозим пальчиком) Забодаю, забодаю! (4. Бодаемся)

Два жука

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(1. Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(2. Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(3. Топаем левой ножкой ) Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(4. Встаем на носочки, тянемся вверх).


Цель.

Скок поскок


Скок поскок.
Скачет, скачет воробей
Кличет маленьких детей
Чив, Чив, чив
Киньте крошек воробью
Я вам песенку спою
Чик-чирик!
(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)
Вдруг собачка прибежала,
Воробушек распугала.

Игра «Мы топаем ногами»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы топаем ногами.


Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем. (Берут друг друга за руки.)
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.

По сигналу взрослого «Стой!» малыш должен остановиться. Игру можно повторить с выполнением бега в другую сторону

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.
- Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.
- По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали - крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чише.


Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
- По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" - сначала в любое
- Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого "вылете
Воробушки и автомобиль.
Цель .

Описание . Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Указания к проведению . Сначала в игре принимает участие небольшая группа (10-12) детей, со временем играющих может быть больше. Необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как они клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми, затем можно ввести в игру роль автомобиля. Первоначально эту роль берет на себя воспитатель, и только после многократных повторений игры ее можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.

Поезд
Цель . Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя.

Описание . Воспитатель предлагает нескольким детям стать друг за другом, сам становится впереди них и говорит: "Вы будете вагончиками, а я - паровозом". Паровоз дает гудок - и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: "Вот и остановка". Затем паровоз вновь дает гудок - и поезд движется дальше.

Указания к проведению . Сначала к игре привлекается небольшая группа детей. При повторении может быть большее число участвующих (12-15). Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем дети свободно идут друг за другом, двигают руками, подражая движению колес паровоза, и произносят в такт: "Чу-чу-чу".

Роль паровоза вначале выполняет воспитатель.. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики-дети не отставали.

Играющие строятся друг за другом произвольно. При многократном повторении игры можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветы, собрать ягоды, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

Самолеты
Ц
ель
. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание . Воспитатель называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать. Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала воспитателя "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.

Указания к проведению. Воспитатель должен показать детям все игровые движения. При проведении игры в первый раз он выполняет движения вместе с детьми.

При повторном проведении игры можно вызывать большее число детей, а после многократных повторений можно предложить всем детям полетать на самолетах.

Пузырь
Ц
ель
. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание . Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой. Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" - воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.

Указания к проведению . Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

Солнышко и дождик
Ц
ель
. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание . Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: "Солнышко! Идите гулять!" Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов "Дождик! Скорей домой!" они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: "Солнышко! Можно идти гулять", игра повторяется.

Указания к проведению . В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу "Дождик!". Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами.

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах комнаты. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.

Мой веселый звонкий мяч
Цель . Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание . Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает: Мой веселый звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться за тобой! (С.Маршак)

Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Указания к проведению . При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты. Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.

Птички летают
Цель . Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

О
писание
. Дети становятся на небольшое возвышение - доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) - по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: "На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки, крошки". Дети спрыгивают с возвышений, летают (бегают, размахивая руками), приседают, клюют зернышки (стучат пальчиками по коленям или по полу). Со словами воспитателя "Дождик пошел! Все птички спрятались в гнездышки!" дети бегут на свои места.

Указания к проведению . Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки или комнаты на достаточном расстоянии один от другого, чтобы дети не толкались и могли свободно занять места. Нужно показать малышам, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать, одним словом: "Солнышко!" или "Дождик!". Дети должны знать, по какому сигналу, что нужно делать.

Найди свой домик

Цель . Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание. С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
Указания к проведению . Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".
Зайка беленький сидит.
Цель . Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

Описание . Дети сидят на стульчиках или скамейках по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину комнаты, становятся около воспитателя и приседают на корточки.

В
оспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова "хлоп" и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Со слов "скок-скок" и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг... и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку - и дети убегают на свои места.

Указания к проведению . Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать зайчики. Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребенка на роль зайки и поставить его в середине круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от малышей, чтобы они сели обязательно на свое место; каждый занимает свободное место на стуле, скамейке, ковре. Но при систематическом повторении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Мишка косолапый

Цель

Мишка косолапый
По лесу идет,
(1. Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(2. Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(3. Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (4. Топаем ногой)

Две веселые овечки

Цель . Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(1. Весело прыгаем) Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки
.
(2. Встаем на ножки, тянемся вверх 3. Приседаем, руки опускаем вниз) А потом кружились (4. Кружимся) И в речку свалились (5.Падаем).

Идет коза рогатая

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Идет коза рогатая
(1. Приставляем к голове "рожки")
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!

(Топаем ножками)
Глазками - хлоп-хлоп!
(2. Зажмуриваемся и открываем глазки) - Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(3. Грозим пальчиком) Забодаю, забодаю! (4. Бодаемся)

Два жука

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(1. Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(2. Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(3. Топаем левой ножкой ) Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(4. Встаем на носочки, тянемся вверх).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ИГРЫ (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)

ПОДВИЖНЫЕ

Подвижная игра «У медведя во бору»

Задачи : Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).

Описание игры : Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.

Подвижная игра «Курочка-хохлатка»

Задачи. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием.

Оборудование: стул.

Описание игры. Воспитатель выполняет роль курицы, дети – цыплят. Один ребенок (более активный) – кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко,

Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят». Затем назначается новая кошка, игра повторяется.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Задачи: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание игры: Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет – летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».



Подвижная игра «Пузырь»

Задачи. Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

Описание игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздуйся, пузырь,

Раздуйся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «ш-ш-ш». малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.

Произносить текст надо медленно, четко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Задачи. Развивать у детей умение бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: стулья или гимнастическая скамейка, зонт.

Описание игры. Вначале при ознакомлении с игрой дается упрощенный вариант. Дети сидят на стульях или гимнастической скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.

В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале – «дождик». Дети бегут к воспитателю прятаться под зонт.

После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и смотрят в окошко (в отверстие спинки), воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Игра повторяется.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Задачи. Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: обручи.

Описание игры. С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каждый ребенок стоит в своем обруче – это гнездышко, в нем живет птичка. По сигналу птички вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. «Полетели птички в гнезда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила – разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живет несколько птиц». На сигнал «полетели птицы в гнезда» дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 малышей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу вставать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Задачи. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Оборудование: стул.

Описание игры. Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом. Они тихо подходят к собаке, и воспитатель говорит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Затем роль собаки поручают другому ребенку. Игра повторяется.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

«Кого назвали, тот и лови!»

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: большой мяч.

Описание: Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвав при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого-нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра продолжается долгое время. Начинаем играть».

«Съедобное – несъедобное»

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет,

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

«Подбери по цвету»

Цели:

1. Закреплять умение группировать однородные предметы по цвету;

2. Закреплять представление о четырёх основных цветах (красный, жёлтый, синий, зелёный) ;

3. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины) .

Материал.

У каждого ребёнка пластмассовый стаканчик определеннокго цвета; вырезанные картонные кружочки четырёх основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) .

Ход игры.

Воспитатель: Дети, мы будем играть в игру "Подбери по цвету".

У вас есть разноцветные стаканчики. Посмотрите, что у нас лежит в корзиночке. Что это? (Показывает синий кружочек.) Правильно, кружочек. А это - что? (Показывает красный) Правильно, тоже кружочек. А чем они отличаются? (Держит кружочки рядом.) " Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает.

"Они совсем одинаковые? А в чём разница? Правильно, один из них синий, а другой красный, они отличаются по цвету". Так же выясняются цвета остальных кружочков.

"А теперь подберите по цвету кружочки к каждому стаканчику, положите кружочек в такой стаканчик, чтобы он в нем спрятался. Если кружочек будет другого цвета, он будет виден". Прикладывает поочерёдно красный кружочек к красному и синему стаканчику, и спрашивает детей, на каком из них кружочек "спрятался". То же проделывает с синим кружочком.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Материал: набор кукольной одежды; кукла.

Ход игры.

1. Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. Сейчас осень. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, осеннюю.)

2. Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы осенней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что осенняя одежда теплая, потому что осенью холодно.

3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?

В заключение воспитатель оценивает как дети одели куклу.

«Напоим куклу чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: кукла, детская мебель и посуда (чашка, блюдце, ложка, чайник).

Ход игры.

Воспитатель говорит детям: “К нам в гости пришла кукла, её надо посадить за стол, угостить чаем. Давайте поставим чашку и блюдце. Теперь положим ложку к чашке. Нальем чай в чашку. Напои чаем нашу гостью”. Если дети испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры воспитатель подытоживает: “Чай мы наливали в чашку, кукла пила чай”, произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашку мы поставим,

Гостью будем мы встречать,

Куклу чаем угощать!

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ

1. «Магазин»

Продавец, покупатель, кассир.

Задачи: Учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

2. «Больница»

Врач, больной.

Задачи: Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Приёмы руководства: распределение ролей, общение.

3. «Парикмахерская»

Парикмахер, клиенты.

Задачи: Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие – строить ролевой диалог. Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.

Приёмы руководства: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ

1. «Мы капусту рубим, рубим»

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнем, мнем.

(Попробуем капусту. Пересолили! Фу! Надо ещё нарубить ).

2. «Пальчики в лесу»

3. «Человечек»

(Указательный и средний пальцы «идут» по столу)

Маленькие ножки идут по дорожке,

И большие ножки идут по дорожке.

Дети вместе с педагогом проделывают движения пальцами – сначала маленькие «шажки», а потом большие.

4. «Сорока – белобока»

Сорока – белобока,

Кашу варила, деток кормила.

Тане дала, Свете дала,

Игорю дала, Диме дала,

А этому не дала.

Он дров не рубил,

Он печь не топил,

Участники должны быть расположены по кругу . Выберете широкое место для игры . Выберите ведущего , который встает по центру .

Стоя в кругу между ними начинают перебрасывать мячик волейбольный (или баскетбол ). Водящий стоит в центре круга . Он попытался перехватить мяч , или по крайней мере касаться мяча рукой , когда мяч в воздухе или в руках игроков.
Если Водящий сумел сделать это на своем месте , который был последним мяч игроки , ведущую роль в круге
Перед игрой , вы можете договориться , может не только бросать мяч на другую сторону по воздух , и катался по земле . Если мяч падает на землю игроки могут менять свои позиции в кругу . Возьмите мяч и вернуться на то место где они находился , и они продолжают игру .
Комплексная игра , вы можете выбрать между двумя свинца . Вы также можете согласиться не более объятиями в воздухе , а не бросать мяч ниже . Учитель несет ответственность за соблюдение этих правил , который ввел новое нарушение лидерства (из числа нарушителей ) правил , а также круг .

Лариса Ез
Картотека подвижных игр

Гуси-гуси

Цель : учить диалогической речи; упражнять в беге «стайкой» , не сталкиваясь, начинать движения по сигналу.

Материал : эмблема волка или крупная игрушка, два шнура (или начертить линии на песке) .

Ход игры : Проводятся две линии - два «дома» , и очерчивается логово для «волка» . Среди играющих выбирается «волк» . Остальные дети - «гуси» . Воспитатель – хозяйка гусей. Затем происходит диалог между Хозяйкой и Гусями :

Гуси, гуси! Га, га, га!

Есть хотите? Да, да, да!

Так летите же домой! Нам нельзя!

Серый волк, под горой

Не пускает нас домой!

Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

После этих слов «гуси» пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит.

Пастух и стадо

Дети изображают стадо (коров, телят, овец) . Выбирают пастуха, вручают ему рожок и кнут. Взрослый произносит слова :

Рано-рано поутру

Пастушок : «Ту-ру-ру-ру» .

А коровки в лад ему

Затянули : «Му-му-му» .

На слова «Ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «Му-му-му» коровки мычат. Затем пастух гонит стадо в поле (на условленную лужайку, все бродят по ней. Через некоторое время пастух щелкает кнутом, гонит стадо домой.

Игра может повторяться. Для нее нужен простор, чтобы дети могли с удовольствием походить по лугу.

Можно несколько изменить сюжет игры, введя в нее волка. В этом случае пастух выгоняет стадо на луг и внимательно следит, не появится ли волк, который охотится за овцами, телятами. Увидев волка, щелкает кнутом, как бы отпугивает его и гонит стадо домой.

Перед началом игры выбирается «Совушка» , которая должна сидеть в гнезде. Гнездом может быть что угодно, например песочница или начерченный на земле круг. Все остальные участники игры должны в хаотичном порядке расположиться по игровой площадке.

По звуковому сигналу ведущего : «День наступает – все оживает» , дети должны спокойно бегать, прыгать по площадке, изображая всевозможных зверей, птиц или насекомых. А «Совушка» в это время спокойно спит в своем гнезде. Далее звучит следующая команда ведущего «Ночь наступает – все замирает» и в этот момент все дети должны замереть в той позе, в которой они оказались во время звучания команды. Сова в это время просыпается и вылетает на охоту. Она должна заметить игроков, которые пошевелились, и увести к себе в гнездо. Все пойманные совой игроки в последующих раундах становятся совами и все вместе по определенной команде вылетают на охоту. Игра ведется до того момента, пока не будут пойманы все участники игры. По результатам игры также можно отметить того участника, который поймал всех больше игроков.

Во время подвижной запрещено очень долго гоняться за одним игроком, а игроку, которого поймали – насильно вырываться. Все играющие – птички, один – сова, которая находится в стороне от площадки. По сигналу «День» сова спит, а птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «Ночь» все птички останавливаются и стоят неподвижно . Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает их к себе в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «День» , сова улетает в гнездо, дети – птички бегают по площадке.

Подбрось и поймай.

Предложите ребенку подбрасывать и ловить мяч. Вначале предложите подбросить мяч вверх, и подождать пока он ударится о землю, только после этого – поймать. Затем – ударить мяч о землю и сразу поймать его.

Найди свой домик

Каждый ребенок выбирает себе домик (обруч, кубик, мяч, флажок) . По сигналу дети бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Найди свой домик» занимают домики.

Чья колона быстрее соберется?

Дети стоят в две колоны напротив воспитателя. На определенный сигнал дети ходят колонами один за другим или в своей колоне перестраиваются в пары и ходят парами. Затем разбегаются по всей площадке. На слово воспитателя : "Стой!" все останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель меняет место и говорит : "Раз, два, три, быстрее стройтесь в колоны возле меня!" Воспитатель отмечает, чья колона быстрее соберется.

Затем игра повторяется.

Перелет птиц

Малыш стоит в одном углу комнаты. Он - птица.

В другом углу комнаты помещается лесенка-стремянка или стул (табурет) .

По сигналу взрослого “Птички улетают!” малыш, подняв руки-”крылья” в стороны, бегает по комнате.

По сигналу “Буря!” малыш бежит к лестнице (табурету) и влезает на нее : “птицы” скрываются от “бури” на “деревьях”.

Когда взрослый говорит : “Буря прекратилась”,- малыш спускается с лестницы и снова бегает (”птицы” продолжают “полет”) .

Во время игры взрослый должен находиться возле лестницы, чтобы в случае необходимости помочь малышу.

Коршун и наседка.

В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны, защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.

Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.

Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.

Правила игры : наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.

Собака и воробьи

Цель : закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Материал : эмблемы воробьев, мягкая игрушка собачки.

Взрослый объясняет детям : «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц) . Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой?»

Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.

«Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке». Начинаем играть.

Скачет, скачет воробей : Скок-поскок! Скок-поскок!

Дети скачут кто как может.

Кличет маленьких детей : Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!

Дети повторяют : «Чив! Чив! Чив!»

Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою : Чик-чирик! Чик-чирик!

Дети повторяют : «Чик-чирик!»

Взрослый говорит : «Вдруг собачка прибежала, на воробушек залаяла громко-громко» . Ребенок-собачка выбегает и громко лает : ав-ав! Воробьи разлетаются в разные стороны. Игра продолжается по желанию детей 2-3 раза.

Гуси - лебеди

На одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной - поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка - волчье лежбище.

Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси - в гусятнике. Воспитатель начинает игру словами : "Гуси - лебеди, на поле!". Гуси вылетают, размахивая крыльями. Через некоторое время воспитатель зовет гусей : "Гуси - гуси, гусенята!" или "Гуси - лебеди, домой, серый волк под горой!". Дети останавливаются и вместе спрашивают : "Что он там делает?" - "Гусей щиплет", отвечает воспитатель. - "Каких?", опять спрашивают дети. - "Сереньких и беленьких. Прибегайте быстрее домой!". Гуси бегут к себе в гусятник (за линию, а волк выбегает и ловит их. Пойманных отводит в логово. После 2-х выходов гусей в поле выбирается новый волк. Игра повторяется.

Самолеты

Группу детей разделяют на три соревнующиеся команды и расставляют в разных сторонах площадки или спортзала, воображаемых аэродромах. Перед каждой командой необходимо поставить кубики или флажки разного цвета. Родитель или воспитатель дает команду «Приготовиться к полету» . Это значит, что дети должны согнуть руки и начать выполнять круговые движения. Таким образом, создается впечатления, что самолеты заправляются и заводят моторы. Следующий сигнал – «Летите» . Дети выпрямляют руки, поднимают их и разбегаются в разные стороны. Последняя команда – «На посадку» - означает, что все участники команд строятся в своеобразные звенья, и каждый опускается на колено, другими словами, самолеты успешно приземляются. Побеждает та команда, чье звено было построено быстрее.

Ворона и собачка

Цель : учить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Материал : большая игрушечная собачка, эмблемки с изображением ворон.

Ход игры

Взрослый произносит :

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны : «Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворону, издают каркающие звуки. Взрослый подходит, берет в руки собачку и говорит :

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала : «Ав! Ав! Ав!»

Дети-вороны разбегаются во все стороны. Игра повторяется по желанию 2-3 раза.

Беги к тому, что назову

Цель : напомнить названия предметов. Обучить бегать «стайкой» . Правша : уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет : «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня» . Затем произносит : «Раз, два, три. К песочнице - беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит :

Раз, два, три,

К веранде - беги!

Дети бегут то к качелям, то к столику и т. д.

Листопад

Цель : закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие - листопад.

Материал : осенние листья.

Вы все будете листочками, выберете себе листочек, который понравится : кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький. Дети показывают и называют, какой лист он выбрал по цвету и величине. Взрослый рассказывает : «Листья легкие, они медленно летят по воздуху» . Дети бегают взмахивают руками.

Листопад! Листопад! Листья желтые летят!

Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.)

Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.)

Покружились и уселись все на землю (все приседают) . Сели! Уселись и замерли (не шевелятся) .

Прилетел легкий ветерок, подул (дует сам, за ним дети) . Взрослый продолжает : «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны (дети разбежались по площадке) . Закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят». Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад» .

По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

Птички и дождик

Цель : учить действовать по команде взрослого, упражняться в произношении звуков. Материал : эмблемы птиц.

Воспитатель раздает детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая. Взрослый объясняет : все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия.

Педагог начинает : «Птички летают (дети бегут по площадке, клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют» , опять улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв!» - произносят дети.) Закапал частый дождь, застучал по крыше». «Тук! Тук! Тук!» , - повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми» , - зовет взрослый. - Все птички попрятались : кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются) .

Дождик прошел, и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются». Дети имитируют голоса знакомых птиц.

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке кошки, собачки, автомобиля. (Каждый раз дети-птички разлетаются в разные стороны.)

Дед Мороз

Цель : привить умение выполнять характерные движения.

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимою детям подарки.

Я - Мороз, Красный нос. Бородою зарос. Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей! Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят. Все разбегаются.

Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек, лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от Деда Мороза.

Снег кружится

(по стихотворению А. Барто)

Цель : научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал : ободочек с эмблемкой снежинки. Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, иногда подует ветерок. Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося :

Снег, снег кружится, Белая вся улица!

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит :

Собрались мы все в кружок, Завертелись, как снежок.

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают.

Воспитатель произносит : «Подул холодный ветер.» Как? Вввв!».

Ввв!» - произносят дети. Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны. Дети разбегаются по площадке. Игра по желанию детей может повториться 3-4 раза.

Цыплята и собачка

Цель : упражнять детей в выполнении разных действий, в лазании и подлезании под шнур.

Материал : эмблемки цыплят, крупная игрушечная собачка, шнур.

Воспитатель раздает эмблемки цыплят. Закрепляет протянутый шнур на высоте 60-70 см от земли. Это домик цыплят. На расстоянии 2 м от шнура домик собачки - будка.

Ход игры

Дети-цыплята находятся за шнуром. Воспитатель-курочка сзывает «цыплят» : «Ко-ко-ко! Идите зернышки поклевать!» «Цыплята» подлезают под шнур, бегают по площадке перед собачкой, пищат.

Воспитатель подходит к собачке, берет ее в руки : «Гав! Гав!» «Цыплята» убегают в разные стороны. «Курочка» зовет «цыплят» спрятаться в домике (подлезать под шнур, а сама грозит собачке : «Не пугай моих деток!» Игра повторяется 3-4 раза.

Мы веселые ребята

Цель : учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.

Взрослый : «Сейчас будем играть. Я буду петь, а вы слушайте и выполняйте то, о чем я прошу, приговаривайте : «Солнечным весенним днем» .

Ход игры

Мы танцуем возле клумбы Солнечным веселым днем.

Так мы кружимся на месте,

Так мы топаем ногами,

Так мы хлопаем руками,

А вот так мы моем руки,

Так мы руки вытираем И бежим скорее к маме!

(Дети повторяют : «Солнечным весенним днем» и танцуют.)

(Дети повторяют : «Солнечным весенним днем» .) (Выполняют движения - топают.)

(Дети : «Солнечным весенним днем» , и хлопают.) (Дети : «Солнечным весенним днем» , и «моют руки» .) (Бегут к воспитателю.)

Все дети прибежали к маме! Молодцы, веселые ребята. Игра повторяется.

Зайка серый

Цель : учить действовать согласно словам текста.

Материал : эмблемки зайчат.

Взрослый раздает детям эмблемки и объясняет : внимательно слушайте и выполняйте действия.

Ход игры

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл носик, Вымыл хвостик, Вымыл ухо. Вытер сухо! И поскакал : Скок-поскок! Скок-поскок!

Взрослый спрашивает у детей : Скажи нам». Игра продолжается.

(Все «умываются» .)

(Трут ладошками нос, «хвостик» , уши.)

(Все скачут.) «К кому в гости скачешь, зайка?

Цель : научить имитировать характерные движения зверушек.

Взрослый напоминает, что скоро наступит Новый год - праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядом, наряженной елкой, повеселиться.

Ход игры

Слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки.

Ну-ка, елочка, светлей, Засверкай огнями! Пригласили мы гостей Веселиться с нами. По дорожкам, по снегам, По лесным лужайкам Прискакал на праздник к нам Длинноухий зайка.

Все скачут, как зайчики, бегут, подпрыгивая.

А за ним, смотрите все, Рыжая лисица. Захотелось и лисе С нами веселиться.

Взрослый комментирует : «Тихо-тихо бегите, как лисонька» .

Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он несет в подарок мед И большую шишку.

Взрослый уточняет : «Медленно топает, вперевалочку» .

Ну-ка, елочка, светлей, Засверкай огнями, Чтобы лапы у зверей Заплясали сами!

Дети пляшут кто как хочет. Игра по желанию повторяется 2 раза.

Солнечные зайчики

(по стихотворению А. Бродского «Солнечный зайчик» )

Цель : уточнять с детьми направления : вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения.

Материал : маленькое зеркальце в руках взрослого. Посмотрите, к нам прискакал в гости веселый солнечный зайчик. Видите, как он радуется, скачет вверх, затем вниз, потом в сторону. И заплясал! (Водит солнечного зайчика по стене веранды.) Поиграем с ним.

Скачут побегайчики - Солнечные зайчики. Прыг! Скок! Вверх - вниз - вбок!

Дети пытаются поймать солнечного зайчика.

Мы зовем их -Не идут. Были тут - И нет их тут.

Дети ищут солнечного зайчика.

Прыг! Скок! Вверх - вниз - вбок!

Прыг, прыг По углам.

Были там -И нет их там.

Дети включаются в игру.

Где же побегайчики - Солнечные зайчики?

Все ждут продолжения игры.

Мыши водят хоровод

Цель : упражнять в выполнении движений.

Взрослый рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один - котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый сажает в укромный уголок площадки, спрашивает : «Как кот мяукает, знаешь?»

Далее объясняет всем : «Мы - мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Васька-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»

Ход гры

Мыши водят хоровод : дети тихо передвигаются и подпевают за взрослым.

На печурке дремлет кот. Ля-ля-ля!

Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот - Разобьет наш хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот, Разбежался хоровод!

«Кот» бегает за «мышками» : «Мяу-мяу-мяу!» «Мышки» разбегаются. По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

Мы ребята смелые

Совершенствовать навыки ползания на четвереньках между предметами – в прямом направлении, по доске, по наклонной доске. Развивать умение согласовывать движения со словами, ползти друг за другом не толкаясь. Формирование навыки безопасного поведения в подвижной игре .

Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие ориентиров.

Оборудование : кубики, кирпичики, доски, шнуры.

Описание. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков.

Мы ребята смелые,

Ловкие, умелые.

Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении)

По мостам (по доске)

Влезем на гору высоко (по наклонной доске)

Видно нам с нее далёко.

А потом найдем дорожку

И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке» , обозначенной шнурами).

Меткие стрелки

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.

Оборудование : мячи по количеству детей.

Описание. Детям раздают мячи. Воспитатель вместе с детьми произносит :

Крепки руки, меток глаз. Трудно армии без нас.

В цель мячи кидаем – Точно попадаем.

Основное движение : Ходьба, бег

Описание игры :

Водящий (Баба Яга) стоит в центре круга, дети идут по кругу и произносят слова :

«Бабка Ёжка – костяная ножка,

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит : У меня нога болит. Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на улицу, раздавила курицу. Вышла на лужайку, испугала зайку.»

После этих слов дети разбегаются, водящий ловит.

Хитрый лис

Цель. Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Упражнять в лазании по гимнастической стенке. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке.

Оборудование : гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Описание. Дети выполняют движения проговаривая слова :

В огороде, во дворе

Курицы гуляли.

Зёрнышки клевали,

Червячка искали. (дети ходят, имитируя движения кур)

Вдруг откуда ни возьмись

Появился хитрый лис.

Куры быстро н насест!

А не то всех вас он съест! (дети бегают и забираются на гимнастическую стенку) .

Собираем урожай

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование : корзинки, маленькие мячи двух цветов.

Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Соберут зайчата ловко

С грядок сочную морковку

И хрустящую капусту.

В огороде будет пусто.

По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку : левой рукой – «морковку» , а правой – «капусту» .

Охотники и утки

Цель. Воспитывать организованность, внимание, умение управлять своими движениями.

Упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Описание. Игроки одной команды «охотники» становятся за линией круга _(вокруг озера, а игроки другой команды «утки» , располагаются в круге (на озере) . Охотники стреляют в «уток» (кидают маленькие мячики) . Утки перемещаются в пределах круга. Подбитая «утка» покидает озеро. Игра продолжается до тех пор, пока все «утки» не будут подбиты. После этого команды меняются ролями

Найди, где спрятано

Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает им флажок и говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит : «Пора» . Дети ищут спрятанный флажок. Кто первым найдет флажок, тот прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Если дети не могут долго найти флажок, воспитатель под­ходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь подыскать соответствующее место.

День - ночь

Цель :развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Ход игры. Дети делятся на две команды - «день» и «ночь» . По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.