Кто в минздраве занимается распред льготных лекарств. Почему льготникам не хватает бесплатных лекарств? Какие лекарства выдают бесплатно




На своем официальном сайте видеоролики с обращением начальника управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения ведомства Виктора Фисенко и сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулёва. В них эксперты призвали льготников не отказываться от набора социальных услуг, в том числе лекарственного обеспечения.

Напомним, у федеральных льготников есть право на получение набора социальных услуг за счет бюджета — в него входит обеспечение необходимыми лекарствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения. Льготники могут получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте, при этом замена может быть полной или частичной. Нередко россияне выбирают именно деньги, а не бесплатные лекарства. В Росздравнадзоре называют такое решение «недальновидной политикой» и призывают «сохранить за собой право на набор социальных услуг, и, в особенности, — в части льготного лекарственного обеспечения». Как заявил начальник управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко, в таком случае при необходимости пациент «мог бы рассчитывать на помощь ведомства в части защиты своих прав».

Такого же мнения придерживаются и во Всероссийском союзе пациентов.

«Я бы хотел обратиться к пациентам: не отказываться от соцпакета за достаточно небольшие денежные средства, которые выдаются вместо него. Это не сделает никакой погоды, — говорит в обращении сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. — Речь идет о жизненно важных лекарствах, которые могут потребоваться нам каждую минуту. Соцпакет является «подушкой безопасности» для всех нас, потому что он гарантирует предоставление жизненно важных препаратов. Помните об этом, принимая иногда слишком поспешные решения».

Тем, кто сейчас получает денежные выплаты вместо препаратов, Виктор Фисенко посоветовал изменить форму получения льготы: «Рекомендуем вам не позднее 1 октября этого года подать заявление в Пенсионный фонд о возобновлении права на получение набора социальных услуг в части бесплатной лекарственной помощи».

В последнее время не раз звучали предложения отказаться от монетизации льгот или отменить для инвалидов возможность выбора получения бесплатных лекарств. Напомним, они могут получать бесплатно лекарство по федеральному закону о монетизации льгот или по региональному законодательству, предполагающему бесплатное обеспечение лекарствами пациентов с определенными хроническими заболеваниями.

Три года назад Нацмедпалата лишить россиян права выбирать денежные выплаты вместо лекарств, так как «фактически лекарственное обеспечение превратилось в доплату к пенсиям». Этот же вопрос комитет по здравоохранению Петербурга в 2016 году. Тогда чиновники опасались, что на обеспечение бесплатными лекарствами петербуржцев, имеющих право на федеральные льготы, не хватит. Отмена монетизации льгот, по их мнению, решила бы эту проблему. В том же году Минздрав , в котором предложил устранить двойное финансирование льготного обеспечения лекарствами из-за того, что по федеральной льготе пациенты выбирают денежную компенсацию, а бесплатные препараты получают уже за счет средств региона.

Справка

С 1 февраля стоимость набора социальных услуг до 1075 рублей 19 копеек в месяц. На обеспечение медикаментами из них выделяется 828 руб. 14 коп. Пенсионный фонд обеспечивает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), в состав которой входит набор социальных услуг, более 15,4 миллионам федеральных льготников, включая инвалидов.

Доктор Питер

Мы уже знаем, что льготные лекарства онкобольным предоставляются по федеральной и по региональной льготе в зависимости от статуса льготника. При этом, назначаются лекарства, входящие в стандарт лечения и в льготные Перечни. Напомню, что при амбулаторном лечении основанием для получения льготных лекарств инвалидам является Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», а перечень льготных лекарств содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, куда входят все льготные лекарства. То есть смотрите, входит ли в указанный Перечень назначенное вам лекарство.

Основанием для получения льготных лекарств гражданам, страдающим онкозаболеваниями, но не имеющим группы инвалидности, является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении № 1 которого указано право лиц с онкозаболеваниями на льготное получение всех лекарственных средств. В свою очередь Перечень этих лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий области (см. региональный перечень лекарств называется: «в соответствии с перечнем групп населения и категориями заболеваний»).

Всегда узнавайте, входит ли в федеральный и региональный перечень назначенное Вам лекарство (можно узнать в страховой компании, ТФОМС, из приложения к территориальной программе государственных гарантий, опубликованной в интернете вместе с Перечнями лекарств).

Бывает, что лекарство не входит в стандарт и в льготный перечень, но и в этом случае оно также может быть назначено пациенту по медицинским показаниям, хотя получить его гораздо сложнее.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

Пункт 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255): « В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (для инвалидов) .

Теперь почему инвалидам с онкозаболеваниями отказываться от социального пакета нельзя. Лекарства для лечения онкологии дорогостоящие и обеспечить пациента, отказавшегося от соц.пакета, лекарством по региональной льготе не всегда возможно по причине регулярного отсутствия денег у бюджета субъекта РФ. Тем более, что очень многие лица с онкозаболеваниями не имеют группы инвалидности, но при этом им требуется дорогостоящее противоопухолевое лечение, и они должны быть обеспечены льготными лекарствами в первую очередь. Хотя и на них, как говорят в Минздравах, нет денег. Право на получение медицинской помощи и на получение льготного лекарства не зависит от финансирования. Однако ссылки на отсутствие финансирования являются основным препятствием для получения льготного лекарства, которое врач онколог не назначит, лечащий врач не выпишет рецепт, Минздрав области не закупит. Денег и правда, может быть недостаточно, но может быть и так, что деньги имеются, а онкопациента просто не хотят лечить и тратить на закупку дорогого лекарства федеральные денежные средства, не говоря уж о деньгах региона. Но пациентам тоже хочется жить, как, впрочем и не жалующимся на здоровье чиновникам и врачам, которые отказывают пациентам в лекарствах. В таком случае онкобольные вынуждены бороться за свою жизнь и за гарантированное им государством лекарственное обеспечение. Некоторым это удается. Можно в связи с этим предложить пациентам, которым отказывают в льготных лекарствах, обращаться с жалобами на отказ в лечении.

Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. (Правда, у данного метода предварительного обращения в Минздрав есть минус - срок рассмотрения в течение одного месяца). Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования и по федеральной и по региональной льготе, что уже становится официальной и «уважительной» причиной отказа в лечении онкопациента. После получения такого ответа можно писать жалобу в контролирующий лекарственное обеспечение (правда лишь инвалидов) территориальный орган Росздравнадзора по субъекту РФ. Росздравнадзор обязан отреагировать на жалобу пациента. При получении жалобы, обычно, Росздравнадзор отсылает в Минздрав области письмо с просьбой «разобраться в ситуации, обеспечить пациента лекарством и сообщить о принятых мерах». Если, несмотря на это, льготное лекарство не получено, то жаловаться придется в органы прокуратуры. Но следует иметь в виду, что если пациент не приложил к жалобе в прокуратуру ответ из Минздрава, то прокурор перенаправит жалобу пациента в Минздрав области и все может этим закончится, поскольку Минздрав просто не ответит. Если же пациентом будет приложен письменный ответ об отказе из Минздрава, то жалобу в прокуратуре обязаны рассмотреть и принять меры прокурорского реагирования. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в статье 1 к полномочиям прокуратуры относит надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека. Статья 10 предусматривает обязанность разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений с составлением мотивированного ответа. При этом «запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Но, к сожалению, часто прокуратура пересылает жалобы в Минздрав области, хотя оттуда уже был получен ответ об отказе в лечении пациента, что не соответствует статье 10 Закона о прокуратуре.

Если в лекарственном обеспечении отказано лицу с онкозаболеванием, не имеющим группы инвалидности, то после отказа Минздрава области в лечении, жалобу нужно адресовать органам прокуратуры. Можно, конечно, написать обращение и в территориальный Росздравандзор, который контролирующих мер не примет, но может высказать свое мнение по сложившейся ситуации. Так, по одному из обращений регионального льготника в территориальный Росздравнадзор, он высказал свою позицию о праве пациента с онкозаболеванием получать лекарства по региональной льготе, что также может пригодится пациенту при дальнейших обращениях.

При написании жалобы следует указывать, кроме фамилии и имени, также наличие группы инвалидности, где и кем назначено лекарство (в доказательство того, что Вы его на сами себе рекомендовали по собственному желанию), если лекарство уже предоставлялось, то указывать, сколько раз получали лекарство и при каких условиях (по льготному рецепту, в стационаре) и другую информацию. Или описать иную имеющую место ситуацию. В жалобе указываются все адресаты, можно приложить копию справки МСЭ, выписной эпикриз, документы о назначении лекарства. Если были получены ответы из Минздрава, то указать ссылки на них и приложить к жалобе в Росздравнадзор и прокуратуру. Один экземпляр жалобы остается у заявителя, на котором ставится отметка принявшего ее органа. Жалобу можно направить и заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию жалобу, адресованной Минздраву области, можно направить и в прокуратуру, что не исключает, как указано выше, направление отдельной жалобы прокурору в случае отрицательного ответа из Минздрава, имеющей другой статус. Также жалобу в копии можно направить уполномоченному по правам человека региона, чтобы он знал о ситуации с отказом в лекарственном обеспечении на территории области. Для информации – упоминаемый в тексте жалоб «субъект Российской Федерации в сфере охраны здоровья» - это Минздрав области.

После того, как жалобы отправлены, придется ждать ответа. Иногда бывает, что чиновники затягивают срок ответа до 1 месяца или вообще не отвечают. Для того, чтобы все же получить ответ и, возможно, ускорит его сроки, нельзя просто его ждать.

По правилам делопроизводства жалобы передаются на исполнение конкретному лицу организации. Поэтому, нужно позвонить в приемную Минздрава, Росздравнадзора. Прокуратуры и спросить телефон лица, которому на исполнение передана направленная Ваши жалоба. Затем позвонить исполнителю и уточнить сроки и содержание ответа, в том числе, если на жалобу не отвечают более 1 месяца.

Ниже приводятся образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении инвалида и на отказ в лекарственном обеспечении онкобольного, не имеющего группы инвалидности, которые можно направлять в региональный Минздрав, Росздравнадзор и органы Прокуратуры.

В тексте нижеприведенной жалобы основное внимание следует обращать на нормативные акты, предоставляющие право пациенту на льготное лекарственное обеспечение.

Инвалидам и онкобольным также должны предоставлять льготные лекарства по любому имеющемуся у него заболеванию (в зависимости от статуса льготника и от наличия лекарства в льготном Перечне). Убедившись, что назначенное Вам врачом лекарство входит в соответствующий статусу льготника Перечень, при общении с врачами, также можно ссылаться на указанные в жалобах нормативные акты. Например, требуя лекарства для лечения от гипертонии, сахарного диабета, артрита и др.

1. Образец жалобы



Копия: Прокуратура ______________________
Адрес:__________________________________
Заявитель ______________________________
Адрес:_________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства

Я, Ф.И.О. 1946 года рождения, являюсь инвалидом 2 группы по заболеванию рак прямой кишки 4 стадии. В онкодиспансере № 1 г. К-ва мне было проведено хирургическое удаление опухоли и для дальнейшего лечения на консилиуме Онкодиспаснера № 1 05.09. 2013 года был назначен лекарственный препарат гливек

(МНН иматиниб). Но в поликлинике № 4 г. К-ва лечащим врачом было отказано в выписке льготного рецепта на указанный препарат. С жалобами на отказ в лечении я обращался в Администрацию г. К-ва, в Министерство здравоохранения г. К-ва. Причиной отказа в лечении были названо отсутствие денежных средств на лекарства для льготников и высокая стоимость препарата.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и имеют право на обеспечение их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Иматиниб входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение)", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1531н ".

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется в соответствии положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665).

Гливек под МНН Иматиниб входит в указанный федеральный Перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен мне по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

Также я являюсь «региональным льготником» и при отсутствии финансирования из федерального бюджета по программе ДЛО мне должны были предоставить лекарство за счет средств областного бюджета.

Об этом указано в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой": «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к Постановлению, указано, что граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715). В связи с чем статья 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Вышеуказанное означает, что назначенное льготное лекарство мне должны были предоставить по одному из указанных оснований за счет одного из двух вышеуказанных источников финансирования. Однако противоопухолевым препаратом гливек (МНН иманитиб) я не был обеспечен ни по «федеральной льготе», ни по «региональной льготе».

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

Принять меры к обеспечению меня жизненно необходимым лекарственным препаратом «иматиниб» на весь курс лечения по программе «дополнительного лекарственного обеспечения» за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета региона.

Приложение:

Дата, подпись.

2. Образец жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Примечание: в жалобе приводятся некоторые лекарственные препараты, указанные в стандартах лечения при РМЖ и входящие в Перечень приказа № 665. В связи с чем, при написании жалобы можно выбрать лекарства, входящие в стандарт лечения и Перечень Приказа № 665 при указанном диагнозе

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор

Адрес:___________________________________
Адрес:__________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я, Ф.И.О. 1965 г.р. , страдаю злокачественным новообразованием молочной железы 4 стадии, являюсь инвалидом и включена в Федеральный регистр льготников. Для лечения заболевания консилиумом С - ого ОКОД 04.08. 2013г. по жизненным показаниям мне были назначены лекарственные препараты паклитаксел (МНН паклитаксел), герцептин (МНН трастузумаб), золадекс (МНН золедроновая кислота).

Я получала лечение указанными препаратами с 24.08.2013 по 20. 11.2013г.

Однако с октября 2013 года я не получаю лечение указанными лекарственными препаратами (примечание: указать название лекарства ) ни стационарно, ни амбулаторно путем выписки льготных рецептов. Отказ в лечении Министерство здравоохранения области обосновывает отсутствием финансирования лекарственного обеспечения по федеральной льготе (ответ № 545 от 24. 09. 2013г).

Считаю отказ в лечении меня жизненно необходимыми мне указанными препаратами незаконным исходя из нижеследующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7 устанавливает, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. При этом назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ – ФЗ № 323).

Препараты паклитаксел, трастузумаб, золедроновая кислота входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при первично-генерализованных и рецидивных формах злокачественных новообразованиях молочной железы IV стадии - первично; I-IV стадии – прогрессирование (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 612н), а паклитаксел, трастузумаб входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н).

(примечание: если у пациентки стадия заболевания I-III (T1N0M0 - Т любая N3М0), то в жалобе нужно ссылаться на стандарт от 9 ноября 2012 г. N 723н).

Если стадия, IV - первично; I-IV – прогрессирование, то на стандарт от 7 ноября 2012 г. N 612н).

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды, как получатели набора социальных услуг имеют право на получение лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом назначение и выписывание лекарственных препаратов для льготников производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» . (Об этом указано в п.4.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н).

В Перечень приказа Минсоцздравразвития РФ № 665 входят лекарственные препараты паклитаксел, тратузумаб, золедроновая кислота.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Из указанных нормативных актов следует. что я имею право на получение по жизненным показаниям указанных лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета в рамках перееденных региону федеральных полномочий.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. В результате необеспечения меня жизненно необходимым лекарственным средством были нарушены мои конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст. ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации и вышеуказанными федеральными нормативными актами. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

На основании вышеизложенного, прошу:

1. Разобраться в ситуации с отказом в лечении, принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранением г. С- ва и подчиненных ему структур препаратами трастузумаб и золедроновая кислота на весь курс лечения.

Приложение:

Дата, подпись.

3. Региональная льгота (онкобольной без группы инвалидности)

Примечание: необходимо смотреть, содержится ли назначенное или рекомендованное пациенту лекарство в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в разделе: «перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно….». В некоторых областях региональный Перечень может содержаться в отдельно принятых нормативных актах, о чем должно быть указано в программе государственных гарантий. В тексте жалобы нужно ссылаться на то, что лекарство входит в это Перечень.

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес: __________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе
(онкобольная без группы инвалидности)

Я, Ф.И.О. 1971 года рождения, страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительныйо рак молочной железы, 3 стадия.

В качестве лечения была проведена хирургическая операция и лучевая терапия. Инвалидом не являюсь. Для продолжения лечения в Федеральном медицинском научно-исследовательском центре (примечание: указать, были ли такие рекомендации и где _) мне были рекомендованы и также назначены онкологами территориального онкодиспаснера г. В-ка лекарственные препараты герцептин (МНН трастузумаб) и тамоксифен (МНН тамоксифен). Однако указанные препараты для лечения я не получала. На мое обращение в Министерство здравоохранения региона (указать -устно, письменно ) был получен ответ об отказе в лечении по причине отсутствия денежных средств для лечения региональных льготников.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении, незаконными на основании следующего.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ).

Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

Тамоксифен в указанный стандарт не входит, но также должен быть мне предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

Статья 16 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Во исполнение указного, пункт 2 статьи 81 Основ к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Законом В-ой области от 25.12.2012 № 143-ПК утверждена территориальная программа Государственных гарантий бесплатного оказания населению В-ой области медицинской помощи 2013 год и плановый период 2014 И 2015 годов.

В Приложение 3 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты трастузумаб и тамоксифен.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что лица с онкозаболеваниями имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьи 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, как житель В-ой области я имею право на получение включенных в региональный перечень препаратов трастузумаб и тамоксифен на основании Постановления Правительства РФ № 890 и территориальной программы государственных гарантий области на 2013 год.

Отсутствие финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не может служить законным основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях на лекарственное обеспечение пациента, со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи онкобольному, страдающему социально - значимым заболеванием (онкологией) и являющемуся и региональным льготником.

Лекарственные препараты трастузумаб и тамоксифен имеет для меня жизненно важное значение, неполучение которых в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением В-ой области и подчиненных ему им структур препаратами трастузумаб и тамоксифен на весь курс рекомендованного лечения.

Приложение:

Подпись, дата.

4. Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

(если лекарственный препарат не входит в стандарт лечения и льготные перечни

Куда: Министерство здравоохранения области
Адрес___________________________________
Куда: Территориальный Росздравнадзор
Адрес:___________________________________
Прокуратура _____________________________
Адрес:___________________________________
Заявитель _______________________________
Адрес:__________________________________

От кого: ________________________________

Жалоба
на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

Я Ф.И.О. являюсь инвалидом 1 группы по заболеванию: рак сигмовидной кишкиT4N2M1 . Консилиумом Н- ого ОКОД 26.02.2013г было принято решение о назначении мне препарата цетуксимаб. (или же указать, что данный препарат был рекомендован ___ где) .

Однако Министерством здравоохранения Н - ой области в предоставлении препарата «цетуксимаб» отказано, так как он не входит в стандарт лечения при моем заболевании и отсутствует в льготном федеральном перечне лекарств, а именно в перечне приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Препарат «цетуксимаб» действительно не включен в мой стандарт лечения и в Перечень лекарств для федеральных льготников, утвержденный Приказом Минздравсоцразития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

Однако о возможности применения лекарств, не входящих льготные Перечни, в частности, в перечень приказа Минсоцздравразвития РФ, указано в п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу МИнздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255), содержащий положение, что терапевт, врач-специалист выписывает лекарственные препараты, предусмотренные "Перечнем лекарственных средств", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 N 296 "Об утверждении перечня лекарственных средств" в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (вместо приказа от 02.12.2004 N 296 действует вышеуказанный приказ Минсоцздравразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 ).

Также часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ допускает по жизненным показаниям предоставление лекарственных препаратов, не входящих в стандарты.

На основании указанного, лекарство, не входящее в стандарт и перечень приказа Минздравсоцразвития РФ № 665 может быть мне предоставлено по решению врачебной комиссии лечебного учреждения по жизненным показаниям.

Лекарство, не входящее в перечень и стандарт, мне должны предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ как региональному льготнику на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Имеющееся к нему Приложение N 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» предусматривает, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют инвалиды 1 и 2 групп и лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются все лекарственные средства.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой" «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Лекарственный препарат цетуксимаб назначен мне онкологами по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям. Неполучение препарата в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

1.Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением С-ой области и подчиненных им структур препаратом цетуксимаб на весь курс рекомендованного лечения и выделить для этого необходимые денежные средства.

Приложение:

  1. отказ Комитета по охране здоровья населения области.
  2. решение о назначении цетуксимаба.
  3. выписка из истории болезни.

Подпись, дата.

5.Онкобольные, отказавшиеся от соц. пакета

Но если онкопациент отказался от соц.пакета, восстановить его не успел, при этом он находится в инкурабельном состоянии, то можно написать жалобу на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программе государственных гарантий области

Жалоба
на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе

Я ___________, ______года рождения, являюсь инвалидом ______ группы по заболеванию C20 Ca ректомигмоидного отдела (рак кишечника) с метастазами в головной мозг и множественными метастазами в легкие. Для обезболивания мне необходимы лекарственные препараты лазикс (МНН фуросемид), дексаметазон (МНН дексаметазон), кетарол (МНН кеторолак) , трамадол (МНН трамадол) .

Я отказалась от социального пакета, в связи с чем участковый врач поликлиники № ______ района ______ льготный рецепт на обезболивающие препараты не выписывает. Однако лица, страдающие онкозаболеваниями, являются одновременно региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 41 Конституции РФ установлено «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Пункт 2 статьи 81 указанных Основ к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения", предусматривающем право лиц с онкозаболеваниями получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели.

На назначение и выписывание лекарств для региональных льготников со ссылками на Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 указано в пункте 34 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

Во исполнение указанных федеральных нормативных актов на территории области действует территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории К-ой области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" .

В ее Приложение 4 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты МНН фуросемид, дексаметазон, кеторолак, трамадол.

О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по региональной льготе, разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой". Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890.

На основании указанных федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и входящих в региональный перечень льготных лекарств.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на облегчение боли, связанной с заболеванием доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно ст. 4, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением области, подчиненных им структур указанными обезболивающими лекарственными препаратами для облегчения боли за счет средств регионального бюджета.

Приложение:

Дата, подпись.

Лариса Зверева, юрист

С июля 2012 года практика предоставления лекарств под торговыми наименованиями была прекращена, а при закупках лекарств в документации об аукционе указывалось лишь его международное непатентованное наименование (МНН).

Для этого в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесли поправки, которые обязывали государственных и муниципальных заказчиков при проведении аукционов на закупку препаратов указывать только международное непатентованное наименование (МНН) лекарств, а при его отсутствии - химическое наименование. Во внесенных изменениях имелась, казалось бы, обнадеживающая оговорка - законом разрешались закупки лекарств по торговым наименованиям при условии, что они включены в отдельный федеральный перечень. Но - такой Перечень до настоящего времени Правительством РФ и Минздравом РФ не разработан и не утвержден.

И теперь вместо препарата «зомета», который привыкла получать пациентка, сейчас ей предлагается «золедроновая кислота», победившая на очередных торгах по приобретению льготных лекарств или препараты золерикс, резорба, тоже имеющие в своем составе золедроновую кислоту. Вместо аримидекс будет предоставлен МНН анастрозол. Но почему-то пациенты их очень плохо переносят.

В чем причина такого запрета и ограничения закупок? По мнению авторов законопроекта, это поможет избежать коррупционного ограничения количества участников аукциона, которое практиковалось ранее при размещении заказов по торговым названиям препаратов.

О назначении и выписывании лекарств под их МНН также указано в новомПриказе Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". На этот счет также имеется Письмо Минздрава РФ от 16 января 2013 г. "Рецепты на лекарственные препараты будут выписывать по МНН". В чем причина введения данного правила? В письме указано, что «Данная норма вводится с целью исключения возможности выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией, что прямо запрещеноп. 2. ч. 1 ст.7 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", таким образом, устраняется коррупционный фактор».

Тоже причина уважительная.

Но жизнь не стоит на месте и Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были отменены. Вместо них с 1 января 2014 г., за исключением некоторых положений, вступает в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

Что же изменилось в части возможности закупки лекарств по торговым наименованиям?

Действительно, в статье 33 нового Закона указано право заказчика (т.е. Минздрава, ЛПУ) при гос. закупках указывать торговые наименования лекарств в 2 случаях:

Первое условие - если лекарство входит в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (который пока не принят, как мы уже писали и рассчитывать на него, по видимому – не стоит). Но следите, а вдруг все – таки примут?

Второе условие - при осуществлении закупки лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Вот она, возможность получить лекарство под торговым наименованием для пациента – индивидуальная непереносимость дженерика под МНН и решение врачебной комиссии .

Предположим, все это у онкопациента есть - и индивидуальная непереносимость подтверждена и решение ВК имеется. И на следующий курс введения (обычно через 21 день) пациент уже имеет право на получение лекарства под торговым наименованием. Но вот получит ли? Так как имеется небольшая сложность следующего этапа: лекарство необходимо для пациента закупить на торгах, так как его в наличии в ЛПУ и в аптеке или фармацевтической компании нет.

А нет его потому, что указанный закон № 44-ФЗ разрешает закупать лекарственный препарат под торговым наименованием не более того объема, который необходим конкретному пациенту в течение срока лечения. То есть закупка лекарства должна быть проведена после решения врачебной комиссии.

И еще - при закупках лекарств для этого пациента нельзя закупать лекарства для другого пациента с индивидуальной непереносимостью этого же дженерика. То есть запасы лекарства - оригинала исключены.

Возникает вопрос – а получит ли пациент в срок жизненно необходимое лекарство? Можно предположить отсутствие заинтересованности областного Минздрава или стационара больницы постоянно проводить закупки лекарств для каждого пациента с индивидуальной непереносимостью дженериков. Выходом для них и бедой для пациента,возможно, будет затягивание сроков закупок оригиналов лекарств на торгах или нежелание фиксировать индивидуальную непереносимость в медицинской документации пациента. А для онкопациента ждать длительной процедуры закупок со стороны Минздрава с обычными ссылками на «отсутствие финансирования», невозможно, так как без лечения болезнь быстро прогрессирует и вместо противоопухолевого лечения может потребоваться уже симптоматическое.

Лекарства из Перечня ЖНВЛП по торговым наименованиям.

А вот еще новость про торговые наименования лекарств. Правительство решило разрешить закупку лекарств по торговым наименованиям из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) для государственных и муниципальных нужд. Ведь в льготные перечни и стандарты входят те же самые лекарства. Но вот не всех, а только соответствующих одному из двух критериев: если химическая формула препарата защищена патентом или если производитель лекарства в ходе клинических исследований сумел доказать, что его препарат нельзя заменить аналогом.

Но получить патент на химическую формулу нельзя, удивляется исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Владимир Шипков. Патентом защищаются действующее вещество или их комбинация, объясняет заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, а химическая формула - это, по сути, способ их изображения. К тому же запатентованные лекарства и так имеют исключительный статус, продолжает Шипков.

Второй способ попасть в список, предлагаемый чиновниками, - доказать невозможность терапевтической замены. Не понятно, как производителю доказывать, что его препарат нельзя заменить, недоумевает Шипков: существует обратная процедура, когда производители дженериков или биоаналогов доказывают, что их препарат не уступает оригинальному. Сравнительные клинические исследования показывают, что один препарат эффективен, например, в 80% случаев, а другой - в 70%, утверждает Глушков: будут ли такие препараты считаться взаимозаменяемыми?

Правда, это неокончательный вариант критериев включения препаратов в перечень, отмечает Шаравская: сейчас они обсуждаются в правительстве, которое может частично их пересмотреть. Критерии отбора, по словам представителя Минздрава, планируется представить правительству в начале осени.

Из рецептов, выписываемых врачом, исчезнут торговые наименования препаратов .

За нарушение этого правила врачей ждет штраф.

Уже к ноябрю 2013 года Минздрав совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) должен подготовить приказ, согласно которому врачам запретят выписывать рецепты на конкретный препарат, разрешая указывать лишь химическую формулу или международное непатентованное название, говорится в «дорожной карте» по развитию конкуренции в России.

Это значит, что вместо торгового названия препарата, скажем, «Но-шпа» для инъекций врач будет обязан написать в рецепте только действующее вещество - дротаверин.

В чем же причина и этого ограничения? В сопроводительном письме Минздрава говорится, что это нужно для борьбы с коррупцией, а конкретно - исключит возможность выписки пациентам определенных препаратов только на основании договоренности врача с фармкомпанией.

К январю 2014 года Минздрав разработает федеральный закон, устанавливающий административную ответственность медработников за несоблюдение этих требований. Врачей, продолжающих выписывать рецепты на лекарства в соответствии с их торговыми наименованиями, ждут штрафы.

С одной стороны, по мнению пациентов, это позволяет им самим выбирать, какое лекарство покупать - дорогое или дешевое, и устраняет предвзятость врача, если он заинтересован в выписке конкретного лекарства. С другой стороны, подобные предложения уже неоднократно встречали критику от врачей - как правило, медики выписывают то лекарство, в эффективности которого уверены. И не все лекарства с одним и тем же действующим веществом, по их мнению, лечат одинаково.

Оригинальные препараты и дженерики

Оригинальное лекарственное средство – это новое лекарственное средство, впервые появившееся на фармацевтическом рынке и созданное крупнейшими фармацевтическими компаниями. Применяя оригинальный препарат мы получаем доказанные результаты в лечении, отработанные в клинических испытаниях дозировки и изученную безопасность, так как на всех стадиях клинических исследований фиксируются все неблагоприятные реакции, тоже самое происходит и в течение ряда лет после вывода препарата на рынок.

По истечении срока действия патента право на производство и продажи лекарства доступно всем фирмам, желающим производить препарат. Так появляются дженерики.

Дженерик - это препараты-аналоги патентованных лекарственных средств, продающиеся под химическими или генерическим (МНН) названиями после истечения срока патентной защиты на соответствующий защищенный патентом препарат. Дженерики всегда намного дешевле оригинала по причине того, что производители не тратятся ни на их разработку, ни на клинические исследования.

Оригиналы лекарств и дженерики отличаются по качеству субстанции действующего вещества и по наполнителям. Своего производства субстанций в России практически нет, в большинстве своем они импортируются и к нам попадают самые дешевые субстанции малоизвестного происхождения из Китая, Индии, Вьетнама и Украины, чье качество оценить бывает крайне затруднительно. Это же касается и вспомогательных компонентов. Требований к дженерикам насчет вспомогательных веществ вообще нет. То есть производитель дженерика имеет право использовать практически любые компоненты, главное, чтобы активное вещество было в необходимой концентрации.

Регистрация 90% дженериков идет без каких-либо клинических испытаний и занимает по времени 3-6 месяцев (время согласования протоколов, оформление разрешений государственных органов).

«Бюджетный маневр» Минфина РФ или получат ли пациенты вообще льготные лекарства?

Бюджетная комиссия при правительстве РФ рассмотрела основные бюджетные проектировки на 2014-2016 годы и обнаружила, что денег не хватает. В связи с чем к 2016 году планируется снижение федеральных расходов на здравоохранение. Сокращение должно будет компенсироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации, большинство из которых дефицитные. Минфин РФ предложил «Бюджетный маневр» - схему финансирования российской медицины. В соответствии с ней, ежегодное сокращение расходов федерального бюджета на здравоохранение должно составить 25-35%. Вместо этого средства на содержание медицинских учреждений и зарплату врачам станут выделать региональные бюджеты и фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

По мнению экспертов Всероссийского союза пациентов, бюджеты субъектов РФ не в состоянии выделять требуемые деньги. Это значит, что объем платных медицинских услуг за 2014-2016 гг. может вырасти до 60%, причем в немалой степени за счет государственных больниц. Кроме того, согласно плановым показателям междбюджетных трансфертов, расходы федерального бюджета на программы ОМС также значительно сократятся. «В 2014 году это 7,5 млрд руб., а в 2015 году - уже 1 млрд руб. Где возьмет ФОМС средства, чтобы возместить выпадающие доходы? О значительном сокращении финансирование российского здравоохранения заявил и глава Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль: «41 статья Конституции гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи. Но у государства на это денег нет. Давно не секрет, что мы живем в небогатой стране. Давайте посмотрим на долю здравоохранения в общем ВВП. К 2016 году ожидается снижение до 2,6% с сегодняшних 3,7%. Но даже 3,7% - это в два раза ниже, чем в среднем в развитых странах. К сожалению, наше государство мало озабочено расходами на здравоохранение. У них другие приоритеты».

Источник: РИА Новости onoff49.livejournal.com/388107.html

Такие вот у нас перспективы. Так что не болейте и будьте здоровы, денег все равно в нашей бедной стране нет.

Что же остается делать пациентам, чтобы получить оригинальный препарат по торговому наименованию - по льготному рецепту или в стационаре?

Пытаться доказать индивидуальную непереносимость дженерика и получить решение врачебной комиссии.

Индивидуальная непереносимость

Для замены препарата по причине индивидуальной непереносимости необходимо, чтобы об этом были сделаны записи в медицинской карте пациента. Об этом указано в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг". Имеется Приложение № 2 к приказу « Медицинская документация Форма N 025/у-04»: « Медицинская карта амбулаторного больного», где в пункте 19 описывается « лекарственная непереносимость». Врачи при ваших жалобах на побочные эффекты должны отразить их в медицинской карте и связывать с применением, например, анастрозола.

При этом вопрос о замене препарата и выписке рецепта должен быть вынесен на решение врачебной комиссии лечебного учреждения.

Факт индивидуальной непереносимости препарата (например золедроновой кислоты) сохраняющейся в течение нескольких введений, обязательно должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). То есть индивидуальную непереносимость можно подтверждать в стационаре и дома. В стационаре это сделать проще. Для подтверждения индивидуальной непереносимости на лекарство можно вызывать на дом врача или скорую помощь.

Желательно, чтобы сведения о лекарственной непереносимости врач направил в органы территориального Росздравнадзора, заполнив «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства», что и нужно напомнить врачу.

Вот что пишет суд, отказывая в иске истице, так как она не доказала лекарственную непереносимость препарата под МНН: : «Не соглашаясь с доводами истицы о том, что у нее имеется непереносимость препарата "Резорба", и его назначение привело к ухудшению состояния здоровья, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что синонимическая замена произведена при отсутствии объективных данных о непереносимости препарата, наличие побочных реакций не исключает возможность применения такого препарата, а доказательств ухудшения состояния здоровья в результате назначения таких препаратов не имеется. Соглашаясь с выводами суда в данной части судебная коллегия принимает во внимание, что извещение о непереносимости данного лекарственного препарата в установленном порядке, то есть после наблюдения и объективного выявления такой реакции У. не оформлялось».

Так что можно даже позвонить в органы территориального Росздравнадзора и проконсультироваться о возможности направления им лечащим врачом такого извещения.

Решение врачебной комиссии

Где же говорится о необходимости решения врачебной комиссии для получения (замены) препарата по его торговому наименованию (или иначе – не входящему в стандарт и перечень) ?

Небольшое примечание. О возможности назначения пациентам лекарств, не входящих в стандарты лечения (а в стандарты не входят лекарства под торговыми наименованиями, входят лишь их МНН) указано в пункте 5 статьи 37 Федерального Закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

О возможности назначения лекарств, не входящих в льготные перечни (для инвалидов) указано в пункте 6 «Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255).

В этом же приказе № 255 говорится, что замена производится на основании решения врачебной комиссии, а именно: « в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии , утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения».

То есть, когда врач говорит, что необходимое вам лекарство не входит в стандарт или не входит в льготный перечень, нужно опровергать данное мнение врача ссылками на указанные нормы права.

1.О возможности получения лекарства под торговым наименованием - по решению врачебной комиссии указано в пункте 3 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

А именно: «При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов:не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии».

2. Аналогичные положения содержатся в Приказе МЗ РФ № N 502н «Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» , к полномочиям которой относятся принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Итак, получить лекарства под торговыми наименованиями, в том числе не входящих в стандарты и Перечни, можно: по жизненным показаниям, в случае индивидуальной непереносимости препарата под МНН - по решению врачебной комиссии.

Требуйте от врача внести запись в карточку о фактах нежелательных проявлений от применения дженериков или каких-либо лекарств. Так как, если такой записи не будет, то и не будет решения врачебной комиссии о замене лекарства. Попросите врача показать вам сделанную запись, можете попросить даже сделать копию, так как пациент имеет право знакомиться со совей медицинской документацией и получать копии, на основании статьи 22 Основ об охране здоровья граждан.

Кому - то эта процедура покажется сложной и длительной, но за свою жизнь и жизнь близких в нашей бедной стране приходится, да и нужно бороться.

Лариса Зверева, юрист

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из госказны РФ ежегодно тратится около 100 млн. руб. Данная мера позволяет открыть доступ к необходимым медикаментам слоям населения. Но не все осведомлены о своем праве на перечень лекарств по федеральному или местному законодательству. Согласно последнему условия выдачи препаратов, их количество, наименования и лица, претендующие на преференцию, варьируются на усмотрение региональных властей.

ФЗ устанавливает общие права для всех граждан РФ, независимо от материального статуса и национальности. Льготы же зависят от принадлежности к особой категории (инвалид, ветеран, малоимущий).

К сожалению, получать лекарства можно только по одному из оснований (хотя прямого запрета на одновременное пользование федеральной и региональной преференциями нет), поэтому льготник должен будет сделать выбор. Выплату на лекарства государственному льготнику осуществляет ПФ, а региональному – орган соцзащиты.

Почему аптеки не могут обеспечить определённым препаратом каждого льготника и что можно предпринять.

– Я прохожу круги ада,чтобы получить по льготе препарат «Серетид», так как его заменители не помогают. С 2003 года мне выдавали лекарство в поликлинике №8 на ул. Попова,10б, с 2016-го пришлось покупать самой. Жаловалась министру здравоохранения Веронике Скворцовой, после этого в аптечный пункт завезли заменители, но моё самочувствие после их приёма ухудшилось. Непонятно, почему раньше на протяжении 15 лет я получала препарат без проблем, а теперь меня гоняют из кабинета в кабинет, и я должна доказать, что мне нужен именно «Серетид». Такое впечатление, что хотят, чтобы мы, астматики, быстрее задохнулись - и проблема бы исчезла. Были бы нормальные пенсии, мы бы не просили. Тяжело жить с болезнью, ещё и в больницах издеваются.

Проблема льготного обеспечения лекарствами для Кировской области не нова. На портале Свойкировский уже выходил на тему, как устроена эта система и почему медикаментов хватает не всем льготникам. Наличие проблемы признают и в социальном блоке областного правительства. Как объясняет зампред Дмитрий Курдюмов, согласно федеральному законодательству закупки льготных лекарств осуществляются не по торговому названию медикамента, а только по международному непатентованному наименованию. То есть закупить лекарства точечно под нужды каждого пациента невозможно.

– Нет никаких данных о том, что подтверждённые исследованиями аналоги чем-то кардинально хуже, - прокомментировала ситуацию и.о. замминистра здравоохранения Кировской области Екатерина Видякина. - В данном случае мы можем предложить пациенту провести консультацию у главного пульмонолога Кировской области, чтобы врач оценил состояние пациента и дал заключение, можно ли принимать аналоги «Серетида» или нужно продолжить приём именно этого препарата.

Если ни один из аналогов не подойдёт, в Минздраве рассмотрят возможность закупки «Серетида» для указанной аптеки, пояснила она. Екатерина Видякина также рассказала о возможности перейти на тот или иной препарат под наблюдением врачей. Пациенту могут предложить временно поместить его в стационар, чтобы медики оперативно выявили наличие побочных эффектов и приняли меры.

С невозможностью получить льготное лекарство в декабре 2017 года столкнулись пациенты, страдающие сахарным диабетом. В правительстве региона объясняли возникновение проблемы тем, что произошло нарушение логистики распределения препаратов по аптечным пунктам. 8 февраля Дмитрий Курдюмов заявил, что было принято решение купить препараты группы инсулинов на год вперёд.

Также проблему с обеспечением льготными лекарствами будут решать с помощью сети госаптек, в которых наличие препаратов Минздрав держит на постоянном контроле. По словам Дмитрия Курдюмова, в ближайшее время во всех поликлиниках города Кирова появятся списки государственных аптек, а впоследствии в каждой поликлинике будут размещены киоски государственных аптек.

По всем вопросам получения льготных лекарств можно обращаться телефону горячей линии регионального минздрава по номеру 41-00-41 в будние дни с 8 до 17 часов.