Симметрия лица что это? Как пропорции важны для идеала красоты. Человек - существо симметричное Люди с симметричными чертами лица





Кандидат медицинских наук, пластический хирург « »

Еще в XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие «божественные» пропорции человеческого лица и тела, которые до сих пор являются эталоном (Рис.1). Однако в этих пропорциях не учтен факт того, что в живой природе не существует абсолютно симметричных объектов: в любом из них всегда присутствует единство симметрии и асимметрии.

Рис. 1.

На протяжении всей истории люди пытались «измерить» красоту, описать с помощью математических формул или геометрических пропорций, тем самым обеспечить возможность ее воссоздания. Так, в Древней Греции упорядоченность и гармония, наблюдаемая в природе, олицетворялись в сияющих образах богов и богинь, увековеченных в прекрасных статуях.

По мнению греческих скульпторов, симметрия характеризует гармоничность, пропорциональность, стройность природных тел и тела человека. Поэтому понятия симметрии и красоты тождественны. Достаточно вспомнить строго симметричное построение архитектурных памятников, закономерно повторяющиеся узоры традиционных орнаментов, изумительную стройность греческих ваз (Рис.2).

Факт асимметрии лица и тела человека был известен художникам и скульпторам античного мира и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности создаваемым произведениям.

Ярким примером асимметрии служит лицо Венеры Милосской (Рис. 3). Сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы красивее, если бы оно было симметричным. Однако, разглядывая композиционные снимки, мы видим, что это не так.

Само понятие «симметрия» непосредственно связано с гармонией. Оно произошло от древнегреческого слова συμμετρία (соразмерность) и означает нечто гармоничное и пропорциональное в объекте. К человеку применимо понятие «зеркальной» симметрии. Эта симметрия является основным источником нашего эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом.

Такая симметрия не только красива, но и функциональна. Так, симметричные конечности позволяют легко перемещаться в пространстве, расположение глаз - создавать правильный зрительный образ, ровная носовая перегородка обеспечивает адекватное дыхание. Однако симметрия живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития и функции.

Симметрия лица и стандарты красоты

С течением времени стандарты красоты изменялись, однако принципы и параметры, определяющие соотношения и пропорции лица, и, соответственно, его привлекательность, сохранились с давних времен. Для того чтобы лицо было гармоничным, его различные части должны соотноситься в определенной пропорции, с помощью которой достигается общий баланс. Ни одна часть лица не существует и не функционирует в отрыве от других. Любое изменение в какой-либо конкретной части лица будет оказывать истинное или кажущееся влияние на восприятие других частей и лица в целом.

Естественно, что все пропорции человеческого лица имеют лишь приблизительное значение для его эстетики вследствие нескольких причин:

  • Во-первых, пропорции лица меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и во многом определяются индивидуальными особенностями строения
  • Во-вторых, оценка пропорциональности усложняется в зависимости от положения головы
  • Третья сложность заключается в асимметрии человеческого лица, которая часто проявляется в форме носа, положении глазных щелей и бровей, положении углов рта. Две стороны лица не дают одинакового зеркального изображения, даже если лицо воспринимается нами как идеально правильное.

Таким образом, факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая - уже и ниже, является на сегодняшний день общепризнанным.

Из фотографий, представленных на рис.4, видно, что абсолютно симметричные лица явно отличаются от оригинального изображения лица с естественной асимметрией. На наш взгляд, «синтетические» симметричные лица кажутся не столь привлекательными , как на исходных фотографиях, хотя мы и отбирали для создания композиционных портретов лица актеров, чья внешность оценивается наиболее высоко. Более того, именно эти лица отличаются более выраженной симметрией, чем это наблюдается у большинства людей, однако легкая асимметрия лишь подчеркивает их привлекательность.

Красота в асимметрии?

Итак, является ли исходно присущая всем нам асимметрия на самом деле красивой или нет? Совершенно очевидно, что значительные нарушения симметрии в строении лица мы не считаем привлекательными. Однако небольшие отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность.

Большинство пациентов, обратившихся к пластическому хирургу, не замечают несимметричность пропорций своего лица и тела . Потому одна из важных задач хирурга в ходе консультации - обратить внимание пациента на особенности его пропорций, подробно описать предстоящие изменения в результате операции. Коррекцию асимметрии лица значительно облегчает применение малоинвазивных методов, таких как и .

Итак, выраженная асимметрия обычно считается неэстетичной, и в подобных случаях желание достичь более симметричной внешности является вполне естественным и может служить показанием к пластической операции. Однако небольшая асимметрия лица лишь придает ему привлекательность и индивидуальность, а потому стремиться к абсолютной симметрии не стоит.

Установление асимметрии лица стало своего рода сенсацией, так как асимметрия редко бросается в глаза. Оказалось, что люди отличаются по степени своей асимметрии так же сильно, как и по чертам лица. Это подтвердили не только измерения, но и сравнение портретов, составленных из фотографий правой и левой половин (одна из них должна быть перевернута при печати) с обычным портретом человека, снятого точно в фас. Получаются совершенно разные лица.

В мире не существует идеальной симметрии. Ошибочно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Смешение наследственных черт не может не отразиться на лице ребенка. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая, кстати сказать, лицам всех людей и вовсе не умаляющая достоинств портрета. Даже на скульптурных изображениях Венеры Милосской и Аполлона Бельведерского их лица не имеют полной симметрии. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с бесспорной строгой симметрией правой и левой половины. Вероятно, поэтому Клавдий Гален писал, что «настоящая красота выражается в совершенстве назначения и что первая цель всех частей - целесообразность структуры». Несомненно прав был П. Ф. Лесгафт, когда писал, что «при гармоническом развитии всех мышц и мышечных групп лицо потеряло бы свое определенное выражение. Индивидуальность черт лица приобретается вследствие частого употребления соответствующих мышц».

Michelle Monaghan

Итак, следует признать как факт асимметрию лица, т. е. неравнозначность правой и левой его половин: одна из них, как правило, шире, другая уже, одна выше, другая ниже. Причиной асимметрии служит в большинстве случаев неравноценность конструктивных элементов костей черепа. На лице человека усиление асимметрии обусловливается специфичностью мимики (физиологическая асимметрия).

Naomi Watts

Есть научные работы, в которых ученые выявляют следующие закономерности асимметрии лица. Если одна половина лица более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Глаз в целом кажется обращенным кверху. Левая половина лица обычно выше правой. Многие авторы и сейчас считают, что правая половина лица крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности.

Kate Bosworth

Асимметрия лица давно наблюдается как отражение общей асимметрии тела. Были сделаны попытки реставрации лица на портрете по точной половине фотографии и ее зеркальному отражению. Правая и левая половины давали различные изображения. Они не совпадали и с исходным вариантом. Мимическая асимметрия, хотя и наслаивается на диспропорции правой и левой половин лицевого черепа, имеет также и свои собственные особенности. Установлено, что нервная регуляция правой мимической мускулатуры богаче, движения головы и глаз вправо воспроизводятся с большей готовностью. Даже зажмуривания правого глаза оказываются более привычными.

Кстати говоря, у умерших людей лица симметричные. Впрочем, наши лица меняются в течение всей жизни.

Симметрия и асимметрия лиц. В чем же их секрет? Почему нас так привлекают симметричные лица? Известно, что В XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие эталонные пропорции человеческого лица и тела. Но в живой природе абсолютно симметричных объектов не существует. Однако тем, кому повезло иметь лицо очень близкое к симметричному, вероятно заметили, что пользуются успехом у противоположного пола. Более того, факт наличия симметричного лица может также свидетельствует и об отменном здоровье его обладателя. Даже обычная простуда и та почти всегда отступает перед людьми, у которых левая сторона тела точно повторяет очертания правой стороны.

Симметрия связана с воздействием тестостерона и эстрогена на человека. Мужчины с симметричными лицами кажутся более мужественными, а женщины – более женственными. Такие лица говорят о том, что человек порожден большим числом генов. Исследования симметрии лица показали, что очень асимметричное лицо отталкивает людей. А симметричное лицо служит возбуждающим фактором. Это объясняется тем, что на протяжении эволюции люди стремились воспроизводить потомство с теми, кого воспринимали как более здоровых особей. Симметричное лицо указывает на здоровые гены.

Кстати говоря, у умерших людей лица симметричные. Впрочем, наши лица меняются в течение всей жизни. Асимметрия лица является синонимом жизни. Человек рождается с асимметричным лицом. Его левая и правая стороны совершенно разные. Чем больше разница между ними, тем совершеннее человек в психическом, духовном и творческом плане. Именно благодаря асимметрии молодые лица такие выразительные — с яркими чертами. А с годами лицо как будто сглаживается, расплывается. Смерть человека выражает абсолютную симметрию. При этом, как считают некоторые исследователи, люди умирают вовсе не от болезней или несчастных случаев. Приходит срок, асимметрия лица выравнивается, и человек уходит из этого мира.

А если вернуться к вопросу о симметрии лица, то стоит отметить, что мы смотрим на лица целиком, а не на симметрию отдельных частей. Человек разглядывает лица слева направо. Наш мозг одновременно может оценить только одну половину лица. Поэтому различия между правой и левой сторонами мы часто не замечаем. Конечно значительные нарушения симметрии мы можем заметить, а незначительные отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность человека перед нами.

Симметричные черты лица считаются одним из главных критериев красоты как у женщин, так и у мужчин. Но насколько справедлива эта теория?

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Пылесос с водяным фильтром : К каждому гостю найдется индивидуальный подход. Для вас у меня всегда есть время на проведение полноценной консультации по приобретаемой технике, обучение работы на ней. А, кроме того, здесь вы сможете купить «электрического помощника» себе в дом, воспользовавшись гибкой системой скидок.

1. Фэшн-фотограф Алекс Джон Бек решил проверить важность «симметрии лица» в вопросе привлекательности на примере фотографий обычных людей. Он разделил фото каждого участника эксперимента на 2 части – правую и левую, и затем «отзеркалил» каждую часть лица таким образом, чтобы в итоге получилось фото с идеальной симметрией.

Photo: Alex John Beck

2. Результат его работы выглядит немного противоречиво. У людей с натуральной, природной симметрией «экспериментальные» снимки мало чем отличаются от обычных.

3. Фотограф сразу же показывал симметричные варианты участникам фотосессии.

4. По понятным причинам, эти «идеальные» варианты больше радовали тех участников, у которых наблюдается природная симметрия.

5. Алекс Джон Бек говорит, что, глядя на полученные снимки, создается впечатление, что они скорее изображают дальнего родственника модели нежели саму модель.

6. А вот обладатели «неправильных» лиц, получая свои «улучшенные» фото, реагировали на них достаточно сдержанно, даже если их новая версия выглядела весьма симпатично и привлекательно.

7. Отдельных участников эксперимента конечный результат озадачил и даже расстроил.

8. Некоторые черты внешности проявляются в каждом портрете очень любопытным способом: например, лицо и шея этого мужчины выглядят тоньше на левой фотографии, а на правой – гораздо массивнее.

10. Логично было бы показать зрителю исходный портрет модели, но Алекс Бек не стал этого делать, дабы избежать попыток сравнить модель с ее симметричной версией. Автор проекта, наоборот, пытался заставить зрителя сконцентрировать внимание именно на получившихся, «экспериментальных» фотографиях.

— это признак нарушения баланса и проявления тех особенностей, которые обязательно необходимо интерпретировать, так как именно они подчеркивают яркость индивидуальности личности. Симметричными бывают только идеальные лица, а они встречаются очень редко. Некоторые физиогномисты связывают симметрию лица с честностью, считая, что симметричное лицо принадлежит по-настоящему искреннему человеку, в то время как искривленное, асимметричное отражает нечестность, «двуличность» человека. Насколько истинно это утверждение? Наблюдайте, обращайте особое внимание на то, как отличаются левая и правая стороны лица человека. Это улучшит ваше умение .

Разновидностей асимметрий в нашей внешности достаточно много. Начнем с несимметричности нашего мозга. Он состоит из левого и правого полушарий, которые у большинства людей работают неодинаково. Какое-то из них является ведущим и влияет на то, как человек взаимодействует с информацией и окружающим миром. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. «Специализации» полушарий способствует . Левое полушарие доминирует у представителей , они к решению любого вопроса подходят с логической точки зрения, анализируют, ищут для доказательства подходящую теорию, больше полагаются на расчет, чем на интуицию. Правое полушарие чаще работает у того, кто больше полагается на чувства, чем на логический анализ событий; они часто думают образами.

Асимметрия в ширине лица . Лучшее развитие левой половины черепа можно увидеть у людей умственно активных — юристов, физиков, математиков, . А у артистов, художников, скульпторов, писателей лучше развита правая половина. Но оба эти явления более четко заметны у людей, которые долгие годы были активны в одной из этих областей.

Асимметрии в интеллектуальной зоне часто выступают в виде . Одна человека может казаться припухшей, как от удара кулаком, или находиться . Другие асимметрии касаются . Один может быть расположен глубже, чем другой, или они могут быть . Легкая асимметрия создает для человека позитивное напряжение, которое придает энергичность, активизирует его волю к осуществлению цели. Сильные асимметрии характеризуют сложную противоречивую личность.

Среди асимметрий эмоциональной зоны наиболее заметно искривление формы носа.

Асимметрии в витальной зоне определяются формой . могут находиться на разной высоте или иметь разное направление (один — вверх, другой — вниз). Этот вид асимметрии имеет особое значение, так эта область придает (или отнимает) энергию всем чертам личности.

Правая и левая половины лица отличаются друг от друга. Привыкнув к своему зеркальному изображению, мы иногда не узнаем себя на фотографии или видеопленке.

Иногда утверждают, что красивым может быть только симметричное лицо с правильными чертами. Но если приглядеться к портретам и лицам людей, традиционно считающихся эталонами красоты, можно увидеть не один признак асимметрии в них. Попробуйте приложить зеркало к вертикальной оси лица Джоконды так, чтобы по очереди наблюдать правую и левую его стороны. Вы увидите, возможно, неожиданно не очень привлекательное изображение привычно красивого портрета.

Если сложить портреты человека только из правых и только из левых частей, то получатся два разных лица. «Правое» сохраняет физиогномику лица, но при этом выглядит старше, а «левое» кажется более молодым, но теряет индивидуальность. Это хорошо видно на смонтированных фотографиях.

Каждый может при желании создать такие же варианты своих лиц. Для этого надо лишь напечатать фотографии с обычного и перевернутого негатива, разрезать их по вертикали, проходящей через середину носа, губ, подбородка, и соединить правое изображение с правым, а левое с левым. Затем можно попробовать составить описание особенностей характера по левостороннему, правостороннему и обычному портрету.

Правая сторона лица, как утверждает Саймон Браун в своей книге « », обычно более выразительна, чем левая, и представляет наши основные эмоции и точки зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Кроме того, она отражает черты родственников по женской линии. Левая сторона лица представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски, представляет ту личность, которой мы хотим казаться для других людей. Левосторонний образ отражает черты лица родственников по мужской линии.

На этой же основе разработан метод Автандила Николаевича Ануашвили (российский профессор, доктор технических наук, зав. лабораторией института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, 2003 г.). Он обнаружил, что лицо человека служит своеобразным фоном, отражающим развитие каждого из полушарий головного мозга. Как уже указывалось, каждое из полушарий головного мозга находит свое отражение на соответствующей стороне лица человека. И если одна сторона отражает спокойствие и уверенность, то вторая в то же самое время может выражать страхи, растерянность.

В жизни мы обычно не замечаем этих различий — воспринимаем лицо каждого человека в целом, не замечая множества отдельных деталей, нюансов. Профессором создана компьютерная программа, синтезирующая два отдельных портрета — из правых и из левых частей лица. Анализируя различия между полученными портретами, специалисты составляют личностную характеристику человека, определяют его психологический тип, состояние физического и психического здоровья. Это позволяет лучше понять внутренний мир человека, построить его «духовный» и «жизненный» портреты и на основе этого выдать рекомендации по творческим возможностям, профессиональной пригодности, возможным проблемам со здоровьем. Изначально метод создавался для помощи людям, страдающим психологическими расстройствами. Наблюдая и сравнивая свои «жизненный» и «духовный» портреты, пациент мысленно отмечает черты, которые ему не нравятся, и на уровне подсознания у него запускается механизм коррекции. Уже на следующем сеансе через какое-то время компьютер выдает портреты значительно более гармоничного и уравновешенного человека. Область применения метода постоянно расширяется. Программа помогает человеку лучше понять свои способности, подсказывает, в каких областях деятельности он сможет более полно проявить себя, добиться больших успехов. А.Н. Ануашвили рассказывает: «Восстановив связь между логикой и интуицией, человек обнаруживает в себе скрытые резервы. Прежде чем широко применять этот метод, я испытал его на себе, близких и коллегах. Мой сын в шестом классе был средним учеником, а после компьютерного психоанализа уже в 14 лет окончил среднюю школу, блестяще сдав экзамены за последующие классы, а сейчас готовится к поступлению в институт. У меня после сеансов компьютерной автокоррекции, к собственному изумлению, открылись музыкальные способности: сегодня я умею играть на музыкальных инструментах и даже сочиняю музыку...».
__________________________________________________________________