Доши описание. Точный тест определения доши по аюрведе онлайн. Доши и время




Доша - это определенное сочетание энергий, создающее вашу неповторимую физическую, эмоциональную и ментальную сущность. Это информационный рисунок, управляющий вашим телом, эмоциями и умом

На мой взгляд, чем больше мы знаем о себе и своем организме, тем лучше. Мы с легкостью будем прощать себе недостатки характера, спокойнее относиться к нюансам своей фигуры, то есть легче принимать себя, а еще знать, как справляться со своими недугами и обретать стройность, молодость и наши главные составляющие - красоту и сияние!

Поэтому Аюрведа для нас в этом случае - просто лучший друг. Но тут я прямо скажем не профи, хотя и с легкостью определяю ведущую дошу и конституции других людей на глаз, но я не специалист по Аюрведе, поэтому слово автору книги и врачу Аюрведы, Кэйти Силкокс.

Кроме того, меня часто спрашивают, как определить дошу, так что я нашла для вас не только очень точную и грамотную характеристику всех дош, но и чудесный опросник!

5 (100%) 1 vote[s]

Аюрведа питание обычно переводится с санскрита как «знание жизни». Но это не совсем верный перевод. Вернее будет: знание принципов долгой жизни, наука о жизни.

Это система традиционной индийской медицины, которая направлена на исцеление болезней тела и болезней души, причём считается, что болезни эти между собой связаны.

Поэтому и правильное лечение, и правильное питание древние врачи назначали в соответствии с характером и телосложением человека. Система аюрведы различает три основных типа конституции (сложения) человека.

В системе аюрведы, как уже было сказано, тело и душа не разделяются, поэтому каждому определённому типу сложения соответственно приписываются определённые черты характера.

Сочетание характера и конституции в системе аюрведы называется ДОШЕЙ.

Всего существует три основных доши: вата, пита и кафа

Вата означает «воздух»

Люди этого типа худощавы, изящны, вечно мерзнут. Зимой они как бы впадают в спячку, а весной просыпаются и становятся склонными к переменам и авантюрам.

Пита означает «огонь»

Это люди крепкого сложения, иногда чуть полноватые, их руки всегда горячие. У них часто бывает много родинок. Они общительны и остроумны, но иногда бывают упрямы и вспыльчивы.

Кафа означает «вода»

Это крепко сложенные, крупные, массивные люди с хорошей кожей, сильными густыми волосами и крепкими зубами.

Они обычно спокойны, миролюбивы, неприхотливы, трудолюбивы, но, к сожалению, бывают нерешительны и пассивны.

Аюрведа питание. В зависимости от преобладающей доши выбирают систему питания для каждого конкретного человека.

Однако обычно человек не может отнести себя к какой-то определённой доше – случается, что наличествуют качества двух дош.

Для того, чтобы определить преобладающую дошу, существуют специальные тесты. Они есть во всех книгах по аюрведе.

Аюрведическая система питания не требует от своих последователей вегетарианства, как часто считают. Вегетарианские диеты предписываются аюрведой только для тех, кто идёт по пути духовного развития, просветления.

Для тех, кто просто хочет улучшить самочувствие, укрепить здоровье, увеличить продолжительность жизни и её качество, аюрведа рекомендует более привычную современному человеку диету.

Типы питания людей по дошам

Для людей Вата-доши рекомендуют наваристые мясные супы, каши, сливочное масло, горячее молоко, сладкие блюда, мясо, пирожки – всё, что помогает согреться.

Сырые овощи и кислые фрукты для людей Вата-доши не приемлемы: они ускоряют процесс пищеварения, который у людей этого типа и так достаточно быстрый.

Для людей Пита-доши хороши горячие блюда, несладкие фрукты, овощи, бобовые, курица и рыба. Им следует добавлять в пищу меньше соли, поменьше есть красного мяса и орешков, чтобы мышечная масса не переходила в жировую.

Людям Кафа-доши аюрведа рекомендует для питания рассыпчатые каши, водянистые овощи (капусту, огурцы), острые блюда, индейку.

От сладкого лучше совсем отказаться, а употребление красного мяса и риса ограничить – от этих продуктов люди данного типа могут сильно полнеть.

Аюрведа питание и приготовление

Но нужный набор продуктов – это ещё не всё. Существуют общие для всех дош рекомендации по приготовлению и приёму пищи.

1. Пища должна быть свежей. Чем быстрее блюдо попадает на стол после приготовления, тем оно полезнее. Полезной пищей считается также та, которая готовилась не слишком долго.

2. Основной приём пищи приходится на время около полудня, потому что в это время пища лучше всего усваивается.

3. Нельзя отвлекаться от процесса еды. Не нужно читать, смотреть телевизор, разговаривать во время еды. Нехорошо садиться за стол в дурном настроении.

4. Садиться за стол следует только тогда, когда вы голодны.

Не переедать

Не нужно есть «от нечего делать». Не нужно торопиться, принимая пищу, после приема пищи тоже не нужно торопиться выходить из-за стола, хорошо немного посидеть. Переедать не следует, можно заканчивать приём пищи, когда чувствуете, что уже почти наелись, но только почти!

5. Не следует сочетать несочетаемые продукты. Например, молоко и дыню желательно употреблять отдельно от других продуктов.

6. При приготовлении пищи нужно учитывать также климатические условия: сезон, погоду, а также особенности физиологии конкретного человека.

Аюрведическая система питания направлена на гармонизацию человеческого тела.

С её помощью можно и похудеть, и поправиться, но лишь при том условии, что вашей целью является именно оптимизация веса, а не его целенаправленное уменьшение или увеличение.

Оптимальный вес – это такой вес, при котором вы чувствуете себя хорошо. Человек с оптимальным весом обычно редко болеет, у него чаще всего хорошее настроение.

При сильном снижении или увеличении веса, более, чем это предусмотрено природой, у человека могут проявиться всевозможные заболевания.

Такое положение вещей приходится часто наблюдать у тех, кто резко набирает вес, и у тех, кто изнуряет себя диетами.

Поэтому важно понять, что наилучший вес для вас – это не какие-то определённые «модные» цифры, а вес, когда вы чувствуете себя здоровыми и бодрыми.

Хорошее самочувствие и приподнятое настроение, сияющие глаза и приветливая улыбка всегда в моде!

Примите себя такими, какие вы есть! Поймите, как вы прекрасны!

А аюрведическая система питания поможет вам в этой цели.

​ДОША ТЕСТ позволяет определить свою индивидуальную конституцию. В существует 7 возможных типов дош: Вата, Питта, Капха, Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Капха и все доши уравновешены (Сама Пракрити). Доша тест, то есть определение своей индивидуальной конституции является ключевым моментом в системе и восстановления . Пройдя доша тест и зная свою индивидуальную конституцию Вы можете правильно выбрать методы , подбора , оздоровительные процедуры, скорректировать , и многое другое…

В доша тесте имеется три раздела, по одному на каждую дошу. Заполните каждый раздел и сложите все числа в общую сумму, чтобы заполнить счет очков для каждой доши.

ДОША ТЕСТ Примечание: Оценивайте характеристики физического состояния, опираясь на ваше нынешнее самочувствие. Описания характера, поведения, склонностей, эмоциональности и мировоззрения вам придётся оценивать на основании знаний о себе и накопленного опыта. Вас интересует положение вещей в настоящее время. Здесь и сейчас в доша тест — вот девиз, которым вы должны руководствоваться. Отвечайте откровенно и объективно. Оценивайте, кто вы есть на самом деле, а не кем бы вы хотели быть. Иначе полученная информация окажется недостоверной.

От 0 до 2 — Не применимо ко мне,

от 3 до 4 — Применимо иногда или в некоторой степени,

от 5 до 6 — Практически всегда применимо ко мне.

ДОША ТЕСТ — Раздел 1. Вата Доша. 0-2 3-4 5-6

  • По природе я очень активен, обычно делаю дела быстро.
  • Я выучиваю быстро и забываю быстро.
  • Как правило я нахожусь в энтузиазме и оживлении.
  • У меня худощавое телосложение.
  • Я не набираю вес легко.
  • Я хожу быстро и легко.
  • Я склонен с трудом принимать решения.
  • У меня часто бывает запор.
  • У меня есть склонность, что мои руки и ноги холодны.
  • Я часто тревожусь и нервничаю.
  • Холодная погода беспокоит меня в большей степени, чем большинство людей.
  • Я говорю быстро и я разговорчив.
  • По природе я эмоционален и мое настроение часто меняется.
  • Часто мой сон бывает беспокойным и нарушенным.
  • Моя кожа сухая, особенно зимой.
  • У меня активный, неустойчивый ум, богатый воображением.
  • Энергия приходит ко мне приливами.
  • У меня есть склонность быстро тратить или расходовать всю энергию или деньги, которые у меня есть.
  • Мои привычки к еде и ко сну имеют склонность быть нерегулярными.
  • У меня переменный аппетит.

ДОША ТЕСТ — Раздел 2. Питта Доша. 0-2 3-4 5-6

  • Обычно я действую умело.
  • У меня склонность быть крайне точным и аккуратным.
  • Я энергичен и отчасти у меня сильная, убедительная манера поведения.
  • Я чувствую дискомфорт или легко утомляюсь в жаркую погоду.
  • Я легко потею.
  • Даже хотя я могу не всегда показывать это, я довольно легко становлюсь раздражительным и злым.
  • Если я пропускаю прием пищи или с едой случаются задержки, то от этого я испытываю дискомфорт.
  • Один или несколько следующих качеств характеризуют мои волосы: раннее поседение или облысение, редкие, тонкие, прямые волосы, белокурые, рыжие или рыжеватые волосы.
  • У меня сильный аппетит.
  • Я люблю ставить перед собой цели и затем пытаться достичь их.
  • У меня очень регулярно происходит опорожнение кишечника. Для меня более типично, что опорожнение происходит свободно, чем то, что бывает запор.
  • Я очень легко становлюсь нетерпеливым.
  • Я склонен все в деталях доводить до совершенства.
  • Меня довольно легко разозлить, но потом я быстро забываю об этом.
  • Я очень люблю холодную пищу типа мороженного и также холодные напитки.
  • Я с большей вероятностью почувствую то, что комната слишком жаркая, чем то, что комната слишком холодная.
  • Я не выношу очень горячей или очень пряной пищи.
  • Я не так терпелив к возражениям, чем мне следовало бы.
  • Мне нравятся сложные задачи, бросающие мне вызов. Когда я хочу чего-либо, я очень решителен в своих усилиях достичь этого.
  • Я склонен быть критичным по отношению и к другим, и к себе.

ДОША ТЕСТ — Раздел 3. Капха Доша. 0-2 3-4 5-6

  • Я занимаюсь делами в медленной, расслабленной манере.
  • Я легко набираю вес и медленно теряю.
  • По природе я молчалив и говорю только по необходимости.
  • Я могу легко пропустить прием пищи без значительных неудобств.
  • У меня есть склонность к избытку слизи и мокроты, хронической закупорки, астме и проблемам с пазухами (sinus).
  • Мне нужно, по крайней мере, восемь часов сна для того, чтобы на следующий день чувствовать себя уютно.
  • Я сплю очень глубоко.
  • По природе я мирный; меня не легко рассердить.
  • Я не заучиваю так быстро, как некоторые, но зато имею превос-ходную способность хранить в памяти; у меня долгая память.
  • Я ем медленно.
  • Холод и сырость беспокоят меня.
  • Мои волосы толстые, темные и волнистые.
  • У меня гладкая, мягкая, отчасти бледная кожа.
  • У меня большое, солидное телосложение.
  • По природе я спокойный, мирный.
  • У меня слабое пищеварение, из-за которой после еды я ощущаю тяжесть.
  • У меня очень хорошая выдержка, стойкость и физическая вынос-ливость, также как и стабильный уровень энергии.
  • Как правило у меня медленная, размеренная походка.
  • Я обычно чувствую себя после сна нетвердо, неустойчиво и как правило медленно расхожусь с утра.
  • Обычно я выполняю дела медленно и методично.

Конечный подсчет очков для доша-теста : Вата _____, Питта_____, Капха_____.

Если один счет очков гораздо выше, чем остальные, то это ваша преобладающая доша. Эта доша будет наиболее очевидной в вашей конституции, если ее сумма, по крайней мере, в два раза выше, чем счет следующей доши. Однако, если какая-либо доша выше, ее также можно принять как доминирующую дошу.

Если счет для двух дош почти одинаков, то вы имеете тело с двумя дошами. Например, Вата (76), Питта (73) и Капха (45), то у вас Вата-Питта конституция.

Если все суммы одинаковы, то у вас уравновешенная конституция, которая встречается редко. Лучше пройдите тест снова и отвечайте более тщательно.

Если ваше состояние все время изменяется, например, если у вас то запор, то понос, то, вероятнее всего, это происходит из-за возбуждения Вата-доши.

ДОША ТЕСТ пройден, теперь вы знаете свою индивидуальную конституцию и можете осознанно подойти к своему здоровью! Подробное описание ,

Внимание! Если прохождение доша-теста вызывает у Вас некоторые затруднения или Вы в чем-то сомневаетесь, то можете обратиться к нам и мы обязательно поможем. Кроме того у нас Вы можете пройти уникальную диагностику организма по методу японского профессора , позволяющую:

  • Выявить практически все нарушения в функциональных системах человека и вызывающие их причины.
  • Определить заболевания, находящиеся в латентной (скрытой) форме, на самой ранней стадии, когда классические клинические исследования еще не дают результатов.
  • Рекомендовать к каким специалистам необходимо обратиться для уточнения диагнозов и какие дополнительные клинические обследования надо пройти.
  • Указать динамику изменения состояния человека - отклик организма на лечение или иные оздоравливающие воздействия.
  • Выявить причину возникновения недомогания или болезни, сбоя в работе организма.
  • Уточнение "неясных" и "сомнительных" диагнозов.
  • Подбор наиболее эффективных для организма средств оздоровления.
  • Определить энергетическое состояние организма, меридианов и энергетических центров.
  • Оценить состояние всех органов и систем человека без введения зондов, контрастных веществ, без облучения или взятия крови.
  • Осуществлять экспресс-контроль за эффективностью проведения фармакологической терапии или действием оздоровительных средств.
  • Определить какие продукты питания, пищевые добавки или лекарства Вам подходят, бесполезны или могут навредить.

С высокой достоверностью обследуются: * Сердечно-сосудистая система * Пищеварительная система * Дыхательная система * Эндокринная система * Половые органы * Нервная система * Иммунная и лимфатическая система (клетки крови) * Опорно-двигательная система * Кожа, органы зрения и слуха

10.06.2017

Доши – одно из базовых понятий аюрведы. Аюрведические знания основаны на концепции трех дош (тридоша ). Все три доши (вата, питта, капха) представлены в теле человека, вместе они регулируют все жизненные функции организма. Дисбаланс тридоша приводит к болезням. Именно поэтому аюрведическая медицина направлена на восстановления равновесия и гармонии трех дош в организме.

Прежде чем дать определение, что такое доши, следует кратко рассмотреть пять первоэлементов, из комбинации которых формируются доши в теле человека.

Пять первоэлементов в аюрведе

Теория аюрведы базируется на концепции пяти пероэлементов , согласно которой вся материя возникла из Космического Сознания, проявившись в пяти основных принципах или элементах: эфире, воздухе, огне, воде и земле.

Все пять элементов возникают из энергии, исходящей из Космического Сознания, все пять присутствуют в материи повсюду во Вселенной. В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.

Согласно древнейшим индийским представлениям, вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира. Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту. Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня. Таким образом, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня. Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, вся материя создана из пяти первоэлементов.

Что такое доши

Доши – это три основные фундаментальные жизненные силы (тридоша), которые проявляются в человеческом теле, как группировка пяти первоэлементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли) . Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата. Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Вода с землей проявлены, как вода тела, известная, как капха.

  • Вата-доша – эфир + воздух
  • Питта-доша – огонь + вода
  • Капха-доша –вода + земля

Каждая из дош выполняет определенные функции в организме.

Вата — это принцип движения, так называют то, что двигается. Поэтому, слово вата может быть переведено, как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней среде не такой, как воздух в теле.

Телесный воздух-вата можно охарактеризовать, как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух первоэлементов - эфира и воздуха.

Вата в теле человека управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра - местоположения вата. Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Слово питта переводится, как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная, как процесс обмена веществ, невидима.

Питта формируется из элементов огня и воды. Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа - это места питты.

Капха переводится, как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов - земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода - основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела.

Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких, как слизь. В сфере психики, капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка - местонахождение капха.

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух - возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны.

Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ. Капха способствует анаболизму - процессу построения тела, росту, созданию новых и восстановлению поврежденных клеток. Питта регулирует обмен веществ, процессы переваривания и всасывания. Вата управляет катаболизмом - процессом распада, в ходе которого крупные молекулы расщепляются на более мелкие, которые потом могут использоваться для синтеза нужных организму веществ. Вата, являясь принципом движения, наделяет им неподвижные питту и капху. Таким образом, когда вата не уравновешена, она влияет на другие доши, возмущая их. Возбужденная вата служит причиной подавляющего большинства болезней.

Весь жизненный путь человека делится на три главных отрезка. От рождения до 16 лет — возраст капхи, от 16 до 50 лет — питты и от 50 до 100 лет — ваты. В детстве преобладают капха и процесс анаболизма, поскольку это время наибольшего физического роста и формирования тела. В этом возрасте обычны расстройства капха-типа, например застойные явления в легких, кашель, простуда и слизистые выделения. В зрелости — в период бурной деятельности и жизненной активности — наиболее заметно проявляется питта. В старости ей на смену приходят вата и процессы распада, принося с собой расстройства вата-типа наподобие тремора, истощения, одышки, артрита и потери памяти.

Три доши (вата, питта, капха) — ответственны за все биологические, психологические и болезнетворные функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций - понимание, сочувствие и любовь.

Основная конституция (пракрити) каждого человека определяется при зачатии, путем комбинаций вата-, питта- и капха-дош, проявленных в телах родителей. Основная конституция человека остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной. Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле (викрити), варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.

Соотношение дош в теле каждого человека постоянно меняется под воздействием разных факторов: возраста, питания, физической активности, отношения к себе и окружающему миру, погодных условий, времени года, движения космических объектов и др.

В Аюрведе, основной принцип оздоровления заключается в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в нем, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

А юрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой - Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».

Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии - широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания - традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.

Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша - это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, - это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух - из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.

Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош - основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.

Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» - ‘вредить, причинять вред’ - и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело. В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье. Процесс образования человеческого тела из «потенциально вредных» Дош в аюрведических текстах сравнивается с тем, как «ядовитые черви рождаются из яда», подразумевая под этим неординарным высказыванием то, что, как яд (отходы, испражнения и прочее), в котором рождаются ядовитые черви, не вредит им самим и поддерживает их существование, так и Доши, порождающие существование человека, не страшны для него, если он не противоречит их природе.

Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю - ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас - ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.

Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.

Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы- телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни - пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.

Питта-доша , в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм - обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.

Капха-доша , в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.

Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.

Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.

Чтобы понять, является ли определённая Доша - Вата, Питта и Капха - доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.

Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха

Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» - ‘то, что никогда не стоит на месте’.

Сухость . Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.

Лёгкость . У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.

Хладность . Холод - одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.

Чистота, прозрачность и тонкость . Вата придаёт лицу мелкие черты, коже - тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.

Грубость . Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.

Подвижность . Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.

Питта - единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.

Горячесть . Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь - горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.

Влажность . Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.

Острота . Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.

Лёгкость . Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.

Дурной запах . Питте присущи неприятные запахи - едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.

Текучесть . Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.

Жидкость . Питта в теле представлена в жидком виде - кровь, желчь, пищеварительные соки.

Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.

Маслянистость . Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз - характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.

Холодность . Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.

Тяжесть . Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.

Тупость . Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере - ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.

Гладкость . Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.

Землистость . Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).

Устойчивость . Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость - характерные черты Капха-доши.

«Подобное усиливает подобное, противоположное - ослабляет»

Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.

Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).

Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).

Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).

В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.

Доши и время

Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.

Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни - в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток - в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).

Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости - времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты - лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток - середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.

Капха-доша доминирует в раннем возрасте - детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня - утром - и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).

Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.

Доши и гуны

Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) - комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).

Саттва - благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.

Раджас - страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.

Тамас - состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.

Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии. При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» - ‘то, что вредит’ - может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.

Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи - обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:

На физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.

На деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.

И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» - желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение - умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение - спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности - чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.

Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, - фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств Дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело - нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.