Квоты по инвалидам для работодателей. Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю




Основная цель любой коммерческой организации — получение прибыли. Однако Российская Федерация — социальное государство, поэтому закон устанавливает для бизнеса требования и в социальной сфере. В частности, государство поддерживает инвалидов и молодежь, так как этим категориям граждан труднее всего найти работу. И главным инструментом содействия их занятости является квотирование рабочих мест.

Вопросы квотирования рабочих мест регулируются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.06.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ), Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017) и другими нормативными актами, в том числе субъектов Российской федерации.

Например, в Москве данный вопрос регулируется Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014; далее — Закон г. Москвы № 90). Также в Москве действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (утверждено Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП; далее — Положение о квотировании), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т. д.). Эти нормативные правовые акты определяют правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест.

Разберемся, что работодателю надо сделать, чтобы организовать работу с квотированием.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ

Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.

Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.

Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.

Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.

Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
. детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
. выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.

Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.

Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗМЕР КВОТЫ

Квоту организация рассчитывает самостоятельно, исходя из среднесписочной численности работников.

Обратите внимание, что при расчете квоты на инвалидов не учитываются рабочие места с вредными и опасными условиями труда (ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Пример
Среднесписочная численность работников в организации в Москве без учета рабочих мест с вредными условиями труда составляет 250 человек.
Размер квоты на инвалидов составит:
250×0,02 = 5 чел.

Возникает вопрос, как быть, если в результате расчета квоты получилось дробное число. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если возникнет такая ситуация, лучше всего уточнить в службе занятости, как поступить. Например, в Москве должностные лица службы занятости предлагают округлять результат расчета в меньшую сторону.

ШАГ 3. ИЗДАТЬ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ О КВОТИРОВАНИИ

Если понятно, что организация обязана заниматься квотированием, и размер квоты рассчитан, следует принять соответствующее положение, в котором определить размер квоты, порядок работы по квотированию и ответственное за этот процесс лицо.

ШАГ 4. ВСТАТЬ НА УЧЕТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Учет работодателей для целей квотирования, как правило, ведут местные центры занятности.

Рассмотрим порядок учета работодателей на примере Закона г. Москвы № 90.

В Москве работодателей, осуществляющих квотирование, учитывает Отдел квотирования рабочих мест Центра занятости населения города Москвы.

Работодатели в течение месяца после государственной регистрации в налоговых органах встают на учет в территориальном подразделении Отдела квотирования. При постановке на учет работодатели заполняют регистрационную карточку, которая подписывается руководителем организации и главным бухгалтером и заверяется печатью организации, а также представляют следующие сведения и нотариально удостоверенные документы:

Копию устава или учредительного договора;

Информационное письмо органов государственной статистики об учете в Статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики;

Данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 или, если работодатель не сдает форму в органы статистики, письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Обо всех изменениях регистрационных данных работодатель уведомляет территориальное подразделение Отдела квотирования.

Если у работодателя изменится место постановки на учет в налоговых органах, придется пройти перерегистрацию, а в случае ликвидации организации — сняться с учета.

Для снятия работодателя с учета представляется заявление работодателя о снятии с учета или решение собственника или судебных органов о ликвидации организации.

ШАГ 5. СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ ПО КВОТИРОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Какие именно формы необходимо сдавать, уточняйте непосредственно в службе занятости вашего региона.

Например, работодатели г. Москвы ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны предоставлять в территориальное подразделение Отдела квотирования сведения о выполнении установленной квоты по определенной форме.
Предоставлять эти сведения в Москве можно также через «Личный кабинет» Интерактивного портала Центра занятости населения (https://czn.mos.ru/).

Также работодатели обязаны представлять в органы статистики отчет по установленной форме. Форму № П-4 заполняют организации всех видов экономической деятельности и форм собственности, кроме субъектов малого предпринимательства.

В случае непредставления этой формы организацию могут привлечь к ответственности по ст. 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа:

На должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (при повторном нарушении — от 30 000 до 50 000 руб.);

На организацию — от 20 000 до 70 000 руб. (при повторном нарушении — от 100 000 до 150 000 руб.).

Ю. Ю. Жижерина,
директор по персоналу

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Имея инвалидность, найти работу в нашей стране довольно сложно. Не каждый предприниматель согласится работать с человеком с ограниченными возможностями, ведь здоровье не позволяет таким людям трудиться на уровне с прочими. Иные также заранее прогнозируют, что прием на работу инвалида 3 группы - это гарантия того, что человек будет все время на больничных вместо рабочего места. Конечно, это лишь стереотип, но развенчать его пока не получается. Впрочем, в реальности проблем с инвалидами гораздо меньше, чем со многими здоровыми людьми, но приходится всякий раз доказывать это на практике. Чтобы руководитель издал приказ на прием на работу инвалида, усилия прикладывает не только сам человек, доказывая, что он справится с работой, но и государство, дающее фирме преференции, если среди персонала есть лица с ограниченными возможностями.

Льготы и права: можно ли на что-то рассчитывать?

Если инвалид находит рабочее место, он вправе настаивать на льготах, дополнительных преференциях, положенных ему законами. В нашей стране довольно сильное социальное законодательство, из действующих норм следуют определенные преимущества, которыми стоит пользоваться. Работают социальные программы, помогающие найти рабочее место, адаптироваться.

В ТК содержатся правовые нормы, указывающие, что при приеме на работу инвалида 2 группы необходимо предоставлять такому человеку более мягкие условия. Действуют дополнительные законодательные акты, регламентирующие права трудящихся инвалидов. Первая и самая важная норма - сокращенный рабочий день. Рабочая неделя по закону о приеме инвалидов на работу - 35 часов. Как долго работать в течение одного дня, решают в каждом отдельном случае индивидуально, учитывая результаты медицинского обследования, где содержатся рекомендации по максимальной продолжительности.

Работаем и отдыхаем

В те дни, когда выход на работу необязателен - выходные, праздники - привлечь инвалида можно только в том случае, когда работник соглашается и подписывает бумагу, чем подтверждает свое согласие. Аналогичны нормативы и для случаев, когда нужно выйти во внеурочное время или проработать большее число часов, нежели полагается по трудовому договору. Впрочем, даже при согласии работника такая деятельность не всегда возможна - сперва нужно уточнить, не противоречит ли это медицинскому заключению.

Если руководитель принял решение в пользу приема на работу инвалида, кадровой службе придется тщательно следить за временными нормативами. По закону отпуск людям с ограниченными возможностями положен длительностью 30 дней. Дополнительно у каждого сотрудника, имеющего инвалидность, есть право в год взять до 60 дней отпуска без оплаты, за свой счет. Установленный законами порядок приема инвалида на работу и сотрудничества с таким человеком исключает возможность отказать в отпуске за свой счет.

Государство раздает «плюшки»

По закону положены льготы работодателям при приеме на работу инвалидов. Систему разработали, чтобы предприниматели с большей охотой сотрудничали с людьми с ограниченными возможностями. Но получить преимущества могут только те, кто оформляют инвалида на работу в строгом соответствии с ТК, а также предоставляют ему все положенные преференции.

Все по правилам

По законам нашей страны, прием на работу инвалида начинается с изучения пакета документов, представляемого в кадровую службу соискателем должности. Ему придется принести с собой не только те документы, которые предъявляют все граждане нашей страны, но также медицинскую справку, подтверждающую факт инвалидности. Необходимо, чтобы документ был заверен МСЭ. Дополнительно кадровая служба нуждается в экземпляре ИПР - реабилитационной программы.

Не предоставив документы кадровикам, нельзя рассчитывать на официальное оформление по установленному порядку. Но если все бумаги были направлены отделу по работе с персоналом и руководство постановило издать приказ о приеме на работу инвалида (образец этого документа должен содержаться среди прочих образцов внутренних документов в инструкции по делопроизводству), тогда нужно оборудовать рабочее место, учитывая особенности здоровья человека. При этом ориентируются на рекомендации ИПР, стремятся к созданию такого места, где бы работник не просто был в комфорте, но дополнительно реабилитировался.

Куда пойти?

Довольно часты в современных компаниях отказы в приеме на работу инвалида, так как руководители боятся связываться с людьми, нуждающимися в специальных условиях, преференциях и льготах. Государство, разрабатывая меры поддержки людей с ограниченными возможностями, ввело специальный список рабочих мест, доступных для инвалидов разных категорий. При составлении списка учитывались особенности здоровья и специфика различных рабочих мест. В то же время ограничений по трудоустройству нет. Если инвалида согласны взять на рабочее место вне этого списка, и его самого устраивают условия, по ТК он имеет полное право трудиться в выбранной компании.

Если долгое время не удается найти для себя подходящего места, стоит обратиться в специализированное предприятие в населённом пункте, где человек проживает. Практически во всех областных центрах есть компании, работающие в первую очередь с инвалидами. Это государственные предприятия, изначально открытые, чтобы осуществлять прием на работу инвалидов. Зачастую они организованы по конкретному признаку: предприятия, куда приглашают глухих, общество, где работают слепые, и тому подобные. Это стабильные места, куда нужно просто принести документы при приеме на работу инвалида, подтвердить свой статус, а затем пользоваться всеми привилегиями, даваемыми государством, но вот оплата зачастую мизерная.

Есть ли альтернатива?

Если для инвалида важно не просто иметь хоть какое-то место работы, чтобы не сидеть без дела, но необходимо зарабатывать на хлеб насущный, тогда приходится искать менее надежные варианты частных предприятий, и здесь высока вероятность отказа на собеседованиях. По закону у предпринимателей есть льготы при приеме на работу инвалидов, но не все готовы взять человека с ограниченными возможностями даже на таких условиях - и это несмотря на необходимость уплаты штрафа. Аргументируют это тем, что создавать условия для работы инвалида слишком дорого и сложно.

Еще одна возможность работать человеку с инвалидностью - это фрилансерская деятельность, позволяющая трудиться, не покидая стен родного дома. При этом работодатель избавлен от необходимости создавать условия труда, он платит только по факту за сделанное, но и не получает льгот. Работают таким образом, изготавливая на дому оловянных солдатиков, швеями, журналистами. Но нужно быть внимательными: многие фирмы обещают трудоустройство, но оттягивают и оттягивают этот момент. Это означает, что они не уплачивают налоги за трудящихся на дому людей, то есть не начисляется трудовой стаж.

Льготы: дома, в гостях

У нас действует довольно непростая система, поэтому разобраться, какие льготы при приеме на работу инвалида получает предприниматель, нелегко. Многое зависит от типа организации, от числа инвалидов среди постоянных рабочих, процентного соотношения. К примеру, вышеупомянутые общества инвалидов вовсе не должны платить НДС, земельный налог и налог на имущество. Но распространяется это только на такие организации, у которых 80 % штата - люди с ограниченными возможностями. В некоторой степени это является законной защитой от получения поддельного статуса.

Если общество инвалидов вложило деньги в уставной капитал предприятия, тогда оно получает те же преференции, что и общество. В этом случае размер квоты для приема на работу инвалидов - 50 %, получающих не менее четверти от фонда зарплаты. При проведении расчетов учитывают исключительно штатный персонал. Если кто-то трудится в рамках гражданско-правовых договоров (ГПД), таких работников для выведения пропорций не учитывают.

Кому что еще перепадет?

Можно рассчитывать на определенные льготы, если половина персонала (25 % заработного фонда) принадлежат к числу людей с ограниченными возможностями. В таких организациях прием на работу инвалида позволяет получить доступ к социальным программам, что сокращает расходы компании, уменьшает сумму, с которой будут сниматься налоги. При этом важно учитывать, что заработная плата инвалиду уплачивается с вычетом меньшего процента на страховые взносы.

В целом логика довольно простая: чем более важно предприятие для социума (что выражается в количестве трудоустроенных инвалидов), тем оно получает больше привилегий. А это, в свою очередь, ведет к тому, что государство соглашается тратить на значимое лицо бюджетные деньги.

Довольно близкая к установленной в России система действует в Польше. Здесь тоже работают компании, имеется выполнение квоты для приема на работу инвалидов, дабы получить ряд преференций. На льготы рассчитывают компании, у которых инвалидов 30% и больше. Это называют «защищенный труд» и дают льготы на налогообложение. Руководителей обязывают заботиться о персонале, чтобы люди могли проходить ускоренную программу реабилитации.

Еще одна система в Польше, других европейских государствах - это выполнение установленных квот для приема на работу инвалидов: преференции получает фирма, в которой трудится от 5 процентов инвалидов и больше. Рассчитывать на выгоду могут компании, штат которых состоит не менее чем из 20 работников. Более того, если этих пяти процентов нет, фирму могут приговорить к штрафу. Суммы существенные - до трех тысяч евро.

Работает ли это?

Надо сказать, европейские предприниматели не очень сильно отличаются от наших соотечественников. Как у нас приходится платить штраф, отказывая в приеме на работу (обходится дешевле, нежели оборудование места), так европейская логика сходная. В среднем предприятию, чтобы сделать полноценное место, придется вложить большие деньги, нежели разовый штраф, и работодатели не выполняют установленные квоты для приема на работу инвалидов.

Дополнительная сложность сопряжена с увольнением. Сделать это законно очень сложно, процедура длительная. Зато специальные преференции получают открывающие собственный бизнес инвалиды, но только когда предприниматель обладает небольшим доходом. Стоит разбогатеть, и преимущества от государства испарятся. Выглядит это разумно, иначе многие пожелали бы открыть дело под липовым именем больной бабули.

Квоты, льготы и правила

Возвращаясь к России, нужно отметить, что нормативы социального законодательства в нашей стране довольно строгие. Обусловлено это тем, что недопустима дискриминация, в том числе в трудовой сфере. При этом инвалиды, которым установили третью группу, устраиваются на рабочее место практически в том же порядке, как и обычные люди без нарушений здоровья, большинство причастных ко второй группе может рассчитывать на такие же условия. Сложнее всего приходится тем, кому поставили первую группу. Работодателю придется уделять такому сотруднику особенное внимание, чтобы работа была результативной, а сам человек мог развиваться. В то же время есть вероятность, что при первой группе человек вовсе нетрудоспособен.

Чтобы организовать выполнение квоты для приема на работу инвалидов, с самого начала внимательно относятся к процессу. Еще на этапе оформления документации нужно убедиться, что приходящие на предприятие лица поняли и осознали содержание локальных нормативных актов (ЛНА), принятых в фирме. Необходимо у каждого человека взять полный комплект подписей, удостоверяющих, что люди ознакомлены с бумагами. Это делают еще до момента подписания договора, регламентирующего отношения работодателя и работника.

Особенные ситуации

Если человек достиг 18 лет, тогда ему устанавливают категорию инвалидности, но если на работу хочет устроиться несовершеннолетний, он приходит со статусом «ребенок-инвалид». Принять его можно, сперва организовав осмотр соискателя докторами. Затем желающего работать знакомят с ЛНА, берут подписи, оформляют трудовой договор и оформляют приказ, тем самым устанавливая, что человек принят в штат.

При этом инвалиды могут пользоваться правами на социальные гарантии (они даны государством и законами), могут пренебрегать ими. Можно воспользоваться правами еще на моменте оформления трудовых отношений или уже во время работы. На этапе оформления трудовых отношений воспользоваться правами можно, потребовав включить в документ упоминание о специальном режиме трудового дня, длительности отпуска, за который будет начисляться оплата. Дополнительно можно потребовать оформления рабочего места в соответствии с особенностями здоровья конкретного работника.

А если опоздали?

Возможна ситуация, когда человек уже устроился на работу, а документы об инвалидности еще не предоставил. Чтобы получить доступ к положенным по закону преференциям, необходимо не просто принести в кадровый отдел недостающую документацию. Юристы компании составят дополнительное соглашение, где обговорят специальные условия, применимые к инвалиду, но не прописанные в основном договоре. Только после заключения такого соглашения можно будет продолжать работу.

Возможна и такая ситуация, когда уже в ходе рабочего процесса выяснилось, что по медицинским показаниям человеку на выбранном месте работать запрещено. Перезаключить договоренность не получится, единственный выход - прекратить трудовые отношения. Об этом говорит ТК в первой части 77-й статьи.

Квоты: да или нет?

Квоты на прием инвалидов пугают многих бизнесменов, располагающих довольно большим штатом. Казалось бы, по закону нужно взять некий процент инвалидов на работу, но нет желания на это или у руководства, или у соискателей. В любом варианте кажется, что штрафа не избежать.

По закону квота представляет собой такое минимальное количество рабочих мест, которые нужно оформить, чтобы могли работать инвалиды. Берут сюда только людей с ограниченными возможностями. О выделении квот законодательство содержит нормативы с 1995 года, когда был принят 181-й ФЗ. Нормативы распространяются только на компании, в которых трудится более 35 человек. Выполнять их по закону должны все организации. Дополнительно на уровне регионов принимают акты, регламентирующие размер квоты.

Волшебная математика

Как посчитать, сколько инвалидов нужно принять на работу? Предположим, вопросом задался руководитель фирмы А, штат которой насчитывает 120 устроенных с оформлением трудового договора человек. На уровне субъекта нормативные акты регламентируют квоту в размере 2 процентов для фирм, в которых трудоустроено более сотни человек. Простейшие расчеты дают, что два процента от 120 человек - это 2,4. Округление всегда производится в большую сторону, то есть в фирму нужно принять трех инвалидов.

Если предприятие уже имеет в штате инвалидов, они учитываются при расчете квоты. Принимается ЛНА, в котором указывается, что для инвалидов оборудуют рабочие места. Если таких людей в штате меньше, нежели показал расчет квоты, нужно оборудовать подходящие рабочие места и включить пустующую должность, которую может занять соискатель с ограниченными возможностями. При этом в штат принимают соискателя, найденного самостоятельно или направленного от службы занятости.

Работаем правильно

По закону задача предпринимателя - создать такие рабочие места, где могут работать люди с ограниченными возможностями. Предположим, предприятие рассчитало квоту, согласилось принять нескольких инвалидов, чтобы закрыть ее, но специальных условий труда этим людям не создало. По закону это рассматривается как незакрытая квота. Оформление трудовых отношений осуществляется посредством трудового договора. Если с инвалидом заключают ГПД, договор подряда, то это не отражается на закрытии квоты.

Поиск рабочего места инвалид может производить своими силами или с помощью социальной службы. Второй вариант эффективнее, дополнительно есть право на пособие по безработице. Если предприятие не выполнило квоту, но отказало в приеме на работе инвалиду, оно может быть оштрафовано. Отказ может быть обоснован, тогда компании ничего не грозит. Безболезненно не принять лицо с ограничениями возможно, если его деловые качества не соответствуют должности, на которую претендует соискатель. Решать, связан ли отказ с качествами человека или его инвалидностью, социальным службам. При любом сомнении государственная инстанция направляет документацию в суд для справедливого разбирательства.

Впрочем, не все так плохо. Если принять лицо с ограниченными возможностями на работу, тем самым можно обеспечить себе льготы, финансовые поблажки, а также дополнительное финансирование из бюджетных денег на оформление рабочего места. Любые расходы, связанные с поддержкой этой категории граждан, относят к числу прочих, то есть они не облагаются налогами.

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Квотирование рабочих мест

Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон «О занятости в РФ» 4 , а также Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 5 . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11–1 квотирование не распространяется на государственную службу.

Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6 . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.

Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем, установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций – подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой 10 .

Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Кому не требуется резервировать рабочие места

Резервирование рабочих мест не требуется:

  • организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
  • общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию – при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее – Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

В силу положений Закона РФ «О занятости» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам…

Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона – обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

5 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. от 02.07.2013 // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

6 Приказ Росстата от 13.10.2008 № 258 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников». Утратил силу.

7 Закон Камчатского края от 11.06.2009 № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

8 Шишкина Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. 2013. № 7–8.

9 Кокурина М.А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. 2012. № 22.

Раскрывает данное понятие ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» . Из него выделяются признаки лиц данной категории.

1. Проблемы со здоровьем, связанные с хроническими расстройствами.

2. Необходимость в социальной защите.

3. Объективная необходимость в социальной защите.

4. Ограничение жизнедеятельности (I, II, III группы).

Детям, которым еще не исполнилось 18 лет , присваивается статус «ребенок-инвалид» без указания группы . Лицам старше этого возраста присваивается та или иная группа. У каждой группы имеется свой срок.

Ниже представлен перечень документов, регламентирующих прием на работу людей с ограничениями на территории РФ.

Они помогут разобраться во всех тонкостях вопроса:

  • №1031н от 24.11.2010 года ;
  • приказ №664н , изданный Министерством труда и социальной защиты 2014 года;
  • федеральный закон №181-ФЗ с правками от 2014 года «Социальная защита инвалидов в РФ»;
  • приказ Министерства Здравоохранения и социального развития России №379н от 2008 года ;
  • статьи Трудового кодекса Российской Федерации ( , , , , и ).

ВАЖНО! Инвалид имеет право не предоставлять справку об инвалидности при устройстве на работу. Он может вообще не сообщать о своем статусе работодателю.

Тонкости приема на работу

Первым делом кадровик должен ознакомиться с потенциальным работником и подходящими для него условиями труда. Оценка должна проходить в рамках законодательства. Необоснованный отказ является неправомерным .

СПРАВКА: Работодатель не вправе отказать , если работник направлен по квоте . Если человек пришел устраиваться самостоятельно без направления от службы занятости, то он принимается на общих основаниях исходя из его профессиональных качеств .

Информация об инвалидности должна быть подтверждена документально только в том случае, если этого не требует трудовой договор. Опять же по квоте.

О наличии каких-то противопоказаний или особых рекомендаций относительно рабочих условий можно узнать из следующих документов:

  • заключение медицинской экспертизы;
  • программ реабилитации (индивидуальная).

Индивидуальная программа реабилитации

На предприятии любой формы собственности должны создаваться специальные условия труда , отвечающие рекомендациям программы реабилитации.

В программу занесены сведения о противопоказаниях на некоторые виды работ, обозначены необходимые условия труда.

Указывается все вплоть до продолжительности рабочего дня.

Документ выдается на руки инвалиду вместе со справкой, устанавливающей его статус. Для человека с ограниченными возможностями реабилитационная программа является рекомендацией , от которой можно отказаться полностью или частично.

ВНИМАНИЕ! ИПР сотрудника с ограниченными возможностями обязательно должна выполняться каждой организацией.

Гарантии и льготы

По законодательству люди с ограничениями по здоровью имеют индивидуальный рабочий процесс.

Рабочие часы

У инвалидов I и II групп рабочая неделя сокращается до 35 часов , и это никак не отражается на зарплате. Для инвалидов III группы — 40-часовая неделя остается без изменений. Но если в его ИПР указано, что она должна быть меньше, то работодатель обязан следовать этому пункту.

Также Трудовой кодекс РФ регламентирует продолжительность рабочей смены. Для инвалидов она указывается в медицинском заключении без привязки к группе.

Время отдыха

Инвалиды имеют дополнительные гарантии и в этом трудовом вопросе:

  • их можно привлекать к работе в выходные дни и праздники, только если это не запрещает медицинское заключение;
  • оплачиваемый отпуск – 30 дней в год (не меньше);
  • могут взять неоплачиваемый отпуск — 60 суток в год.

ВАЖНО! Законом не запрещено принимать инвалида на . И на него буду действовать общие нормы (глава 44 ТК РФ). А, значит, его рабочее время не сокращается. Все льготы и гарантии он будет получать на основной работе.

Расчет зарплаты

Зарплата инвалидам рассчитывается исходя из локально-нормативных актов предприятия, как и всем прочим сотрудникам.

Имеются лишь некоторые особенности:

  • определенная инвалидность дает право на налоговый вычет в 3 тысячи рублей ;
  • при инвалидности I, II группы и с детства имеют право на налоговый вычет , независящий от уровня зарплаты – 500 рублей;
  • пониженные тарифы при выплате страховых взносов.

Квотирование рабочих мест

Законодательство РФ обеспечивает людям с ограниченными возможностями определенные гарантии и льготы в вопросах трудоустройства . Ни для кого не секрет, что работодатели не стремятся принимать таких работников. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию государство устанавливает квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов — это минимальное количество рабочих мест (от среднесписочной численности работников организации) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

В законе №181-ФЗ прописано, что организации с численностью больше 100 человек обязаны принимать работников-инвалидов. Их количество определено: 2-4% от усредненной численности штата. Также делается региональная поправка.

Такие организации состоят на учете у учреждений, которые занимаются квотированием рабочих мест.

ВНИМАНИЕ! Отказ в приеме на работу инвалида по квоте карается штрафом (2-3 тысячи рублей). Он накладывается на руководителя предприятия.

Льготы для работодателя

Государственная система предоставляет льготы работодателям при приеме на работу инвалидов (1, 2, 3 групп соответственно) некоторые послабления для ведения экономической деятельности.

1. Получение невозвращаемой ссуды на обустройство рабочего места для работника с ограничениями по здоровью.

2. Льготы по уплате НДС .

3. Освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат и вознаграждений (до 100 тысяч рублей в течение налогового периода на каждого инвалида любой группы).

ВАЖНО! Стоит учесть, что каких-то специальных послаблений в области обязательного пенсионного страхования закон не предусматривает.

Чтобы воспользоваться перечисленными послаблениями, работодателю необходимо оформить работника-инвалида по всем правилам и соблюдать строгую и своевременную отчетность.

Отказ в найме

Получив необоснованный отказ , инвалид имеет право подать иск о дискриминации. И он выиграет это дело.

В этом случае суд обяжет организацию заключить трудовой договор с указанной даты.

Также будет взыскана неполученная зарплата.

Инвалиду можно отказать, только если он устраивается не по квоте . Или проходит по квоте, но вакансия ему противопоказана по состоянию здоровья. О чем делается соответствующая отметка в направлении от центра занятости.

Любой работодатель при найме на работу инвалида обязан учитывать нормы законодательства , создавая ему подходящие рабочие условия.

Полезное видео

О правах инвалидов на труд, правилах трудоустройства, индивидуальной программе реабилитации — вы узнаете в данном видео: