Какой крестик нужно носить на теле. Как носить нательный крестик






Крест для верующих – это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.


Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).


Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».


Как выбрать нательный крестик?


Нательный крест – это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.


Можно ли носить кресты с католическим распятием?


Главное условие в православной иконографии – фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя. Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках. Глава, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем. Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.


Как освятить нательный крест?


Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.


Что делать с найденным нательным крестом?


Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.


Можно ли дарить нательный крест?


Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.


Главные различия православного и католического распятия


1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;


2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события. На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.


Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается. В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя


Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.


Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.










(католическое распятие) (православное распятие)


Некоторые детали


В православном распятии раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела.


Отличительный признак католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)


Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.


В православном кресте, в отличие от католического, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых.


Терновый венец - атрибут католического распятия. В православной традиции он встречается редко (например, на пасхальных артосах).











(католический крестик) (православный крестик)


Общие черты


Преподобный Феодор Студит еще в IX веке учил, что «крест всякой формы есть истинный крест». «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» - говорил святитель Дмитрий Ростовский.


Очевидно, в католицизме нет четких правил по поводку распятия. На древнейших распятиях Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.


То есть в романскую эпоху, или на востоке, где сохранялась греческая традиция между правсолавным и католическим распятием нет существенных отличий. Собственно натурализм и реализм появляется на Западе в готическую эпоху и получает особое развитие в эпоху барокко. Черты этого натурализма перешли и в русскую религиозную живопись Синодального периода, хотя, конечно же, они не считаются образцами канона.


Конечно православные и католические распятия изображают две стороны одного и того же события. И на католических образах, где изображены страдания, смерть и безысходность подразумевается дальнейшее воскресение и победа Спасителя. И, глядя на православные распятия, где изображен торжествующий Господь - Победитель, мы понимаем, что Он пострадал за грехи всего мира.


На одном из типов католических Распятий, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). А в Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями.


Как выбрать золотую цепочку для крестика?


Давайте заглянем в дамскую коллекцию украшений, спрятанную в изысканной шкатулке. Скорее всего, там найдется одна или даже несколько золотых цепочек. Но ведь дело не в количестве, а в том, чтобы украшение идеально смотрелось именно на вас. Как же правильно выбрать цепочку из золота?


Весьма важными являются цвет и вес металла, из которого изготовлена цепочка, а так же обратите внимание на плетение и длину. К тому же важны форма шеи, состояние кожи и возраст будущей обладательницы украшения.


Как правильно выбрать золотую цепочку?












В том случае если женщина крупная, имеет полную женственную шею, ей прекрасно подойдет золотая цепочка с крупным плетением. На худенькой девушке такое изделие будет смотреться гораздо хуже, если не сказать нелепо.


Если на шее видны морщинки, то противопоказано ношение коротких цепочек. Они будут подчеркивать ваш возраст.


Частенько цепочка подбирается для ношения кулона, подвески или нательного крестика. В отношении подвесок и кулонов необходимо помнить, что некоторые плетения просто не подойдут с функциональной точки зрения.


Что же касается нательного крестика, то его цвет должен быть подобран к цепочке, которая в свою очередь должна быть изящной, не слишком выделяющейся сложными плетениями.


Момент с выбором плетения нужно учитывать и при покупке изделия для ребенка. Ведь не всегда можно надеяться на аккуратное или бережное отношение вашего чада к дорогой вещи. К тому же очень сложные плетения берутся ремонтировать далеко не в каждой мастерской.


Помните и про замок. Он должен быть максимально надежным. Тут можно руководствоваться простым наблюдением: чем цепочка дороже - тем качественнее и крепче ее замок.


Но, что самое главное, на первый план должно выходить качество украшения. В данном случае не нужно гнаться за дешевизной. Многие импортные товары прельщают покупателя своей массивностью, внутри которой часто оказывается пустота. Они быстро ломаются и плохо поддаются ремонту, так как слишком тонкий металл просто сгорает.


К примеру, российские производители золотых изделий предлагают более тяжелые, хотя и дорогие украшения. Однако и прослужат они вам значительно дольше.

7654 просмотров

Христианский (православный) нательный крест — символ веры, который человек получает в момент своего приобщения к вере — Крещения и носит по своей воле всю жизнь до последних своих земных дней. Он призван оберегать, защищать от бед и несчастий, нести вдохновение и напоминать о сути веры.

Крест имеет древнюю историю, он появился задолго до Христианства в разных культурах: восточной, китайской индейской и других. Археологи находят древние оттиски креста в наскальных изображениях пещер Скандинавии, острова Пасхи, в Индии, Японии….

Крест олицетворяет великое равновесие, гармонию в Мироздании, несёт глубокий тайный смысл знаний, накопленных нашими древними предками. Сакральное (скрытое глубокое) значение крест приобрёл после того, как на нём был распят Иисусу Христос.

Есть люди, которые носят крест как украшение, как дань моде, при этом не считая себя верующими. Запретно ли это? Конечно нет, для такого человека крест и будет выполнять роль украшения, совершенно лишённый смысл тех вещей, что мы обозначили выше.

Чем отличается православный крест от католического

Восьмиконечный крест с у древних людей считается самым мощным защитным оберегом от нечисти, и всякого рода зла. Хотя и шестигранный тоже широко использовался.

Бытует мнение, что у католиков и православных разные формы у креста. Как отличить крест православный от католического? Вообще подобного вопроса у православного верующего быть не должно, поскольку любая форма креста приемлема для такого верующего. Преподобный Федор Студит писал:

“Крест всякой формы есть истинный крест”.

И пусть форма и смысл креста на протяжении веков менялись, добавлялись какие-то атрибуты, но с тех пор, как на нём принял жертву Христос, он стал символом победы добра над злом.

О том, как важен этот символ для каждого верующего говорил сам Господь:

«Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня » (Мф. 10:38). -24).

Сербский Патриарх Ириней так говорит:

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме ».

А в чём же смысл всех граней креста и что они означают?

Православные чаще носили кресты шестиконечные, когда добавлена нижняя перекладина, символизирующая “мерило праведное”: на одной чаше весов – грехи, на другой – праведные деяния.

Для православного форма нательного креста не должна иметь значение, гораздо важнее та информация, которая обозначена на нём.

  • Надпись «Иисус Назарянин Царь Иудейский» на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: на католическом латинским шрифтом «INRI», на православном — славяно-русским » IHЦI». Иногда она имеет такую форму «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа;
  • Часто на обратной стороне крестика есть надпись «Спаси и сохрани».
  • В самом низу иногда в другом месте можно видеть надпись «НИКА» - что означает Победитель.

  • Еще одной отличительной особенностью является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом распятии, и каждая по отдельности пригвождена на православном кресте.
  • Западные христиане (католики) изображают Иисуса измученным и мёртвым для них он — человек. Для православных Иисус — это Бог и человек в одном лице, его распятие чаще всего имеет плоскую изображение. Католики делают его более объёмным.
  • У католиков на голове Иисуса терновый венок, у православных голова не покрыта.

Но ещё раз повторюсь, по сути все эти отличия не столь существенны.

И всё же, выбирая себе крест и ребёнку, отдайте предпочтение тому, который без распятия. При всей любви к Иисусу и преисполненные благодарности и почитания, помните, что в распятии заключена энергия боли и страдания, которая давит на вашу душу и сердечную чакру, наполняя и без того полную своих страданий жизнь вашу. Задумайтесь…. Посмотрите это видео:

И помните, что крестик — это всего лишь символ веры, и он не может заменить саму веру.

Нательный крестик - зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя?

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК

Из всех мировых религий христианство занимает в России особое положение. По статистике, не менее двух третей россиян приняли Таинство Крещения. В этом Таинстве, среди прочих действий, на шею человека возлагают нательный крест. О том, откуда появилась традиция ношения нательных крестиков, зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя, - об этом и другом пойдет речь в нашей статье.

Немного истории

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. Однако крест как орудие спасения был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. Из деяний 7-го Вселенского Собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г .) и Прокопий (умучен в 303 г .) носили на груди крест. Об этом обычае также пишет Понтий, жизнеописатель священномученика Киприана Карфагенского (ум. 258 г .), и другие. Христиане носили изображение креста на теле, чаще всего на челе и на груди. Если одни христиане носили крест под одеждой из-за страха гонений либо из благоговейного желания избежать осмеяния святыни язычниками, то были и другие, которые желали исповедовать Христа, свою веру. Такое смелое и решительное исповедничество побуждало делать изображение креста на челе как на самом заметном месте человеческого тела. Сегодня сохранилось очень мало внешних источников, которые сообщали бы об этой благочестивой традиции ношения креста, потому как в первые три века оно относилось к области disciplinae arcanae, то есть к кругу тех христианских верований и обрядов, которые хранились в тайне от язычников. После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты. На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. На русской земле кресты носили не на теле, а поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Назывались они энколпионами - от греческого слова «нагрудный». Энколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной их стороны помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже - и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей.

Значение креста

Что же символизирует собой нательный крестик и в чем необходимость его ношения? Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Эта сопричастность заключается не столько в том, чтобы теоретически признать, что Христос когда-то, более двух тысяч лет назад, в Иерусалиме физически и морально пострадал, сколько в том, чтобы принять: я, так же, как и Господь, готов ежедневно приносить себя в жертву - через борьбу со своими страстями, через прощение и неосуждение своих ближних, через построение своей жизни согласно Евангельским заповедям Спасителя - в знак любви и благодарности к Нему.

Большая честь

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Сознательное пренебрежение и кощунственное отношение к кресту в русском народе всегда понималось как акт богоотступничества. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Православная Церковь верует, что по вере человека через крест Христов невидимым образом проявляется (действует) сила Божия. Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Никчемные суеверия

Но, несмотря на животворящую силу креста, многие люди доверяют (следуют) различным суевериям, связанным с крестом. Вот пример одного из них: «Видеть во сне нательный крестик - тревожный знак, а если Вам приснилось, что Вы потеряли крестик, будьте готовы к неприятностям, которые не замедлят свалиться на Вас», - в один голос утверждают толкователи снов. Но самое распространенное суеверие, связанное с Распятием, говорит нам о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи. Однако когда речь заходит о нахождении потерянных денег, то о чужих грехах, тем более о чужой боли, никто и не вспоминает. А на волнующих многих «серьезный вопрос» о том, что значит, когда потерялся крестик, хочется так же серьезно ответить, что это значит, что порвалась цепочка или веревочка, на которой висел этот крестик. Наличие в человеке суеверного, то есть напрасного, пустого отношения к кресту свидетельствует о маловерии и даже недоверии Христу, а значит, и Его искупительному жертвенному подвигу, совершенному на Кресте. В данном случае надежда и любовь к Богу и доверие к Божьему Промыслу заменяется недоверием и страхом перед неизвестным.

Сомнительные цели

С какой целью носят нательные крестики сегодня и носят ли их вообще? Вот какие ответы на этот вопрос были размещены на одном из интернет-форумов: . ношу как оберег-талисман; . потому что это красиво и, наверное, просто помогает; . крестик ношу, но не как символ веры, а как подарок близкого мне человека; . ношу потому, что, говорят, счастье приносит; . не ношу, так как считаю это идолопоклонничеством, в Библии нет указания на этот обычай; . крест не ношу по двум причинам: у меня ужасно чешется шея от всех эти цепочек, а второе - я, конечно, верующая, но не до такой же степени… Так рассуждают именно невоцерковленные люди с языческим, а то и потребительским отношением к вере и религии. Но среди такого типа людей есть часть, которая вообще не приемлет ношение креста, мотивируя это следующим: «Бог у меня и так в душе»; «В Библии Бог не повелевает носить крестик»; «Крест - это символ смерти, позорное орудие казни» и т.д. Чего только не придумает человек в качестве оправдания своего элементарного невежества в области христианской культуры! Таким образом, большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Церковь говорит о том, что крест - это святыня, на которой было совершено спасение людей, свидетельствующая о любви Божией к нам. По принятии Таинства Крещения человек начинает именоваться христианином, а значит, тем, кто готов всей своей жизнью засвидетельствовать верность Богу через несение своего жизненного креста и следование Его заповедям. Именно об этом постоянно напоминает нам образ креста на нашей груди. Православные христиане призваны, взирая на крест, относиться к нему с великим благоговением и ответственностью. Такое трепетное отношение к кресту и памятование о нем как о святыне зачастую удерживает человека от совершения плохого поступка. Недаром на Руси человеку, совершившему преступление, говорили: «Креста на тебе нет». Эта фраза несет в себе не буквальный, физический смысл отсутствия крестика на теле, но говорит об отсутствии памятования, серьезного христианского отношения к кресту и вере христианской. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать крестик с тела без серьезной надобности. Тот факт, что на Руси делали специальные банные кресты из дерева, дабы не обжечься крестиком из металла, говорит о том, что люди не хотели снимать кресты даже на короткое время (во время мытья). Недаром в русском народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом». Но бывают ситуации, когда того требуют определенные обстоятельства - к примеру, операции на теле. В таких случаях не следует пренебрегать требованием врача, достаточно осенить себя крестным знамением и положиться на волю Божию. Вопрос, надевать или не надевать крестики грудным младенцам, у многих людей вызывает страх, потому как ребенок якобы может задушиться веревочкой или цепочкой, на которой находится Распятие. Но еще не известно ни одного такого несчастного случая, когда ребенок собственноручно задушил бы себя или нанес бы себе раны крестиком. Это всего лишь напрасные опасения или суеверные предрассудки взрослых. Единственный совет родителям - не следует надевать детям на шею слишком длинную веревочку или цепочку. Заключение Крест - это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить, не талисман и не подарок, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку. Не случайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит». Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей и жить согласно Евангельским заповедям. И дай Бог нам, взирая на свой крестик, чаще вспоминать слова Господа и действовать согласно Его призыву: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф 16:24).

Диакон Константин Киосев

Друзья, часто можно видеть женщин и молоденьких девушек, которые носят нательный крестик поверх одежды.

Вероятно, они не задумываются как правильно носить нательный крестик.

Поверх одежды надевают служебные кресты только священники, а под одеждой у каждого священнослужителя обязательно есть свой нательный крест.

Это не украшение, крест должен быть без всяких «прибамбасов», простой формы.

И нет никакой разницы из какого материала он изготовлен. На чем его носить? На цепочке, кожаном шнурке или суровой нити?

В принципе безразлично, но на цепочках они теряются чаще (цепочка рвется и ломается).

До того, как Вы купили священное изделие в магазине, его нужно обязательно освятить.

Некоторые производители предлагают освященные изделия со специальной пометкой на заводском ярлыке.

Это является заблуждением.

Кресты и иконы освящаются в алтаре церкви на престоле.

Поэтому на предприятии освящение всей выпускаемой продукции практически невозможно.

Кроме того, в магазинах изделия смотрят разные люди, берут его в руки.

Крест - зримый символ христианской веры, средство благодатной защиты. Для православного человека это святыня.

Нательный крестик носят на теле. На Руси его так и называли - тельник.

Лицевой стороной является та, на которой изображен Иисус Христос.

Это неправильное ношение нательного крестика (на фото)

Крестик, с которым крестили, задача которого защищать, не стоит выносить на всеобщее обозрение.

Ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «не приемли имена Господа Бога твоего всуе…»

Грех – тем, кто носит крест для моды. Осознанное же его ношение является бессловесной молитвой, позволяющей являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова. Это защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Мною замечено, что золотые нательные кресты выставляют напоказ поверх одежды люди, относящиеся к бедным слоям населения.

Этим они хотят показать, что имеют золото. И как ЭТО богатство можно прятать под одеждой?!

А вот поверх одежды, выполненных из недорогих металлов, таких «украшений» мне встретить не пришлось…

«Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно от злодейства невидимых врагов».

Никогда не расставайтесь с Вашим оберегом. Даже на один день.

Как быть, если дама приглашена на вечер и к её наряду необходимо колье, рядом с которым крестик «не смотрится»?

Выход есть: приколите его булавкой к подкладке вашего платья.

В советские времена многие люди, вынужденные скрывать свою веру, никогда не расставались с крестом, прикалывали булавкой к подкладке одежды.

Можно ли носить крестик умершего? Можно.

Ничего в этом страшного нет. Например, умирают дедушки, бабушки.

Остаются их крестики, иногда старинные. Почему их нужно куда-то убрать подальше?

Можно носить и детям и внукам, передавая их по наследству.

В бане или душе крест снимать не нужно. Он всегда должен быть с Вами.

Иногда его можно снимать при занятии спортом. Борьба, например.

В это время крестик должен оставаться при Вас в каком-нибудь кармане. Несложно вшить в одежду маленький кармашек.

Если Вы найдете крестик на улице, поднимите, не бойтесь - это же святыня! Грех, если Вы просто переступите его.

Суеверия же относительно того, что нельзя его брать, якобы тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны.

Находку можно оставить себе, если владелец не найден.

А если нашли крестик в церкви, то отдайте его священнику, чтобы он объявил о находке.

Священники не советуют приобретать нательный крестик без особой надобности.

Например, из-за его красоты или просто от того, что вам захотелось купить новый.

Так можно поступать только с обычными аксессуарами: кольцами, серьгами или браслетами.

А вот в случае, если старый крестик пришел в негодность, поменять его на другой даже необходимо.
***

На Руси существовали специальные банные крестики из дерева. Их надевали взамен металлического, когда отправлялись в парную.

Если по какой-либо причине вам пришлось-таки снять крестик, прочтите молитву, когда будете снова надевать его.

Что делать со сломанным крестиком?

Если крестик сломался или еще по каким-либо причинам пришел в негодность, его нельзя выбрасывать как обычный мусор.

Ни один из освященных предметов, говорят служители церкви, будь то бутыль из-под святой воды или церковный календарь, не должен быть попран ногами. Поэтому если крестик еще можно починить, не возбраняется отнести его в обычную ремонтную мастерскую.

Но если это уже невозможно, лучше просто передать крестик в церковь.

Православная церковь не приемлет никаких примет и суеверий, в том числе и тех, которые касаются нательных крестов. Все представления о «порче», «сглазе», «передаче судьбы» абсурдны с точки зрения христианина: судьбой человека распоряжается Бог, а священный символ не может нести в себе какой-либо «негативной энергии», существование которой, к тому же, не доказано.

Для христианина нательный крест, подаренный кем-либо – не источник мифической опасности, а драгоценный дар, исполненный глубокого духовного смысла, связанный с пожеланием Божьего благословения. Особенно ценным подарком станет нательный крест, освященный в каком-либо святом месте. Принять такой драгоценный дар, конечно же, можно и нужно.

Если у человека, получившего крестик в подарок, уже есть нательный крест, он может носить оба креста одновременно, поочередно или же хранить один из них рядом с иконами, а другой носить – ни один из этих вариантов церковью не запрещается.

Щекотливая ситуация имеет место лишь в том случае, если православный христианин получил в подарок католический крест. Принять подарок нужно, ведь он продиктован любовью, но носить такой крест не следует.

Нательный крест и побратимство

Особая ситуация возникает, когда два человека дарят друг другу свои нательные кресты.

Не так давно, еще в начале 20 века, такое действие делало людей «крестовыми братьями» или сестрами.
Обычай побратимства существовал и в дохристианские времена – язычники братались, смешивая кровь или обмениваясь оружием.

В христианскую эпоху заключение побратимства связывалось с нательным крестом – священным предметом, неразрывно связанным с верой и душой. Такое «духовное родство» представлялось даже более священным, чем родство кровное.
В современном мире обычай побратимства путем обмена нательными крестами почти забыт, но ничто не мешает современным православным христианам возродить его.

Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник».

Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил.

Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

Главные различия православного и католического распятия

Православный крест (ниже)

1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;

2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события.

На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами.

На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.

Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения.

Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые.

Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается.

В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя

Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли.

Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.

Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках.

Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века.

Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.

***

«Не носите крестик как на вешалке, - часто повторял Псково-Печерский старец Савва, - Христос оставил на Кресте свет и любовь.

От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов.

Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер.

Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым.

Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете.

Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит.

Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.

Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято.

Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».

Одно из древнейших дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа находится на двери базилики Санта Сабина – церковь на Авентинском холме в Риме. Оно датируется 5 веком . До этого христиане не изображали Христа на кресте. Даже так называемый crux gemmata – крест, украшенный драгоценными камнями, но без фигуры распятого Христа, – появился только в 4 веке.

Христиане избегали того, чтобы изображать крест. Не столько потому, что это было запрещено, сколько из-за противоречивой природы символа. Ведь по крайней мере еще два столетия после пришествия Христа вдоль дорог Римской империи стояли кресты с распятыми рабами, умирающими мучительной смертью. Так что крест был весьма неоднозначным символом, вызывающим вопросы.

Крест должен вызывать вопросы

И именно поэтому я ношу крест. Он должен вызывать вопросы - во мне! Потому что, с одной стороны, в Распятии нет «ни вида, ни величия » (Исаия 53:2-3); а с другой, оно напоминает о данном Отцом обетовании: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Крест, который я ношу на шее, заставляет меня спрашивать себя, «Угоден ли я Отцу? Угодны ли Ему мои мысли, принятые мной решения, слова, дела? Принимаю ли я свой крест?». Ношение креста, таким образом, – ежедневное приглашение к простому испытанию своей совести.

Я не ношу крест напоказ. Крест, который я ношу – не знак моей личной святости и не выражение моих взглядов. И ношение креста не говорит обо мне ровном счетом ничего хорошего.

Сам факт надевания креста не может автоматически стать свидетельством о Том, кто умер на кресте. Ведь крест есть на многих флагах и эмблемах, а люди несут их отнюдь не всегда с добрыми намерениями.

Я ношу крест, потому что в мире бесконечных битв и протестов он является якорем для моей лодки жизни, пришвартованной к иному миру. Я ношу его для того, чтобы помнить, что земля, из которой я пришел, и в которую я вернусь, принадлежит иному миру. Крест для меня – это врата, за которыми я неспешно шествую к царству истины и жизни, царству святости и благодати, царству справедливости, любви и мира.

Я куплен «дорогою ценою»

Крест – это не талисман или амулет. Я ношу его не для того, чтобы защитить себя от несчастного случая или чтобы что-то на моем пути изменилось независимо от моей воли. Даже с крестом на шее меня может сбить машина, поразить рак или постичь увольнение с работы. Кроме того, нося крест на шее, я могу обманывать, распространять клевету и быть кошмаром для тех, кто должен жить со мной каждый день. Потому что крест не меняет волшебным образом ни меня, ни жизнь вокруг меня. Преображение моей жизни и мира вокруг меня может завершить только Бог - Царь мира и моего сердца.

Но ношение креста напоминает мне о Том, кто сотворил весь мир, о Том, кто скажет в этом мире последнее слово. Нательный крест напоминает мне, что я куплен «дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19-20), и Тот, кто искупил меня и омыл Своею Кровью, никогда не оставит меня.

Крест на моей шее – это обетование и приглашение для Него работать во мне и со мной. Работать вместе для моего спасения. Здесь и сейчас. На том месте, где я сейчас пытаюсь бороться.

Иисус взошел на Крест, чтобы « всех привлечь к Себе» (Ин. 12:32). Он умер и воскрес, и все же драматическая история моего спасения продолжается.

Паскаль писал, что агония Христа будет продолжаться до конца света. Так что нам еще рано спать. Я ношу крест, потому что мне нужен «пробуждающий зов».

Перевод с английского Марии Строгановой