Принципы эффективного бюджетирования. Конечные бюджетные формы. Бюджетирование как инструмент оперативного контроллинга




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и принципы бюджетирования. Технология формирования бюджета. Анализ бюджетирования и контроля затрат в управленческом учете на примере ООО "Молочное". Типичные ошибки при построении системы бюджетирования, методология ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2012

    Виды бюджетов в организации. Место бюджетирования в системе управления организацией. Особенности формирования операционного и финансового бюджета на предприятии. Анализ и оценка исполнения бюджетов в ООО "Гепард". Автоматизация процесса бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2015

    Построение системы бюджетирования. Сущность и основные принципы финансового планирования. Цели и функции бюджетирования. Система постановки бюджетирования предприятия. Бюджетирование на ЗАО "ФК "ЗЕНИТ". Перспективы развития системы бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

    Сущность и принципы бюджетирования, этапы постановки данной системы в организации. Утверждение сводного бюджета коммерческой организации. Направления бюджетирования производственной деятельности. Основные подходы к формированию систем бюджетирования.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Значение и понятие бюджетирования, его цели и сферы применения. Функции, методы составления и виды бюджетов. Организация управленческого учета на предприятии. Формирование операционного и финансового бюджета, осуществление контроля за его исполнением.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2012

    дипломная работа , добавлен 13.11.2010

    Место бюджетирования в системе управления организацией. Основные виды бюджетов. Анализ состояния и функционирования бюджетного управления в ООО "Гепард". Формирование операционного и финансового бюджета. Методика практической реализации бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2015

    Принципы технологии разработки системы бюджетирования. Оценка эффективности реализации системы бюджетирования. Характеристика действующей системы управления затратами и бюджетом. Аналитическая оценка основных показателей деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2012

Бюджет – это форма планового отчета, которая определяет потребность в сырье и материалах, трудовых и финансовых ресурсах.

Основными принципами формирования бюджета являются:

1) бюджетная интеграция (объединение частных бюджетов в общую систему бюджетов на основе плановых расчетов)

2) принцип последовательности (составление сводного бюджета происходит в соответствии с определенной схемой, исходным этапом которой является бюджет продаж)

3) использование норм и нормативов

4) принцип сводного бюджетирования (сводный бюджет основан на системе составления частных бюджетов)

5) принцип методической сопоставимости (для обеспечения качественного анализа и контроля необходимо обеспечить единство методик сравнения фактических и запланированных показателей

На бюджетирование деятельности предприятия влияет масштаб предприятия. Чем крупнее, тем сложнее организационная структура и тем более важна координация между ЦО.

Необходимость бюджетирования зависит от готовности к нему руководством, что определяется целями его деятельности.

Также на бюджетирование оказывает влияние особенности выпускаемой продукции и технологический процесс.

Операционные бюджеты составляются для ЦО (частные бюджеты).

На предприятии необзятельно формировать полную систему бюджетов, все зависит от особенностей деятельности предприятия и некоторые бюджеты могут отсутствовать.

Полная система бюджетов включает в себя:

1) бюджет продаж

2) бюджет производства

3) бюджеты расходов и закупок сырья и материалов

4) бюджет затрат труда

5) бюджет общепроизводственных расходов

6) бюджет коммерческих расходов

7) бюджет общехозяйственных или управленческих расходов

Различают следующие виды бюджетов:

1) приростные бюджеты (основа – прирост; формируется на основе текущих бюджетов или результатов деятельности в предыдущий период; применение этого метода может обернуться неэффективной деятельностью предприятия в целом и ЦО

2) бюджетирование «с нуля» (плановые показатели не зависят от достигнутого уровня, поэтому здесь исключается неэффективная деятельность за прошедший период; этот метод можно рассматривать как метод стимулирования поиска альтернативных вариантов достижения поставленных целей, дает возможность планирования в принципиально новых видах – сферах деятельности предприятия)

Генеральный бюджет торговой организации

Генеральный бюджет включает в себя 3 вида бюджетов:

1. операционный бюджет

a. процесс составления операционного бюджета состоит из нескольких этапов, которые соответствуют определенному типу или названию бюджета:



i. этап составления бюджета продаж – определяется возможностями организации (это внутренний фактор), но в большей степени возможностями сбыта товара на рынке. Цель бюджета – рассчитать объем продаж по каждому виду товаров. Бюджет продаж рассчитывают в соответствии с маркетинговой стратегией организации. Бюджет продаж включает в себя следующие показатели (по каждому виду товаров):

1. план продаж

2. цена продажи единицы товара

3. выручка

ii. составление бюджета закупок товаров – разрабатывается с учетом имеющихся запасов на начало планируемого периода и нормируемых запасов товаров на конец планируемого периода. в начале определяется потребность в товаре как сумма планируемых остатков товаров на конец периода плюс бюджет продаж. для определения бюджета закупок из общей потребности товаров вычитается фактический запас товаров на начало планируемого периода. этот бюджет составляется в натуральных единицах измерения.

iii. составление бюджета себестоимости проданных товаров – себестоимость проданных товаров определяется как сумма стоимости запасов товаров на начало периода плюс себестоимость товаров, закупленных за период, и минус стоимость товарного запаса на конец периода. Себестоимость закупленных товаров определяется как сумма прямых затрат на приобретение товаров плюс административные коммерческие и маркетинговые расходы.

iv. на этом этапепроисходит разработка бюджета административных, коммерческих, маркетинговых и других расходов в разрезе отдельных статей в целом по предприятию и по центрам ответственности.При разработке бюджета коммерческих расходов следует исходить из предполагаемого объема продаж, также необходимо учитывать интенсивность усилий по продвижению товаров. При разработке бюджета административных (управленческих) расходов составляется согласно выделенным статьям:

1. оплата труда сотрудников организации

2. страховые взносы

3. амортизация оборудования

4. затраты на аренду транспортных средств

5. аренда помещения

2. финансовый бюджет

5й этап – на этом этапе исчисляется результат от реализации товаров; формируется плановый отчет о прибылях и убытках; бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс. Отчет о прибылях и убытках включает в себя расходную часть (себестоимость проданных товаров, коммерческие, административные расходы, а также прочие элементы планируемых доходов торговой организации). Доходная часть должны планироваться с учетом плана продаж товаров и плана прочих финансовых поступлений. Кроме того, необходимо учитывать остатки денежных средств на балансовых счетах торговой организации. Доход может увеличиваться за счет увеличения дебиторской задолженности, при этом увеличение денежных средств на счете не всегда означает увеличение дохода организации. Определение статей отчета о прибылях и убытках:

Плановый отчет о прибылях и убытках может быть составлен в двух видах:

1) по системе директ-костинг с определением показателя «маржинального дохода»

2) по полной себестоимости

6й этап – бюджет движения денежных средств. Для организации действующих в условиях жесткой конкуренции … проблема прогнозирования важно, т.к. от ее решения зависит возможность продолжения деятельности организации. приступая к разработке бюджета движения денежных средств необходимо знать наличие остатков денежных средств на счете; выделить источники поступления денежных средств, а также выплаты (статьи организации).

3. инвестиционный бюджет

Потребность в операционном остатке денежных средств характеризует минимально необходимую сумму для осуществления деятельности. Он определяется как соотношение планируемой суммы расходования денежных средств на плановое количество оборотов.

Общий размер среднего остатка денежных средств в планируемом периоде определяется как сумма операционного остатка денежных средств (см. выше), страхового остатка денежных средств планируемого периода (произведением суммы операционного остатка на коэффициент вариации поступления денежных средств в организацию по отдельным месяцам предыдущего года), средней суммы инвестиционного остатка денежных средств, средняя сумма компенсационного остатка (определяется в размере, определенном договором о банковском обслуживании).

Прогнозный бюджет движения денежных средств включает в себя следующие показатели:

1. остатки денежных средств на начало планируемого периода

2. поступления всего, в т.ч. по источникам поступления

3. расходование или выбытие денежных средств, в т.ч. по соответствующим статьям

4. остаток денежных средств. В случае недостатка денежных средств рассматриваются вопросы финансирования за счет кредитов и займов. Остаток денежных средств на конец периода будет совпадать с остатком на начало следующего планируемого периода.

5. прогнозный баланс. Наиболее оптимальный метод составления является тот метод, который максимально позволит проанализировать финансовое состояние в планируемом периоде.

Генеральный бюджет производственного предприятия

Генеральный бюджет производственного предприятия также включает в себя:

1. операционный бюджет

2. инвестиционный

3. финансовый бюджет

Для того чтобы спрогнозировать бюджет продаж определить влияние внешних факторов, определяющих изменение этих показателей на предприятии. Также необходимо учесть производственные мощности предприятия.

Следующий этап составляется бюджет производства . Объем производства = остатки продукции на конец периода (нормируемые остатки) + объем продаж - товарные остатки на начало периода

Разработка бюджета материальных затрат и закупок сырья и материалов. Потребность в сырье и материалах определяется, исходя из объемов производства и норм расхода сырья и материалов на единицу продукции. Этот расчет осуществляется в натуральных единицах измерения. Далее определяется план закупок сырья и материалов в натуральном и стоимостном выражении. В начале определяется потребность в сырье и материалах как сумма планируемых остатков на конец периода плюс потребность в сырье и материалах. Объем закупок определяется как разница: потребность в сырье и материалах минус остатки на начало планируемого периода.

Для того чтобы определить потребность в денежных средствах на приобретение сырья и материалов необходимо объем закупок сырья и материалов умножить на планируемую цену.

Далее составляется бюджет общепроизводственных расходов . При этом желательно выделение переменных и постоянных затрат. В этом бюджете выделяются соответствующие статьи, по которым будет осуществляться контроль расходования средств по этому бюджету. При этом порядок расчета каждой статьи должен быть прописан.

Для расчета плановой калькуляции себестоимости производимой продукции необходимо распределить общепроизводственные расходы, используя базу, закрепленную в учетной политике.

Сводный прогнозный отчет о прибылях и убытках может быть составлен в:

1. в соответствии с формой годовой отчетностью

2. развернутый вариант ОПУ, где определяется доходность производства конкретного вида продукции.

ТЕМА: Порядок составления внутренней управленческой отчетности

Учетной политикой утверждается когда, кому в каком объеме предоставляется внутренняя управленческая отчетность.

Можно выделить 3 стандартных временных периода составления внутренней отчетности:

1. краткосрочная отчетность (за один день, неделю, декаду)

2. среднесрочная отчетность (за месяц)

3. долгосрочная (стратегическая) отчетность (за год, квартал)

Классификация форм отчетности:

a. комплексные итоговые отчеты (представляются за месяц, квартал, полгода) – содержат информацию о выполнении планов и использованию ресурсов за данный промежуток времени

b. тематические отчеты по ключевым показателям формируются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателей, входяшие плановые показатели

c. аналитические отчеты - составляются только по запросам управляющих и содержат информацию, которая раскрывает причины и следствия результатов деятельности по отдельным аспектам (причины влияющие на перерасход ресурсов; анализ использования производственной мощности, факторы риска и т.д.)

2. по уровням управления

a. оперативные отчеты – представляются для руководителей центров ответственности; составляются еженедельно и/или ежемесячно

b. текущие отчеты – содержат информацию для среднего уровня управления, в т.ч. для центров прибыли и центров инвестиций, и составляются не чаще одного раза в месяц/квартал

c. сводные отчеты - предназначены для высшего управленческого персонала организации, принимающего стратегические решения и осуществляющего контроль за деятельностью предприятия в целом (ежемесячно/ежегодно)

3. по объему информации:

a. сводки – оперативная информация, предоставляемая ежедневно часто без подтверждения данными бухгалтерского учета

b. итоговые отчеты - составляются раз в месяц или в другой отчетный период и обобщают информацию о контролируемых показателях по центрам ответственности

Требования, предъявляемые к внутренней отчетности:

1. внутренний отчет должен быть адресным и конкретным. Он не принесет желаемых результатов, если он:

a. не будет адресован конкретному менеджеру

2. для принятия управленческих решений полезна оперативная информация

3. следовать учитывать психологические особенности менеджера; необходимо знать, какую форму представления отчетности он предпочитает (табличная, графическая и т.п.), каковые его пожелания и стиль работы

4. не следует часто применять формы внутренней отчетности

5. не следует часто углубляться в прошлое;

6. полезнее представлять информацию, использование которой позволит улучшить работу этого центра; желательно приводить план/факт и отклонения

7. не следует перегружать отчетность расчетами

8. отчеты должны охватывать главное, что приближает всех работников к выполнению планов

9. не все поддается записи, кроме составления письменных отчетов; предполагается проведение бесед бухгалтера-аналитика с управляющими всех уровней

10. в любом случае при составлении внутренней отчетности необходимо руководствоваться принципом экономичности.

11. до руководителя центра ответственности доводятся только контролируемые показатели

Отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящих менеджеров.

ОСНОВНОЙ БАЗОВЫЙ ПОДХОД К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ НАЗЫВАЮТ УПРАВЛЕНИЕМ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ .

Между планом и фактом по переменным показателем должны быть показатели гибкого бюджета (произведение нормы на фактический объем производства).
Такое управление (управление по отклонениям) способствует:

1. оперативному выявлению отклонений

2. установление ответственных за возникшие отклонения; установление причин отклонений, а также выработки мер по устранению отклонений

Внутренняя отчетность как основа контроля и оценки деятельности центров ответственности

Показатели подразделяются на две большие группы:

1. финансовые показатели:

a. прибыль (при использовании трансфертного ценообразования по принципу «себестоимость плюс»)

b. рентабельность как отношение прибыли к выручки (к себестоимости и т.п.)

c. экономически добавленная стоимость – может быть определена как разница между доходами, которая заработала компания, и доходом, который мог быть получен, если бы средства были инвестированы в другие компании с аналогичным уровнем риска

d. остаточная прибыль – прибыль, зарабатываемая подразделением/центром ответственности сверх минимально необходимой нормы прибыли, устанавливаемой руководством предприятия

2. нефинансовые показатели:

a. различия между финансовыми и нефинансовыми показателями:

i. финансовые показатели менее регламентированы и менее стандартизированы (скорость исполнения заказа, удовлетворение требования стандартов качества, превышение показателей конкурентов и т.д.)

ii. связь нефинансовых показателей с конечном результатом деятельности может быть определена только по данным бухгалтерского учета, которая занимает достаточно длительное время.

iii. нефинансовым показателям свойственна утрата своей репрезентативности

iv. разработка нефинансовых показателей – сложная задача. Но без ее решения невозможно стратегическое планирование деятельности предприятия и центров ответственности. С помощью финансовых показателей оцениваются результаты прошлой деятельности ЦО, нефинансовые показатели позволяют спрогнозировать результаты будущей работы.

v. существует несколько правил комбинированного использования финансовых и нефинансовых показателей:

1. число показателей должно быть не меньше 2, но не больше 6.

2. в системе показателей должны быть как финансовые, так и нефинансовые показатели.

3. нефинансовые показатели должны отвечать следующим требованиям:

a. у ЦО существует возможность их улучшения (совершенствования)

b. они должны контролироваться руководителем ЦО, который принимает меры по их улучшению

c. они должны быть связаны с финансовыми показателями

d. показатели должны быть взаимозависимыми и ограничивать влияние друг друга

e. необходимо разрабатывать новые альтернативные показатели, если наглядность существующих критериев снизится

Этапы построения сегментарной отчетности организации:

1. формирование организационной структуры предприятия с выделением центров ответственности

2. кодировка статей затрат центров ответственности.

a. для контроля и оценки деятельности центров ответственности необходимо провести:

i. классификацию затрат на переменные, постоянные, условно-переменные, условно-постоянные

ii. разделение затрат ЦО на регулируемые и не регулируемые (или на контролируемые и неконтролируемые). Каждой статье затрат присваивается два дополнительных признака:

1. 1 – переменные затраты; 2-постоянные затраты; 3- условно-постоянные затраты

2. 4 – регулируемые/контролируемые затраты; 5- нерегулируемые/неконтролируемые

Например, кодировка статьи затрат «разъездные расходы» по аптеке №7 будет выглядеть следующим образом: 44/07/086/3,4. Расшифруем: 44 - «расходы на продажу»; 07 – первый уровень аналитического учета, отражающий подразделение (аптека №7); 086 – второй уровень аналитического учета, отражающий непосредственно статью затрат; 3,4 – третий уровень аналитического учета, отражающий условно-постоянные затраты и регулируемые затраты.

3. организация плановой и отчетной работы по каждому ЦО

Организация системы контроля над исполнением бюджета:

Под системой контроля понимается логическая структура процедур для анализа и оценки деятельности предприятия в целом и его структурных подразделением (ЦО). В нее включаются:

1. текущее принятие управленческих решений на разных организационных уровнях в рамках заранее установленного бюджетного задания.

2. Поступление от центров ответственности информации о ходе выполнения бюджетного задания; анализ текущей информации

Система контроля включает в себя:

1. распределение функций между управленческими службами по контролю исполнения бюджета:

· Экономическая служба - занимается вопросами контроля исполнения текущих бюджетов центрами ответственности;

· Бухгалтерская служба - выполняет расчетные функции; собирает и систематизирует информацию

· Финансовая служба - контролирует выполнение основных финансовых показателей; составляет промежуточные отчеты о движение ДС и проводит мероприятия по привлечению ДС

· служба снабжения - контролируем объемы, структуру и цены по обеспечению запасов сырья и материалов;

· служба сбыта – контролирует сбыт

2. разработка системы внутреннего документооборота

3. система внутренних документов организации, которые регламентируют функции управленческих служб и систему внутреннего документооборота

Контроль за исполнением бюджетов:

· осуществляется в форме предварительного, текущего (оперативного) и последующего контроля

o предварительный контроль позволяет оценить эффективность использования ресурсов по показателям, которые доведены до центров ответственности

o текущий контроль используется в ходе исполнения центров ответственности бюджетного

o последующий контроль – осуществляется по завершении бюджетного периода и носит исторический характер (основан на данных БУ). Он наиболее глубокий и объективный. Этот контроль является заключительным этапом бюджетного процесса, в т. ч. предполагает анализ эффективности использования ресурсов.

Финансовая бухгалтерия Управленческая бухгалтерия
№ счета № счета
Результаты производственной деятельности/отражение производственных затрат
Материальные затраты 30* Счет экран – материальные затраты
Затраты на оплату труда 31* Затраты на оплату труда
отчисления 32* отчисления
Амортизация 33* Амортизация
Прочие затраты 34* Прочие затраты
Расходы по обычной деятельности
Остатки материальных ценностей
Продажи 90*
Финансовый учет Хоз операция Управленческий учет
Сумма Д К Д К Сумма
2 000 Оприходованы на склад материалы 60* 2 000
Отпущены материалы в производство
Отпущены материалы на общепроизводственные нужды 4 00
Отпущены материалы общехозяйственные нужды
1 480 Начислена зарплата персоналу организации, в т.ч.:
Основным производственным рабочим 31*
Общепроизводственного персонала 31*
Общехозяйственного персонала 31*
Начислены платежи, в т.ч.
по зарплате осн. производст. рабочих 32*
По зарплате общепроизводств. персонала 32*
По зарплате Общехоз. персонала 32*
Амортизационные отчисления по ОС, в т.ч.:
По общепроизводств. объектам 33*
По общехоз. объектам 33*
Оплачены прочие производств. расходы 34*
х х Списаны общехоз. расходы
Х Х Сдана на склад готовая продукция
Признана выручка от реализации продукции 90*
Списана фактическая с/с проданной произведенной продукции
Списаны общехозяйственные расходы
Оценены остатки материальных ценностей (материалы и НЗП, ГП на конец отчетного период) Х Х
Закрытие счетов, в т.ч.:
Закрытие счета материальных затрат Х Х х
Закрытие счета затрат на оплату труда
Закрытие счета отчислений
Закрытие счета амортизации
Закрытие счета прочих затрат
Закрытие счета расходов по обычной деятельности

Тема 8. Организация БУУ на предприятии

В УП утверждается:

1) выбранная организацией варианты учета и оценки объектов учета

2) рабочий план счетов управленческого учета

3) формы первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете

4) формы отчетов по ЦО

5) перечень ЦО

6) трансфертные цены

7) правила документооборота и технологии обработки учетной информации

8) порядок контроля за хозяйственными операциями

9) другие решения по управленческому учету

Определяется степень контролируемости расходов по каждому ЦО, а также осуществляется выбор ответственных за расходы по каждому ЦО. В УП определяются статьи калькулирования сс продукции.

Выбор трансфертных цен зависит от территориального расположения ЦО и определяется целями и задачами, которые ставятся перед ЦО. Выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета затрат и калькулирования.

Выбор методов учета затрат на производство и калькулирование сс продукции

В УП определяется рабочий план счетов, где можно использовать следующие подходы:

1) счета 20-29

2) счет 30-39 (осуществляется группировка затрат по элементам как это требует внешняя отчетность). Через 37 счет затраты перегруппируются на затратные счета 20-29, в необходимом аналитическом срезе для нужд управленческого учета

Организация самостоятельно выбирают и разрабатывают формы управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, порядок их построения, последовательность и способы записи в них. Организация самостоятельно формирует структуру службы управленческого учета, отчетности и контроля.

Варианты организации управленческого учета:

1) параллельный управленческий учет

Предусматривается автономия БФУ И БУУ. Сначала документы поступают в отдел управленческого учета (финансовый, планово-экономический). Документация обрабатывается для нужд управленческого учета и составления внутренней отчетности, а затем передается в бухгалтерию, где создается внешняя отчетность. Этот вариант подходит для небольших компаний, а также используется в организациях, где функция ведения бухгалтерского учета передана аудиторским компаниям.

2) управленческий учет, основанный на бухгалтерском учете

Выделяются различные уровни аналитики на затратных счетах и собирается информация по ЦО, видам продукции и статьям калькулирования.

Преимущества и недостатки управленческого учета на основе бухгалтерского учета.

Преимущества:

1) экономия на зп

2) нет необходимости создавать дополнительную службу в организации, что не только экономит расходы, но и исключает лишний документооборот

3) меньше расхождений бухгалтерской и управленческой отчетности

4) значительная экономия на автоматизации

Недостатки:

1) низкая оперативность данных

Бухгалтер не сделает проводку пока не получит надлежаще оформленный документ (документ может задерживаться)

2) увеличение нагрузки на бухгалтерию (для того, чтобы правильно отразить операцию в первичных документах или сопроводительных, обязательно нужно указать аналитические признаки)

3) высокие требования к возможностям информационных систем и их настройки

Схема организации аналитического учета по счетам бухгалтерского учета

Бюджетирование проекта - это искусство разработки и управления бюджетом, который покрывает все понесенные расходы и сохраняет устойчивость проекта в долгосрочной перспективе. Подготовка бюджета - это один из процессов управления проектами, который призван обеспечить разработку, обоснование и готовность к использованию экономически эффективным образом.

Есть две основные причины того, почему важно составление проектов бюджетов. Во-первых, утвержденный бюджет способствует финансированию проекта. Вторая причина заключается в том, что, сопоставляя проект и фактическую стоимость утвержденного бюджета, можно определить, идет ли проект в соответствии с планом.

Сведения необходимые для составления проектов бюджетов:

  • оценка стоимости работ;
  • базис оценки;
  • ограничения проекта;
  • график проекта;
  • календарь ресурсов;
  • договоры.

Оценка стоимости работ - это индивидуальная смета расходов для каждого вида деятельности или совокупности работ, которые будут выполнены в рамках проекта. Для каждого вида деятельности в смету расходов включаются прямые трудовые ресурсы, материалы, оборудование, услуги и информационные технологии.

Базис оценки – это обоснование оценочных документов, подтверждающих детали оценки стоимости работ. Например, как были сделаны оценки, допущения и ограничения, уровень достоверности каждой оценки.

Ограничения проекта - важно определить, имеются ли какие-либо ограничения финансирования, которые могут быть у организации, ограничения по договорам или контрагентам, например, у государственных учреждений.

График проекта будет использоваться для определения продолжительности бюджета во времени.

Календарь ресурсов позволят узнать, какие ресурсы назначены для проекта и когда они назначены. При этом для каждого ресурса используются свои нормативы и осуществляется взаимосвязь с графиком проекта.

Информация по договорам на товары или услуги будет использоваться для определения затрат.

Необходимо придерживаться принципа последовательной разработки при бюджетировании проекта. Основы составления проектов бюджетов состоят из трех основных шагов:

  • оценка ожидаемых затрат;
  • согласование бюджета;
  • обеспечение экономической эффективности.

Шаг 1. Оценка ожидаемых затрат

Первым шагом в подготовке бюджета является проведение оценки затрат по проекту для определения денежного выражения проектной деятельности. Основная цель первого шага состоит в том, чтобы гарантировать, что ожидаемые затраты оцениваются и выражаются в денежной сумме, которая является разумной и привязанной к целям и плану работы.

При планировании и оценке стоимости проекта можно использовать следующий контрольный список:

  • сотрудников, в т.ч. полного и неполного рабочего времени, участвующих в проекте;
  • количество рабочих часов, которое они затратят на проект;
  • почасовую ставку;
  • расчет обязательных налогов на заработную плату.
  • все объекты оборудования, которые будут арендованы или приобретены для целей проекта;
  • цену покупки / аренды на каждый объект;
  • рассчитать общую стоимость.
  • поставщиков и подрядчиков, участвующих в поставках;
  • установить наличие договорных отношений с поставщиками и подрядчиками;
  • позиции закупок и цены;
  • общую стоимость закупок.
  • профессиональные услуги;
  • связь;
  • копирование и печать;
  • любые другие элементы, которые еще не указаны.

Обратите внимание, что все перечисленные категории относятся к прямой стоимости проекта. Кроме того, необходимо определить и оценить косвенную стоимость проекта.

Косвенные затраты (накладные расходы) - это затраты, которые относятся к общим целям проекта, но не могут быть отнесены к конкретным видам деятельности и задачам. Общая сумма косвенных затрат должна быть добавлена к бюджетным расчетам.

Таким образом, в бюджете проекта отражаются совокупные затраты на работы по проекту: прямые и косвенные.

Шаг 2. Согласование бюджета

В результате первого шага будет получен предварительный бюджет с подробными сведениями о расходах по статьям затрат. Согласование предварительного бюджета является вторым шагом в подготовке бюджета проекта.

Согласование бюджета - это процесс утверждения сметы проекта путем предоставления необходимой информации финансовому департаменту для подтверждения необходимости и обоснованности каждой из указанных статей расходов. Он призван объяснить, являются ли затраты обоснованными и достаточными для проекта.

Обоснование бюджета происходит в три этапа:

  • Пересмотр каждой статьи затрат для точности. Ответственное лицо должно быть уверено, что каждая предложенная цена является правильной и разумной.
  • Проверка накладных расходов. Ответственный связывается с финансовым отделом, чтобы запросить необходимую финансовую информацию и начать анализ сметы расходов и подтвердить их соответствие проекту.
  • Подведение итогов. Согласовывающее лицо оценивает точность и уместность как прямых, так и косвенных затрат, запланированных для проекта, и отчетов об обосновании и утверждении бюджета (или отклонении, если затраты не согласованы и не подтверждены).

На втором этапе разрабатывается обоснованный и утвержденный бюджет проекта.

Шаг 3: Обеспечение экономической эффективности

Заключительным этапом подготовки бюджета проекта является оценка его рентабельности. Это означает, что бюджет будет эффективным, если он полностью покрывает все расходы, которые требуются для выполнения целей и задач проекта.

Анализ экономической эффективности помогает завершить последний этап. С помощью этого анализа необходимо изучить предлагаемые сметы расходов и определить запланированные результаты проекта. Затем определяется, обеспечивает ли бюджет максимальную эффективность проекта с точки зрения затрат, которые будут понесены для целей и задач проекта. Анализ экономической эффективности поможет получить представление о денежных затратах и желаемых результатах проекта.

Наряду с оценкой бюджета и затрат, разумно проводить анализ чувствительности, который помогает смоделировать влияние на конечный результат некоторых исходных предположений и ограничений, связанных с затратами.

Таким образом, бюджетирование проекта - сложный процесс, который включает в себя серию шагов, призванных обеспечить согласованность прогнозов затрат и бюджетных ресурсов с целями и задачами проекта.

Все три шага бюджетирования бизнес проекта удобно автоматизировать в нашем программном продукте «WA:Финансист. Бюджетирование». На первом шаге, удобно воспользоваться документом «Бюджет» в котором менеджер проекта может сделать предварительную оценку затрат.

На втором шаге удобно использовать автоматическое согласование, при котором документ «Бюджет» пройдет процесс согласования в системе и, при необходимости, будет скорректирован. Кроме того, система при необходимости автоматически определяет, соответствует ли бюджет проекта бюджету верхнего уровня.

Рисунок 1. Пример процесса согласования бюджета в системе «WA: Финансист. Бюджетирование».

Расчет экономической эффективности бюджета проекта можно осуществлять при помощи инструмента «Произвольный отчет», в котором пользователь, предварительно настроив отчет, может рассчитать любые показатели эффективности.


Рисунок 2. Пример произвольного отчета в программе «WA: Финансист. Бюджетирование».

28.06.2017 21501 0

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про бюджетирование в организации.

Сегодня вы узнаете:

  1. Для чего нужно бюджетирование;
  2. Что включает в себя система бюджетирования;
  3. Что такое бюджетный цикл;
  4. Что включает бюджет организации;
  5. Как составить бюджет для организации.

Бюджетирование и его особенности

В любой фирме, большой и маленькой, имеется совокупность доходов и расходов. Управлять денежными потоками и планировать на основе текущих экономических показателей деятельность – важные функции компании, которые и составляют суть бюджетирования.

Бюджетирование представляет собой процесс управления бюджетом и включает составление смет, их распределение и корректировку в соответствии с произошедшими изменениями.

Совокупность всех доходов и расходов – это и есть бюджет, от которого зависит функционирование всего предприятия.

Бюджетирование – это широкое понятие, которое затрагивает не только крупные фирмы, но и отдельное физическое лицо. Причём последнее может влиять не только на собственный бюджет, но и выступать двигателем экономических программ на уровне государства.

Например, инициативное бюджетирование подразумевает, что граждане вольны предлагать свои идеи для расходования государственной казны.

Важно уметь управлять денежными потоками: эффективность данного процесса сказывается на средствах, которыми можно располагать в данный момент без ущерба для будущего.

Бюджетирование призвано реализовать следующие цели:

  • Оценка состояния компании на текущую дату (насколько эффективно функционирует фирма и нуждается ли её деятельность в корректировке);
  • Регулярное планирование деятельности на основе показателей, характеризующих текущую деятельность;
  • Утверждение планов, призванных сэкономить средства и распоряжаться ими грамотно;
  • Эффективное использование всех имеющихся ресурсов (так, чтобы они приносили максимальную прибыль, а издержки были минимально возможными);
  • Подробное изучение основ инвестиционной деятельности (внедрение данной сферы с целью получения дополнительного дохода);
  • Рассмотрение запланированных проектов на предмет их необходимости и возможной прибыли для предприятия (требование относительно менеджеров проектов – каждый из них обязан обосновать цель внедрения того или иного направления);
  • Развитие и дальнейшее укрепление дисциплины предприятия в общем и конкретно по финансовым вопросам;
  • Координация всех уровней компании для получения максимальных результатов деятельности;
  • Обеспечение подробного анализа всех имеющихся затрат (бюджетирование затрат позволяет уменьшить расходы предприятия и направить сэкономленные средства на другие цели компании);
  • Наличие отработанной системы контроля исполнения поставленных задач нижестоящим уровням;
  • для целей организации;
  • Следование установленному законодательству и принятым договорным обязательствам.

Перечень целей, которые решаются с помощью бюджетирования, достаточно велик, и мы можем сделать вывод, что данный процесс на предприятии играет важную роль.

Бюджетирование целесообразно вести в крупных предприятиях: им занимаются сотрудники нескольких отделов, деятельность которых координирует руководство.

Если же предприятие небольшое, к тому же имеет малое число персонала, то можно обойтись только краткими отчётами самого руководителя: это не отнимет много времени и сделает процесс более быстрым и эффективным.

Какие функции выполняет бюджетирование

Организация бюджетирования – это целый комплекс мер, направленный на повышение эффективности управления финансами.

Каждая компания разрабатывает свои задачи, которые необходимо решить путём внедрения механизма общего контроля денежных потоков. Однако, функции бюджетирования имеют общую направленность для любого предприятия.

Давайте рассмотрим, какие же задачи решает бюджетирование.

К основным из них относятся:

  • Увеличение экономических показателей предприятия . Они в дальнейшем приведут к более эффективной работе, что положительно скажется на бюджете;
  • Оценка результативности деятельности компании . Соотнесение всех денежных потоков формирует целостную картину функционирования фирмы. На основе полученных данных формируются планы по корректировке и смещению центра внимания руководства в пользу слабых сторон компании;
  • Постановка планов на основе текущих показателей . Планирование – важный этап на пути реализации целей. В зависимости от сегодняшнего состояния можно скорректировать отдельные направления компании и нацелить их на результативное решение насущных вопросов. Планирование может иметь как краткосрочную перспективу (на ближайшие месяцы), так и долгосрочную (на срок более 5 лет). Оптимальный период для реализации планов составляет от 12 месяцев до 5 лет;
  • Обоснование произведённых расходов . Каждая компания должна иметь конкретный перечень затрат, которые потребуется произвести в ближайшие даты или в перспективе. Список расходов может быть запланированным или не включенным в возможные траты. Обоснование последних и является важной задачей на основе размера потраченных средств и той выгоды, которую они принесли компании;
  • Введение специального подразделения для оценки понесённых расходов . Каждая затрата должна нести в себе полезную сущность для организации. Если таковой не имеется, то необходимо исключить статью трат из будущего периода;
  • Минимизация потенциальных рисков . Движение потоков денежных средств при низком уровне управления ими может принести убытки, а чтобы их исключить или минимизировать, необходимо повысить степень вовлечения компании в финансовые вопросы;
  • Оценка деятельности персонала . Если дела фирмы идут в гору, то наёмные работники выполняют свои функции грамотно. Если же имеются недочёты в работе фирмы, то стоит задуматься об уровне квалификации отдельных лиц и принять соответствующие меры. В этом случае обдумывается решение о мотивации сотрудников, их обучении или смене другими специалистами;
  • Установление коммуникационной среды внутри компании . Руководитель ставит цели, менеджеры на соответствующих уровнях заняты их решением. От того, насколько подробно и целостно преподнесена информация руководящим звеном, зависит качество работы нижестоящего персонала;
  • Координация между отделами компании . Решение глобальных задач не решается отдельно руководителем или его представителями. К этому вопросу необходимо подойти сообща, чтобы выяснить все возможные пути решения, учесть имеющиеся мнения и создать целостную картину действительности;
  • Обучение персонала и повышение квалификации . Постановка новых задач со стороны руководителя заставляет менеджеров применять в работе все возможные навыки и учиться открывать для себя новые возможности. Мотивация в этом вопросе – важный фактор. Если сотрудник знает, что за конкретный результат ему положено соответствующее вознаграждение, он будет стараться достичь целей разными способами.

Система бюджетирования и её важные составляющие

Существует и такое понятие, как система бюджетирования. Оно представляет собой совокупность отлаженных функций, направленных на повышение эффективности деятельности компании. Система бюджетирования позволяет в более краткие сроки достичь поставленных целей. Формируется она постепенно и зависит от особенностей компании.

Управление бюджетированием включает в себя чётко скоординированную деятельность разных подразделений фирмы, которая призвана повысить экономические показатели и вывести компанию на новый уровень.

Данная система даёт множество преимуществ, которые представлены следующими особенностями:

  • Анализ текущей деятельности позволяет сформировать направление движения компании не только на микроуровне, но и на макроуровне. Решается комплекс задач, включающий внутреннее устройство компании, а также её положение относительно других участников рынка;
  • По ряду показателей за конкретный период можно оценить деятельность предприятия на разных уровнях, что помогает вычислить узкие направления, нуждающиеся в доработке;
  • Оценка работы, выполняемой менеджерами всех подразделений (каждый показатель в смете характеризует уровень квалификации отдельных сотрудников и позволяет скоординировать их деятельность);
  • Наличие низких показателей – это отличный повод для мотивации сотрудников. Сформированные конкретные задачи по отдельным статьям расходов и доходов помогут быстрее справиться с проблемными зонами;
  • Улучшение взаимопонимания сотрудников, занимающих разные должности. Решение общих задач сообща ведёт к сплочению коллектива и соответствует ускоренному процессу реализации целей;
  • Информирование всех подразделений (благодаря отлаженной системе, новые сведения попадают от вышестоящего уровня к нижестоящему с высокой скоростью. А это, в свою очередь, способствует решению одной большой задачи одновременно на всех уровнях);
  • Обучение менеджеров (углубление во внутренние процессы компании позволяет более подробно видеть текущую ситуацию, а значит, можно предложить и более эффективное решение проблемы).

Какие фазы включает бюджетный цикл

Планирование и распределение доходов и расходов – это отдельный этап в деятельности предприятия, который принято называть бюджетным циклом. Данный процесс повторяется с принятой на предприятии периодичностью и носит циклический характер.

Каждый новый этап бюджетирования содержит в себе несколько фаз. Их наличие обусловлено рядом конкретных задач, которые ставит перед собой руководство компании.

Всего существует три основных фазы:

  • Планирование . На данном этапе происходит изучение текущих показателей, на основе которых составляется план для будущей реализации. Это важный шаг, так как именно от него зависит дальнейшая деятельность компании. Если что-то упустить, то исправление ошибок может дорого обойтись. Важно учесть возможные риски и пути их минимизации. Разрабатывается конкретный перечень направлений, которым должна следовать фирма в ближайшие несколько месяцев или лет;
  • Реализация . Стадия включает набор действий, способствующих продвижению запланированных задач. Важно чётко следовать намеченному плану и своевременно осуществлять корректировку действий. Это поможет сократить затраты и реализовать цели в установленный срок. Фаза включает в себя совокупность действий всех подразделений фирмы, которые могут так или иначе повлиять на результат. Весь период реализации задач разбивается на несколько мелких промежутков, в которые также уместно поставить соответствующие планы. Это поможет своевременно скорректировать показатели, понять их целесообразность или устранить возникшую проблему;
  • Завершение . Подводится итог деятельности компании и двух предыдущих этапов. Сравниваются показатели, поставленные в качестве целевых, и достигнутые. Если между ними существенная разница, то компания функционировала крайне неэффективно. При соблюдении запланированных норм ставятся цели на следующий период, выполнение которых будет способствовать дальнейшему процветанию фирмы.

Бюджет организации и его состав

В широком понятии бюджет организации включает все доходы и расходы фирмы. Однако, среди данных статей баланса имеется множество подразделов, оказывающих существенную роль в формировании бюджета компании. Разделы бюджета зависят от размера фирмы, её деятельности и опыта существования на рынке.

Всю совокупность существующих бюджетов можно разделить на две главных вида:

  • Операционный бюджет;
  • Финансовый бюджет.

В свою очередь, операционный бюджет состоит из следующих разделов:

  • Доход от производства;
  • Прибыль от продажи товаров, услуг:
  • Затраты на сырьё;
  • Оплата заработка служащих;
  • Амортизация;
  • Оплата налогов;
  • Общие расходы касаемо ведения хозяйственной деятельности и производственного процесса.

Финансовое бюджетирование имеет более сложную структуру и построено на прогнозе следующих составляющих:

  • Отчёта о финансовых результатах (который берётся за основу всей деятельности компании);
  • Отчёта о движении денежных средств (распределение финансовых потоков внутри компании – важный фактор, составляющий базу для планирования);
  • Бухгалтерского баланса (его статьи являются показателем эффективности текущей деятельности компании в сравнении с предыдущим периодом);
  • Потока собственного капитала (важно направить его на те цели, которые наиболее важны для компании, и те, что будут способствовать увеличению объёмов производства в будущем).

Необходимо также знать основы составления бюджета, которые могут быть представлены тремя форматами:

  • Снизу вверх . В данном случае происходит сбор всей информации от нижних уровней компании до руководства. Передаются сведения из каждого подразделения и предоставляются на обозрение руководящего состава компании для возможной корректировки и постановки целей;
  • Сверху вниз . Руководство составляет прогнозы самостоятельно и отправляет их на выполнение персоналу нижестоящих подразделений. Такие методы бюджетирования обязывают руководящий состав фиксировать чёткие цели с обусловленным набором задач для каждого конкретного подразделения;
  • Объединённый . Наиболее эффективный способ добиться продуктивного взаимодействия всех структур внутри компании. Информация поступает от руководства, но и мнение сотрудников имеет важную роль. Любые несоответствия решаются по мере их возникновения общими усилиями.

Составляем бюджет организации: пошаговая инструкция

Технология составления бюджета – нелёгкий процесс, особенно в рамках большого предприятия. Данная обязанность лежит на управляющем и финансовом отделах, которые применяют свой опыт, учитывают особенности деятельности компании и принципы бюджетирования.

При составлении бюджета вам потребуется пройти несколько стадий, пропуск любой из которых приведёт к будущим ошибкам и отсутствию возможности своевременно их устранить.

Посмотрите видео про основы бюджетирования и составления бюджета в компании:

Мы предлагаем придерживаться следующего плана для составления бюджета организации:

  1. Изучение спроса на товары/услуги компании . Самый важный шаг, определяющий всю дальнейшую деятельность фирмы. Учитывается занимаемая ниша на рынке, географическое расположение производства, категория покупателей и сезонные факторы;
  2. Учет коммерческих расходов . Здесь большую роль играют затраты на продвижение бренда, а именно реклама компании. Выбираются наиболее эффективные модели маркетинга, изучаются типы поведения покупателей, на основе которых будет создано общее представление о выпускаемой продукции;
  3. Составляется бюджет производственного процесса . Главное внимание уделяется оборудованию и его мощности. Решаются вопросы о замене техники или повышении качественных характеристик имеющегося;
  4. Вносятся управленческие расходы . Включаются расходы на коммунальные услуги, оснащённость рабочих мест персонала, оплату операторов связи и т. д.;
  5. Составляется прогнозный отчёт по статьям баланса . Учитываются текущие показатели, которые многое могут рассказать о деятельности фирмы. Важно уделить внимание слабым местам организации, чтобы в будущем избежать возможных проблем;
  6. Распределение денежных потоков между основной, финансовой и инвестиционной деятельностью компании . Самый важный этап, который формирует процесс функционирования фирмы на основе поставленных планов.

Важно на этапе бюджетирования соотнести показатели текущей деятельности с теми, что получены в предыдущем периоде. Так можно судить об эффективности деятельности компании.

Перечень учредительных документов ООО, их содержание + изменение и восстановление при утрате

Цели бюджетирования. Бюджеты исполняют две главные роли:

  1. Они дают полномочия менеджерам бюджетов совершать расходы в руководимой ими части компании.
  2. Они выполняют функцию сравнительных показателей, представляя собой эталон, с которым можно сравнить текущую деятельность, а также могут использоваться как мотивирующие менеджеров цели.

Обе указанные роли сочетаются в системе бюджетного планирования и контроля.

Бюджетное планирование и контроль. Планирование деятельности призвано обеспечить, чтобы компания двигалась в правильном направлении, а также, чтобы каждый сотрудник компании имел перед собой четко поставленные цели. Благодаря планированию менеджерам известно об их целях и обязанностях, а также о том, каким образом их деятельность влияет на цели и обязанности других менеджеров компании.

Наличие официального плана способствует тому, что координированный подход и сам процесс планирования заставляет руководителей мыслить перспективно, планировать и заранее анализировать свои действия. Однако бюджетный процесс не должен останавливаться на плане. Чтобы компания продолжала двигаться в заданном направлении, руководство должно осуществлять контроль. Лучше всего делать это путем сравнения фактических результатов с первоначальным планом. Для корректировки отклонений предпринимаются соответствующие действия. Планирование и контроль должны быть взаимосвязаны. Бюджетное планирование без использования полученного плана в целях контроля – это лишь частичное выполнение задачи.

Скачать заметку в формате или , примеры в формате

Подготовка бюджетов Процесс подготовки и применения бюджетов специфичен для каждой компании. Однако существует ряд основных требований к тому, как выстроить процессы бюджетного планирования и контроля.

Для планирования координация имеет первостепенное значение. Взаимосвязь между функциональными бюджетами (например, продажи, производство, закупки) означает, что один бюджет не может быть завершен без ссылки на несколько других.

Основной бюджетный фактор это фактор, ограничивающий деятельность компании. Определение этого фактора на раннем этапе играет важную роль, поскольку указывает на то, какой бюджет должны быть подготовлен первым.

Если на раннем этапе основной бюджетный фактор не определен, то в дальнейшем это может привести к отставаниям по срокам, в ситуациях, когда менеджеры осознают, что достижение поставленных перед ними целей невозможно.

Например, если главным бюджетным фактором является объем продаж, то бюджет продаж должен быть подготовлен, прежде всего, на основе имеющихся прогнозов. А затем, с ним должны быть связаны все остальные бюджеты. Например, бюджет закупок будет основан на производственном бюджете, а тот, в свою очередь, основан на бюджете продаж. Самый лучший способ достичь такой координации – это создать бюджетный комитет . В бюджетный комитет входят представители всех ключевых направлений деятельности компании. Комитет регулярно собирается для анализа хода работ и разрешения возникающих проблем. На встречах принимаются меры для внедрения скоординированного подхода.

Бюджетирование с участием исполнителей – система бюджетирования, при которой все держатели бюджета имеют возможность участвовать в разработке собственных бюджетов. Еще одно название этой системы – бюджетирование «снизу-вверх». Она представляет собой противоположность бюджетов «сверху-вниз», когда конечный держатель бюджета не имеет возможности принимать участия в процессе бюджетирования. Бюджетирование с участием исполнителей имеет следующие преимущества:

  • Повышается качество прогнозов, на основе которых разрабатывается бюджет: менеджеры, которые ежедневно работают в той или иной сфере, скорее всего, лучше представляют себе, что является достижимым, что с большой степенью вероятности произойдет в будущем, местную специфику ведения торговой деятельности и т.д.
  • Повышается мотивация: держатели бюджета будут с большим энтузиазмом стремиться к достижению тех целей, к постановке которых они были причастны, по сравнению с теми, которые были навязаны им сверху.

Недостатком бюджетирования с участием исполнителей является то, что это может растянуть и усложнить бюджетный процесс. Еще одним недостатком является риск того, что бюджет будет раздут, если участники при подготовке бюджетов переоценят затраты и недооценят доходы. Одна из причин «раздувания» бюджетов заключается в том, что участники полагают, что легко достижимые цели сделают жизнь проще или полученные результаты будут более благоприятно выглядеть. Риск последнего особенно повышается, если достижение целей связано со схемой вознаграждения.

Раздутые бюджеты также могут появляться там, где сотрудники ожидают, что подготовленные бюджеты будут автоматически пересмотрены высшим руководством, чтобы сделать их более сложно достижимыми. В данном случае, включение в бюджет «люфта» призвано обеспечить, что бюджет в окончательном пересмотренном варианте будет достижим.

Однако, общепринято, что преимущества участия исполнителей в бюджетировании перевешивают недостатки, если позаботиться о том, чтобы все участники процесса понимали его важность и были нацелены на успех.

Сводный бюджет представляет собой документ, обобщающий все функциональные бюджеты. Обычно он состоит из бюджетного отчета о прибылях и убытках, бюджетного балансового отчета и бюджетного отчета о движении денежных средств. Именно сводный бюджет подается на утверждение высшего руководства, поскольку его не следует обременять излишним количеством подробностей. Сводный бюджет призван дать руководству краткую информацию, чтобы решить, является ли бюджет приемлемым планом на будущий период.

В отношении многих элементов бюджета или бизнес плана всегда существует значительная степень неопределенности. Существуют разные подходы к этому вопросу, один из наиболее широко распространенных – это « ».

Анализ чувствительности подразумевает пересмотр бюджета на основе ряда различных предположений. Поясним на примере. Бюджет на I квартал выглядит следующим образом:

Существует некоторая неопределенность относительно переменных затрат на единицу, поскольку данные затраты могут составить от 600 до 1800 руб., а 1200 руб. выбрали в качестве «ожидаемого» результата. Наша задача – провести анализ чувствительности к этому фактору. Одним из подходов будет представить вышеуказанный бюджет как «ожидаемый» вариант, а два других случая как «наихудший» и «наилучший» возможные варианты.

Бюджет при наихудшем варианте (переменные затраты 1800 руб. за единицу):

Бюджет при наилучшем варианте (переменные затраты 600 руб. за единицу):

Анализ чувствительности также можно представить графически (рис. 1). Видно, что деятельность остается прибыльной в 75% возможных вариантов. Таким образом, пользователь бюджета получает представление о возможном влиянии фактора неопределенности.

Рис. 1. Чувствительность к переменным затратам на единицу

Можно спроецировать варианты анализа чувствительности на балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках. Скажем, фактический балансовый отчет компании на начало I квартал выглядел так:

Предположим, что все продажи осуществлены на условиях кредита сроком 6 недель, а все расходы оплачены сразу послу их возникновения. Тогда, в зависимости от сценария, статьи баланса будут подвержены следующим изменениям:

Таким образом, мы можем составить следующие три варианта бюджета на конец I квартала:

На практике неопределенность может существовать в отношении большого количества факторов бюджета, а анализ чувствительности может состоять из сложного ряда вопросов «что-если», пересматривающих бюджет на основе ряда различных сценариев. В крупных компаниях со сложными бюджетами подобная работа может потребовать массу ресурсов. До появления компьютеров соответствующие расчеты делались вручную. Такая работа требовала много времени, кроме того в расчеты легко могла закрасться ошибка. Компьютерные электронные таблицы намного упростили задачу. Однако для того, чтобы облегчить задачу анализа чувствительности, необходима тщательно разработанная электронная таблица. Если электронная таблица хорошо разработана, то даже при единственном изменении (цены за единицу или почасовой ставки оплаты) можно получить обновленный вариант всего бюджета. Разработка электронных таблиц является одним из наиболее важных практических навыков бухгалтеров по управленческому учету.

Использование Excel при подготовке бюджета. Изменения одного аспекта бюджета может, в свою очередь, отразиться на нескольких других бюджетах. Например, плановая кампания по стимулированию сбыта может потребовать повышения уровней запасов и производства. Именно поэтому, электронные таблицы так полезны при подготовке бюджетов. Бюджетное планирование является циклическим или повторяющимся процессом. После подготовки первых бюджетов, они рассматриваются высшим руководством. Руководство, возможно, потребует внесения изменений или захочет увидеть эффект изменений ключевых для принятия решения переменных показателей. Хорошо спроектированная модель электронной таблицы учитывает все бюджетные взаимоотношения. За счет этого, изменение важных для принятия решения переменных показателей и подготовка пересмотренных бюджетов для руководства является несложной задачей.

Несмотря на появление более сложных программных продуктов, большинство компаний продолжают использовать электронные таблицы в качестве основного инструмента бюджетирования и бизнес-планирования. Эти таблицы действительно являются самыми широко используемыми программными инструментами финансового анализа любых корпоративных данных.

И все же электронные таблицы создавались и внедрялись как средство повышения эффективности работы для индивидуального использования. Их применение для бюджетирования в компаниях среднего и крупного размера может оказаться проблематично, поэтому руководство должно постоянно учитывать этот потенциальный риск.

Достоверность данных. Для того чтобы электронные таблицы оставались достоверными, важно, чтобы они основывались на единообразной информации. Многие крупные компании разработали модель хранилища данных. Она подразумевает, что все данные компании хранятся в одной центральной базе данных отдельно от систем обработки транзакций. Эта система гарантирует, что используемые для финансового анализа данные являются верными и новейшими. В процессе управления бюджетом участвует множество пользователей: от менеджеров центров затрат, до финансового директора. Всем необходим свободный доступ в систему. Еще одно преимущество хранилища данных заключается в том, что данная модель предоставляет менеджерам доступ и возможность анализа данных в любом наиболее удобном для них формате .

Вероятность ошибок. Электронные таблицы можно связывать между собой и консолидировать в большом количестве, однако, при совершении таких сложных расчетов, возможны ошибки. Чтобы минимизировать риск ошибок и облегчить интеграцию данных в основной бюджет, бюджетный комитет должен утвердить стандартные модели электронных таблиц. Это также позволит избежать двойной работы в случае, если каждый отдел будет разрабатывать собственную версию таблицы.

Выполняемые функции. Современные компании работают в изменчивой среде, где процесс бюджетирования подразумевает множество шагов и изменений, которые проводятся в очень короткие сроки. Система бюджетирования должна быть рассчитана на такой тип изменений, как изменение базовых показателей и логики расчетов. Пользователи бюджета должны иметь возможность в считанные минуты пересматривать его с учетом изменившихся условий. Для такого вида анализа электронные таблицы особенно удобны, при условии, что они хорошо спроектированы. Чрезвычайно важно, чтобы все предполагаемые условия, на которых основывается анализ, хранились отдельно от подробных расчетов, поскольку любое изменение предположения сразу отразится на всем бюджете. Ответственный за регулирование бюджета должен иметь возможность отслеживать изменения, что, опять же, обеспечивается за счет наличия стандартных форм и жесткого контроля версий.

Скользящим называется бюджет, непрерывно обновляемый за счет добавления дальнейшего учетного периода (месяца или квартала) после окончания предыдущего учетного периода. Преимущества такого бюджета особенно очевидны в ситуации, когда затраты и/или деятельность будущего периода невозможно с точностью прогнозировать.

Например, первоначально бюджет готовится на период с января по декабрь года 1. В конце первого квартала, то есть в конце марта года 1 бюджет первого квартала удаляется. А затем, еще один квартал добавляется к концу оставшегося бюджета, с января по март года 2. Оставшаяся часть первоначального бюджета обновляется с учетом текущих условий. Получается, что у менеджеров всегда есть бюджет на целый год, а тот факт, что он скользящий, заставляет их постоянно планировать будущий период. Нет необходимости, чтобы все бюджеты системы были выполнены в виде скользящих бюджетов. Например, многие компании используют скользящую систему только для бюджета денежных средств.