Язык: Фонетика и фонология




Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки речи. Изучает звуковую сторону языка.Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика. Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.

2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка

Зуки речи как природная материя языка

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений. Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим) , изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим) , т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы). Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

3. работа органов произносительного аппарата, необходимая для производства того или иного звука, называется его артикуляцией. Артикуляция звука состоит из 3х фаз:

1) экскурсии (от лат.Excursio– выбегание, вылазка), когда органы речи занимают необходимое для производства данного звука, положения;

2) выдержки , при которой органы речи находятся в занятом для производства звука положении или выполняют движения, необходимые для произнесения данного звука;

3)рекурсии (от лат.recursus– «обратное движение, возвращение»), когда органы речи возвращаются в первоначальное нейтральное положение.

Надо сказать, что эти этапы последовательно прослеживаются лишь для изолированно произносимого звука.

Звук и фонема

Фонема (1874 Л. Аве) Создатель учения о фонеме явл Бодуэн де Куртенэ.

Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи. Ф – не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звук оболочки морфем и слов. Фонема – мин единица звукового строя языка и служит для складывания и различия значений единиц языка (морфем и слов).

Функции, выполняемые фонемами

1)Конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм) 2)Различительная. Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке.

3) перцептивная –функция доведения до восприятия

Фонема - является минимальной единицей языка, это значит, что разделить ее дальше нельзя. тем не менее фонема представляет собой сложное явление, так как она состоит из ряда признаков, которые не могут существовать вне фонемы. Так, напр. в фонеме д в русс. яз. мы можем выделить признаки звонкости (в отличие от глухости т - дом - том), твердости (в отличие от мягкости д: дома - Дёма), взрывности (в отличие от фрикативности з:дал -зал; отсутствие назальности (в отличие от н: дам-нам), наличие переднеязычности(в отличие от заднеязычности г: дам-гам).

В реализациях отдельных фонем существуют различия, которые носят регулярный характер и поэтому свойственны речи всех носителей языка. Среди вариантов фонемы выделяется основной вариант, в котором качества данной фонемы проявляются в наибольшей степени.
Кроме основных вариантов выделяются также комбинаторные и позиционные варианты. Комбинаторные варианты возникают под влиянием ближайшего фонетического окружения.
Позиционные варианты возникают у фонем в определенных положениях в слове.

Отличие фонемн систем языков

1. Общим количеством фонем, соотношением гласных и согласных. Так в рус - 43 фонемы (37 согласных и 6 гласных), во франц -35 (20 согласных и 15 гласных), в нем 33(18 согласных и 15 гласных).
2. Качеством фонем, их акустико-артикуляторными свойствами.
3. Различия могут проявляться в позициях фонем. Если позиция конца слова в русском и немецком для звонких и глухих согласных - слабая, то во французском - сильная.
4. Отличаются организацией фонемных групп (оппозиций), н-р твердость-мягкость, глухость - звонкость, смычность - щелинность. Оппозиция - противопоставление фонем на основе их дифференциальных признаков, может быть двух типов: коррелятивной (фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком, напр. б-п по признаку звонкости - глухости) и некоррелятивной (фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками а- т.)

5. соотношением фонем при их чередовании. Н-р фонема о в рус соотносится с (а), (э) и нулем звука.

Звуки речи – минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Звуки речи отличаются от прочих звуков тем, что они выполняют в речи определенные функции:

· строительную (из них стоятся морфемы и слова),

· опознавательную (слушающие воспринимают морфемы, слова, предложения),

· различительную (звуки различают материальные оболочки морфем и слов: честь ↔ шесть).

Следовательно, описание звуков речи должно учитывать не только их основные материальные свойства, но и их роль в образовании значимых единиц языка. Соответственно, в фонетике выделяется несколько аспектов изучения звуков речи:

· акустический (греч. akustikos ‘слуховой’) аспект: звуки изучаются как явление физическое (как звучат),

· артикуляторный (артикуляционный; лат. articulātio от articulo ‘произношу членораздельно’) аспект: звуки изучаются как явление физиологическое (как звуки производятся),

· перцептивный (лат. perceptio ‘восприятие’) аспект (как звуки воспринимаются),

· функциональный (лингвистический, социальный) аспект (как звуки функционируют в языке, в коммуникации людей).

Изучением разных сторон звуков речи и других фонетических единиц занимаются разные дисциплины – фонология, физиология речи, акустика и перцептивная фонетика.

Акустические параметры звуков

Звук речи, как и все другие звуки, является результатом колебаний частиц воздушной среды, а источником этих колебаний является какое-либо тело или система тел. В данном случае это органы речи.

Акустика выделяет несколько характеристик (параметров) звуков: высота, сила, длительность, тембр. 1) Высота звука определяется частотой колебаний в единицу времени и измеряется в герцах (1 колебание в сек.). Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше звук.

2) Сила звука (интенсивность) прямо пропорциональная амплитуде (размаху) колебаний. Чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук.

Сила звука имеет для речи большое значение:

1) она обеспечивает ясность передачи и восприятия речи, что является решающим для языка как средства общения;

2) лежит в основе очень распространенного типа ударения [Зиндер, с. 101; Шайкевич, с. 13]

3) Длительность (долгота) звука – это протяженность его во времени. Для звуков речи важна не столько абсолютная, сколько относительная долгота. Во многих языках (англ., чешск., нем. и др.) звуки противопоставлены по длительности с длительностью звука связано различие в значении слов:

чеш. pás ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dráha ‘дорога’ – drahá ‘дорогая’;

финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124].

В рус. языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительной функции. Долгота и краткость связана с ударностью – безударностью.

4) Тембр (фр. timbre ‘колокольчик’) – индивидуальное качество, специфическая окраска звука. Звук речи – это результат сложения нескольких одновременных колебаний (т.н. сложный звук). По характеру колебаний различаются тоны, шумы.

Тон – это музыкальный звук, возникает при равномерных (ритмических, гармонических) колебаниях источника звука (количество колебаний в единицу времени не меняется). В речи это колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа.

Шум – результат неравномерных, (неритмических, негармонических) колебаний (количество колебаний в единицу времени меняется). Это колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи.

Гласные звуки являются в основном тоновыми, а бóльшая часть согласных содержит шумы.

Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – лишь относительную: можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Выталкиваемый из легких человека воздух заставляет вибрировать голосовые связки, за счет чего образуется основной тон голоса. Это самая низкая по частоте составляющая звука.

Частота основного тона зависит от собственно физических особенностей связок (их длины и толщины: у мужчин, напр., связки более длинные и массивные) и от степени натяжения связок – это дает возможность изменять частоту колебания связок, т.е. изменять основной тон на протяжении высказывания (это основной компонент интонации).

Помимо основного тона, возникающего в результате колебания всей голосовой связки, звук речи содержит, большое число обертонов (нем. ober ‘верхний, высший’), или гармоник. Они возникают от колебания отдельных частей голосовых связок: половины, третьей части, четвертой, пятой и т.д.

В формировании звуков речи большую роль играет резонанс (фр. résonance ‘отзвук’). Сущность резонанса в том, что всякое упругое тело способно приходить в соколебание с другим звучащим телом, если собственные частоты их колебаний совпадают. Тело, в котором возникает резонанс, называется резонатором. Примеры резонаторов – деки струнных инструментов, корпус барабана. У человека резонаторами являются: ротовая, носовая и глоточная полости. Речеобразующий тракт представляет собой систему резонаторов, в которой могут усиливаться или подавляться отдельные составляющие звука. Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия основного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны резонатора). Они возникают от колебания воздуха в резонаторе, которое возбуждается, напр., при дыхании, дуновении. Каждый резонатор имеет собственный тон, который зависит от объема резонатора, его формы, его перегораживания и от состояния его стенок. Чем больше объем резонатора, тем ниже его собственный тон, и наоборот. При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием имеет более низкий тон, чем резонатор с бóльшим отверстием. Задняя и передняя части резонатора резонируют отдельно. Резонаторы сложной формы соответственно резонируют на несколько разных частот. Напряженная мускулатура языка способствует излучению резонаторных тонов, а рыхлая поверхность ненапряженного языка поглощает и сглаживает резонаторные тоны. Резонаторы человеческого речевого аппарата могут быстро менять свой объем и форму благодаря подвижности языка, губ, мягкого неба, а также и степень напряженности. Таким образом, тембр звука содержит основной тон или шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны. Большую роль играет количество обертонов и их соотношение с основным тоном по высоте и силе

Акустические признаки звуков зависят от работы речевого аппарата, от артикуляции (от лат. Artikulatio- articulare - членораздельно выговаривать) звука.

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

Аспекты изучения звука.

Фонетика различает в звуке речи три основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

Акустический аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п.

Функциональный аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономекрности звукового строя языка.

Фазы звука. Артикуляцию принято делить на 3 фазы: приступ (экскурсия) – позиция; выдержка; отступ (рекурсия) – переход к состоянию покоя или к экскурсии следующего звука.

Артикуляция каждого звука складывается их трех этапов:

Экскурсия - это движение органов речи и состояние покоя к рабочему положению;

Выдержка - это положение органов речи, при котором произносится тот или иной звук;

Рекурсия - это возращение органов речи в исходное положение.

Фонология. Фоноло́гия (от греч. φωνή - «звук» и λόγος - «учение») - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционированиезвуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Понятие фонемы. Фонемы – это минимальные единицы звукового строя языка, которые выполняют в данном языке определенную функцию: служат для складывания и различения материальных оболочек значимых единиц языка - морфем, слов.
Уже в определении названы некоторые функции фонем. Кроме того, учёные называют еще несколько функций. Итак, к основным функциям фонемы относятся следующие:



конститутивная (строительная) функция;

дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;

перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);

делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).

Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.

Звук речи и фонема. Фонемы и звуки речи

Понятие фонемы появилось в языкознании сравнительно недавно - всего около 100 лет тому назад, тогда как о таких важных для передачи значения единицах языка, как слово, его части (корень, префикс, суффикс, флексия и т. д.), его грамматические формы и т. д., ученые знали и рассуждали гораздо раньше. Далеко не сразу они согласились вместо традиционного представления о звуках речи ввести понятие фонемы.

Звук речи является результатом работы произносительных органов, вызывающей акустические колебания, воспринимаемые человеческим ухом. Разнообразие звуков речи очень велико: даже один и тот же человек может по-разному произнести одно и то же слово - медленнее или быстрее, тише или громче, хрипло или звонко. Еще больше может быть разница между звуками, произносимыми разными людьми - женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми. Однако мы, как правило, не замечаем различий между звуками речи, а слышим (если обращаем на это внимание) лишь разницу между голосами.

Существует и вариативность другого рода, которая зависит от фонетической структуры самого высказывания, т. е. от места определенного звука речи: например, в русском языке ударный гласный произносится длительнее, чем безударный; согласные п, т, к, находящиеся в абсолютном конце слова, произносятся с очень сильным придыханием, которого нет, если эти согласные находятся перед гласным: ср. суп и пушка, рот и толк, крик и капля. Подробнее об этих видах вариативности мы будем говорить в соответствующем разделе этой книги в связи с описанием аллофонов гласных и согласных фонем. Здесь обратим внимание лишь на то, что два разных звука речи - например, непридыхательный и придыхательный звуки т - не являются разными фонемами, т. е. не могут при образовании звукового облика слова находиться в одной и той же фонетической позиции, будь то положение в абсолютном конце слова или в абсолютном начале. Непридыхательный и придыхательный т представляют собой одну фонему и являются ее аллофонами.

Фонема как языковая звуковая единица представлена всегда своими аллофонами, природа которых различна: во-первых, аллофоны могут быть обязательными и факультативными: например, в слове эти ударный гласный может произноситься как гласный в слове шест - это произношение сейчас более распространено - или как гласный в слове дети - такое произношение необязательно, и этот аллофон фонемы является факультативным для слова эти. Обязательные аллофоны делятся на основные и комбинаторно-позиционные. Основными являются такие, фонетические свойства которых в наименьшей степени зависят от фонетического положения (например, для гласных - это изолированное их произношение в словах и, а, у и т. д.). Комбинаторные аллофоны появляются под влиянием соседних звуков, например, в словах сад и чай произносятся разные аллофоны гласной фонемы. Свойства позиционных аллофонов зависят от того, в какой позиции по отношению к ударению или к границам слова находятся эти аллофоны (например, придыхательные п, т, к в абсолютном исходе слова).

Фонема, таким образом, всегда представлена одним из своих аллофонов и в этом смысле не является сама каким-то определенным звуком. Каждый из обязательных аллофонов - «равноправный» представитель фонемы, даже если он и не является основным. Это обстоятельство часто упускается из виду в связи с тем, что фонему обычно называют «именем» ее основного аллофона. Например, мы говорим «фонема /а/», произнося при этом один конкретный аллофон, но подразумевая все возможные. Свойства аллофонов предсказуемы, поскольку нам известны правила взаимодействия звуков и их изменений в разных позициях.

Полное описание сегментных единиц языка возможно лишь в том случае, если не только известны набор фонем и правила образования аллофонов, но имеются также сведения о том, какие свойства звуков, представляющих аллофоны, являются устойчивыми при произношении, важными для восприятия, наименее зависимыми от индивидуальных особенностей говорящего. Этими признаками и определяются проблемы экспериментально-фонетических исследований звуковой системы. Нужно сразу же заметить, что экспериментально-фонетические исследования любого языка заставляют по-новому взглянуть на многие привычные постулаты и представления, сформировавшиеся при слуховом анализе звуковой системы. Мы это увидим на примере русского языка, относительно которого получены новые данные, необходимые при решении уже упоминавшихся прикладных задач.

Фонология как функциональная фонетика.

Понятие фонемы возникает во второй половине ХIХ века. Однако, еще Аристотель заметил, что «наряду со звуком есть еще «элементы», из которых складываются осмысленные слова».

Появление фонологи как науки (начало ХХ века) связано с теоретическими работами И.А. Бодуэна де Куртене, Ф. Де Соссюра, Н.с. Трубецкого и Л.В. Щербы.

Впервые вплотную теорией фонемы занялся И.А. Бодуэн де Куртене. Ученый в 70-е годы прошлого столетия приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Н.С. Трубецкой разработал основы фонологии, отделив от последней фонетику. Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы, рассматривая ее (фонему) как двустороннюю единицу языка – со своим планом выражения (звуковые оттенки) и планом содержания (способность различать смысл морфем и слов).

Фонология (от греч. phone «звук» и logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология как дисциплина отличается от собственно фонетики , изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте. Фонология исследует социальный аспект функционирования звуковых единиц, их различия и тождество. Внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине).

2. Фонема как звуковая единица языка.

Говорящий сознает, что речевой поток складывается из ограниченного числа отдельных звуковых элементов. Анализ речевого потока говорящего не вполне совпадает с его естественным фонетическим членением. Этот анализ направляется системой языка, закрепленной в памяти человека. Благодаря организующей деятельности системы в речевом потоке выделяют кратчайшие единицы звучания – фонемы , соотносимые со звуками речи.

В сознании человека есть как бы звукопредставление, которое накладывается на звучащую цепь:

Водá – вóды

[A] [о]

<о>

Выделение фонем в речи целиком определяется особенностями конкретной языковой системы, то есть универсальных фонем не бывает – есть только фонемы того или иного конкретного языка. Поэтому люди, владеющие разными языками воспринимают услышанное по-разному. Например, носовые звуки есть и в русском, и во французском языках: в русском носовые согласные, во французском – носовые гласные:

[F] [O] [Q]

e носовое eu носовое o носовое a носовое

Но в русском эти звуки не воспринимаются, то есть в сознании русского носителя нет представления о носовых гласных, и наоборот, в сознании француза – есть.

Ср.: рус. мама [ма н мъ] – для француза

фр. maman

tant “столько”

Следовательно, фонема есть некое звукопредставление, акустический образ, модель звука.

Функция фонем должна соответствовать основной функции языка – быть средством общения, передавать некоторый смысл. Но звуковые единицы сами по себе смысла передавать не могут. Они могут лишь содействовать этому, участвуя в построении значимых единиц языка – морфем и слов – и в различении их.

Таким образом, фонема – это минимальная звуковая единица языка, которая не обладает значением, но служит для складывания и различения значимых единиц – морфем и слов.

Основные признаки фонемы:

1. Фонема не может быть разделена на более мелкие единицы.

2. Фонема не является минимальной единицей фонологической системы языка.

3. Фонема обладает смыслоразличительной (сигнификативной) функцией.

Фонемы выполняют в языке 3 функции:

1. конститутивную (лат. constitutio «составлять») – функция складывания;

2. сигнификативную (лат. significatum «обозначаемое») – функция смысла различения;

3. перцептивную (лат. paerceptium «опознание») – функция доведения до восприятия.

Вторая и третья функции выполняются в тексте. Фонема входит в состав морфем в качестве минимального сегментного компонента, а через них и для опознавания и различения слов.

Фонема и звук.

3. Фонологическое содержание фонемы.

Выполняя перцептивную и сигнификативную функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг к другу и выявляется в составе фонологической оппозиции (ФО). ФО – это такая звуковая оппозиция, которая может различать (дифференцировать) означающее минимум у двух слов данного языка.Например:

<пруды> <д> <сам> <а>
<пруты> <т> <сом> <о>

Для характеристики фонемы важны лишь те признаки, которые служат для смыслоразличения. Такие признаки называются различительными или дифференциальными (ДП ). Иными словами, ДП – это такие признаки которые различают смысл в ФО. Для фонемы <д> таковыми будут:

звонкость: д ом – т ом (противопоставлена глухости)

твердость: под атель – д ятел (противопоставление мягкости)

смычность: д ал – з ал (противопоставлена щелинности)

назальность: д ам – н ам (противопоставлена неназальности)

переднеязычность: д от – г од (противопоставлена заднеязычности) и т.д.

Таким образом, для выделения фонемы необходим хотя бы один ДП. Выделение ДП основано на артикуляционно-акустических характеристиках, поскольку именно ДП отличают одну фонему от другой. ДП фонем связаны с социальной стороной языка. У звуков речи их нет.

Некоторые лингвисты считают, что при характеристике фонем следует учитывать только их ДП. В таком случае фонему можно представить как набор ДП (см. пример выше). Отсюда – возможность представлять и описывать фонологические системы разных языков с помощью заранее заданного набора ДП. В этом случае фонологические системы можно рассматривать не как системы фонем, а как системы ДП.

Другие ученые считают, что при характеристике фонемы следует учитывать и те признаки, которые не служат для смыслоразличения. Такие признаки называются интегральными или дополняющими. Но все же основными для характеристик фонем остаются ДП, которые в совокупности образуют их фонологическое содержание. Именно ДП определяют индивидуальность каждой фонемы.


17. Фонетика и фонология.

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация. В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.

Фонология – это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Трубецкой первым четко противопоставил фонетику и фонологию и определил их задачи: фонетика - это наука о материальной стороне звуков человеческой речи, фонология изучает те звуковые различия, которые влияют на различение смыслов. Фонология описывает соотношения различительных признаков, а также правила их сочетания в составе звуков и их последовательностей.

Соотношение фонологии и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологического описания состоит в выявлении смыслоразличительных звуковых противоположений; фонетическое описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

18. Фонема. Дифференциальный признак. Фонологически значимые и незначимые оппозиции. Классификация оппозиций.

Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимся к одном фонеме, отождествляют их. Это связано с тем, что многообразие произносимых звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц – фонем. При этом звуки объединяются не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности.

Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работал ученый Бодуэн де Куртенэ. Итак, фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивная функция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.

В речи фонемам соответствуют звуки. Членение слова на звуки говорящие осуществляют в соответствии с фонемным членением. В разных языках одни и те же или похожие последовательности звуковых сегментов могут говорящими члениться на разные звуки в соответствии с разным фонемным членением (май – my).

Несмотря на то, что фонема – это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными . А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными . Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность .

Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций , т.е. противопоставлений фонем.

1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности/нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.

2. По возможности повторения отношения между членами одной оппозиции в других оппозициях различаются пропорциональные и изолированные оппозиции. Отношение между членами пропорциональной оппозиции наблюдается и у членов какой-либо другой оппозиции или ряда оппозиций. Так, оппозиция /п/ - /б/ пропорциональна, т.к. противопоставление этих фонем по глухости/звонкости присуще и многим другим фонемам. Оппозиция же /р/ - /ж/ изолированная , т.к. отношение между этими фонемами не повторяется ни у одной другой пары фонем.

3. По равноправности фонем – членов оппозиции при их функционировании в языке различаются приватные и эквиполентные оппозиции. У привативных оппозиций ее члены неравноправны: один ее член – маркированный, другой – немаркированный. Маркированный член оппозиции характеризуется наличием, а немаркированный отсутствием признака, по которому противопоставлены фонемы, составляющие данную оппозицию. Так, /у/ - /и/, /о/ - /э/ противопоставлены как лабиализованные фонемы нелабиализованным. У эквиполентных оппозиций оба члена равноправны. Таковы, например, оппозиции /т/ - /п/, /т/ - /с/.

Все привативные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию . Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.

19. Нейтрализация. Сильные и слабые позиции. Варианты и вариации фонем. Гиперфонема.

Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией . В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Среди гласных в русском языке возможна нейтрализация трех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ]) или четырех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого, после мягкого согласного в звуке [и э ]). Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями . Позиции бывают сильные – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной . В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой .

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме. Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.

20. Фонологическая система русского и изучаемого языка.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаях в русском языке выделяют 5 гласных фонем: а, о, и, э, у. Представители ЛФШ выделяют также фонему /ы/, аргументируя это наличием терминов «ыканье, ыкать», географических названий «Ыйсон» и др. Однако данные примеры относятся к подсистеме редких слов (терминов, топонимов и т.д.) Поэтому принято считать, что в фонетической подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем.

21. Предмет грамматики как лингвистической дисциплины. Состав грамматики. Грамматическое значение и грамматическая категория.

Грамматика - раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования) и словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть.

Фонетика и лексика занимают в языке периферийное положение: лексика относится к смысловой периферии, фонетика – к материальной. Грамматика в этом смысле занимает центральное положение. Если лексика непосредственно называет действительность, а фонетика непосредственно воспринимается органом чувств, то грамматика всегда является опосредованной. Связь грамматики с действительностью осуществляется только через лексику, т.к. грамматика, как таковая, лишена всякой конкретности.

Грамматику как таковую непосредственно воспринимать нельзя – она сама по себе нематериальна, но вне фонетической материальности немыслима, т.к. то, что не выражено фонетически, отсутствует и в самой грамматике. Таким образом, каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение – то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ – то, чем выражено.

Грамматическое значение и его типы выясняются из сопоставления их с вещественным и лексическим значением. Деривационное значение – соответствующее значение признаков, не мыслимых самостоятельно, а сопровождающих вещественное значение корня, ограничивающих и уточняющих его. Реляционное значение выражает только отношение лексемы к другим членам предложения.

Одним из самых трудных вопросов теоретической грамматики является вопрос о грамматических категориях. Грамматическая категория – это совокупность элементов языка, объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа. При этом подобное грамматическое противопоставление может выражаться разными способами. В этом сказывается изоморфизм грамматических способов, т.е. то, что разные способы могут выступать в одной и той же грамматической функции. Категории в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие, например явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в существительных – категория числа, собирательности, абстрактности, в пределах залога – категории залога, вида и т.д.

Следовательно, грамматическую категорию не следует путать с термином грамматическая форма – это соотношение грамматического значения и грамматического способа выражения этого значения в их единстве. Несоответствие грамматических категорий в разных языках – лучшее свидетельство специфичности подбора грамматических категорий в каждом языке.

22. Части речи и члены предложения.

Проблема установления и классификации частей речи является одной из наиболее старых проблем науки о языке. Классификация частей речи в античности создавалась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения.

В 19 веке в связи с интенсивным развитием языкознания, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером такой точки зрения может служить определение частей речи у Фортунатова. Части речи, называемые им «формальными классами», Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые и слова несклоняемые и неспрягаемые.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными.

Однако наиболее ярким опознавательным признаком частей речи выступает лексическое значение слов. «Если мы знаем, что какаду – название птицы, - писал Щерба, - то мы не ищем формальных признаков для того, чтобы узнать в этом слове существительное». Отсюда следует, что по частям речи распределяются только слова, способные обладать самостоятельным лексико-грамматическим значением, т.е. не все слова, а только полнозначные знаменательные слова, входят в общеграмматическую категорию частей речи. Поэтому отнесение к частям речи служебных слов (артикли, предлоги, союзы, частицы и пр.)и междометий является неправомерным.

Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу. Система частей речи в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов. Она исторична, возникала и развивалась с развитием человеческого мышления. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности , которое проявляется: 1) в лексическом значении слова; 2)в формах словосочетания; 3) в его словообразовательных возможностях; 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего мира человек может выразить предметно, т.е. существительным.

Существительное возникает тогда, когда ему противопоставляются непредметные знаменательные слова , т.е. слова, не обладающие значением предметности, но обладающие иным значением. Из них наиболее отчетливым грамматическим разрядом выступает обширная группа слов со значением действенного, процессуального или динамического признака – глагол.

Противопоставление существительное – глагол определяет два других класса знаменательных слов со значением признака: прилагательные и наречия. Прилагательное противопоставляется глаголу как слово со значением статического, недейственного признака. Наречия также обладают значением «недейственный признак», это признаки опосредованные, т.е. признаки признаков. Таким образом, внутри подсистемы непредметных слов противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова-признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на статические (прилагательные) и динамические (глагол). Такова универсальная система частей речи как общеграмматической категории.

Знаменательные слова, включаясь в состав предложения и вступая в синтаксические отношения друг с другом, выполняют в предложении определенные функции – функции различных членов предложения. Они выделяются по отношению к предложению в целом и к другим его членам. Соответственно этому традиционный синтаксис различает главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – образуют предикативную основу предложения. Подлежащее – грамматически независимый член предложения, выражаемый преимущественно именными разрядами слов. Подлежащее всегда связано со сказуемым согласованием в числе, а некоторых формах еще в роде и лице. Сказуемое – член предложения, грамматически зависимый от подлежащего, но по отношению к предложению в целом является его центром, основой, т.е. сказуемое – это минимальное предложение. Сказуемое, выражаемое глагольными разрядами слов, может быть представлено несколькими структурными типами. Так, в русском языке существуют простые, составные именные и составные глагольные сказуемые.

Второстепенные члены предложения разграничиваются на основании различий в их значении: определение указывает на признак определяемого члена, дополнение передает предметно-процессное отношение, обстоятельство выражает характеристику действия, условий и способа действия. Ввиду смыслового критерия разграничения каждый из второстепенных членов предложения может выражаться разными морфологическими средствами. Например, обстоятельство может выражаться наречием и косвенной падежной формой существительного (с предлогом или без него).

23. Знаменательные и служебные части речи.

Знаменательные слова (за исключением имен собственных) – это наиболее полноправные слова в словарном составе языка: они и служат названиями, и выражают понятия, и служат основой предложения; как члены предложения они выступают в роил подлежащих, сказуемых, определений, дополнений и обстоятельств.

Особое положение в словарном составе служебных слов (т.е. предлогов, союзов, артиклей, частиц, а также вспомогательных глаголов, глаголов-связок и слов степени) вытекает из их несамостоятельности, невозможности их существования без знаменательных слов, с которыми они сочетаются для выражения различных отношений, необходимых при построении предложения или для обозначения какой-либо характеристики (артикли). Никаких вещей служебные слова не называют, а их номинативная потребность обращена на те понятия отношений, которые они выражают. Служебные слова выражают понятия, но опять же особые: понятия отношений; недаром их часто называют слова-морфемы, подчеркивая их близость к аффиксам. Но служебные слова выражают эти понятия отдельно, как отдельные единицы, тогда как флексии – это только части слов, самостоятельно не существующие. Среди прочих слов служебные слова не обладают самостоятельностью; это слова-сопроводители, это грамматические помощники знаменательных слов; поэтому они не могут быть членами предложения, хотя их присутствие обнаруживается только в предложении, в сочетаниях слов. В тех случаях, когда служебные слова выступают как члены предложения, это уже не служебные, а знаменательные слова, возникшие из служебных.

Знаменательные слова не только составляют основной массив лексики любого языка, но и самое интересное в отношении развития и изменения значений. Это самые «полноправные» слова в лексике, они соотнесены с понятиями, и могут в любой момент быть названиями окружающей действительности, они же являются основой предложения, его членами.

24. Существительное как часть речи: грамматические категории (в родном и изучаемом языке).

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обладающие следующими признаками:

    Они называют лица, предметы, явления, т.е. все, что обладает признаком предметности;

    Они склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам;

    Чаще всего они выполняют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

У существительных можно выделить следующие разряды по значению:

    нарицательное/собственное

    конкретное/отвлеченное/вещественное/собирательное

Нарицательные имена существительные – это разряд существительных, являющихся общими названиями для всех однородных предметов и явлений. Собственные – это слова, которые служат для называния отдельных лиц, единичных предметов и присваиваются данному предмету или лицу для выделения его из ряда однородных. Конкретные существительные обозначают преимущественно чувственно воспринимаемые объекты, отвлеченные – абстрактные понятия, собирательные – совокупности однородных предметов. Принадлежность существительного к тому или иному разряду определяется его лексическим значением. Местоименные существительные имеют всегда конкретное, единичное значение, но при этом переменны, ситуативны.

Важным критерием выделения существительного как части речи является выражение словом частнограмматических категорий рода, числа, падежа, определенности/неопределенности и др.

Категория рода. Во всех известных науке языках находит свое выражение естественный пол. Оно распространяется только на личные имена существительные и на некоторые, обозначающие животных, птиц, насекомых. Среди них отнесенность к мужскому или женскому роду определяется лексическим значением самого слова и выражается супплетивно (отец – мать, бык – корова, boy - girl). Принадлежность к мужскому или женскому роду может выражаться морфологически при помощи аффиксов (учитель – учительница) или лексически с помощью специальных слов – показателей пола.

«Грамматический род – одна из наименее логичных категорий», - писал Мейе, имея в виду тот факт, что принадлежность слова к мужскому или женскому роду в сфере неличных имен существительных выглядит произвольной и никак не мотивированной.

Категория рода охватывает все существительные данного языка и проявляется в способности их сочетаться с определенными формами согласуемых слов. Однако эта категория свойственна не всем языкам. Ее не знают китайско-тибетские, тюркские, финно-угорские языки, но она наблюдается в большинстве индоевропейских языков, в семитских языках и ряде африканских. В языках, различающих категорию рода, объем ее неодинаков. В одних языках она складывается из противопоставления граммем «мужской род» - «женский род», а в других – граммем «мужской род» - «женский род» - «средний род». Так, в русском языке имена существительные распределяются по трем родам на основе морфологических показателей – окончаний и вне зависимости от семантики слов (м.р.: нулевое окончание в им.п., ж.р.: -а/-я, ср.р.: -о/-е).

На протяжении истории развития грамматической категории рода постоянно действовали экстралингвистические принципы родовой отнесенности. В современных языках они создали предпосылки для развития так называемого общего рода у части личных имен существительных. «В словах, являющихся названиями людей, - писал академик Виноградов, - формой мужского рода подчеркивается не столько идея пола, сколько общее представление о лице, отнесение к классу или разряду людей, обозначение социальной роли человека». Таковы, например, слова врач, преподаватель, адвокат, директор и другие агентивные имена.

Категория числа. Понятие количества выражается в языках лексически (при помощи числовых обозначений, счетных слов, слов-классификаторов) и грамматически. При этом лексические обозначения находят свое выражение во всех языках, а вот грамматическая категория числа свойственна далеко не всем. Ее нет, например, в языках китайско-тибетских, в японском, вьетнамском, индонезийском языках.

При рассмотрении категории числа бросается в глаза ее исторический характер. Исторические изменения в выражении числа показывают развитие от первоначального противопоставления форм со значением единичности и множественности. И лишь затем во многих языках возникают также формы двойственного и даже тройственного числа. Двойственное число было развито, например, в древних индоевропейских языках. Позже система трех чисел сменяется в индоевропейских языках системой двух чисел.

При рассмотрении падежных систем различных языков прежде всего бросается в глаза различное количество граммем, различное число противопоставлений, составляющих категорию падежа, а также различный их состав. Категория падежа обнаруживает исторический характер. В истории своего развития она претерпевала ряд изменений. Во многих индоевропейских языках, например, наблюдается тенденция к уменьшению числа противопоставлений. Так, в древнеиндийских языках категория падежа складывалась из противопоставлений семи граммем. В современном хинди о категории падежа можно говорить только условно, т.к. противопоставляются две граммемы: «прямая форма» и «косвенная форма». В русском языке была утрачена форма звательного падежа. Таким образом, категория падежа в русском языке состоит из 6 граммем.

Категория определенности/неопределенности свойственна существительным многих языков, выражается она очень разнообразно и поэтому не всегда отчетливо воспринимается. Так, считается, что в русском языке категории определенности/неопределенности нет, поскольку выражается она лексически. Наиболее грамматически отчетливо она выражается в германских и романских языках при помощи определенных и неопределенных артиклей.


акустических ) признаков; 2) с точки
биологическом аспекте ; 3)
с точки зрения их использования в языке


Фонетика имеет большое практическое значение . Без нее были бы
невозможны:



Выдвинут ряд новых
«научить» машину

Биологический аспект в изучении звуков языка.

Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии,составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.
Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Произносительный аспект.

Для того, чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее: а) импульс из головного мозга; б) передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»; в) работа дыхательного аппарата; г) работа голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенныедвижения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствораполости рта.



Артикуляция звука -- с овокупность работ дыхательного аппарата и движенийпроизносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука. Большинство звуков, используемых в языках мира, нормальнопроизносится на выдохе.

Функции произносительных о р г а н о в . Эти органы делят на активные и пассивные: активные выполняют движения, необходимые для произнесения
звука; пассивные служат лишь «точкой опоры» для активного органа.
Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык,губы и нёбная занавеска.

1. Голосовые связки , натягиваясь благодаря движению
мускулов и хрящей гортани наподобие струн музыкального инструмента, приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон. Тон называется голосом.

Голос используется при образовании гласных, сонантов (, [г], [m] и звонких шумных согласных [g], [d], [b] и т. д.). Звуки, произносимые без участия голоса глухими [k], [t], [s]). в некоторых языках гортанные согласные (при-сужении голосовой щели и при ее полном смыкании с последующим разрывом смычки возникают шумы).

2.Надгортанные полости , т. е. полость глотки, полость рта и полость носа, выполняют функцию подвижного резонатора,создающего резонаторные тоны.

3.Наиболее активную роль при артикуляции большинства звуков
играетязык - очень подвижный орган, способный принимать различные положения.

Он может оттягиваться назад , подаваться всей массой вперед .

Разной оказывается также степень подъема языка .

При произнесении так называемых язычных согласных - задне
язычных, например [k], [g], [x], среднеязычных, переднеязычных, например [t], [d], [s], [l],- язык разными своими частями"
сближается с пассивными органами: небом, альвеолами, задней стенкой (иногда и нижним краем) верхних зубов , образуя либо смычку
(при [k],[g], [t], [d] и др.), либо щель (при [x], [j], [s] и др.).

Кроме создания преграды язык при произнесении согласных выполняет движения, меняющие форму и объем резонатора. Так, при образовании русских «мягких» согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, придавая согласному специфическую окраску. Эту особенность артикуляции называют па л а т а ли з а ц и е й (от лат.palatum"твердое нёбо"), а соответствующие согласные - палатализованными. Веляризация (отvelum""мягкое нёбо") - подъем задней части языка в направлении мягкому нёбу.

4.Важным активным органом являются губы , особенно нижняя губа. При произнесении губных согласных губы создают препятствие на пути воздушной струи. Так образуются, во-первых, губно-губные (билабиальные) согласные - смычные , например [р], [Ь], и щелевые , в частности [w],
например в англ.wall"стена"; во-вторых - губно-зубные (лабиоден-
альные), в частности щелевые [v], [f] (щель между нижней губой и нижним краем верхних зубов/

5.Небная занавеска может принимать поднятое положение, закрывая проход в полость носа, или опускаться. Так образуются носовые (назальные) звуки во французском.

6. Важными органами в полости рта являются при произнесении
некоторых звуков также язычок , например, при произнесении
язычкового (увулярного), или «картавого», дрожащего согласного
, а в некоторых языках задняя стенка глотки - при произнесении глоточных (фарингальных) согласных, например глухого щелевого [h] в англ.house"дом"

Анатомическая классификация звуков .

Гласные и согласные

1) «ртораскрыватели»

2) при артикуляции речевой канал в надгортанных полостях свободен

3) ток воздуха не встречает препятствий

4) нет места образования

5) общая напряженность мускулов всего произносительного аппарата

6) слабая воздушная струя

Согласные

1) «ртосмыкатели»

2) возникаетпреграда на пути воздушной струи

3) есть место образования

4) сосредоточенное мускульное напряжениев месте образования преграды и более сильная воздушная струя

2 .Гласные классифицируются:

1) по работе языка :

· ряд- передние, задние и смешанные и болеедробные подразделения - «передние отодвинутые назад », «задниепродвинутые вперед » и т. д.)

· степень подъема языка - открытые изакрытые

2) работа губ: огубленные и неогубленные

3) по работе нёбной занавески : неносовые и носовые

4) по долготе: долгие и краткие

3.Классификация согласных сложнее .

· шумные: звонкие (произносимыес участием голоса) и глухие (произносимые вовсе без голоса)

Группа сонантов может рассматриваться как промежуточная между гласными и шумными согласными.

4. Делениепо способу образования шума , т. е. п о характеру преграды: смычные, щелевыеи дрожащие

Смычные:

· Взрывные (смычка заканчивается взрывом (например, [p], [t],
[k], [b], [d],[g] в положении перед гласным)

· Аффрикаты (смычка без взрыва переходит в щель-образованы трением). Примеры аффрикат: [с] вцарь,[р ф 1 в нем.Apfelяблоко (глухая губная аффриката).

5. Делениепо активному артикулируемому органу :

губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные

· губно-губные (билабиальные)- активность обеих губ

· губно-зубные (лабиоденальные)- активность нижней губы

6. Для многих языков важны другие признаки согласных:

· палатализация (например, в русском языке),

· веляризация,

· лабиализация и т. д.

К биологическому аспекту относятся изменения звуков в потоке речи. Эти изменения называют позиционными(в широком смысле) и подразделяют на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потокеречи в непосредственном или близком соседстве, и 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова

Групповая оппозиция

гласный: согласный, противопоставляющая в каждом языке всюгруппу гласных всей группе согласных.

Для французской фонемы /у/ аналогичным образом мы получим
следующий набор дифференциальных признаков: 1) гласный, 2) переднего ряда (в противопоставлении /uи/, например lu /lу/ "прочитанный" :loup/lu/ "волк"), 3) огубленный (в противопоставлении /i/,
например вlit/li/ "кровать"), 4) узкий (в противопоставлении более широком / /и / /, 5)неносовой (в порядке групповой противопоставленности носовым гласным).

Оппозиции фонем по количеству членов могут бытьпропорциональными и изолированными .

Пропорциональная- если отношение между ее членами пропорционально отношению между членами другой или других оппозиций в рамках данного языка, т. е. если это отношение повторяется в других оппозициях.

Так, в системефонем русского языка отношение /b/:/b"/, т. е. непалатализованный:палатализованный, повторяется в парах /p/:/p"/, /d/:/d"/,/v/:/v"/и т. д.; отношение /b/:/р/ повторяется в парах /v/:/f/, /d/:/t/
и т. д.; отношение /b/:/d/:/g/ повторяется в тройках /p/:/t/:/k/, /b"/:/d"/:/g"//и т. д. В системе гласных фонем французского языка отношение носовой: неносовой повторяется в четырех парах. Таким
образом, можно составить соответствующие пропорции, например
/ã/:/a/=/õ/:/o/ или /b/:/p/-/d/:/t/…

Где пропорциональности не наблюдается, оппозиция оказывается изолированной . Например в немецком языке /1/:/г/, т. е. боковой: дрожащий
(leise"тихо" :Reise"поездка"). Но врусском языке оппозиция /l/:/г/
не будет изолированной, так как ей пропорциональна оппозиция солю-сорю /l"/:/r"/

Важным является также подразделение оппозиций на ч и с т ые
(простые) ис м е ш а н н ы е (сложные).

В чистых оппозициях противопоставляемые члены различаются между собой по одному признаку

Примером смешанной оппозиции может служить /b/:/s"/в русском
языке (Люба: Люся)

Лекция 4. Фонетика и фонология

Звуки речи как природная материя языка. Акустическая, артикуляционная и функциональная характеристика звуков речи. Артикуляционная база языка.

Принципы классификации звуков речи. Вокализм и консонантизм.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы.

Взаимодействие звуков в речевом потоке. Позиционные и комбинаторные изменения звуков. Основные фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция, редукция. Виды ассимиляции. Фонетические и исторические чередования.

Понятие о фонеме как единице языка. Аллофоническое варьирование фонемы. Релевантные и нерелевантные признаки фонем. Система фонем как система оппозиций.

Сегментные и супрасегментные фонемы.

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии.

2. Акустический аспект в изучении звуков языка.

3. Биологический аспект в изучении звуков языка.

4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков.

5. Дифференциальные признаки фонем. Противопоставления фонем.

6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Виды слогов, слоговые и неслоговые звуки. Ударение и его виды. Интонация и ее элементы (самостоятельно)

1. Аспекты фонетики. Фонология. Значение фонетики и фонологии .

Звуки,слоги, звуковые явления (ударение и
интонация) изучаются фонетикой с нескольких разных точек зрения:
1) с точки зрения их физических (акустических ) признаков; 2) с точки
зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте ; 3)
с точки зрения их использования в языке , их роли в обеспечении функции обеспечения средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка,
(функциональный) выделился в особую область - фонологию.

Фонетика имеет большое практическое значение . Без нее были бы
невозможны:

a) правильная методика обучения письму и чтению,

b) постановка произношения при изучении неродного языка,

c) создание рациональной системы письма для бесписьменных языков,

d) усовершенствование существующих систем письма,

e) успешное лечение дефектов речии т. д.

Выдвинут ряд новых практических задач, связанных,
например, с необходимостью организовать «диалог» человека с машиной: «научить» машину распознавать информацию, передаваемую человеческим голосом; подавать устные команды и отвечать человеку.

Фонетика имеет дело с определенной физической данностью, с тем, что можно регистрировать и измерять посредством соответствующей аппарата.

Следовательно, фонетика (и соответственно фонология) располагает наиболее точнымиметодами лингвистического исследования .

При изложении различных вопросов фонетики приходится пользоваться специальными видами письма - той или иной научной т р а н с к р и п ц и е й. Это связано с тем, что в обычном письме между буквой и звуком часто нет однозначного соответствия (напр., буква г в словах игра, чего, легкий, снег).

Используется с незначительными изменениями транскрипция акад. Л. В. Щербы, выработанная на базетранскрипции Международной Фонетической Ассоциации (МФА). Основуэтой транскрипции составляют буквы латинского алфавита, но для звуков, не имеющих в латинском письме единого и однобуквенного обозначения, введены знаки из греческого, русского и других алфавитов, придуманы комбинированные знаки, к латинским буквам добавлены диакритики (различительные значки), например для обозначениямягкости согласного - знак минуты: 1"~ль.