Иерусалимская икона божией матери. «Иерусалимская» икона Божией Матери: в чем помогает




Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457-474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575-641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии - Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора .

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в храме Рождества Христова в Измайлове .

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:
- в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,
- в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),
- в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.


Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)
Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») - один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Тропарь
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши .

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Некоторые образы Божией Матери имеют очень древнюю историю, которая часто тесно переплетается с Российской. Такова «Иерусалимская» икона Божией Матери. Согласно преданию, автором ее был сам апостол Лука, следовательно, известен образ уже почти две тысячи лет.


История появления

Многим хочется знать, как на самом деле выглядела Божия Матерь, возможно, ее современники предугадали желание потомков. Евангелист Лука написал с Девы Марии несколько икон. Именно этот образ готовился для общины христиан в Иерусалиме, откуда он и усвоил свое название. Предание называет годом создания иконы 48 г. н. э. - прошло почти 15 лет после Вознесения, еще не было написано Евангелие, но история Церкви творилась.

Считается, что именно возле этой иконы преподобная Мария Египетская услышала призыв к покаянию. Множество других чудес сопровождало образ в течении веков. Иерусалимская святыня проделала долгий путь.

  • Перенесена в Константинополь (во время правления Льва Великого, 5 век). Во время нападения скифов весь народ молился перед Иерусалимской иконой Божией Матери, враги отступили.
  • Образ перенесли в главный Византийский храм (Влахернская церковь), там он оставался триста лет.
  • В 988 г. образ был подарен великому князю Владимиру, который перенес его в Корсунь, затем в Киев. Когда новгородцы тоже приняли крещение, образ перешел им в дар.
  • Во второй половине 16 в. Иван Грозный поместил Иерусалимскую икону в Успенский собор г. Москвы. Там она находилась до наполеоновского нашествия, во время которого исчезла.
    В Успенском храме икона располагалась в южной части иконостаса, затем в западной. В начале 18 в. ее обновили, сделали новый драгоценный оклад. На его полях находились апостолы и мученики. Возможно, оклад стал причиной, по которой святыню решили похитить.

Долгие годы считалось, что французы вывезли образ в Париж, однако на официальный запрос, сделанный в 70-х годах прошлого столетия, пришел ответ, что такой иконы в музеях Франции нет. Сегодня в Кремле находится список, в серебряном окладе. Он сделан, вероятно, во время обновления оригинала.


Отличительные черты

Иконографический тип иконы Божией Матери Иерусалимская описывается специалистами как «Путеводительница». По исполнению очень похож на Грузинскую, да и многие другие образы написаны подобно ему - , . Матерь Божия изображена по пояс, поддерживает Сына правой рукой (он может находиться и с другой стороны в прочих вариантах «Одигитрии»).

Богомладенец корпусом и ликом обращен к Матери, голова поднята. В левой руке Он держит знак ведения, знания (свиток), правая поднята в благословении. Сложение пальцев - двуперстное. Лицо Божией Матери направлено к Сыну, голова склонена, рука прижата к груди. Этот безмолвный диалог на Иерусалимской иконе имеет глубокое богословское значение.

На иконах изображаются жесты и позы, таящие не буквальный, а духовный смысл. Господь поворачивает лицо к Матери в знак своей любви, внимания к ней. Единение Бога и человека в полной мере представлено здесь, в виде Христа и Марии. Полностью усвоив от нее человеческую природу, Он остался и Богом, одним из лиц Святой Троицы.

Великий Бог смирил Себя настолько, что явился как обычный слабый младенец, полностью зависящий от земной женщины. А сама она стала проводником в мир людей, при этом сумев показать все лучшие человеческие качества. Прижатая рука на образном языке иконописи означает глубокое сопереживание - разве может мать не чувствовать всю боль, которая достается на долю Сына?

Ее душа была пронзена множеством мечей в тот день, когда Он умирал на кресте. Но терпение и смирение позволили Деве Марии с достоинством пройти свой путь. Это она предлагает сделать каждому, потому что в конце ждет достойная награда - вечность со Христом. Все это подготовленный зритель может понять лишь по одному жесту.

Есть несколько видов Иерусалимской иконы:

  • С изображениями на полях - это могут быть апостолы, мученики. Они не являются частью композиции, как бы парят слева и справа
  • С предстоящими святыми - праведные родители Св. Марии, Иоаким и Анна.

Чудеса Иерусалимской иконы Божией Матери

За многие столетия существования, образ прославился различными чудесными явлениями. В чем она помогала верующим? По молитвам у иконы Божией Матери «Иерусалимская» были остановлены две страшные эпидемии - чумы (1771 г.) и холеры (1866 г.). Тогда икона находилась в Москве. Сами жители просили о возможности совершить молебны около святыни. Тогда ее пронесли по разным селам (Коломенское, Сабурово и др.). По окончании процессии эпидемия прекратилась.

Почитаемые списки

Оригинальную икону не удалось сохранить, но в России осталось несколько чтимых списков, тоже довольно древних, хотя и намного «моложе» того образа, что был написан евангелистом. Одной из святынь обладает храм Рождества в Измайлове. Сначала икона находилась в царской усадьбе - как будто предвидя потерю, государи вовремя велели делать копии чудотворного Иерусалимского образа.

Список большого размера, поэтому тяжелый - его с трудом могут поднять 8 человек. По сторонам композиции - апостолы и мученики. Измайловская икона отличается тем, что персты Спасителя сложены по-другому. В храме еженедельно поется акафист в память о чудесах, которые были вымолены жителями Москвы у Царицы Небесной.

Чтимые списки находятся также и в других храмах:

  • г. Бронницы, Новый Иерусалим (Московская область);
  • Церковь Живоначатльной Троицы (Москва);
  • Церковь Воскресения Христова (Москва);
  • в Афонском Пателеимоновском монастыре.

Российские храмы во имя иконы

Почитание Богородицы на земле русской таково, что во имя ее святых икон выстроено множество церквей. Одна из красивейших архитектурных достопримечательностей Москвы - храм Иерусалимской иконы, работы архитектора С. Воскресенского. Приходу был выделен участок земли, но церковь строилась частями, на пожертвования горожан. Полностью работа была закончена в 1915 г.

Вместительный храм отличал не только прекрасный устремленный вверх купол, но и оригинальный высокий иконостас. Новая власть, однако, не нуждалась в церкви, ее решено было реконструировать под фабрику. В 50-е здесь располагался завод. Только в 1996 г. историческое здание вернули Церкви, храм за Покровской заставой стал Патриаршим подворьем. Также здесь находится представительство Иерусалимского женского монастыря, ведется благотворительная деятельность.

На святой земле, возле Гефсиманского сада, где прошли последние свободные часы земной жизни Спасителя, находится Гефсиманская Иерусалимская икона Богородицы. Именно здесь пребывало тело Царицы Небесной после ее успения. Гроб Божией Матери расположен в небольшой пещере, где теперь православная часовня. Туда ведет очень узкий проход. Чудотворный образ находится под позолоченной ризой, в массивном каменном киоте. Возле него неутомимые монахи регулярно возносят молитвы.

Молятся у Иерусалимской иконы Божией Матери о том, о чем больше всего болит душа. Пресвятая Дева может совершить много чудес:

  • Защищает дом (не только в узком значении, но и родное государство) от нападений врагов, бандитов.
  • Уберегает от стихии.
  • Сохраняет достаток и мир в семье.
  • Исцеляет различные болезни, в том числе те, которые не поддаются лечению современными медикаментами. Известны случаи прозрения, выздоровления от паралича.

Только для чуда недостаточно наличия иконы. Необходимо иметь твердую веру, воспитать ее в себе при желании может каждый. Тогда любая икона сможет стать «окном в другой мир», будет приносить радость общения с Господом.

Молитвы Иерусалимской иконе Божией Матери

Тропарь

Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенна я Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя.

Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась?

В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет).

В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

Летом 2001 года монахиня Екатерина (Чайникова) была назначена настоятельницей Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря. Вникая в дела обители, она узнала, что чудотворную икону Божией Матери Иерусалимская возвратили в монастырь настоятель и прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы из села Большое Мячково еще в 1993 году. Рассказывали также, что ее чудом удалось сохранить в годы советской власти. Кто участвовал в этом чуде, матушка Екатерина узнала чуть позже. А тогда она, новая настоятельница, увидела разрушенный Иерусалимский храм. Главная его святыня – чудотворный образ – стояла в коридоре настоятельского корпуса… Первое, что матушка Екатерина с сестрами стала делать по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, это реставрация Иерусалимского храма. Так хотелось, чтобы святыня скорее заняла свое место – там, где она была прежде!

Вот что рассказала сама игумения Екатерина:

– Средства на реставрацию требовались огромные. Но Святейший Патриарх Алексий сумел привлечь различные реставрационные фонды, и 25 октября 2001 года состоялось великое освящение храма. Я даже тогда пошутила на эту тему, когда мне дали приветственное слово. Сказала: «Ваше Святейшество, вот губернаторы или главы администрации отчитываются о своих первых 100 днях на новом посту. Мы тоже можем отчитаться и сообщить, что храм Иерусалимской иконы Божией Матери был восстановлен за 95 дней». Святейший Патриарх Алексий, добрый и милостивый, все понимал, и эту мою шутку он принял благосклонно. Конечно, трудиться многим пришлось днями и ночами. Иногда встреча с архитекторами назначалась, например, на два часа ночи, чтобы не торопясь, в тишине можно было детально обговорить, какой иконостас успеем сделать за двадцать дней. И ночью же рисовали наброски, эскизы, помня слова Его Святейшества, что временный иконостас он не будет освящать – только постоянный. Казалось, задача очень непростая, но к празднику в честь Иерусалимской иконы Божией Матери все было готово.

Видя столь ревностные труды настоятельницы и сестер по возрождению обители, к матушке Екатерине обратилась прихожанка довольно преклонного возраста – Зинаида Ильинична. Пришла на прием. Пожилая женщина сильно переживала, что уйдет из этой жизни и вместе с ней уйдет история о том, как удалось спасти чудотворную икону, когда в годы Великой Отечественной войны пришел приказ монастырские здания подготовить под госпиталь – очистить от того, что в них находится, и поступила команда комиссара: «Все бросить в костер!» Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа. А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки. Зинаида Ильинична в молодости работала в санатории ВЦСП, в который переоборудовали монастырь. Была истопником. Старший истопник (как все ее звали, баба Настя) однажды сказала: «Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!» Она беззаботно ответила: «Доска и доска. Что в ней такого?» – «Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери».

Зинаида Ильинична сказала матушке, что теперь она каждый день приходит в храм, чтобы поклониться Царице Небесной и испросить у Нее прощение за то, что в молодости вольно или невольно топтала лик Божией Матери кирзовыми сапогами.

– И правда, она прожила долгую жизнь, 93 года, – продолжила игумения Екатерина, – при этом почти до самой кончины каждый день приходила на службу. Войдя в храм, клала земной поклон перед образом Царицы Небесной.

…Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками: «И меня вместе с ней туда бросьте!» По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню. Комиссар сказал: «Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону». Баба Настя тут же позвала свою сноху, внучонка. И, по рассказу Зинаиды Ильиничны, они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино, спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукина, за Москвой-рекой. Тайком, ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет… Все это рассказала матушке Екатерине прихожанка Зинаида Ильинична.

А если углубиться в раннюю историю местночтимого образа, то надо сказать, что его благословил сестрам Флоро-Лаврской общины святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. На тот момент община, имевшая статус женской богадельни, находилась в селе Старый Ям, где сестрам было очень тесно. Они обратились к владыке Филарету с просьбой помочь им решить вопрос с помещениями. Митрополит приехал, познакомился с их жизнью и сказал, что это не богадельня, это – монастырь! Потому как уже тогда женщины, жившие в этой богадельне, вычитывали правила, совершали богослужебный круг подобно монастырскому, но не имели право совершать постриги. В 1870 году община переезжает в село Лукино, однако статус монастыря и благословение Священного Синода о переименовании ее во второклассный Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь она получает в 1887 году, уже после смерти святителя. Иерусалимский – по наименованию иконы, а Крестовоздвиженский – по наименованию первого храма, который был в имении помещицы Головиной. Александра Петровна Головина похоронила мужа, похоронила трех своих детей и, приближаясь к вечности, хотела, чтобы в ее храме-часовне Воздвижения Креста Господня ежедневно совершалась служба с поминовением близких усопших. Результатом бесед с митрополитом Филаретом стало то, что помещица передала сестрам женской общины свое имение. После того, как Александра Петровна подписала все документы, сестры пришли ее поблагодарить за столь великий дар и застали последние минуты жизни благодетельницы… Сегодня чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери находится в северном приделе восстановленного храма. Этот придел, по свидетельствам историков, был устроен специально для образа Божией Матери, которым митрополит Филарет благословил сестер на создание обители.

– Величайшим чудом я считаю то обстоятельство, что Матерь Божия столько лет была в поругании, в унижении – ее святой образ топтали ногами, но после его спасения Милостивая Заступница продолжает помогать людям, – заметила игумения Екатерина. – Это Божие милосердие не поддается никакому человеческому осмыслению. Можно только благодарить Спасителя за Его милость и благодеяния, посылаемые Им каждому из нас.

И благодарят Иисуса Христа, Который по молитвам Его Пречистой Матери помогает укрепить силы, духовные и телесные, многие прихожане монастыря и родители, приезжающие со своими ребятишками в Российский реабилитационный центр «Детство», что находится рядом. Как-то матушке-настоятельнице пришло письмо от родителей из другой области, написавших, что они были со своим ребенком в этом центре и во время курса лечения посещали монастырский храм, где молились перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери. А по возвращении домой случилось чудо: их малыш, совсем не ходивший, начал резво вставать на пяточки! Матушка Екатерина точно не знает, тот ли это случай или нет, но ей припомнилось, как однажды во время службы в церкви какой-то ребенок из реабилитационного центра вдруг пополз на коленочках к иконе. Мама пыталась удержать сынишку, но матушка подошла к ней и тихонько сказала, что не надо этого делать. Пусть мамочка только смотрит за тем, чтобы малыш не перевернул подсвечник, не ударился, а так пускай он к святыне доберется самостоятельно. И он подполз и попытался своими ручками достать до образа. Читать письмо обрадованных, воодушевленных надеждой родителей было радостно. Как и другое – от бабушки одной девочки. Она сообщала игумении, что по молитвам перед чудотворным образом Иерусалимской Божией Матери в монастыре у ее внучки Машеньки вскоре исчезло со щеки большое красное пятно на лице неизвестного происхождения, которое медики не брались лечить и потом никак не могли взять в толк, как оно вдруг взяло и пропало!

А одна знакомая матушки-настоятельницы по имени Людмила поведала ей, что она почувствовала сразу же после того, как опустилась на колени перед чудотворным образом в Крестовоздвиженской обители. У Людмилы очень сильно болели ноги. И она предупредила своего мужа, что сейчас встанет на колени перед иконой, помолится, а он пусть поможет ей подняться. Женщина, по ее рассказу, не просила помощи, не просила исцеления, только тихо произнесла: «Матерь Божия, прости меня, ведь я такая грешная, такая грешная!» И незаметно для себя встала с колен без помощи мужа. Также не заметила, как села в машину. Прежде она садилась в автомобиль, затем руками ставила туда одну ногу, вторую – такие у нее были проблемы со здоровьем. Но в этот раз спокойно так села! Приехав домой, она свободно вышла из машины, что прежде давалось ей с трудом. Увидев удивленный взгляд своего мужа, Людмила поняла: произошло чудо. Вначале эту историю она поведала своему духовнику и спросила, может ли рассказать обо всем матушке-игумении монастыря. Получив благословение, приехала через две недели в обитель и рассказала. Что было дальше? Год или чуть более Людмила ходила, забыв про боль в ногах, потом они снова о себе напомнили.

– Понимаете, Господь нам показывает, что есть чудо, но и вспомним Его слова, которые мы читаем в Евангелии от Иоанна: «Иди и больше не греши». Однако мы люди грешные, впадаем в какой-то соблазн, искушение. Хорошо, если спохватываемся, каемся и встаем на путь исправления. А если грех побеждает нашу природу, то неудивительно, что человека одолевает не только духовная слабость, но и слабость физическая, физические немощи, – продолжила матушка Екатерина.

Она рассказала и об удивительной истории, связанной с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья – представительстве Крестовоздвиженского ставропигиального женского монастыря в селе Лукине. Когда в этом храме, переданном Русской Православной Церкви, начали служить молебны, читать акафисты, то остро встал вопрос, где взять образ Иерусалимской Божией Матери. Матушка Екатерина написала письмо своей сестре, подвизающейся в Горненском женском монастыре в Иерусалиме. Но так как письмо шло долго, пока суть да дело, она отправилась в Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь в село Лукино к настоятельнице – монахине Фомаиде. Приехала, рассказала о восстанавливающемся храме в столице и попросила иконку и акафист. Матушка Фамаида ответила, что копии с местночтимого образа у нее нет, а есть только маленькая открытка с образом Иерусалимской Божией Матери. Эту открыточку и один акафист Пресвятой Богородице монахиня Фомаида отдала (пути Господни неисповедимы!), как оказалось, будущей игумении этой сельской обители.

А дальше… Дальше случилось еще одно чудо, свидетельницей которого стал матушка Екатерина. В одном из близлежащих к храму домов жила женщина, которая прежде была регентом в храме на Таганке, и батюшка благословил ее взять для келейного пользования икону Иерусалимской Божией Матери. Это был подарок благочестивой женщине. Та икону взяла, молилась перед ней, не ведая, что неподалеку открылась церковь, потому что еще на воротах оставались пятиконечные звезды, и местные жители знали: тут был закрытый завод, затем – коммерческая организация. И вот однажды, молясь перед иконой, женщина, по ее рассказу, услышала словно бы внутреннее внушение: «Отнеси икону в храм!» Она мысленно подумала: «Икона моя, я получила на нее благословение и почему теперь должна куда-то ее нести?» Второе внушение она услышала и тоже проигнорировала. А в третий раз, услышав грозный голос: «Отнеси икону в храм!» – и строптиво подумав: «Да никуда я ее не понесу», – увидела, что стены панельного дома затряслись как при землетрясении: затряслись все иконы в келье. И женщина в страхе закричала: «Господи, отнесу, отнесу. Куда нести, не знаю, но отнесу!» Разузнав, где находится только что открывшийся храм, женщина договорилась со своими подругами, друзьям, что они понесут икону все вместе. Собрались, зажгли свечи и с пением «Богородице Дево, радуйся…» пошли по улице. А в храме икона замироточила.
– Причем принесли они икону накануне праздника Сретения Господня, – сообщила игумения Екатерина, – а храм закрыли как раз на Сретение – в 1935 году. То есть Матерь Божия явила нам великую милость мироточением Своего образа. И такое благоухание исходило от миро, что словами его описать нельзя. Мироточение было обильное. Когда здесь стали разбирать офисные кабинеты, оставшиеся в храме после банка, то убирали икону в какую-то комнатку, чтобы можно было в течение недели заниматься строительными работами. Только представьте: уже на подходе к двери той комнаты чувствовалось благоухание, в котором множество дивных ароматов соединились в один. Какое благоговение мы при этом испытывали! Все внутри трепетало.

Настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря и настоятельница Патриаршего подворья храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой игумения Екатерина, по ее словам, пока у нее силы есть, старается побывать на престольном празднике и на подворье, и в обители. Где-то она – на Всенощной, где-то – на Божественной литургии. Ей особенно приятно видеть в этот день множество верующих, пришедших или приехавших из разных уголков Подмосковья на престольный праздник. Когда-то в дореволюционной России это был большой праздник, отмеченный в календаре. Теперь – обычный, будничный день. (К счастью, нынче он выпал на субботу). Но для людей, почитающих Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы, это по-прежнему великий праздник, и они стараются в этот день вознести свои горячие молитвы перед образом, пришедшим на Святую Русь вместе с принятием христианства. Многие приезжают с ребятишками…

Одной из самых известных и наиболее почитаемых икон является Иерусалимская икона Божией Матери. На образе запечатлен прижизненный Лик Богородицы, и в точности воплощены черты Ее лица. Матушка помогает верующему люду абсолютно во всем: будь то любовные или семейные отношения, тяжкие недуги, катастрофы.

Изначально этот образ был призван оберегать Иерусалимскую общину. Он считается чудотворным, чему есть множество подтверждений в церковных архивных книгах. Празднование образа совершается ежегодно 25 октября.

История священного образа

Икона была создана по прошествии 15 лет по Вознесению Христа на Небо . К тому времени христианская община в Иерусалиме была полностью сформирована, поэтому Иерусалимский Лик предназначался именно для нее.

О Святой Земле:

По своей типологии он имеет сильное сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы. А согласно Преданию, Мария Египетская , находившаяся в мольбе у этой иконы, неожиданно услышала величественный глас, повелевающий ей оставить греховную, неправедную жизнь и оставшиеся годы земного жития посвятить служению Богу.

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

Ранее неподалеку от Золотых Константинопольских врат существовала раскидистая роща. Она считалась священной и носила имя Богородицы. Посреди рощи бил святой источник. Но со временем роща разрослась и загустела, а родник затерялся среди зеленых и густых зарослей и почти иссяк.

Но в это время Лев I, будучи простым солдатом царской армии, прогуливался по роще и неожиданно повстречал путника. Тот был стар, обессилен и совсем слеп. В душе воина горело желание помочь человеку, но он не знал, как это сделать. Тут он услышал ласковый женский голос, который подсказал ему местонахождение источника и объяснил, что нужно предпринять.

Вскоре Лев I исполнил свое обещание: очистил родник, построил храм Пигии и перевез в его стены иконы Иерусалимской Богородицы.

Историческое путешествие иконы

Во времена правления императора Ираклина скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Вокруг чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери собрались в пламенной молитве практически все горожане.

Царица Небесная услышала клич верных и умолила Сына Своего избавить город от нападения. После этого события икона была перевезена во Влахернскую церковь. Здесь она почивала три года.

В 988 году Лев Мудрый, император, перевез ее в Корсунь, который позже был завоеван князем Владимиром . Ему была подарена Иерусалимская икона, он же ее перевез в град Киев, где она пробыла совсем недолго. Князь Владимир передал ее в собор святой Софии в Новгороде , где она покоилась целых 4 столетия.

Позже, в 1571 году, Иоанн Грозный пожелал перевезти образ в московский Успенский собор . Но военные события 1812 года негативно сказались на столице: город был разрушен и разграблен, множество реликвий было вывезено за границу. В их числе оказалась Иерусалимская икона Божией Матери.

С тех пор и по сей день она находится во Франции.

Иерусалимская Богоматерь

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская , Казанская , Споручница грешных . Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека.

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы . Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда - вечность со Христом.

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Помощь с Небес

Молитва перед Иерусалимской иконой Богоматери поможет:

  • получить выздоровление от недугов, даже самых тяжелых;
  • защитит от неприятностей в дороге, в путешествии;
  • предотвратит стихийные бедствия;
  • оградит дом от посягательства воров;
  • утешит в скорби и унынии;
  • поможет отчаявшимся женщинам обрести радость материнства;
  • воссоединит семью, находящуюся на грани развода.

О чем еще молятся Богородице:

  • потребности должны быть земными: дарование любви, надежды, смирения, веры, духовной мудрости;
  • негоже просить о богатстве, славе и возмездии;
  • молиться можно не только за себя, но и за родных, близких людей, важно в молитве упомянуть их имена.
  • В церкви можно заказать водосвятный молебен с акафистом пред иконой Божией Матери Иерусалимская. По окончании молебна прихожанам раздается освященная вода . Принимать ее нужно по утрам натощак с молитвой.

    Совет! Для того чтобы чудо, испрашиваемое в молитвах, свершилось, необходима твердая вера во Христа, непреложное следование Его заповедям, житие по церковным канонам, частая исповедь, причастие. И тогда Матерь Божия обязательно услышит мольбы и непременно поможет.

    Посмотрите видео об Иерусалимской иконе Божией матери