Икона божией матери корсунская, или ефесская. Корсунская икона богородицы




Корсунская икона Божией Матери

Корсунская икона Божией Матери. Молитва.

Корсунская икона Божией Матери свою историю ведет из седой древности. Есть несколько версий происхождения святого образа.

Одним из преданий святой образ написал сам евангелист Лука. Корсунская или Ефесская икона была доставлена в 988 году крестителем Руси князем Владимиром в Киев из Корсуни. Потом образ был перенесен в Великий Новгород, потом в Москву. До 1918 года образ находился за престолом в Успенском соборе Московского Кремля.

По второму приданию икону принесла в 12 веке на Русь Евфросиния Полоцкая, которую в миру знали как Предислава, дочь полоцкого князя Георгия, избравшая с юных лет путь подвижничества. Евфросиния Полоцкая основала в Полоцке (город Витебской области в Беларуси) женскую обитель. Одну из церквей она украсила древним образом Пресвятой Богородицы. Отправив к императору Византийскому гонца с богатыми дарами (в то время полоцкие князья состояли в родстве с родом Комнинов, царствовавшими в Византии) она получила в дар дивный образ, который был украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот дивный образ в 1173 году торжественно установили в храме Пресвятой Богородицы, где он прославился чудесными исцелениями.

Князь Александр Невский в 1239 году женился на дочери полоцкого князя Брячислава. В честь венчания, состоявшегося в Торопце, образ из Константинополя перенесли в этот город, где он был в иконостасе Воскресенского собора до начала 20 столетия.

Мы не будем искать истину происхождения Корсунской иконы Божией Матери.

В России было почти полтора десятка списков с Корсунской иконы позднего происхождения: в Нежине Черниговской губернии, в псковском Изборске, в кафедральном Исаакиевском соборе северной столицы, в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии и в других городах, обителях. Еще большее количество храмов построено на Руси во имя Корсунской Богоматери.

Молятся перед Корсунской иконой Божией Матери об исцелении телесных и душевных страданий верующих.

День празднования иконы Божией Матери Корсунская 9 октября по старому стилю, 22 октября по новому стилю.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Корсунская

Есть два предания о происхождении этой иконы. Начнем с самого древнего. Считается, что образ написал святой евангелист Лука, и хранился он в Эфесе. Список с иконы в 988 году перенесли из Корсуни в Киев после крещения святого равноапостольного князя Владимира.

Эфе́с — древний город на западном побережье Малой Азии. Это территория современной Турции. Под Корсунью подразумевают полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Это нынешний Херсонес. Византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунью.

Позже икону принесли в Новгород, спустя несколько веков, уже при Иоанне Грозном, она оказалась в Москве. И до сего часа она пребывает в Кремлевском Успенском соборе, сразу за престолом. Эта одна из ценнейших алтарных святынь находится в храме уже более шести веков.

Есть еще одна версия происхождения иконы Корсунской Божией Матери. Связана она с белорусской святой преподобной Евфросинией Полоцкой. Будучи настоятельницей Спасского монастыря, матушка игуменья узнала, что в Греции есть иконы письма евангелиста Луки, и попросила прислать одну. Вместе с прошением греческому императору и патриарху Луке Хризовергу отправились и многочисленные дары и подношения. Византийский правитель согласился отдать для Руси ту икону, что хранилась в Эфесе. Везли ее через Корсунь. Обрадованные местные жители попросили сопровождающих оставить образ для молитв верующих хотя бы на некоторое время. Когда спустя год икону отправили дальше преподобной Евфросинии, название «Корсунская» приклеилось к ней. Святая преподобная украсила образ всевозможными драгоценными камнями и металлами и разместила его в церкви. Более 60 лет с 1173 года икона пробыла в Полоцке. Уже тогда начали происходить чудесные исцеления.

По истечении этого времени икона покинула город вместе с дочерью полоцкого князя Брачислава. Параскева выходила замуж за святого благоверного князя Александра Невского, уезжая в город Торопец.

Торо́пец — с 1074 года город в России в Тверской области.

В этом небольшом городе долгое время, вплоть до 1917 года и находилась чудотворная икона. Нынешний Корсунско-Богородицкий собор на долгое время стал местом многочисленных молитв и чудотворений, происходящих возле Корсунской Божией Матери. В 1611 году в местные земли направился неприятель - польские войска пытались одолеть Москву и соседние земли. И здесь славянам пришла на помощь Божия Матерь. После октябрьской революции 1917 года образ отвезли в Ленинград, где его хранили в Русском музее. В Торопце же остался список с чудотворной иконы, он пребывает во Всехсвятском храме.

Копии Корсунской иконы разошлись по всей Руси. Чудотворные лики оказались и в самом сердце страны, и даже на далеком Севере. Преображенский собор Соловецкого монастыря, подмосковная усадьба Мураново, село Глинково Владимирской епархии, украинские села Горбаневка под Полтавой и Шпилевка Сумской области…Список мест, где хранятся чудотворные копии, можно продолжать. Воистину, лучами чудотворных икон землю Русскую озаряющая.

Очень часто в интернете спрашивают, о чем можно молиться перед «Корсунской» или иной иконой. Это несколько ограничивает наше отношение к Богородице. Раньше люди искренне молились о том, о чем болело их сердце…

Например, в 1771 году в городе Романове (так называют нынешний город Тутаев в Ярославской области) разразилась эпидемия чумы. Местные жители слезно обратились к обитателям села Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась чудесами еще с 1642 года. Крестный ход с принесенной иконой остановил болезнь.

А в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе хранится список иконы, написанный в начале царствования императора Николая I. В день своего торжественного перенесения в главный храм города 18 февраля 1894 года исцелилась жена певчего из местного хора. Среди огромного количества молящихся была и Анна Ераксина, которая встретила икону и помолилась перед ней с горячим прошением Богородице об исцелении. Дело в том, что еще в детстве лошадь лягнула ее копытом в правое плечо. Рука едва двигалась, недавно прошла операция. Надежда не оставляла женщину. И вера ее была вознаграждена по приходу из церкви домой. Желая совершить крестное знамение, Анна осознала, что рука движется: лоб, грудь, плечо, плечо…. Хотя раньше эти простые движения были невозможны. На следующий день врачи подтвердили: под повязкой мгновенно затянувшийся послеоперационный шрам. Доктора констатировали, что помощь женщине больше не нужна. И обрадованная Анна тут же поняла, что быстрое исцеление ей даровал Господь по молитвам Богородицы.

Известно, что именно эту икону видел святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда посещал дом Александры Алексеевой, где прежде хранился «Эфесский» образ Богородицы. Он провел полчаса перед ней, не сумев отвести взор от величия и благолепия иконы. Всё это время он молился вслух.

Так каждый молится о своем, а Богородица слышит всех. И находится рядом с каждым из нас незримо…

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Празднование Окт. 9

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Корсунская»

Чтомая в Петроградском Исаакиевском кафедральном соборе

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Святая Корсунская икона Божьей Матери считается чудотворной и перед этим образом молится огромное количество людей, прося о помощи в сложных ситуациях. Есть еще одно название – Эффеская икона, а связано это с тем, что этот лик хранится в Эфесе. Многих интересует, в чем помогает Корсунская Божией Матери, и как она выглядит. Согласно приданию этот образ был написан Апостолом Лукой, и сама Богородица оценила его великолепие. Уже не одно столетие образ помогает верующим бороться с разными проблемами. Икону можно приобрести в церковной лавке или же вышить своими руками, а затем, освятить в храме.

О чем молятся перед Корсунской иконой Божьей Матери?

Смотря на этот образ нельзя не заметить, с какой любовью склонилась Богородица над Иисусом и с какой благодатью она смотрит на всех людей, которые обращаются к образу за помощью. Икона как бы символизирует силу любви Божьей Матери к собственному сыну и всем людям.

Посмотрим, что изображено на этом образе, так Богородица представлена в красных и темно-синих одеждах, а на Иисусе надеты одежды темно-зеленого цвета. На обратной стороне святыни представлен Николай Чудотворец. Стоит отметить важную отличительную черту иконы – плечное представление Матери и Младенца. Основной акцент автор сделал на жестах и взгляде Богородицы, что олицетворяет ее любовь. Стоит отметить, что большой силой для верующих обладает не только оригинал иконы, но и ее списки.

Говоря о значении Корсунской иконы Божьей Матери, стоит заметить, что многие верующие утверждают, что смотря на нее можно забыть про всех существующих проблемах и делах. Богородица помогает всем людям, которые обращаются к ней с искренними молитвами. Избавляет она от физиологических и душевных заболеваний. Искренняя молитва перед Корсунской иконой Божьей Матери помогает избавиться от скорби, печали и различных проблем. Богородица дает надежду увидеть выход даже в сложных ситуациях. Просить помощи у иконы можно и при наличии материальных проблем. Фермеры читают молитвы, прося у Божьей Матери улучшить погодные условия, чтобы собрать хороший урожай. Подводя итог, можно сказать о том, что основное назначение Корсунской иконы Божьей Матери – оказание помощи нуждающимся людям в сложных ситуациях. Помните, что главное, с открытым сердцем и с добрыми помыслами.

Молитва Корсунской иконе Богородице

«О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, единороднаго Бога Слова, всякия вйдимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека паче естества и слова, рождшая; Вместилище Божественное, всякия святыни и благодати Приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари; Славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков Венче, чудное и всехвальное мучеников Мужество и страдальцев Венчание, присносущных и нетленных воздаяний Ходатаице непреложная, преподобных Честь и Славо, незаблуднаго пути Учительнице, Источниче света, милости неистощимая Реко, всяких чудес и дарований духовных Море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам смиренным и недостойным рабом Твоим. Призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разорй, и всяко Столп крепости, Оружие во бранех, Воевода и Поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших, покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующым цельбу, в мори плавающым тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящыя утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временный сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Православный же народ, на Твое предстательство уповающый и Тебе яко Ходатаицу и Помощницу на обстоящыя враги призывающый, невидимо укрепи: отимй болезни душ и сердец наших, Державу нашу мирну и непоколебиму сохрани, и от бед избави, Владычице, молитвами Твоими. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасный смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию единороднаго Сына Твоего, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», - так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».

Одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870-1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже - в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время ).

Другой список Корсунской иконы был принесен на Русь дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого. Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой. Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина - 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. - Прим.ред. ). Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя - темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере - «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси. «Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу. Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов. Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Вдовица и ее дочь «видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща»

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск. «Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, - показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща». Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова. Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы. Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников. Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине). Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор. В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию. «Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы. На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной - в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин. Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом. И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона. После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму. В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов - Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.