Глубоководные бомбы. «Глубинная бомба» – семейство взрывных коктейлей с пивом. Принцип действия и виды глубинных бомб




Завсегдатаи грандиозных вечеринок и других увеселительных мероприятий зачастую отдают свое предпочтение эффектному и вызывающему круговорот положительных эмоций коктейлю Глубинная бомба, или, как его еще называют, Глубоководная бомба. Уникальность этого напитка заключается в том, что в процессе дегустации «глубинная бомба» умудряется «взорваться» трижды: первый раз во время изготовления, второй – во рту при дегустации, третий – в черепной коробке.

Используемые составляющие подобного микса вызывают в организме бурю эмоций, которые превращаются в бурлящий круговорот, мгновенно обеспечивающий праздничное настроение. Приглашаю рассмотреть несколько рецептов столь удивительного алкогольного напитка, который восхищает не только особым любопытным вкусом, но и невероятно эффектной подачей.

Подобный микс без сомнения придется по вкусу потребителям, которые не против опрокинуть пару бокальчиков пива и желающим усилить эффект от его употребления. В результате смешивания различающихся по крепости напитков вы быстро поднимете себе настроение и сможете прочувствовать необычное захватывающее ощущение, когда взрывная волна проходит сквозь вас и оставляет лишь приятные эмоции. Уже после первого глотка этого бомбового микса вы почувствуете непередаваемый привкус сладковатого пива, который сложно описать словами, но возможно ощутить в реальной жизни.

Список компонентов

Процесс приготовления

  1. В первую очередь заполняем пивной стакан охлажденным светлым пивом.
  2. Берем небольшую рюмку и наполняем ее золотой текилой.
  3. Аккуратно опускаем рюмку с крепким спиртным в бокал с пивом.
  4. При помощи барной ложечки или ножа с толстым лезвием аккуратно по стеночке стопки добавляем ликер Блю Кюрасао.
  5. Далее создаем следующий слой из Куантро, а поверх него укладываем слой клубничного ликера.
  6. Выпиваем напиток большими глотками или, если хватит сил и возможностей, залпом.

Упрощенный вариант

Представленная версия коктейля Глубинная бомба по нраву тем, кто не жалует сладкие добавки, но уважает нестандартные смешивания классических спиртных напитков. Поскольку данный рецепт не включает в свой состав ингредиентов, которые могут разбавить высокий градус крепкого спиртного, бдительно следите за количеством выпитого, в противном случае уже после второй взрывной порции вы не сможете отвечать за собственные действия.

Список компонентов

Процесс приготовления

  1. Большой бокал с широким горлышком наполняем охлажденным светлым пивом.
  2. Небольшую рюмку заполняем ледяной текилой.
  3. Берем рюмку с содержимым за края и аккуратно опускаем на дно бокала с пивом.
  4. Делаем большой вдох и на втором вдохе выпиваем микс залпом. Не делайте слишком резких движений, иначе рюмка может ударить по зубам.

Женская версия

Предприимчивые бармены разработали особую версию коктейля Глубинная бомба, которая придется по нраву представительницам прекрасного пола. Напиток обладает очаровательной волшебной ноткой и дарит сладкое длительное послевкусие.

Список компонентов

Процесс приготовления

  1. Небольшую рюмку, объемом не более 60 мл, наполняем гренадином.
  2. При помощи лезвия ножа создаем второй слой микса, добавляя Блю Кюрасао.
  3. Затем создаем третий слой из апельсинового прозрачного спиртного.
  4. Пивной бокал наполняем светлым пивом и добавляем в него лимонный сок.
  5. Затем аккуратно опускаем в пивную смесь рюмку с приготовленным сладким миксом.
  6. Наблюдаем за красивым шлейфом, а после выпиваем напиток большими глотками.

Мужская версия

Представителям сильной половины общества непременно придется по душе отечественный вариант коктейля Глубинная бомба. Эффект от смешивания хмельного напитка с крепким алкоголем не заставит себя долго ждать, и желаемое веселое настроение будет обеспечено уже через несколько минут.

Список компонентов

Процесс приготовления

  1. Рюмку наполняем качественной водкой и отправляем ее в микроволновку где-то на 10 секунд.
  2. Тем временем заливаем в пивной бокал холодное светлое пиво и солим его.
  3. Вынимаем рюмку с крепким алкоголем из микроволновки и поджигаем водку.
  4. Считаем до десяти и бросаем стопку с содержимым в бокал с хмельным напитком.
  5. Выпиваем алкоголь на одном дыхании, залпом.

Рецепт коктейля Ирландская автомобильная бомба

Как ни странно, но пикантность данного микса заключается в том, что его достаточно рискованно заказывать в ирландских барах. Среди местных жителей данный алкогольный напиток ассоциируется с реальными бомбами, которые закладывались в автомобили во времена конфликтов в Северной Ирландии. Американцы же называют данный коктейль ирландским лишь по той причине, что в его составе используются исключительно ирландские крепкие напитки.

Список компонентов

Процесс приготовления

  1. Пивной стакан заполняем холодным ирландским пивом Гиннес.
  2. Стандартную стопку до половины наполняем ирландским виски Джемисон.
  3. Вторую часть рюмки заполняем Бейлисом.
  4. После опускаем рюмку с содержимым на дно пивного бокала.
  5. Сразу же выпиваем коктейль залпом, не дожидаясь, пока напитки смешаются. В противном случае по истечении нескольких секунд после смешивания Бейлис свернется, и пить коктейль станет затруднительно.

Видеорецепты приготовления коктейля Глубинная бомба

Глубинная бомба является уникальным коктейлем, который позволяет не только импровизировать с его составляющими, но и изменять способы подачи. Чтобы лучше разобраться в возможностях, которые предлагает данный напиток, советую просмотреть несколько видеороликов, на которых профессиональные бармены представят собственные вариации приготовления.

На представленном ролике вы сможете увидеть весь процесс приготовления столь оригинального коктейля, как Глубинная бомба. Мастер продемонстрирует пошаговую инструкцию и даст много полезных советов.

Здесь мастер своего дела представит вам свою версию «Ирландской автомобильной бомбы». После изготовления напитка дегустатор продегустирует готовое горячительное и поделится собственными выводами относительно его качеств.

Опытный бармен покажет, как в домашних условиях можно приготовить данный взрывоопасный коктейль, и представит вам свои пропорции и используемые ингредиенты.

Полезная информация

Барное искусство славится тем, что позволяет людям открыть в себе новые таланты и собственными руками сотворить чудесные напитки, которые украсят и обогатят любую вечеринку или любое другое увеселительное мероприятие, улучшив собравшимся настроение одним лишь своим изумительным видом.

  • Если вы решили повысить свои навыки в создании вкусных миксов, советую изучить перечень —коктейлей с апельсиновым соком—.
  • Также предлагаю ознакомиться с возможностями, которые предоставят дегустатору —коктейли с ликером—.
  • Если вы новичок и не знаете, с чего начать свое обучение барному делу, попробуйте с самых элементарных в приготовлении и очень вкусных —коктейлей с колой—, которые не потребуют от вас дорогостоящих составляющих.
  • Если есть желание скрасить утро дорогого вам человека, то изучите любопытные смеси , которые непременно произведут благоприятное впечатление и наполнят жизненной энергией на весь день.

В зависимости от вашей фантазии и желания можно легко изменить характер и вкусовые качества микса Глубинная бомба. Однако не забывайте, что какие бы комбинации вы ни использовали, смешивание жидкостей различной крепости практически всегда вызывает у потребителя реальный эффект действия замедленной бомбы. Напишите в комментариях о том, какая из версий данного коктейля вам больше всего понравилась, и сообщите, почему. Также буду очень признательна за новые идеи и успешные комбинации при изготовлении «Глубинной бомбы». Спасибо за потраченное время и удачи в ваших экспериментах!

Глубинная бомба – это разновидность оружия военно-морского флота, предназначенная для поражения подводных лодок противника, находящихся в боевом (погруженном) состоянии. Это тип боеприпаса представляет собой снаряд, состоящий из прочного металлического корпуса с мощным зарядом взрывчатого вещества внутри. Детонацию вызывает взрыватель, который может срабатывать под действием разных факторов: контактный – активируется после удара боеприпаса о корпус подлодки, неконтактный – на некотором удалении от него, а есть такие, что срабатывают на определенной глубине. На некоторые боеприпасы устанавливаются сразу несколько взрывателей. Кроме обычных, существуют также и ядерные глубинные бомбы, которые имеют значительную разрушительную силу.

В качестве носителей, с которых применяются эти боеприпасы, могут быть использованы надводные корабли, самолеты и вертолеты.

Этот тип боеприпаса появился в самом начале Первой мировой войны, его придумали англичане. Ранние глубинные бомбы имели крайне примитивную конструкцию, их просто сбрасывали по ходу движения корабля, но уже в период Второй мировой войны для бомбометания стали широко использовать различные приспособления, которые получили название бомбометов. После войны на вооружении военно-морских сил разных стран появились реактивные бомбометы, которые широко используются и в наши дни.

История создания глубинных бомб

Появление первых боевых подводных лодок наводило настоящий ужас на моряков. Как можно сражаться с врагом, которого даже невозможно увидеть? Это оружие считали подлым и негуманным, пытались даже запрещать его, но, правда, без особого успеха. Стремительное развитие подводного флота привело к тому, что уже к началу Первой мировой войны субмарины из диковинки превратились в грозное оружие, на счету которого сотни потопленных судов. Появление этого класса боевых кораблей можно назвать настоящей революцией в военно-морском деле. Флотоводцам пришлось крепко задуматься над тем, как противостоять новой угрозе, исходящей из морских глубин. Для этого нужно было придумывать новые тактические приемы и инструменты для обнаружения невидимого врага, но самое главное – требовалось создать новое оружие, способное поражать противника, укрытого многометровой толщей воды.

И после нескольких не слишком удачных попыток оно было создано. В 1914 году на вооружение британского Royal Navy был принят новый тип боеприпасов – глубинные бомбы.

Любопытно, что еще в Первую мировую войну для борьбы с подводными лодками использовали так называемые ныряющие снаряды. Ими стреляли из обычных корабельных орудий, а от стандартных боеприпасов они отличались вогнутой или плоской формой головной части и специальным взрывателем, который вызывал детонацию с определенным замедлением. Форма снаряда не позволяла ему рикошетить от поверхности воды, а замедление приводило к тому, что взрыв происходил на глубине 10-15 метров. Инструкции того времени предписывали открывать огонь ныряющими снарядами сразу после обнаружения перископа подводной лодки… В принципе, подобная тактика могла быть эффективной, но проблема была в том, что артиллерийский снаряд по сравнению с глубинной бомбой несет довольно небольшое количество взрывчатого вещества. Поэтому нанести им серьезный ущерб субмарине сложно.

Уже к концу Первой мировой войны глубинные бомбы стали основным средством противолодочной обороны. Совершенствование этого оружия продолжалось и после ее окончания.

В Советском Союзе на глубинные бомбы долгое время практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов в эксплуатацию были приняты две бомбы, они получили обозначения ББ-1 и БМ-1. По сути, они представляли собой обычные бочки, заполненные тротилом. Взрыватель с часовым механизмом теоретически позволял поражать подводные лодки на глубине до 100 метров, что, конечно же, было недостаточно. Эти глубинные бомбы просто сбрасывались с кормы или бортов корабля. Не слишком удачная форма этих боеприпасов определяла низкую скорость погружения, что серьезно сказывалось на эффективности бомбометания. В 1940 году был разработан первые отечественный бомбомет БМБ-1. Он «стрелял» бомбами ББ-1, к которым крепили специальный стержень. Несмотря на его появление, на протяжении всей войны бомбы чаще сбрасывали традиционным методом, с наклонных направляющих с кормы или борта корабля.

Война очень быстро показала слабую эффективность этих боеприпасов. Подлодки того времени активно использовали глубины погружения более 150 метров, на которых советские бомбы были бесполезны. Поэтому наши моряки в основном использовали боеприпасы, которые СССР получал по ленд-лизу. Хотя, следует отметить, что самые современные глубинные бомбы союзники нам не поставляли.

В 1951 году на вооружение ВМФ СССР был принят бесшточный бомбомет БМБ-2, который мог стрелять бомбами ББ-1 безо всяких изменений в ее конструкции. Он представлял собой мортиру с калибром ствола 433 мм и мог вести огонь на дистанции в 40, 80 и 100 метров. Дальность стрельбы определялась углами возвышения орудия.

Бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 имели один серьезный недостаток – довольно низкую скорострельность, которая значительно снижала вероятность поражения противника. Поэтому в 1949 году был создан бомбомет МБУ-200. Основным элементом этого оружия был набор стрежней-направляющих (24 штуки), на которые надевались глубинные бомбы Б-30, разработанные специально для этого бомбомета. Каждый из подобных боеприпасов нес 20-кг заряд взрывчатого вещества и метательный заряд в хвостовой части. Дальность стрельбы составляла 200 метров. Этот бомбомет позволял буквально засеять бомбами определенный район моря.

В 1945 году был создан первый советский реактивный бомбомет РБУ. Реактивная глубинная бомба (РГБ), которую он использовал, представляла собой все ту же БМ-1 с хвостовым блоком, в котором находился двигатель и стабилизатор. Только в 1953 году РБУ получил новый боеприпас.

В последующие годы развитие данного вида вооружения шло путем совершенствования конструкции бомбометов, а также повышения эффективности глубинных бомб. Оружейники работали над совершенствованием форм боеприпасов, увеличивали их мощность, оснащали новыми типами взрывателей. В настоящее время на вооружении ВМС РФ находятся комплексы «Удав-1М», а также РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3». Однако в целом следует отметить, что бомбометы и глубинные бомбы постепенно уходят в прошлое, замещаясь более точным оружием, таким как, например, управляемые торпеды или ракетоторпеды.

На чем основано действие глубинной бомбы

Как же «работает» этот боеприпас? Действие глубинной бомбы основано на том, что вода, впрочем, как и другие жидкости, практически не сжимается, а, значит, взрывная волна распространяется в ней гораздо лучше, чем в воздухе. Сила любого наземного взрыва довольно быстро затухает, воздух, словно, поглощает ее. В воде взрыв создает область высокого давления, которая эффективно разрушает объекты даже на значительном расстоянии от эпицентра. Поэтому, чтобы нанести серьезные повреждения подводной лодке совсем необязательно нужно прямое попадание, взрыв глубинной бомбы даже на некотором расстоянии от ее корпуса может оказаться фатальным для субмарины.

Радиус поражения зависит от количества взрывчатого вещества, находящегося в боеприпасе (калибра). Наиболее мощными, конечно же, являются ядерные глубинные бомбы, которые способны уничтожить подводный корабль на дистанциях в тысячи метров.

При этом следует понимать, что глубинные бомбы – это оружие крайне неточное. Для уничтожения подводной лодки необходимо несколько сотен подобных боеприпасов.

Особенности конструкции и применения глубинных бомб

Первые глубинные бомбы представляли собой обычные бочки, заполненные взрывчатым веществом. Бочкообразная форма еще долгие годы была основной для этого типа боеприпаса. Конечно, она является весьма удобной при обычном сбрасывании с кормы или борта корабля, но эффективность подобных глубинных бомб невысока. Все дело в том, что подобная форма гидродинамически несовершенна. Она не только обуславливает низкую скорость погружения боеприпаса, но и заставляет его совершать в воде сложные «кульбиты». А если глубинные бомбы сбрасывали с кормы корабля, то сразу после погружения они еще и оказывались под воздействием струй от корабельных винтов.

Чтобы оценить траекторию бочкообразной глубинной бомбы в воде, достаточно бросить в бассейн обычную консервную банку, и вы увидите, как она «кувыркается», опускаясь на дно. Кроме того, можно не сомневаться, что она упадет в некотором отдалении от точки, в которой была сброшена.

Подводная лодка не является неподвижной целью, более того, она постоянно маневрирует по направлению и глубине. Поэтому скорость погружения глубинной бомбы является одной из главных ее характеристик. Чем быстрее боеприпас окажется на заданной глубине, тем выше вероятность поразить противника. По этой причине современные глубинные бомбы имеют каплевидную или грушевидную форму, а также стабилизаторы. Все это упорядочивает их движения под водой, что значительно повышает точность бомбометания.

Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на эффективность применения глубинных бомб, является способ их сбрасывания с корабля. Конечно, бомбометание можно производить и просто сбрасывая бомбы с корабля, однако такой способ имеет серьезные недостатки. В этом случае для эффективного поражения цели нужно правильно рассчитать курс корабля, чтобы бомбы гарантировано поразили цель. Бомбометы различных конструкций значительно облегчают задачу, так как позволяют в течение короткого промежутка времени накрыть выбранный квадрат большим количеством глубинных бомб. При этом противолодочному кораблю не нужно выполнять сложные маневры, менять курс и др.

Бомбометы стали появляться еще в период Первой мировой войны, они непрерывно совершенствовались на протяжении всех последующих десятилетий. В настоящее время используются реактивные бомбометы, они появились на вооружении флотов уже после Второй мировой войны.

Следует понимать, что поражение подводной лодки глубинными бомбами – это довольно сложная задача, очень напоминающая игру в «кошки-мышки». Противолодочный корабль действует, основываясь только на данных акустики, но подобный контакт – это штука весьма ненадежная, периодически он может теряться. Естественно, что и подводная лодка также слышит, где находится корабль и даже может определить момент начала бомбометания. После этого обычно производится маневр уклонения, с помощью которого подводники пытаются избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Уклоняясь от глубинных бомб, субмарина маневрирует в трех измерениях, она меняет курс, глубину, скорость. Может замирать без движения, идти зигзагом или вообще ложиться на грунт.

Глубинная бомба – это разновидность оружия военно-морского флота, предназначенная для поражения подводных лодок противника, находящихся в боевом (погруженном) состоянии. Это тип боеприпаса представляет собой снаряд, состоящий из прочного металлического корпуса с мощным зарядом взрывчатого вещества внутри. Детонацию вызывает взрыватель, который может срабатывать под действием разных факторов: контактный – активируется после удара боеприпаса о корпус подлодки, неконтактный – на некотором удалении от него, а есть такие, что срабатывают на определенной глубине. На некоторые боеприпасы устанавливаются сразу несколько взрывателей. Кроме обычных, существуют также и ядерные глубинные бомбы, которые имеют значительную разрушительную силу.

В качестве носителей, с которых применяются эти боеприпасы, могут быть использованы надводные корабли, самолеты и вертолеты.

Этот тип боеприпаса появился в самом начале Первой мировой войны, его придумали англичане. Ранние глубинные бомбы имели крайне примитивную конструкцию, их просто сбрасывали по ходу движения корабля, но уже в период Второй мировой войны для бомбометания стали широко использовать различные приспособления, которые получили название бомбометов. После войны на вооружении военно-морских сил разных стран появились реактивные бомбометы, которые широко используются и в наши дни.

История создания глубинных бомб

Появление первых боевых подводных лодок наводило настоящий ужас на моряков. Как можно сражаться с врагом, которого даже невозможно увидеть? Это оружие считали подлым и негуманным, пытались даже запрещать его, но, правда, без особого успеха. Стремительное развитие подводного флота привело к тому, что уже к началу Первой мировой войны субмарины из диковинки превратились в грозное оружие, на счету которого сотни потопленных судов. Появление этого класса боевых кораблей можно назвать настоящей революцией в военно-морском деле. Флотоводцам пришлось крепко задуматься над тем, как противостоять новой угрозе, исходящей из морских глубин. Для этого нужно было придумывать новые тактические приемы и инструменты для обнаружения невидимого врага, но самое главное – требовалось создать новое оружие, способное поражать противника, укрытого многометровой толщей воды.

И после нескольких не слишком удачных попыток оно было создано. В 1914 году на вооружение британского Royal Navy был принят новый тип боеприпасов – глубинные бомбы.

Любопытно, что еще в Первую мировую войну для борьбы с подводными лодками использовали так называемые ныряющие снаряды. Ими стреляли из обычных корабельных орудий, а от стандартных боеприпасов они отличались вогнутой или плоской формой головной части и специальным взрывателем, который вызывал детонацию с определенным замедлением. Форма снаряда не позволяла ему рикошетить от поверхности воды, а замедление приводило к тому, что взрыв происходил на глубине 10-15 метров. Инструкции того времени предписывали открывать огонь ныряющими снарядами сразу после обнаружения перископа подводной лодки… В принципе, подобная тактика могла быть эффективной, но проблема была в том, что артиллерийский снаряд по сравнению с глубинной бомбой несет довольно небольшое количество взрывчатого вещества. Поэтому нанести им серьезный ущерб субмарине сложно.

Уже к концу Первой мировой войны глубинные бомбы стали основным средством противолодочной обороны. Совершенствование этого оружия продолжалось и после ее окончания.

В Советском Союзе на глубинные бомбы долгое время практически не обращали внимания. Только в начале 30-х годов в эксплуатацию были приняты две бомбы, они получили обозначения ББ-1 и БМ-1. По сути, они представляли собой обычные бочки, заполненные тротилом. Взрыватель с часовым механизмом теоретически позволял поражать подводные лодки на глубине до 100 метров, что, конечно же, было недостаточно. Эти глубинные бомбы просто сбрасывались с кормы или бортов корабля. Не слишком удачная форма этих боеприпасов определяла низкую скорость погружения, что серьезно сказывалось на эффективности бомбометания. В 1940 году был разработан первые отечественный бомбомет БМБ-1. Он «стрелял» бомбами ББ-1, к которым крепили специальный стержень. Несмотря на его появление, на протяжении всей войны бомбы чаще сбрасывали традиционным методом, с наклонных направляющих с кормы или борта корабля.

Война очень быстро показала слабую эффективность этих боеприпасов. Подлодки того времени активно использовали глубины погружения более 150 метров, на которых советские бомбы были бесполезны. Поэтому наши моряки в основном использовали боеприпасы, которые СССР получал по ленд-лизу. Хотя, следует отметить, что самые современные глубинные бомбы союзники нам не поставляли.

В 1951 году на вооружение ВМФ СССР был принят бесшточный бомбомет БМБ-2, который мог стрелять бомбами ББ-1 безо всяких изменений в ее конструкции. Он представлял собой мортиру с калибром ствола 433 мм и мог вести огонь на дистанции в 40, 80 и 100 метров. Дальность стрельбы определялась углами возвышения орудия.

Бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 имели один серьезный недостаток – довольно низкую скорострельность, которая значительно снижала вероятность поражения противника. Поэтому в 1949 году был создан бомбомет МБУ-200. Основным элементом этого оружия был набор стрежней-направляющих (24 штуки), на которые надевались глубинные бомбы Б-30, разработанные специально для этого бомбомета. Каждый из подобных боеприпасов нес 20-кг заряд взрывчатого вещества и метательный заряд в хвостовой части. Дальность стрельбы составляла 200 метров. Этот бомбомет позволял буквально засеять бомбами определенный район моря.

В 1945 году был создан первый советский реактивный бомбомет РБУ. Реактивная глубинная бомба (РГБ), которую он использовал, представляла собой все ту же БМ-1 с хвостовым блоком, в котором находился двигатель и стабилизатор. Только в 1953 году РБУ получил новый боеприпас.

В последующие годы развитие данного вида вооружения шло путем совершенствования конструкции бомбометов, а также повышения эффективности глубинных бомб. Оружейники работали над совершенствованием форм боеприпасов, увеличивали их мощность, оснащали новыми типами взрывателей. В настоящее время на вооружении ВМС РФ находятся комплексы «Удав-1М», а также РБУ-6000 «Смерч-2» и РБУ-1000 «Смерч-3». Однако в целом следует отметить, что бомбометы и глубинные бомбы постепенно уходят в прошлое, замещаясь более точным оружием, таким как, например, управляемые торпеды или ракетоторпеды.

На чем основано действие глубинной бомбы

Как же «работает» этот боеприпас? Действие глубинной бомбы основано на том, что вода, впрочем, как и другие жидкости, практически не сжимается, а, значит, взрывная волна распространяется в ней гораздо лучше, чем в воздухе. Сила любого наземного взрыва довольно быстро затухает, воздух, словно, поглощает ее. В воде взрыв создает область высокого давления, которая эффективно разрушает объекты даже на значительном расстоянии от эпицентра. Поэтому, чтобы нанести серьезные повреждения подводной лодке совсем необязательно нужно прямое попадание, взрыв глубинной бомбы даже на некотором расстоянии от ее корпуса может оказаться фатальным для субмарины.

Радиус поражения зависит от количества взрывчатого вещества, находящегося в боеприпасе (калибра). Наиболее мощными, конечно же, являются ядерные глубинные бомбы, которые способны уничтожить подводный корабль на дистанциях в тысячи метров.

При этом следует понимать, что глубинные бомбы – это оружие крайне неточное. Для уничтожения подводной лодки необходимо несколько сотен подобных боеприпасов.

Особенности конструкции и применения глубинных бомб

Первые глубинные бомбы представляли собой обычные бочки, заполненные взрывчатым веществом. Бочкообразная форма еще долгие годы была основной для этого типа боеприпаса. Конечно, она является весьма удобной при обычном сбрасывании с кормы или борта корабля, но эффективность подобных глубинных бомб невысока. Все дело в том, что подобная форма гидродинамически несовершенна. Она не только обуславливает низкую скорость погружения боеприпаса, но и заставляет его совершать в воде сложные «кульбиты». А если глубинные бомбы сбрасывали с кормы корабля, то сразу после погружения они еще и оказывались под воздействием струй от корабельных винтов.

Чтобы оценить траекторию бочкообразной глубинной бомбы в воде, достаточно бросить в бассейн обычную консервную банку, и вы увидите, как она «кувыркается», опускаясь на дно. Кроме того, можно не сомневаться, что она упадет в некотором отдалении от точки, в которой была сброшена.

Подводная лодка не является неподвижной целью, более того, она постоянно маневрирует по направлению и глубине. Поэтому скорость погружения глубинной бомбы является одной из главных ее характеристик. Чем быстрее боеприпас окажется на заданной глубине, тем выше вероятность поразить противника. По этой причине современные глубинные бомбы имеют каплевидную или грушевидную форму, а также стабилизаторы. Все это упорядочивает их движения под водой, что значительно повышает точность бомбометания.

Еще одним фактором, который оказывает серьезное влияние на эффективность применения глубинных бомб, является способ их сбрасывания с корабля. Конечно, бомбометание можно производить и просто сбрасывая бомбы с корабля, однако такой способ имеет серьезные недостатки. В этом случае для эффективного поражения цели нужно правильно рассчитать курс корабля, чтобы бомбы гарантировано поразили цель. Бомбометы различных конструкций значительно облегчают задачу, так как позволяют в течение короткого промежутка времени накрыть выбранный квадрат большим количеством глубинных бомб. При этом противолодочному кораблю не нужно выполнять сложные маневры, менять курс и др.

Бомбометы стали появляться еще в период Первой мировой войны, они непрерывно совершенствовались на протяжении всех последующих десятилетий. В настоящее время используются реактивные бомбометы, они появились на вооружении флотов уже после Второй мировой войны.

Следует понимать, что поражение подводной лодки глубинными бомбами – это довольно сложная задача, очень напоминающая игру в «кошки-мышки». Противолодочный корабль действует, основываясь только на данных акустики, но подобный контакт – это штука весьма ненадежная, периодически он может теряться. Естественно, что и подводная лодка также слышит, где находится корабль и даже может определить момент начала бомбометания. После этого обычно производится маневр уклонения, с помощью которого подводники пытаются избежать встречи со смертоносными «гостинцами». Уклоняясь от глубинных бомб, субмарина маневрирует в трех измерениях, она меняет курс, глубину, скорость. Может замирать без движения, идти зигзагом или вообще ложиться на грунт.

Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубинные бомбы. Большинство советских надводных боевых кораблей были приспособлены для использования корабельного противолодочного оружия, которое к началу Великой Отечественной войны было представлено в основном большими и малыми глубинными бомбами, сбрасываемыми с кормы или бомбометами БМБ-1. В 1930-х годах основным недостатком глубинных бомб считалась малая зона поражения, размер которой определялся количеством сброшенных бомб. Для увеличения площади поражения Специальное конструкторское бюро № 4 (СКБ-4) на Ленинградском артиллерийском заводе № 7 «Арсенал» им. Фрунзе, которым руководил выдающийся советский конструктор Б.И. Шавырин, получило тактико-техническое задание на разработку бортового бомбомета, обеспечивающего выстреливание бомб ББ-1 по траверзу корабля. При полном отсутствии опыта в проектировании таких установок группа конструкторов под руководством Б.И. Шавырина с задачей справилась в рекордно короткий срок. Чертежи бомб ББ-1 СКБ-4 получило в июле 1939 года, а уже через месяц опытный образец бомбомета поступил на испытания. В ноябре 1939 года на морском артиллерийском полигоне НИАПе из бомбомета были сделаны первые выстрелы. Заводские и государственные испытания успешно прошли в июне - августе 1940 года на тральщике «Штаг». Приемная комиссия в своем заключении зафиксировала, что: «Бомбомет портативен, удобен в обращении и может применяться на кораблях малого тоннажа». С помощью штока и лотка бомбомет позволял выстреливать большие глубинные бомбы ББ-1 на дистанцию 40, 80 и 110 м, чем обеспечивалось увеличение поражаемой площади бомбометания. В том же году на вооружение советского Военно-Морского Флота был принят бомбомет шточного образца под обозначением «Большой морской бомбомет БМБ-1». Советские шточные бомбометы БМБ-1 в годы Великой Отечественной войны проявили себя самым лучшим образом в боевых условиях, но в то же время в отчетных документах того времени отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло их использование. Так, например, в сложившейся тяжелой ситуации командованию Северного флота пришлось организовать производство деревянных штоков для бомбометов БМБ-1 силами местной промышленности. В то же время, в отчетах отмечалось, что американские бесшточные бомбометы Мк 6, устанавливавшиеся на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1» (которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны), несколько сложнее по своей конструкции, но вместе с тем, значительно проще в применении. Однако из-за ограниченности запасов импортных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежали перевооружению отечественными бомбометами. Первый отечественный бесшточный бомбомет БМБ-2 («большой морской бомбомет 2») калибра 433 мм был разработан уже после войны в СКБ-101 («КБ Машинстроения») под руководством Б.И. Шавырина и принят на вооружение советского ВМФ в 1951 году. Он предназначался для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам. Бомбомет БМБ-2 позволял выстреливать по траверзу корабля большие глубинные бомбы ББ-1 и БПС на дальность 40, 80 и 110 м, с одновременным использованием кормовых бомбосбрасывателей для расширения поражаемой площади бомбометания. Бомбомет БМБ-2 входил в состав противолодочного вооружения кораблей различных проектов. Так, на эсминцах проекта 56 бомбометы БМБ-2 устанавливались в корме по три на борт. К моменту принятия на вооружение БМБ-2, данный вид вооружения уже морально устарел, поэтому они постепенно были заменены более современными реактивными бомбометами РБУ-2500. Наибольшее значение противолодочная оборона в годы Великой Отечественной войны имела на Баренцевом, Белом и Карском морях, где в операционной зоне Северного флота в годы войны действовало от 6 до 30 подводных лодок противника. Для противолодочной обороны привлекались советские боевые корабли от эсминцев до катеров типа «МО», а также союзные британские корабли. В среднем на Севере для целей противолодочной обороны использовалось в 1941 году 120 кораблей и катеров, в 1943 году – 100, в 1944 году – 160, а в 1945 году – 218. Не смотря на рост количества кораблей противолодочной обороны, их все равно не хватало, особенно в периоды арктической навигации. Кроме того, сами по себе противолодочные корабли из-за малочисленности и несовершенства гидроакустических средств имели недостаточные поисковые возможности. Однако именно надводные корабли стали основой противолодочных сил Северного флота. Во время войны они произвели 430 обнаружений подлодок противника, по которым было произведено 334 атаки, в результате чего два из них были потоплены достоверно и еще одна – вероятно. Кроме этого, повреждено было еще примерно 10 подлодок, из которых минимум 2 – тяжело. На долю советских подводников и авиаторов приходилось всего около 5 % обнару­жений и 15 % атак подлодок противника. В основном надводные корабли применяли глубинные бомбы (272 атаки), в 59-ти случаях использовались реактивные бомбометы, а три атаки начинались с тарана подводной лодки противника с последующим сбрасыванием в месте ее погружения глубинных бомб. Как правило, бомбы сбрасывались с кормы, что требовало прохождения корабля над лодкой, а это всегда приводило к потере контакта. Систематические поиски подводных лодок с использованием гидроакустики и радиолокации производились в 40-мильной зоне от побережья Кольского полуострова. Первоначально наиболее эффективным способом применения глубинных бомб первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным гидроакустической станции (ГАС). Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения подводной лодки (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответствовавшее времени погружения глубинных бомб и скорости подводной лодки, и сбрасывал серию бомб. Она, в зависимости от типа и вооружения корабля, в начале Великой Отечественной войны состояла из 2-6 глубинных бомб. В дальнейшем использовался еще один метод атаки, который заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из них поддерживал с подводной лодкой гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший атаку с использованием кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов. Эсминцы вели поиск группой из 2-х–3-х кораблей, большие охотники из 3-х – 5-ти кораблей или 2-х охотников и 2-х торпедных катеров. Наиболее эффективно осуществляли поиск подводных лодок эсминцы, оборудованные гидроакустическими и радиолокационными станциями. Использование больших охотников ограничивалось состоянием моря до 4-х–5-ти баллов. Сторожевые катера типа «МО» могли использоваться только на рейдах и в прибрежных районах в благоприятную погоду.

Калибр – 433,5 мм
Масса – 355 кг
Угол возвышения – 45° Дальность бомбометания – 40, 80, 120 м Глубина поражения – 330 м
Скорострельность – 4 выстрела за 24 сек.
Сила отдачи – 15 тонн
Габариты – 1,65х0,65х0,65 м Число бомб в залпе – 1 Тип бомбы – ББ-1 или БПС. Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в Советском Союзе в начале 1920-х годов. Для организации и координации этих работ уже в 1921 году был создан Научно-технический комитет Управления военно-морских сил РККА (НТК УВМС РККА) и Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро). С 1927 года Остехбюро приступило к проектированию первых советских глубинных бомб и средств для их сбрасывания. Уже в 1930 году была создана первая советская малая противолодочная глубинная бомба 4В-М, имеющая два пояса установки глубины взрыва – 12 м и 24 м, и большая глубинная бомба 4В-Б, имеющая четыре фиксированных глубины взрыва – 12, 24, 36 и 48 м. В 1933 году были разработаны и приняты на вооружение ВМФ две новые глубинные бомбы – большая ББ-1 и малая БМ-1. Основными требованиями при создании этих глубинных бомб были увеличение глубины взрыва до предельной глубины погружения подводных лодок и обеспечение возможности их использования с боевых кораблей различных классов. Глубинная бомба ББ-1 представляла собой цилиндрический стальной контейнер массой 165 кг, с зарядом взрывчатого вещества (тротил) массой 135 кг, в донной части которого монтировался взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Глубина погружения бомбы составляла до 100 м, скорость погружения – 2,3-2,5 секунд. Эффективный радиус взрыва составлял от 8 до 20 м. Гидростатический взрыватель ВГБ с часовым механизмом обеспечивал установку глубины взрыва глубинных бомб в интервале от 10 до 100 м. Для удобства сбрасывания и хранения этих бомб на кораблях были созданы бомбосбрасыватели стационарные и подвижные в виде тележек, а также тележки для хранения бомб на верхней палубе кораблей. Однако взрыватель ВГБ оказался недостаточно надежным и безопасным в использовании. В 1940 году на вооружение ВМФ был принят новый взрыватель для глубинных бомб К-3, разработанный на заводе им. М.И.Калинина. Он позволял производить установку глубины взрыва бомб от 10 до 210 м. Создание этого взрывателя, простого по конструкции, безопасного и надежного в действии, обеспечило успешное использование советских глубинных бомб во время всей войны без его модернизации, в то время как иностранные флоты (британский и американский) в связи с увеличением глубины погружения подводных лодок были вынуждены модернизировать свои взрыватели глубинных бомб или создавать новые. Глубинные бомбы являлись основным видом противолодочного оружия, применяемого советским ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Малые бомбы БМ-1 использовались для предупредительного (профилактического) бомбометания, большими бомбами ББ-1 производилось бомбометание для уничтожения обнаруженных подводных лодок. Однако запас самих глубинных бомб на флотах к началу войны был недостаточен, и составлял всего 68615 штук. Так, на 22 июня 1941 года на Северном флоте из требуемых 44642 глубинных бомб в наличии имелось только 6834 (27,8 %), на Балтийском флоте из 47210 – 19564 (41,4 %), на Черноморском флоте из 49006 – 13625 (27,8 %). По состоянию на 1 августа 1942 года обстановка коренным образом не изменилась: на Севере обеспеченность глубинными бомбами составила 52,8 %, на Балтике – 25,6 %, на Черном море – 65 %. Только в 1943 году Северный и Черноморский флоты получили необходимое количество глубинных бомб, Балтийский флот удовлетворен не был, но бомбы в то время там практически не были востребованы. К концу войны, не смотря на массовое применение глубинных бомб, их запас возрос до 123921 шт. По своему устройству бомбы были просты и могли производиться на многих промышленных предприятиях. Общий боевой расход глубинных бомб за войну составил около 88000. Наибольший их расход пришелся на 1944 год – 32 %, а из флотов – на Черноморский – 38 %, где в основном глубинные бомбы израсходовали для траления неконтактных мин противника контрвзрывами. Наиболее эффективно глубинные бомбы использовались на Северном флоте, где 3 немецкие подводные лодки были уничтожены именно этим оружием с кораблей, имевших гидролокаторы. В начале 1942 года вышло первое «Наставление по борьбе с подводными лодками надводных кораблей». Оно предусматривало атаку подводной лодки одиночным кораблем или группой из 2-х – 3-х кораблей. В том же году были изданы «Правила бомбометания кораблей» (ПБК-42). В зависимости от тактической ситуации и наличия бомб на корабле Правила предусматривали три вида бомбометания: большой серией глубинных бомб – 6 бомб, малой – 3 бомбы и сковывающей – одна - две бомбы. Однако, несмотря на колоссальные усилия советских моряков и неоднократные обнаружения и атаки на германские подводные лодки, первый успех к надводным кораблям пришел только на четвертый год войны, когда в Выборгском заливе малый охотник МО-103 (командир гвардии старший лейтенант А.П. Коленко) потопил подводную лодку U 250. Это произошло 30 июля 1944 года. В этот день U 250 торпедировала в проливе Бьёркезунд советский дозорный катер. На ее поиск по тревоге срочно вышел малый охотник МО-103. С приходом в район дозора он вскоре установил контакт с подводной лодкой противника. После трех последовательных атак глубинными бомбами – на поверхности воды появилось 6 человек в спасательных жилетах; подняв руки, плавали немецкие подводники. Во время Великой Отечественной войны это был единственный случай взятия в плен членов экипажа потопленной подводной лодки. Как рассказали пленные, лодка получила повреждение от первых же взрывов глубинных бомб, но двигатели работали и командир надеялся оторваться от преследования. Однако одна из бомб второй серии взорвалась непосредственно у корпуса лодки. В пробоину хлынула вода. Дизельный отсек оказался затопленным, из аккумуляторов начал выделяться хлор, люди теряли сознание. Связь с отсеками прервалась. Поэтому остатки экипажа вынуждены были эвакуироваться из затонувшей подводной лодки. Всего с использованием противолодочного и минно-торпедного оружия надводные корабли и подводные лодки ВМФ СССР уничтожили 18 подводных лодок Германия и ее союзников: из них – 9 подорвались на минах, 7 – были потоплены глубинными бомбами надводными кораблями, 2 – торпедировали подводные лодки. Советская военно-морская авиация потопила 5 подводных лодок, а береговая артиллерия уничтожила 1 субмарину. Еще 12 подводных лодок противника получили повреждения в результате атак надводных кораблей и налетов авиации. Из 5 подводных лодок, уничтоженных на Северном флоте, 4 потопили глубинными бомбами надводные корабли, одну торпедировала подводная лодка. На Северном флоте с применением глубинных бомб ББ-1 и БМ-1 было выполнено 275 атак. В результате, по оценке флота, было повреждено и уничтожено 8 подводных лодок (успешность – 2,9%). На Балтийском флоте из 15 уничтоженных немецких подводных лодок: 9 – подорвались на минах, 3 – уничтожили глубинными бомбами надводные корабли, 1 – торпедировала подводная лодка, 1 – уничтожила авиация и 1 – береговая артиллерия. На Черном море характер противолодочных действий флота определялся малочисленностью противника – до 1943 года здесь действовало всего 8 немецких, одна румынская и несколько малых итальянских подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны черноморские корабли израсходовали 1973 глубинные бомбы. При этом ни одной подводной лодки они не потопили. Весь успех достался на долю авиации – ВВС флота потопили одну итальянскую подводную лодку в Ялте в 1943 году и три немецкие – при налете на румынскую Констанцу 20 августа 1944 года. Тип глубинной бомбы – фугасная Масса глубинной бомбы – 165 кг Масса заряда ВВ – 135 кг Тип ВВ – тротил Длина глубинной бомбы – 710 мм
Диаметр глубинной бомбы – 430 мм Марка взрывателя – ВГБ, К-3 Глубина погружения – до 100 м Скорость погружения – 2,3 – 2,5 сек Эффективный радиус взрыва – 8 - 20 м.

Глубинные бомбы

Глубинные бомбы, используемые американскими эсминцами в годы Второй Мировой войны, по форме и размерам напоминали топливные бочки по 25 и 50 галлонов. Они содержали в себе заряды в 300 и 600 фунтов ТНТ. На палубе корабля эти бомбы были достаточно безопасными, но когда взрыватель активировался давлением воды, они превращались в смертоносный снаряд. Взрыватель бомбы располагался в трубке по оси цилиндра и представлял собой попросту гидростат, срабатывающий от повышения давления. С помощью наружных регуляторов бомбу можно было установить на взрыв на различной глубине.

В начале войны корабль, находящийся в опасном районе, обычно держал бомбы установленными для взрыва на средней глубине, чтобы сэкономить время на случай внезапной атаки. Но потом от этого отказались ради повышения безопасности. Выяснилась опасность поражения людей в воде при взрыве бомб, ушедших в глубину вместе с тонущим кораблем. После этого глубинные бомбы стали держать на предохранителе до самого момента сброса в воду.

Чтобы повредить лодку, бомба совсем не обязательно должна была попасть в нее. Так как жидкости практически несжимаемы, то относительно небольшая сила, приложенная к ограниченному объему, может создать высокое давление.

Конечно, океан нельзя считать «ограниченным объемом». Но сила подводного взрыва легко передается и создает большие давления на небольшом расстоянии от его центра. Если лодка оказывается недалеко от места взрыва, создаваемое им давление почти целиком передается на корпус, причем почти равномерно по всей его поверхности. Конечно, прямое попадание было бы более предпочтительным, однако оно не обязательно. Взрыв бомбы рядом с лодкой может разрушить ее корпус, вызвать множество течей, вывести из строя расположенные внутри лодки механизмы.

Разумеется, подводная лодка не будет изображать из себя неподвижную мишень для глубинных бомб. Она слышит, что делает находящийся на поверхности охотник, и прежде чем бомбы полетят вниз, лодка сделает все возможное, чтобы уклониться от этих «гостинцев».

Такие действия называются «маневрами уклонения». Подводная лодка может начать их сразу, как только заподозрит, что ее обнаружили. Она может применить их в последнюю секунду, чтобы увернуться от уже нацеленного залпа. Чтобы уйти от глубинных бомб, подводная лодка меняет курс, скорость, глубину, замирает без движения и дрейфует. Она может найти «лисью нору» на дне и лежать неподвижно, выключив все механизмы, чтобы притвориться уничтоженной. Она может идти зигзагом впереди охотников. Действуя в трех измерениях, подводная лодка имеет такие же возможности маневра, как и самолет в воздухе.

Охотник за подводной лодкой обычно сбрасывает бомбы на движущуюся цель вслепую, следя за целью только с помощью акустики. Но акустический контакт ненадежен, а на малых расстояниях он теряется. Более того, подводная лодка может перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали. А сонар не может указать точную глубину цели. В Первую Мировую войну так и не удалось создать прибор для точного определения глубины нахождения лодки, поэтому многие атаки завершились неудачно из-за того, что взрыватели бомб были установлены на слишком большую или слишком малую глубину. В начале Второй Мировой войны противолодочные корабли оказались в аналогичном положении.

Разумеется, самым важным фактором является скорость, с которой удается провести атаку после обнаружения цели. Она в первую очередь зависит от бомбосбрасывателей и бомбометов. Но много зависит и от скорости погружения бомбы.

Также ясно, что успех атаки определяется и точностью направления, в котором погружается сброшенная бомба. Старые «бочки» имели невысокую скорость погружения. Сбрасываемые с кормы эсминца, они начинали кувыркаться в кильватерной струе. Такая «подводная акробатика» снижала скорость погружения бомбы и могла увести ее в сторону.

Чтобы устранить эти и другие недостатки, инженеры создали обтекаемую каплевидную глубинную бомбу.

Эта бомба была сконструирована, так как требовалось оружие с повышенной скоростью погружения и более устойчивой подводной траекторией. Это позволяло увеличить точность бомбометания по сравнению с бомбами старых образцов.

Бросьте в бассейн банку тушенки, и вы увидите, как она кувыркается. Вы также убедитесь, что она упадет на дно на некотором расстоянии от точки, где была сброшена. А теперь бросьте в бассейн грушевидный предмет того же веса. Вы увидите, что он погружается гораздо быстрее, всегда тяжелым концом вниз, и упадет именно в той точке, в которой был сброшен.