Мытарства души после смерти: что происходит после смерти. Посмертные мытарства. Сорокадневное путешествие души. Валентина Якушина




Мытарства души после смерти

Существует много версий того, что происходит с душой после смерти. В христианстве считается, что ей предстоит пройти мытарства – определенные испытания. Это своего рода очищение, которое важно перед встречей с Богом. Длится этот период 40 дней.

Какие мытарства проходит душа после смерти?

Считается, что шесть дней душа находится как бы на экскурсии в раю, а после она отправляется в ад. Все время рядом находятся ангелы, которые рассказывают информацию о хороших делах, совершенных душой при жизни. Мытарства представляют бесы, которые стремятся затащить душу в ад. Считается, что всего существует 20 мытарств, но это не количество грехов, а страстей, в которые входит много разных пороков.

20 мытарств души после смерти:

Празднословие. В эту категорию входят напрасные беседы, беспричинный смех и песни. Ложь. Этим мытарствам человек подвергается, если врал на исповеди и другим людям, а также при напрасном произношении имени…

Когда совершается таинство смерти и душа отделится от тела, она (душа) в течение первых дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. Она скитается около дома, в котором разлучилась со своим телом, а иногда пребывает около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день всякой христианской душе полагается вознестись на небеса для поклонения Богу.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал».

Если душа не познала себя, не осознала себя совершенно здесь на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости осознать себя за гробом; осознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что составляло для нее пищу и довольствие. Осознать себя и таким образом самой произвести над собою суд прежде суда Божьего – этого хочет небесное правосудие.

1. Мытарства

Св. Феофан Затворник объясняет духовный смысл мытарств:

«Что мытарства? — Это образ частного суда по смерти, на коем вся жизнь умирающего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами. Грехи признаются заглажденными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием.

Найдите «Четьи-Минеи месяц март». Там под 26 числом описано прохождение мытарств св.старицей Феодорой. — Мытарства проходят все умершие в жизни неоправдавшиеся грешники. Совершенные только христиане не задерживаются на мытарствах, а прямо светлой полосой восходят на небеса».

Святитель Иоанн (Максимович):

«Душа …продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

…по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к…

В XIX веке митрополит Московский Макарий, говоря о состоянии души после смерти, писал: «Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, – так, в частности, неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа при разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преп. Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, приставляются различными». Эти в высшей степени значительные слова ангела никак нельзя убывать, когда мы соприкасаемся с сообщениями о том мире. Ибо…

Тело и душа едины, однако, тело смертно, а душа – нет. Когда умирает человек, его душе предстоит пройти мытарства – своеобразные экзамены. Мы расскажем вам, что представляют собой эти испытания и как долго они длятся.

Те, кто столкнулся со страшным горем, – смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.

Проживая земную жизнь, наше тело едино с душой, однако, когда человек умирает, его душа отделяется. При этом все страсти и привычки, добрые и плохие дела, характер и привязанности, которые были сформированы на протяжении прожитых лет, эта душа не забывает. И после смерти ей приходится отвечать за все свои поступки и действия.

40 дней после смерти являются самыми тяжелыми для души человека. В православии этот день считается…

Душа после смерти: 3, 9, 40 дней – что значат эти цифры? Что мы можем сделать для умерших? Об этом мы поговорим в данной статье!

Душа после смерти: Глава 10. Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души

Душа после смерти: Глава 1. Некоторые аспекты современных опытов

Душа после смерти: Глава 2. Православное учение об ангелах

Душа после смерти: Глава 3. Явления ангелов и бесов в час смерти

Душа после смерти: Глава 4. Современный опыт “Неба”

Душа после смерти: Глава 5. Воздушное царство духов

Душа после смерти: Глава 6. Воздушные мытарства

Душа после смерти: Глава 7. Опыты “выхода из тела” в оккультной литературе

Душа после смерти: Глава 8. Подлинные христианские опыты неба

Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных “посмертных” опытов

В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти,…

Мытарства

Мытарства — препятствия, через которые должна пройти каждая душа по разлучении с телом на пути к престолу Божию для частного суда, это испытание (обличение в грехах) души, производимое в воздушном пространстве злыми духами. Прохождение мытарств бывает в третий день после смерти.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств управляют бесы - нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список лжи на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы - добрые дела, совершённые душой при жизни.

Всего мытарств 20:

1. празднословия и сквернословия
2. лжи
3. осуждения и клеветы
4. объядения и пьянства
5. лености
6. воровства
7. сребролюбия и скупости
8. лихоимства
9. неправды и тщеславия
10. зависти
11. гордости
12. гнева
13. злопамятства
14. разбойничества
15. чародеяния, обаяния, отравления…

Посмертные мытарства. Сорокадневное путешествие души. Валентина Якушина

Родилась я под звон колоколов. Мой родительский дом расположен в нескольких десятках метров от огромного храма, который сегодня включен в Золотое Ярославское кольцо. В детстве я просыпалась под благовест, звучащий с колокольни. Помню то благодатное состояние души, с которым мы выходили из храма под колокольный перезвон после воскресной службы. В каждой комнате, включая кухню, нашего большого дома был устроен красный угол с большими иконами в позолоченных киотах. По вечерам бабушка обязательно собирала нас, пятерых внучат, на домашнюю молитву. Уехала я из деревенского (родительского) дома в 16 лет на учебу в Ярославль. Тогда и прервалась моя жизнь с Богом. Ведь я училась на учительницу, а это было время, когда учителям запрещалось верить в Бога. Детские привычки молиться, ходить в храм, приносить покаяние, причащаться исчезли из моей жизни.
Больше 40 лет я работала в школе. Но, к…

2. Святоотеческое свидетельство о воздушных мытарствах

«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях» (стр. 138).

Владыка Игнатий цитирует многих свв. Отцов, которые учат о мытарствах. Здесь мы цитируем некоторых из них.
Св. Афанасий Великий в своем житии св. Антония Великого описывает, как однажды св. Антоний

«при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и вознесен Ангелами на высоту. Воздушные демоны противились его шествию; Ангелы, препираясь с ними, требовали изложения причин их противодействия, потому что Антоний не имел никаких грехов. Демоны старались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но Ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от…

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа…

Есть ли жизнь после смерти? Что происходит с человеком, когда он умирает? Каждый человек в течение жизни хотя бы один раз задавался этими вопросами.Здравый разум, несомненно, уверяет нас в том, что жизнь после смерти есть, и что душа человека бессмертна! Все люди, которые когда-либо пережили клиническую смерть, рассказывают примерно одно и то же. Во всех случаях сознание умершего не прекращается. Прекращаются функции тела и организма в целом, но сознание не только не умирается, но и приобретает какую-то особую отчетливость и ясность. Все эти люди рассказывают, что когда сердце их останавливалось, они продолжали с полной ясностью осознавать, что происходит. Человек продолжает видеть, чувствовать и испытывать страх. В определенный момент умерший вдруг понимает, что видит себя как, будто со стороны, видит свое тело на больничной койке, врачей, пытающихся восстановить деятельность сердца, всю палату. Помощь экстрасенсов, видеоблоги и видео советы по…

Что происходит с душой после смерти: теории и гипотезы, куда попадает человеческая душа

О предстоящей загробной жизни, рано или поздно, задумывается каждый смертный. У большинства людей предстоящая перспектива вызывает ужас. Подробный ответ на популярный ныне вопрос, что происходит с душой после смерти, можно прочитать ниже.

Структура Вселенной

Вселенную можно описать как конструкцию, состоящую из трех слоев:

Явь. Физический мир. Наше текущее местоположение. Правь. Мир тончайшей энергии. Здесь рождается новая душа. Навь. Некая прослойка между «Явь» и «Правь». Душа, появившаяся в «Прави», проходит этот мир и стремится в «Явь». Душа умершего проходит этот путь в обратную сторону.

Путь души после кончины человека:

Смерть. Душа покидает физическое тело. Некоторое время, а более подробно об этом периоде мы опишем ниже, сущность находится в мире Явь. Очищение. Душа подымается в Навь. В этом высоком мире идет очищение….

Tannarh
МЫТАРСТВА ДУШИ
(Компиляция из разных источников) ВведениеТворения Святых ОтцовИные источникиПослесловие

Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать.

Феофан Затворник

Введение

Смерть святой Феодоры
и видения мытарств души. XIX в.

По свидетельству Макария Александрийского, в течение первых двух дней после смерти душа еще пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает привычные ей места. И только на третий день она возносится на небеса для поклонения Богу. В этот день, который называется третинами, поминают усопшего, молятся за его душу (служат панихиду) и предают его земле. В этот же день душе предстоит пройти так называемые «мытарства» - падшие духи («мытари») пытаются перехватить восходящую к Богу душу, уличая ее в совершенных (и несовершенных) грехах. А грехов у каждого немало - пустословие, ложь, клевета, чревоугодие, лень, воровство, жадность, зависть, высокомерие, злоба, убийство,…

В этом падшем мире местом обитания бесов, местом, где души новопреставленных встречаются с ними, является воздух. Владыка Игнатий далее описывает это царство, которое надо ясно понимать, чтобы можно было вполне уяснить современные «посмертные’’ опыты.

«Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов своих, что пространство между небом и землею, вся видимая нами лазуревая бездна воздухов, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба…’’

«Святой апостол Павел называет падших ангелов духами злобы поднебесными (Еф. VI, 12), а главу их – князем, господствующим в воздухе (Еф. II, 2). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека порознь; нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками; они склоняют и научают человека греху всевозможными средствами. Супостат ваш…

Что такое мытарства?

В XIX веке митрополит Московский Макарий, говоря о состоянии души после смерти, писал: «Должно, однако, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотию, неизбежны черты, более или менее чувственные, человекообразные, – так, в частности, неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах, которые проходит человеческая душа при разлучении с телом. А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал ангел преп. Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах: «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных». Надобно представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а сколько для нас возможно в смысле духовном, и не привязываться к частностям, которые у разных писателей и в разных сказаниях самой Церкви, при единстве основной мысли о мытарствах, приставляются различными». Эти в высшей степени значительные слова ангела никак нельзя убывать, когда мы соприкасаемся с…

Даже наука подтверждает то, что жизнь после смерти существует. Но что тогда ждет нас за гробом? Что такое мытарства? Это что, какие-то таможенные пункты? Какие испытания должен пройти человек, чтобы попасть в рай? За какие грехи придется ответить там? Что можно забрать с собой в иной мир?

Представьте себе, что вы собираетесь за границу. Например, вы так давно мечтали увидеть океан. Вы уже представляете себе лазурный берег, ласковое солнце, шум волн и пение чаек. Но подождите, не все так просто! Прежде чем самолет доставит вас в нарисованное райское местечко, надо оформить визу, пройти все таможни… Но даже все эти процедуры не затмевают красоты того, что вам предстоит увидеть и постичь.

Смерть как путешествие за границу

Конечно, православное учение о воздушных мытарствах вряд ли можно назвать подготовкой к отпуску за границей.

Но все же некоторые параллели помогут лучше постичь глубину этого понятия.

Смерть в своеобразном понимании -…

Потусторонний мир – весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В…

Я не могу соотнести две вещи: после того, как душа после смерти выходит из тела, она 2 дня носится по земле, а на третий день ангелы возносят ее на поклонение Богу. А когда же душа проходит мытарства? Где можно подробнее почитать про мытарства: какие они, сколько их? Как я понимаю, в ссылке, которую Вы мне прислали (там, где речь идет об опыте воина Таксиота), перечислены не все мытарства.

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

По мнению святителя Иоанна (Максимовича), великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов. Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: "Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей сто-ятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4). " Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестного и смрад-наго и мрачного бесов образа" (песнь 6). "Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8). Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям» (Св. Иоанн. Жизнь после смерти, - В кн.: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Святитель Иоанн, Чудлтворец, М., 2003, с. 793 -95).

Наиболее подробно о мытарствах пишет ученик св. Иоанна Сан-Францисского иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти. Современные "посмертные" опыты в свете учения Православной Церкви». Имеется много изданий.

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти - испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

В статье:

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств» , под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, - до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти - сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие - слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым - ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое - чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое - леность, праздность. Шестое - воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое - сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое - лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое - обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое - зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое - гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое - гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое - злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым - чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое - блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый - проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама - с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое - ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание - немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний - «по ту сторону» , а загробный - «за гробом» .

В христианской традиции мытарства происходят на , длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай - сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы - та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней - общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад - Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя , место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище - место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс

Загробная жизнь и ее неопределенность - это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека - бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни - ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей - это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни - ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной , и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» - постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий - это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый - еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой - это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.
Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких - они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно - переход духа человеческого от одного состояния к другому - от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания - небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда - индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» - места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово - оно может исцелить или убить, оно - начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая - грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман - любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие - это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство - любой поступок, следствие которого - присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость - это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть - зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев - они разрушают душу;
  • убийство - как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание - обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние - это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.
Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь - это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Родилась я под звон колоколов. Мой родительский дом расположен в нескольких десятках метров от огромного храма, который сегодня включен в Золотое Ярославское кольцо. В детстве я просыпалась под благовест, звучащий с колокольни. Помню то благодатное состояние души, с которым мы выходили из храма под колокольный перезвон после воскресной службы. В каждой комнате, включая кухню, нашего большого дома был устроен красный угол с большими иконами в позолоченных киотах. По вечерам бабушка обязательно собирала нас, пятерых внучат, на домашнюю молитву. Уехала я из деревенского (родительского) дома в 16 лет на учебу в Ярославль. Тогда и прервалась моя жизнь с Богом. Ведь я училась на учительницу, а это было время, когда учителям запрещалось верить в Бога. Детские привычки молиться, ходить в храм, приносить покаяние, причащаться исчезли из моей жизни.
Больше 40 лет я работала в школе. Но, к сожалению, вдали от Бога. Я была предана стране, а не Богу. Потому и учеников своих, и собственных детей я не наставляла Божьим правилам, не учила жить по-церковному. Тогда у нас была другая вера. Святоотеческая литература пришла в мою жизнь, когда я уже вышла на пенсию. Мой младший сын, а затем и внук частенько привозили мне книжки из храмов. Теперь, когда мой конец близится, я все чаще задумываюсь, правильно ли я прожила свой век. В церковной литературе есть немало указаний, что ждет всех нас после смерти. Подумала, эта информация будет полезна для работающих в похоронной сфере. Решила по-школьному, как делала когда-то, написать реферат, который и предлагаю ниже.

Следуя православной традиции, погребение и первое поминовение усопшего совершается на третий день после смерти. Следующие поминовения бывают на девятый и сороковой дни. Почему так происходит?
Согласно учению православной церкви, в первые три дня душе позволено облететь все места на земле, какие ей дороги, где ей было хорошо, где она делала добрые дела. Поэтому отпевание и похороны следуют только на третий день, и душа переходит в иные сферы. В этот день происходит первое поминовение, потому что, начиная с этого дня, она проходит через мытарства - испытания души до решения ее участи на Страшном суде. Испытания эти заключаются во встрече с бесами, чью волю человек исполнял при жизни на земле, когда совершал свои грехи. Пространственная зона этих встреч находится между землей и небом, где движется душа, и где ее периодически останавливают и подвергают допросу по поводу тех или иных грехов «духи злобы поднебесные». Любопытно, что одно из значений слова «мытарства» - это «места взимания пошлины», по-другому «таможни». Таким образом, можно сказать, что как таможни ставят заслон для провоза через границу контрабандных товаров, так и мытарства ставят заслон для попадания отягощенных грехами душ в Царствие небесное. Во время мытарств сполна взимается пошлина за земные человеческие грехи. Христианские источники говорят о разном количестве мытарств: от двадцати до тридцати и более. По учению церкви, их двадцать. О них мы и поговорим.
Душевные недуги - грехи - запечатлеваются на душе, и она, будучи вследствие этого нездорова, больше не способна реально воспринимать явления окружающего мира. Как физически больной человек не может нормально трудиться, так и душа, имеющая недуг, не может правильно жить и понимать жизненные процессы. По этой причине человек совершает огромное количество ошибок в своей жизни и не способен их даже увидеть. Совершая грехи, он как бы находится в «душевной горячке». И лишь попадая на небеса после смерти, проходя мытарства, душа становится «зрячей». Вот перечень душевных недугов, которые во время мытарств вменяются душе как грехи, в том числе мелкие.
МЫТАРСТВО ПЕРВОЕ - ПРАЗДНОСЛОВИЕ И СКВЕРНОСЛОВИЕ
На этом мытарстве идет ответ за сквернословие - речь, наполненную непристойными словами; кощунство - оскорбительное отношение к какой-либо святыне; осквернение - поругание чего-то, что свято для других; бесчинство - нестепенное, непристойное, бесцеремонное поведение; слушание анекдотов, острот, глупых шуток по отношению к Богу и церкви; прослушивание, просмотр, чтение отрицательных: литературы, теле-, видео-, радиопрограмм.
МЫТАРСТВО ВТОРОЕ - ОКЛЕВЕТАНИЕ
На этом мытарстве духи пытают душу за ложные обещания; лжесвидетельство - дачу ложных или искаженных показаний; лицемерие - неискренность, недоброжелательность; лесть - угодливое восхваление, прикрывающее неискренность; предательство.
МЫТАРСТВО ТРЕТЬЕ - ОБИДЫ И НЕПРАВДЫ
Здесь духи злобы выясняют, не была ли душа замечена в унижении - угнетении обидами или принижении своих способностей; осуждении - неодобрительном мнении, порицании; грубости - недостаточной культурности, неучтивости; неделикатности.
МЫТАРСТВО ЧЕТВЕРТОЕ - ОБЪЯДЕНИЕ
Здесь истязуют за чревоугодие - угождение своему желудку во вред духу и душе; пьянство - постоянное и неумеренное потребление спиртных напитков; алкоголизм - болезненное влечение, пристрастие к спиртному; курение; наркоманию - непреодолимое влечение к наркотикам; нечистоту - грязь, неаккуратность; невоздержание - отсутствие желания или умения ограничить себя в чем-то; многонетерпение - отсутствие долготерпения, когда приходится длительное время что-то переносить; прихоть - капризное желание, причуду.
МЫТАРСТВО ПЯТОЕ - ГОРДОСТЬ
Во время него грешники истязуются за неработу над своим духовным развитием; косность мышления - невосприимчивость к новому, отсталость; нерадение - небрежное отношение к своим обязанностям; беспечность - проявление беззаботности; пустоделие - незначительное, ничего не дающее дело; лень - отсутствие желания действовать, работать, любовь к бездействию; убийство времени; убийство идеи; жизнь всуе.
МЫТАРСТВО ШЕСТОЕ - ВОРОВСТВО
Здесь идет ответ за грехи воровства - преступного присвоения чужого; граби-тельства - насильственного похищения чужого имущества.
МЫТАРСТВО СЕДЬМОЕ - СРЕБРОЛЮБИЕ
Это мытарство сребролюбия - жадности к деньгам, богатству, скупости, любви к подаркам; спекуляции - скупки и перепродажи ценностей с целью наживы.
МЫТАРСТВО ВОСЬМОЕ - ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
На нем отвечают за лихоимство - взяточничество, ростовщичество, лесть.
МЫТАРСТВО ДЕВЯТОЕ - МЗДОИМСТВО
Здесь держат ответ за неправильное употребление власти или меры; совершение вымогательств, каких-либо несправедливостей.
МЫТАРСТВО ДЕСЯТОЕ - ЗАВИСТЬ
Далее душа достигает десятого мытарства, где истязуют за ревность - мучительное сомнение в чьей-то верности или любви; зависть; недружелюбие.
МЫТАРСТВО ОДИННАДЦАТОЕ - ТЩЕСЛАВИЕ
Дошедшей до одиннадцатого этапа душе бесы предъявляют обвинения в тщеславии - кичливом высокомерии, любви к славе, почитанию; мании величия - болезненном возвеличивании своих способностей; упрямстве - крайней неуступчивости, стремлении добиться своего; эгоизме - предпочтении своих личных интересов интересам других; глупости - лишенных разумной содержательности мыслях, словах, поступках; непочитании традиций; забвении - утрате памяти о чем-нибудь, пренебрежении чем-то; непочитании родителей.
МЫТАРСТВО ДВЕНАДЦАТОЕ - ГНЕВНОЕ
Души грешников истязуются за гнев - чувство сильного возмущения, негодования; раздражительность; ненависть - чувство сильного отвращения, нежелания видеть; вражду - действия, проникнутые ненавистью; злобу - чувство гневного раздражения; злорадство; невежество; наглость.
МЫТАРСТВО ТРИНАДЦАТОЕ - ЗЛОПОМНЕНИЕ
На нем допросу подвергаются души злопамятных - не прощавших причиненного зла; обидчивых; мстительных - желавших отомстить за причиненные обиды; сеявших распри и раскол.
Следующие мытарства - наиболее сложные и труднопроходимые, ведь здесь к ответу призываются наиболее тяжкие человеческие грехи.
МЫТАРСТВО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ - РАЗБОЙНИЧЕСТВО
Итак, четырнадцатый этап - мытарство членовредительства - нанесений увечий кому-то или самому себе; избиения; намеренного отравления; покушения - попытки лишить жизни другого человека или самого себя; убийства любви к Богу и ближним; умышленного аборта.
МЫТАРСТВО ПЯТНАДЦАТОЕ - ВОЛШЕБСТВО
Это мытарство спиритизма - мистической веры в возможность общения с душами умерших; гадания - узнавания прошлого или будущего с помощью различных приемов; азартности - сильного возбуждения, задора, увлечения.
МЫТАРСТВО ШЕСТНАДЦАТОЕ - ЛЮБОДЕЯНИЕ
На нем истязуются те души, которые в земной жизни занимались любодеяниями, не будучи связанными таинствами брака; совершали грех подстрекательства; соблазна; бесстыдства - противоречия общественной морали, непристойного поведения; разврата - половой распущенности, порочного образа жизни; пошлости; страсти. Князь этого мытарства одет в смрадную, окропленную кровавой пеной одежду, которая устроена ему срамными и скверными делами тех, кто на земле предавался этим грехам.
МЫТАРСТВО СЕМНАДЦАТОЕ - ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ
Истязуются те, кто не сохранял супружескую верность как наяву, так и в мечтах; совершал блудные насилия и похищения; а также те, кто обещал свою чистоту Христу, но нарушил обет.
МЫТАРСТВО ВОСЕМНАДЦАТОЕ - СОДОМСКОЕ
Здесь держат ответ за грех полового извращения.
МЫТАРСТВО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ - ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ
Или мытарство ереси. Здесь истязуют за самость - действия, осуществленные без Божьего благословления; непонимание своего предназначения на земле; богохульство - поношение имени Бога, Божьих дел и творений, оскорбление церковных реликвий; маловерие; суеверие - предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил; страх; потерю воли; мнительность; отчаяние; слабость - недостаточную последовательность в своем движении к Богу; заблуждение - ложные идеи, отводящие от истинного пути, от Бога; слепое доверие; ропот; уныние; малодушие; недовольство.
МЫТАРСТВО ДВАДЦАТОЕ - НЕМИЛОСЕРДИЕ И ЖЕСТОКОСЕРДИЕ
Совсем непроходимым может оказаться последнее, двадцатое мытарство - немилосердия. В список грехов здесь входят: бездушие - бессердечное отношение; безмолвный крик - робкий, не выражающий своего мнения призыв, а также отказ в помощи и внимании нуждающемуся; жестокость; превращение поминок по усопшим в обыкновенное хмельное застолье. Главный дух этого мытарства сух и уныл, как после продолжительной болезни, он плачет, рыдает и дышит огнем немилосердия.
До девятого дня душа посещает небесные обители и любуется красотами рая. На девятый день вновь совершается поминовение, ведь начиная с этого момента и до окончания сорокадневного периода, душе, которая еще не знает, куда попадет, показываются мучения и ужасы ада.
Мытарствам не подвергаются души святых, принявших мученическую смерть. Они сразу же попадают в рай. В православных житиях святых можно встретить много рассказов о том, как душа после смерти проходит через мытарства. В повести о воине Таксиоте говорится о том, как он вернулся к жизни, проведя шесть часов в могиле, и поведал о своих встречах с духами зла: «Когда я умирал, то увидел некоторых эфиопов (бесов - прим. автора), вид их был очень страшен, и душа моя смутилась. Потом я увидел двух юношей, очень красивых; душа моя устремилась к ним. Мы стали подниматься к небу, встречая на пути мытарства, удерживающие душу всякого человека». Прохождение мытарств становится особенно сложным не только потому, что человек по природе своей грешен, но и потому, что бесы к содеянным грехам стараются добавить и несодеянные. Ведь им очень важно заполучить человеческую душу. Но душа не одинока в своих встречах с бесами. Ее сопровождают ангелы. Они взвешивают на весах грехи и добрые дела, и если вторые перевешивают, душа проходит через мытарство. Кроме того, ангелы вынимают дары и отдают злым духам в качестве выкупа. Этими дарами являются те добрые дела, которые душа совершила, находясь на земле, покаяния по поводу совершенных грехов, а также молитвы Церкви и близких людей. Поэтому очень важно поминовение, ведь только любовь и добрая память оставшихся на земле поможет душе усопшего выдержать истязания и пройти через все мытарства. Только на сороковой день ей назначат место, где она будет дожидаться воскрешения мертвых и Страшного суда. Многие души в момент ожидания пребывают в страхе и смятении. Изменить их состояние возможно благодаря молитвам и поминовению, которое совершается в течение сорока дней. Соблюдая православные традиции погребения и поминовения, мы помогаем душам умерших родных и близких в их непростом путешествии до тех пор, пока они не обретут вечного обиталища.

Валентина ЯКУШИНА

Использованная ЛИТЕРАТУРА
Мытарства преподобной Феодоры. Сост. Игуменом Антонием, «Лествица».
Жизнь, болезнь, смерть. Митрополит Сурожский Антоний, Сергиев Посад.
О смерти и загробной жизни. «Диоптра».
Загробная жизнь. «Даниловский Благовестник».
Душа после смерти. Серафим Роуз. «Царское дело».
Слово о смерти. «Лучи Софии».
Загробная жизнь или последняя участь человека. Тихомиров Е. «Отчий дом».
Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти. Монах Митрофан. «Православное братство святого апостола Иоанна Богослова».
Тайны загробного мира. Архимандрит Пантелеимон. «Благовест».
Слово о смерти. Брянчанинов. «Лепта-пресс».
Тайная жизнь души после телесной смерти. Св. Григорий (Дьяченко). «Православное братство во имя Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня».
Загробная жизнь при свете. Богооткровенные учения. Св. Георгий Орлов. «Паломник».

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала