Беседа в старшей группе детского сада на тему: Витамины. Беседа: «Где найти витамины? Беседа где живут витамины в средней группе




Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Витамины - помощники здоровья»

Гайнетдинова Зульфия Закиевна, воспитатель МБДОУ №8 "Сандугачым" г.Менделеевска
Описание: данный конспект занятия предназначен для воспитателей
Назначение : конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей, тема «Витамины - помощники здоровья»
Задачи:
Образовательные: учить детей, осознано подходить к своему здоровью, различать витаминосодержащие продукты. Закрепить знания детей о витаминах, их обозначении и пользе для организма человека. Помочь понять детям, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающие: развивать внимание, общение, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Предварительная работа: беседа с детьми «Витамины», выучить с детьми стихи и пословицы о здоровье, подготовка родителями домашнего задания «Рецепт полезного для здоровья блюда», подготовка плакатов о полезных продуктах, выставка «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Ход мероприятия.
Ведущая: Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. Здоровый ребёнок он жизнерадостен и активен. Я очень рада видеть вас сегодня такими красивыми, здоровыми. Скажите, с какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое, улыбчивое, задорное, доброе). Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом. Улыбнитесь друг другу. Сегодня вас ждет много увлекательных игр, и вы узнаете много интересного. Если вы будете очень внимательными и активными, то получите хорошее настроение. Разминка под музыку
Ей, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Шаг на месте - два вперед,
А потом на оборот
(ходьба на месте)
Руки вверх подняли выше
Опустили - носом дышим.
(поднимание рук вверх и опускание вниз)
Руки в боки, ноги врозь
Так давно уж повелось
Три наклона сделай вниз
На четвертый поднимись!
(наклоны туловища вниз и выпрямление)
Раз – направо, два – налево
Укрепляем наше тело
(повороты туловища направо и налево)
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень.
Приседай пониже
Вырастишь повыше.
(приседание)
В заключение разминки
Мы попрыгаем сейчас
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем весело скакать.
(прыжки на двух ногах).
Стихи про витамины, с рисунками.
1 ребенок (Витамин «А»)
Расскажу вас не тая, как полезен я,друзья!
Я в морковке, в винограде, в масле, в перце и салате.
Съешь меня- и подрастешь, будешь ты во всем хорош!
Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или пьет арбузный сок!
2 ребенок (Витамин «В»)
Рыба, хлеб, яйцо и сыр, банан, курица, кефир,
Дрожжи, курага, орехи- вот для вас секрет успеха!
И в горохе тоже я, много пользы от меня!
Очень важно спозаранку, съесть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.
3 ребенок (Витамин «С»)
Землянику ты сорвешь- в ягодке меня найдешь.
Я в смородине, капусте, в яблоке живу и в луке,
Я в фасоли и картошке, в помидоре и горошке!
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он!
4 ребенок (Витамин «D»)
Я - полезный витамин, вам, друзья необходим!
Кто морскую рыбу есть, тот силен как Геркулес!
Если рыбий жир полюбишь, силачом тогда ты будешь»
Есть в сметане и в яйце, в масле, сыре, молоке!
5 ребенок (Витамины «А», «Б», «С», «D»)
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины A,B,C,D!
Вед.
Что мы узнали о витаминах?
- Витамин А - морковь, перец, виноград, арбуз. (Важно для зрения и роста).
- Витамин В - рыба, молоко, орехи, хлеб, курица, банан. (Для сердца и здоровья).
- Витамин С – яблоко, апельсин, капуста, лук, смородина. (От простуды).
- Витамин Д – яйцо, сыр, молоко, рыбий жир (Делают наши кости крепкими).
Вед. Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться, а какие полезные продукты нам необходимы для роста и развития, вы узнаете, отгадав загадки: (слайды)
1. Должен есть и стар и млад
Овощной всегда (салат)
2. Будет строен и высок
Тот, кто пьет фруктовый (сок)
3. Знай, корове нелегко
Делать детям (молоко)
4. Я расти, быстрее стану,
Если буду, есть (сметану)
5. Знает твердо с детства Глеб
На столе главней всех (хлеб)
6. Ты конфеты не ищи –
Ешь с капустой свежей (щи)
7. За окном зима иль лето
На второе нам – (котлета)
8. Ждем обеденного часа-
Будет жаренное (мясо)
9. Нужна она в каше, нужна и в супы,
Десятки есть блюд из различной (крупы)
10. Мясо, рыба, крупы, фрукты –
Вместе все они – (продукты)
Физкультминутка.
Пейте все томатный сок (Ходьба на месте)
Кушайте морковку!(Руки к плечам, руки вверх)
Все ребята будете (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Крепкими и ловкими (Руки на пояс, приседания)
Грипп, ангину, скарлатину - (Руки на пояс, прыжки)
Все прогонят витамины! (ходьба на месте)
Вед. Игра «Это правда или нет»
А теперь поиграем в такую игру, если «Да» встаем и поднимаем руки, если «Нет» - приседаем.
Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (Да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (Нет)
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (Да)
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (Нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (Да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (Нет)
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (Да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (Да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (Да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (Да)
Чтоб с микробами не знаться
Надо дети закаляться (да)
Никогда чтоб не хворать
Надо целый день проспать (нет)
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить (да)
Чтоб зимою не болеть
На улице надо петь (нет)
От гриппа и ангины нас спасают витамины (да)
Вед. Да, ребята, витамины очень полезны для здоровья!
Если хочешь быть здоров, правильно питайся,
Ешь побольше витамины, с болезнями не знайся.
Танец девочек «Миляшлярем».
Пословицы и поговорки о здоровье.
- Если хочешь быть здоров – закаляйся.
- Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
- Чистота - залог здоровья.
- Заболеть легко, вылечится – трудно.
- Двигайся больше, проживёшь дольше.
- Ешь чеснок и лук – не возьмёт недуг.
Танец мальчиков
Домашнее задание: «Рецепты здорового блюда».
Первая мама: «Варенье из земляники»
У Наташи и у Нины ягод полные корзины.
С земляникой пироги, всем ребятам дороги.
Ребенок: (Загадка про землянику)
Я капелька лета, на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Вторая мама: «Фруктовый витаминный салат»
Каждый из нас хотя бы раз в жизни ел какой-нибудь фрукт. А что мы знаем о пользе фруктов? Фрукты - это огромный клад всевозможных витаминов и минералов. Употребляя их каждый день, человек всегда выглядит жизнерадостным и веселым, счастливым, потому что фрукты помогают нам стать сильнее, здоровее и красивее. Они способны укрепить иммунную систему и преградить путь многим заболеваниям. К тому же, корзина фруктов будет дешевле и полезнее, чем комплекс витаминов, который продается в аптеке. В плодах каждого фруктового дерева содержится много железа, калия, магния, клетчатки, витаминов A,B,C,D, и поэтому вы будете меньше уставать, крепко спать - это все эффект фруктов, ведь в них заключена энергия солнца, тепла, которому мы так радуемся каждым летом.
Третья мама: «Салат из моркови»
Ребенок: Чтобы быстрым быть и ловким, нужно много есть морковки.
Это овощ, а не фрукт, нужный для детей продукт.
Моя мама говорила: «Он дает красу и силу,
Насыщая организм, продлевает людям жизнь.
Мы решили с другом Вовкой, очень много есть морковки.
В ней есть важный витамин – это бета каротин.
Вед: Большое спасибо, кто поддержал и подготовил нам полезные и вкусные рецепты для здоровья.
Правильное сбалансированное питание залог вашего крепкого здоровья, чтобы человек мог жить, учиться и работать, а его организм расти и развиваться. Помните, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о нас лучше, чем мы сами.
Пожелание:
Чтоб здоровье сохранить
Научись его ценить!
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата,
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь,
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты
Как здоровье сохранить
Выполняйте все советы
И легко вам будет жить!
Будьте здоровы!

Цель:

  • познакомить с понятием «витамины»;
  • з акрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
  • воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришёл в гости мальчик Ваня Заболейкин. (воспитатель приводит мальчика с соседней группы) Познакомьтесь с ним, ребята поздоровайтесь. (дети знакомятся с Ваней)

Воспитатель: Ванечка ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя какая-то странная-Заболейкин?

Ваня: А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится всё время болеть. Я сегодня пришёл, а завтра заболею и буду дома сидеть. Потом на денёк опять приду и опять заболею…

Воспитатель: Ну, Ванечка, чтото непонятное с тобой твориться. Неужели тебе нравиться сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!

Воспитатель: Ребята, а вы любите болеть? (Нет!)

Воспитатель: Ребята, а подскажите пожалуйста, а что необходимо делать для того, чтобы оставаться здоровым? (ответы детей)

Воспитатель: Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Если хочешь быть здоров, запомни один секрет.

Ваня: Какой секрет?

Воспитатель: Если ты хочешь быть весёлым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддаваться никаким болезням - каждый день принимай витамины.

Ваня: А что такое витамины? (спрашивает)

Воспитатель: Садись, Ванечка, рядом с детьми. Сегодня мы знаем, что такое витамины.

Витамины - это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашему тела. Если в пище недостаточно витаминов, то человек болеет разными болезнями, становится вялым, грустным...

Воспитатель: А хотите узнать откуда берутся витамины?

Воспитатель: А про это вам расскажет наша старшая мед.сестра Светлана Степановна.

Мед.сестра: Здравствуйте, дети!

Дети: Светлана Степановна мы хотим у Вас взять интервью.

Дети: Скажите пожалуйста от куда берутся витамины?

В почве притаилось большое количество бактерий. Микробысамые распространенные обитатели Земли. Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде…Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи -источник жизни. Солнечный луч упадет на зелёный лист и погаснет, но не пропадёт, с его помощью в листе возникнут для растения вещества, возникают и витамины. Их принято обозначать буквами: А, В, С, D, PP, E, K

Дети: А в каких продуктах «живут» витамины?

Мед.сестра: Я вам принесла схему, по которой мы узнаем в каких продуктах больше всего находится витамин. (рассматривается схема)

Количество поступающих в наш организм с пищей витаминов зависит от времени года. Ребята, а как выдумаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов?(Летом, осенью)

Правильно, летом и осенью их в пищевых продуктах больше, поэтому зимой и весной необходимо покупать в аптеке. Их нужно употреблять в определённых дозах (1-2 таблетки в день)

А я для вас сегодня приготовила сюрприз. Это живые витамины - фрукты!

Воспитатель: Спасибо Вам Светлана Степановна.

Воспитатель: А сейчас посмотрите и скажите что можно приготовить из фруктов? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Правильно, можно приготовить сладкий салат и заправить его йогуртом.

Сладкий салат.

Продукты:

· Банан - 2 шт.

· Мандарин - 2 шт.

· Груша - 2 шт.

· Яблоко - 2 шт.

Банан очистить и нарезать кружочками. Грушу нарезать кубиками, а мандарин очистить от кожуры и прожилок, затем аккуратно разделить на дольки! (Под руководством воспитателя готовится салат)

Фруктовое ассорти складываем в глубокую посуду и заправляем йогуртом, потом всё тщательно перемешиваем.

Вот и готов наш сладкий салат!

Воспитатель: А сейчас мы с ребятами приглашаем Ваню Заболейкина к стол. (Дегустация салат)

Ваня: Вот здорово, спасибо вам! (радуется Заболейкин) Оказывается, какой продукт ни возьми, в каждом содержится витамины. Пойду домой, попрошу маму сварить гречневую кашу с молоком, сделать отвар шиповника, потереть сырую морковку - и у меня в организме будет целый набор витаминов. Теперь я отгадал загадку, почему я всё время болею. Я думал, что все супы, все каши, молоко, лук, чеснок - все это невкусные продукты, и попросил маму покупать мне конфеты, чипсы... Я -то не знал, что бывают продукты полезные и необходимые. Теперь я буду грамотным, каждый день буду ходить в детский сад, уж ваши врачи точно знают, какое полезное меню предлагать детям, и буду крепким и здоровым. (уходит)

Воспитатель: Мы сегодня хорошо поработали с вами. А что вам понравилось больше всего? А что запомнилось? Что нового узнали?

Вы все сегодня постарались, молодцы, спасибо!

Схема: В каких продуктах «живут» витамины.

Витамин

Где живет

Чему полезен

Витамин «А»

В рыбе, печени, абрикосах

Коже, зрению

Витамин «В1»

В рисе, овощах, птице

Нервной системе, памяти, пищеварению

Витамин «В2»

В молоке, яйцах, брокколи

Волосам, ногтям, Нервной системе,

Витамин «РР»

В хлебе, рыбе, овощах, мясе

Кровообращению и сосудам

Витамин «В6»

В яичном желтке, фасоли

Нервной системе, печени

Витамин «В12»

В мясе, сыре, морепродуктах

Росту, нервной системе

Витамин «С»

В шиповнике, облепихе

Иммунной системе, заживление ран

Витамин «Д»

В печени, рыбе, икре, яйцах

Костям, зубам

Витамин «Е»

В орехах, раст. масле

Половым и эндокринным железам

Витамин «К»

В шпинате, кабачках. капусте

Свертываемость крови

Пантеиновая кислота

В фасоле, цв. капусте, мясе

Двигательной функции кишечника

Фолиевая кислота

В шпинате, зеленом горошке

Росту и кроветворению

Ответственный по питанию МКДОУ д/с № 23 «Светлячок» Галицкая Л.В., 15.12.2015г.

Большое значение в питании ребенка имеют витамины. Витамины — биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они явля-ются регуляторами обменных процессов, повышают со-противляемость организма, тесно связаны с процессами роста и развития, участвуют в процессах кроветворения и окислительных реакциях организма. Витамины не син-тезируются в организме или синтезируются в незначитель-ных количествах и поэтому должны поступать в организм с пищей. При недостаточном их поступлении могут возник-нуть так называемые явления гиповитаминоза или авита-миноза. Признаки авитаминоза развиваются при отсутст-вии отдельных витаминов в пище, гиповитаминоза — при снижении их поступления. Это может быть результатом их сниженного содержания в продуктах, например в зимне-весенний период, или при неправильном приготовлении нищи, когда витамины разрушаются. Причиной гиповита-миноза может стать любое кишечное заболевание, при ко-тором нарушается всасывание витаминов.

Общими признаками гиповитаминоза являются сни-женная работоспособность, повышенная утомляемость, снижение сопротивляемости к заболеваниям.

Витамины делят на две группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро-растворимые) .

К водорастворимым витаминам относятся аскорбино-вая кислота, тиамин, рибофлавин, ниацин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевая и пантотеновая кислоты, биотин.

К жирорастворимым витаминам относятся ретинол, эргокальциферол, токоферол.

Ознакомьтесь с краткой характеристикой некоторых витаминов.

Витамин С(аскорбиновая кислота) имеет большое зна-чение для организма. Он принимает участие в окисли-тельно-восстановительных процессах, в белковом, углевод-ном и минеральном обменах, активизирует действие неко-торых ферментов и желез внутренней секреции, играет роль в биосинтезе стероидных гормонов, способствует росту тканей и клеток. Благодаря аскорбиновой кислоте повышается устойчивость организма к вредным воздейст-виям внешней среды, и особенно к инфекционным аген-там.

При недостаточном поступлении витамина С возникает вялость, недомогание, сонливость, появляется предраспо-ложенность к развитию инфекционных заболеваний. При более выраженном дефиците аскорбиновой кислоты появ-ляются кровоизлияния в кожу, слизистые, повышается ломкость сосудов и склонность к кровоточивости.

Основными источниками витамина С являются зелень, свежие овощи, картофель, фрукты, ягоды.

Витамин С нестоек и легко разрушается под воздейст-вием солнечного света, при нагревании и хранении. Однако в таких ягодах и плодах, как черная смородина, цитру-совые, аскорбиновая кислота сохраняется даже в зимнее время. Хорошо сохраняется витамин С в овощах, ягодах и фруктах при быстром их замораживании. Важно пра-вильно проводить кулинарную обработку продуктов, со-держащих этот витамин: овощи и фрукты нельзя долго держать в нарезанном виде или в воде; варить их нужно в эмалированной посуде под крышкой, закладывая в ки-пящую воду.

Витамин В1(тиамин) играет важную роль в белко-вом, жировом и углеводном обменах. Имеет большое зна-чение в обеспечении функционального состояния пищева-рительной и центральной нервной систем.

При недостаточном поступлении витамина В1 возни-кают изменения со стороны кишечной и нервной систем, повышается утомляемость, отмечается мышечная сла-бость. У детей раннего возраста снижается аппетит, про-исходят срыгивания, запоры, вздутие живота. Наблюдается снижение сопротивляемости организма, повышенная восприимчивость к заболеваниям.

Витамин В1 содержится в ржаном хлебе, дрожжах, крупах (гречневая, овсяная, пшено), бобовых, пшенич-ном хлебе, печени, почках, сердце.

Витамин В2(рибофлавин) входит в состав ряда фер-ментов, участвует в обмене углеводов, белков и жиров, Играет большую роль в функциональном состоянии цент-ральной и вегетативной нервных систем, имеет значение для роста и развития организма, способствует лучшему усвоению пищи, благоприятно влияет на функцию печени, желудочно-кишечного тракта.

Витамин В2 обеспечивает нормальное состояние кожных покровов и слизистых, стимулирует кроветворение. При недостаточном поступлении витамина В2 у детей от-мечается падение или остановка в прибавке массы тела, роста, слабость, быстрая утомляемость, часто возникают изменения на слизистой глаз и в полости рта в виде язво-чек, покраснения, стоматита, глоссита. На коже появля-ются сухость, шелушение, трещины в углах рта. Могут появиться симптомы со стороны слизистой глаз — слезоте-чение, конъюнктивит, светобоязнь, возникает малокровие, снижается сопротивляемость инфекциям.

Витамин В2 в значительном количестве содержится в продуктах животного происхождения: мясе, печени, яйцах, дрожжах (пивные и пекарские), молоке и молочных про-дуктах, сыре, твороге, стручках бобовых растений, цвет-ной капусте, зеленом луке, перце.

Витамин РР(ниацин, или никотиновая кислота) игра-ет важную роль в процессах клеточного обмена, регули-рует сосудистый тонус, оказывает влияние на кроветворе-ние.

При недостатке витамина РР возникают нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, воспалительные из-менения на коже, поражаются слизистые оболочки полос-ти рта и языка, нарушается нервная система: ребенок становится раздражительным, беспокойным, его мучают бессонница, полиневриты.

Витамин РР содержится в мясе, рыбе, субпродуктах (почки, печень, сердце), дрожжах, грибах, хлебе, карто-феле, гречневой крупе.

Витамин В6 (пиридоксин) входит в состав многочис-ленных ферментов, связанных с обменом аминокислот. При недостаточном поступлении витамина В6 у детей возпикает повышенная возбудимость, раздражительность, мо-жет развиться судорожный синдром. У некоторых детей недостаток витамина В6 проявляется в виде вялости, апа-тии, снижении аппетита. Нередко появляются изменения на коже в виде сухой экземы. Страдает функция крове-творения, нередко снижается в крови количество лейко-цитов.

Витамин В6 содержится в мясе, печени, рыбе, яичном желтке, овощах, бобовых, фруктах, дрожжах.

Витамин В12 (цианокобаламин) необходим для нор-мального кроветворения, оказывает большое влияние на белковый обмен, играет роль в углеводном обмене. При недостатке витамина В12 наблюдается малокровие, появ-ляются нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта.

Витамин В12 содержится в мясе, субпродуктах, яичном желтке, молоке, сыре. В небольших количествах он мо-жет образовываться микрофлорой кишечника.

Витамин А(ретинол) принимает участие в синтезе бел-ка, обмене липидов, тесно связан с процессами нормаль-ного роста детей, повышает устойчивость организма к ин-фекциям, оказывает влияние на состояние кожных покро-вов, слизистых оболочек, участвует в образовании зри-тельного пигмента.

При недостаточном поступлении в организм витамина А понижается сопротивляемость заболеваниям, замед-ляется рост, отмечается сухость кожи и слизистых, сни-жается зрение, особенно при наступлении сумерек.

Содержится витамин А в основном в продуктах жи-вотного происхождения: печени, яичном желтке, сливоч-ном масле, сливках, сметане, молоке.

Витамин D(эргокальциферол) регулирует обмен каль-ция и фосфора, стимулирует рост костной ткани. При не-достатке витамина Dвозникают симптомы рахита (нару-шается образование костной ткани), наблюдается дефор-мация костей вследствие снижения содержания в них ми-неральных веществ, наблюдается вялость, снижается мы-шечный тонус, возникает потливость, раздражительность, плаксивость, происходит запоздалое прорезывание зубов.

На организм ребенка вредное воздействие оказывает и избыточное поступление витамина D. При этом может возникнуть интоксикация, снижение аппетита, бледность и сухость кожных покровов, склонность к запорам, изме-нения в почках. Витамин Dсодержится в продуктах животного проис-хождения: сыре, сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно печени трески, некоторых сортах рыбы — палтус, лосось, тунец и др. Продукты ежедневного употребления не удовлетворяют потребность в этом витамине детей ран-него возраста. Поэтому для предупреждения развития D-гиповитаминоза детям раннего возраста назначают ви-тамин Dв виде аптечных препаратов.

Витамин Е(токоферол) оказывает выраженное анти-окислительное действие. Под влиянием витамина Е проис-ходит улучшение процессов всасывания и усвоения вита-мина А и отложение его в печени. Витамин Е играет важ-ную роль в деятельности центральной нервной системы, повышает устойчивость эритроцитов к гемолизу, поддер-живает нормальную проницаемость капилляров.

При недостатке витамина Е наблюдается мышечная слабость, малокровие, вялость.

Витамин Е содержится преимущественно в зеленых частях растений, салате, шпинате, капусте, зеленом го-рошке, а также в пшенице, овсе, мясе, печени, яйцах, грудном молоке, растительных маслах. В коровьем моло-ке и животных жирах витамина Е мало.

Потребность дошкольников в витаминах также выше, чем у взрослых.

Закрепить знания детей о рациональном питании.

Закрепить соблюдение детьми правил питания
- Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
- Познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека.

Методы и приемы: вопросы, объяснение, уточнение, поощрение, художественное слово, рассматривание, оценка деятельности.

Предшествующая работа: беседы, рассматривание иллюстраций продуктов здоровой пищи, дидактические игры.

Материалы и оборудование: сигнальные карточки, тарелочки с изображением полезной и вредной пищи, икт, иллюстрации по теме.

Ход беседы:
воспитатель:

Я хочу поговорить с вами о здоровье и здоровом питании. За ваши ответы я буду вам давать смайлики. Ребята скажите, что значит быть здоровым? Что нужно для этого делать? (быть здоровым значит не болеть, быть веселым) (Нужно делать зарядку, закаляться, мыть руки перед едой, правильно питаться).
Давайте положим наши смайлики в шкатулку здоровья.

Беседа. о правильном питании.
- Что вы любите кушать больше всего?(ответы детей)
- Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).
Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека, но и материал для роста и развития.
- В чем разница между вкусной и здоровой пищей? (ответы детей)
В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества - витамины.
- Для чего они нужны? (ответы детей)
- Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины обозначаются буквами А, В, С, Д.
Посмотрите на экран.
Витамин А - очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, петрушке.

Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.

Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку
Черный хлеб полезен вам-
И не только по утрам.

Витамин С - укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими. Его много в молоке, яйцах.

Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный- надо пить
Он спасает от болезней
Без болезней лучше жить!
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю.
Витамины А,В,С.

Назовите продукты в которых живут витамины А, В, С, Д.

Игра «Да, нет»

А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то показываете мне зеленый сигнал карточки. Если нет - красный.

Если правильно, то какой цвет поднимаете? А если неправильно?

  • Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.
  • Есть нужно в любое время, даже ночью.
  • Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.
  • Есть надо быстро
  • Есть надо медленно.
    А как?
  • Пищу нужно глотать не жуя.
  • Полоскать рот после еды вредно.

Мы с вами повторили правила питания.

Для чего они нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

4.Физкульминутка с использованием ИКТ.

  1. Беседа о вредных продуктах.

Скажите, пожалуйста, а все ли продукты полезны? (ответы детей)

Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые продукты лучше не употреблять в пищу.

  1. Игра «Накроем на стол». (дыхательная гимнастика)

Ребята, сейчас давайте накроем на стол. На столе тарелочки, вам нужно на них подуть и сказать с каким продуктом тарелочка, с вредным или полезным. Если продукт вредный вам нужно положить ее на стол накрытый красной скатертью, а если продукт полезный, на стол накрытый зеленой скатертью.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

  1. Подведение итогов занятия.

Я думаю, вы, без сомнения, знаете,
Что пользу приносит не все, что съедаете.
Запомните и всем объясните очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.
Холодная пища ему не нужна,
И очень горячая тоже вредна.
Большими кусками не стоит глотать,
А тщательно надо еду прожевать.
И помните- желудок у тех не болел,
Кто с детства его понимал и жалел!
Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной? Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?. Будьте здоровы!

Цель: Формирование у детей желания заботиться о своём здоровье.

Задачи:
1. Учить детей различать витаминосодержащие продукты.
2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека.
3. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет быть здоровым?
- А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей)
- Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать.

Ребята, а вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей)
- Правильно, нужно закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе.
- А что мы с вами делаем в детском саду для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей)
- Да, мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезные чаи с лимоном и шиповником, когда мы выходим из комнаты, наша няня открывает окна, проветривает помещение, чтобы воздух был чистым. А еще мы носили чесночные бусы и делали точечный массаж.

Ребята, я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины.

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.

Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых, вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е.
- А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей)
- Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.

Чтобы у вас были всегда зоркие, здоровые глазки, нужно кушать витамин А. Живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Ответы детей)
- Да, это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.

Для того чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он, ребята, живет во всем кислом. Как вы думаете, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С? (Ответы детей)
- Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке.

Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е. Он необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах и зелени. Назовите их. (Ответы детей)
- Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.

Следующий витамин В. Витамин В способствует хорошей работе сердца, его можно найти в рисе, изюме, орехах, бананах, печени.

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные и в каких продуктах содержатся витамины.

Итог: мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна – витаминная еда!