Эгоизм - что это такое, как он проявляется? Что такое эгоизм, кто такой эгоист




В этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм , расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого? Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.

Что такое эгоизм?

Если Вы первый раз находитесь на этом сайте, то я хочу познакомить Вас с одним важным правилом: прежде чем получить ответ от меня, сначала попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно. Что такое эгоизм? Если бы Вас спросили, то как бы Вы ответили на этот вопрос? Я это делаю для того, чтобы Вы научились думать самостоятельно. Если Вы не можете дать полноценного ответа, то читайте статью дальше.

Эгоизм – это такое поведение, когда индивид ставит свои личные интересы выше других, то есть полностью поглощен мыслями о собственной выгоде и пользе. Слово эгоизм происходит от латинского слова ego – «я» . У всего есть противоположность, и противоположностью эгоизма является альтруизм – бескорыстная помощь и забота о других людях. была альтруисткой. А теперь риторический вопрос: кого больше: эгоистов или альтруистов? 100% эгоистов больше чем альтруистов.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Отсюда возникает следующий вопрос: «Кто такой эгоист?» .

Кто такой эгоист?

Из первого определения можно понять, что эгоист – это индивид, который заботится только о себе, думает только о себе, волнуется только о себе. На самом деле все люди эгоисты, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Такова сущность человека, где эгоизм заложена природой. Все люди как бы смотрят в зеркало и думают только о себе любимом. Но стоит убрать это зеркало, как человек начинает понимать, что другие люди так же, как и он, тоже во многом нуждаются.

Философия эгоиста звучит одним словом – «Дай» . Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?» . Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать – это главный принцип эгоиста. Отдавать – это главный принцип альтруиста. Получать только для себя – это очень плохо.

Эгоизм это не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Многие люди умеют заботиться о других людях. Другие люди это, как правило, близкие люди. Это родители, жена, муж, дети, бабушка, дедушка, близкие друзья. Все мы хотим, чтобы все они жили как можно лучше. И многие люди ради этого даже готовы нарушать некоторые законы. Заботится о ком-то это тоже потребность человека, и в этом нет ничего эгоистичного. Согласитесь, что трудно жить, когда заботишься только о себе. Возникает пустота.

Отдавать, ничего не требуя взамен – тоже неправильно. Должен быть компромисс. Если я тебе дал что-то ценное, то и ты мне дай что-нибудь ценное. В этой философии нет никакого эгоизма. Именно по такому принципу нужно жить в наше время. По такому принципу живут бизнесмены. Вот представьте себе следующую картину: мужчина дарит своей девушке любовь, подарки, внимание, заботится о ней, а она взамен ему ничего не отдает. Что будет потом? Мужчина, не получая от нее энергии, рано или поздно уйдет к той, которая умеет отдавать, и та женщина останется одна. Таков закон сохранения энергии. Не возможно что-то получить, не отдавая что-либо взамен. Всегда должен быть компромисс. Эгоисты этот закон игнорируют. Они являются потребителями.

Многие богатые люди потому, что создали нечто ценное для общества. Они сначала думали о других, а потом уже о себе. Я не говорю о тех богатых людях, которые нажили свое состояние незаконными способами. Все олигархи – эгоисты, им нет дела до других.

Почему человек эгоист? Все мы люди, и у всех у нас есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять. То есть, прежде чем помочь другим, сначала нужно помочь себе самому. Трудно помогать другим, если еще не помог себе. Согласитесь, что трудно держать фокус на ком-то другом, когда в голове мерцают свои проблемы, которые нужно решать. Человек становится эгоистом, потому что тонет в болоте своих потребностей. Если потребности убрать, то и внимание будет свободным. Это означает, что человеку ничего не будет мешать для того, чтобы начать думать о других. Думать о себе это не плохо. Все потребности, которые возникают внутри человека, заставляют его думать о себе любимом. Вот почему человек становится эгоистом.

Когда человек отдает, он тоже за это что-то получает. Многие люди обожают дарить подарки, потому что это делает других людей счастливыми. Я люблю удивлять тех людей, которые мне чем-то нравятся. Если им удалось зацепить мое внимание, то в долгу я не останусь, я обязательно чем-нибудь да удивлю. Когда человек что-либо отдает, взамен он получает . Получать благодарность очень приятно, это дает силы, энергию, и хочется делать еще больше.

Например, когда меня благодарят за этот сайт, пишут хорошие комментарии, отзывы – мне становится настолько приятно, что хочется делать больше и больше для моих читателей. Получать – это очень хорошо, отдавать еще лучше, а если есть между этим компромисс, то это как раз то, что нужно.

Многие люди думают, что все должно быть на халяву. Например, обучение. Вот представьте себе такую картину: Вы создали полезный информационный продукт и раздаете его на халяву. Вы затратили много усилий, а взамен ничего не получаете, так как отдаете свой труд бесплатно. Люди не ценят то, за что не заплатили деньги. То есть и Вы ничего не получаете и человек, которому Вы что-то дали бесплатно, тоже не получает. Он просто возьмет Ваш продукт и отложит его в дальний угол на потом. А вот если он заплатил деньги, то Ваш продукт начинает восприниматься им совсем по-другому. Он отдал деньги, и это значит, что эта вещь теперь для него имеет ценность. И он не будет откладывать изучение инфопродукта на потом, а приступит к нему немедленно. А Вы получите за это деньги, которые сможете потратить на себя или на других. В этом нет ничего эгоистичного. Таков закон обмена энергии.

Чтобы не быть эгоистом – научитесь сначала отдавать, а потом уже получать. Теперь Вы знаете, что такое эгоизм, кто такой эгоист, и по какому принципу стоит жить. Желаю Вам удачи.

что такое эгоизм, кто такой эгоист

Нравится

Эгоист - человек, чье поведение подчиняется собственническим интересам, для кого главное мерило любого действия (или бездействия) – собственная выгода, даже если это грозит ущемлением интересов других людей.

Эгоистом чаще всего становится человек, которого в детстве излишне баловали, который не получил должного воспитания и рос в атмосфере вседозволенности и чрезмерной опеки. Вообще, все дети рождаются эгоистами, это врожденное качество сродни звериным инстинктам, ведь все звери – эгоисты. Но если то, что дикий зверь готов сражаться за свою добычу, мы воспринимаем как явление естественное, то эгоизм детский (а затем и взрослый) человеческим обществом воспринимается скорее отрицательно.

И это естественно: идя на поводу у эгоистических побуждений члена коллектива, мы рискуем стать рабами его желаний, эмоций, точки зрения. Дело ведь не только в том, что эгоист не хочет делиться, например, своей шоколадкой с остальными (здесь речь идет скорее о банальной жадности, а не об эгоизме). Эгоист не позволит вам, например, использовать свои приспособления или шаблоны, в результате чего вы тоже сможете облегчить свой труд или повысить свою производительность (а тогда он станет менее заметен для начальства). Или, например, хотя все остальные будут просто изнывать от жары, он не позволит открыть форточку, говоря, что ему холодно, и ему будет абсолютно наплевать на желания большинства, ведь главное для него – душевный и телесный комфорт своего собственного «я». Кстати, буквально слово «эгоист» переводится как «я есть».

Но есть в эгоизме и положительные моменты. Если эгоист – глава семьи, он будет истово защищать ее, заботиться о том, чтобы все ее члены были обеспечены всем необходимым – ведь ему важно осознавать, что его собственность (а именно так он относится к своей семье) достойна его самого. Чаще всего семья воспринимается эгоистом как продолжение собственного «я». Именно в таких семьях отец непременно требует, чтобы внуки не только носили его фамилию, но и его имя и отчество, то есть, были бы его полными тезками.

Еще один положительный аспект эгоизма – желание отличиться, прославить себя ведет к тому, что нередко именно эгоисты находят решения производственной проблемы, создают условия для нововведений – иными словами, способствуют прогрессу. Именно в таких случаях говорят о практическом, рациональном эгоизме, или здоровом эгоизме.

Крайний случай эгоизма – эгоцентризм, когда человек считает себя «центром Вселенной»: он может часами рассказывать о себе, любимом, нимало не беспокоясь о том, что кому-то это может быть не только неинтересно – неприятно. В отличие от эгоиста, который способен что-то сделать для других (чтобы в итоге на него обратили внимание, отметив его достижения), эгоцентрист в принципе на это неспособен, считая, что все просто обязаны быть счастливы тем, что им довелось быть знакомым с такой замечательной личностью, как он. Человек с таким характером крайне тяжело уживается и в семье, считая членов семьи лишь орудием для достижения своих целей и желаний. Зачастую это просто семейный тиран, держащий остальных членов семьи в постоянном нервном и психическом напряжении.

Если эгоизм традиционно считается отрицательной чертой характера, то его противоположность – альтруизм, считают абсолютно положительным качеством человека, когда общественное сознание полностью подчиняет себе личное начало. Именно о таком мечталось утопистам, именно так трактовался ранне большевистский подход к человеческому обществу. Но, как известно, крайности вредны во всем. И если говорить о крайностях, то как-то ближе и понятнее, когда эгоист, даже не пытаясь разобраться в существе вопроса, очертя голову бросается защищать правоту члена своей семьи или всеми правдами и неправдами стремится создать для него комфортные условия существования где бы то ни было, в ущерб остальным членам коллектива, чем когда альтруист выносит из дома последний кусок хлеба, чтобы помочь голодающим детям далекой и неизвестной страны Гваделупы.

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Задумайтесь, что такое эгоизм и нет ли его проявлений в нас самих? Как может проявляться эгоизм? Неужели закатывание истерик, или восхищение собой, или постоянные жалобы могут «маскироваться» под этот самый эгоизм?

Всем известно, что эгоистами быть нехорошо, что они думают только о себе, когда собственные интересы превыше всего. Эгоизм подразумевает себялюбие, которое доходит до эгоцентризма, равнодушие, корыстолюбие и пренебрежительное отношение к окружающим.

Эгоизм может быть явным, скрытым и открытым, а также замаскированным. Бывает также осознанным и импульсивным, дальновидным и недальновидным.

Рассмотрим два типа эгоистов: активные и пассивные.

Активные эгоисты прекрасно ориентируются в окружающем мире, прекрасно зная, как правильно делать людям приятное и при этом говорить комплименты. Но при беседе с ними становится понятно, что они всё это делают лишь для того, чтобы достичь своих корыстных целей. Для этого они способны пойти на всё, проявить лицемерие и пожертвовать даже собственной репутацией.

Пассивные эгоисты , как правило, не хотят делать ничего хорошего для других. Они могут идти к своей цели, что называется, «по головам», действуя при этом грубо и нагло. Очень часто окружающие понимают их сущность и начинают их избегать, поэтому такие эгоисты чаще всего становятся одинокими.

Для понятия «эгоизм » характерны такие формы, как замаскированная тирания, нарциссическое расстройство, истерический тип.

Что такое замаскированная тирания? Это скрытый контроль над другими людьми. Эгоисты, проявляя такую «тиранию», начинают жаловаться на всё: отсутствие аппетита, здоровье, слабость. Но всё это бывает выдуманным, они затевают «тонкую игру», выставляя себя «жертвой».

При нарциссическом расстройстве люди озабочены лишь своей персоной. Их называют « ». Случалось ли вам общаться с людьми, которые только и говорят только о себе и своих делах? Можно это назвать и «манией величия». Они начинают также преувеличивать свою важность и не способны вынести любую критику. А ведь это очень важно – правильно воспринимать критику и прислушиваться к мнению окружающих. Об этом было подробно написано в статье «Как воспринимать критику». На самом деле в душе эгоистов-нарциссов живут обман, постоянная неудовлетворённость в себе, нелюбовь к себе и ощущение беспомощности.

Люди истерического типа живут с постоянным чувством напряжённости и тревоги. Они воспринимают все ситуации как личную драму, готовы при этом разыграть спектакль в любой момент. Почему? Потому что они хотят привлечь внимание к своей персоне. Если же этого не удалось, то это начинает раздражать их и приводить в гнев, после чего они со слезами обвиняют весь мир. Для них равнодушие просто невыносимо, им требуется постоянное подтверждение их достоинств. В жизни они могут быть очень мнительными и неуверенными в себе людьми, однако это ими категорически отрицается.

Завуалировать эгоизм нельзя. Он начинает «всплывать» как в отношениях, так и в ситуациях. И очень часто люди, полюбив друг друга, просто «забываются» и начинают проявлять эгоизм даже в любовных отношениях («

Доброго времени суток уважаемые читатели!

В нашей жизни часто звучит понятие «эгоист». Иногда нас так называют, иногда так кого-то называем мы. Чаще всего обвинение в эгоистичности можно услышать, если вы не соответствуете чьим-то ожиданиям и следуете за своими желаниями.

Кстати, то же самое мы можем сказать другим, если они не делают то, что хочется нам. Но в целом, согласитесь, возникает путаница. Уже не понятно, эгоист это кто и что делать, если он находится где-то рядом с нами.

  • Кто такой эгоист: определение
  • Плюсы и минусы эгоистичности

Кто такой эгоист: определение

Прежде всего стоит разобраться с тем, что же такое эгоизм. Эгоизм — это определенное поведение человека, которое характеризуется тем, что человек ставит свои собственные интересы выше, чем интересы других. Казалось бы, что в этом плохого?

Однако, если кто-то всегда думает о своей выгоде (ключевое слово здесь — всегда), то согласитесь, что общаться с таким человеком не особо приятно.

И так, эгоист — это человек, который заботится и думает только о себе. Но, если задуматься, то мы все эгоисты. Просто кто-то больше, а кто-то меньше.

В норме, человек может поступиться своими принципами для блага другого человека, если это не во вред ему самому. А вот отличие «очень большого» эгоиста в том, что он не желает ничего отдавать.

Если коротко, то его жизненное кредо звучит примерно так: «Дайте мне все, а я ничего не дам вам взамен».

Интересным является и происхождение слова. Что же значит слово «эгоист»? Происходит от латинского «ego», что означает «я». Вот и получается, что для эгоиста его «я» — главнее всего. Он не умеет отдавать и делать что-то для других.


В чем же разница между эгоистом и эгоцентристом?

Кстати, в литературе (особенно психологической) часто встречается понятие «эгоцентрист». И согласитесь, что эти два слова звучат уж очень похоже.

Различия есть и существенные! Если эгоист замечает потребности других и пренебрегает ими, поскольку ему не выгодно их замечать, то эгоцентрист настолько погружен в себя и свои мысли, что мало уделяет внимания окружающему миру.

Если бы нужно было объяснить разницу между эгоизмом и эгоцентризмом одним словом, то эгоист считает себя ЕДИНСТВЕННЫМ, чьи потребности имеют значение.

А эгоцентрист думает, что он ЦЕНТР вселенной и все и так крутится вокруг него, именно по этой причине эгоцентрист может даже не замечать желаний окружающих его людей.

Почему люди становятся эгоистами? Чаще всего, корни проблемы уходят в детство. Если родители безотлагательно выполняли каждый каприз, то ребенок привык, что он всегда на первом месте. Отсюда и излишняя эгоистичность во взрослом возрасте.


Плюсы и минусы эгоистичности

А теперь давайте поговорим о том, хорошо или плохо жить для себя не обращая внимания на нужды и мнения окружающих.

С одной стороны сложно заботиться только о себе. Во-первых, вокруг нас есть наши родные и близкие люди, которые тратят на нас свое время и силы. И вполне закономерно отдавать им часть своего времени и усилий. Если заботится только о себе, то рано или поздно все близкие люди отдаляются и вокруг образуется пустота, вакуум.

С другой стороны, все время все отдавать и делать для других, чревато тем, что ваши заслуги (а иногда и жертвы) обесцениваются, и окружающим кажется, что все так как и должно быть.

Часто это способствует развитию в ближнем тех самых эгоистических качеств и неуважительным отношением к вам. Вот и получается, что постоянно выполняя желания других, вы воспитываете очередного эгоиста. Вам не кажется так?


Если сейчас кто-то, прочитав предыдущий абзац, решил, что он слишком много отдает другим и задался вопросом: как стать эгоистом, то спешу вас предупредить, что от самовлюбленных эгоистов, от тех кто не видит никого кроме себя все отворачиваются.

Поэтому, если хотите не только отдавать, но и получать, то нужно не развивать в себе эгоистичность, а учиться искать компромисс. Если вокруг вас влюбленные в себя люди, неспособные на поиск компромисса, то лучше потихоньку начинать менять свое окружение.

Меня назвали эгоистом: что делать

Прежде чем думать о том, как не быть эгоистом, предлагаю вам задуматься о другом: действительно ли вы эгоистичны или вы просто не сделали того, что от вас ожидали. Если у вас второй вариант, то примите мои поздравления — вы не эгоистичны. Просто таким образом пытаются надавить на ваше чувство вины или жалости.

Если более подходящим кажется первый вариант, то дело обстоит сложнее. Но поскольку вы все же читаете эту статью, то значит вы приняли решение что-то изменить в своих отношениях с людьми.

И так, как не быть эгоистичным в отношениях с другими:

  • Делайте ежедневно хотя бы одно доброе и (главное!) бескорыстное дело. Например, можно перевести бабушку через дорогу или накормить бездомную кошку;


  • В общении с людьми применяйте технику активного слушания. Для этого вам нужно задавать вопросы по мере рассказа, интересоваться тем, что рассказчик чувствует, какие жесты он использует. В общем максимально погрузиться в рассказ другого человека;
  • Что делать, если ты эгоистичен? Стань частью команды. Идеальный вариант, если результатом командной работы должно быть участие в каком-нибудь соревновании. В этом случае чувство коллективизма и нежелание проиграть помогут обуздать ваше «я»;
  • Старайтесь меньше говорить о себе. Если в первое время распознавать хвалебные речи себе любимому сразу не удается, то по приходу в компанию можете просто сначала помолчать. А потом уже втянетесь в разговор.

Хорошие ответы на каждодневные вопросы на тему эгоизма дает протоиерей Евгений Афанасьев, настоятель храма святого праведного воина Федора Ушакова. Часто не замечаешь в себе эгоистических наклонностей, а они то есть.

Избавиться от эгоистичности возможно. Однако не переборщите. Норма в дозе. Ведь должны же быть какие-то вещи, которыми мы никак не можем поступиться!

Как вести себя с эгоистом: правила общения

Для того, чтобы общаться с эгоистом нужно знать несколько основных правил:

  • Будьте честными сами перед собой и помните, что эгоистичный человек никогда не будет думать о ваших проблемах в первую очередь. Поэтому, если вы готовы принимать это, то и общайтесь с ним соответственно, не ожидая ничего невозможного;
  • Не обделяйте вниманием себя. Да, да, именно себя. Эгоистичный человек хочет, чтобы все ваше время принадлежало ему. Поэтому при общении с таким человеком стоит постоянно помнить о себе и о своих потребностях;
  • Не позволяйте себе чувствовать вину. Да, конечно, такие люди умеют заставить нас думать, что мы провинились в чем-то. Однако прежде чем утопать в самобичевании подумайте, действительно ли вы должны были (и могли ли) это что-то делать;
  • Не стоит придумывать, как проучить такого индивидуума. Просто при необходимости твердо скажите ему, что мир не вращается вокруг него. А вот стараясь отомстить за подобное поведение, вы только поспособствуете развитию у себя чувства вины;
  • Уменьшайте количество внимания. Например, вместо того, чтобы проявить сочувствие и жалость в самой обыденной ситуации, можно сказать: «Жизнь такова, что поделать!».

Внимание! Делать так можно только в том случае, если ситуация не серьёзная и имеет место желание получить внимание, а не помощь.

  • Перестаньте всегда идти им на уступки и оказывать услуги. Если будете продолжать это делать, то отношение к вам так и останется потребительским.

И еще одно: если вы чувствуете, что наладить отношения с эгоистичным человеком не получается, а вы себя при этом чувствуете некомфортно, то лучше подумать о том, чтобы завершить отношения.

В этой ситуации, либо вы приспосабливаетесь, либо отношение человека к вам меняется. Поэтому, если нет изменений в отношениях и вы больше не можете это выдерживать, то может хватит уже издеваться над своей нервной системой?

Итак, сегодня мы с вами говорили о том, что значит слово «эгоист» и что делать, если вам нужно общаться с таким человеком.

В следующих материалах мы еще будем развивать эту тему и разбираться, как жить с партнером-эгоистом и как воспитывать ребенка, чтобы он не вырос эгоистом.

А на сегодня у меня все. Если материал был для вас полезен — не забывайте делиться им с друзьями в социальных сетях, помогайте друг другу в жизненных ситуациях.

Подписывайтесь на получение новых публикаций.

Если появились вопросы — пишите! Будем на них отвечать.

Всего вам хорошего!

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина