Куда обратиться если не дают льготные лекарства. Льготные лекарства. Какие лекарства выдают бесплатно




Министерство здравоохранения Московской области

Министру здравоохранения Московской области

Суслоновой Нине Владимировне

Адрес: 143407, Московская обл., г. Красногорск, б-р Строителей, 1

Территориальный орган Росздравнадзора по Москве и Московской области

Врио руководителя территориального органа
Павлюкову Дмитрию Юрьевичу

Адрес: 127206, Россия, г. Москва, ул. Вучетича, д. 12 А

Начальнику управления здравоохранения Одинцовского муниципального района Пенионжкевич Дарье Юрьевне .

Адрес: 143000, 127206, Россия, г. Москва, ул. Вучетича, д. 12 Московская область г. Одинцово. Ул. Маршала Бирюзова, д.9.

Прокурору Третьей прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Брагину Олегу Владимировичу

Адрес: 143090, Московская область, г. Краснознаменск. Победы, д. 7/1.

От ________________________________________________

(ФИО, АДРЕС, ТЕЛЕФОН)

(В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ

" О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации")

Я, Петрова Галина Фёдоровна, 1933 года рождения, ветеран ВОВ (копия документа прилагается), инвалид IIгруппы (копия документа прилагается), страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительный(копия документа прилагается), рак молочной железы, 2 стадия.

В качестве лечения была проведена хирургическая операция и химиотерапия в ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Для продолжения лечения были рекомендованы и также назначены онкологами ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» г. Москва лекарственные препарат герцептин (МНН трастузумаб). Указанный препарат для лечения мама получала, переносила его хорошо и прогрессирование заболевания не было, всего получила 10 инъекции, а нужно 17 (в течениие года) в результате образовавшегося динамического перерыва по осцинтографии от 16.11 2015 г. (копия документа прилагается), произошло прогрессирование заболевания (МТС в позвоночник) и врач назначила герцептин (МНН трастузумаб) и деносумаб(МНН пролиа), лапатиниб(тайверб) и капецитабин. К сожалению уже 2 месяца мне не могут выдать герцептин и деносумаб, несмотря на выписанный рецепт врачом поликлиники, утвержденный на ВВК, мотивируя отсутствием данного лекарства в М.О. Был послан дополнительный запрос на эти лекарства в Министерство здравохранения МО, однако - НИЧЕГО… Обращалась я и на горячую линию и все тот же ответ: «Ждите», а ведь эти лекарства нужно делать максимум через 28 дней, иначе опять нагрузочная доза. Таким безответственным отношением к здоровью они обрекают меня на преждевременную, мученическую смерть.

Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих в лечении, незаконными на основании следующего:

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ).

Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

Деносумаб в указанный стандарт не входит, но также должен предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

Статья 16 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

Во исполнение указного, пункт 2 статьи 81 Основ к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В Приложение 3 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты трастузумаб, деносумаб, лапатиниб.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что лица с онкозаболеваниями имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьи 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, я имею право на получение препаратов трастузумаб, деносумаб, лапатиниб как федеральный льготник на 2016 год.

Отсутствие финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не может служить законным основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях на лекарственное обеспечение пациента, со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи онкобольному, страдающему социально - значимым заболеванием (онкологией) и являющемуся и федеральным льготником.

Лекарственные препараты трастузумаб,деносумаб, лапатиниб имеет для моей мамы жизненно важное значение, неполучение которых в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

На основании вышеизложенного, прошу:

Принять меры к обеспечению меня Петровой Галины Федоровны, органами управления здравоохранением Московской области и подчиненных ему им структур препаратами трастузумаб, деносумаб, лапатиниб на весь курс рекомендованного лечения.

Приложение:

1. Копия удостоверения ветерана ВОВ;

2. Копия документа, подтверждающего инвалидность;

3. Копия консультации химиотерапевта ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации и назначение лечения;

Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

Вернемся к нашим баранам.

Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

В реале все по-другому.

И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

Добрый день.

1. Для получения льготных лекарств в аптеке необходимо выписать на них рецепт у участкового врача. Основанием для выписки рецепта является письменная рекомендация (выписка), полученная в специализированном медучреждении, где пациент наблюдается по своему основному заболеванию.
2. Участковый врач может отказать в выписке рецепта по причине отсутствия данного препарата в аптеке. Этот отказ является незаконным, т.к. даже если препарата нет в данный момент в аптеке, по получении рецепта аптека обязана в десятидневный срок закупить препарат, указанный в рецепте. Если рецепта нет – соответственно, аптека НИЧЕГО не обязана, и лекарства Вы не увидите никогда. Поэтому надо «напомнить» об этом участковому врачу и продолжать настаивать на выписке рецепта. 3. Если врач продолжает отказывать в выписке рецепта, потребовать так и записать в карточке: «рецепт не выписан ввиду отсутствия лекарства в аптеке». Такого он написать не может, поэтому либо выпишет рецепт, либо откажется записать в карточку, что его не выписал. В таком случае необходимо, чтобы врач ОБЯЗАТЕЛЬНО сделал запись в карточке о том, что пациент такого-то числа был на приеме и был осмотрен врачом таким-то (в этом он отказать не сможет).
4. Сразу по выходе из кабинета врача написать в 2 экземплярах жалобу на имя главврача поликлиники примерно такого содержания: «Главврачу такому-то от такого-то… Прошу объяснить, на каком основании терапевт такая-то отказалась выписать мне рецепт на лекарство (название), необходимое мне по жизненным показаниям. Считаю этот отказ незаконным на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.02.2007 г. N 110, Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890…
5. Один экземпляр письма отдать секретарю главврача, на втором экземпляре попросить секретаря поставить штамп.
6. Если секретарь отказывается принимать жалобу, нужно послать ее почтой – заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Опись дадут в двух экземплярах, один поместить в письмо, второй приклеить к копии жалобы, хранящейся у Вас дома. Туда же прикрепить квитанцию об оплате заказного письма и уведомление о вручении жалобы с подписью секретаря главврача. 7. В дальнейшем действовать в зависимости от реакции главврача. Он может предложить договориться устно, но необходимо настаивать на письменном ответе. После этого рецепт на лекарство обычно дают.
8. Если начинаются отписки (запрещают выписывать данное лекарство в Департаменте здравоохранения, в бюджете нет денег и проч.), то необходимо обращаться в прокуратуру, региональное Министерство здравоохранения, Росздравнадзор (можно в 3 этих места сразу). Послать туда КОПИИ (не оригиналы) всех документов (Ваша жалоба, почтовые документы – опись вложения, квитанция, вручение об уведомлении; ответы главврача). Если ответа главврача не было – смело можно жаловаться в прокуратуру. Обычно после жалобы в прокуратуру врачи сами звонят домой и спрашивают, когда Вам удобно прийти за рецептом.