Энцефалопатия у грудничка. Что такое перинатальная энцефалопатия у детей




Диагноз «перинатальная энцефалопатия» или сокр. ПЭП в последнее время ставится почти каждому второму малышу.

Родителей столь непонятные медицинские термины приводят в состояние тревоги и страха за своего ребенка.

Однако не следует паниковать. Во-первых, во многих случаях у родителей малыша отсутствуют реальные поводы для огорчений, ведь сплошь и рядом подобную проблему врачи диагностируют у ребенка абсолютно безосновательно. А во-вторых, перинатальная энцефалопатия, даже в том случае, когда она действительно подтверждена симптоматически, не относится к числу безысходных ситуаций, обреченных в своем разрешении на самые неблагоприятные последствия.

Организм ребенка обладает выдающимися способностями к излечению и восстановлению. Главное – создать малышу максимально комфортные условия существования с учетом особенностей его диагноза и обеспечить осуществление должного лечения.

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Первоначально словосочетание «перинатальная энцефалопатия» возникло среди медицинских терминов в 1976 году. Сокращенно данный диагноз выглядит в виде аббревиатуры – ПЭП.

Развивается ПЭП в перинатальный период – то есть в период с начала 28-ой недели беременности по 7-ой день с момента рождения ребенка (включительно).

Диагноз перинатальной энцефалопатии свидетельствует о нарушениях работы центральной нервной системы и представляет собой некую собирательную единицу, объединяющую в себе целую массу самых разнообразных состояний, синдромов, симптомов и заболеваний плода или новорожденного.

Фотографии

Ниже в фото представлены дети с ПЭП

Причины ПЭП

Развивается состояние ПЭП в результате воздействия на еще не родившегося или новорожденного ребенка каких-либо неблагоприятных факторов во время вынашивания ребенка, во время родоразрешения или в первые дни после рождения. ​

Часто такие факторы не могут быть конкретизированы и выявлены с достаточной определенностью. Но чаще всего таким фактором является недостаточный приток кислорода к клеткам, тканям, органам развивающегося плода в утробе, ребенка во время родов или новорожденного. Одним словом, — гипоксия.

Предположить наличие ПЭП, гипоксии позволяет оценка только что родившегося ребенка по шкале Апгар.

Для постановки баллов по такой шкале врачи оценивают: дыхание, двигательная активность, рефлекторные процессы, крик малыша, цвет кожи и др.

Низкая оценка свидетельствует о возможности наличия неврологических поражений.

Хотя даже высокие баллы часто не являются достоверным доказательством отсутствия проблем из области неврологии: ПЭП, гипоксия. Случается, что симптомы обнаруживаются лишь в течение грудного возраста ребенка.

Факторы повышающий риск развития болезни

Обстоятельства, повышающие вероятность рождения ребенка с заболеванием следующие:

  • рождение ребенка женщиной, имеющей ряд наследственных и хронических заболеваний;
  • заболевания инфекционной природы у матери во время беременности (особенно опасны так называемые ТОЧ-инфекции);
  • неправильное неполноценное питание будущей мамы во время беременности;
  • наличие вредных привычек матери в течение беременности (курение, спиртные напитки, наркотические вещества);
  • алкоголизм, наркомания отца ребенка;
  • рождение ребенка женщиной, беременность для которой явилась ранней;
  • частое нахождение женщины, вынашивающей ребенка, в состоянии стресса;
  • тяжелые нагрузки будущей мамы;
  • патологии беременности (токсикозы, угрозы выкидыша и др.);
  • патологии родовой деятельности (стремительные роды, слабая родовая деятельность);
  • родоразрешение посредством операции (кесарево сечение);
  • неправильное положение плода;
  • анатомические особенностями строения таза беременной;
  • обвитие плода пуповиной;
  • рождение ребенка раньше или позже срока;
  • гипоксия плода;
  • воздействие на беременную женщину негативных факторов окружающей среды (вдыхание газов, токсических веществ, вредность работы, передозировка лекарствами и др.).

Следует оговориться, что данный список является лишь примерным, поскольку нередко фактор, провоцирующий ПЭП, установить так и не удается.

Бывает, что у кажущихся здоровыми родителей рождается ребенок с существенными нарушениями функционирования центральной нервной системы, хотя и беременность протекала благополучно.

Симптомы перинатальной энцефалопатии по возрасту малыша

В целях своевременной постановки диагноза, родителям новорожденного ребенка следует быть крайне внимательными к таким проявлениям ребенка, как:

  • нарушение функций сосания груди;
  • слабый крик;
  • запрокидывание головы назад;
  • обильные, частые срыгивания, особенно в виде фонтана;
  • малоподвижность, вялость, отсутствие реакции на громкие неожиданные звуки;
  • выпучивание глаз при их одновременном опущении вниз, над радужной оболочкой заметна полоска белого цвета – синдром Грефе или синдром восходящего солнца;
  • неожиданные приступы плача ребенка во время сосания бутылочки или груди;
  • набухание родничка;
  • беспокойный сон, трудности в засыпании.

Когда малышу исполнилось 3 месяца, тревожным станет наличие следующих его проявлений:

  • скованность движений, трудности в сгибании и разгибании конечностей;
  • постоянное сжатие ручек в кулачки, разжимание требует усилий;
  • трудности в удерживании головки во время пребывания на животе;
  • тремор подбородка, ручек; вздрагивания, судороги, подергивания;
  • взгляд не сфокусирован;
  • ежемесячное увеличение окружности головы более чем на три сантиметра.

Тревожные симптомы 6 месяцев жизни:

  • отсутствие интереса к миру (к игрушкам, людям, обстановке);
  • безэмоциональность, неулыбчивость;
  • однообразие движений.

Тревожные симптомы восьми-девяти (8-9) месяцев жизни:

  • безэмоциональность полная или частичная;
  • отсутствие интереса к игре со взрослыми;
  • отсутствие навыков самостоятельного сидения;
  • активность только одной руки при хватании.

Тревожные симптомы к концу двенадцатого (12) месяца жизни:

  • стояние или хождение «на цыпочках»;
  • произношение мычащих звуков;
  • монотонный безэмоциональный плач;
  • основной способ игры заключается в разрушении, разбрасывании
  • непонимание простых просьб и фраз.

Тревожные симптомы к 3 годам жизни:

  • нарушение походки;
  • отсутствие должной координации движений;
  • отсутствие социально-бытовых навыков (одевание, застегивание, завязывание, хождение на горшок, использование кружки, ложки и др.).
Периоды развития ПЭП

Существует три периода развития заболевания:

  • острый (в течении первых 30 дней жизни);
  • период восстановления (со второго месяца жизни до года – для детей, родившихся в срок и со второго месяца жизни до двух лет – для детей, родившихся ранее срока);
  • период, когда судят об итогах, вот несколько вариантов итога:
    • выздоровление;
    • задержка развития;
    • вегетативно-висцеральные нарушения (нарушение функционирования каких-либо внутренних органов);
    • мозговая дисфункция (как следствие – чрезмерная активность, проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью);
    • эпилепсия;
    • невротические реакции;
    • ДЦП (детский церебральный паралич).
Способы диагностики
  • Нейросонография. Предоставляет возможность исследования внутренней структуры головного мозга, состояния тканей, выявления различных новообразований или лишней спинно-мозговой жидкости.
  • . Позволяет получить данные о функциональной деятельности мозга, наличии патологических образований или дисфункций.
  • Электронейромиография. Позволяет осуществить проверку на наличие нервно-мышечных заболеваний.
  • Допплерография. Позволяет оценить характеристики кровотока в сосудах мозга.

Нечасто в детской неврологии применяются такие методы обследования как компьютерная томография, магнитно-резонансная томография . Косвенно о наличии заболевания поможет судить осмотр врача-офтальмолога.

Поздние последствия заболевания

Последствия ПЭП могут проявиться значительно позже, чем в грудном возрасте. Так, дошкольники, у которых ранее не была верно диагностирована ПЭП или была недолеченна:

  • страдают задержкой речи, заиканием;
  • гиперактивность ();
  • заторможенностью;
  • повышенной возбудимостью;
  • раздражительностью;
  • бессонница;
  • приступами ярости, агрессии и истерики.

В школьные годы у таких детей могут появиться:

  • боли в голове;
  • нарушения письма, чтения, концентрации внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • неусидчивость;
  • низкий уровень развития мышления, памяти, и, как следствие, плохая успеваемость.
Лечение

В период острого течения болезни новорожденным с патологиями высокой или средней тяжести показано стационарное лечение, новорожденным с легким течением болезни показано лечение в домашних условиях.

Важное значение в лечении ПЭП приобретает психологическая установка взрослых, окружающих малыша.

В доме должна торжествовать исключительно доброжелательная обстановка, полная любви и заботы о малыше. Это крайне важно для младенца с симптомами ПЭП. Часто в качестве методов лечения применяются:

  • физиотерапевтические процедуры;
  • массажи;
  • ванны с морской солью или с лекарственными настоями и отварами (хвоя, орегано, череда, ромашка, овес).

Врачи рекомендуют принимать травы и лекарства («Ново-Пассит», «Элькар», «Глицин» ) с седативным действием, витаминные, укрепляющие сиропы. Также популярностью среди врачей пользуются препараты, активизирующие мозговое кровообращение:

  • «Гопантеновая кислота»
  • «Пирацетам»
  • «Винпоцетин»
  • «Актовегин»
  • «Пиритинол».

Большим эффектом характеризуется гомеопатическое, остеопатическое лечение.

При синдроме повышенного внутричерепного давления применяются средства с мочегонным эффектом («Ацетазоламид » совместно с «Аспаркамом» ), рекомендовано несколько приподнимать головку малыша, когда он лежит (подложить специальную ортопедическую подушку, подложить что-то под матрас).

При симптомах эпилепсии применяются противосудорожные средства. Тяжелые формы течения болезни требуют оперативного вмешательства.

Прогноз на выздоровление

Таким образом, постановка рассматриваемого диагноза не является приговором, при раннем диагностировании и лечении прогноз достаточно благоприятный.

Во многих случаях получается достичь полного выздоровления. Однако следует помнить, что, даже после исчезновения симптомов заболевания, следует сохранять бдительность, регулярно посещая врача–невролога.

.

Многие ответственные пары, готовясь стать родителями, в литературе сталкиваются с таким термином, как «перинатальная энцефалопатия», или ПЭП. Специализированная медицинская литература даёт трудные для понимания обычными людьми определения, оперирует терминами и понятиями, объяснения которым придётся искать дополнительно. Как результат такого ответственного отношения к рождению ребёнка, будущие родители получают страх, волнение – что угодно, но не понимание проблемы.

ПЭП – заболевание серьёзное, но в наше время оно поддаётся лечению. Своевременная терапия ПЭП позволяет добиться хороших результатов и стабилизировать психическое развитие ребёнка. Кроме того, с каждым годом результаты исследований в области лечения ПЭП доказывают повышение эффективности лечения.

Что такое перинатальная энцефалопатия?

Медицинская литература даёт следующее определение:

Перинатальная энцефалопатия, или ПЭП, - группа поражений головного мозга, различной этиологии и механизма развития, возникающая в перинатальный период.

Говоря более понятным языком, перинатальная энцефалопатия – это группа заболеваний головного мозга, вызванная различными причинами. Возникает ПЭП в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности до 7 суток жизни у доношенных деток, и до 28 суток у недоношенных. В зависимости от механизма возникновения выделяют конкретные виды ПЭП – гипоксическая, травматическая, токсико-метаболическая или инфекционная.

По статистике, от 3 до 5% новорождённых появляются на свет с признаками перинатальной энцефалопатии. Перинатальная энцефалопатия – патология нередкая. Она вовсе не является приговором, с ней можно и нужно работать.

Почему развивается заболевание?

Главной и самой распространённой причиной перинатальной энцефалопатии у новорождённых является негативное воздействие различных вредных факторов на организм матери во время беременности. К таким факторам относятся следующие:

  • острые инфекционные заболевания матери во время беременности, а также хронические заболевания матери с обострением во время беременности;
  • нарушение режима питания матери во время беременности и в период кормления грудью;
  • патология родовой деятельности (слабость, стремительные роды) или травмы во время родов (переломы, атипичное положение плода);
  • токсикозы (как ранние, так и поздние);
  • недостаточная зрелость организма матери, слишком молодой возраст;
  • угроза прерывания беременности;
  • различные наследственные генетические заболевания, а также врождённые нарушения метаболизма;
  • неблагоприятное воздействие вредных факторов окружающей среды - токсические вещества, радиация, вредные вещества в продуктах питания, соли тяжёлых металлов, выхлопные газы, вредные факторы на работе, промышленные отходы в воде и воздухе;
  • недоношенность и незрелость плода, врождённые пороки развития;
  • вредные привычки матери и отца: курение, употребление алкоголя, наркомания, злоупотребление кофе.

Как видно, причинами могут стать любые неблагоприятные воздействия, поэтому будущим родителям нужно заблаговременно готовиться к зачатию и рождению ребёнка — заботится о собственном здоровье в первую очередь.

Виды перинатальных энцефалопатий

Перинатальные энцефалопатии классифицируются по причинам, их вызывающим. Соответственно, можно выделить следующие группы ПЭП:

Гипоксическая . Возникает как результат нехватки кислорода в периферической крови или асфиксии при рождении.

Травматическая . Развивается как следствие травм плода во время родов: неправильное положение, акушерская ошибка, неправильные условия при родах, патология родовой деятельности.

Токсико-метаболическая – возникает при пороках развития органов плода, воспалительных процессов у матери во время беременности.

Инфекционная , разумеется, подразумевает наличие инфекции.

В зависимости от степени тяжести выделяют лёгкую ПЭП, средней степени тяжести и тяжёлую перинатальную эцефалопатию.

В зависимости от механизма развития, перинатальные энцефалопатии могут быть также геморрагические, ишемические и дисметаболические. Проще говоря, поражения головного мозга, вызванные кровоизлияниями (геморрагические), недостатком кровоснабжения и кислорода (ишемические) и нарушениями в процессах обмена веществ в тканях и клетках (дисметаболические).

Как распознать перинатальную энцефалопатию?

Обычно акушеры и педиатры почти безошибочно распознают симптомы перинатальной энцефалопатии. Но даже в отсутствии квалифицированного специалиста можно заподозрить ПЭП у ребёнка уже в первые часы после рождения.

На что стоит обратить внимание в поведении новорождённого:

  • слабый или поздний крик;
  • проблемы с состоянием сердечно-сосудистой системы при рождении – аритмии, отсутствию сердцебиения, тахикардии, брадикардии;
  • излишняя слабость или повышенный тонус мышц;
  • неадекватные реакции на раздражители (свет, звук);
  • рефлекторные произвольные вздрагивания;
  • отсутствие рефлексов новорождённых (сосательный, глотательный, поисковый и др.);
  • беспричинное беспокойство, нервное поведение;
  • частый, надрывный, похожий на истерический, с частыми срывами голоса, трудно унимаемый плач;
  • поражения глазодвигательного нерва (косоглазие, экзофтальм);
  • запрокидывание головы при положении на спине;
  • частые срыгивания, рвота, расстройства пищеварения, связанные и не связанные с приёмом пищи;
  • нарушения сна (трудности при засыпании, частые пробуждения).

К сожалению, нередко симптомы перинатальной энцефалопатии проявляются в более позднем возрасте. Это значительно облегчает диагностику, но усложняет лечение ПЭП.

В старшем возрасте можно заметить такие симптомы:

  • расстройства психических процессов (память, внимание, ощущение, восприятие и т.д.) ;
  • пассивность, отсутствие интереса ко всему происходящему, апатия, безынициативность;
  • постоянные признаки депрессии – отсутствие аппетита, угнетённое состояние, нежелание участвовать в игре, идти на контакт, утомляемость, растерянность, рассеянность, раздражительность, плаксивость, слабость, плохой сон, угнетённость;
  • признаки ВСД – головокружения, головные боли, пониженное давление;
  • неспособность выражать свои мысли;
  • отсутствие интереса к познавательной деятельности (сужение круга интересов);
  • нарушение речи.

Как видно, все эти нарушения можно объединить в две группы – ухудшение общего самочувствия и задержка психического развития.

Диагностика

Зачастую диагноз перинатальной энцефалопатии ставят педиатры, случайно обнаружившие симптомы во время планового осмотра ребёнка, или исходя из рассказов родителей.

В целом, врач ставит диагноз ПЭП, основываясь на следующих показателях и исследованиях.

  • Анамнез жизни матери, ребёнка и анамнез заболевания – наличие неблагоприятных факторов до и во время беременности, патологическая родовая деятельность.
  • Клиническая картина – симптомы и синдромы, характерные для этой группы заболевания:
  • Синдром двигательных расстройств - мышечной гипотонии или гипертонии.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Синдром угнетения центральной нервной системы
  • Синдром внутричерепной гипертензии - большой родничок увеличен и выбухает, окружность головы увеличена, расходятся черепные швы.
  • Судорожный синдром.
  • Пренатальная диагностика – УЗИ (обвитие пуповиной, аномальное положение плода), доплерография (патологии развития сердца и сосудистого русла у плода).
  • Нейросонография – УЗИ головного мозга – выявляет очаги кровоизлияний.
  • Электроэнцефалография – патологические волны или нарушение мозговой активности.
  • Как лечится перинатальная энцефалопатия?

    Как говорилось ранее, на сегодняшний день перинатальная энцефалопатия отлично поддаётся лечению при её своевременной диагностике и комплексном подходе.

    Вот главные компоненты лечения ПЭП. Постоянный врачебный контроль. Нужны регулярные наблюдения у хорошего педиатра, детского невролога, кардиолога и ортопеда. Эти четыре врача являются «костяком» врачебного контроля.

    Правильный режим. Это щадящий режим с учётом личных биоритмов ребёнка и его потребностей в активности и отдыхе. Психокоррекционная и педагогическая коррекционная работа с ребёнком. Лучше заниматься этим самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов. Массаж. Это поможет улучшить тонус мышц и побороть нервно-психические нарушения. Физиотерапия – ингаляции, электростимуляция.

    Медикаментозное лечение, которое зависит от преобладающего нарушения: Если есть признаки отёка мозга, гидроцефалии, повышения внутричерепного давления, назначаются диуретики и противоотечные средства (Лазикс, Маннитол). Судорожный синдром лечится противосудорожными препаратами (Дифенин). При этом противопоказаны физиотерапевтические процедуры и массаж. При дистонических нарушениях показан Дибазол или другой улучшающий проводимость препарат. Препараты, улучшающие кровоснабжение нервной системы и мозга, в частности Пирацетам и его аналоги.

    В сложных случаях очень высокую эффективность демонстрирует нейрохирургическое вмешательство. Так же применяется лечение травами, обертываниями и санаторно-курортное лечение.

    Общая длительность лечения перинатальной энцефалопатии составляет от года до нескольких лет. Эффективность лечения довольно высокая, а при комплексном подходе первые результаты будут очевидны уже в первые месяцы терапии.

    Последствия болезни

    Перинатальная энцефалопотия имеет ряд возможных вариантов исхода болезни:

  • Полное выздоровление. В случае своевременного выявления и комплексного подхода в лечении такой вариант вполне возможен.
  • Задержка психомоторного развития. Она может варьироваться по степени тяжести. Даже если у ребёнка останется незначительная ЗПР (задержка психического развития), это не значит, что он будет сильно ограничен в возможностях. С ЗПР ребёнок может полноценно жить.
  • Синдром гиперактивности и дефицита внимания (минимальная мозговая дисфункция). Сходен с предыдущим вариантом.
  • Невротические реакции. Это более тяжёлое осложнение, требующее постоянного диспансерного наблюдения ребёнка.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции. Нарушение в этой сфере может привести к перебоям в работе органов.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.
  • Поставили диагноз ПЭП. Что делать?

    Прежде всего, прекратить панику и внимательно перечитать статью. Главная мысль – перинатальная энцефалопатия успешно поддаётся корректировке. Во многих случаях она излечивается.

    Первое, что нужно сделать – обратиться к хорошему неврологу и пройти полное обследование, которое выявит механизм и причину возникновения ПЭП у ребёнка. Не стоит отвергать факт заболевания.

    Далее следует самостоятельно изучить особенности этой патологии, чтобы ориентироваться во всех процедурах, которые ждут ребёнка в процессе лечения. Придерживаться составленного врачом режима питания, сна, лечения.

    Стоит завязать знакомство с родителями детей с такими же проблемами, делиться опытом и оказывать (а также получать) поддержку.

    Следовать всем рекомендациям врачей, стучаться во все двери по очереди и пробовать все поддающиеся здравому смыслу способы помощи ребёнку. Переживать этот период вместе с малышом, поддерживать его и всячески показывать, что он любим и нужен.

    Регулярно проходить контрольные обследования. Вести дневник здоровья ребёнка, в котором ежедневно отмечать возникающие симптомы, проведённую терапию и реакцию на лечение. Это поможет родителям правильно организовать уход, а врачу – контролировать динамику здоровья ребёнка.

    Посещать психотерапевта и/или медицинского психолога для психокоррекционной работы. Не ограничивать социальные контакты ребёнка, а способствовать их появлению.

    Главное – помнить, что ПЭП – не приговор.

    Рекомендуем к просмотру: Программа с участием детского невролога

    Ответов

    Не будет преувеличением сказать, что невролог - наиболее часто востребованный специалист для детей первого года жизни, и фраза "Вам нужно показать ребенка неврологу" звучит из уст педиатров гораздо чаще, чем хотелось бы.

    Если не хватает кислорода

    Что же заставляет ее произносить? Во-первых, сведения о том, как проходили беременность и роды. Насторожиться заставляют:

    • сильные проявления токсикоза (особенно позднего);
    • подозрения на внутриутробную инфекцию;
    • анемия матери (гемоглобин ниже 100 единиц);
    • слабость родовой деятельности, длительный безводный период, применение в родах медикаментозной стимуляции или акушерских щипцов;
    • обвитие пуповиной; слишком большой вес ребенка или, наоборот, признаки незрелости и недоношенности;
    • роды в ягодичном предлежании и т.п.

    Словом, все, что может привести к гипоксии плода в родах, то есть к нехватке кислорода, почти неминуемо приводящей к временному . Нанести урон ее работе могут также вирусные инфекции у женщины в период закладки нервной системы плода, нарушенная экология жилища или места работы.

    Прямой зависимости между уровнем и длительностью имевшего место кислородного голодания нет: иногда мозг ребенка переносит серьезный дефицит кислорода без большого для себя вреда, но случается, что небольшой дефицит приносит довольно ощутимый вред.

    Кроме выяснения обстоятельств беременности и родов, существуют и определенные клинические признаки, настораживающие педиатра. Ребенок слишком вял или, что чаще, возбужден, много кричит, при крике у него дрожит подбородок, он часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды. Или ко всему этому у него вздувается животик, никак не налаживается стул - он с зеленью, частый или, напротив, имеется склонность к запорам.

    Сопоставив все эти данные, убедившись, что малыша правильно кормят, врач-педиатр направляет такого ребенка к неврологу - специалисту, нацеленному на исследование состояния центральной и периферической нервной системы. Задача - выяснить, в какой степени имевшаяся в родах гипоксия оставила свой неприятный след.

    Диагноз ПЭП. Только без паники!

    Тут часто начинается то, ради чего, собственно, и затевалась эта статья - родителей охватывает страх. Как, у нашего ребенка не все в порядке с головой?! Этот страх восходит к общей нашей ментальности, говорящей, что иметь отклонения в сфере нервной системы прежде всего стыдно.

    Убеждаешь, говоришь о том, что эти отклонения скорее всего временны, что чем раньше мы поможем ребенку, тем быстрее он с ними справится... Большинство родителей, вняв уверениям педиатра, идут к неврологу и возвращаются с записью, которая гласит обычно следующее:

    ПЭП (перинатальная энцефалопатия), восстановительный период, СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) .

    То, что написано в скобочках, расшифровано автором статьи - к сожалению, неврологи ставят диагноз ПЭП, СПНРВ и не часто снисходят до пояснения непонятных аббревиатур. Они пишут для себя и для врача-педиатра, и обе стороны прекрасно понимают друг друга. Но не родители.

    Насколько это страшно? Чаще всего с этим вопросом они бегут к педиатру, служащему в этот момент переводчиком с непонятного медицинского на бытовой язык.

    И все бы ничего, если бы не один прискорбный факт: некоторые родители вообще ничего не делают . Этому способствуют сердобольные окружающие, успокаивая примерно следующими словами: "Да врачи каждому второму такое пишут. Нам вон написали, а мы ничего не делали и растем!"

    И ведь действительно растут и вырастают. Но родители при этом не пытаются связать свое бездействие с выраженными проявлениями экссудативного диатеза у ребенка, явлениями дискинезии желудочно-кишечного тракта, со склонностью к запорам и даже с такими явными вещами, как отставание в развитии речи, расторможенность, непослушание.

    А ведь многих из этих неприятностей можно было бы избежать, отнесись родители к проблеме так, как она того заслуживает - достаточно серьезно, но без избыточного драматизма. Названные диагнозы в карте ребенка - это не сигнал паники, а сигнал к действию! Есть сомнения в рекомендациях участкового детского невролога? Проконсультируйте ребенка у другого специалиста.

    Диагноз ПЭП у грудничка: что скрывается за непонятными словами?

    Итак, диагноз ПЭП расшифровывается как перинатальная энцефалопатия . То есть у ребенка в родах имелись факторы, способные повредить головному мозгу. Что-то случилось, и надо разобраться, какие поломки в организме эта авария произвела.

    Слова восстановительный период совершенно справедливо указывают на то, что нервная система и сама, без постороннего вмешательства, восстанавливается - дело только в темпах и качестве этого восстановления. А они не всегда удовлетворительны.

    Что же касается труднопроизносимой аббревиатуры СПНРВ (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) , то она как раз и обозначает тот печальный факт, что ребенок плаксив, много срыгивает, легко возбуждается, трудно успокаивается. И ему надо помочь от этого избавиться.

    "А само не пройдет?" - спросите вы. Пройдет. У части детей. А остальным придется нести этот груз по жизни. Они будут расторможенными, неусидчивыми, не смогут нормально общаться со сверстниками.

    Диагноз ПЭП в неврологии. Глазами специалиста

    На что обращают внимание неврологи при осмотре? Во-первых, на и мышечный тонус. Равномерны ли рефлексы справа и слева? Нет ли спазмов мышц? И наоборот - не слишком ли слабо они сокращаются?

    Затем проверяют, нет ли у ребенка признаков повышенного внутричерепного давления. Для этого через открытый родничок делают - смотрят, не расширены ли желудочки мозга. И в заключение исследуют поведение ребенка, соответствие его так называемого психомоторного и физического развития возрасту.

    ПЭП диагноз у ребенка поставлен. Что дальше?

    Если дело ограничивается нарушением мышечного тонуса и возбуждением нервной системы, обычно невролог назначает массаж, легкие успокаивающие средства и препараты, улучшающие мозговое кровообращение.

    Если невролог обнаружил у малыша явления повышения внутричерепного давления , которое обычно зависит от избыточной продукции спинномозговой жидкости, он назначает ему курс так называемой дегидратационной терапии (дегидратация - обезвоживание). С этой целью даются различные мочегонные средства. Для компенсации потери калия при усиленном мочеотделении назначают препараты, содержащие калий.

    Не надо надеяться, что с ростом черепа эти явления пройдут сами собой - этого может и не случиться. Кстати, контроль за показателями внутричерепного давления нужно проводить и позже, в течение нескольких лет, что избавит вашего ребенка от головных болей и приступов так называемой вегето-сосудистой дистонии в дошкольном и школьном возрасте.

    Лечение ПЭП у детей движением

    Но самое важное значение при формах ПЭП любой сложности имеют щадящие и безмедикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, специальные приемы лечебного массажа, элементы лечебной гимнастики, водолечение с проведением массажа и лечебной гимнастики в воде различной температуры и состава и др.

    Они требуют настойчивости и больших усилий от родителей ребенка - лекарство дать, пожалуй, проще, чем ежедневно выполнять комплексы упражнений, - но очень результативны. Это объясняется тем, что травмированный головной мозг, получая правильную "информацию" при массаже, плавании и гимнастике, восстанавливается скорее.

    Рефлексомассаж (воздействие на активные точки) поначалу делается руками опытного массажиста, который потом передает родителям эстафету грамотного обращения с малышом. Не забывайте: младенцы быстро устают, все процедуры нужно проводить коротко, но часто, на высоте положительных эмоций.

    Раннее плавание ребенка с обязательным нырянием также является огромным подспорьем в решении неврологических проблем младенца. То, что больно и неприятно делать на суше, "на ура" проходит в воде. Во время ныряния в толщу воды организм испытывает бароэффект - нежное, мягкое и, главное, равномерное давление на все органы и ткани. Расправляются сжатые в кулачки кисти рук, спазмированные мышцы и связки тела. Толща воды восстанавливает по всем направлениям внутричерепное давление, осуществляет баромасааж грудной клетки, выравнивая внутригрудное давление.

    После выныривания ребенок получает полноценный, грамотный вдох, что особенно важно для малышей, родившихся с помощью кесарева сечения, имевших гипоксию и т.д. Вода помогает и при проблемах с кишечными коликами - улучшается стул, уходят спастические болезненные явления.

    А что с животом?

    Часто у детей с перинатальной энцефалопатией имеются серьезные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта: запоры и поносы, вздутия живота, кишечные колики. Обычно все это начинается с дисбактериоза и, к сожалению, часто заканчивается различными кожными проявлениями - экссудативным диатезом или даже экземой.

    Какая здесь связь? Самая простая. При гипоксии мозга в родах почти всегда страдает центр созревания иммунитета, расположенный в продолговатом мозгу. Вследствие этого кишечник заселяется той флорой, которая живет в родильных домах, особенно при позднем прикладывании к груди и раннем переходе на искусственное вскармливание. В результате у малыша очень рано возникает дисбактериоз: ведь вместо необходимых бифидобактерий его кишечник заполоняют стафилококки, кишечные палочки и т.д.

    Все это усугубляется тем, что кишечник младенца из-за "поломки" нервной системы функционирует плохо, неправильно сокращается, а соединение дискинезии кишечника с "плохой" микробной флорой приводит к нарушению переваривания пищи. Плохо переваренная пища вызывает расстройства стула, беспокойство ребенка и в конце концов аллергизацию кожи.

    Бывает и наоборот: длительное действие повреждающего фактора, не связанного с ЦНС, может вызвать вторичную энцефалопатию. Например, если не обращать внимания на состояние флоры желудочно-кишечного тракта, особенно на наличие в кишечнике таких "диверсантов", как стафилококки, могут появиться и четкие знаки поражения ЦНС - задержка психомоторного развития ребенка, слабость сфинктеров, симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и т.д.

    Как быть? Для достижения лучшего эффекта лечить не только кишечник, но и нервную систему. Только совместные усилия педиатра и невролога при самой активной помощи родителей могут дать нужный эффект.

    А напоследок хочется напомнить, что малышу с неустойчивой нервной системой материнское тепло, нежные прикосновения, ласковый разговор, покой в доме - словом, все, что вызывает у него чувство защищенности, - нужны в еще большей степени, чем здоровому ребенку.

    Первые результаты

    Как же при лечении энцефалопатии понять, что усилия врачей и родителей увенчались успехом? Ребенок стал спокойнее, перестал подолгу плакать, у него наладился сон. Он вовремя стал держать головку, сел, затем встал, сделал первый шаг. У него наладилось пищеварение, он хорошо прибавляет в весе, у него здоровая кожа. Это видно не только врачам, но и вам самим. Значит, вы помогли своему малышу преодолеть повреждения нервной системы.

    И в заключение один пример того, что может сделать материнская любовь.

    В середине 60-х годов в одном из роддомов на далеком Сахалине у молодой акушерки родилась дочь. Как это, к сожалению, часто бывает у медиков, роды были крайне тяжелыми, ребенок родился в глубокой асфиксии, долго не дышал, потом несколько недель находился практически в параличе.

    Девочку кормили из пипетки, выхаживали, как могли. Честно говоря, врачи думали, что ребенок этот - не жилец. И только мать думала иначе. Она не отходила от малыша, прекрасно овладела массажем и упорно массировала с трудом оживающее тельце.

    Через 18 лет автор этой статьи встретил в Ленинграде дочь и мать. Они приехали поступать в Ленинградский университет. Оказалось, что девочка с золотой медалью окончила школу на Сахалине. От нее трудно было отвести глаза - такая она была стройная и красивая. Потом она университет закончила, защитила кандидатскую диссертацию по биологии, стала ученым, вышла замуж, родила двоих прекрасных детей. Ничего этого могло и не быть, будь любовь матери менее самоотверженной и разумной.

    Правила для всех
    • Изучите и покажите опытному педиатру выписку из роддома. Если в ней проставлены низкие баллы по шкале Апгар (6 и ниже), другие пометки (например, закричал после рождения не сразу, имелась кефалогематома, гипоксия, асфиксия, судорожный синдром и т.п.), не откладывайте консультацию у детского невролога.
    • Если объективных показаний к консультации невролога нет, но вам кажется, что малыш излишне возбужден, плаксив, капризен выше всех разумных пределов - доверьтесь своей родительской интуиции и покажите ребенка врачу. Малыш вряд ли здоров, если в первые недели жизни он патологически пассивен, лежит как тряпочка, или наоборот, плачет по 24 часа в сутки, если безразличен к еде или имеет рвоту "фонтаном" после каждого кормления.
    • Грудное вскармливание необходимо вашему малышу! Даже самые качественные и дорогостоящие адаптированные молочные смеси являются дополнительным метаболическим стрессом для организма младенца. Научно доказано, что дети, находящиеся на естественном вскармливании, быстрее "изживают" младенческие проблемы (неврологические, кишечные и т.п.), имеют более высокий темп эмоционального и физического развития.
    • Если вы планируете следующего ребенка, выясните все причины перинатальной энцефалопатии у первенца. И по возможности попытайтесь исправить ситуацию, если она связана с невнимательным отношением к своему здоровью во время беременности и в родах. Посещайте курсы по подготовке семейных пар к родам. Внимательно отнеситесь к выбору врачей и медицинского учреждения, где вы планируете рожать малыша.

    Кукулевич Михаил врач-педиатр Николаева Татьяна педиатр-невролог высшей категории
    Статья из журнала "Наш Малыш", ноябрь 2001


    Предыдущие | Следующие

    Марина | 30.10.2013

    Спасибо действительно очень полезная статья жаль что я не наткнулась на нее 10лет назад

    ленок | 23.10.2013

    у меня у дочки тоже было кислородное голодание обвита была пуповиной я не поверила врачам а в 2. 5 годика у неё были судороги теперь она отстаёт от развитие так что послушайте врачей они плохого не скажут!

    Права | 07.10.2013

    если врачи до сих пор ставят этот диагноз значит это кому-то нужно или очень выгодно назначать пилюли пустышки, которые не приносят пользы, а безвредных препаратов не бывает, подумайте сто раз прежде чем травить неизвестно чем своего ребенка, он так слаб и не может себя защитить, не надо залечивать, убедитесь, что лечение ему необходимо, что есть серьезный диагноз в наше время слепо доверять врачам опасно, они удавятся за каждую копейку, которую им накинут фармацевты в виде бонуса за то что они пропишут нужную пилюлю!!! Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде. Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (NB! Формальная замена термина ПЭП на "гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы" при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких "современных" формулировок). ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин. Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными: Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.). нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии). Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией "гипердиагностика" не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие "правильного" диагноза и "правильного" лечения (см. ниже). Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. "Гипердиагностика" не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины "гипердиагностики" приводит к "размыванию" границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать "заболевание" оказывается "беспроигрышным" вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование "ПЭП" превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования "ПЭП".

    Ленуська | 17.09.2013

    Доброго времени суток всем! Огромное спасибо за статью! НО, может, кто-то может мне сказать: хотим взять ребёнка из дома малютки, - ребёнку почти 2 года, стоит диагноз: ПЭП, - мы что-то сможем с этим сделать или уже поздно?! Очень хочется, чтоб у маленького человечка всё в жизни сложилось хорошо!!!

    Лю | 23.05.2013

    Нельзя диагностировать внутричерепное по УЗИ, ЭХО-ЭГ, ВЧД настолько серьезный диагноз, что необходимо лечение только в стационарных условиях! Опасно для жизни! И диагноз можно ставить, если есть объективные причины и пункция спинномозговой жидкости, результаты МРТ или КТ... Множество различных исследований надо провести, чтобы поставить такой страшный диагноз! Бред! И еще - по данным ВОЗ (если не ошибаюсь) нет такого диагноза "дисбактериоз"! Никто не знает в каких количествах у человека должно быть соотношение каких-либо микроорганизмов! Может для меня кишечная палочка - норма и золотистый стафилококк мне жить помогает? Развивается новый человечек как ему надо и все! Подумайте о первобытном обществе и о животном мире, где-то есть грубое вмешательство в организм?

    Эля | 12.04.2012

    Спасибо большое за статью...Родилась с диагнозом ПЭП и живу уже с ним 16 лет..врачи говорили что буду инвалидкой на всю жизнь или умственно отсталой..но все хорошо слава богу.. у меня возник вопрос- "может ли этот диагноз остаться?и как можно лечиться на позднем сроке?"

    Елена | 15.03.2012

    Спасибо большое за информацию и за доступность изложения (что особенно важно для людей без медицинского образования). Ваша информация для меня была очень интересной и, самое главное, полезной!

    Роза | 13.01.2012

    Моему малышу 7 месяцев. И в последний поход на стандартный обмер/обвес педиатр оговорилась, что надо бы сходить к неврологу, может надо снимать ПЭП или, наоборот, чего нибудь напишет невролог... вот тут впервые я и услышала про пэп... через Яндекс наткнулась на эту статью... я не медик и чего они там в карте пишут не понимаю... но неужели больше полугода мне никто ничего не мог объяснить? я то уверена, что у нас все в порядке... малыш развивается по возрасту... даже чуть с опережением... никаких проблем с животом, криками и т. п. нет... во время беременности было - подозрения на внутриутробную инфекцию; - обвитие пуповиной, низкий вес и признаки незрелости... может просто из-за этого написали?

    * - поля, обязательные для заполнения.


    Многие мамы новорожденных слышат от врачей слова «перинатальная энцефалопатия». В основном, это касается недоношенных детей и малышей, которые прошли через гипоксию. Этим сложным и непонятным термином называют повреждения головного мозга, но чаще всего лишь возможное повреждение. Если оно не нашло подтверждение, к году диагноз снимается. Если же энцефалопатия настоящая, впоследствии ребенок может отставать в развитии. Это собирательный диагноз, которые может предполагать самые разные нарушения работы мозга.

    Проявление патологии у новорожденных

    Энцефалопатия у новорожденных проявляется в виде нескольких патологий:

    • Синдром двигательных расстройств - повышенный или слабый тонус мышц,
    • Синдром нервно-рефлекторной возбудимости - в таком состоянии малыш плохо спит, беспокойный, у него дрожат конечности и подбородок, обязательным является обращение к врачу,
    • Синдром угнетения нервной системы - ребенок заторможен, вял, может быть асимметрия лица и туловища вследствие разного тонуса мышц, косоглазие,
    • Гипертензионно-гидроцефальный синдром - считается самым тяжелым, так как при отсутствии лечения на его фоне развивается гидроцефалия. А это заболевание требует оперативного вмешательства. Характерный симптом - крупные размеры головы, отклонение на один-два сантиметра от нормальных, выбухание большого родничка, раскрытие черепных швов на полсантиметра и больше, патологические рефлексы.
    • Судорожный синдром - у новорожденных его достаточно сложно распознать, так как он может проявляться и судорогами, но и явлениями, похожими на них - икота, срыгивания, автоматические жевательные движения, усиленное слюноотделение. Так как все дети икают и срыгивают, для постановки точного диагноза важны многочисленные исследования. Судорожные припадки кратковременны, начинаются внезапно, не зависят от состояния сна, времени кормления и других обстоятельств. Иногда судороги схожи с хаотичными движениями ребенка, вследствие чего диагностика затруднена.
    Причины развития

    Энцефалопатия возникает по следующим основным причинам:

    • внутриутробная гипоксия, последствием которой является асфиксия новорожденного,
    • токсические, травматические, метаболические, стрессовые воздействия,
    • инфекции разного происхождения,
    • иммунологические отклонения.

    Чаще всего причиной энцефалопатии у новорожденных являются несколько факторов. Виновником проблем могут стать нездоровое питание, юный возраст мамы, болезни наследственного характера, осложненное течение беременности, проблемы при родоразрешении. Энцефалопатия часто проявляется у новорожденных, матери которых живут в плохих экологических условиях.

    Симптомы энцефалопатии

    Энцефалопатия протекает в острой форме с симптомами угнетения нервной системы. Отмечаются судороги, нарушения кровообращения, дыхания и другие проявления неврологического характера. Выделяют три клинических формы энцефалопатии: легкую, средней тяжести и тяжелую. Часто встречают интранатальные поражения: гипоксия плода, внутричерепная родовая травма. После появление на свет у новорожденных возможны вторичные гнойные менингиты, кровоизлияния в мозг, абсцессы и другие осложнения.

    Мамы обращаются к врачу при обнаружении у новорожденного следующих симптомов: продолжительный плач, срыгивания, вздрагивания, плохой ночной и дневной сон, трудное засыпание. При осмотре новорожденного врач может заметить изменения мышечного тонуса, при нейросонографических исследованиях видны затемненные участки мозга.

    Диагностика

    Заболевание диагностируется на основе данных клинической картины, при этом обязательно учитываются все особенности течения беременности и процесса родоразрешения. Комплексные методы исследования позволяют определить степень повреждения головного мозга, их характер. Кроме того, с их помощью осуществляется наблюдение за болезнью, подбирается грамотная терапия.

    Нейросонография позволяет оценить состояние ликворных пространств и мозговой ткани. Благодаря ей можно увидеть внутричерепные поражения. Допплерография показывает объем кровотока в сосудах мозга.

    Функциональная активность мозга оценивается по результатам электроэнцефалограммы. На основе полученных результатов определяется, насколько развитие мозга отстает от показателей, а также наличие очагов эпилептической активности в головном мозге, асимметричность полушарий.

    Спонтанная активность движений новорожденного оценивается с помощью видеомониторинга. Электронейромиография позволяет диагностировать нервно-мышечные болезни. Кроме того, при необходимости проводится магнитно-резонансная и компьютерная томография, они показывают структурные изменения, происходящие в мозге. Но эти методы исследований требуют применения наркоза, поэтому в младенческом возрасте их использование проблематично. Чаще всего для диагностики проводится электроэнцефалография и нейросонография.

    Если у новорожденного зафиксирована патология нервной системы, консультации и осмотр у врача-окулиста являются обязательными. Это необходимо для определения изменений на глазном дне и, соответственно, уровня внутричерепного давления, состояния зрительных нервов.

    Лечение

    Ребенок, которому поставлен диагноз «энцефалопатия», наблюдается у невролога. Терапия будет эффективной, если проведена в первый год жизни. Энцефалопатия у новорожденных - это не приговор. Быстрое и качественное выздоровление возможно при условии своевременной постановки диагноза. Поэтому большое значение имеет осмотр новорожденного у невролога сразу после рождения. Опытный врач сможет увидеть симптомы этого сложного заболевания - неадекватная реакция на резкий свет или шум, подергивания ножками, нарушения сна и ненормальные рефлексы.

    Опасность перинатальной энцефалопатии заключается в ее последствиях. Среди них задержка развития ребенка, недостаточная мозговая функция, нарушения работы внутренних органов, гидроцефалия, эпилепсия. В некоторых случаях диагноз перинатальная энцефалопатия ставят новорожденным необоснованно, а назначенное лечение может повлечь новые осложнения.

    Только реальные, достоверно установленные повреждения нервной системы требуют употребления лекарств, но всегда это симптоматическое лечение. Оно направлено на решение конкретных проблем: при спастике назначаются препараты, направленные на расслабление мышц, противосудорожные при появлении судорог и т. п. Несмотря на это, большинству новорожденных назначаются самые разные препараты, эффективность которых не доказана. Многие распространенные лекарства должны применяться только по строгим показаниям. Например, диакарб оправдан при гидроцефалии, при этом новорожденный должен оставаться под наблюдением опытного врача. Фенобарбитал нельзя назначать гипервозбудимым детям с нарушениями сна. Употребление этого препарата возможно для снятия судорог.

    Новорожденному с диагнозом энцефалопатия рекомендуется грудное вскармливание. Даже самые качественные молочные смеси считаются дополнительной нагрузкой на детский организм. Доказано, что дети, питающиеся грудным молоком, успешнее проходят все младенческие проблемы, быстрее развиваются.

    Большое значение при любых формах энцефалопатии имеют щадящие и не медикаментозные способы восстановительного лечения: рефлексомассаж, лечебный массаж, элементы гимнастики, плавание в воде различной температуры и состава и др. Все это требует значительных усилий от родителей, но результат гораздо лучше, чем после приема лекарств. Это связано с тем, что поврежденный головной мозг восстанавливается быстрее, так как при плавании, массаже и гимнастике получает правильную информацию.

    Рефлексомассаж сначала выполняется опытным массажистом, в дальнейшем, когда родители приобретут необходимые навыки, они могут делать это самостоятельно. Следует помнить, что новорожденные быстро устают, поэтому процедуры нужно проводить непродолжительное время, но часто.

    Раннее плавание с обязательным нырянием успешно помогает решить неврологические проблемы новорожденного. Во время погружения в воду достигается бароэффект - все органы и ткани подвергаются мягкому, нежному и равномерному давлению. Кисти рук, сжатые в кулачки, спазмированные мышцы и связки расправляются. Вода по всем направлениям восстанавливает внутричерепное давление. После выныривания новорожденный получает полноценный вдох, что имеет особенно важное значение для малышей с гипоксией, родившихся при операции кесарева сечения и т. д. Вода отлично лечит кишечные колики - стул улучшается, исчезают спастические болезненные явления.

    Новорожденному с неустойчивой нервной системой требуется повышенное материнское внимание, ласковый разговор, нежные прикосновения, покой в доме - все это вызывает у него чувство защищенности.

    Если после лечения ребенок стал спокойнее, перестал постоянно плакать, сон наладился, развивается в соответствии с возрастом, нормализовалось пищеварение, значит, вы помогли новорожденному преодолеть повреждения нервной системы.

    Профилактика

    Энцефалопатию можно предупредить. Женщина должна осознавать, что ее образ жизни может отразиться на здоровье ребенка, поэтому важно вести здоровый образ жизни, больше гулять, соблюдать режим. То есть, энцефалопатия у новорожденных - вполне предсказуемое осложнение, которого можно избежать.


    Описание:

    Перинатальная (ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.


    Симптомы:

    Острый период:





    Восстановительный период:

          * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

          * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.







          * .
          * .
          * Детский церебральный .

    Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться , например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

    Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

    Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.


    (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся , ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).


    Причины возникновения:







          * Патологическое течение родов (стремительные роды, и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.


    Лечение:

      

          * Публикации
          * Конференции
          * Справочники

    Новорожденный
    Недоношенный ребенок
    Покупки для новорожденного
    Уход за новорожденным
    Уход за ребенком
    Подгузники, уход за кожей
    Развитие (до года)
    Закаливание, плавание, физкультура, массаж до года
    Здоровье
    Болезни детей до года
    Проблемы со сном
    Искусственное вскармливание
    Введение прикорма
    Питание детей до года
    Приучение к горшку
    Личный опыт (до года)
    Заботливые папы
    Первый День рождения
    Раннее развитие Ребенок от рождения до года Грудное вскармливание Близнецы и погодки Детская медицина Другие дети Няни, гувернантки
    Агентства нянь Магазины Медицина Рейтинг детского питания Рейтинг подгузников
    Диагноз: "перинатальная энцефалопатия"
    Авторская статья
    Версия для печати
    Рейтинг: Полезность: 8 из 10 Интересность: 7 из 10 на основании 303 оценок Оценить статью
    Сообщений в обсуждении: 12

    Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus - "рождение" + греч. encephalon - "головной мозг" + греч. patia - "нарушение") - термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда - и специального лечения.
    Причины заболевания

    К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

          * Различные хронические заболевания матери.
          * Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
          * Нарушения питания.
          * Слишком молодой возраст беременной.
          * Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
          * Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
          * Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
          * Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
          * Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

    Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина - недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

    Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 - на состояние средней тяжести, от 7 до 10 - на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

    К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
    Течение ПЭП и возможные прогнозы

    В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

    Перечислим основные синдромы ПЭП.

    Острый период:

          * Синдром угнетения ЦНС.
          * Коматозный синдром.
          * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
          * Судорожный синдром.
          * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

    Восстановительный период:

          * Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
          * Эпилептический синдром.
          * Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
          * Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
          * Синдром двигательных нарушений.
          * Синдром задержки психомоторного развития.

          * Полное выздоровление.
          * Задержка психического, моторного или речевого развития.
          * Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
          * Невротические реакции.
          * Вегетативно-висцеральные дисфункции.
          * Эпилепсия.
          * Гидроцефалия.
          * Детский церебральный паралич.

    Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

    Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

    Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

    Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

    Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так - говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 - 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц - до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы - 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади - наиболее типичные проявления данного синдрома.

    Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и "задержка" его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

    Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

    Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, "мраморность" кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

    Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

    При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

    Детский церебральный паралич (ДЦП) - неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 - 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

    Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
    Диагностика

    Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

    Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

    Нейросонография (НСГ) - безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

    Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

    Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

    Видеомониторинг - способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

    Электронейромиография (ЭНМГ) - незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

    Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) - современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения .

    Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

    Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

    При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.
    Лечение

    Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

    При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

    При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению - мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

    Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

    При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

    Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы "В", которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

    К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.