Традиции сербской славы, день святого савы. В чем помогает молитва перед иконой святого саввы Афонской обители св саввы сербского




Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Савва
серб. Свети Сава

Фреска Святого Саввы из Милешевского монастыря
Имя в миру

Растко Неманич

Рождение
Монашеское имя
Почитается

в ряде Православных церквей

День памяти
Покровитель

образования, науки

Труды

Житие Святого Симеона, другие сочинения.

Архиепископ Савва (в миру Растко Неманич , серб. Растко Немањић ; ок. - 14 января ) - один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви , религиозный, культурный и политический деятель.

Биография

Был младшим сыном великого князя Стефана Немани и Анны Неманич, его светское имя было Растко. Год его рождения точно неизвестен, обычно упоминают или (иногда и 1175). Он родился в горах Голии возле современной Подгорицы . В юношестве отправился на гору Афон и стал там монахом, тогда и получил монашеское имя Савва. Сначала он путешествовал в русский монастырь, позже переселился в греческий монастырь Ватопед .

Через несколько лет отец Саввы отрёкся от престола и присоединился к нему, получив имя Симеон . Они вдвоём воссоздали монастырь Хиландар на Афоне , первоначально присоединив его к монастырю Ватопед. Монастырь, построенный на средства сербских князей в середине XII века , тогда же стал центром сербской монашеской жизни. Он и сейчас остаётся одним из самых известных монастырей Афона и относится к сербской патриархии. После смерти отца Святой Савва вёл аскетический образ жизни, оставался на Афоне до конца 1207 года . В память об отце им написано «Житие Святого Симеона». Мать Саввы Анна также приняла монашеский постриг в 1196 году под именем Анастасии, скончалась в 1200, канонизирована как преподобная Анастасия Сербская .

Деятельность

В 1208 году Святой Савва возвращается в Сербию, чтобы прекратить гражданскую войну между старшими братьями Стефаном II Неманичем и Вуканом Зетским . Создал автокефальную (независимую) Сербскую православную церковь и стал её первым архиепископом в 1219 году.

В 1234 году Святой Савва предпринял повторное паломничество в Иерусалим , оставив перед этим в качестве наместника своего ученика и верного соратника Арсения Сремского (после смерти учителя Арсений вплоть до 1263 года возглавлял СПЦ ). В Палестине он основал монастырь Святой Архангел и больницу для православных паломников. Возвращаясь, проезжал через Болгарию. Там и умер 14 января 1236 года и был похоронен в болгарской столице Тырново. Племянник св. Саввы сербский король Владислав (зять болгарского царя Ивана II Асеня), через год перенёс его мощи из Тырнова в монастырь Милешева .

Мощи Святого Саввы находились в Милешеве пока Коджа Синан-паша не унёс их оттуда в Белград , где сжёг на горе Врачар 27 апреля 1594 года. После освобождения от Турции сербский народ и православная церковь решили построить на том месте храм посвящённый Святому Савве в знак благодарности за всё, что он сделал для своего народа и церкви. Однако вероятно, что мощи были сожжены не там где сейчас стоит храм, а на горе Чупина-Умка , которая раньше называлась тоже Врачар. По народным преданиям при сожжении была спасена рука Святого Саввы, и она находится сейчас возле Плеваля.

Память святого Саввы в Русской Православной церкви совершается 12 (25) января . С 1830 года Святой Савва считается покровителем школ.

См. также

Напишите отзыв о статье "Савва I Сербский"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (на сербском языке)

Отрывок, характеризующий Савва I Сербский

Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.
Он со страхом ожидал возвращения князя Андрея и каждый день заезжал наведываться о нем к старому князю.
Князь Николай Андреич знал через m lle Bourienne все слухи, ходившие по городу, и прочел ту записку к княжне Марье, в которой Наташа отказывала своему жениху. Он казался веселее обыкновенного и с большим нетерпением ожидал сына.
Чрез несколько дней после отъезда Анатоля, Пьер получил записку от князя Андрея, извещавшего его о своем приезде и просившего Пьера заехать к нему.
Князь Андрей, приехав в Москву, в первую же минуту своего приезда получил от отца записку Наташи к княжне Марье, в которой она отказывала жениху (записку эту похитила у княжны Марьи и передала князю m lle Вourienne) и услышал от отца с прибавлениями рассказы о похищении Наташи.
Князь Андрей приехал вечером накануне. Пьер приехал к нему на другое утро. Пьер ожидал найти князя Андрея почти в том же положении, в котором была и Наташа, и потому он был удивлен, когда, войдя в гостиную, услыхал из кабинета громкий голос князя Андрея, оживленно говорившего что то о какой то петербургской интриге. Старый князь и другой чей то голос изредка перебивали его. Княжна Марья вышла навстречу к Пьеру. Она вздохнула, указывая глазами на дверь, где был князь Андрей, видимо желая выразить свое сочувствие к его горю; но Пьер видел по лицу княжны Марьи, что она была рада и тому, что случилось, и тому, как ее брат принял известие об измене невесты.
– Он сказал, что ожидал этого, – сказала она. – Я знаю, что гордость его не позволит ему выразить своего чувства, но всё таки лучше, гораздо лучше он перенес это, чем я ожидала. Видно, так должно было быть…
– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.

Фреска Святого Саввы из Милешевского монастыря

Из поколений в поколения передаются легенды, былины, сказания, песни о людях, достигших святости. И у каждого народа есть свои любимые святые.

Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о святителе Савве Сербском и сербской народной балладе «Растко».
Место действия: Святая гора Афон.

Время действия – конец 12-начало 13 века по Рождестве Христовым.

Растко:

Кто стучится в час полночный
В глубине ночного мира
Во врата затворённые
Святогорского монастыря?

«Вот прошел уж тёмный вечер,
И немая полночь близко,
Отцы святы, затворники,
Отворите мне ворота».

Так кто же стучится среди ночи в монастырские ворота? Это Ростислав или Растко - младший и любимый сын великого сербского князя Стефана Немани.
Юноша тайно покинул родительский дом и добрался до Святой горы Афон.

Растко:

Света жаждет моё сердце
И отдыха мои ноги,
Утомилось моё тело,
Ноги от пути ослабли.

Но окрепла моя воля,
Что ведёт меня сегодня
Посвятить всю жизнь народу,
Отечеству и свободе!

Растко исчез из дома после того, как в княжеском дворце побывали паломники, направлявшиеся через Сербию на Святую гору Афон.

Князь Стефан догадался, где искать беглеца и послал за сыном погоню. Ведь именно Растко он хотел со временем передать престол.

Вот только сам Растко больше всего на свете желает другого – стать монахом. Потому и стучится так громко в ворота Афонского монастыря.

Растко:

Я презрел дворец свой царский,
И корону, и порфиру,
И вот ныне света жажду
В этом скромном монастыре.

Отворите мне, отцы честные,
Монастырские ворОта
И примите царского сына,
Как своего младшего брата.
Гонцы от великого князя разыскали Растко в монастыре святого ПантелеИмона на Афоне.
Растко умолял сербских вельмож, чтобы они оставили его в обители, но посыльные от великого князя были неумолимы. Они даже выставили на монастырских воротах охрану, чтобы княжеский сын снова не убежал.

Тогда Растко пошел к настоятелю монастыря и открыл ему свое давнее и самое заветное желание принять монашеский постриг.

Впрочем, в сербской народной балладе открывший ворота настоятель и сам прочитал в глазах юноши, чего жаждет его душа.

Растко:

На пороге святой церкви,
Где славится имя Божье,
С факелом ярко горящим
Появился настоятель.

Он поднял факел высоко
Над святой своей главою,
С удивлением увидел
Милое дитя босое.

Бледен лоб его высокий,
Спутаны густые пряди.
Но божественная мудрость
Украшает его чело.

Взяв за руку его, старец
Бледный лоб его целует,
И сквозь слёзы слышен шёпот:
«Принимаем тебя, чадо, чадо милое...»
Вечером Растко вместе с афонскими монахами, как обычно, отправился на богослужение в храм. Сербские вельможи пошли за ним, боясь хотя бы на минуту выпустить из вида. Началась долгая монастырская служба. После сытной трапезы гонцы, утомлённые долгой дорогой, заснули.

Тогда Растко произнес перед алтарем обет иночества и над ним был совершен обряд пострижения в монахи с именем Савва.

Проснувшись, сербские вельможи увидели княжеского сына уже в иноческом облачении. Перед ними был не Растко, а монах Савва, в будущем – святой Савва Сербский.

Через несколько лет его отец, великий князь Стефан Немани, тоже принял монашество и приехал на Афон. После смерти он прославился великими чудесами и вошел в историю Церкви как святой Симеон Мироточивый.

Множество храмов и монастырей построил на Афоне, а потом и по всей Сербии живший в конце 12 – начале 13 века святой Савва Сербский.

Сербская народная баллада «Растко» рассказывает о том, как любимый княжеский сын стал любимым святым всего сербского народа.

Растко:

Пронеслись века, столетья
После ночи той чудесной.
Пронеслись века, столетья
И еще промчится много.

Но то чадо живо ныне,
Ибо жива его слава,
Ибо звали его Растко,
Сын Немани - святой Савва.

Святитель Савва, первый архиепископ Сербский , в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам.

В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого - 1169 - древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.)

Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии.

В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, "исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая". По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы - "имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?" - вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.

Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю "со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу". Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана.

Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая "окончить дни свои странником в земле чужой". Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237).

При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, "зачем он уступает такое сокровище". На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих - Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

Иконописный подлинник

Студеница. 1314.

Свт. Савва. Фреска Королевской церкви свв. Иоакима и Анны. Студеница. Сербия. 1314 г.

Поздравляю всех с празднованием святителя Савы Сербского.

Кстати, на самом деле его память не 12 (25) января, а на два дня позже - 14 (27) января. Именно в етот день святителя празднуют в Сербии. Также и по древлеправославным уставам и книгам. Однако всвязи с тем, что на 14 (27) января приходится Отдание Богоявления, празднование переносится на два дня вперед. "Око" за 12-е число говорит: "Святыя мученицы Татияны. Зде же служба поется, празднику, и святому Саве Сербскому. Писана служба вся, святому Саве, в 14-й (день). Служба святей поется на Павечернице ". Под 14-м же числом говорится, что: "В сий же день отдается праздник святых Богоявлении...Служба же святаго Савы Сербского поется по 12-й (день), или когда хощет настоятель, или еклесиарх, и бывает бдение" .
Аналогичные указания и в Поморском (Выговском) уставе. Однако в нем за 14-е число уже нет упоминаний о св.Саве, он уже прочно переместился на 12-е число, "вытеснив" св.мученицу Татияну на Павечерницу.
В старопечатной Минее за 12-е число указание: "Аще изволит настоятель, да поем в сий день святителю Саве Сербскому". Сама же служба напечатана 14-м числом.
Несомненно то, что первоначальным "законным" днём святого Савы является именно 14 (27) января, подтверждается марковой главой в той же Минее - "О великом святители Саве Сербском, како ему служба поется со отданием Богоявления, аще есть храм святаго" . То есть в том случае, если память св.Савы - храмовый праздник, то действует исключение: служба святителю не переносится, а служится 14-го числа.
... Для сербского православия святой Сава - ето как для нас св.князь Владимир и прп.Сергий Радонежский вместе взятые (хотя, наверное, и такое сравнение не отражает глубины почитания). Сербская церковь часто именуется "святосавской".
Личность святого Савы символична еще и тем, что он, помимо своего статуса духовного родоначальника, является также и представителем славной княжеской династии Неманичей - он сын освоположника сербской государственности жупана Стефана Немани. Таким образом, сербская Церковь и сербское государство выросли не только из единого духовного корня, но и из единого кровного.
Издревле почитается святой Сава и на Руси. Очень интересную о связи св.Савы с русским православным миром написал А.Турилов. Позволю себе обширную цитату (святитель в ней именуется на "новый лад" - Саввой):
"Восстановление русско-южнославянских связей в конце XIV века через посредство монастырей Афона и Константинополя постепенно привело к распространению почитания св. Саввы на Руси. До середины XV столетия уместнее говорить о знакомстве образованной части русского общества (в первую очередь монашества) с почитанием этого святого у него на родине и на Афоне. В месяцесловах русских Евангелий и Апостолов начинает появляться память св. Саввы (старший пример в пергаменном Евангелии преподобного Кирилла Белозерского рубежа ХIV-ХV веков1), в служебниках — упоминание его имени (вместе с именем отца — св. Симеона) на литургии2, в тропарниках следованных Псалтырей — тропарь и кондак ему3, в составе новой (стишной или метрической) редакции Пролога распространяется краткое, но вполне содержательное житие4. Со временем число таких примеров исчисляется сотнями5, но все это пока свидетельства не особого почитания сербского святого на Руси, а следствие добросовестной работы русских переписчиков южнославянских оригиналов, работавших по принципу: «Все, что прямо не запрещено, — сохраняется...
Возникновение почитания святого Саввы в Московской Руси носило иной характер и было вызвано событиями собственной политической и церковной истории. В середине XV века для обоснования законности автокефалии Русской церкви московские книжники обратились к болгарскому и сербскому опыту прошлых столетий. Ими было написано «Сказание о болгарской и сербской патриархиях», помещенное в качестве предисловия к некоторым спискам кормчей и изданное вместе с нею в 1652 году. Значительную часть этого текста составило житие Саввы, замечательное тем, что его автор явно не обращался к литературным источникам, а пользовался устными преданиями, возможно, афонского происхождения. Создатель независимой сербской церкви изображен здесь юным язычником, не только постригшимся, но и крестившимся на Афоне «позднее обратившим в христианство своего отца и всю страну. Возможно, безвестного книжника натолкнуло на эту мысль устойчивое именование Саввы «учителем сербов». С этого времени можно говорить о ярко выраженном интересе на Руси к личности первого сербского архиепископа. Параллельно происходит «распространение службы святому в русских минеях. Трудно сказать, был ли к этому как-то причастен один из крупнейших писателей Руси XV века афонский инок и серб по происхождению Пахомий Логофет, но его авторство в отношении «Сказания...» в кормчей можно с уверенностью исключить. К концу столетия Московская Русь вполне осознает себя наследницей всего православного пира. И эту роль рано признали за ней другие православные славяне. В столицу будущего Третьего Рима прибывали за финансовой помощью посольства афонских монастырей и потомков сербских деспотов династии Бранковичей, живших в Венгерском королевстве, — знакомство с культом св. Саввы естественным образом происходило по обеим этим линиям. В 1517 году инок Исайя доставил в Москву с Афона пространное житие Саввы, написанное на рубеже ХIII-ХIV веков иеромонахом Феодосием. На новом месте этот памятник пользовался необыкновенной популярностью.
До нас дошло не менее 80 русских списков этого обширного жития, они сохранились даже в собраниях Сербии. В XVII веке сочинение имелось в любой значительной русской монастырской библиотеке. Очевидно, сыграло свою роль счастливое сочетание славы святого с действительно интересным повествованием. Однако это житие не только переписывалось самостоятельно, но и служило источником по сербской, болгарской и византийской истории для Русского Хронографа — всемирно-исторического свода, составленного между 1516 и 1522 годами в подмосковном Иосифо-Волоколамском монастыре и призванного обосновать исторические права Московской Руси как наследницы и преемницы всех православных держав.
Расцвет культа Саввы Сербского на Руси пришелся на правление Ивана Грозного. [Тому способствовало причудливое переплетение многих факторов: здесь развитие идей, заложенных в правление его отца Василия III, и почитание Саввы и Симеона как создателей сербской державы и церкви, связанное с принятием царского титула в 1547 году, и покровительство монастырям Афона, и династические корни (по матери — Елене Глинской — Иван IV был связан с сербским аристократическим родом Якшичей). Уже в начале царствования 1549 годов Савва и Симеон Сербские были официально канонизированы Русской церковью, внесены в число «новых чудотворцев» вместе с русскими святыми. С этого времени обычными становятся их изображения на русских иконах. Парное их изображение в молении помещено на столпе кремлевского Архангельского собора, служащего усыпальницей князей и царей. Хотя единоличных икон этих святых мало, они постоянно помещались на так называемых «минеях» — живописных месяцесловах, которые распространились в России с середины XVI века. В 1555 году образы Саввы и Симеона были вышиты вместе с главными русскими святыми и небесными покровителями царского семейства на кайме церковной завесы, вложенной Грозным в Хиландарский монастырь". В какой-то мере это был ответ на дар монастырского посольства, преподнесшего Ивану Васильевичу крест с мощами, который носил на себе святой Савва.
Уже в конце царствования «грозного царя» русскими миниатюристами были созданы иллюстрации к житию Саввы в том объеме, в каком оно было включено в Хронограф и в его составе вошло в знаменитый Лицевой летописный свод второй половины XVI века10. Несколько десятков миниатюр, иллюстрирующих житие, превосходят по объему все, что существует на эту тему в средневековом сербском искусстве. Какое-то время, пока отечественным исследователям не были доступны фрески Георгия Митрофановича в трапезной Хиландарского монастыря, посвященные житию Саввы (29 сцен, 1621), предполагалось даже, что оба цикла восходят к одному оригиналу — несохранившемуся лицевому житию первого сербского архиепископа. Однако разница иконографии миниатюр и стенописей и полное отсутствие балканских реалий в трудах русских мастеров указывают на то, что последние были вполне самостоятельны.
В XVII веке культ сербского святого стал уже неотъемлемой частью русской культуры и церковной жизни».

А как почитается у нас св.Сава сегодня? К сожалению, храмов, посвященных св.Саве, в России нет (по крайней мере, я о таковых не слышал). Поскольку день 14 (25) января - "именинный", то сербский первосвятитель практически полностью "заслоняется" празднованием св.мц.Татияны. Пытаюсь сейчас выяснить, как обстоит дело среди древлеправославных - соблюдается ли устав о переносе службы мученице на Павечерницу, или тоже следуют "более популярному" варианту?
...Между тем наследие св.Савы играет весьма заметную роль в мире древлеправославия. Именно его труды лежат в основе русской Кормчей. Вот что можно прочесть в "Энциклопедии" у семейских :
" В 1274 г. русская Церковь принимает как руководство для церковного управления т. н. сербскую Кормчую, - перевод Номоканона, сделанный ок. 1225 г. сербским архиепископом святым Савой. (Книга была прислана в Киев в 1262 году по просьбе митрополита Кирилла из Болгарии - d.n.) В течение последующих трех веков сербская Кормчая разошлась в России в большом количестве списков. Появились различные редакции... С 15 в. известны попытки исправления Кормчей, предпринимаемые митр. Киприаном, Иосифом Волоцким, Максимом Греком и др. В 17 в. при патр. Иосифе Кормчая еще раз была пересмотрена и напечатана в 1650 г. В большей части иосифовская Кормчая представляла собой сербский сборник. Едва она была напечатана и разошлась лишь в нескольких экземплярах ... Издание иосифовской Кормчей было повторено старообрядцами в Варшаве в 1785 г. В 1885 г. иосифовская Кормчая напечатана в типографии единоверцев, но с пропуском л. 393-402. ... Кормчая остается одной из самых почитаемых канонических книг у старообрядцев всех согласий" .

Имеются и другие "следы" святого Савы в русском каноническом наследии. Тот же А.Турилов отмечает:
"Тексты, написанные Саввой либо переведенные им или по его инициативе, довольно рано (хотя и не всегда при его жизни) стали достоянием русской книжности. В русских списках главной монашеской книги — Псалтыри — начиная с XIV века (более ранние примеры неизвестны, возможно, не сохранились) довольно обычно помещается своеобразное предисловие — «Указ, как держать Псалтырь», в котором его составитель именует себя иноком Саввой (иногда имя заменяется другим или опускается, но большинство списков содержат этот вариант); в сербской традиции оно распространено гораздо менее и в более поздних (не раньше XVI века) списках.
Сербский ученый В. Чорович установил чрезвычайную близость этого текста вводной главе Хиландарского типика; позднее это подтвердил на большом материале болгарский филолог Боню Ангелов. Совсем недавно обнаружилось, что Хиландарский типик был известен на Руси и целиком. В 1998 году болгарская исследовательница Климентина Иванова отыскала в собрании Белокриницкой старообрядческой митрополии, хранящемся в отделе рукописей БАН в Петербурге, русский список памятника XVI века, в заглавии которого текст приписан св. Савве Освященному, в честь которого выбрал свое монашеское имя будущий сербский архиепископ"
. (там же).

Почитание св.Савы установило крепкую духовную связь между церквями Руси и Сербии в эпоху Средневековья.
...Можно себе представить, как скорбит первосвятитель, видя то, что творят сегодня с Сербской Церковью его дальние приемники...
Святителю Христов Саво, моли Бога о нас.

Святителями называют тех святых Господа, которые были не только призваны Им свидетельствовать святое Его Имя, но и принимали самое серьезное участие в государственных делах, в трудах на ниве просвещения и образования. Святитель Савва Сербский относится именно к этой замечательной категории.
Его мирское имя – Ростислав (Растко) Неманич. Высокорожденный Растко был сыном сербского царя Стефана Немани и дочери греческого императора Романа. Даты его рождения сильно разнятся – от 1169 до 1174 – 1175 годов.

С детства его притягивала православная церковь – он посещал службы и проявлял большой интерес к иноческой жизни. Когда же ему исполнилась 17 лет, он повстречал русского инока, подвизавшегося на Святой Афонской горе, и последовал за ним в русский Пантелеймонов монастырь. Монастырь святого целителя Пантелеймона был отдан русскому иночеству с 1169 года, поэтому, усматривая в этом промысел Божий, исследователи и церковные биографы всё-таки склоняются в большей степени к тому, что дата рождения святого Саввы приходится на тот же год.

Царь Стефан, узнав об этом, был разгневан и отправил к Святому Афону дружину, заявив, что объявит войну области, в состав которой входил Святой Афон. Он видел в сыне наследника и преемника, и в его планы не входило потерять его в этом качестве навсегда. Но во время вечернего богослужения, когда воины выпили вин и уснули, утомленные переходом, миновав стражу, Растко пришел на вечернее богослужение и принял постриг с именем Саввы. Инок Савва с удрученными посланниками отослал родителям отрезанную при постриге прядь волос, мирскую одежду и письмо.

Через несколько лет его царственные родители также приняли монашество, царь Стефан стал иноком Симеоном (преподобный Стефан, в иночестве Симеон – день памяти 13 февраля по ст. ст.) и удалился в Ватопедский монастырь, где находился теперь и его сын.

Отец и сын обновили на Афоне Хилендарский монастырь, ставший теперь царским ставропигиальным монастырем и центром всего сербского монашества. В обновленном Хилендарском монастыре святой Савва принял сан диакона, а потом был рукоположен во пресвитерский сан. В Фессалониках (иначе Солуни) за его подвиги в монашестве святой Савва удостоился сана архимандрита, а в 1219 году он основал независимую (автокефальную) Сербскую Церковь и стал ее первым архиепископом. Хиротонию (рукоположение) произвел Вселенский Патриарх Герман, и было это на праздник Успения Богородицы в Никее.

Но положение архиепископа и необходимость много трудиться в качестве общественного деятеля теперь вынуждали святителя оставить дорогую его сердцу жизнь афонского монаха. Однако во сне ему явилась Богородица и призвала его отринуть уныние, поскольку рукоположенный в Ее праздник, он имел Ее своей Споручницей к Господу. Это видение привело в радость святого Савву, и далее он следовал по пути своего служения без уныния и сомнений. Это событие произвело на него замечательное впечатление, и в Фессалониках он заказал две иконы – Господа Иисуса Христа и Богоматери, передав их в храм Филокалии.

Уже тогда его деятельность сопровождалась чудотворными явлениями. Например, когда он на Божественной литургии или во время всенощной кадил над гробом преподобного Симеона – уже упокоившегося его отца, то от мощей преподобного разливалось благоухание, и они источали миро.

Венгерский король Владислав объявил Сербии войну, и на переговоры с ним, чтобы избавить страну от нашествия, отправился архиепископ Сербский. Переговоры не только закончились миром, но король Владислав принял православие.

Вместе с укреплением независимой Сербской Церкви святитель Савва заботился о сохранении и укреплении державности Сербии, венчая на царство членов царской семьи – прямых наследников преподобного Стефана (Симеона) и устраивая браки, способствующие укрепить добрососедство и союзничество с соседями.

Святитель Савва обошел всю Сербию, приводя местные иноческие уставы, которые иногда имели существенные различия, к единому афонскому образцу. Он строил и освящал церкви, везде утверждая и проповедуя Христову веру среди колеблющихся и верных православных.

Наступило время, когда святой Савва решил окончить свои дни в странничестве и, назначав своим преемником иеромонаха Арсения, отправился за пределы Сербии. Святитель прошел Палестину, Сирию, Персию, Вавилон, Египет и Анатолию (территория современной Турции). Здесь он посещал святые места, встречался с подвижниками Церкви. Его странствие было окончено в Болгарии в доме его родственника царя Асана, где мирно и с радостью он отошел ко Господу в 1237 году.

Память святителя Саввы, первого архиепископа Сербского, празднуется 12/25 января. Хотя отошел он к Господу 14 января по ст. ст., но день памяти перенесен на 12-е, возможно, потому, что святитель Савва покровительствует наукам и образованию, а память святой мученицы Татьяны, покровительницы студенчества, совершается в тот же день, 12 января.

Помимо великих исцелений, святитель оставил по себе очень важный для Православной Церкви труд – Кормчую книгу, сборник церковных и светских законов, по которым велось руководство церковной и мирской жизнью в славянских странах, где основной религией являлось православие. Кормчая святого Саввы – прототип печатной Кормчей 1653 года, изданной и переиздававшейся в Русской Православной Церкви. А Хилендарский монастырь до сих пор живет по Типику – своду правил, установленному святителем Саввой уже несколько веков назад, и славит его теплое святое имя.

Какое чудо произошло

Еще при жизни святой Савва Сербский удостоился от Господа дара чудотворения и исцеления. К нему, служившему у гробницы отца, приходили болящие, он молился, мазал их миром от мощей отца своего преподобного Симеона, и те возвращались домой исцеленными.

После перенесения мощей уже самого Саввы от двора болгарского царя Асана из Тырнова в Сербию, в церковь Милешево, количество исцелений от его останков многократно увеличилось. Болгары даже возроптали на царя, что он лишил их такой святыни. Тогда Асан воздвиг гробницу, в нее положил остатки гроба, в котором были мощи святого, и болгары продолжали получать исцеление от самого гроба святого Саввы.

Когда гробница для перенесения мощей была вскрыта, то от тела святого исходило благоухание, оно было и спустя время не тронуто тлением, и казалось, что святой просто уснул.

Мощи его покоились в Милешево до 1594 года. При захвате Сербии турки сожгли их на Врчаровой горе в Белграде, чтобы уничтожить саму память о великом святом. Но когда загорелся костер, от пламени ввысь простерся столп, сияющий всеми цветами радуги. Вскоре турки постыдно проиграли сражение, со временем Сербия была освобождена от османского ига, а память о святом Савве и чудесах, им творимых при жизни и по преставлении, никогда не исчезнет ни со страниц истории, ни из людских сердец. И это всё от промысла Божия – самого великого чуда из чудес в жизни каждого верующего.

Значение иконы

Святителя Савву, архиепископа Сербского, за многие его заслуги перед сербским православием и государственной историей, конечно, особо почитают в сербском народе. Но для Православной Церкви, для ее канонического существования он также сделал немало. Его почитают как покровителя наук и образования потому, что он немало сделал для просвещения и священнослужителей, и мирян. Его самоотверженные труды вдохновляли многих его учеников, бравших с него пример. Он сам был образцом дипломата и миротворца, а его краткое жизнеописание, данное нами только в общих чертах, рассказывает о том, сколько сил им было положено, сколько дорог пройдено для того, чтобы православная вера примиряла сердца и просвещала души. Это был подвиг святого и подвиг человека, и потому личность его вызывает столько искреннего уважения у тех, кто знаком с жизнью и деяниями преподобного святителя Саввы, архиепископа Сербского.