Остробрамская пресвятая богородица. Тайна, сокрытая в чудотворной иконе Божией Матери Остробрамской…




Этот образ Царицы Небесной условно принадлежит к иконографическому типу Елеу́са (греч. Ελεούσα - милостивая).

Остробрамская икона Божьей Матери отличается от всех известных особенной торжественной манерой письма и изображением без Богомладенца.

История

Первые сведения о древнем списке образа Богоматери зафиксированы в 1691г. в «Хрониках монастыря кармелитов босых в Вильно». Повествуется о помещении иконы в новую часовню над Святыми Вратами и чудесном исцелении упавшего с крыши ребёнка.

Христиане католики считают, что писаный лик сам явился миру в 1431 г. над одними из врат крепостной стены, окружавшей древний Вильнюс от неприятелей.

Некоторые исследователи–искусствоведы утверждают, что Остробрамская икона писалась для костёла кармелитов и принадлежит кисти голландского художника XVI в.

В православной среде принято мнение, что образ Богородицы, писанный на досках из дуба, соединённых между собой, привезён великим литовским правителем Ольгердом из Херсоне́са Таври́ческого в дар своей первой жене, витебской княжне, крещённой в православии, Марии Ярославне.

Образ Пресвятой Богородицы за много веков находился и в православных храмах, и в костёлах. Но какой бы христианской церкви икона не принадлежала, по укладу тех времён она оберегала город от любых врагов на самых высоких воротах оборонительных стен. Назывались они «О́стрыми воро́тами» (польск. Ostra Brama) .

Поскольку в те века Вильнюс был частью Речи Посполитой, то и языком общения был польский. Образ Богородицы стал именоваться Остробрамской.

В XVII в. икона обрела серебряный оклад в свой полный размер 200 ˣ 165 см. Над Её головой на накладном украшении прикреплены две короны. Одна - Царицы неба, другая - королевы земли польской. От лика по всем направлениям идут лучи. Полумесяц в нижней части ризы - благодарный дар, добавленный в XIX в.

Дни памяти образа Остробрамской иконы Божьей Матери:

  • у католических христиан - 16 ноября;
  • у православных верующих 8 января по н.с. - в Собор Пресвятой Богородицы и 27 апреля по н.с. - в день кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна, Евстафия.

В чём помогает

Иконографический тип Елеу́са в греческом искусстве чаще именуется Гликофилу́са (греч. Γλυκοφιλούσα). В переводе на русский язык - сладко любящая. Соответственно к образу Пречистой обращаются с просьбами о детях.

Бездетные пары просят покровительства у Божьей Матери в зачатии и рождении здоровых младенцев. Беременные женщины - о благополучных родах. По своей любви Царица Небесная просит у Сына единородного для людей укрепления в вере, исцеления от болезней телесных и душевных.

В благодарность о спасении и помощи, приносятся в дар к образу Остробрамской Божьей Матери бескровные жертвы - вотивные дары. Стены часовни, где находится чудотворная икона, покрыты золотыми и серебряными изображениями сердец, рук, ног и прочими подношениями.

Молитвы

Пречистая слышит просьбы всех, с верой и надеждой обращающихся к Ней. Молитву допускается творить своими словами, а можно читать из молитвослова ту, которая по душе.

Икона в доме

Идеальное расположение для святых образов - восточная сторона. Христиане всегда придавали Востоку особое значение, считая, что рай находился именно там.

В этой части света появляется солнце, а значит жизнь.

Однако не в каждом доме можно соблюсти это правило. Да и нет строгих запретов по расположению икон в жилище относительно сторон света. Можно располагать в гостиной, детской, над входной дверью и напротив неё.

Место в супружеской спальне тоже подойдёт, так как телесная близость в браке не является грехом. И всё же несколько правил стоит соблюсти.

Не допускается располагать коны:

  • на полочках с книгами, сувенирами, фотографиями членов семьи;
  • картинами и изображениями, пусть даже религиозного характера, а также священников и праведников;
  • вместе с кухонной утварью, игрушками.

Если квартира маленькая, то можно повесить икону на любую свободную стену. Но самое главное правило - соблюдать порядок перед святынями.

Где находится в Москве

Поклониться образу Остробрамской Божьей Матери можно и недалеко от Москвы. В селе Данилово, Пушкинского района есть деревянная часовня со звонницей, возведённая в честь князя Даниила Московского.

На западной её стене, справа от входа, находится список чтимой иконы из Вильнюса. Размер небольшой, но канонические правила письма сохранены в точности как в видении Иоанна Богослова: «…одетая в солнце, под ногами Её луна, над головой венец из двенадцати звёзд…».

Богослужение перед Остобрамской иконой Божьей Матери происходит по римско-католическим правилам. Однако и православные христиане вольны приезжать чествовать Царицу Небесную.

Сохранился обычай обнажать голову, проходя воротами города Вильнюса, называемыми ныне Аушрос (лит. Aušros Vartai) , в знак почитания Остробрамскому образу Пресвятой Богородицы.

В христианской вере существует большое количество святынь, которые глубоко почитаются православными во всех уголках земного шара. Примерно такое же количество святынь имеется и в католической вере. Но одинаково свято для православных и христиан является образ Божьей Матери «Остробрамская», который имеет интересную историю возникновения и является единой святыней как для христиан, так и для католиков.


История иконы «Остробрамская»

В городе Вильнюс в небольшой часовне на сегодняшний день находиться эта икона. Но свое местоположение с пятнадцатого века она меняла не единожды. Существуют сведения, что образ «Остробрамской» иконы Божьей Матери прибыл на территорию Прибалтики еще в первой половине четырнадцатого века.

Образ Богородицы на этой иконе является невероятно красивым, а ее одежда – это настоящее произведение искусства. Вы вряд ли найдете еще одну подобную икону, в оформлении которой используются жемчуга и драгоценные камни на уровне с серебром и золотом.


Значение иконы

«Остробрамская» икона Божьей Матери – это величественный образ, который, тем не менее, полон сдержанности, покорности и любви. На иконе Богородица изображается по пояс, без младенца. Ее голова немного наклонена в сторону, глаза опущены вниз и выражают смирение. Руки сложены крестообразно, в молитвенном жесте. Расположение очень похоже на другой образ Богородицы «Умиление», только здесь существует большое количество других деталей и пышность одежд, которая присуща только этому образу.

На голове Девы Марии находиться корона и нимб, от которого исходит сияние в виде звезд. Образ выражает покой и смирение, но вместе с тем, полную уверенность в защите и заступничестве.

Как говорит история, икона является византийским произведением искусства, который был привезен в Вильню одним из правящих земель, после битв и войн в Византии. Потому она еще носит название Корсунской Благовещенской иконы. По второй версии, эта икона была подарена в честь крещения, правящего в тот момент, князя.

Также существует версия, что данное изображение является всего лишь частью полной картины, на которой изображен архангел Гавриил , который принес Деве Марии благую весть о том, что она скоро породит на свет Сына Божьего. Склонив голову в умилении и полной покорности воле Божьей, как раз и изображена Богородица в этот момент. Хотя, по сегодняшний день, так и не было найдено каких-либо доказательств данному предположению.

Хотя между католиками и христианами до сих пор ведется спор о происхождении иконы, они достаточно миролюбиво делят ее между религиями. Потому поклониться Святому образу Богородицы в городе Вильнюс могут все желающие православные христиане, плечом к плечу вместе с католиками.


Значение иконы «Остробрамская» у православных христиан

Практически все православные христиане едины в мысли, что икона является только частью Благовещенского образа. Потому данная святыня глубоко почитается среди тех, кто ищет защиты и покровительства и Небесных сил бесплотных. Перед этим образом также молятся от внезапной смерти без святого причастия, и сохранения от всякой беды и напасти на жизненном пути. Также этой иконе необходимо молиться тем, кто имеет:

  • Тоску и уныние, а также постоянные сомнения в христианской вере;
  • Молитвы перед этой иконой снимают проклятия до седьмого поколения со всего рода. Потому этот образ считается особо сильным и должен находиться в доме каждого христианина;
  • Такую икону необходимо приобрести тем, кто имеет дома неспокойную обстановку, постоянные ссоры и конфликты. После того, как икона появляется в доме, отмечается улучшение общей атмосферы, покой и радость всех жителей его;
  • Те, кто страдают душевными расстройствами и депрессиями, также должны молиться перед святым образом, для дарования исцеления и защиты от демонских козней;
  • Икона «Остробрамская» защищает дом от воров и пожара, а также любого другого бедствия.

Чудеса, совершаемые по молитвам верующих перед иконой «Остробрамская»

Зафиксировано большое количество чудес с разных уголков мира, по молитвам христиан перед этим святым образом. По молитвам своей матери, которая пламенно взывала в Богородице, ее сын начал говорить, а отсталость в развитии речевого аппарата полностью ушла. Вторая мать, вдохновенная примером, также усердно молилась перед образом за своего смертельно больного ребенка.

И случилось чудо, малыш невероятным образом исцелился от тяжелой болезни – лейкемия . Также были зафиксированы случаи, когда пропавшие или похищенные дети возвращались домой целыми и невредимыми по молитвам своих родителей перед иконой «Остробрамская». Поэтому Богородица, как заботливая мать всего рода христианского помогает каждому, кто обратиться к Ней с пламенной молитвой и глубокой верой.

Как и где необходимо размещать «Остробрамскую икону Божьей Матери»

Для того чтобы сохранить свой дом от всего плохого, эту икону необходимо размещать прямо над входной дверью дома или квартиры. Икона должна смотреть в дом, а не наоборот. Перед тем как поместить ее на свое место, необходимо прочитать молитву Божьей Матери и только после этого, поставить образ на приготовленное место.

По словам многих христиан, после того как в доме появиться такая икона, к вам могут реже заходить некоторые друзья и знакомые. А со временем они и вовсе забудут к вам дорогу. Это означает, что Богоматерь отвела этих людей от вашего жилища, потому как они могли нести угрозу вам или вашим близким. Вообще, этот факт является достаточно интересным, и многие отмечают его достоверность и удивительность.

Как молиться перед иконой «Остробрамская»

Начнем с того, что правильных и неправильных слов, которые идут от души и с верой попросту не бывает. Потому, перед образом, необходимо отбросить все свои суетливые мысли о мирских делах и остаться один на один с иконой. Молиться можно как своими словами, так и специальной молитвой:

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой. Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Бывают такие случаи, когда человек начал читать молитву, но у него прямо вырываются свои слова и просьбы Богородице. Тогда следует оставить молитву и сказать все то, что хочет ваша душа . Почувствовав успокоение и радость, необходимо вернутся к молитве и закончить ее. Так нужно делать каждый раз, когда возникает потребность помолиться своими словами и возблагодарить Богородицу за ее защиту или попросить о чем-то.

Каждый, кто воочию увидел Остробрамскую икону Божьей Матери, непосредственно в Вильнюсе отмечает, что от нее исходит мощная святая энергия. В таком состоянии человек чувствует рассудительность, покой и радость. В его сердце вселяется вера и унимаются всякие распри и разногласия, а его путь, который казался непонятным и сложным, приобретает совершенно другой вид и становится простым и понятным. Поэтому важно «выключать» свои мысли и ежедневно посвящать себя молитве, которая успокоит нервы и прояснит все сложные моменты в жизни.

Радости на сердце и покоя в голове. Да храни вас Господь!

История и молитва иконе Остробрамская онлайн

Довольно редкая икона в продаже, но очень сильная. Защищает дом от злых людей. Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Молитва Матери Божией Остробрамской
О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих (имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь.

История Иконы

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

По преданию, чудесным образом явилась 27 апреля 1431 г. на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" - "ворота"). Это исключительно красивая и богато украшенная икона.

Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока наконец не стала достоянием людей разных вероисповеданий и разных национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы - явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти ее из крымского города Херсона (Корсуня) . Каноник Даниил Лодзята, живший в XVII в., повествует: «Великий князь Литовский Ольгерд обогатил сокровищницы свои бесчисленными херсонскими драгоценностями. Семейство этого князя большую часть церковных украшений раздало православным церквам г. Вильны, к числу которых принадлежит благодатная икона Богородицы Благовещения , находящаяся в часовне над городскими воротами, называемыми обыкновенно Острыми». В книге Тихомирова «Жизнь Пресвятой Богородицы и о святых иконах ее» говорится: «…князь Ольгерд (Андрей), привезши св. икону в г. Вильну, передал ее своей супруге Марии, которая и имела сию святыню у себя, а вторая супруга Великого князя Андрея (Ольгерда) Гедиминовича Иулиания, принявшая св. икону по преемству своего положения во дворце, посвятила св. икону Святотроицкой церкви и обители, которую особенно чтила». (1884 г. 2:44). А.Муравьев в «Русской Вильне» выдвигает три версии появления в столице иконы: трофей князя Ольгерда из похода его в Крым, дар Византийского императора Палеолога Ольгерду по случаю его крещения и чудотворное ее явление на Острых вратах в 1431 году. Автор не отрицает факта, что икона почитаема с XIV века.

Благовещенская икона, по утверждению так же исследователей, первоначально находилась в Свято-Троицком монастыре, граничившем с Острыми Воротами, затем, как было принято, братья обители поместили ее на воротах со стороны въезда в город. С передачей Свято-Троицкого монастыря униатам к ним перешла и Остробрамская икона. Со времени основания у Острых Ворот Кармелитского монастыря и костела св. Терезии (первая пол. XVII в.) икона Девы Марии стала собственностью монахов-кармелитов.

С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому просил, чтобы отыскали св. икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов… Но в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, икона находилась в костеле св. Терезии.

В 1671 г. на средства виленцев была построена небольшая деревянная часовенка, но не с внешней стороны ворот – сейчас она была обращена к городу, и туда была перенесена икона, а на внешней стене часовни появился образ Сальвадора Спасителя.

Во время войны со шведами проход под Острыми Воротами был занят их караулом, часовые кощунственно вели себя во время богослужений, за что дорого поплатились. Поругание святыни прекратилось, когда на страстной неделе, в Великую субботу – утром 14 апреля, вдруг упала одна из тяжелых створ ворот, придавившая насмерть несколько шведских солдат.

К 1671 году относится и первое чудо, совершенное посредством иконы - спасение жизни ребенка. Второе чудо датируется 1702г.

Верующие в силе чудотворной иконы убедились и во время пожаров 1706 и 1714 годов. Пламя не тронуло иконы, хотя сама часовня в 1714 г. сгорела дотла. С этого времени в течение почти 30 лет икона Богородицы находилась в костеле св. Терезии. Благодаря стараниям ксендза Телесфора в 1744 г. во всю ширину и почти в полную высоту всей Остробрамской башни выросла новая каменная часовня, куда торжественная процессия и перенесла икону Пресвятой Девы Марии. Тогда же декретом Папы Пия XII было объявлено о принадлежности иконы католикам.

Губернатор Вильны Н.Репнин в 1795 г. дал распоряжение, чтобы «каждого мужского пола человек всякого звания, состояния, вероисповедания и возраста, во всякое время дня и ночи проезжал или проходил через Острые Ворота не иначе, как открывая верх головы, воздавая этим честь Остробрамской святыне, а также чтобы при Острых Воротах из уважения к святыне не производилась торговля». В часовне помещен был большой звучный орган, составлен превосходный хор певчих и оркестр из талантливых музыкантов.

В 1823 г. кармелиты издали «Реляцию о чудотворной иконе Пресвятой Девы Марии, что на Острых Воротах» со множеством гимнов и песен к Пресвятой Богородице. При костеле состояло Иосифское братство, члены которого должны были: 1) Часто молиться друг за друга как за работников одного общего дела; 2) Всячески помогать друг другу; 3) Иметь у себя образок Остробрамской Богородицы; 4) Исповедоваться и причащаться непременно ежемесячно.

Сегодняшний классический вид часовня получила после реконструкции 1828 – 1830 годов. Над средним окном ее была сделана надпись на латинском языке: «Матерь милосердная/ Прибегаем к твоему покровительству». Верх часовни заканчивался каменной башенкой с колоколом. В 1830 г. был построен каменный коридор из костела в часовню. По сторонам иконы, между колоннами, установлены две позолоченные статуи, изображающие св. Иоакима и св. Анну – родителей Девы Марии.

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом а польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года».

Карнизы и поле иконы увешаны множеством привесок (вотивных подношений ): крестов, орденов, медалей, изображений частей человеческого тела, золотых, серебряных, медных, в зависимости от достатка жертвующих, получивших после молитвы перед иконой исцеление или облегчение. На многих вотах имеются надписи, преимущественно на польском языке. Все они расположены изысканно симметрично (их около 8 тысяч). Воты в свое время можно было приобрести в богатом магазине с религиозными реликвиями или у торгующих ими у Острых Ворот. На потолке часовни изображены священный ковчег и картины Завета.

Саму икону старательно обновил живописец К. Русецки. После снятия оклада, по словам очевидцев, была обнаружена хвалебная православная песнь в честь Девы Марии «Честнейшую херувим», а иконопись была византийско-славянского стиля. Был сделан новый богатый оклад (риза) из позолоченного серебра с выкованными розами, тюльпанами и гвоздиками. Под святой иконой был помещен большой серебряный полумесяц, а еще ниже – престол с распятием Спасителя.

Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней и архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почетный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

В июле 1927 г. под проливным дождём на кафедральной площади столицы состоялась торжественная коронация образа Пресвятой Девы Марии . В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: дипломат Апостольской столицы (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни жители края пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и консерватор профессор И. Рутковски.

Перед чудотворной Остробрамской иконой молились и Ей посвящали свои произведения А. Мицкевич, Ю. Словацки, Ю. Крашевски, В. Сырокомля, С Монюшко, написавший в ее честь 4 литании.

В сентябре 1993 г. в часовне перед иконой Пресвятой Богородицы молился Папа Римский Иоанн Павел II. Месса через Ватиканское радио транслировалась на все континенты, где в честь Остробрамской Девы Марии построены многочисленные храмы, часовни, алтари - по всему миру.

Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду.

Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери.

У иконы Богоматери Остробрамская молятся о даровании Божьего покровительства, молятся о счастье супружеской пары и защите от вмешательств в семью; от нежданных, нежелательных посетителей.

Остробрамскую икону Матери Божьей вешают при входе в жилище как оберег и защиту дома от всего недоброго.

Эту икону хорошо иметь дома, молитва у этого святого изображения успокаивает и умиротворяет атмосферу в семье. Перед ней возносят молитвы о душевнобольных людях, людях склонных к депрессиям, уныниям.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам - младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Остробрамская икона Божией Матери January 3rd, 2011

Был период в моей жизни, когда я находилась в крайне нервном напряжении. С каждым днем напряжение и тяжесть росли и росли. В этот период ноги сами понесли меня в церковь. Там мой взор упал на Остробрамскую икону Божией Матери. Я смотрела на нее, и на душе становилось мирно и спокойно. Этот образ стоит сейчас в моем доме и приносит спокойствие.
Хочу возблагодарить Проведение за встречу с этим образом в период жизненных испытаний и рассказать немного о том, что удалось найти об образе Остробрамской иконы Божией Матери.

Как и наша московская Иверская, Остробрамская тоже на вратах – хранит город:
«Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!»
Своё название икона получила благодаря месту своего заступничества. Святой образ находится в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Предания о происхождении образа
О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире.

1. Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников, замученных Ольгердом в начале его княжения. В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.
После введения унии, православные иноки утратили, вместе с Троицкой обителью, и священную часовню Остробрамскую. Но при уничтожении унии (в 1839 году) древняя Троицкая обитель перешла опять в руки православных, а чудотворная икона осталась в руках католических монахов (кармелитов).
Существуют и два других православных предания о происхождении образа.

2. Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства.

3. По преданию икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. крепостной ограды города Вильны.

Образ Остробрамской иконы Божией Матери
В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись – хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим».
Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс со склоненной головой и опущенными глазами. На её лице выражение глубокого мира и умиленности. Ее руки скрещены на груди.
Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем. Открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой» (1849).
На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия – момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа – участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.
Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва иконе Божией Матери "Остробрамская"
О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти.
Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи.
Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.
Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.
Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Празднование – 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников (Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за Христа при великом князе Литовском Ольгерде (1345 - 1377) и тем самым способствовали просвещению древних русско-литовских земель (Черной Руси) светом Христовой Истины.
Князь Ольгерд был женат на православной Витебской княжне Марии Ярославне и при жизни супруги дозволял проповедь христианства. По просьбе княжны в Вильне была даже построена православная церковь. Но после ее смерти он стал открыто поддерживать жрецов-огнепоклонников, которые начали преследование христиан.
Два родных брата, придворные Нежило и Кумец, приняли от духовника княгини священника Нестора святое Крещение и получили имена Антоний и Иоанн. Вскоре князь заподозрил братьев в вероотступничестве, допросил их, и они исповедали себя христианами. Святые братья были заключены в темницу и целый год провели в неволе. Иоанн испугался предстоящих мучений и объявил, что исполнит все приказания великого князя. Обрадованный Ольгерд выпустил обоих братьев и приблизил к себе.
Но Антоний не изменил Христу. Когда он отказался есть мясо в постный день, князь опять заключил его в темницу и подверг жестоким истязаниям. Иоанн вскоре раскаялся в грехе отступничества и также был заключен в темницу.
Толпы народа приходили к темнице, чтобы увидеть нового исповедника. Своей проповедью братья многих обратили ко Христу. Темница превратилась в христианское училище. Испугавшиеся жрецы требовали казни братьев, но теперь они уже не боялись временной разлуки. Утром 14 апреля 1347 года мученик Антоний после принятия Святых Тайн был повешен на дереве. Этот дуб, считавшийся язычниками священным, стал с тех пор поистине священным для православных литовцев и белорусов.
Множество народа также собиралось у стен темницы, где находился святой Иоанн. 24 апреля 1347 года по наущению язычников его удавили и мертвого повесили на том же дубе. Честные тела обоих мучеников были погребены христианами в церкви во имя святителя Николая Чудотворца.
Третьим страдальцем за веру Христову и просветителем литовцев стал родственник братьев Круглец, в крещении Евстафий. Любимый дружинник Ольгерда, он мог рассчитывать на прекрасное будущее. Но однажды и он подобно братьям-мученикам исповедовал себя христианином. Его тут же стали бить железными палками, но юноша не издал ни одного стона. Князь стал изощряться в пытках. Был лютый мороз. Ольгерд приказал раздеть мученика донага, вывести его на улицу и лить ледяную воду в уста. Но это не сломило духа святого. Тогда раздробили ему кости от подошвы до колен, вместе с кожей сорвали с головы волосы и отрезали уши и нос. Святой Евстафий переносил истязания с такой радостью и бодростью, что сами мучители поразились той Божественной силе, которая укрепляла его. После пыток мученик Евстафий был приговорен к смерти и повешен на том же дубе, где ранее приняли мученическую кончину святые Иоанн и Антоний.

Их подвиг имел громадное значение для всего Западного края. Виленский монастырь во имя Пресвятой Троицы, в котором хранятся святые мощи, стал оплотом Православия и мира в том крае. В 1915 году, при наступлении немцев, эти святыни как самые драгоценные в Прибалтийском крае были взяты в сердце России – Москву.

Икона Божьей матери, находящаяся над Остробрамскими воротами в г. Вильнюсе (Литва), именуется Остробрамской (Островратной) и считается главной святыней города.

Ее почитают и поклоняются ей как православные, так и католики. Молитва Остробрамской Божьей Матери не раз совершала чудеса для людей различных вероисповеданий.

В храмах города Вильнюса в числе святынь, располагающихся на алтарях и стенах древних строений, находится несколько иконописных ликов.

Главным среди них является Остробрамский образ Божьей Матери (см. фото).

Один взгляд на него переворачивает весь внутренний мир человека и заполняет душу беспредельной радостью и упованием.

Многие христиане, и православные, и католики, стремятся хоть на несколько минут встретиться с ликом Остробрамской Божьей Матери в Литве и окунуться под Ее милосердный покров.

Свои ощущения, полученные в молитвенном созерцании Божественнейшего лика Матери, верующие люди проносят через всю дальнейшую жизнь, в чем помогает им благодать, подаваемая через чудотворный образ.

Существуют разные версии, иногда в виде красивых и загадочных легенд, пытающиеся объяснить происхождение образа Остробрамской Пресвятой Богородицы. Исторические свидетельства и документы, касающиеся города Вильне, прежней столицы литовско-русского государства, имеют достаточно много упоминаний об этом лике Божьей Матери.

Из них видно, что он был привезен из Крыма, а именно из Херсонеса Таврического (древн. Корсунь).

1341-1373 гг. Предположительно в этот период Остробрамский лик был доставлен великим Ольгердом, князем литовским, из военных походов против крымчан, которые были удачны и принесли много трофеев.
1431 г. Точно не известно, когда супруга Ольгерда отдала образ в новопостроенную церковь Живоначальной Троицы г. Вильне. Но в этом году о нем уже упоминается.
1498 г. Ввиду угрозы татарского нашествия была осуществлена закладка новых каменных стен, опоясывавших город. Чуть позже на одной из надвратных башен в Русском (Остром) конце был установлен образ Божьей Матери, приветствующий своим Ликом всех входящих в Вильне.
1495 г. В город была привезена цареградская икона «Одигитрия». Про Остробрамскую Божью Матерь на время забыли.
1596 г. Объявлена церковная уния. Троицкий монастырь, которому принадлежала часовня с чудотворным ликом, перешел к униатам. Образ был перенесен в один из православных храмов.
1609 г. Остробрамский лик забран униатами насильственным путем и перенесен обратно в часовню над воротами. Часовня передана на попечение базилианским монахам, поселившимся при Троицком храме.
1624 г. У Острых ворот основывается монастырь с костелом св. Терезии (кармелиты). Со временем часовня перешла к ним. Возобновилось почитание чудотворного лика.
1671 г. Кармелиты построили на месте старой новую часовню. Чудотворный лик они обратили внутрь города.
1714 г. Страшный пожар в Вильне. Икона была перенесена в Терезинский костел.
1744 г. Чудотворный образ, в связи с возобновлением часовни, вновь помещен над воротами.
Нач. 19-го века Спор между базилианами и кармелитами о праве владения чудотворным ликом. Папа Римский присудил оставить его кармелитам, так как они были наиболее близко расположены к часовне.
1832 г. Закрытие монастыря кармелитов. Терезинский костел перешел во владение белого римо-католического духовенства, а вместе с ним и икона.

Внимание! В наше время святой образ, как и прежде, находится на своем историческом месте. Христиане и люди других вероисповеданий при проходе через Браму обнажают голову. Многих из них останавливает молитва Остробрамской Божьей Матери, рождающаяся в верующих сердцах.

Иконография образа

Относится к редко встречающемуся иконографическому типу – Матерь Спасителя без младенца на руках. На Ее чудном лике мы видим глубоко мудрое смирение, скромность и девичью чистоту, – черты, наиболее присущие Пресвятой Деве. На голове прикреплена двуярусная корона – символ царского достоинства. От лика исходят светоносные лучи.

Икона выполнена темперой на двух скрепленных между собой досках, обработанных тонким слоем грунта, размер которых составляет 1,63 Х 2,0 м, а толщина – 2 см.

В 1812 году икона была основательно подпорчена французскими завоевателями. В 1829 году икона была реставрирована, при этом на ней появились некоторые новшества в католическом духе.

На иконе после снятия ризы для проведения реставрационных работ иконописцами была обнаружена древняя надпись, выполненная на славянском языке.

Это была песнь, прославляющая Богородицу: «Честнейшая Херувим…».

Когда-то, задолго до своего появления в Вильне, икона была составной частью композиции «Благовещение». Называлась она в то время Корсунской или Благовещенской.

Отсюда и пошла трактовка, что Дева Мария представлена в момент встречи Ее с архангелом Гавриилом. Но эта часть композиции, к сожалению, безвозвратно утеряна.

К тому же иконографическому типу относится чудотворный образ «Умиление», принадлежавший батюшке Серафиму и в настоящее время хранящийся в Москве. Островратный лик Богоматери почитается преимущественно в Литве, Польше, Украине, Белоруссии.

Молитвенная традиция

Остробрамская икона Божьей Матери, от чего защищает и чему учит нас Божественный лик? Нежный чудный образ Пречистой Девы Марии излучает из себя тепло и кротость.

Смотря на него, начинаешь понимать, что именно с такой душевной открытостью, чистотой и смирением Богородица встретилась с посланцем Божьим.

Дева Мария сложила на груди руки так, как их нужно складывать, подходя к святой чаше и готовясь принять в себя Господа.

Глядя на прекрасный образ Матери, постигаешь, какой прозрачности и чистоты должна достичь душа для осуществления близкой встречи с Богом, каким смирением надо обладать, – чему нам, православным христианам, нужно подражать.

Остробрамская икона Божьей Матери, в чем помогает христианам и другим обращающимся к ней людям, так это в том, чтобы сохранять мир и благоденствие в семьях, избегать всяческих раздоров и наветов бесовских.

Святой образ считается покровителем семейного очага и брака, хранительницей рода.

Чтобы защитить себя от всяческих бед и напастей, в доме просто необходима икона Остробрамская Богородица. Где вешать Лик Богоматери, решать нужно исходя из обстановки квартиры, многие делают это над входом в жилье.

Значение символики Остробрамского лика

Более поздний образ Остробрамской Божьей Матери имеет над Ее головой ореол в виде круга. Сияющий нимб Богородицы, между излучениями которого видны звезды и месяц, понуждают нас вспомнить слова из книги Откровения Иоанна Богослова «Явилось на небе великое знамение – Жена, облеченная в солнце. Под ногами Ее – луна, и на голове Ее – венец из 12 звезд».

Внизу иконы помещен серебряный полумесяц. На нем присутствует гравировка – надпись на польском языке, выражающее молитвенное прошение к Пресвятой Богородице.

В древности подобный символ (круг + полумесяц) встречается довольно часто в самых разных местах земного шара.

Круг является символом души, а также одним из символов проявления духовного существа из мира Бога.

Знак полумесяца, обращенного своими концами вверх, – означает человека, который достиг духовного совершенства еще при жизни.

Подобные знаки встречаются в архитектуре главных православных соборов Киевской Руси:

  • Спасо-Преображенской церкви на Берестове (Киев);
  • Дмитровского собора во Владимире;
  • Софийский собор в Киеве;
  • многих других церквях.

Наглядным примером возведения православных храмов с такой символикой в Киевской Руси служит киевский Собор Святой Софии.

Он был возведен в одиннадцатом веке по проекту, который рекомендовал князю Ярославу Мудрому прп. Агапит Печерский.

Святые отцы, в частности Максим Грек, объясняют происхождение полумесяца под крестом на православных храмах как символ победы христианства над мусульманством.

Некоторые религиоведы видят в православном полумесяце другое значение:

  • знак Византии;
  • символ царской власти;
  • якорь, как символ спасения (см. Евр. 6, 18-19);
  • церковный корабль;
  • Вифлеемская колыбель Иисуса;
  • стилизованный образ дракона как символ зла, попранного Христом;
  • евхаристическая чаша.

Важно! Необходимо помнить, что никакого отношения к мусульманской религии православный полумесяц не имеет.

Полезное видео

Подведем итоги

К Божьей Матери, в иконе Остробрамской прославляемой, можно обращаться с любой просьбой. Здесь важно иметь сокрушенное состояние духа, сознание своей недостойности и величия Царицы Небесной. В просьбах необходимо полагаться на волю Божью, Он лучше знает, что нам полезно, и доверяться Ему.

И если то, о чем молятся, послужит нам ко спасению, обязательно подаст Божья Матерь, обнимающая своей любовью и попечением весь человеческий род.