Скифы-сарматы. Культура кочевых племен сарматов и скифов




Многие кто интересуется историей своей малой Родины, известно, что на территории Астраханской области, как и на территории Юга России, жили Скифы-Сарматы.Прежде всего, о названии народа.

Что же касается названия, как «скифы», «сарматы», «гунны», то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен.

«Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов, следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия. Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово «почёт», он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите — дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам — Скифами.

Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?» Куда же исчезли Скифы?

Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя «сарматы» происходит от слова «сыромяты» или, точнее «сыромятники». Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.

Прямые подтверждения фактов содержит в себе » Велесова книга», текст которой указывает на то, что ни скифов, ни сарматов никогда не существовало, а их места занимали племенные союзы Русов и Славян. Всем известен факт, что в многочисленных скифских курганах было найдено множество изделий из серебра, золота и сплавов драгоценных металлов. Уровень развития ремёсел в Скифии был высочайшим. Курганы найдены в Черноярском, Енотаевском и ряде других районов Астраханской области. Раскопанные курганы содержат ряд интересных предметов быта Славян, к примеру, найдены знаменитые славянские шейные гривны, такие же гривны найдены в славянских курганах и захоронениях Европы и России. В курганах возле села Косика (Енотаевский район) похоронен один из славянских вождей на крышке от серебряного котла или какого либо сосуда, отчётливо видна свастика, в виде сплошной свастичной вязи.

Как же сами себя называли исторические «скифы» — славяне — скоты, потомки боярина Скотеня. Скотень упоминается в «Велесовой книге». Родовой Бог — Покровитель у Славян-скотов — Велес, или как говорят их потомки шотландцы — Уэлес. Потому лучшие пастбища они посвятили Богу Велесу и называются они Уэлес. Ведь говорили на Руси что Велес — скотий Бог.

После семилетней засухи часть скотов переселились на Британские острова и назвали свою землю — Скотланд — земля скотов или по-современному Шотландия.

А вот что пишут Славяно-Арийские Веды:
Скит — Славяно-Арийское поселение с Капищем или Святилищем.

Итак, Скития, или как называли её греки «Скифия» одна из весей Великой Рассении. Скития или «Скифия» страна множества городов и более мелких населённых пунктов с Капищами и Святилищами. А вот что повествует древнее шотландское предание:

«На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, Предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов» (Шотландское предание, Ветвь Омелы, текст VIII).

А вот что сообщило агентство ИТАР-ТАСС не так давно. Легендарный король Артур, который является эталоном западноевропейского рыцарства, был русским князем, прибывшим в Англию со своей дружиной по соглашению с римским императором Марком Аврелием.

Это сенсационное заявление сделал известный британский историк Ховард Рид. В ходе длительных исследований и Великобритании, Франции и России, Рид пришёл к выводу, что король Артур являлся одним из представителей племён, живших в Сарматских степях Южной России. Славившийся своими высокими и белокурыми всадниками, эти племена вышли в начале второго века к Дунаю и встретились с римскими легионерами. В ходе длительных переговоров Рим, сумел найти с ними общий язык и ядро «варварской» армии было взято на имперскую службу. В 175 году от Н.Х.Л. (Начало Христианской лжи) около шести тысяч Русских воинов прибыли на Альбион.

Работая в архивах петербургского Эрмитажа, Ховард Рид обнаружил многочисленную символику из захоронений на территории России, совпадающую с образцами на знаменах, под которыми сражались воины легендарного короля Артура.

После насаждения «христианства» на Руси и в Венедии (Европе), через некоторое время «христианская», а точнее павлианская «церковь» раскололась на вселенскую (католическую) с центром в Риме и правоверную (ортодоксальную), ныне «православная» после 1666 года. Чтобы сделать различия «церквей» более явными, католическая церковь стала вводить в Европе и на Британских островах, а также в Скандинавии — латынь.

Напомним всем, что до 16 века вся Европа, Британия, Скандинавия разговаривала на древнерусском языке, отличия были только по местностям где, белые народы проживали. Пример: на древнеанглийском, древнешотландском, древнеисландском, древнеирландском, древнерусском (старорусском) и современном русском фраза — «Вол пасётся на лугу» произносится абсолютно одинаково — «Вол пасётся на лугу», на всех вышеперечисленных языках.

Вывод: Скоты — Славяне один из белых народов Расы (Роды Асовъ Страны Асовъ), все ныне живущие на нашей земле белые народы являются братьями, и разделение белых народов является искусственным.

«Благодаря» произведениям греческого историка Геродота и некоторым иным авторам античности мы привыкли видеть в скифах и сарматах дикие азиатские орды или, как минимум, иранские народности, заселившие южные степи Украины и России, Среднюю Азию и Сибирь. В документах былого упоминания о скифах относят к 4800 годам (VII веку до н.э.) от успокоения Матери Земли. Наиболее полные и яркие упоминания касаются причерноморских скифов, самоназвание коих, по тому же Геродоту, звучит как «сколоты», что явно и «невооруженным глазом» указывает, если и не на четкую славянскость, то на безусловное присутствие славянского корня «коло».

Академик Б.Рыбаков, исходя из указанного самоназвания, справедливо говорит о безусловном присутствии славян в составе народа, который назван во многих источниках на греческий манер - скифами. Академик расшифровывает имя «сколоты», как «потомки солнца», поскольку «коло» у славян это ещё и название солнышка. И давайте вспомним, что славяне в «Слове о полку Игореве» называют себя потомками солнца, а именно - внуками Даждьбожьими.

Итак, сами себя часть скифов именовали сколотами, персы называли их саками, Плиний же говорит, что их называли и хазарами (и тут мы просим читателя не волноваться и не измышлять себе «жидо-масонов», поскольку хазары не всегда и не все поголовно были иудеями).

Территория скифского государства занимала земли современной Украины до лесной зоны (на севере), на востоке доходила до Дона и Аральского моря, на западе - до современной Болгарии и занимала часть Молдовы, на юге - до Кавказских гор, Черного моря и Крыма. Интересно, что Плиний и Страбон (античные авторы), называют Скифию причерноморскую Малой, а Скифию, уходящую на восток и север от Дона - Великой. Не напоминает ли нам это позднюю книжную традицию Малой и Великой Руси? У автора сей статьи нет ни малейшего сомнения, что это традиция именования одного и того же народа. Историк Фукидит пишет, что скифы - самый многочисленный народ, и царство их такое могущественное и большое, что с ними не может сравниться ни один народ не только Европы, но и Азии, и ни один народ сам не в силе превозмочь скифов.

И, действительно, скифы совершали много завоевательных походов на Ближний Восток и Переднюю Азию. В 4830-40-х годах (670-е до н.э.) они завоевали Мидию, Сирию, Палестину и создали там царство, название которого греки передали как «Ишкуза». В 4996 г. (512 г. до н.э.) скифы почувствовали на себе военную силу иранцев и прогнали со своей земли завоевателей царя Дария I. Скифов возглавлял в этой войне царь Иданфирс. Исследователь истории Л.Силенко, проведя анализ скифского наречия, с нашей точки зрения очень четко показал, что имя этого славнейшего царя имеет славянское происхождение. Из-за особенностей греческого языка славянское имя Дантур, превратилось в имя «Иданфирсос». Точно также наше Святослав стало у греков «Сфентослаф».

В 5169 г. скифы были побеждены войсками Филиппа ІІ Македонского, но уже в 5178 г. отомстили македонцам, разгромив войска наместника Александра Македонского Зопириона под Ольвией. За всё время своего существования Скифия никогда не была завоевана, и скифами никто не владел. Но, как часто у нас бывает, если кто-то нас и побеждает - то это мы сами. В результате междоусобиц Скифия превращается из централизованного государства в союз племен, влиятельнейшими из которых были сарматы и крымские скифы.

Скифию с 5200-х годов чаще начинают звать в документах Сарматией. И хотя скифов и сарматов упорно представляют в истории как разные народы, но сами же древние пишут: «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», то есть речь идет о диалекте.

Известны имена скифских Богов, которые имеют явное арийское происхождение и могут читаться и пониматься на славянском. Так в имени Богини Табити, легко узнается наша Берегиня: Тапити, то есть «теплая». Папай - это отец (Сварог), до сих пор многие потомки Ариев, в том числе и русские, зовут отца - «папа». «Арес» - ни кто иной, как праотец Орий (Арий).

Мифы скифов - это ранние варианты славянской мифологии. Так известнейшие славянские мифы о трех братьях-основателях народа: а) Скиф, Рус и Словен; б) Чех, Лех и Рус; в) Кий, Щек и Хорив имеют свою скифскую параллель. Это легенда о трех братьях Липоксае, Арпоксае и Колоксае. Именно в их царствование с небес пали 4 дара: плуг, ярмо, секира и чаша, что соответствует устроению ведического общества: плуг - орудие тружеников, ярмо - хозяев, секира - витязей, обрядовая чаша - волхвов.

Таким образом, самоназвание, имена, вера и сказания скифов, а также и сарматов, которых от скифов отличает только говор, подтверждают, что в среде скифов было достаточное количество праславян. И, если трудно говорить о скифах, как о непосредственных славянах, то, они, безусловно, стали субстратом (частью) великого Рода Славных, а их [скифов] культура имеет яркие праславянские признаки. Не лишним, а даже необходимым будет упомянуть, что вплоть до средневековья западные европейцы звали русинов Руси - скифами, а поляки и русины Украины именовали себя потомками сарматов. В частности, в титуле некоторых гетманов Войска Запорожского была составляющая «князь Сарматии».

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Предки русского народа - это не только славяне, но множество народов, которые трудно классифицировать в современных понятиях. Обычно таких предков называют по тем археологическим памятникам, которые от них остались. В названиях в разной степени присутствуют предметы быта, виды орнамента, название оружия или ближайших населённых пунктов и исторических мест. Так и появляются «культура шнуровой керамики», «носители боевых топоров», «черняховцы», «милоградцы»…


На карте выше мы видим массу названий такого рода и на «славянском ареале» как раз помещаются в качестве «протославянских» культуры «пшеворская» и «прото -пражско - корчаковская» от 3-4 века. Разумеется, годится и «киевская». Но вот относительно «черняховской» есть сомнения: она как раз там, куда давно и уверенно туда-сюда ходили готы… Не говоря уже о ненадолго проходящихся гуннах и постоянно присутствующих скифах и сарматах…
Так получилось, что я довольно хорошо знаю регион Северного Причерноморья: и по музеям Одессы и Белгорода Днестровского и Киева, и по поездкам по Дунаю, Днестру, Южному Бугу и Днепру, Крыму. Скифского там пруд пруди: золото, оружие, доспехи, курганы, святилища… Даже остатки городов (в Крыму).
Но скифы и славяне идентичны только в поэме Александра Блока «Скифы»… У Геродота упоминаются некие «скифы-пахари», из чего некоторые любители всего знаменитого и признанного готовы сделать выводы, что речь идёт о славянах…

Своими предками сарматов в Средние Века веке признали сначала польские шляхтичи («сарматизм», «сарматская теория»): якобы сарматы завоевали местное население в бассейнах Вислы-Припяти и стали воинской знатью… Позднее, «сарматами» стали считать себя и шляхтичи современных Беларуси и Украины.
Был изобретён даже «сарматский портрет» и особый тип одежды - кунтуши и тканые из золотой и серебряной нити пояса метров по пять длинной и полметра шириной. Их часто называют «слуцкими», поскольку их массовое производство - уже в 18 веке - наладил магнат Кароль Станислав Радзивил по прозвищу «Пане Каханку» в своём владении в городе Слуцке (сейчас это Беларусь). Но это уже из области «материализации чувственных образов», а не доказательств…
На иллюстрациях два известных деятеля Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского - Лев Сапега и Николай Радзивилл «Чёрный» (был потому что и ещё Николай Радзивилл, кузен этого по прозвищу «Рыжий»)/

Территория Украины в новую историческую эпоху - эпоху раннего железного века - была заселена различными по происхождению и языку племенами. Здесь жили автохтонные земледельческие племена - предки славян, ираноязычные скотоводческие кочевые племена; сюда переселяются греки-колонисты.

От VII в. к III в. до н. е. угрозу племенам Восточной Европы и Ближнего Востока составляли племена скифов, пришедших из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье. Скифы завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украины), образовав там государство Скифию. Наиболее основательно характеристику и описание жизни и быта скифов оставил древнегреческий историк Геродот. В V в. до н. е. он лично посетил Скифию и составил ее описание. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву.

Геродот выделял среди скифов следующие группы: царские скифы, жившие в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, что жили между Днепром и Днестром (историки считают, что это были побеждены скифами потомки чернолесской культуры) скифы-земледельцы, жившие в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, которые поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников. Они господствовали над всеми другими племенами.

В конце VI в. до н. е. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Причерноморская Скифия, по Геродоту, разделялась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - молодые цари (вероятно, сыновья главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на юге Восточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-III вв. До н. Э. Было Каменское городище близ г.. Никополя). Скифия разделялась на округа (номы), которыми управляли вожди, назначенные скифскими царями.

Наивысшего подъема Скифия достигла в IV в. до н. е., и было оно связано с именем царя Атея. Власть Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Царь Атей чеканил собственную монету. Могущество Скифии не поколебалась даже после поражения от македонского царя Филиппа И! (Отца Александра Македонского). Мощной оставалась государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339 году до н. е. Однако на рубеже IV-III вв. до н. е. Скифия приходит в упадок. В конце III в. до н. е. под натиском сарматов Великая Скифия постепенно прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III в. До н. Э. - III в. Н.э.) со столицей в Неаполе Скифском, в Крыму, другую - в нижнем течении Днепра.

Скифское общество состояло из трех основных слоев: воинов, жрецов, рядовых общинников (земледельцев и скотоводов). Каждая из слоев вела свою родословную от одного из сыновей первопредка и имела свой священный атрибут. Для воинов это был топор, для жрецов - чаша, для общинников - плуг с ярмом. Геродот говорит, что особым почетом у скифов пользовались семь богов; именно их считали прародителями людей и творцами всего сущего на Земле.

Геродот описал обряд погребения скифского царя: прежде чем похоронить своего царя на священной территории - Герра (Приднепровье, на уровне Днепровских порогов), скифы возили его забальзамированное тело по всем скифских племенах, где над ним осуществляли обряд памяти. В Герра тело хоронили в просторной гробнице вместе с женой, в ближайшие слугами, лошадьми и др. У покойника клали золотые вещи, драгоценные украшения. Над гробницами насыпали огромные курганы - что знатный был царь, тем выше курган. Это свидетельствует о имущественное расслоение у скифов.

Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского производства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивали пшеницу, просо, конопля и т.д., причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Земледельцы жили в поселениях (городищах), которые располагались на берегах рек и укреплялись рвами и валами.

Скифы были воинственным народом. Они активно вмешивались в конфликты между государствами Передней Азии (борьба скифов с персидским царем Дарием I и др.).

Примерно в 514-512 pp. до н. е. скифов решил покорить персидский царь Дарий И. Собрав огромное войско, он переправился наплавного моста через Дунай и двинулся вглубь Великой Скифии. Войско Дария, по свидетельству Геродота, насчитывало 700 тыс. Воинов, однако ученые считают, что эта цифра в несколько раз преувеличена. Скифское войско насчитывать, вероятно, не менее 150 тыс. Бойцов. По плану скифских военачальников, их войско избегать открытого боя с персами и, постепенно отступая, заманивать врага вглубь страны, уничтожая на его пути колодцы и пастбища. За это время скифы планировали собрать силы и нанести поражение ослабленным персам. Эта "скифская тактика", как назвали ее позднее, оказалась удачной.

Дарий построил лагерь на берегу Азовского моря. Преодолевая огромные расстояния, Персидский армия тщетно пыталась отыскать врага. Когда скифы поняли, что силы персов подорваны, они стали действовать более решительно. Накануне решающей битвы скифы послали царю персов странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Содержание "скифского дара" Дарию И его советник истолковал так: "Если вы, персы, не станете птицами и не полетите высоко в небо, или мышами и не скроетесь в землю, или лягушками и не попрыгаете в болота, то вы не вернетесь к себя, вас погубят эти стрелы ". Неизвестно, о чем думал Дарий, глядя на эти дары и на скифов, которые строили отряды в бой. Однако ночью, оставив в лагере раненых, которые имели поддерживать костер, он с остатками своей армии бежал.

Так позорно закончилась попытка одного из самых могущественных властителей тогдашнего мира покорить Великую Скифию. Благодаря победе над персидской армией, которая считалась тогда сильнейшей, скифы завоевали славу непобедимых воинов.

Упадок, а затем и распад Скифии были вызваны такими факторами, как ухудшение климатических условий, высыхание степей, упадок экономических ресурсов лесостепи и тому подобное. Кроме того, в III-I вв. до н. е. большую часть Скифии завоевали сарматы.

Современные исследователи считают, что первые ростки государственности на территории Украины возникли именно в скифские времена. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал так называемый "звериный" стиль.

Широко известные достопримечательности скифской эпохи - курганы Солоха и Гайманова Могила на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль Оба и др. Найдено царские украшения (золотая пектораль), оружие и т.

В течение следующих 600 лет (III в. До н. Э. - III в. Н. Э.) В Северном Причерноморье господствовали сарматы, которые пришли с Приволжско-приуральские степей.

Как называли себя эти племена, мы не знаем. Греки и римляне называли их сарматами, что переводится с древнеиранской как "опоясаны мечом". Геродот утверждал, что предки сарматов жили к востоку от скифов, за рекой Танаис (Дон). Он также рассказывал легенду о том, что сарматы ведут свою родословную от амазонок, которые поженились со скифскими юношами. Однако хорошо овладеть языком мужчин они не смогли, поэтому сарматы разговаривают испорченной скифской языке. Часть истины в утверждениях «отца истории» являются: сарматы, как и скифы принадлежали к ираноязычной группы народов, и у них очень высокий статус имели женщины.

Заселение причерноморских степей сарматами не было мирным. Они истребили остатки скифского населения и превратили большую часть их страны в пустыню. Впоследствии на территории Сарматии, как называли эти земли римляне, возникли несколько сарматских племенных объединений - аорсы, сираки, рок Соланы, языги, аланы.

Поселившись в украинских степях, сарматы стали нападать на соседние римские провинции, античные города-государства и поселения земледельцев-праславян зарубинецкой культуры лесостепи. Свидетельством нападений на праславян стали многочисленные находки наконечников сарматских стрел при раскопках валов зарубинецких городищ.

Сарматы были скотоводами-кочевниками. Необходимые продукты земледелия и ремесленные изделия они получали от оседлых соседей путем обмена, дани и обычного ограбления. Основой таких отношений была военное превосходство кочевников.

Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбища и добычу.

Ни сарматского поселения археологами не найдены. Единственными памятниками, которые они оставили, есть курганы. Среди раскопанных курганов много женских захоронений. В них найдены великолепные образцы украшений, выполненные в стиле, который впоследствии получил название "сарматского". Непременным атрибутом мужских захоронений оружие и снаряжение для лошади.

В начале нашей эры власть сарматов в Причерноморье достигла высшей точки. Состоялась сарматизация греческих городов-государств в течение длительного времени сарматская династия правила Боспорское царство.

В сарматов, как и у скифов, существовала частная собственность на скот, который был основным богатством и главным средством производства. Значительную роль в хозяйстве сарматов играла труд рабов, в которых они превращали захваченных во время непрерывных войн пленных. Однако родоплеменной строй сарматов держался довольно устойчиво.

Кочевой образ жизни сарматов и торговые связи со многими народами (Китай, Индия, Иран, Египет) способствовали распространению среди них различных культурных влияний. их культура сочетала в себе элементы культуры Востока, античного Юга и Запада.

С середины III в. н. е. сарматы теряют ведущую роль в причерноморских степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ), готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном , готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .

Источники истории скифов

Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов . Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний .

Племена скифов – кратко

Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов ), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).

Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.

Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.

Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.

Религия скифов – кратко

Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Происхождение скифов – кратко

Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.

Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия) дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.

Войны скифов с соседями

Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. Они сокрушили могущество Ассирийского царства , но через десять приблизительно лет снова были вытеснены из Азии царём мидян, Киаксаром . Чтобы наказать их за это нападение на Мидию (так, по крайней мере, думает Геродот), персидский царь Дарий I переправился в 515 г. с 700,000 человек по наведенному через Фракийский Боспор мосту в Европу и проник через Фракию в страну скифов. Избегая сражения скифы отступали к востоку, и персы по их следам зашли за Танаис, но утомленные бесплодным, истощавшим их силы преследованием, вернулись той же дорогой к Истру и оттуда через Фракию в Азию. Все описание этого похода у Геродота отличается совершенно легендарным характером. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром.

С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. Лишь понтийский царь Митридат Великий снова вступил в войну с ними, когда под его протекторат, не будучи в силах бороться с притеснявшими их соседними скифскими племенами, поставили свои владения династы греческих городов на Понте. Митрадат очистил от скифов весь Таврический полуостров. Когда, победив Митридата , римляне подчинили своему влиянию боспорских царей и завязали торговые сношения с народами на берегах Понта и Меотиды, то и они, в особенности после покорения Дакии Траяном, познакомились ближе со страной скифов. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами.

Скифия и Сарматия

Долгое время, впрочем, название скифов применялось древними писателями, наряду с названием «сарматы» или взамен его, для обозначения всех вообще народов, живших к северу от Понта. Впоследствии Скифией называется уже только область в Азии, смежная с азиатской Сарматией. Эта, описанная Птолемеем азиатская Скифия обнимала земли между азиатской Сарматией на западе, неизвестной страною на севере, Серикой (Китаем) на востоке, Индией на юге и разделялась на две главные части: Скифию по эту сторону и Скифию по ту сторону Имая (большого горного хребта). Из рек здесь упоминаются Парананис (Парапамис), Римн (ныне Гасури), Даик (потом Яик), Окс (Амударья) и Яксарт (Сырдарья).

Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.

Прежде всего, о названии народа. Что же касается названия, как "скифы", "сарматы", "гунны", то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен:

"Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов , следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия.

Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово "почёт", он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите - дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам - Скифами.

Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?"

Куда же исчезли Скифы?

Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя "сарматы" происходит от слова "сыромяты" или, точнее "сыромятники". Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.



В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы . Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…


На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий - до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы - такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян.

Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов» . Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев.

Закованная в тяжелые латы сарматская конница — катафрактарии — подобно танковой колонне сметала все на своем пути, а среди сарматских воинов нередко можно было увидеть женские лица.


Сарматская амазонка с двуручным мечом

В середине III века н. э. Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди них наибольшей активностью отличались готы, в движение которых были втянуты и сарматы.

Враги империи

Во II веке до н. э. сарматские племена начали активное движение на запад, и уже через столетие заняли Днепро-Донское междуречье. В союзе с другими племенами они неоднократно вторгались в пределы римских владений южнее Дуная — в провинцию Мёзия.

Судя по источникам, первое столкновение сарматов с римлянами произошло в 16 году до н. э., когда римский сенатор Тарий Руф успешно отразил их натиск. Однако уже вскоре римлянам, подавлявшим Панноно-Далматинское восстание, пришлось срочно вернуть свои легионы в Мёзию и вновь направить их против сарматов и даков.

В это же время поэт Овидий, сосланный императором Августом в 8 году н. э. в затрапезный городок Томы (расположен у современной Констанцы в Румынии.— Прим. авт.), отметил пребывание сарматов на берегах Понта (Черного моря). По его свидетельству, они свободно разгуливали по городу, который посещали, переправляясь по льду через Дунай. Овидию пришлось даже выучить сарматский язык.

Постепенно сарматские объединения втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. К середине I века западные сарматы — языги — перешли горные перевалы Карпат и заняли равнину между Дунаем и Тисой — Венгерскую пушту. Вслед за ними к границам Рима продвинулись и другие сарматские племена — роксоланы. В это же время на днестровско-дунайских просторах появляется государственное объединение кочевников во главе с Фарзоем, который именуется царем и даже чеканит золотую монету со своим родовым знаком — тамгой. Сарматы усиливают давление на Мёзию и северопонтийские города. Воспользовавшись отвлечением основных римских сил из провинции на борьбу с Парфянской державой, войско Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой на рубеже 67-68 годов вторглись в Мёзию, где, по словам историка Тацита, «изрубили две римские когорты».


В 89 году император Домициан вновь направляет против сарматов войска после того, как ими был уничтожен легион вместе с легатом. Через три года боевые действия завершились победой римлян. О том, что в Риме с облегчением вздохнули после этой тяжелой войны, свидетельствует тот факт, что в знак победы император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сарматов с Римской империей в I веке н. э.

По словам знаменитого римского философа Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения».

Многоконные воины

В результате всех этих со бытий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, и к концу I века завершается образование «европейской Сарматии» — понятие, введенное Клавдием Птолемеем.



В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.

Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.

Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».

Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора. Яркими памятниками этих событий являются росписи пантикапейских склепов, на которых можно увидеть пылающие крепости и города, пеших и конных воинов в панцирных доспехах, скачущих всадников с развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней. Отсюда

Амазонки были сарматками?


Широко известно сообщение опального римского поэта Овидия о том, что сарматские женщины наравне с мужчинами ездят верхом на охоту, ходят на войну и носят мужскую одежду.

Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» .

А историк Геродот полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с легендарными амазонками.


От сарматских женщин к нам пришли кокошники

В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII — VI века до нашей эры.

«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав - участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)

Сарматы - новаторы воинского искусства.


Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия - длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной - большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами - акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье - contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.


Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии - катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России - в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.


Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей - хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.


Сарматские памятники археологии исчезают в III - IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен - тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.

Сарматизм

В XV - XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев - победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сегодня можно уверенно сказать, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.


Монеты сарматов