Праздник Вознесения Христова: история и значение. Вознесение Господне: обычаи, традиции, история праздника




Один из Двунадесятых праздников, установленный в честь восшествия Господа Иисуса Христа во плоти на небо, и обещания о Его втором пришествии. Праздник Вознесения Господня является переходящим, всегда приходится на четверг, празднуется на 40-й день после Пасхи.

Видео Вознесение Господне из цикла "Лето Господне"

Праздник Вознесения Господня

До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день. Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение Господне. В Сирии и Палестине до конца IV в. Вознесение Господе и Сошествие Святого Духа праздновались вместе на 50-й день после Пасхи. Одной из последних об этой практике пишет паломница Эгерия, сообщающая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Иисус Христос вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господа.

Разделение двух праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе в 381 году и имело целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в спасении.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у Григория Нисского и в антиохийских проповедях Иоанна Златоуста. Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как о Вознесении Господа Иисуса Христа говорится в «Апостольских постановлениях» в 380 году. Источники V веков однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

История Вознесения Господня

Событие праздника Вознесения Господня подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо.

В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Иисус Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян 2. 1-4). Различия в рассказе о Вознесении Господа Иисуса Христа в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди.

Отдельные элементы рассказа о Вознесении Господа Иисуса Христа в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян 1. 12, должно начаться наступление Дня Господа - Зах 14. 4). В Деян 1. 3 период явлений Воскресшего Христа определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2. 22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2).

В некоторых местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2. 32-36; 3. 15-16; 4. 10; 5. 30-32; 10. 40-43; 13. 31; 1 Кор 15. 5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20. 17).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах одесную Отца, которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк 24. 26; Деян 5. 31; Еф 4. 8-10; Флп 2. 6-11; 1 Тим 3. 16; Евр 1. 3, 5; 2. 9; 5. 5; 12. 2; Откр 3. 21; 12. 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Петр 1. 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8. 34; Еф 1. 20; 2. 5-6; Кол 3. 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14. 62). В Откр 3. 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4. 14; 6. 20; 7. 26; 8. 1; 9. 11-12, 24; 10. 12). Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1-3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О восхождении Иисуса Христа говорится и в Еф 4. 8-10 и 1 Петр 3. 18-22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8).

Иконы Вознесения Господня

Наиболее ранним изображением Вознесения Господня является рельеф на деревянных дверях храма Санта-Сабина в городе Риме от 430 года: стоящий Иисус Христос со свитком в руке окружен символами Евангелистов в медальонах, по сторонам фигуры буквы A и W, внизу - Богоматерь, над Девой Марией два апостола держат крест в круге. Образ Богородицы традиционно истолковывают как символическое изображение Церкви. Подобная трактовка сохраняется и по отношению к памятникам средневековья. Описание Вознесения Господня в Священном Писании и изображение этого события в иконографии отличаются одной важной чертой - в основе иконографии лежит литургическая традиция, прославляющая триумфальное вознесение плоти Иисуса Христа на небеса.

На всех последующих изображениях в центре композиции представлена Богородица; о Ее присутствии при Вознесении Господа свидетельствует Церковное Предание: творения святых отцов, тексты службы праздника.

На ампуле храма Иоанна Предтечи в Монцы в Италии представлена полностью сложившаяся композиция: нимб с возносящимся Иисусом Христом, который сидит на престоле, поддерживают четыре ангела, внизу изображена Богоматерь и двенадцать апостолов.

В миниатюрах Псалтири Вознесение Господне иллюстрирует некоторые псалмы. Так, в Хлудовской Псалтири на миниатюре к Пс. 23. 9-10 («Возмите врата князи ваша», л. 22) стоит Христос в сиянии, мандорлу несут два ангела, в небесном сегменте - двери; на другой, к Пс. 46. 7 («Взыде Бог в воскликновении», л. 46), Иисус Христос сидит на радуге. Последний тип изображения стал наиболее распространенным.

В храмовых росписях Вознесение Господне помещается в куполе: церковь Софии в Фессалонике, 880-885 гг, где два ангела несут ореол, Богоматерь, ангелы и апостолы - среди деревьев на склонах купола. В XII в. в композиции увеличилось число ангелов, несущих ореол с возносящимся Христом, например Спасский собор Мирожского монастыря во Пскове.

На иконах Кашинского чина XV в. Богородица, стоящая фронтально, обычно представлена не с воздетыми руками, а с раскрытой ладонью перед грудью.

В 1799 году в Кашине была построена Вознесенская церковь на месте одноименного деревянного храма. Вознесенский собор является вторым по масштабу храмом после Воскресенского собора. В 1857-1860 годах Вознесенская церковь перестраивалась, в 1849 году близ храма выстроена отдельная звонница.

Вознесенский собор в Кашине подвергся разорению в 1929 году, с 1962 года стал использоваться под мебельный склад. Лишь в 1993 году состоялась передача храма РПЦ. В настоящее время храм является действующим.

Святынями храма являются: мощи святой благоверной , рака в которой размещались мощи святой до 2009 года, икона святой Дорофеи Кашинской (мощи находятся в Сретенском монастыре), иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Божией Матери «Взыскание погибших», Божией Матери «Скоропослушница» Афонского Пантелеимонова монастыря, икона великомученика и целителя Пантелеимона, а также древний образ Архангела Гавриила.

Тропарь Вознесению Господню

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесению Господню

Еже о нас исполнив смотрение,/ и яже на земли соединив небесным,/ вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,/ никакоже отлучаяся,/ но пребывая неотступный,/ и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величание Вознесению Господню

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем Еже на небеса, / с Пречистою Твоею плотию, / Божественное Вознесение.

Молитва Вознесению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную.

Канон Вознесению Господню

Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.

Припев : Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.

Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.

Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.

Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.

Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.

И ныне: Пречистая.

Акафист Вознесению Господню

Возбранный Воеводо, Творче неба и земли! Победителю смерти похвальное приносим пение, яко по пресветлом Твоем из мертвых Воскресении на небеса со славою вознеслся еси и с пречистою плотию Твоею одесную Бога и Отца возсел еси, да и наше падшее естество совознесеши с Собою, и от грехов и от вечныя смерти свободиши на веки. Мы же Божественное Твое Вознесение празднующе со ученики Твоими от души Тебе вопием:

Иисусе, вознесыйся от нас на небо, не остави нас сирых.

Архангелов и Ангелов лики сопредсташа Тебе, Царю всех, на Елеонстей горе, со страхом видевше Тя на высоту небесную вземлема с плотию, и прославляху величие человеколюбия.

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа - великий двунадесятый праздник, относящийся к разряду переходящих или подвижных, так как день, в который он приходится, зависит от времени празднования Святой Пасхи. В этом году он выпадает на 13 июня. В основе его лежит Евангельское событие, о котором сообщают двое из четырех Евангелистов: апостолы Марк и Лука. Евангелист Марк:

«…И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16; 15-19).

И рассказ апостола Луки:

«…И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24; 50-52).

Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения, но многократно раскрывает его смысл, и на основании его Евангелия можно заключить, как считает видный богослов, епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский), что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. «Не прикасайся ко Мне, - говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20; 17).

Еще прежде страданий, пребывая с учениками, Господь неоднократно обещал им послать Пресвятого Духа, Утешителя. «…Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14; 26).

«…Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15; 26).

Когда апостолы узнали о предстоящей разлуке, то сердца их наполнились печалью, Господь же, утешая их, объяснял причину Своего отшествия: «…Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16; 7).

После Воскресения из мертвых, в течение сорока дней являясь ученикам, Спаситель много беседовал с ними о тайнах Царства Божия, о том, как им предстоит устраивать Церковь Его и налаживать ее жизнь. Наконец, повелев им не отлучаться из Иерусалима, Господь заповедал, пребывая там, ожидать пришествие Пресвятого Духа, чтобы принять Им огненное крещение. По церковному преданию, они уже приняли водное, Иоанново крещение. Как пишет Епифаний Кипрский, Иоанн Богослов крестил Пресвятую Богородицу, и, вдвоем с Петром, прочих апостолов.

Когда же настало время вознесения, Господь возвел их на гору Елеонскую. Называется она так потому, что обсажена множеством маслин (елей - в переводе с греческого - масло). Преподав апостолам последние наставления, «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1; 9-12).

Синаксарь праздника (поучительное чтение) разъясняет, что гора Елеон отстоит от Иерусалима на «две тысящи четыредесять ножных стоп», что и представляет собой тот самый путь субботы, узаконенный Моисеем. Именно на таком расстоянии находилась Скиния от иудейского полка: желающие поклониться могли дойти до Скинии и не далее, отчего и называется «субботний путь».

Апостолы по любви к своему Учителю долго стояли и взирали на небо, принявшее их Господа и Учителя. По этому поводу архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: «Ангелы, явившиеся апостолам, сказали: «Что стоите зряще на небо?» Нам же, в отличие от апостолов, поскольку мы в большинстве своем склонны к земному и временному, надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю?

Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению. Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Обратите очи свои к небу, - учит нас приснопамятный отец Иоанн (Крестьянкин), - воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий».

История празднования Вознесения восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (книга 5, гл. 18). Особенно важны в этом отношении свидетельства древних Отцов. Святитель Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, несомненно, установлены Апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление.

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу. Кто еще, кроме божественного Сладкопевца, мог бы составить такие вдохновенные слова икоса: «Оставив всё земное на земле, уступив всё пепельное праху, приидите, воспрянем, смертные, и на высоту возведём очи и мысли, вперим виды вместе с чувствами на Небесные Врата, представим, что находимся на Масличной горе и взираем на Избавителя, возносимого на облаках. Ибо оттуда Господь на небеса взошел, там Он, раздавая даролюбезные дары апостолам Своим, утешив их как отец и утвердив, наставив их как сынов, сказал им: Не разлучаюсь от вас! Аз Есмь с вами, и никто против вас!»

Этот праздник может показаться с одной стороны грустным, ведь это - разлука. В одном месте богослужения поётся: «Господи, апостолы, когда видели Тебя на облаках возносимого, рыданием слёз, Жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе говорили: Владыка, не остави нас сирых…» Но Священное Писание однозначно говорит, что апостолы возвратились «с радостью великою», ведь нужно понимать, для чего совершилось это славное Вознесение.

Что значит, что Господь с телом вознесся на небеса? Это значит, что Сын Божий, истинно, не призрачно, принявший навсегда человеческую природу, возвел ее в единство с Отцом и Духом, ввел ее в Тайну Пресвятой Троицы. Вот почему удивлялись ангелы, вот почему немы были от изумления Серафимы и Херувимы, видя Человека, восходящего превыше их, и узнавая в Нем своего Владыку. Наш ум не способен вполне вместить то, что сделал для нас Христос, участниками какой великой славы Он нас сподобил стать! Поистине Вознесение - величайшее торжество, это то, ради чего было и Воплощение, и Страдание, и Славное Воскресение.

Об удивлении Ангелов и их бессилии постичь тайну домостроительства нашего спасения таинственно пророчествовал царь и псалмопевец Давид. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, той есть Царь славы» (Пс. 23; 7-10). Небесная иерархия (здесь: князи) недоумевают, Кто Это Такой, собирающийся войти в небесные врата, они даже, как бы в нерешительности их не открывают, поэтому раздается глас, повелевающий их открыть (взять), для того, чтобы вошел Царь Славы. Те, не в силах постичь, спрашивают, Кто же Он. Тогда таинственный глас прямо говорит им, что это идет Господь Сил (Небесных), то есть их собственный Владыка!

Конечно, этого диалога на самом деле не было, это всего лишь высокохудожественный поэтический образ. Такими и схожими образами изобилует Священное Писание. Но как точно он выражает непостижимость замысла Творца для Его творений, даже для таких, каковы князи ангельские: Серафимы и Херувимы.

Святитель Димитрий Ростовский приводит другой образ, ключей и врат: «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни: где нет врат - там не нужно и ключей, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут затворены…»

Разумеется, и этот образ не следует понимать натуралистично: Врата, упоминаемые здесь - не створы на петлях, а преграда между Богом и человеком, появившаяся в связи с грехопадением и уничтоженная Господом Иисусом Христом.

Для предупреждения возможных недоумений, следует оговорить один простой, но немаловажный вопрос. Небо, на которое вознесся Господь, конечно же, не то голубое днем и звездное ночью небо, которое мы видим над головой. Это не стратосфера, не космос или какое-нибудь бесконечное мировое пространство. На библейском языке «небо» - это место вечного пребывания Превечного Бога или даже синоним Самого Божества. Вспомним притчу о блудном сыне. Раскаявшийся и вернувшийся к отцу, он говорит: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15; 18).

Это понятие также вовсе не пространственное, это нечто совершенно иное, нам пока недоступное. Но только пока… «С верными последователями Христа, - пишет архимандрит Иоанн, - должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя. Он неоднократно на страницах Евангелия призывает нас следовать за Ним, и, по Его собственному слову, быть там, где Он Есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24). И вот, апостол Павел в Послании к Солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусе» (1Сол. 4; 17).

Вот что Господь совершил ради нас!» - восклицает отец Иоанн (Крестьянкин).

В Вознесении Он не ушел от нас, Он, наоборот, соединился с нами навсегда: «Аз Есмь с вами, и никтоже на вы!»

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки () и Деяниях св. апостолов (). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка ().

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: ). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца ( ; ), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (), где через несколько дней на них сошел Св. Дух ().

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в должно начаться наступление Дня Господа - ).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» ( ; ). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» ().

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в ; ; ; ; ; ; ; о «прославлении» после Воскресения - в ; о «седении одесную Бога» - в ; ; ). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя говорит о Своем «седении одесную Бога» (). В со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа ().

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа ( ; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» ()).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище ().

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: ), но уже «с силою и славою великою» ( ; ).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: ) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевич (Из статьи «Вознесение Господне» IX тома «Православной энциклопедии»)

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) - Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи - Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441-452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost"), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста - до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19-20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно - например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531-4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3-5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках - сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей - свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

Радость разлуки

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное 29 мая 1968 г. на всенощной под праздник Вознесения Господня в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкино (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Радость нам оставил Господь, радость Он нам завещал, и сегодня мы празднуем праздник таинственной радости,- радости разлучения. И радуемся мы сегодня также встрече на земле. Господь нам дал сегодня встретиться. Встретиться не значит просто оказаться где-то в одном и том же месте, лицом к лицу. Радоваться встрече можно только тогда, когда встретишь и посмотришь другому в глаза и в душу, когда уйдешь взором души в глубины человека: тогда встреча совершилась. Иначе мы только столкнулись и прошли мимо. А в храме, когда мы молимся, когда мы сердцем устремлены вместе, к одной цели, с тем же чувством - как легко встретиться.

Но есть радость и в разлуке. Вспомните слова Спасителя на Тайной вечери. Говоря о том, что Ему надлежит умереть, и воскреснуть, и уйти от Своих учеников, Он увидел, что они стали скорбны, и сказал им: Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу… И вот сегодня мы вспоминаем этот день, когда, совершив трудом, подвигом, кровью дело нашего спасения, Господь почил от трудов Своих в великую, благословенную субботу, воскрес в славный день Воскресения, а теперь возвращается во славу Отчую, в ту славу, которую Он имел от начала мира и прежде чем мир стал. А нам Он все же оставляет радость. И радость не только о том, что Он теперь в славе, которая Ему принадлежит, что нет больше перед Ним крестного пути, нет скорби земной, а есть прославленность вечная, - не только об этом радость нам дана. Радость нам дана в том, что теперь, в совокупности всего случившегося, мы понимаем путь спасения, и мы видим, чтo для Бога значит наша земля, как она Ему дорога, и какие непостижимые в ней возможности.

Мы редко задумываемся над тем, что значит для твари, для той самой земли, на которой мы живем, для всего того, что окружает нас, и для людей, которые нас окружают, воплощение Господне. Бог стал человеком. Теперь среди человеческих имен - Имя Вечного Бога. Разве это не дивно? Разве мы не дивимся, не ликуем, когда в нашем роде и в нашей семье можем прочесть имя, достойное любви, почитания, благоговения? И вот в нашей человеческой семье одно Имя вписано, Имя Бога, Который так возлюбил нас, что Он породнился с нами, стал одним из нас, и не на время, а навсегда, на веки вечные. Потому что воскресший Господь воскрес плотью человеческой, и возносящийся Господь вознесся человеческой плотью Своей. И не только мы можем радоваться об этом, но радуется вся тварь. Ведь подумайте о том, что представляет собой просто человеческое тело. В нем сосредоточено, можно сказать, все то, из чего состоит вселенная. Все материалы не только земли, но и неба мы находим в этом человеческом теле, и вот со всем этим соединился Господь. В Его теле соединилось с Божеством неразлучно и навсегда все, что видимо и невидимо. Разве этого не достаточно для того, чтобы ликовать? Мы можем думать с радостью, что Господь Бог не только нашу человеческую судьбу взял на Себя, не только так породнился с нами, что Он один из нас, человек среди нас, но что вся тварь, все породнилось через воплощение с Живым Богом. Наша земля, на которой мы живем, уже не та земля, какой она была до воплощения, земля, которая как бы лицом к лицу стояла перед Богом - в грехе, в трепете, в борении, в вере, в искании Господа. Нет, теперешняя земля - та, которую Господь таинственно Себе соединил, она пронизана Его присутствием, она призвана вся без остатка стать как бы богоприимной: так же как богоприимными делаются хлеб и вино, которые на литургии освящаются Духом Святым и делаются Телом и Кровью Христа, так же как воплотился Господь. Разве это не радость?

А дальше? Христос жил, Христос учил, Он на Себе понес все ограничения земли, Он на Себя принял всю человеческую ненависть, Он был отвергнут - и за что? За то, что Он разочаровал людей. Люди надеялись, что Он придет водворить временное царство, победу Своего народа над другими народами. А Господь не для этого пришел. Он пришел для того, чтобы собственный Свой народ призвать, вместе с Ним и подобно Ему, быть готовым жить и умирать ради других. Они надеялись на победу, а им было сказано: Я вас посылаю, как овец среди волков, идите, проповедуйте слово Господне, благую весть любви Господней всей твари. Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю, - говорил Господь. Это страшно; так любить - страшно нам. Разочаровались люди: они хотели землю,- Господь предложил небо на земле и крест. Он нас призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может; любить, как Он любит, Его любовью; любить, не ища взаимности, любить, не ища награды; любить не для себя, а для другого.

Ведь часто мы любим друг друга и держим друг друга в плену нашей любви. Как часто людям хочется освободиться от гнетущей любви, которой мы их порабощаем. Нет, этой любви Господь нам не оставил. Он нам сказал, чтобы мы любили, как Отец Небесный любит: и злых и добрых равно. Не одинаково, но равно; не одинаково, потому что на одних радуешься, а о других разрывается сердце; но любишь - так же. Ликуешь, потому что один добр и светел, и плачешь, потому что другой не таков; но любишь равно. И эта любовь должна идти очень и очень далеко. Господь нам дал пример (Он Сам это говорит), чтобы мы ему последовали: так любить, чтобы жизнь отдать и смерть подарить людям, тому, кто захочет их взять; но вместе с этим, отдав, не поколебаться в любви. Вот почему столь многие отвергают Господа и не могут Его принять: потому что так любить значит согласиться на смерть. Всякий, кто любит, в какой-то мере умирает. Кто любит, уже не живет для себя, а для дорогого, любимого, родного. Тот, кто любит совершенно, себя забывает до конца, и живет только в том, кого любит, для того, кого любит. Такой любви и тогда испугались, и теперь боятся: страшно!.. А вместе с тем, это одна из дивных радостей, которую нам оставил Господь: уверенность в том, что мы можем так любить, что человек настолько велик, что он даже на это способен.

И еще радость о том, что Господь - вот сегодня мы вспоминаем это событие - вознесся на небо. С одной стороны, казалось бы, горе, разлука… Нет! Не горе, не разлука - что-то другое. Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоустый, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы - человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной - человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве не можем мы об этом ликовать?

А на земле? Господь нам обещал на земле не оставить нас сиротами, послать Духа Святого в сердца наши. Кто Этот Святой Дух? Что Он нам принесет, приносит,- уже принес и дал? Это Дух сыновства. Через Него мы приобщаемся духу Христову. Кто открывает Ему свое сердце, тот приобщается всему, чем жил Христос; этой вере без предела, этой надежде всепобеждающей, этой дивной и ничем не колеблемой любви. Дух этот нас делает вместе со Христом детьми Божиими, дает нам возможность говорить Небесному Отцу, Богу нашему: Отец! Не называть Его больше «Вседержитель», а родным словом Его называть: Отец, и так к Нему относиться, так обращаться с Ним. Этот же Дух нас учит, что всякий человек - нам брат, родной, для которого мы должны быть готовы - нет, «должны» плохое слово, оно означает долг, а мы говорим о радости - для которого мы поистине готовы дать свою жизнь, чтобы только он ожил, чтобы и у него возликовала душа, чтобы и он вошел в Господню светлую вечность.

Праздник разлуки… Какая разлука! Восходит Господь на Небо, и с Собой в тайну Божественной жизни вносит всю тайну человека. Вот мера нашего призвания, вот, что человек представляет собой. Но тогда понятно, почему апостолы могли выйти на проповедь, радуясь и ликуя, не боясь ни гонений, ни преследований, ни мук, ни смерти, ни изгнания - ничего. Радостью они шли, потому что все у них было уже: было Небо на земле, была вечность в них самих, и они были в вечности. Вот куда нам надо врастать. Верой, устремленностью мы, может быть, с ними вместе, а на деле нам надо вырасти в их меру, стать такими, какие они на самом деле были: любящими всем сердцем, всем умом, находчивым, трезвым, творческим умом, всей волей - закаленной, крепкой, самозабвенной волей, всей жизнью нашей, а если нужно - и всей смертью, и не только по любви к Богу, но и по любви к ближнему, ко всякому человеку. Ближний - тот, кто в нас нуждается. Проявим же эту любовь к каждому отдельному человеку, кто рядом с нами, и сами вырастем в меру истинной церковной радости. Аминь!

Вознесение Господне © Depositphotos

Ежегодно на 40-й день после светлого Воскресения Христова все православные христиане и католики отмечают праздник Вознесения Господня. Сайт tochka.net расскажет тебе, что это за праздник, его традиции и ритуалы.

Вознесение – это один из главных двунадесятых праздников. Согласно церковному учению, в день Вознесения Господня Иисус Христос взошел на небо, поскольку Его земное служение закончилось.

Суть праздника заключается в том, что, взяв людские грехи на себя и победив смерть, Иисус подарил людям возможность воскреснуть и вознестись к Богу-Отцу.

После Пасхи Иисус Христос в течение 40 дней являлся апостолам и рассказывал им о Царствии Божием, о своем втором пришествии, а также о том, что они вскорости будут крещены Святым Духом. А на 40-й день Сын Божий дал своим ученикам последние наставления, благословил их и стал отдаляться,…

Главная —> Праздники —>

Вознесение Господне. История праздника

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи.

В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на…

Главная —> Православные праздники —> Вознесение Господне

Вознесение Господне. История праздника

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после Пасхи, когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо.

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) — двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от Пасхи до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число «40» используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

Об этом…

Вознесение Господне – это великий праздник, который отмечается христианами ровно через 40 дней после Пасхи и всегда в четверг, поэтому в 2015 году его дата празднования 21 мая. У православных праздник Вознесения Господня – один из самых значимых. Конечно, его отмечают не так пышно и торжественно, как, например, Пасху, но все равно широко.

Один из символов праздника Вознесения – лесенка. С ней ассоциируется путь на небеса, который проделал Иисус Христос, и который рано или поздно проделает душа каждого верующего человека. Этот путь означает преодоление смерти – после земной жизни для души открывается жизнь небесная. У этого православного праздника, как и у других, есть свои особенности. Обычаи и традиции Вознесения связаны с любовью, сватовством, свадьбой, продолжением рода, укреплением благополучия и семейных связей.

История праздника Вознесения Господня

Иисус прошел испытания, взяв на себя грехи людские, благодаря чему спас души человеческие от…

Вознесение Господне, на латинском «ascensio», является событием истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся во плоти на небо, завершив свое земное служение. В память об этом событии, а также обещании о втором пришествии, был установлен переходящий христианский праздник.

Праздник Вознесения Господня отмечается не в определенный день, а привязан к другому христианскому празднику – Пасхе, после которой отмечается на сороковой день. Однако он всегда приходится на четверг (шестая неделя после Пасхи). Во многих странах этот день является выходным, а праздник – официальным государственным.

Вознесение Господне – один из двенадцати двунадесятых праздников в православном христианстве.

Истоки праздника

В Евангелии говорится, что после чудесного Воскресения Иисус Христос еще сорок дней оставался с учениками. Он рассказывал им про Царствие Божие, напутствовал о том, как им…

Праздник Вознесения в Православной Церкви отмечается на 40-й день после Пасхи. Этот день всегда приходится на четверг, и относится к двенадцати важнейшим христианским праздникам, наряду с Рождеством, Крещением, Преображением, Успением и др.

Православная Церковь вспоминает в этот день евангельские события связанные с последним моментом пребывания Христа на земле по Его Светлом Воскресении.

Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христа возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где Он повелевает им не отлучаться из Иерусалима, и произносит обетование о ниспослании Святого Духа. Затем, Он благословляет апостолов и возносится на небо.

Вознесение Господне

Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Богочеловеку и «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Все они единодушно пребывали в молитве в храме, прославляя и благодаря Бога. С ними…

Многие из нас причисляют себя к православным христианам. В то же время о подробностях, истории становления и значении главнейших праздников христиан большинство людей все еще имеет весьма смутное представление. Пришла пора восстановить пробелы в своих знаниях и разобраться, почему же церковный праздник Вознесение имеет такую большую важность для подавляющего большинства верующих.

Когда отмечается это знаменательное событие

Великое множество очевидцев не оставляет и тени сомнений в том, что через сорок суток после своего воскресения Иисус Христос, будучи во плоти, вознесся на небо к Богу Отцу и сел одесную Творца. Согласно исследованиям историков, праздник Вознесения стал отдельно отмечаться лишь в четвертом веке н.э. До этого времени это событие чествовалось на пятидесятый день после наступления Пасхи, в день, когда на апостолов сошел Святой Дух. На том месте, где Христос вознесся к Богу Отцу, царица Елена воздвигла в честь этого события храм. И до сих пор эта…

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» (Тропарь).

Значение праздника Вознесения Господня

Вчера, братие сестры, святая Церковь отпраздновала отдание Пасхи. Сорокадневное празднование светлого Христова Воскресения тем самым было закончено. В эти истекшие сорок дней мы призывались пережить как бы и свое собственное воскресение, точнее, свое совоскресение со Христом. Наша душа должна была войти в новое, высшее состояние, испытать особое духовное просветление, обновление. Воскресший Христос возводил нас «от смерти к жизни и от земли к небеси». Мы «смерти праздновали умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Любя воскресшего Христа, мы призывались любить, «обнимать друг друга», любить все окружающее. О счастливое, о блаженное время! Как много духовно приобрел тот из нас, кто в эти сорок дней, имея духовную, жажду, пил чашу «воды живой», был в непрерывном духовно-благодатном общении с воскресшим…

Вознесение Господне © Depositphotos

Ежегодно на 40-й день после светлого Воскресения Христова все православные христиане и католики отмечают праздник Вознесения Господня. Сайт www.idealkras.ru расскажет тебе, что это за праздник, какие у него традиции и ритуалы.

Что означает праздник Вознесения Господня

икона Вознесение Господне © wikimedia.org

Вознесение — это один из главных двунадесятых праздников. Согласно церковному учению, в день Вознесения Господня Иисус Христос взошел на небо, поскольку Его земное служение закончилось.

Суть праздника заключается в том, что, взяв грехи на себя и победив смерть, Иисус подарил людям возможность воскреснуть и вознестись к Богу-Отцу.

После Пасхи Иисус Христос в течение 40 дней являлся апостолам и говорил им о Царствии божием, о своем втором пришествии, а также о том, что их вскоре крестит Святой Дух. А на 40-й день Сын Божий дал своим ученикам последние наставления, благословил их и стал…

Вознесение Христа Спасителя имеет онтологическое значение. Сын Божий воспринял человеческую природу, которая в Вознесении вошла в Божественную славу. Вознесение имеет эсхатологический смысл. Оно явилось завершением земной жизни Христа, а Второе пришествие будет завершением цикла земного бытия человечества.

Вознесение имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным, грубочувственным и греховным.

1) Место праздника в границах православного богослужебного года

Празднование Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса…

Двунадесятые праздники считаются в Православной Церкви важнейшими, и один из таких – Вознесение Господне, отмечаемое на 40-й день после Пасхи.

Все христианские праздники связаны: каждый является отражением того или иного события, описанного в Священном Писании, а все они соединяются в единую цепь.

Библейские события наполнены глубочайшим смыслом, и можно, конечно, просто пересказывать то, что тогда происходило, со слов Писания, но сегодня многие святые отцы стараются объяснить верующим, как понимать смысл того или иного праздника.

Многим людям кажется, что достаточно соблюсти внешнюю сторону – обычаи, традиции, ритуалы, — чтобы быть причастным к христианской вере, и вообще называть себя истинно верующим.

О том, чтобы переживать события духовно, стараться понять их значение, сегодня задумываются немногие. Так, если постараться хотя бы в общих чертах понять, что означает тот же праздник Вознесения, можно открыть много…



О Вознесении каждый человек знает много, хотя, может об этом даже не догадываться. Вознесение Господне, история праздника начинается в Пасху. Вернее, она начинается еще с Рождения Иисуса Христа, но мы перенесемся сразу к его Воскресению.

В православии принято на сороковой день после смерти человека собираться, чтобы поминать его. Почему именно на сороковой день? Дело в том, что именно на сороковые сутки со дня смерти душа возносится в небо. Так случилось и с душой Иисуса Христа. То есть, Вознесение каждый год имеется непостоянные даты и напрямую зависит от Пасхи. Православный праздник Воскресения Христова был 12 апреля в этом году. Это указывает напрямую, что праздник Вознесения православные верующие будут отмечать именно 21 мая. В праздник можно приготовить рулет из лаваша с ветчиной и сыром рецепт.

Из истории праздника

Вознесение имеет в христианстве роль центрального праздника. Оно даже относится к дюжине наиважнейших…

Праздник Вознесение Господне относится к числу наиболее почитаемых и значимых праздников в масштабах всего христианства. Праздник наступает ровно через сорок дней после пасхи. У многих летописцев череда православных праздников ассоциируется с кольцами неразрывной цепи, что в своем лице ежегодно повторяют историю наиболее значимых событий из жизни Христа. По прохождению праздника Вознесения, через десять дней, наступает не менее важный и почитаемый праздник Троицы.

Чтобы в полной мере познать символику и значения праздника Вознесение Господне, необходимо тщательно следить за ходом литургии в этот день, ведь она многое объясняет. Непосредственно участвуя в храмовой службе, верующий человек, в каком-то смысле и сам становится участником этих знаковых событий. А это немаловажно, ведь именно литургия впитала в себя многовековые традиции, обряды и особенности, что помогают познать значение каждого отдельного символа.

Вознесение Господне (см. Лк. 24, 50–53; Деян. 1, 9–12) - двунадесятый праздник, отмечаемый на 40-й день после , когда согласно Евангелию Иисус вознесся на небо.

Вознесение (Вознесеньев день, Ушестие) - двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне, отмечаемый на сороковой день после , в четверг шестой послепасхальной седмицы. Согласно Евангелию, сорок дней от до Вознесения Христос провел на земле, являясь в разное время и в разных местах своим ученикам. На протяжении этого временного периода (число "40" используется в Библии для определения наиболее полного и достаточного срока), Христос рассказывал апостолам о Царстве Божием, готовил их к выполнению миссии по вселенскому распространению христианского вероучения, и завершив этим свое земное служение, вознесся на небо.

Об этом великом событии рассказывается в книге «Деяния святых апостолов».
В сороковой день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: "так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".
Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима. Он сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".
Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.
Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"
Спаситель же сказал им: "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли".
Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.
Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.
Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: "мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо". После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя.
Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною.

О событии, которому посвящен праздник, в народе говорили: "До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает". Во многих северорусских губерниях крестьяне считали, что Христос в течение сорока дней подходит к каждому окошку, чтобы послушать, что люди говорят, что делают. Поэтому в это время запрещалось выбрасывать что-либо из окон, плевать за окно, лить воду, иначе "в Христа попадешь", "обольешь Христа"; также запрещалось лазить и даже разговаривать через окно. От Пасхи до Вознесения, заходя в чужой дом, крестьяне приветствовали друг друга словами: "Христос Воскресе!". До Вознесения продолжалось пение Христа. По народным представлениям, до Вознесенья грешники, томящиеся в аду, не только не мучаются, но и могут видеться с праведниками - "С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье - и дедам, и внукам, и раю и мукам!".

В церкви в среду шестой седмицы после Пасхи, на 39 день, совершается чин "отдания Пасхи". В народе среда, предшествовавшая Вознесению, считалась днем "проводин Пасхи" и называлась "отдание" или "отданье Паски". В этот день было принято ходить к литургии и до обеда запрещалось работать. На следующий 40 день, в четверг, празднуется Вознесение Господне. Оно знаменуется торжественной литургией, за которой при звоне колоколов читается два текста Евангелия, повествующих об этом событии: начало первой главы Деяний Апостолов и, более торжественно, часть последней главы Евангелия от Луки. Русские крестьяне верили, что во время обедни в Вознесеньев день над каждой церковью разверзаются небеса, и к ее куполу с неба опускается лестница, по которой сходят архангелы и ангелы и становятся с двух сторон у ее основания в ожидании Христа. И, как только в церкви ударит колокол, Христос возносится на небеса, сопровождаемый небесным воинством, но видеть это дано только благочестивым людям.

В церковном календаре праздник Вознесения Господня начал отмечаться в VI веке. В этот день по древнему обычаю в полях устраивали трапезы с блинами, "лесенками" и яичницей, отмечая конец весны и начало лета.

Праздник Вознесения, заканчивавший пасхальные торжества, в народном сознании ассоциировался также и с концом весны, началом лета. В народе говорили: "Цвести весне до Вознесенья"; "Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется"; "Дошла весна-красна до Вознесенья, тут ей и конец пришел"; "Весна о Вознесении на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится".
В народе верили, что, провожая весну и встречая лето, вся природа расцветает, а тайное становится явным. "К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-батюшку в небесные сады потаенной молитвой провожают". Ночь на Вознесенье считалась соловьиною, верили, что тогда соловьи громче и звонче поют, чем в остальное время. Крестьяне говорили, что в эту ночь ловить их - большой грех, а кто поймает, тот весь год не будет иметь ни в чем удачи. Во многих местах особая целительная сила приписывалась вознесенской росе, которую рано утром собирали с трав знающие люди.
Вознесение Господня считается последним весенним праздником. «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»

Таким образом, на Вознесенье завершалась пасхальная обрядность (см. ) и начиналась троицкая (см. Семик, Троица).