Коммуникация и ее роль в современном обществе. Введение




Психология и эзотерика

Различие состоит в том что основной функцией PR является управленческая и приоритет отдается межличностной коммуникации. На отдельных предприятиях для внутренней коммуникации имеются замкнутые системы радиовещания и телевидения. Результативность коммуникации складывается из многих компонентов. Она зависит и от выбора слов и речевых образцов принятых в деловой сфере коммуникации и от правильная ориентация на тип коммуникации межличностной внутригрупповой или массовой.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60753. Розклад чисел на прості множники 78 KB
Мета: ‒ навчити учнів розкладати числа на прості множники; ‒ розвивати в учнів математичне і логічне мислення здатність самостійно робити висновки розвинути увагу спостережливість; ‒ виховувати самостійність у виконанні вправ культуру математичної мови...
60754. Духовне багатство – найбільший скарб у житті людини 67 KB
Завдання які ми ставимо перед собою на сьогоднішній урок записані на дошці: Вірш Крила Крила на яких написановиразно і вдумливо читати; визначити провідну думку; аналізувати; висловити власні міркування; прослідкувати звязок з віршем Чайка на крижині.
60755. Стародавнє Межиріччя 55.5 KB
Мета уроку. Ознайомити учнів з природоюкліматичними умовами розташуванням на карті Стародавнього Межиріччяосновними заняттями мешканців розвитком писемності. Тип уроку: урокподорож Основні терміни та поняття: Межиріччя...
60756. Як правильно вимкнути комп’ютер 47 KB
Мета уроку: ознайомити учнів з порядком вимкнення компютера; повторити правила техніки безпеки; виховувати культуру навчальної праці при роботі з компютером; розвивати увагу логічне мислення память пізнавальну цікавість.
60757. Графика и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин 1.73 MB
Вспомнить как создаются диаграммы и графики; Вспомнить основные виды графиков и диаграмм; Познакомиться с основными правилами построениями графиков диаграмм; Выполнить практическую работу на оценку.
60758. Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика 69.5 KB
Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...
60760. Что такое гендер 39.5 KB
Цель – достичь образовательных результатов. Планируемые результаты: - личностные: 1. Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека. - предметные: 1. Объяснять смысл понятия «гендер», «социальный пол», «социальное поведение».
60761. Контроль на уроках информатики 170 KB
Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.

А.П. Колмыкова

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: М.А. Петрунина, кандидат педагогических наук, доцент

Социальная коммуникация в современном информационном обществе рассматривается как взаимный обмен между коммуникантами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на участников социального взаимодействия, так и на общество в целом .

В социологии и социальной педагогике понятия «общество», «информационное общество» имеют разные значения и воспринимаются неоднозначно. Важно учитывать, что в широком смысле социум рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальная организация нации, народности, населения страны.

Так, знаменитый российский ученый-социолог Питерим Сорокин под обществом понимал совокупность индивидов, которые находятся в стадии процесса общения. Известный немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество – это взаимодействие группы людей, которые являются продуктом общественных действий, т.к. ориентированы на других людей. Американский социолог-политолог Талкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности .

Из этого следует, что под обществом в целом понимается единство, которое состоит из людей и их общественных отношений, взаимодействий и связей. Эти составляющие (социальные связи, отношения, взаимодействия) отличаются своеобразием и отображаются в историческом процессе, который характеризуется переходом из поколения в поколение. Общество, как известно, включает в себя людей, общественные институты, социальные взаимодействия, социальные отношения, ценности, нормы, связи. При этом каждый из этих элементов тесно взаимосвязан с другими элементами, что играет огромную роль в дальнейшем функционировании всей системы .

Общественное мнение играет огромную роль в жизни общества и показывает реальное положение социального сознания, интересов, настроений, чувств общества. Общественное мнение является «лакмусовой» бумагой, так как рассматривает отношение групп людей к проблемам социальной жизни.

Проведенный анализ позволяет выявить, что фактором возникновения общественного мнения являются интересы общества. Общественное мнение чаще всего появляется там, где возникают вопросы, имеющие противоречивый характер. Оно формируется как спонтанно, так и целенаправленно. Общественное мнение включает в себя несколько этапов: зарождение личных мнений, взаимообмен мнениями, переход единой точки зрения из множества других. В действительной жизни данные процессы происходят в одно время и характеризуются скачками и взаимопереходами.

Например, общественное мнение может иметь объединенный характер выражения. Оно выражает мнение общественного разума, мнения всего общества. В основную суть уже сложившегося общественного мнения попадают точки зрения, которые приняты всем социумом или большей его частью, несмотря на то что это мнение может быть неправильным и ошибочным.

Основным аспектом формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации. Они имеют огромное воздействие на точку зрения людей, а в особенности имеют сильное влияние на эмоции людей. Основными средствами массовой коммуникации являются печатные средства массовой информации, радиовещание, телевещание, всемирная сеть, реклама.

Телевещание и реклама – самые сильные источники, которые особенным образом влияют на сознание социума. Под рекламой понимается информация, которая распространяется разными способами, в разной форме, где используются любые средства с целью привлечения внимания. Реклама способна влиять на вкусы людей, как бы эти вкусы ни проявлялись. В социологии и психологии существует множество различных видов, способов и методов манипулирования сознанием людей.

Например, известнейший психолог Сергей Зелинский в своем труде «Манипуляция массами и психоанализ» выделял много разных способов манипулирования людьми: ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения; ложная ущербность, или мнимая слабость; ложная влюбленность, или усыпление бдительности; яростный напор, или непомерный гнев; быстрый темп, или неоправданная спешка.

Всего Зелинский выделял несколько способов манипулирования, которые являются психологическими, но для того, чтобы их использовать на практике, не обязательно иметь психологическое образование или иметь ученую степень в области психологии .

В самом общем виде под коммуникацией, как правило, подразумеваются средства связи между двумя и более лицами, основанные на понимании; информационное сообщение одного человека другому или ряда лиц через общую систему символов.

Процесс коммуникации состоит из нескольких постоянных элементов:

1) отправителя (того, кто отправляет сообщение, – коммуникатора);

2) канала, который передает информацию;

3) самого сообщения;

4) получателя (того, кто получает сообщения, – реципиента).

Следует учитывать, что в мире есть множество способов, которые помогают воздействовать на сознание общества. Под общественным сознанием в первую очередь понимают комплекс психологических свойств, которые присущи социуму как целостной системе. В век информационных технологий активизируются развитие и дальнейший рост все более новых способов манипуляции человеком, в том числе с помощью средств массовой коммуникации, что влечет за собой непредсказуемые процессы. Может создаться ситуация, при которой людям трудно будет распознать, манипулирование это или реальная информация.

Если сравнивать традиционные средства массовой коммуникации с интернетом, то Интернет как новый вид массовой коммуникации имеет ряд преимуществ:

1) мультимедиа в отличие от других источников средств массовой коммуникации Интернет может объединять звуковые дорожки, печатные тексты и видео, картинки;

2) персонализация – с помощью Интернета информацию можно доставить любым способом, который предпочитает пользователь (рассылка по электронной почте или через кабельное телевидение);

3) интерактивность – посредством интернета люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, имеют множество связей с тысячами пользователей, которые возможны с помощью социальных сетей, форумов, чатов, телеконференций;

4) отсутствие посредников – Интернет в отличие от традиционных средств массовой коммуникации дает право непосредственного доступа властей и политических партий к народу.

Важно отметить, что влияние информации на массы зависит от социальных запросов данной аудитории. Также стоит отметить, что огромную роль играет общественный статус источника информации. Если средства массовой информации имеют официальный статус источника информации, то есть оформлены по закону, то информация, которую они распространяют, должна быть достоверной. Однако достоверность данной информации сложно проверить, поэтому для общества очень важна оценочная информация, которая помогает понять, какие тенденции доминируют в обществе.

Средства массовой коммуникации используют два основных способа распространения информации – последовательный и фрагментарный. Первый способ чаще используются в издательствах печатных СМИ, которые освещают события в последовательной форме и публикуют их в статьях и других источниках. Второй способ большего всего используется на телевидении, где преобладает визуальная передача информации и изображения.

Обобщенный взгляд на проблему манипулирования людьми с помощью средств массовой коммуникации позволил выявить наиболее известные:

1. Отвлечение внимания – это основной элемент управления социумом (внимание людей отвлекают от серьезных намерений и вопросов, постоянно наполняя информационное пространство ненужными сообщениями).

2. Создание проблем, а затем предложение путей их решения (в условиях экономического кризиса людей «заставляют» покупать ненужные для них вещи).

3. Способ постепенного применения (чтобы добиться решения непопулярной для народа цели, ее идеи внедряются постепенно, в течение долгого промежутка времени).

4. Обращение к народу на уровне популизма (во многих пропагандистских выступлениях, рассчитанных на широкую публику, используют простые доводы, располагающую к себе интонацию) .

Таким образом, роль социальных коммуникаций в современном информационном обществе заключается во взаимном обмене между членами сообщества смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на отдельного человека социального взаимодействия, так и на общество в целом. Необходимо учитывать, что основным фактором формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации, которые помогают манипулировать людьми. Это манипулирование в основном носит скрытый характер, так как многие люди могут об этом не догадываться. В этой связи важна коммуникативная культура всех членов информационного общества.

Список использованной литературы

1. Гуревич, П.С. Политическая психология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Зелинский, С.А. Манипуляции массами и психоанализ / С.А. Засурский. – СПб.: Скифия, 2014.

3. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 336 с.

4. Лозовский, Б.Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации / Б.Н. Лозовский – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.

5. Матвеева, С.Я. Страхи в России в прошлом и настоящем / С.Я. Матвеева – Новосибирск. 2014.


Похожая информация.


Введение. 3

1 Роль коммуникации в современном обществе............................................ 4

2. Виды массовых коммуникаций. 8

2.1Устная фаза. 8

2.2 Письменная фаза. 8

2.3Книжная фаза. 9

2.4 Телекоммуникации. 10

2.5 Компьютерная фаза. 10

3 Виды электронной коммуникации. 12

3.1 Демассификация. 13

3.2 Развитие Интернета и его будущее. 14

3.3 Радио. 15

3.4 Телевидение. 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20


Введение

Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения.


Роль коммуникации в современном обществе

Когда работа с информацией (знаниями) стала одной из производительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту сферу. Иные интересы экономики извлекают другие типы инфраструктур. Э.Тоффлер говорит об информации как о сырье: «Для цивилизации третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение»

Все это в значительной степени связано с тем, что современное общество вышло на более сложный этап соей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающийся на информационные процессы. Аналогичный пример наблюдался в период возникновения письменности в Китае.

Конец ХХ века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн. Впервые на эту тему заговорил Э.Тоффлер в соей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории, Войны индустриального периода – за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации (знаний).

Американские аналитики суммировали набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Такой анализ очень важен для национальной безопасности.

Таким образом существует следующий набор угроз:

Информационные технологии представляют опасность для всех стран;

При этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобрение всем международным сообществом;

Возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями. Интересами, выбором;

Доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).

К информационной войне современный мир подталкивает и глобализация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправными участниками принятия решений. Возник так называемый «эффект СNN», который образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения.

Военные, в свою очередь, раскрыли его следующим образом, создав три списка угроз: А – угроза выживанию, В – угроза западным интересам, С – непрямое воздействие на западные интересы (например, Косово, Босния, Сомали и т.д.) При этом исследователи подчеркивают, что последний список находится в центре внимания масс - медиа в информационном веке. Особенности канала коммуникации и особенности восприятия информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика.

Современные страны сталкиваются и с другими видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс - медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Кстати, общая схема всех этих рассуждений такова: чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.

Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в современном обществе, требуя к себе другого отношения общества и государственной машины. К сожалению, страны СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира. Даже официальные американские документы используют термин «глобальная информационная среда», которая имеет влияние на политические, экономические и военные действия.

Не менее значимым, чем воздействие на противника, является внимание на дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов, которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой культуры другой. Известно, что японцы, покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на западные кинопредставления и арабский мир. Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла возрастает. В этой области также появились свои «глобалисты», замкнувшие на коммуникацию весь мир. Это Маршал Маклюэн и Элвин Тоффлер.

Концепцию М.Маклюэна можно описать несколькими основополагающими идеями:

Повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде случаев само сообщение. Маклюэн также подчеркивает, что современные средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколько его автора, например, имея в виду телевидение;

Всеобщность его подхода привела к рассмотрению мира как одной глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ.

Предложил очень интересное разграничение «горячих» и «холодных» СМИ. Горячие средства загружают орган чувств полностью, холодные – из-за недостаточной информационной определенности заставляют подключиться все органы чувств. Радио, с его точки зрения, является горячим средством, телевидение – холодным, поскольку радио «не вызывает такой высокой степень соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение. Его роль в том, чтобы создавать звуковой фон или устранять шумы, как в случае с подростком, открывшем в радиоприемнике средство отгородиться от своего окружения. Телевидение не подходит для создания фона. Оно завлекает нас, и без этого, что называется, не обойтись.

Подобные концепции интересны еще и тем, что моментально проникают в массовое сознание, возможно, даже изначально создаются не только в расчете на специалистов.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Истоки и основные этапы развития теории коммуникации.

Истоки теории комм-ции:

· риторика (ораторское искусство)

· гомилетика (чтение проповедей)

· герменевтика (истолкование текстов)

· семиотика (свойства знаков и знаковых систем)

Подходы к изучению комм-ции:

· технократический

· лингвистический

· социальный (он нас и интересует):

Бихевиористский

Интеракционистский

Феноменологический

Этнометодологический

Истоками изучения социальной коммуникации послужили различные направления, научные школы, теории, которые можно объединить в три группы на основе ведущего аспекта коммуникации - языкового, социального и собственно коммуникативного . К первой группе относятся прежде всего социологические направления науки о языке.. Значение социологического направления состояло в том, что именно в его рамках началось изучение коммуникативной функции языка, неразрывно связанной с социальным аспектом общения, коммуникации и речевой деятельности. В рамках этого направления исследуется варьирование языковых средств в коммуникативных ситуациях. Целеустремленное исследование функционирования языка в различных сферах общения с учетом социальных факторов общения закономерно привело в середине 60-x годов к становлению специальной дисциплины -социолингвистики. Можно с полным основанием сказать, что социолингвистика послужила непосредственным истоком зарождающейся социокоммуникации. Вторую группу истоков социальной коммуникации составили два направления. Одно из них связано с изучением социальных факторов, способствующих формированию социального знания, а следовательно, и оценочных категорий коммуникации. Это направление рассматривает формирование социального знания как часть социальной деятельности людей и их отношений. Основное внимание уделяется изучению самого процесса или механизма, при помощи которого воспроизводится "система реальности

В третьей группе истоков выделяются два направления, связанных с теорией коммуникации. Теория речевых (коммуникативных) актов о множественности функций языка и его взаимодействии с жизнью. Разработанная типология речевых актов дает возможность выявить социальные факторы, обусловливающие построение высказываний, в которых реализуется установка говорящего. Другое направление - "критический анализ дискурса", возникшее на теоретической основе так называемой критической лингвистики, где деятельности говорящих и пишущих в определенной социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений людей; коммуникативные средства на любом уровне функционирования социально обусловлены, и в этом смысле соотнесенность формы и содержания не произвольна, а всегда мотивирована

Структурные модели коммуникации: сущность, особенности, значение для понимания и исследования коммуникативного процесса.

Модель Аристотеля

Оратор - речь - слушатель

Модель Лассуэлла

Кто коммуникатор (анализ управления) - что говорит сообщение (анализ содержания) - по какому каналу средство (анализ средств и каналов) - кому. приемник (анализ аудитории) - с каким эффектом (анализ результатов)

С каким намерением? в какой ситуации? с какими ресурсами? используя какую стратегию? с каким результатом?

Модель Шеннона-Уивера

Модель Маркиза де Флера

наличие обратной связи!

Циркулярная модель Осгуда-Шрамма

сообщение
Кодирование Комм.А декодирование Декодирование Комм.В Кодирование
сообщение

Семантические шумы (смысл.) - помехи, возникающие в процессе коммуникации и осложняющие его; значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Двухканальная модель Морозова

Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека.

Навыки, характеризующие особенности понимания человеком глубинного смысла, или интенциональности коммуникативных актов, определяются как коммуникативные.

С появлением метода мотивационно-целевого (интенционального) анализа процессов общения появился и новый вариант дифференциации (различения), аудитории – по проявленным навыкам понимания интенциональности коммуникатора, то есть смысла .

При этом речь не идет о согласии или несогласии с коммуникатором – только о понимании. Не идет речь и о “правильном” или “неправильном” восприятии: каждый человек вправе, вступая в коммуникацию, общаться или воспринимать тексты так, как ему угодно, как он привык, как его научили.

ATL и BTL

Маркетинговые коммуникации часто разделяют на ATL и BTL.

ATL – это аббревиатура от словосочетания «above-the-line», «над чертой». Бытует мнение, что термин ATL появился совершенно случайно, во время составления рекламного бюджета в одной из американских компаний (по некоторым версиям, это была компания Procter&Gamble). В проекте бюджета были перечислены затраты только на основные способы прямой рекламы с помощью таких средств массовой информации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах. Однако впоследствии сотрудники вспомнили про бесплатную раздачу образцов продукции, предоставление системы скидок, спонсорство, проведение конкурсов и т.д., что и побудило их провести черту после первого списка затрат и уже под ней перечислять забытые средства стимулирования сбыта. Позже такое разделение рекламного бюджета завоевало популярность и стало использоваться практически во всём мире, в том числе и в России.
Таким образом, ATL - это мероприятия по размещению прямой рекламы, которые задействуют основные средства распространения рекламы:


Сети Интернет

Все остальные маркетинговые коммуникации относят к BTL.
Аббревиатура BTL, соответственно, происходит от словосочетания «below-the-line» и переводится как «под чертой».
Итак, BTL – это мероприятия по продвижению, которые не включают в себя размещение прямой рекламы. К BTL-средствам относят:


Промо-акции

Личные продажи

Выставки

Спонсорство


ATL + BTL = МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ.

Коммуникация и ее роль в обществе.

Понимание социальной коммуникации как предмета социокоммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования. К ним относятся: а) социальные структуры общества" в плане их коммуникативных характеристик, б) коммуникативные системы, реализующие различные виды социальной коммуникации, в) каналы, уровни и средства коммуникации, обеспечивающие передачу и восприятие информации и социально значимой оценки.

Для социокоммуникации необходимо знать, какиее социально обусловленные признаки индивидов являются существенными и несущественными в различных условиях коммуникации. Вторая составляющая - коммуникативная система отличается от коммуникации как сущность отличается от функции. Для того чтобы выделить коммуникативную систему из процесса коммуникации, необходимо знать основные характеристики системы как таковой. Основополагающими признаками любой системы являются: а) объектность - наличие объектов, сущностей, элементов, б) структура - сеть отношений или связей между элементами и в) целостность, обеспечивающая функционирование системы как единства.. Коммуникативная система не отличается от других. Более того, включая варьирующиеся и разнородные элементы (вербальные и невербальные средства коммуникации), не имея жесткой структуры, поскольку в коммуникации взаимодействуют различные по своей природе факторы - языковые и неязыковые, она является открытой системой, и, следовательно, ее целостность имеет относительный характер. Действительно, варианты взаимодействия ситуаций общения, целей коммуникации, коммуникативных средств и теоретически, и практически неисчислимы. Вместе с тем, именно целостность обеспечивает любому системному единству способность функционировать во времени и пространстве. Существует не одна, а несколько коммуникативных систем. Различие коммуникативных средств позволяет выдвинуть гипотезу об уровневой организации коммуникативных систем, обслуживающих общество. Третья составляющая социокоммуникации представляет собой способы коммуникации. Это самая сложная составляющая, так как включает в себя различные каналы передачи и восприятия информации, ориентированные на различные виды личностной и массовой коммуникации.

Основными видами вербальной коммуникации являются устная и письменная речь. Особую роль в массовой коммуникации играют средства массовой информации (СМИ), которые специализируются по разным каналам передачи и восприятия информации - визуальному (периодическая печать), аудитивному (радио) и аудитивно-визуалъному(телевидение).

Многообразие сфер общественной жизни определяет множество предметов коммуникаций. Для исследователя становиться очевидным, что типология или просто классификация этих видов будет неполной, если использовать отдельные показатели, ее необходимо производить по множественному критерию. С этим мы сталкиваемся в литературе, обнаруживая различные подходы. Ф.И. Шарков 4 приводит следующие подходы к типологии коммуникации:

по масштабам протекания (массовая, среднего уровня, локальная, внутригрупповая, межгрупповая, межличностная, внутриличностная);

по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная);

по инициативе субъекта (активная, пассивная);

по степени организации (случайная, неслучайная); в зависимости от использования знаковых систем (вербальная, невербальная); в зависимости от потока информации (нисходящая, восходящая).

А.В. Соколов 5 выделяет следующие типы и виды коммуникации. Если коммуникация - это опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, то можно выделить четыре типа коммуникации: материальную (транспортная, энергетическая, миграция населения и др.); генетическую (биологическая, видовая); психическую (внутриличностная, автокоммуникация); социальную. В качестве субъектов коммуникации могут выступать индивид, социальная группа и массовая совокупность. В этом случае можно говорить о следующих видах социальной коммуникации. Микрокоммуникации, где субъектами выступают индивид, группа, масса, а коммуникатором является индивид. Мидикоммуникации - взаимодействие двух групп, группы и массы. Макрокоммуникации - взаимодействие массовых совокупностей. Если индивид, группа и массовая совокупность выступают в качестве объекта воздействия, то можно говорить о межличностной, групповой и массовой коммуникации.

В учебнике "Основы теории коммуникации 6 " виды коммуникации рассматриваются по ряду оснований. Так, по способу коммуникации выделяются: вербальная и невербальная. Внутри вербальной коммуникации рассматриваются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор, устно - речевая и письменно - речевая коммуникация. Невербальная коммуникация включает мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. По уровням коммуникации выделяются: межличностная коммуникация, коммуникация в малых группах, массовая коммуникация.

Даны также виды профессионально-ориентированной коммуникации:

деловая коммуникация в организации, маркетинговая, коммуникация в управлении;

политическая коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация и др.

Конечно заслуживает внимания попытка авторов дать как можно более полный перечень видов коммуникаций. Однако при более детальном рассмотрении не всегда выдерживается единое основание классификации. Особенно это чувствуется при раскрытии видов профессионально-ориентированной коммуникации. Социальные отношения носят объективный характер, поскольку определяются местом группы в социальной структуре, ее функциями. Однако в межгрупповом взаимодействии имеет место и отношение группы к другой в субъективном смысле: восприятие другой группы, оценка ее, принятие или непринятие и т.д. В социально - философском плане в качестве субъектов общения выступают не только личности, но и группы. Выделяя в структуре общества большие и малые социальные группы, появляется проблема взаимодействия, взаимоотношений, общения, коммуникации. Межгрупповые отношения опосредуют отношения общества и личности, а также составляют поле, в котором осуществляется взаимодействие отдельных групп и индивидов. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость взаимодействия его участников, их взаимоотношения, в ее процессе "безличные" отношения персонифицируются.

Включаясь в общественную жизнедеятельность через систему функций и ролей, каждый человек исполняет функцию и играет роль в соответствии со своими индивидуальными свойствами, что придает каждому акту общения неповторимый характер. Картина события, факта, периода в истории во многом зависит от состояния индивидуальной и общественной психики. Личность является субъектом коммуникации и обладает рядом коммуникативных способностей. А.А. Бодалев выделяет четыре группы способностей: интеллектуальные, эмоционально - волевые, способность к обучению, особая структура ценностных ориентаций личности. Интеллектуальные способности - это особенности познавательных процессов (способность фиксировать информацию о других, представлять себя на месте других). Под эмоционально - волевыми подразумевают способности к адаптации, эмпатии и самоконтролю. Межличностная коммуникация представляет собой процесс обмена информацией и ее интерпретацию двумя или несколькими партнерами, вступившими в контакт друг с другом. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделить стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры, и соответствующими действиями конструировать их. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации, согласования, оценки ситуации и правил поведения участников. Неудачи в межличностной коммуникации определяются тем, что люди, во - первых, неверно и неточно воспринимают друг друга, во - вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Из контекста социально-философского и социально-психологического подходов вытекает следующая логика анализа межгрупповых отношений: если общество - это система, группы - элементы структуры, то отношение между ними объективное (связь, взаимозависимость, взаимодействие) и субъективное (социальная перцепция). Объективное отношение изучалось в социальной философии, социологии, субъективное - в психологии. Изучение взаимодействия групп в социальном контексте помогает раскрыть содержательные характеристики межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения представляют собой совокупность социально - психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей между группами в форме образа другой группы, представления о другой группе, восприятия другой группы, стереотипов и т.д. В качестве базового компонента выступает социальная перцепция, в которой познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты в большей степени слиты, а в качестве субъекта выступает группа. Таким образом, вырисовывается "групповой контекст" межличностного восприятия: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы, чужой группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой себя и другой группы. В качестве механизмов межгруппового восприятия выступает стереотипизация (восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных эталонов, в качестве которых могут выступать вербальные знаки, символы, сенсорные, перцептивные и т.д.) и категоризация (психологический процесс отнесения единичного объекта к какому - то классу, свойства которого переносятся на этот объект).

Таким образом, специфика межгруппового восприятия заключается, во-первых, в том, что в нем индивидуальные представления объединены в некоторое целое, качественно отличное от его элементов; во - вторых, в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений; в-третьих, в схематизации представлений о другой группе (социальный стереотип). Отношение к группе формируется через механизм сравнения. Для него характерна тенденция к завышенной оценке своей группы в противовес другой - межгрупповая дискриминация, которая представляет собой установление различий с сильно выраженной оценочной окраской; искусственное преувеличение этих различий; формирование негативного отношения, "образа врага"; установление позитивно оценочных различий в пользу своей группы (внутригрупповой фаворитизм); установление позитивно оценочных различий в пользу другой группы (как результат - возникновение напряженности во внутригрупповых отношениях, враждебность, ослабление внутригрупповых связей, девальвация внутригрупповых ценностей, дестабилизация, дезинтеграция группы.

Все эти аспекты межгрупповых отношений наиболее выпукло проявляются в межнациональных отношениях и общении и выражаются в феноменах межэтнического восприятия. Достаточно выделить такой феномен как этнический стереотип, для которого характерны оценочность, эмоциональная окрашенность, пристрастность. Признаковое пространство этнического стереотипа образуют: этнокультурные особенности, черты характера, язык, оценка поведения и динамических характеристик личности, качества, определяющие отношение к людям и др. Межэтническое общение способствует передаче форм культуры и социального опыта. На межличностном уровне осуществляется интерсубъективное 7 взаимодействие, в котором субъективный мир одного человека открывается для другого. При этом отдельный человек выступает в качестве носителя самосознания и культуры этноса.

Явление внутригрупповой коммуникации возникает, прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах. К специфическим феноменам данного типа коммуникации относятся: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения; формирование согласия, складывание особой культуры группы. Специфической особенностью групповой коммуникации является ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникационной тактики. Рассматривая понятие "массовая коммуникация" некоторые исследователи как раз имеют в виду этот "узкий" аспект коммуникативного взаимодействия, подчеркивая влияние новых технологий передачи информации. Рассматривая массовую коммуникацию в качестве основной формы распространения информации в человеческом сообществе, они связывают ее с языковым (устным и письменным) общением людей. Предполагается, что первоначально, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, в доиндустриальную эпоху, социальная коммуникация носила потенциально массовый характер, а вместе с появлением и развитием СМИ - прессы, радио, кинематографа, телевидения - приобрела актуально массовую форму. Однако, массовая коммуникация выражает собой не только формальные характеристики современных коммуникационных процессов, но и указывает на качественное изменение содержательных параметров социальной коммуникации в индустриальную и постиндустриальную эпоху, выражающееся в самом общем плане в возникновении и распространении феномена массового сознания 8

При определении "массовой коммуникации" выделяют такие ее особые характеристики, как:

1. социальная информация, обращенная к массам;

2. информация, рожденная, формируемая в массовой аудитории;

3. информация, распространяемая по массовым каналам;

4. информация, потребляемая массовой аудиторией. Наряду с массовой коммуникацией, правомерно выделение специализированной коммуникации, главной чертой которой является обращение к специалистам, специализированной аудитории, специализированному сознанию. Совокупность источников, распространителей, организаторов потребления информации специализированным и массовым сознанием составляет содержание информационно-коммуникативных (коммуникативно-информационных) структур.

Одной из самых мощных составляющих этой структуры является система средств массовой информации (СМИ). При этом заметим, что система массовой коммуникации (СМК) имеет более широкое содержание, чем СМИ. Средства массовой коммуникации включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технико-технологические средства, обеспечивающие специализированную и массовую коммуникацию. Необходимо выделить следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:

1. массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

2. социальная значимость информации;

3. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Массовая коммуникация выполняет ряд важных социальных и психологических функций в жизни массового общества:

Социальные функции:

1. информационная функция - непосредственная задача массовой коммуникации;

2. социализирующая функция - связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально - политических установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс, представляет собой обучение нормам, ценностям и образцам поведения;

3. организационно - поведенческая функция связана с прекращением или наоборот провоцировавшем некоего действия аудитории, а также изменением ее деятельности;

4. эмоционально-тонизирующая функция - это управление эмоциями аудитории, посредством которой массовая коммуникация пробуждает оптимизм или вгоняет в тоску, она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории;

5. коммуникативная функция связана с воздействием на аудиторию с целью усилить или наоборот ослабить связи между отдельными членами или группами аудитории.

Психологические функции:

1. функция формирования массовой психологии - это основная психологическая функция массовой коммуникации, посредством которой формируется психология массы как субъекта социально-политических процессов;

2. интегративно-коммуникационная функция связана с созданием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории;

3. информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии;

4. социализирующее воспитательная функция - формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации;

5. функция организации поведения стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.