Краткая научная биография декарта. Великий мыслитель Декарт Рене: краткая биография




Дата рождения: 31 марта 1596 года
Дата смерти: 11 февраля 1650 года
Место рождения: город Лаэ, провинция Турень, Франция
Место смерти: Стокгольм, Королевство Швеция

Рене Декарт – знаменитый француз и разносторонний ученый, Декарт занимался философией, физикой, механикой, физиологией, одаренный математик.

Семья ученого.

Семья Рене была из старинного дворянского рода. Отца звали Иоахим Декарт, он работал судьей. Жанна Брошар его мать, родилась в семье генерал-лейтенанта. Но к рождению мальчика, его родители были уже совсем небогаты. У будущего ученого было два старших брата.

Воспитывала же его бабушка со стороны матери, так как отец, занятый работой в другом городе, дома бывал нечасто. А мама умерла, когда Рене было полгода. Быть может, все эти обстоятельства и способствовали частым болезням ребенка, но зато с детства Декарт тянулся к знаниям и был очень сообразительным ребенком.

Годы учебы.

В школе юному Рене не особо нравилось. Он обучался в иезуитском колледже Ла Флеш. Высшее образование Декарт получил в университете Пуатье. Там в 1616 году ему присвоили степень бакалавра права. Молодой человек в этот период живет довольно хаотично, неупорядоченно, при этом плотно интересуется математикой.

Карьера и научные изыскания.

Закончив учебу, будущий ученый решает сделать военную карьеру. Он поступает на службу и все время стремится очутиться на передовой, что частенько исполняется. Декарт принял участие в осаде Ла-Рошели, в Тридцатилетней войне вступал в бой за Прагу, побывал и в революционной Голландии. В ней он впоследствии вынужден был осесть на два десятка лет, так как иезуиты на родине обвинили его в ереси за свободомыслие.
В Голландии Рене Декарт оставляет военные подвиги и занимается научной практикой.

Отсюда по переписке он связывается со многими великими учеными мира, углубляется в различные научные направления. Такое разностороннее развитие побуждает мыслителя написать книгу. В 1634 году появилась его первая книга «Мир», правда публиковать ее Декарт не спешил. Он опасался из-за событий случившихся недавно с Галилео Галилеем. Затем ученый написал и другие свои работы, вызывая как удивление и восхищение, так и недоверие и возмущение своим взглядом на мир.

В одном из трудов, Рене высказал мысль о том, что после сотворения мира Богом, дальнейшее развитие человечества происходит самостоятельно, без участия Всевышнего. Также здесь он раскрыл способ изучения мира посредством математики, и назвал его универсальным. Труд этот назывался «Первоначала философии», а после его публикации и до конца жизни ученого, церковь была настроена категорично против Декарта. В Голландии протестантская церковь прокляла его труды. А вот Ришелье инакомыслие ученого пришлось по душе, и он разрешил издавать их во Франции.

Из-за постоянного противостояния с духовниками, слабое здоровье ученого все больше ухудшалось. Ослабевший от недугов, он согласился принять приглашение королевы Швеции и поселился в Стокгольме.

Здесь он долго не мог свыкнуться с местным климатом, от которого здоровье Декарта только ухудшилось. Помимо прочего церковь и здесь была настроена агрессивно против его смелых высказываний. Он же открыто не признавал ее философию, и это усиливало противостояние и негативно сказывалось на ученом.

Шведская королева относилась к ученому почтительно и ценила его. Но из-за своей взбалмошности не замечала, что перегружает Рене работой и держит его в умственном перенапряжении.

Дочь.

Мало что можно рассказать о личной жизни великого философа. Дружбы особо он ни с кем не водил, сам по себе был довольно закрытым и казался окружающим странноватым. Официальной жены у него не было. В 1635 году у него родилась дочка Франсина.

Ее матерью была служанка Декарта Хелен. Отношения их узаконены не были и ребенок остался незаконнорожденным. При этом Рене сильно привязался к своей дочери, любил ее и особо тяжело пережил смерть пятилетней Франсины от скарлатины. За короткие пять лет жизни дочери, Декарт казался прекрасным отцом, любящим, очень внимательным и заботливым.

Уход из жизни.

Шведский климат все-таки окончательно сгубил здоровье Рене Декарта. Прожив здесь год, из-за простуды он подхватил воспаление легких и умер. Это случилось 11 февраля 1650 года. Хотя некоторые историки придерживаются варианта, что ученый умер от отравления.
Спустя 17 лет останки Декарта вывезли во Францию, и он упокоился в аббатстве Сен-Жермен, где остается и сейчас.

Вклад в науку Рене Декарта.

Вклад в развитие различных областей науки довольно значителен. Он очень много сделал для развития математики. Придумал современные символы в алгебре, основал аналитическую геометрию.
В философии, благодаря его работам, появился новый метод, называемый методом радикального сомнения.

В физику он внедрил понятие механики. Декарт дал толчок к развитию рефлексологии.
Многие знаменитые ученые пользовались трудами Рене Декарта и с его помощью делали важные открытия и научные изыскания. Это такие светила науки как: Спиноза, Кант, Локка, Арно и многие другие.

Важные даты биографии Рене Декарта:

1596-1650 годы жизни.
1597год, скончалась мать.
1606 год, поступил в религиозный колледж Ла Флеш.
1612 год, закончил колледж и поступил в университет
1616 год, окончание Пуатье, получение степени бакалавра права.
1617 год, поступил на военную службу.
1620 год, участвовал в сражении за Прагу.
1627 год, осаждал Ла-Рошель.
1628 год, обосновался в Голландии.
1634 год, написана первая книга «Мир».
1635 год, на свет появилась дочь Франсина.
1637 год, труд «Рассуждение о методе…».
1640 год, заболела и умерла дочь.
1641 год, увидела свет книга «Размышления о первой философии…»
1642 год, был проклят голландским духовенством.
1644 год, очередной труд «Первоначала философии».
1649 год, переехал в Стокгольм, издал «Страсти души».

Необычные моменты биографии Рене Декарта:

Переехав в Голландию, Рене постоянно менял место своего проживания, не оставаясь надолго в одном месте. Путешествуя по Голландии, он побывал почти во всех ее уголках.
В точных науках он первый использовал обозначения постоянных величин как A, B, C, а переменных X, Y, Z. В последствие такая практика и закрепилась.
В Швеции ученому пришлось изменить своей привычке поздних подъемов, и просыпаться в пять утра по велению королевы. Каждое раннее утро он давал ей уроки.
Считается, что умер знаменитый математик от воспаления легких, но в документах, найденных в 80-х годах двадцатого века, другая версия. Это медицинское заключение, в котором говорится, что причина смерти Декарта – отравление мышьяком.
Во время эксгумации останков ученого, для перевозки и захоронения в Сен-Жермен, в его могиле не оказалось черепа. Этот факт остался необъяснимым, а череп так и не нашли.
На луне есть кратер имени Рене Декарта.
В лаборатории И. П. Павлова установлен бюст- памятник Рене Декарту. Его установил сам академик, признавая, что именно Декарту он обязан своей научной карьерой и знаменитыми открытиями.

(Descartes Rene, латинизированный вариант - Renatus Carte s i u s, 1596- 1650)- французский философ и естествоиспытатель.

Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. До 1621 г. служил в армии, участвовал в Тридцатилетней войне и посетил многие страны Европы, где установил контакты с философами и учеными. Затем поселился в Париже и работал над проблемами философии и других современных ему наук, стремясь придать науке, в т. ч. философии, характер строгого, целостного и достоверного знания.

В 1629 г. переехал в Голландию- в то время передовую капиталистическую страну, где проводил философские изыскания и научные исследования e области математики, физики, космогонии, метеорологии и физиологии. Проникновение научных и философских идей Р. Декарта в голл. ун-ты навлекло на него преследования со стороны протестантских богословов. В 1649 г. по приглашению шведской королевы он переехал в Стокгольм.

Р. Декарт сформулировал исходные идеи аналитической геометрии, в механике - ряд фундаментальных законов, в т. ч. закон сохранения количества движения и закон преломления света, основал научную космогонию, пытаясь объяснить естественными причинами возникновение и развитие Солнечной системы.

Свои научные исследования Р. Декарт вел в тесной связи с философией, реформе в к-рой, по его мнению, должно предшествовать сомнение в достоверности всех знаний. В сомнении он видел средство для освобождения от недостоверных знаний и обоснования достоверных истин. Тем самым Р. Декарт сформулировал теорию познания рационализма.

Научное знание о мире в целом он строил на основе принципиально нового предметно-практического (прежде всего производственного) отношения к природе как к объему деятельности. Определяла это отношение развивающаяся в то время капиталистическая система общественного разделения труда. Ее порождения - производственная кооперация и мануфактура - базировались прежде всего на использовании «умелости, вложенной в мертвые силы природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 46, ч. II, стр. 83-84). Вскоре главной силой «умелости» становится знание, начинается эпоха «технологического применения науки» (там же, стр. 206), определившего способы получения, оформления и использования научного знания. В такой системе знания природа представляется как совокупность своих наличных свойств, пространственно-геометрически, как тело, все части к-рого находятся между собой в непосредственном механическом взаимодействии. Всякое изменение их положения Р. Декарт объяснял вихревыми движениями, или возмущениями, волнами, пробегающими по «эфиру» телесной субстанции.

Организм для Р. Декарта - часть телесной природной субстанции, элементы к-рой (как мельчайшие, неделимые атомы, так и их организованные сочетания - кровь, органы и т. д.) взаимодействуют друг с другом под влиянием внешних воздействий, а жизнь - процесс, в к-ром он видел единство постоянных непосредственных реакций тела на эти воздействия.

Поэтому каждое жизненное действие организма, по Декарту, имеет рефлекторную природу. Разработанная им схема рефлекторной дуги - важнейший результат его физиол, исследований. Он считал, что одни нервы являются проводниками к мозгу центростремительных импульсов, вызываемых внешними раздражителями, другие - проводниками центробежных импульсов от мозга к членам, приводимым в движение.

Жизнь растений, животных и человека по-разному сложна и находится в прямой зависимости от их различной организации. Однако вся природа имеет одни и те же регулятивные принципы, один и тот же порядок бытия, и, кроме законов механики, «нет нужды воображать себе иную причину», заставляющую частицы крови соединяться и образовывать «животные духи» (esprits animaux), приводящие в движение органы тела. Все проявления человеческой жизни, кроме мышления, могут быть поняты, если удается объяснить взаимодействие всех элементов сложного механического устройства, каким представлялся Р. Декарту человеческий организм. Мышление же есть способность души, а не тела. Действенность мышления - в свободном творении того, что лишь потенциально присуще физ. телу природы, и мышление в принципе не может быть объяснено пространственным взаимодействием телесных структур, какими бы сложными они ни были. Духовное вообще (и мышление как его проявление в частности) есть особая субстанция, существующая наряду с телесной. Т. о., Р. Декарт, рассматривая мир как целостную механическую систему, понимая, что мышление невозможно представить ее следствием (или частью), впервые сформулировал проблему отношения мышления к бытию как психо-физ. проблему и решал ее дуалистически, постулируя самостоятельность духовной и материальной субстанций.

Человека Р. Декарт рассматривал как существо, в к-ром механизм тела соединен с нематериальной и непротяженной душой. Между телом и душой существует взаимодействие, физ. органом к-рого является шишковидная железа. Резко отделив в человеке душу - мыслящую субстанцию - от тела, Р. Декарт развил чисто соматическую теорию боли, голода и жажды. Он строго отличал телесные движения и явления, в которых выражаются эти состояния, от ощущений, сопровождающих их в человеке. Такой же соматический характер имела разработанная им физиол, теория зрения, опирающаяся на оптику, а также физиол. теория памяти. При этом он особо подчеркивал, что явления памяти не требуют участия сознания. Механистический принцип своих физиол, воззрений Р. Декарт четко сформулировал в трактате «О человеке». Будучи передовым для своего времени физиологом, Р. Декарт считал, что сложность строения органов животных не препятствует предположению, что они образованы природой, действующей согласно точным законам механики. По мысли Р. Декарта, тело животного и человека - автомат; его движущей силой является теплота, а ее источник- происходящие в теле процессы сгорания без пламени. Средоточием этой теплоты он считал сердце. В трактате «О человеке», повторив теорию кровообращения У. Гарвея, он несколько усилил ее механистический характер. Механистический характер имеет и набросанный им очерк теории пищеварения. Венцом его самостоятельных физиол, исследований была разработанная впервые схема рефлекторной дуги.

Рассматривающие человека (с физиол. точки зрения) как машину, односторонне механистические с современной точки зрения воззрения Р. Декарта в условиях 17 в. были прогрессивными. Вместе с тем механистическое определение объекта познания логически привело его к выводам, решительно повлиявшим на дальнейшее развитие философии и науки Нового времени. Согласно Р. Декарту, каждый человек видит себя существующим постольку, поскольку он осознает сам факт своего мышления (cogito, ergo sum - мыслю, следовательно существую). Исходя из этого, он утверждал, что не в опыте с предметами,телами, а в мышлении, в его интуитивно ясных и отчетливых «идеях» (понятиях) черпает человек исходные определения и принципы построения доказательного знания -«врожденные идеи» и дедукцию, оформляющую до степени интуитивной (непосредственно-познаваемой) четкости результаты индуктивного исследования. Этим Р. Декарт заложил основы философского рационализма (лат. rationalis - разумный). Дальнейшее развитие философии Нового времени в известной мере определялось борьбой рационализма и эмпиризма, а разработанные Р. Декартом механистические принципы легли в основу многих естественнонаучных концепций, в т. ч. и в медицине.

Сочинения: Сочинения, Казань, 1914; Избранные произведения, пер. с франц., М., 1950.

Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 2, с. 138, М., 1955; Асмус Б.Ф. Декарт, М., 1956.

В. Ф. Асмус, Ф. Т. Михайлов.

Имя: Рене Декарт (Rene Descartes)

Возраст: 53 года

Деятельность: философ, математик, механик, физик, физиолог

Семейное положение: не был женат

Рене Декарт: биография

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.


С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.


Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.


Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.


Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.


Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).


Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат. Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры. Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.

Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел.

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.


В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.


Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей - слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии

Рене Декарт - известный французский философ, талантливый математик, учёный-механик, физиолог, физик.

Биография

Детство

Декарт родился в старинной дворянской семье, которая к тому времени уже обеднела. Он был самым младшим из трёх сыновей в семье. Отец, Иоахим Декарт, был судьёй в другом городе, так что редко бывал дома и практически не занимался воспитанием сына. Мать, Жанна Брошар, была дочерью французского генерал-лейтенанта, но в воспитании Рене ей тоже не пришлось поучаствовать: через год поле рождения сына она умерла. Маленький Декарт рос под присмотром бабушки по материнской линии. В детстве отличался болезненностью и любознательностью.

Образование

Декарт получил религиозное образование в иезуитском колледже под названием Ла Флеш. О школе у него остались не самые радужные воспоминания. После него он поступил в университет Пуатье, где в 1616 году ему была присвоена степень бакалавра права. В эти же годы он начинает заниматься математикой, но ведёт очень беспорядочный образ жизни.

Жизненный путь

После университета Декарта тянет на подвиги, и он поступает на военную службу, причём каждый раз оказывается в самых горячих точках: он успел поучаствовать и в революционной Голландии, и в битве за Прагу в Тридцатилетней войне, и в осаде Ла-Рошели. По окончании своих военных похождений Декарт возвращается на родину, но о его свободомыслии уже успели прознать вездесущие иезуиты. Они обвиняют его в ереси, и Декарту приходится уехать жить в Голландию на целых 20 лет.

Здесь он изучает многие науки, переписывается с самыми известными философами и учёными со всего мира. Результатом научных изысканий стала книга «Мир», написанная им в 1634 году. Но опубликована она была гораздо позже, так как предусмотрительный учёный взял на заметку трагедию, произошедшую годом ранее с Галилеем. Вскоре увидели свет и другие научные труды Декарта, которые восхитили одних и повергли в шок других своими откровениями. Это «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…» и «Первоначала философии». В последней из этих книг Декарт сформулировал главные тезисы своего мировоззрения о сотворении мира Богом, о движущейся материи и математике как универсальном методе познания окружающего мира. Он привёл доказательства существования Бога, но вместе с тем утверждал, что после того, как Бог сотворил этот мир, он развивается без Божественного вмешательства. Естественно, церковники не могли принять такого учения Декарта. Так обозначилось противостояние между Декартом и церковью, продолжавшееся до конца его жизни и даже после. Кардиналу Ришелье очень понравились изыскания Декарта: он дал разрешение напечатать их во Франции. А вот в Голландии на них было наложено проклятие протестантскими богословами. Учёного смог поддержать только принц Оранский.

Травля за вольнодумство преследовала болезненного, слабого здоровьем учёного по пятам. Он был изнурён ею, а поэтому поддался уговорам шведской королевы и переехал в 1649 году в Стокгольм. Там его отношения с церковью не улучшились, а только усугубились: Декарт открыто и довольно враждебно высказывался против её учений. Нервное перенапряжение отрицательно сказывалось на здоровье учёного, что усугублялось суровым климатом, к которому Декарт долго и тяжело привыкал. Жизнь при дворе тоже не была сладкой. Королева Кристина очень уважала Рене, который был для неё авторитетом, но она была слишком экстравагантна и непредсказуема и зачастую мучила учёного, нагружая его умственной работой.

Личная жизнь

О личной жизни Декарта практически ничего не известно. Женат он не был. Возможно, если бы у него не родилась в 1635 году дочь Франсина, никто бы так и не узнал о его мимолётной увлечённости собственной служанкой Хелен. Отношения с ней не были оформлены, и дочь Декарта считалась незаконнорожденной. Однако учёный очень был привязан к этому маленькому существу и еле оправился от удара, когда в пятилетнем возрасте Франсина скончалась от скарлатины. По крайней мере, этот странный и замкнутый человек, у которого практически не было друзей, показал себя в эти пять лет очень нежным и заботливым отцом.

Смерть

Уже через год после приезда в Стокгольм Декарт простудился и скончался от воспаления лёгких 11 февраля 1650 года. Через 17 лет Франция заявила свои права на великого соотечественника, и останки учёного были перезахоронены в часовне аббатства Сен-Жермен, где и покоятся до сих пор. Существует версия об отравлении Декарта.


Основные достижения Декарта

  • Декарт по праву считается создателем аналитической геометрии и автором современной алгебраической символики.
  • Он стал основателем нового метода в философии, который получил название радикального сомнения.
  • Декарт - автор механицизма в физике.
  • Он считается предтечей рефлексологии.
  • Учения Декарта оказали серьёзное влияние на работы и научные открытия многих последующих поколений великих учёных: Спинозы, Арно, Мальбранша, Локка, Лейбница, Канта и Гуссерля.

Важные даты биографии Декарта

  • 1596 год - рождение
  • 1597 год - смерть матери
  • 1606–1612 года - учёба в иезуитском колледже
  • 1612–1616 года - учёба в университете Пуатье
  • 1617 год - начало военной карьеры
  • 1620 год - битва за Прагу
  • 1627 год - осада Ла-Рошели
  • 1628 год - переезд в Голландию
  • 1634 год - «Мир»
  • 1635 год - рождение дочери Франсины
  • 1637 год - «Рассуждение о методе…»
  • 1640 год - смерть дочери
  • 1641 год - «Размышления о первой философии…»
  • 1642 год - проклятие голландских протестантов
  • 1644 год - «Первоначала философии»
  • 1649 год - переезд в Швецию, «Страсти души»
  • 1650 год - смерть
  • Живя в Голландии, Декарт никогда не останавливался в каком-то определённом месте. За 20 лет своего пребывания в этой стране он успел пожить практически во всех её городах.
  • Именно Декарт предложил использовать первые три буквы латинского алфавита (А, В и С) для постоянных величин, а последние три (X, Y и Z) - для переменных.
  • Шведская королева Кристина заставляла Декарта вставать в пять утра каждый день, чтобы заниматься с ней уроками.
  • Официальная версия смерти великого учёного - воспаление лёгких, однако в 1980-е годы были обнаружены документы, которые содержали заключение медика о причинах смерти Декарта. В них значится, что он умер от передозировки мышьяком.
  • Когда Декарта решили перезахоронить и перенести его останки из Швеции во Францию, после вскрытия его могилы обнаружилась пропажа черепа, которую так никто и не смог объяснить.
  • В честь великого учёного на Луне назван кратер.
  • И. П. Павлов возле своей лаборатории установил памятник-бюст Рене Декарту, так как считал его основателем всех своих исследований и сделанных открытий.

HACKED BY SudoX — HACK A NICE DAY.

Рене Декарт – величайший ученый и мыслитель, основоположник европейской рационалистической философии. Философия Декарта стала фундаментальным учением. Вклад мыслителя в математику и психологию стал основополагающим для последующих великих открытий.

Краткая биография

Рене Декарт родился 31 марта 1596 года во Франции, в провинции Турень. Он происходил из дворянского рода, старинного, но обедневшего. Он был болезненным ребенком. Уже в раннем возрасте он проявлял большой интерес к науке и отличался любознательностью.

В 1606 году отец отправил Декарта в иезуитскую коллегию Ла Флеш. Там он изучал математику и другие науки. Там же он сформировал отрицательное мнение о схоластической философии, и сохранил это отношение на всю жизнь. Окончив учебу в коллегии, Декарт продолжил образование в университете Пуатье. В 1616 году он стал бакалавром по правовой специальности.

На следующий год Декарт поступил на военную службу с целью узнать свет. Этот год стал для него решающим в научных вопросах и взглядах. Он много путешествовал по Европе, участвовал в битвах. Несмотря на нехватку времени, он не оставлял свои занятия философией и наукой. В 1619 году, находясь в зимнем лагере рядом с Нейбургом, Декарт решил подвергнуть анализу существующую философию и построить ее заново.

Это решение послужило причиной выхода Декарта в отставку. Он провел несколько лет в путешествиях по Германии, Италии, Парижу. В 1628 году философ переехал в Голландию и провел там 20 лет. Это время, он посвятил написанию наиболее значимых работ – «Мир», «Рассуждения о методе…», «Первоначало философии». Декарт долгое время отказывался от публикации своих работ, чтобы избежать столкновения с духовенством. Идеи философа подвергались обвинениям в вольнодумстве, но были и сторонники его учения, в их числе – шведская королева Кристина. В 1649 году она пригласила его в Швецию, обучать ее философии. Вскоре после переезда в Стокгольм, Декарт заболел пневмонией. Слабый здоровьем и непривычный к суровому климату, он умер 11 февраля 1650 года.

Сомнение как рационалистический метод

Философия Рене Декарта является одной из основ европейского . Она строится на поиске неопровержимых оснований любого знания. Мыслитель стремился достичь абсолютной истины, достоверной и логически непоколебимой. Противоположными подходами были:

  • эмпиризм, опирающийся на чувственный опыт и довольствующийся относительной истиной;
  • мистицизм, опирающийся на сверхчувственное, мистическое знание.

Декарт, в поиске истины, не опирался на чувственный опыт, считая его надежность сомнительной. Доказательства ненадежности эмпирического опыта – в многочисленных обманах чувств. Также Декарт не полагался на мистическое знание. Согласно философу, в поисках абсолютной истины, все можно подвергнуть сомнению. Единственным неопровержимым фактом является наше мышление. Факт мышления убеждает в нашем существовании. Это убеждение Декарт выразил в знаменитом афоризме «Я мыслю, следовательно, существую». Данная истина неопровержима, а потому, является первым пунктом, на котором строилось миросозерцание Декарта. По его мнению, у человечества нет никакого другого критерия ясности. Поэтому все философские положения должны строиться именно на нем.

Мысли о Боге и материальном мире

Декарт много рассуждал о существовании Бога и о природе материального мира. Убеждение в существовании материального мира основано на человеческом чувственном восприятии, но нельзя установить доподлинно, не обманывает ли людей их восприятие. Декарт искал гарантию достоверности чувственного восприятия. Подобной гарантией выступает только тот факт, что существо, сотворившее человека с его чувствами и ощущениями, является совершенным и отрицающим идею обмана.

Человек признает себя несовершенным лишь по сравнению со всесовершенным существом – Богом. Мысль о таком существе могла быть только вложена в умы людей самим Богом. Это означает, что идея о Боге как о совершенном существе уже является доказательством его . Другим доказательством является то, что наше собственное бытие возможно объяснить, лишь признав существование Бога. Ведь если бы человек не был создан Богом, а происходил сам от себя, он вложил бы в себя все совершенные качества. Происхождение же человека от предков показывает, что есть первопричина – Бог.

Рассуждения ученого строились так: Бог – совершенное существо, и в числе его совершенств есть и абсолютная правдивость. Это означает, что человеческие чувственные познания – истинны. Ведь Бог не мог обмануть людей, так как обман противоречит мысли о нем, как о совершенном существе.

Двойственность материального и идеального

Декарт много работал над основным вопросом философии, и в своих суждениях демонстрировал дуализм – то есть, принятие сразу двух начал, материального и идеального. Но несмотря на это, ученый был материалистом в вопросах, касающихся объяснений природы. Вселенная устроена из материи и движения, в ней нет божественной силы. Так же он рассуждал и о животных, называя их сложными машинами.

Но, что касается человека, то здесь речь идет о нематериальной душе и участии Бога. В этой концепции и заключалось дуалистическое отношение ученого. Декарт полагал, что деятельность души человека невозможно объяснить, исходя из механических принципов. Мышление не отождествимо с телесными органами, оно представляет собой чистый дух. Пластичность и способность адаптации души доказывает ее божественное происхождение. Основным отличием человеческого мышления является универсальность, способность служить при различных обстоятельствах.

Не менее важным отличием человека от машины (в том числе, и от животных), Декарт считал наличие осмысленной речи. Он рассуждал, что даже слабоумные люди могут пользоваться осмысленной речью. Глухонемые изобретают осмысленный язык жестов. Животные же, даже если они здоровы и выращены в идеальных условиях, неспособны на подобное. У животных есть органы для произнесения слов, но нет мышления, как у людей.

Взгляды на этику и мораль

Этические взгляды ученого основывались на «естественном свете» разума. Рассуждения об этике Декарт выразил в письмах, сочинениях и в работе «Рассуждение о методе». В отношении мыслителя заметно влияние стоицизма. В основе идей стоицизма лежали мужество и твердость, проявляющиеся в жизненных испытаниях. Стоики уравнивали людей перед мировым законом. Нравственные поступки они рассматривали, как акт самосохранения и общее благо, а безнравственные – как саморазрушение.

Затем, в письмах к принцессе Елизавете, Декарт описывал собственные идеи этики. Он рассуждал о том, что дух и материя противоположны, и человеку необходимо удаляться от телесных аспектов. Мыслитель описывал идею «бесконечности вселенной», заключавшейся в возвышении над материальным, земным, и в смирении перед мудростью Бога.

Ученый полагал, что высшая форма интеллектуальной любви (в противовес страстной) заключается в любви к Богу, как к тому бесконечному целому, частью которого мы являемся. Любовь, даже беспорядочная, выше ненависти. Философ считал ненависть показателем слабости человека. Суть морали же он видел в умении любить то, что достойно любви. Это доставляет человеку истинную радость. Декарт осуждал людей, заглушавших свою совесть при помощи табака и алкоголя.

Вклад в философию

Декарт мужественно подошел к вопросам философии, настаивая на новом отношении к истинам, на которые опирается наука. Он требовал отказаться от доверия чувственному познанию (эмпиризму), чтобы построить новый мир философии. Основы науки должны выдерживать испытание радикальным сомнением. Он демонстрировал ясность и простоту мышления, опираясь на факт человеческого самосознания, как на абсолютную истину. Мыслитель признавал метафизику, но, анализируя природу, склонялся к механицизму. Поэтому, в дальнейшем, на него ссылались материалисты, взгляды которых он не разделял.

Учение и взгляды Декарта породили множество споров среди представителей философии и теологии. Противниками его учения были Гоббс, иезуит Валуа, Гассенди. Они вменяли ему скептицизм и атеизм, травили его. Но у мыслителя были и приверженцы его теорий в Голландии и Франции.

Влияние на различные науки

Декарт внес неоспоримый вклад в физиологическую и психологическую антропологию. Не все его взгляды впоследствии оказались верными, но, некоторые идеи были чрезвычайно важны. Фундаментальным открытием в области психологии была его мысль о рефлексах и рефлекторной деятельности. Также, он изучал природу аффектов – телесных состояний, выступающих регуляторами психики. Термин «аффекты» используется и в современном мире в качестве определенных эмоциональных состояний.

Декарт совершил ряд важных открытий в математике. Он стал основоположником аналитической геометрии, создал метод неопределенных коэффициентов, работал над пониманием значения отрицательных корней уравнений. Одной из наиболее значимых его заслуг – это его способ показать природу и свойства любой кривой, используя уравнения между парой переменных координат. Работы Декарта открыли ученым новые возможности в геометрии. На базе, заложенной мыслителем, были построены блестящие и чрезвычайно важные открытия. Изданные им сочинения «Геометрия» и «Диоптрика» раскрывали темы преломления световых лучей. В дальнейшем, это послужило фундаментом для великих открытий Ньютона и Лейбница.