Основные мотивы лирики блока с примерами. Основные мотивы лирики Блока А.А




Рожденный в семье дворян-интеллигентов Александр Блок провел свои детские годы в атмосфере литературных интересов, что и привело его к поэтическому творчеству. Пятилетний Саша уже рифмовал. Серьезно же к поэзии обратился в гимназические годы.

Многообразная по темам и средствам выражения уникальная лирика Блока – это единое целое, отражение того пути, который был пройден поэтом и представителями его поколения. В трех томах находятся поистине лирические дневниковые записи, описание событий, чувств, душевных переживаний, которые происходили в его жизни. Сам мастер поэтического слова называет свои стихи «трилогией вочеловечения».

Первый том – это ожидание Прекрасной Дамы. Первый цикл «Ante lucem» являет собой предчувствие вечной женственности, которая через тьму приведет мир к гармонии. Вообще тема любви в лирике Блока представлена, пожалуй, шире всего. Твердя о картонности женщин, которых он любил, поэт видит в них звезды и нездешние дали. Недаром второй цикл носит название «Стихи о Прекрасной Даме».

Прекрасная Дама для него является воплощением вечного идеала красоты, а лирический герой – ее служителем, ожидающим будущего преображения жизни. Года проходят мимо поэта в этом предчувствии, а неизменная в совершенстве и дивной прелести Прекрасная Дама изменяет свое обличье, являясь то «девой», то «женой, облеченной в солнце».

Любовь для поэта – божественное чувство, а значит его возлюбленная – не простая земная девушка, а небесная сущность. Поэтому и звучат в его стихах слова о бессмертии, безграничности, всемогуществе, непостижимой премудрости.

Даже если в лирическом произведении речь идет о сугубо личном, все равно в нем ощущается «единство с миром». Этот мотив очень важен для понимания творчества Блока.

В третьем цикле «Распутья» стихи приобретают трагическое звучание. Основными мотивами становятся забвенье и сон. Душа лирического героя разрывается между высоким и низким, трагедией и фарсом, в его мир вторгается стихия балагана. Происходит подготовка к трагическому перелому в жизни и разрушению идеалов.

Вторая книга стихов Блока – это отражение перехода от божественной гармонии к земному хаосу. Балаганчик и «адская свита» приобретают устойчивые черты. Цикл «Город» – показ сосуществования двух реальностей: неземной гармонии и бесчеловечности города Петра. С одной стороны это находящаяся в городе Незнакомка – призрачный идеал, «сокровище», которое находится в душе поэта. С другой – «пьяницы с глазами кроликов», кричащие об истине в вине. Появляется и мотив смерти, постоянное предчувствие остановки жизни и прихода хаоса.

Цикл «Снежная маска» – это олицетворение стихии, вихря, в котором человек лишается своего лица, становящегося маской. Мировой вихрь, появляющийся здесь, затем в полной мере реализует себя в поэме «Двенадцать».

Возвращение лирического героя к жизни происходит в цикле «Фаина». Однако реальность – уже не та, что была ранее. В ней удивительно сливаются противоречия, что хорошо видно в стихотворении «Осенняя любовь». Так исподволь зреет мысль о несовершенстве мира, который изменить невозможно, а нужно приложить все усилия, чтобы его понять.

Последняя книга стихов Блока – это исследование человеческой души. Название цикла «Страшный мир» и стихов, входящих в него, «Пляски смерти», «Песнь ада», «Унижение» говорят само за себя.

Обращается поэт и к теме памяти в цикле «Возмездие». Забытье напоминает смерть («О доблестях, о подвигах, о славе…»), однако память – это всегда расплата, которой не избежать («Шаги командора»).

Цикл «Ямбы» представляет собой символ явления нового мира. Его лирический герой стремится постичь космос, но, придя к убеждению невозможности этого, возвращается к жизни общества. В основе цикла лежит стремление переделать жизнь согласно законам добра и справедливости («О, я хочу безумно жить »).

Исследование собственного мира и мира своей отчизны через познание чужой страны происходит в цикле «Итальянские стихи». «Разные стихотворения», «Арфы и скрипки» – эти циклы стихотворений продолжают исследовать тему памяти, в частности, исторической. А в «Кармен» еще и вплетается тема двоемирия, также характерная для творчества Блока.

Одним из заключительных циклов третьей поэтической книги является «Родина». У Блока образы женщины и отчизны тесно связаны между собой. Русь для него – это жена, возлюбленная. В ней совмещены европейские и азиатские черты, высокое и будничное начало. Родина поэта объединяет поэтичность, одухотворенность с нищетой и тоской. Чувство любви к отечеству помогает поэту верить в ее светлое грядущее, в то, что тяготы и препятствия на своем пути она обязательно преодолеет.

В духовном пути Блока-поэта видится путь человека, который жил в переломное, кризисное время. Его лирическая дорога пролегла от прекрасного идеала к постижению вечности.

    • А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы». Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души - идеала, присутствующего почти в каж­дом […]
    • Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины. Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души. Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько […]
    • Цикл «Город» входит во второй том лирической трилогии Блока. Стихи этого цикла наполнены реалистическими чертами жизни горожан и такими же реалистическими пейзажами. Блок описывал Петербург – этот город-призрак с особой атмосферой, о которой писали в своих произведениях многие русские писатели. Открывается цикл стихотворением «Петр». Речь в нем идет о русском царе-реформаторе Петре Первом, велением которого на холодных болотах был построен Петербург. Знаменитый памятник Петру возвышается над городом: И с […]
    • В третью книгу автобиографической трилогии «вочеловечения» Александра Блока входят циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», «Итальянские стихи», «Кармен», «На поле Куликовом», «Соловьиный сад», «Родина». На данном этапе художественного развития Блок разрабатывает идею и тему пути человеческой души в мире. Конечно, творчество Блока в этот период, как и в предыдущие годы, не сводится к одной теме. Лирика поэта многообразна, широка по тематике, сложна по технике стихосложения. […]
    • По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл «Родина» ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время […]
    • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в […]
    • Александр Блок был крупнейшим поэтом-символистом в русской литературе. Признание его как поэта-лирика было всеобщим и неоспоримым. При жизни Блок подготовил к изданию собрание своих стихотворений, которое рассматривал как своеобразную автобиографическую трилогию «вочеловечения». Главный герой трилогии – лирический герой-поэт. В собрании стихов отражен путь его духовного взросления, становления, исканий. Сама мысль о создании лирической «автобиографии души» уникальна. Автор говорит не о фактах, а о чувствах, […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и […]
    • Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, – о России. Эта тема получает развитие в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году, в неоконченной поэме «Возмездие» и в стихотворении «Скифы». Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле «На поле Куликовом». Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для утверждения этой мысли Блок употребляет прием […]
    • Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место в жизни А. Блока, она была для него поистине всеобъемлющей. Он считал тему о России своей темой, которой сознательно посвящал жизнь. У поэта с Россией образовалась явственная, кровная связь. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает «широкоохватный» образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней, с русской стариной, с […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Сонеты Уильяма Шекспира принадлежат к замечательным образцам лирической поэзии эпохи Возрождения. Всего Шекспиром создано 154 сонета. Большинство произведений раскрывают тему любви, но многие из них посвящены дружбе, философским размышлениям, а иногда в них отражаются вопросы художественного творчества. В богатом наследии Шекспира сонеты занимают особое место. Они не создавались автором для публикации, а были предназначены лишь для определенных лиц из ближайшего окружения поэта. Сонеты Шекспир начал писать в […]
    • 1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать «положительный» тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. «Левша» – одна из вершин художественного творчества писателя. Н. С. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. «Там, где стоит „Левша“, […]
    • «Слово о полку Игореве», созданное более восьми веков назад, является самым значительным памятником древнерусской культуры. Его изучают, им восхищаются и пытаются понять. Возможно, мы никогда не сможем постичь всю глубину и мудрость этого шедевра. Исследователи «Слова о полку Игореве» пришли к мнению, сто это произведение повествует не об отдельном человеке, а о всей Русской земле того времени. Образ князя Игоря собирательный и символизирует всех князей Древней Руси. С одной стороны, автор видит в своем герое […]
    • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
  • Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике Блока несколько ключевых слов. Так, К.И.Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока - «туманы» и «сны». Наблюдение критика соответствовало профессиональным «наклонностям» поэта. В «Записных книжках» Блока есть такая запись: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение». Для всего корпуса лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций. Они, эти образы и слова, наделяются не только словарными значениями, но и дополнительной смысловой энергией, впитывают новые семантические оттенки из ближайшего словесного окружения. Но не только контекст конкретного стихотворения определяет семантику таких слов-сигналов. Решающим для формирования значений отдельных слов в творчестве Блока оказывается цельный корпус его лирики.

    Можно, конечно, прочитать и как-то понять любое отдельное стихотворение Блока. Но чем больше его стихов мы читаем, тем богаче становится восприятие каждого стихотворения, потому что каждое произведение излучает «заряд» собственного смысла и одновременно «заряжается» смыслом других стихотворений. Благодаря сквозным мотивам лирика Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел от своих читателей, чтобы его лирика рассматривалась как единое произведение - как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечения».

    С чем же связана такая позиция автора множества прекрасных лирических стихотворений? Прежде всего с тем, что в центре его лирики - сама личность современного человека. Именно личность в ее отношениях со всем миром (и социальным, и природным, и «космическим») составляет ядро проблематики поэзии Блока. Такая проблематика до Блока традиционно воплощалась в жанре романа. Вспомним, что в качестве жанрового обозначения «Евгения Онегина» А.С.Пушкин использовал словосочетание «роман в стихах». В стихотворном романе Пушкина - отчетливый, хотя и незавершенный сюжет, многогеройная композиция персонажей, множество внесюжетных элементов, позволявших автору свободно «отступать» от повествовательных целей, «напрямую» обращаться к читателю, комментировать сам процесс создания романа и т.п.

    В лирическом «романе» Блока тоже есть своеобразный сюжет, но не событийный, а лирический - связанный с движением чувств и мыслей, с разворачиванием устойчивой системы мотивов. Если содержание пушкинского романа во многом определяется меняющейся дистанцией между автором и героем, то в блоковском лирическом «романе» такой дистанции нет: личность Блока и стала героем «трилогии вочеловечения». Вот почему по отношению к нему в литературоведении используется категория «лирического героя». Впервые этот термин, сегодня широко используемый и по отношению к творчеству других лириков, появился в работах замечательного литературоведа Ю.Н.Тынянова - в его статьях о поэзии Блока.

    Теоретическое содержание категории «лирический герой» - синтетический характер субъекта лирического высказывания: в местоименной форме «я» неразделимо сливаются мировоззренческие и психологические качества биографического «автора» и разнообразные «ролевые» проявления героя. Можно сказать об этом иначе: герой блоковской лирики может представать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощения одной души - одного мироощущении, одного способа мышления.

    Введение нового термина было вызвано тем, что «самой большой лирической темой» Блока, по словам Тынянова, стала сама личность поэта. Вот почему при всем разнообразии тематического материала, составляющего «предметный» фон блоковского «романа», лирическая трилогия от начала до конца остается моно-центричной. В этом отношении цельный корпус блоковской лирики можно сравнить с такими образцами прозаических моноцентрических романов, как «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Доктор Живаго» Б.Л.Пастернака. Для всех трех художников важнейшей категорией художественного мира была категория личности, а сюжетно-композиционные особенности их произведений прежде всего подчинены задаче раскрытия мира личности.

    Какова внешняя композиция блоковского «романа в стихах»? Поэт делит его на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из трех этапов «вочеловечения». «Вочеловечение» - слово из богословского лексикона: в христианской традиции оно обозначает явление Сына Человеческого, воплощение Бога в человеческом облике. Важно, что в поэтическом сознании Блока образ Христа связан с идеей творческой личности - художника, артиста, всей своей жизнью служащего пересозданию мира на основах добра и красоты, совершающего подвиг самоотречения ради осуществления этих идеалов.

    Путь такой личности - лирического героя романа - стал основой сюжета трилогии. В рамках каждого из трех этапов общего движения - множество частных эпизодов и ситуаций. В прозаическом романе, как правило, конкретный эпизод составляет содержание главы, в лирическом романе А.Блока - содержание стихотворного цикла, т.е. нескольких стихотворений, объединенных общностью ситуации. Для «романа пути» вполне естественно, что самой распространенной оказывается ситуация встречи - встречи лирического героя с другими «персонажами», с разнообразными фактами и явлениями социального или природного мира. На пути героя - реальные преграды и обманчивые миражи «болотных огней», соблазны и испытания, ошибки и подлинные открытия; путь изобилует поворотами и перекрестками, сомнениями и страданиями. Но главное, что каждый последующий эпизод обогащает героя духовным опытом и расширяет его кругозор: по мере движения пространство романа расширяется концентрическими кругами, так что в конце пути взор героя объемлет пространство всей России.

    Помимо внешней композиции, определяемой делением на книги (тома) и разделы (циклы), трилогия Блока организована и более сложной внутренней композицией - системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое. Мотив, в отличие от темы, - категория формально-содержательная: мотив в поэзии служит композиционной организации множества отдельных стихотворений в ощутимое лирическое целое (генетически термин «мотив» связан с музыкальной культурой и поначалу использовался в музыковедении. Впервые зафиксирован в «Музыкальном словаре» (1703) С. де Броссара).

    Поскольку прямые сюжетные связи между стихотворениями отсутствуют, мотив восполняет композиционную цельность стихотворного цикла или даже всей лирики поэта. Он создается многократно повторяющимися и варьирующимися от стихотворения к стихотворению лирическими ситуациями и образами (метафорами, символами, цветовыми обозначениями). Ассоциативный пунктир, прочерчиваемый в лирике поэта благодаря этим повторам и вариациям, выполняет структурообразующую функцию - объединяет стихотворения в лирическую книгу (эта роль мотива стала особенно важной в поэзии XX века).

    Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии - первого этапа пути поэта - «Стихи о Прекрасной Даме». Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л.Д.Менделеевой и увлечение философскими идеями В.С.Соловьева. В учении философа о Душе мира, или Вечной Женственности, Блока привлекала мысль о том, что именно через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Смысл любви, по Соловьеву, состоит в обретении личностью идеальной цельности, которая приблизит человека к высшему благу - «абсолютной солидарности», т.е. слиянию земного и небесного. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно суметь прозреть ее небесную природу.

    «Стихи о Прекрасной Даме» принципиально многоплановы. В той мере, в какой они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви - это произведения интимной лирики. Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле Блока важны не сами по себе - они используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном». «Способ восприятия» мира и соответствующий ему способ символизации в поэзии Блока этого времени - это способ всеобщих, универсальных аналогий и мировых «соответствий», - отмечает известная исследовательница Л.А.Колобаева.

    Каковы же эти аналогии, каков символистский «шифр» ранней лирики Блока? Вспомним, что такое символ для поэтов блоковского поколения. Это особый тип образа: он нацелен не на воссоздание явления в его материальной конкретности, но на передачу идеальных духовных начал. Составные части такого образа отчуждены от бытовых условий жизни, связи между ними ослаблены или опущены. Символический образ включает в себя элемент тайны: эту тайну нельзя логически разгадать, но можно вовлечь в интимное переживание, чтобы интуитивно проникнуть в мир «высших сущностей», прикоснуться к миру божества. Символ не просто многозначен: он включает два порядка смыслов, на равных началах свидетельствует о реальном и сверхреальном.

    Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет ожидания Встречи с возлюбленной. Эта Встреча преобразит мир и героя, соединит землю с небом. У частники этого сюжета- «он» и «она» . Драматизм ситуации ожидания - в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, поведение героя определяется ритуалом самозабвенного служения. «Он» - влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» - безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя.

    Поэт широко использует прилагательные с семантикой неопределенности и глаголы с семантикой безличности или пассивного созерцания: «неведомые тени», «нездешние видения», «непостижимая тайна»; «вечер придвинется», «все узнается», «жду», «слежу», «гадаю», «направляю взор» и т.п. Литературоведы часто называют первый том лирики Блока «стихотворным молитвенником»: в нем нет событийной динамики, герой застывает в коленопреклоненной позе, он «молча ждет», «тоскуя и любя»; ритуальность происходящего поддержана образными знаками религиозного служения - упоминаниями лампад, свечей, церковной ограды, - а также господством белого, алого и золотого цветов в живописной палитре.

    Основной раздел «Стихов о Прекрасной Даме» был в первом издании (в форме лирического сборника) назван «Неподвижность». Однако внешняя малоподвижность лирического героя компенсируется драматической сменой его настроений: светлые надежды сменяются сомнениями, ожидание любви осложняется боязнью ее крушения, нарастают настроения несовместимости земного и небесного. В хрестоматийном стихотворении «Предчувствую Тебя...» наряду с нетерпеливым ожиданием звучит важный мотив боязни Встречи. В миг воплощения Прекрасная Дама может превратиться в греховное создание, а ее нисхождение в мир - оказаться падением:

    Весь горизонт в огне, и близко появленье.
    Но страшно мне: изменишь облик Ты.
    И дерзкое возбудишь подозренье,
    Сменив в конце привычные черты.

    Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья». Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания уступает место настроениям недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. В поле зрения героя попадают приметы « повседневности »: быт городской бедноты, людское горе («Фабрика», «Из газет» и др.). «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

    Эти перемены отчетливо проявились во втором томе лирической трилогии. Если первый том лирики определялся мотивами ожидания Встречи и высокого служения, то новый этап лирического сюжета связан прежде всего с мотивами, погружения в жизненные стихии, или, используя формулу самого Блока, «мятежа лиловых миров». Сознание лирического героя обращено теперь к непридуманной жизни. Она является ему в стихиях природы (цикл «Пузыри земли»), урбанистической цивилизации (цикл «Город») и земной любви («Снежная маска»), В конечном счете череда встреч героя со стихиями приводит его к встрече с миром действительности. Изменяется само представление героя о сущности мира. Общая картина жизни резко усложняется: жизнь предстает в дисгармонии, это мир множества людей, драматических событий, борьбы. Важнее всего, однако, что в поле зрения героя теперь - национальная и общественная жизнь страны.

    Второй том лирики, соответствующий второму периоду творчества поэта, - самый сложный по структуре мотивов и многообразию интонаций (трагических и иронических, романтических и «балаганных»). Стихия - ключевой символ второго тома лирики. Этот символ в сознании поэта близок тому, что он называл «музыкой», - он связан с ощущением глубинной творческой сути бытия. Музыка в представлении Блока пребывает в природе, в любовном чувстве, в душе народа и в душе отдельного человека. Близость к стихиям природы и народной жизни обеспечивает человеку подлинность и силу его чувств. Однако сближение с многообразными стихиями становится для героя не только залогом наполненности жизни, но и серьезнейшим нравственным испытанием.

    Стихия не существует вне земных воплощений. Крайними воплощениями «земного» начала становятся в лирике поэта персонажи народной демонологии из цикла «Пузыри земли» (чертенята, колдуны, ведьмы, русалки), одновременно влекущие и пугающие. Среди «ржавых болот» постепенно исчезают былые порывы ввысь, к золоту и лазури: «Полюби эту вечность болот:/ Никогда не иссякнет их мощь». Пассивное растворение в стихиях может обернуться самодовлеющим скепсисом, забвением идеала.

    Меняется и облик героини любовной лирики - Прекрасная Дама вытеснена Незнакомкой, неотразимо-притягательной «посюсторонней» женщиной, шокирующей и одновременно очаровательной. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) контрастно соотнесены «низкая» действительность (дисгармоничная картина пригорода, компания завсегдатаев дешевого ресторана) - и «высокая» мечта лирического героя (пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». Дело в том, что Незнакомка одновременно и воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя «небесном» идеале, - и порождение «страшного мира» реальности, женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов». Образ оказывается двуликим, он строится на соединении несоединимого, на «кощунственном» совмещении прекрасного и отталкивающего.

    По мнению Л.А.Колобаевой, «двуплановость теперь иная, чем в «Стихах о Прекрасной Даме». Там образное движение направлено на то, чтобы в видимом, земном, человеческом, в любви прозреть чудо, нечто бесконечное, божественное, от «вещей» подняться «ввысь», к небу... Теперь двойственность образа не мистически возвышающая, а, напротив, развенчивающая, горько-отрезвляющая, ироническая». И все же эмоциональный итог стихотворения - не в сетованиях на иллюзорность красоты, а в утверждении ее тайны. Спасение лирического героя - в том, что он помнит - помнит о существовании любви безусловной («В моей душе лежит сокровище,/ И ключ поручен только мне!»).

    Стихотворения Блока с этих пор часто строятся как исповедь о том, что сквозь «мерзости» переживаемого дня пробивается - либо укором и сожалением, либо болью и надеждой - память об идеале. «Попирая святыни», лирический герой Блока жаждет верить; бросаясь в вихрь любовных измен, - тоскует о любви единственной.

    Новое мироощущение лирического героя повлекло за собой изменения в поэтике: резко возрастает интенсивность оксюморонных сочетаний, особое внимание уделяется музыкальной выразительности стиха, метафоры последовательно развиваются в самостоятельные лирические темы (один из характернейших образцов такого «плетения» метафор - стихотворение «Снежная завязь»). Вот как высказывался об одном из циклов второго тома («Снежная маска») Вяч. И.Иванов - крупнейший теоретик среди символистов 1900-х гг.: «По-моему, это апогей приближения нашей лирики к стихии музыки... Звук, ритмика, ассонансы пленительны; Упоительное, хмельное движение, хмель метели... Дивная тоска и дивная певучая сила!».

    Однако мир стихий способен полонить лирического героя, прервать его движение. Блок ощущает необходимость искать какие-то новые пути. В самом многообразии стихий необходим выбор. «Не значит ли понять все и полюбить все - даже враждебное, даже то, что требует отречения от самого дорогого для себя, - не значит ли это ничего не понять и ничего не полюбить? » - пишет он в 1908 г. Возникает потребность приподняться над стихийностью. Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл « Вольные мысли», знаменующий решающий переход к трезвому и четкому отношению к миру. Что же выносит лирический герой из опыта приобщения к стихиям? Главное - это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. От «антитезы» безверия и субъективности герой возвращается к вере, но его вера в идеальное начало жизни наполняется новыми смыслами по сравнению с ранней лирикой.

    Одно из принципиальных стихотворений второго тома - «О, весна без конца и без края...». В нем развивается один из важнейших мотивов лирики Блока - «и отвращение от жизни, и к ней безумная любовь». Жизнь открывается лирическому герою во всей неприглядности («томления рабьих трудов», «колодцы земных городов», «плач», «неудача»). И все же реакция героя на все проявления дисгармонии далека от однозначного неприятия. «Принимаю» - вот волевое решение лирического героя. Но это не пассивное смирение перед неизбежностью: герой предстает в облике воина, он готов противостоять несовершенству мира.

    Каким же выходит лирический герой из испытаний стихиями? Ему свойственно смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, испытать все напряжение страстей - во имя полноты познания жизни, принять ее такой, какая она есть - в сопряжении «прекрасного» и «страшного» начал, но вести вечный бой за ее совершенство. Лирический герой теперь «мужественно глядит в лицо миру». «В конце пути», как писал поэт в предисловии к сборнику «Земля в снегу», для него «расстилается одна вечная и бескрайная равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия».

    В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух частей трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир». Ведущий мотив цикла - омертвение мира современной городской цивилизации. Лаконичный выразительный образ этой цивилизации представлен знаменитым стихотворением «Ночь, улица, фонарь, аптека...». В орбиту этих сил духовной смерти попадает и лирический герой: он трагически переживает собственную греховность, в его душе нарастает ощущение смертельной усталости. Даже любовь теперь - чувство мучительное, оно не избавляет от одиночества, а только обостряет его. Вот почему лирический герой осознает как греховные поиски личного счастья. Счастье в «страшном мире» чревато душевной черствостью, моральной глухотой. Ощущение безысходности приобретает у героя всеохватный, космический характер:

    Миры летят. Года летят. Пустая

    Вселенная глядит в нас мраком глаз.

    А ты, душа, усталая, глухая,

    О счастии твердишь который раз?

    Образ огромной обобщающей силы создан в заключающем весь цикл стихотворении «Голос из хора». Здесь - апокалиптическое пророчество о грядущем торжестве зла:

    И век последний, ужасней всех,

    Увидим и вы и я.

    Все небо скроет гнусный грех,

    На всех устах застынет смех,

    Тоска небытия...

    Вот как комментирует эти строчки сам поэт: «Очень неприятные стихи... Лучше бы было этим словам остаться не сказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

    Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии - эта мысль развивается в двух небольших циклах «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, настигает человека за измену идеалу, за утрату памяти об абсолютном. Это возмездие - прежде всего суд собственной совести.

    Логическое развитие сюжета пути лирического героя - обращение к новым, безусловным ценностям - ценностям народной жизни, Родины. Тема России - важнейшая тема поэзии Блока. На одном из выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все - о России», - ответил Блок. Однако наиболее полно и глубоко эта тема воплощена в цикле «Родина».

    Перед этим важнейшим в «трилогии вочеловечения» циклом Блок помещает лирическую поэму «Соловьиный сад». Поэма воссоздает ситуацию решающего распутья в сюжете лирического романа. Она организована непримиримым конфликтом, исход которого не может не быть трагическим. Композиция строится на противопоставлении двух начал бытия, двух возможных путей лирического героя. Один из них - повседневный труд на скалистом берегу, томительное однообразие существования с его «зноем», скукой, обездоленностью. Другой - завлекающий музыкой «сад» счастья, любви, искусства:

    Не доносятся жизни проклятья

    В этот сад, обнесенный стеной...

    Поэт не пытается найти примирения «музыки» и «необходимости», чувства и долга; они с подчеркнутой суровостью разделены в поэме. Однако оба жизненных «берега» являют собой несомненные ценности для лирического героя: между ними он и блуждает (с «каменистого пути» сворачивает в соловьиный сад, но оттуда слышит призывный шум моря, «далекое рычанье прибоя»). В чем же причина ухода героя из соловьиного сада? Вовсе не в том, что он разочарован «сладкой песнью» любви. Эту чарующую силу, уводящую с «пустого» пути монотонного труда, герой не судит аскетическим судом и не лишает прав на существование.

    Возвращение из круга соловьиного сада - не идеальный поступок и не торжество «лучших» качеств героя над «худшими». Это трагический, подвижнический выход, связанный с потерей действительных ценностей (свободы, личного счастья, красоты). Лирический герой не может быть удовлетворен своим решением, как не мог бы обрести духовной гармонии, останься он в «саду». Его участь трагична: в каждом из необходимых, дорогих для него миров есть своя «правда», но правда неполная, односторонняя. Поэтому не только замкнутый «оградой высокой и длинной» сад рождает в душе героя ощущение сиротства, но и возвращение к скалистому берегу не избавляет его от тоскливого одиночества.

    И все же выбор сделан в пользу сурового долга. Это подвиг самоотречения, определяющий дальнейшую судьбу героя и позволяющий многое понять в творческой эволюции автора. Смысл своего пути и логику лирической трилогии Блок наиболее четко определил в одном из писем Андрею Белому: «...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, « возмездию » и... - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру... получившего право изучать формы... вглядываться в контуры «добра и зла» - ценой утраты части души».

    Выйдя из «Соловьиного сада», лирический герой трилогии расстается со «сладкой песнью» любви (важнейшая до сих пор любовная тема уступает место новой верховной ценности -- теме родины). Сразу вслед за поэмой в третьем томе «лирического романа» - цикл «Родина» - вершина «трилогии вочеловечения». В стихах о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики Блока составляет цикл « На поле Куликовом ». Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна в этих стихах лексика с семантикой возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым обнажаются нити, связывающие историю с современностью.

    Стихотворения строятся на противопоставлении двух миров. Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым личная судьба героя отождествляется с судьбой Родины, он готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль».

    Другой знаменитый образец патриотической лирики Блока - стихотворение «Россия» - начинается все тем же наречием «опять». Эта лексическая частность заслуживает комментария. Лирический герой трилогии уже прошел огромный путь - от неоформленных предчувствий грандиозных свершений - к ясному пониманию своего долга, от ожидания встречи с Прекрасной Дамой - к реальной встрече с «прекрасным и яростным» миром народной жизни. Но сам образ родины в восприятии лирического героя напоминает о прежних воплощениях его идеала. «Нищая Россия» наделена в стихотворении человеческими чертами. Подробности лирического пейзажа «перетекают » в портретные детали: «А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей». Выразительны портретные штрихи облика Руси в другом стихотворении цикла - «Новая Америка»: «Шопотливые, тихие речи, / Запылавшие щеки твои...».

    Для лирического героя любовь к Родине - не столько сыновнее, сколько интимное чувство. Потому образы Руси и Жены в лирике Блока очень близки. В облике России оживает память о Прекрасной Даме, хотя эта связь логически не явлена. Предыстория лирического «я» входит в структуру стихов о Родине, а сами эти стихи ретроспективно обогащают раннюю любовную лирику Блока, подтверждают мысль поэта о том, что все его стихи - о России. «...Две любви - к единственной женщине и к единственной на земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости, которые, по Блоку, имеют общую природу... И та, и другая любовь драматичны, в каждой свое неизбежное страдание, свой «крест», и поэт «бережно» несет его через всю жизнь...» -подчеркивает Л. А.Колобаева.

    Важнейший мотив стихов о Родине - мотив пути («До боли / Нам ясен долгий путь!»). В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь. Чтобы подвести итоги трилогии, воспользуемся формулой одного из крупнейших блоковедов - Д.Е.Максимова: «Путь Блока предстает... как некое восхождение, в котором «отвлеченное» становится «конкретнее», неясное - яснее, уединенное срастается с общенародным, вневременное, вечное - с историческим, в пассивном зарождается активное».

    БОУ « Самсоновская средняя общеобразовательнвя школа» Омская область, Тарского района

    Темы и образы ранней лирики А. Блока.

    «Стихи о Прекрасной Даме»

    Подготовила учитель

    русского языка и литературы

    Гапеева Раиса Николаевн


    Александр

    Александрович

    Блок

    1880 - 1921


    • познакомиться с особенностями ранней лирики поэта;
    • знать особенности поэтики А. Блока на основе произведений, вошедших в сборник “Стихи о Прекрасной Даме”;

    - развивать ассоциативное мышление и навыки анализа поэтического текста.


    Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени.... Я озарен - я жду твоих шагов.


    2. Какое слово можно было бы добавить?

    3. Кто избирал Дам сердца и в какие времена?


    Символизм это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции.

    Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.


    Владимир Соловьёв – поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Особенностью его философских взглядов было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д.


    А. Блок с женой Л.Д. Менделеевой (1903)

    Любовь Дмитриевна Менделеева (1898)




    Мы встречались с тобой на закате,

    Ты веслом рассекала залив.

    Я любил твое белое платье,

    Утонченность мечты разлюбив.

    Были странны безмолвные встречи.

    Впереди - на песчаной косе

    Загорались вечерние свечи.

    Кто-то думал о бледной красе.

    Все шесть лет об одном:

    с 1898 по 1904-й,

    Блок посвятил теме любви

    687 стихотворений!


    3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини ?

    4. Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение ?

    5. Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?


    1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

    2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

    3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини?

    4. Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?


    • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
    • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

    Название

    Особенности

    «Вхожу я в темные храмы»

    Год написания

    «Я, отрок, зажигаю свечи»

    Наличие конкретных черт в образе

    «Предчувствую Тебя»

    Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)

    Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

    Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.

    Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.


    • Как А. Блок изображает чувство любви?
    • Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

    Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.


    Домашнее задание:

    выучить стихотворение А.Блока наизусть


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    открытого урока по литературе

    на тему:

    «А.А. Блок. Мотивы лирики».

    Екатерина

    Александровна,

    Учитель русского

    Языка и литературы

    МОУ Гимназия №56»

    П. Красково

    Тема урока

    А.А.Блок. Мотивы лирики.

    Цели урока:

    Образовательные

    1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
    2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

    Развивающие

    1. Способствовать

    Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

    Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

    2) Закрепить навык

    По систематизации материала,

    Участия в дискуссии,

    Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

    Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

    Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

    Воспитательные

    Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

    Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

    Формировать представление о вечных ценностях,

    Воспитывать любовь к Родине,

    Воспитывать высокое отношение к женщине.

    Технологии:

    Проектная технология,

    Технология опережающего обучения,

    Технология группового обучения,

    Блочно-модульная технология,

    Технология исследовательского обучения.

    Межпредметные связи:

    История,

    Музыка,

    Живопись,

    Кино,

    Философия,

    Психология.

    Оборудование:

    Портрет Блока,

    Репродукции картин русских художников,

    Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

    Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

    Ярцевой,

    Схемы, опорные конспекты,

    Компьютер и мультимедийная доска.

    Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

    1) «Стихи о Прекрасной Даме».

    2) Цикл «Город».

    3) Тема Родины в поэзии Блока.

    4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

    План урока

    1. Слово учителя
    2. Проверка домашнего задания:

    Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

    Беседа по проекту «Город»

    3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

    4) Проверка домашнего задания:

    Проект «Родина в лирике Блока»,

    Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

    5) Итоги урока:

    Образы,

    Мотивы,

    6) Домашнее задание

    А.А. Блок. Мотивы лирики.

    Слово учителя

    Когда под забором в крапиве

    Несчастные кости сгниют,

    Какой-нибудь поздний историк

    Напишет внушительный труд…

    Вот только замучит проклятый,

    Ни в чём неповинных ребят

    Годами рожденья и смерти

    И ворохом скверных цитат…

    Печальная доля – так сложно,

    Так трудно мучительно жить,

    И стать достояньем доцента,

    И критиков новых плодить…

    Зарыться бы в снежном бурьяне,

    Забыться бы сном навсегда!

    Молчите, проклятые книги!

    Я вас не писал никогда.

    Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

    Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

    Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

    Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

    (Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

    Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

    Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

    Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

    Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

    (Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

    Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

    (Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

    Вопрос выступившей группе

    Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

    (Многое непонятно)

    Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

    (Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

    Вопрос классу

    Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

    (Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

    Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

    (Это Петербург)

    В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

    (В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

    Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

    (У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

    Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

    Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

    (Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

    Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

    Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

    (Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

    - «тлетворный дух»,

    - «детский плач»,

    - «кривится диск»,

    - «пьяное чудовище».

    Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

    Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

    Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

    (Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

    В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

    Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

    (Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

    Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

    (Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

    Вопрос классу

    Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

    Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

    (1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

    2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

    3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

    Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

    (Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

    Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

    Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

    Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

    Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

    Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

    (1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

    О любви,

    О Родине,

    О женщине,

    О России,

    О революции.

    2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

    Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

    Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

    Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

    (В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

    В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

    Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»


    А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к "сливкам" петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе. Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.

    В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д.И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни. На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.

    Первый сборник поэм Блока "Стихи о прекрасной даме", 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.

    В следующих поэтических сборниках Блока, "Город", 1908, и "Снежная маска", 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.

    Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном "Возмездии", 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть. Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы "Родина" и "Скифы". В "Скифах" Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.

    Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма "Двенадцать", 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.


    Александр Блок умер 7 августа 1921 года в Петербурге, оставленный многими друзьями молодости и лишенный последних иллюзий относительно новой власти.

    Основные темы творчества. Тема Родины . Блок определял Россию двойственно - то как "нищую" и "прекрасную" Русь, то как "Новую Америку": "Он не мог, да и не хотел соединить эти два начала, он осязательно противопоставлял их друг другу как враждебные, утверждая в этом противопоставлении романтику своего творчества". Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда”, она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.

    Тема любви. В творчестве А. Блока эта тема является одной из важнейших. В первой книге поэта - «Стихи о Прекрасной Даме», изданной в 1903 году, - дается романтическая трактовка любви как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир идеальный с миром реальным. Любовь в «Стихах о Прекрасной Даме» направлена не на какой-то конкретный объект. Предмет любви - Вечная Жена, Дева Радужных Ворот, это воплощение идеальной сущности женской души. Поэтому любовь здесь - порыв, ожидание, неизвестность.

    Тема города. Одной из ведущих тем лирического творчества поэта является тема урбанистическая - города-спрута, берущего в заложники, поглощающего личности, индивидуальности, даже физические тела своих жителей. Город Блока - это не реальный Петербург, хотя читатель без труда узнает в его стихах северную столицу. Это скорее «пейзаж души» лирического героя. Упоминание города встречается уже здесь - в стихотворениях конца 90-х годов XIX века. Город противопоставляется естественной жизни природы, причем преимущество в этом сравнении явно не на стороне первого. Ранний Блок - истинный романтик, его привлекает все прекрасное и возвышенное. Лирический герой пока еще четко отделяет себя от шумного, суетного города, физически - он часть его, но духовно – антипод. Если в ранних своих произведениях Блок четко отделяет себя - лирического героя - от остальных обитателей Петербурга, то теперь (1903) поэт - уже не романтический одиночка, не индивидуалист, он тонко чувствует беды и несчастья города, его жителей, не может закрывать на них глаза и продолжать описывать нереальные, сказочные миры, ища в них собственный покой и личное счастье. Например, стихотворение «Незнакомка» наполнено подробностями городского быта; читая его, мы не только видим картины петербургской жизни, но и отчетливо слышим пьяные окрики, детский плач, женский визг, скрип уключины. Описывая улицы, закоулки, кабаки Петербурга, Блок показывает трагедию русского человека начала XX века, судеб жителей родного поэту города.

    Лирическая героиня . Прекрасная дама у Блока - символическое значение утонченной, прекрасной, духовной сущности мира. Говоря в письмах к Андрею Белому о Ней, поэт имел в виду Душу Мира, Вечную Женственность, которая в его стихах представала в образе Прекрасной Дамы. Ее образ в лирике юного поэта символизировал неразрывность его любви к красоте земной женщины и красоте Вечной Женственности, знаменовал гармонию природы и культуры, чувственного и духовного восприятия мира. В стихотворениях этого поэта нет конкретных образов ни женщины, ни лирического героя. Нет его конкретных поступков, и переживания его неуловимы. Все образы лишь создают конкретную ситуацию. Лирический герой в своем стремлении найти нравственную опору готов верить любому обману. Таким желанным обманом и становится для него Прекрасная Дама. Это прослеживается во всех стихотворениях Блока, в том числе в “Незнакомке”.