Кто такой черт. Кто такие черти




В этой публикации мы собрали 50 фото призраков и духов , которых удалось заснять в разное время, разными людьми по всему миру. Реальны ли эти фотографии или они всего лишь продукт фотомонтажа и хорошего знания Фотошопа? На этот вопрос нет единого мнения, но снимки и правда занятные.

1). Девочка справа плакала, уверяя окружающих, что она боится другого ребёнка, которого никто, кроме неё, не увидел:

2). Так называемая Розовая леди в одном strashno.com из поместий Гринкэстл в штате Индиана, США:

3). Строго одетая дама при жизни приходилась матерью хозяину дома и свекровью хозяйке. Ее случайно сфотографировали, когда снимали новые жалюзи:

4). Лестницу в стиле тюльпан запечатлел священник в Национальном музее в Англии. Вот что на ней проявилось позже:

5). Пожалуй, самая известная фотография привидения — так называемой Коричневой леди, стоящей на лестнице имения Рейнхэмхолл в Англии:

6). Родственники усопшего прощаются с ним, стоя у гроба. Но вот кто маячит на первом плане?

7). Снимок коридора служебного помещения. По всей вероятности, кто-то призрачный продолжает свою работу, несмотря на позднее время:

8) . Мать сфотографировала надгробие своей дочери, рядом с которым сидел другой ребёнок. Как выяснилось позже, похороненный неподалёку:

strashno.com

9). В этой фотографии с кладбища угадывается пожилая женщина:

10) . На фотографии с вечеринки военных на заднем плане появляется призрак солдата, уже убитого к моменту праздника:

11) . Вдовец, запечатлённый на плёнку во время спиритического сеанса по вызову его умершей супруги:

12). Хозяйка фотоаппарата снимает свою дочь, а позади виднеется фантом женщины в чёрном плаще без ног:

13). Призрак солдата в музее Александрии:

14). Разбушевавшийся полтергейст во время спиритического сеанса в Лондоне (1940 г):

15). Элегантное бюро в стиле королевы Анны, сфотографированное по просьбе мебельного продавца для каталога. Чья-то тонкая кисть касается поверхности бюро:

16). Камера фиксирует буквально последние секунды жизни умирающего. Белая субстанция отделяется от его лица вместе с выдохом:

17). Молодой человек испытывал проблемы с засыпанием, тяжесть в груди и беспокойство. На strashno.com проявившейся фотографии ясно видна причина — сидящий прямо на нём призрак:

18). Туристка, запечатлевшая водный поток в лесу, с удивлением обнаружила на фото что-то похожее на привидение красного цвета. Погода была облачная, совершенно без лучей солнца:

19) . Призрак рядом с женщиной, сфотографированной у себя дома и стоящей возле телевизора:

20). Любимое кресло лорда Комбермера, задавленного экипажем, оказывается занято и после его смерти. Им самим:

21). Мама с сыном, позируя, не догадывались, что в их доме обитает кто-то ещё. Видно лицо слева и что-то справа, напоминающее собаку:

22). Муж сфотографировал свою жену за молитвой в английской церкви Уорстед Чёрч. На плёнке проявилась дама в чепчике и старинном наряде:

23). Что это: ангел-хранитель или душа пассажира авто, попавшего в страшную аварию?

24). Казалось бы, обычная фотография рабочего strashno.com места в квартире. На фоне выключенного монитора можно видеть голову человека. Сфотографировавшая рабочее место женщина утверждает, что это голова её умершего мужа. Но он выглядит гораздо моложе, чем в момент своей смерти:

25) . Старик-гид водил экскурсии в месте, знаменитом своими гейзерами и кипящей грязью. Гида и после его смерти можно увидеть на этой фотографии:

26). Новый владелец дома нанял двух рабочих для работ на крыше. Всё время, пока они работали, они оставались совершенно одни в здании. Предыдущая хозяйка дома, пожилая женщина, скончалась за 3 месяца до этого:

27). На этой фотографии мальчик-призрак (возле стула) играет в прятки с живым ребёнком:

28). Фантом в английском пабе:

29). Молодой человек позировал с собакой, но после проявки обнаружил в кадре присутствие незнакомой женщины:

30). Самая известная фотография призрака в strashno.com машине, сделанная супругой человека, сидящего за рулём. В призраке на заднем сиденье оба узнали её ранее умершую маму:

31). Призрак, запечатлённый у дороги:

32). Огоньки над Вашингтоном однажды ночью (1952 г.):

33). Вполне реальный, но оттого не менее страшный огненный смерч в Венгрии:

34) . Привидения, незаметные в студии во время записи передачи, но отображённые телевизором:

35). Это фотография была сделана с монитора медсестры. Чёрная фигура появилась стоящей на пациенте, лежащем на больничной койке. Он умер вскоре после появления фигуры:

36). В центре за окном виднеется белое лицо, заглядывающее в комнату. В комнате нет балкона, а если бы и был, лицо превышает по размеру лицо настоящего человека:

37). Во время реставрации канадского отеля рабочие делали фото, чтобы фиксировать изменения. Очевидно, не все постояльцы на тот момент strashno.com съехали:

38). Заброшенный санаторий в штате Кентукки знаменит своими призраками — бывшими пациентами:

39). Одно из самых скандальных фото призраков, сделанное в 1963 году в английской церкви. Снимок вызвал бурю споров, т.к. многие подозревали накладку кадров при его создании. Некоторые эксперты, изучавшие фотографию, утверждают, что это именно один цельный подлинный снимок:

40). Эта фотография была сделана у старого склепа. Интересно, что это не отражение в окне, т.к. стекла в нем давно нет:

41). Настоящий олень смотрит в упор на призрачного ребёнка. Мы бы увидели только оленя, камера фиксирует обоих:

42). Две девушки с улыбкой позируют, проверяя то, как снимает камера телефона. Как оказалось, они позировали не вдвоём, а втроём:

43). Молодой человек явно не видит, кто идёт впереди, иначе можно испугаться:

44). Собака на вечерней strashno.com прогулке прекрасно видит, кто к ней подошёл, и, наверно, удивляется слепоте хозяина:

45). Реальна ли эта фигура, сосредоточенно идущая по мосту в сердце Старого города?

46). Сгусток эктоплазмы имеет очертания фигуры, скорее всего, жителя средневекового города, где и был сделан кадр:

47). Привидение явно женщины, остановившейся перед алтарём — у призрака прослеживаются туфли:

48). Люди беседуют друг с другом позади белой машины. А вот кто тёмный стоит впереди неё?

49). Счастливые новобрачные фотографируются со свитой на фоне церкви. Чьё-то призрачное личико проглядывается в кружке под цифрами 666:

50). Очень интересный и неоднозначный снимок закрытого бассейна. Белая фигура напоминает кого-то, вылезающего из него, к тому же над нею видны орбы:


Как вы думаете, действительно strashno.com ли призраков и духов можно сфотографировать? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях ниже.

Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.

Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.

Облик

Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».

В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.

Обиталище

Самые главные черти находятся, конечно же, в преисподней. А те, что попроще, обитают на земле. Они любят места уединенные и страшные, такие, куда по доброй воле ни один человек не пойдет. В старину едва ли не в каждом городе приезжему человеку могли показать заброшенный пустой дом, где живет «нечистая сила». Вне городов черти выбирают себе для жилья болота. «В тихом болоте черти водятся», «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте, черт уши околотит» -- такие пословицы записал еще в XIX веке собиратель русского фольклора С. В. Максимов. Любят черти, впрочем, и воду. «В тихом омуте черти водятся» -- эту пословицу знают все, как все помнят и пушкинского Балду, который веревкой баламутил воду, вынудив чертенка явиться к нему для услуг.

Живут черти, как видно из народных поверий, семьями. У них есть жены – чертовки, и дети – чертенята. Черти любят ходить друг к другу в гости, устраивать праздники и свадьбы. Для этого они выбирают, обыкновенно, перекрестки дорог. Догадливые люди говорили, увидев в таком месте пыльные вихри, что это черти с ведьмами пляшут, свадьбу играют. Если бросить в самую середину такого завихрения нож или топор, то «свадьба» тотчас завершалась, нож обнаруживался окровавленным, а какая-нибудь баба из соседней деревни, слывшая ведьмой, непременно появлялась на людях с перевязанной рукой или головой.

Занятия

Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.

В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».

Черти забирают детей, особенно некрещеных младенцев, которых матери «приспали», задушили нечаянно во сне. Чтобы отмолить душу такого младенца, мать должна три ночи простоять в церкви. При этом испытания ей выпадают – куда там гоголевскому Хоме! В первую ночь сзади нее воют и хохочут черти, а ребенок кричит: «Не мать ты мне, а змея подколодная!». Обернуться нельзя, иначе черти разорвут на куски. Под утро ей показывается ребенок – весь черный, как головешка. Вторую ночь крики и хохот становятся еще ужаснее, ребенок при этом твердит только одно слово: «Молись!», и является уже наполовину белый. В третью ночь мать слышит жалобный плач и просьбы оборотиться и взять на руки, сквозь которые едва слышен тихий голосок: «Молись, матушка, почти отмолила!». Под утро младенец оказывается лежащим на полу, беленьким и чистеньким, и тут же умирает.

Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.

Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.

Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.

Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.

В славянской мифологии демонический персонаж, злой дух. Популярный представитель нечистой силы в восточном фольклоре. Его образ очень схож с человеческим, так же у него две руки и две ноги, человечья голова, но с большими ушами и рожками, тело покрыто черной косматой шерстью с хвостом. У черта на ногах копыта, а на руках когти. Он несет в себе зло и не выступает в роли покровителя и благодетеля, как леший или домовой. Его постоянное присутствие дает человеку осознанное представление о вездесущем черте: «Богу молись, а черта не гневи». Черт крадет маленьких детей, соблазняет женщин, доводит до самоубийства и толкает на страшные преступления. Зло причиняемое чертом всегда опасно, но иногда человеку все же удается обмануть или перехитрить его при помощи ангела или крестной силы. Он существенно отличается в русских поверьях от дьявола, который представляет собой абсолютное зло.

У народа о черте разнообразные представления: он может предстать как хитрый искуситель, а может выглядеть, как смешной глупец, который постоянно попадает в глупые ситуации.

С чертом можно померится силой или договориться с ним. На Орловщине считается, будто черти пошли от сатаны, который произошел от плевка духа святого в воду еще до сотворения мира. Они творят себе подобных для войны с ангелами. У них существует своя иерархия: в аду находятся самые лихие черти, на земле живут уже рангом пониже, их обиталища - болота, глухие леса, заброшенные дома. В легендах и сказаниях черт является к человеку, как правило, в образе странника, соседа или в женском образе. Но может предстать и в образе собаки, свиньи или змеи. Черта распознают по рожкам, торчащим на голове, либо копытам.

Согласно поверьям нечистая появляется на перекрестках или росстанях. Здесь не надо поминать черта даже днем. Считается, что если кому нужно повидаться с чертом, то пусть в полночь идет с черным котом на перекресток, что черти за большую сумму кота выкупят. При этом нужно идти уверенным шагом и нельзя оборачиваться, если обернешься, то могут изорвать в клочья.

Восточнославянские сказки, где присутствует черт, имеют сатирический характер: например как солдат учил черта солдатскому ремеслу, ездил на нем в родное село на побывку. В сказках сопоставляют черта с лихой бабой. Например, мужик бросил лихую бабу в яму с чертями, а потом ее именем заклинает черта, обманывая его с помощью жены. Мораль всех этих сказок одна - «баба хуже черта». Представления о черте часто связываются с гаданиями.

Девушки на Рождество, перед тем как приступить к гаданию, зажигают свечу и ходят с ней в поле «зачертиваться»: «Черти с нам, водяной с нам, маленькие чертяточки все по за нам, из черты в черту и девки к черту», а после слушают, кому отвечают колокольным звоном, та и замуж пойдет, кому доски тешут - та и помрет. Уберечь себя можно от напасти крестным знаменем и различными оберегами (образок, серебряный крест).

В Вологде существует оберег молитвенный: «Враг-сатана, отступись от меня, есть у меня и почище тебя». В демонологии славян образ черта можно рассматривать с двух сторон: как общее представление о нечистой силе, а с другой как отношение народа к неправедному злу.

Черт – один из самых вездесущих и популярных героев крестьянских поверий, его образ отражен в живописи (от древнерусской до современной), в литературе (от житий и апокрифов до поэзии, прозы XX в.). Черт упоминается в многочисленных пословицах, о нем рассказывают были, легенды, сказки.

Черт – обобщающее, родовое название для различных нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников и т.п. «Поверья о духах: черте, лешем, водяном... неразрывно связаны между собою; отличить их по внешнему виду, характеру, поступкам невозможно, понятие о них среди крестьян неясное, неопределенное», – констатирует в конце XIX в. собиратель фольклора из Вологодской губернии. «Черти – это общее название всей злой силы, которая еще называется «нечистою»« (Арх.); «Многие не знают различия между лешими и чертями вообще» (Волог.); «Водяной с рогами и хвостом, похож на черта» (Орл.); «Черти живут в разных местах, как-то: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах; называются они лесовиками, домовиками, банниками и овинниками» (Смол.).

В соответствии с таким общераспространенным представлением черт в ряде районов России может именоваться «шишком», а на севере и северо-западе – «лембоем» (это также родовые наименования нечистой силы).

Разновидности чертей в поверьях, отождествляемые более всего с водяными и разнообразными мелкими нечистыми духами – анчутики, ичетики, кузутики, кулиши, хохлики, шуликуны, шутики.

С.А. Токарев полагает, что в XIX-XX вв. понятие о черте получило очень широкое значение, покрыв «целый ряд отдельных более узкоспециальных образов» [Токарев, 1957]. Однако подобный обобщающий процесс, скорее всего, произошел значительно раньше: наименование черт в основном сменило (начиная с XVI-XVII вв.) название «бес», которым после принятия христианства стали обозначаться самые разнообразные нечистые существа и силы «дохристианского происхождения» (см. БЕС). («Бес – дух, демон в самом общем понимании» [Токарев, 1957]; его образ с распространением христианства обогатился новыми чертами антипода Бога, духа зла.)

В поверьях черти (как и бесы) – бывшие ангелы, сброшенные с неба вместе с Дьяволом, Сатаной. «Черти взбунтовались на небе, не хотели слухать Бога, да и... фить! Как пужнул их архангел Михаил с неба – кто куда» (Орл.); «Когда Бог сотворил мир, то заставил ангелов петь ему славословие, а сам ушел в рай к Адаму. Ангелы-то пели, пели, да соскучились. Вот один из них и говорит: «Бог-то ушел, давайте-ка отдохнем». Некоторые ангелы и перестали славословить. Бог пришел и приказал верным ангелам прогнать их с неба. Эти ангелы и стали нечистыми» (Пенз.).

Крестьяне многих районов России рассказывали, что ангелы-черти, упавшие с неба на воду, стали водяными, на леса – лешими, на дома – домовыми и т.п. Однако эта легенда, очевидно, возникла достаточно поздно и отнесена к сложившимся ранее понятиям о лесных, водяных и прочих нечистых духах, которые обычно имеют не небесное, но хтоническое («земное или земноводное») происхождение (см. ВОДЯНОЙ , ЛЕШИЙ ).

По рассказу, записанному в Саратовской губернии, черти возникли из плевка Бога. Появление чертей связывается и с Сатаной: «Происхождение чертей народ считает от Сатаны, а Сатана уж так весь свой век живет, не переводится» (Новг.).

Черти не только отождествляются с бесами, демонами; нередко в представлениях народа они существуют в «табели о рангах» духов зла: «Черт, Дьявол, бес, Сатана – сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих» [Чулков, 1786].

Тем не менее, хотя отмечено, что «активные и мстительные» духи зла отличаются от «озорных и капризных» местных духов [Карнаухова, 1928], образ черта в народных поверьях находится на грани между образами библейского духа зла и двойственных нечистых духов: «В представлении заонежан человеконенавистник-дьявол сам по себе: это отвлеченное существо, о котором, вне круга религиозных верований, они знают лишь из особого рода сказаний; в жизни же они имеют дело с духами совершенно иного порядка, которые и по природе, и по наклонностям близки к человеку, но только сильнее его <... > Черти в глазах народа также отличны от Дьявола; по заонежскому поговорью: «Черт чертом, а Дьявол сам по себе»«.

Традиционный облик черта (там, где он более или менее отличен от иных представителей нечистой силы) в общем наследует бесу (см. БЕС): это черное (синее, темное), мохнатое существо, с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Глаза его горят, как угли, голос зычный, сиплый, «каркающий». Он может быть кривым, хромым, лысым (с остроконечной, «шишом», головой), с гусиными пятками.

Однако, по мнению ряда исследователей, подобному образу беса-черта, напоминающего фантастическое животное, предшествовал (или сопутствовал) образ обнаженного женообразного юноши с женскими (часто поднятыми над головой и спутанными) волосами. Такой облик прослеживается в памятниках древнерусского и средневекового искусства. Ф. Буслаев полагал, что лишь «миниатюристы XVII в. стали смелее обращаться с личностью беса. Демон старинной живописи даже был не страшен по своему виду, а пугал только идеею вечной гибели. Мастера XVII в. стали намеренно ухищряться в вымышлении отвратительных очертаний бесовских фигур...» [Буслаев, 1886].

Так или иначе, но для народных поверий XIX-XX вв. характерен облик черта – фантастического существа, особо склонного к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками» (Волог.); черти являются людям «в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту, надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если «самустить» (совратить) на худое дело – в виде человека; коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки и т? д. Столб пыли, поднимаемый вихрем, производят, по мнению крестьян, черти, когда они возятся между собой» (Волог.).

По поверьям, черт может обращаться в мышь, змею, лягушку, рыбу, сороку, свинью, козлика, барана, овечку, лошадь, зайца, белку, волка; а также в клубок ниток, ворох сена, камень [Максимов, 1903]; как и бес, Дьявол, он оборачивается змеем, а также монахом, священником, войском в белом.

Одно из самых излюбленных обличий черта – вихрь; он может принимать неопределенный и страшный облик: «Лукавый, или черт, кажется, по народным поверьям, в разных видах... В деревне Княжая крестьянин Иван Шурыга занялся гонкой дегтя: «Гоню я деготь в Страстную субботу, не хотелось мне бросить, и я остался на ночь... Сидеть до полуночи в истопке мне показалось страшно, и я вышел к огню из истопки. Сижу у огня и вижу, что ко мне быстро катится как копна огненная. Докатилась до истопки, отворила дверь в истопку и говорит: «Сдогадался таки, ушел!» – и укатилась от истопки. Я так испугался, что давай Бог ноги! Бог с ним и с дегтем!» Соседи уверяют, что в истопке его бы непременно задавило» (Новг.).

Черт оборачивается человеком, до мелочей похожим на знакомого, родственника (попутчика, соседа, кума, свата, мужа): «Недавно в деревне Мальцеве умерла женщина Марья с огромнейшим животом. Родные передают, что когда они стали ей укорять, что она гуляет (распутничает), она им рассказала следующее: «Когда Костю (мужа) взяли в солдаты, я сильно тосковала. И вот стал но ночам ходить ко мне мужик, ликом и всем, как Костя. Живот-то и стал расти!» Народ уверяет, что это ходил к ней лукавый» (Новг.).

Черта-человека выдают зычный голос, горящие глаза, а также едва заметные рожки, копытца; как и у лешего, у него иногда подоткнута правая пола одежды; на голове у черта может быть красная шапочка (реже он носит красную рубашку, пояс).

Распространенные названия черта, характеризующие различные черты его внешнего облика, характера и помогающие избежать частого употребления его настоящего имени, – нечистый, немытик, некошной, невидимка, недобрик, лукавый, грешок, враг, рогатый, плохой и т.п.: «Слово черт произносить грех, не то он привяжется и будет причинять зло» (Волог.); «Во Владимирской губернии считали, что, «как зачнешь ругаться, он подскочит и толкает, ругайся, дескать, больше». Слово черт хотя и употребляется там, но чаще заменяется словом «шут», «шутник», «окаяшка», «черный»« [Померанцева, 1975]; «Многие слова черт не произносят, боясь черта, а называют его черный, немытик» (Новг.).

Излюбленные места обитания чертей – болота, лесные чащобы: по поверьям Олонецкого края, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса. Обитают черти и в водоемах, реках, омутах – во многих районах России понятия о чертях связываются прежде всего с водяными духами: в Орловской губернии, например, полагали, что «старые черти живут в море, молодые черти живут в речках».

Черти любят появляться, собираться на перекрестках и в пустых, нежилых строениях, на чердаках: «На росстанях каждый старик и старуха крестятся, и помилуй Бог сругнуться. Потому, говорят старухи, всякая беда может случиться. На перекрестках даже брать ничего нельзя. Ямненская Акулина Толстоногая [прозвище] подняла на перекрестке баранки в новом платке, и с тех пор, говорят бабы, у ней все ноги покрылись ранами и болят теперь. На перекрестках же можно встретиться с нечистой силой, по своей надобности [желая вступить с ней в сношения]» (Волог.).

Как и многие нечистые духи, черти играют, пляшут и дерутся на перекрестках, а в Пасху катают там крашеные яйца.

Нередко основным местопребыванием чертей крестьяне считают подземелья, ад: «Черти живут в земле. У них есть дома глубоко в земле, и называемые адом. Там все черти живут, там и Сатана» (Новг.). Однако, по поверьям той же Новгородчины, хотя главное местопребывание чертей – ад, они обитают повсеместно. «В аду, согласно народным представлениям, живут «насыльные», самые «лихие» черти, существующие кроме постоянной нечистой силы, живущей на земле, в воде, лесах, оврагах, домах» (Калуж.) [Померанцева, 1975].

Рассказ, записанный в Пензенской губернии, объясняет основное местопребывание чертей тем, как был сотворен мир: «Черт за щеку спрятал глину [при творении мира]. Архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть – образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже слышать можно, как они там стонут, визжат и хохочут».

В Тульской губернии полагали, что черти продолжают обитать на небе, но отделены от ангелов глухой каменной стеной. По поверьям Рязанской губернии, черти живут в преисподней, местоположение которой неизвестно.

Поскольку чертями именовали разных нечистых духов (часто неопределенного облика), то черти, вообще говоря, вездесущи; они могут появляться повсюду и постоянно (хотя любимое их время – ночь). Черти живут в банях, овинах, они свободно проникают в дома и даже обитают в избах. «Народ думает, что черти живут в болотах, мельницах, банях. Они приходят в деревню ночью и уносят то, что не благословясь положено» (Новг.). «На мельницу, в баню нельзя ходить около полуночи – черти задавят» (Новг.); «Пусти черта в дом – не вышибешь лбом» [Даль, 1882].

Основной путь черта из дома и в дом – труба. В рассказе из Новгородской губернии черт поселяется в трубе: «У крестьянина деревни Костина из печной трубы на крыше стало пламя выкидывать. Сперва мужик подумал, что это от сажи, накопившейся в трубе... Сажу вычистили, а пламя нет-нет да и вылетит. Стали и соседи приступать: «Ты что же, Спиридон, печи-то не исправишь? Ведь эдак можно и деревню спалить...» А пламя все продолжает выкидывать. Решили, что это нечистый пошаливает. Обратились к знахарю... Он взялся выжить нечистого из трубы. Велел мужику купить бутылку водки, принес с собой стаканчик и корочку хлебца, посыпанную четверговою солью. Влез знахарь на крышу. Там он уселся на трубу, раскупорил бутылку, налил стаканчик и выпил. При этом он проговорил: «Во имя Отца» – и закусил корочкой. Вторую – «Во имя Сына» – и закусил корочкой. Третью – «Во имя Святого Духа» – и вылил в трубу. Такую же штуку он проделал во второй и третий раз, пока вся бутылка не была выпита. Черт, сидевший в трубе, поневоле был напоен водкой, которая на этот раз ему пришлась очень не по вкусу, и с треском вылетел из трубы».

Согласно поверьям Вологодчины, в избе нечистая сила обитает, главным образом, под печью, под полатями; она может помещаться и под столом (у стола во время еды).

«Если оставить на ночь непокрытый сосуд с водою, то черти непременно войдут в него, а если оставить в бане воду, после того как вымоются люди, и не зааминить ее, то черти будут мыться этою водою. Во время грозы непременно следует перекреститься, иначе в человека может войти черт, спасаясь от ангела» (Новг.). «Черти любят вселяться в людей (если пить воду прямо из ручья)» (Олон.).

Вездесущий черт не только стремится войти в сосуд с водой, но пытается любыми способами попасть внутрь человека, особенно такого, который не перекрестил рот во время зевка, не услышал «Будь здоров!» при чихании, ел и пил неблагословленное и не благословясь. Согласно поверьям ряда районов России, «свой черт» (как и ангел-хранитель) дается человеку при рождении и постоянно пребывает за его левым плечом: «Вообще, как полагают крестьяне, у каждой хаты, т. е. у каждого строения, как и у каждого человека, есть свой нечистый – хозяин» (Волог.).

Нечистых духов, в том числе и чертей, словно бы «притягивают» к себе и святые, наполненные сакральными силами пространства: широко бытует представление о том, что черти могут обитать на погосте, на церковной колокольне (по поверьям Новгородчины, например, черт покидает колокольню лишь во время звона, при третьем ударе колокола). Черти не только появляются в церкви, но и отправляют там по ночам свои службы: «Шел раз мужик ночью и видит: церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет. Двери растворены, он вошел и стал молиться; только глядит, а у попа и у причта лица какие-то неподходящие. «Нечисто что-то», – думает себе. Стал мужик к дверям пятиться, задом. А это были нечистые. Увидали они мужика, кинулись за ним из церкви. Глядят нечистые: из церкви назад ни одного следа нет, а только в церковь. Поискали, поискали да и бросили» (Симб.).

«Домашний быт» чертей, устройство их жизни, дома в поверьях описываются по-разному. Черт вездесущ (то есть, по сути, он и дома повсюду, и бездомен); он «носится вихрем»; будучи отождествляем с водяными и лесными духами, живет так же, как они.

По мнению большинства русских крестьян, черти могут жениться, иметь семьи, детей. «В Тульской губернии считали, что в законный брак черти не вступают, потому что у них нет священника и их некому венчать»; в Рязанской губернии полагали, что «чертей существует бесчисленное множество, у них есть жены и дети» [Померанцева, 1975].

Распоряжается чертями (особенно обитающими под землей, в аду) старший нечистый дух (Дьявол, Сатана). В Рязанской губернии это «старший дедушка»: он прикован цепями, но руководит нечистой силой, «дает советы и требует отчета». «У чертей старшие есть и младшие. Первые приказания отдают, а вторые исполняют. Вот раз чертенку дали приказ пакость какую-то сделать, а он и не исполнил. Ну, ему сейчас под железные прутья должно воротиться. Испугался он и давай Бога молить: «Господи, коли ты меня от железных прутьев избавишь, никогда пакостничать не буду!» Бог его и не оставил: спрятал чертенка в церкви, под плащаницу. Черти его и не могли найти, бросили искать. Стал после этого черт ангелом, и возрадовались на небе и на земле» (Симб.).

Отождествляемый то с духом зла, антиподом Бога, то с нечистым духом, духом природы, черт принимает участие и в самых значительных праздниках крестьянского календаря. Многие нечистые духи, черти становятся особо деятельными в Святки, на Пасху, в Иванов, Петров дни, когда они во множестве появляются на земле меж людьми (выходя чаще всего из воды), помогают в гаданиях, отмечают на свой лад праздники.

Согласно поверьям Русского Севера, в Вербное воскресенье черти справляют свадьбы; они обязательно присутствуют в церкви во время праздничной пасхальной службы; в Иванов день собираются вместе, играют, танцуют, но продолжают бдительно охранять в это время клады и расцветающий папоротник.

Прослеживаются в крестьянских верованиях и представления о сезонных перемещениях чертей: они появляются из воды (и уходят в воду) на Святки, а также во время летнего солнцеворота. Крестьяне Сибири уверяли, что в течение осени и зимы черт может пребывать в сене, скошенном в Иванов день: такое сено обладает особыми охранительными свойствами; зарывшись в него, можно гадать.

В подобных представлениях черт более сходен с духом природы; возможно, он персонифицирует силы плодородия, концентрирующиеся в разное время года то в воде, то в растительности.

«Занятия» черта многообразны. Как и вся разноликая нечистая сила, он двойствен, может вступить в договор с человеком и даже принести добро; как силы зла, он исключительно вреден.

И.В. Карнаухова, участвовавшая в фольклорных экспедициях на Русском Севере, сообщает, что даже в 20–30-х годах XX в. рассказы о чертях многочисленны и «редко можно увидеть человека, который не видел черта» [Карнаухова, 1928].

Есть много великорусских и севернорусских поверий, рассказов о деяниях чертей, общих для черта и лешего, вихря, змея, водяного, а также домового, банного, овинного и даже проклятого.

Подобно лесным и домовым духам, черти уносят проклятых, наказывая таким образом неосторожно помянувших нечистую силу людей, вольно или невольно пославших своих родственников или знакомых «к черту», " Как и лешие, а также домовые духи, черти особенно опасны для детей, которых оставили без должного присмотра или прокляли невоздержанные па язык родители. Проклятых и украденных черти забирают к себе (иногда подменивая при этом поленом, чуркой); унесенных детей они растят, воспитывают, могут сделать колдунами (в повествованиях об этом, популярных среди крестьян, черт, в сущности, замещает лесного, реже – домового духа) (ДОМОВОЙ ).

По некоторым рассказам, черти могут красть детей и не будучи призваны неосторожным словом, просто используя различные оплошности людей. Согласно записанному в Новгородской области повествованию, черт собирается похитить младенца, родители которого ленятся говорить «Будь здоров, ангел-хранитель!» после того, как малыш чихнет. По дороге черт встречает мужика-бедняка, намеревающегося с горя украсть в том же доме лошадь, и уговаривает крестьянина помочь ему: «Как зачихает ребенок, они ему ничего не скажут. В это время я его ухвачу. В трубу – и все тут. А ты коня уведешь». Ну, они договорились. Пришли к хозяину. Пришли, значит, черт в трубу влез. А мужик с хозяином разговаривает. Ребенок зачихнул. Мужик говорит: «Будь здоров!» Уже не хозяин, не отец говорит, не мать уже, а он, вот этот, который красть пришел. А черт у трубы закричал: «А-а-а! Вор, вор, вор!» А хозяин и говорит: «Ой, да кто ж это такой?» А мужик говорит: «А вот, хозяин, я шел к тебе коня красть. У меня шесть человек детей с голоду умирают. Думал – продам цыгану и хлеба куплю. А он шел к тебе ребенка красть. Ну вот, ребенок зачихнул, я сказал: «Будь здоров, ангельская душенька!» Черт уже не может от ангела-хранителя отнять его. Ну вот хозяин говорит: «На тебе, бери любую лошадь». А ребенка спас... А черт унес – полено положил бы».

«Баю, баю, баю, бай, да

Поди, бука, под сарай, да

Коням сена надавай, да

У нас Колю не пугай, да» (Арх.).

«Ходишь букой лесовой» (Онеж.); «В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, бука гремит. Всю ночь дрожал» (Арх.); «Отец болел, сон видел. Пришел он в лес. Вдруг как закричит по лесу: «Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!» Бука и был» (Волог.).

Представления о буке – детском страшилище – распространены повсеместно. Бука – «мнимое путало, коим разумные воспитатели стращают детей», – писал В.Даль [Даль, 1880]. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей.

Черный, лохматый бука может быть сходен и с медведем, и с ряженым в шубе навыворот. Это персонификация ночного морока, опасности и страха.

Само слово бука, особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и т.п.

По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, буканай, букарица (см. ниже) сходен с домовым, дворовым.

Подобно им, бука мохнат и может напоминать медведя. В детской колыбельной буку прогоняют под сарай кормить лошадей – занятие, традиционное для домового, дворового. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки – страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть (см. Домовой)

Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, Смерти, судьбы) – бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей),

Некоторые исследователи полагают, что наименование бука – индоевропейского происхождения (бука – нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое» [Черепанова, 1983]. Отметим также, что названия типа бука (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем – *b(e)u-, bh(e)u – «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki – «домовой», «черт», и т.п.). Наименование бука считают и производным от общеславянского bukati – «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки – мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что бука – образование в детской речи от междометия «бу». Пока трудно с абсолютной уверенностью сказать, какая из этих этимологии верна, тем более что облик буки многопланов.

В русских поверьях XIX-XX вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука – таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще – в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

По некоторым поверьям (в частности, приходя на беседы, вечеринки), черт стремится залучить к себе людей, особенно девушек, которым необходимо в таких случаях распознать его истинный облик под личиной красивого парня. Девушки, угадавшие, что имеют дело с чертом, спасаются различными способами: заставляют его ткать и пересчитывать свои наряды до петухов (Смол., Тульск.), наматывают кудель на веретена крестиком (Новг.) и просто убегают.

Людей, которыми завладели черти, можно попытаться возвратить с помощью молитвы, молебнов, обращения к колдуну и т.п. (хотя рассказов о таком возвращении от чертей, как и о пребывании у чертей, меньше, чем сходных повествований о возвращении от лесных духов) . В повествовании из Заонежья, в Иванов день жена (при содействии «знающего» человека) отыскивает пропавшего мужа у лембоев (согласно заонежским поверьям, лембои-черти живут на Ишь- и Мянь-горах, где у них большие поселения с домами). Лембои предлагают женщине угадать, где ее муж, среди сотен таких же унесенных ими людей, но она справляется с этой задачей и уводит мужа (у мужа на лице румянец и правая пола одежды поверх левой).

Схожий, подобно лешему, с «живыми» ветром и бурей, черт-вихрь стремительно носится по лесам и дорогам, производя разрушения. Он завладевает не только проклятыми, но и умершими неестественной смертью людьми. В рассказах, записанных на Новгородчине, черт вихрем проносится верхом «а удавленнице; идет «принимать на руки» душу девушки-самоубийцы.

Мужику-пьянице, который решает удавиться, старик советует сказать при этом: «Душу свою отдаю Богу, а тело – черту!»

Мужик отправляется вешаться в лес, где ему являются два черта: «Подхватили под руки и повели к громадной осине. А около осины собралось великое сборище всякой нечисти: были и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Кругом стояли трясучие осины, на каждом сидит по человеку и все манят:

– Идите поскорее! Мы вас давно ожидаем! Одна осина и макушку свою наклонила: приглашает. Увидали черти нового товарища, заплясали и запели, на радостях кинулись навстречу, приняли из рук вожжи, захлестнули на крепкий сук – наладили петлю. Двое растопырили ее и держат наготове, третий ухватил за ноги и подсадил головой прямо к узлу. Тут мужик и вспомнил старика и выговорил, что тот ему велел.

Ишь, велико дело твое мясо, – закричали все черти. – Что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее!

С этими словами выхватили его из петли и швырнули в сторону.

В деревне потом объяснял ему тот же старик: – Пошла бы твоя кожа им на бумагу. Пишут они на той бумаге договоры тех, что продают чертям свои души, и подписывают своею кровью, выпущенной из надреза на правом мизинце» [Максимов, 1903].

По многочисленным популярным среди русских крестьян рассказам, удавленники, утопленники и опойцы становятся слугами (а точнее – лошадьми, скотом) чертей, которые разъезжают на них в облике всадников, кучеров.

Эти поверья, также общие для черта и лешего, в рассказах о черте определеннее окрашены в морализующие тона: черти буквально подталкивают разуверившихся и растерявшихся людей к самоубийству, гибели в надежде заполучить и душу, и новую «лошадь». (Поддавшегося наущению нечистой силы человека крестьяне пренебрежительно именуют «черту баран».) Таково же отношение к опойцам: в одном из популярных сюжетов (записанном в Новгородской области) черт приезжает на священнике-опойце к кузнецу и просит подковать своего коня (конь во всем похож на настоящего, но его передняя нога оказывается при ближайшем рассмотрении человеческой рукой).

Крестьяне многих районов России верили, что находящиеся в распоряжении чертей безвременно умершие (в частности, погубленные матерями, некрещеные младенцы) помогают им охранять клады, подземные сокровища, которыми могут владеть нечистые (см. КЛАДОВОЙ ).

Нечистая сила и, прежде всего, черти стерегут будто бы расцветающий в ночь на Иванов день папоротник, цветок которого делает человека всевидящим и «открывает» клады. В многочисленных рассказах о поисках цветка папоротника черт стремится любыми способами напугать, обмануть и уже завладевших этим цветком людей, чтобы отнять драгоценную находку: «Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы, и ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда ни возьмись – медведи, начальство, буря поднялась. Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассвело и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет; оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него; налетел да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего» (Симб.).

Сюжет о черте, охраняющем папоротник, – один из немногих, относимых в крестьянском фольклоре почти исключительно к черту.

Черт легко принимает облик умерших, прежде всего скончавшихся безвременной или насильственной смертью (а также колдунов, которыми он завладевает по смерти). По поверьям, он и прямо проникает внутрь покойника, особенно необычного, нечистого, грешного, который словно бы оживает и начинает «ходить нечистым духом» (см. ЕРЕТИК).

Показываясь в облике умерших или долго отсутствующих людей, черт, подобно змею, лешему, самому покойнику, посещает тоскующих женщин. Жертвы нечистого начинают чахнуть, болеть или рожают детей-уродов, чертенят (например, с четырьмя ногами, руками и двумя головами – Смол.). «Одна из вологодских крестьянок рассказала, как ее мать принимала у женщины чертенка: «Катается что-то черненькое, маленькое, а как поразглядела – увидала хвостик, а над лобиком махонькие рожки... пуповину все-таки отстригла»« [Померанцева, 1975]. (Сюжет о женщине, сожительствующей с духами, бесами, чертями, видимо отражающий очень давние представления, лег в основу средневековой «Повести о бесноватой жене Соломонии», которая, будучи беременной тринадцать месяцев, рожала бесенят).

Посещающий девушек и женщин черт иногда «летит змеем», а затем превращается в человека («замещая» в этих поверьях, рассказах змея, покойника).

Спастись от такого посетителя можно с помощью молитвы, святой воды, чертополоха, собранного на Крещение снега.

Вообще черт в многочисленных рассказах о нем – обычный гость (если не обитатель) деревни, крестьянской избы. Вездесущие черти наполняют и пространство вне дома, и дом; нередко нечистый живет почти по человеческому образу и подобию: черт очень любит музыку, может обучить игре на гармони (Новг.), приглашает музыканта к себе на свадьбу (Смол., Мурм.); он играет в карты (но, естественно, без крестей); черт не прочь поплясать, подраться, выпить (во время пляски после попойки черти поднимают вихрь – Волог.); черт приглашает пастуха в кабак, но пастуху приходится при этом скинуть лапти, так как лапти плетутся крестиками (Влад.); черт справляет поминки по теще (Яросл.); помогает ворам (Волог.); к нему можно попасть в гости, наняться на работу и т.п.

Образ черта в подобных рассказах и поверьях «снижен», бытовизирован; с ним можно вступить в соглашение (особенно после оказанной ему услуги – например, спасенный от грозы нечистый идет вместо мужика в солдаты). Черт поддается на обманы и хитрости. Так, по рассказу из Вологодской губернии, крестьянин сулит водяному черту быка, а затем обманывает его, подсунув вместо быка медведя. Особенно распространен сюжет о том, как мужик (иногда – популярный герой сказок дурак) пугает чертей тем, что вьет у озера веревку или «морщит» воду [Померанцева, 1975]. (Обведение водоема веревкой – один из старинных способов колдовства, «подчиняющий» себе воду.)

Единоборство с чертом, в котором он выступает замороченным простофилей, его обман – излюбленная тема не столько поверий и быличек (повествований, в действительность которых верят), сколько сказок о черте, часто окрашенных в шутливо-иронические тона.

В бытующих поверьях и рассказах о нем черт не однолик, а отношения человека с ним достаточно серьезны и «равноправны».

Черт не только замещает водяных, змеев, леших; нередко он отождествляется и с не вполне ясного облика нечистой силой, которая непрерывно перемещается в окружающем людей пространстве.

Находясь в избе, многочисленные нечистые-черти не просто вредят, но, в общем-то, следят за исполнением определенных правил поведения: портят и похищают неблагословленное питье и еду; незримо едят за тех, кто шумит и болтает за столом, бросает недоеденные куски, крошит хлеб и т.д. В поверьях о невидимо присутствующем за левым плечом человека черте, соглядатае всех его поступков, так же как в поверьях о нечистом – полновластном «хозяине» избы, очевидно, отразились представления о черте не как об исключительно вредном, коварном, но необходимом для существования человека сверхъестественном существе.

Качество черта, привнесенное христианством (и проявляющееся не всегда), – стремление постоянно искушать человека, вмешиваться в его жизнь, ставя перед моральным выбором. Однако в народных поверьях черт – скорее заинтересованный соглядатай, нежели коварный искуситель.

Вездесущий черт в верованиях русских крестьян может быть источником непредсказуемой и неуловимой, вызывающей различные события и беды силы. Точнее, чертом часто именуется не столько злая, сколько двойственная в своих проявлениях «сила вообще» («демон в самом общем пониманье»), действию которой приписываются и более или менее мелкие несчастья, например, неловкие движения, потери («лукавый попутал», «черт толкнул»), и серьезные опасности.

Отождествляясь и с лешим, и с неясного вида нечистой силой, черт «водит», «носит», сбивает с пути людей (и буквально – заставляя их плутать в лесу, и в переносном смысле – толкая к разрушительным поступкам: убийству, самоубийству и т.п.). Действия такого черта-случая, черта-судьбы часто необъяснимы и непреодолимы.

Особенно опасен черт для припозднившихся в пути пьяниц, его излюбленной «добычи», что отразилось и в поговорке: «Смелым Бог владеет, пьяным черт качает» [Даль, 1882].

По поверьям, черт может насылать болезни. Вмешательству беса-черта приписываются прежде всего душевные болезни, сопровождающиеся истерическими припадками психические расстройства, в частности, кликушество. Порчу, болезни, происходящие от неизвестной причины, кликушество крестьяне нередко объясняют тем, что в человека проник или посажен черт («на несколько лет или на смерть» – Новг.). Черт может действовать самостоятельно или быть напущен колдуном, недобрым, «лихим» человеком «на питье, еду», «по ветру»: «В Калужской губернии крестьянка говорила про одну кликушу, что «ей в середку черта посадили во время свадьбы потому, что муж ее собирался взять другую девушку, но обманул, вот Акулине-то, за то, что пошла за него, и сделали. Кричит она в припадке и говорит: «Это ты [называет женщину] меня испортила, собака ты такая-сякая, это ты мне беса посадила»« [Померанцева, 1975].

В рассказах русских крестьян о кликушах, пожалуй, чаще фигурирует все же не черт, а бес – существо, тождественное черту, но более неуловимое, таинственное. Избавиться от беса-черта испорченные могли с помощью колдунов, «отчитывания» в церкви и т.д., но иногда болели до самой смерти (см. БЕС , КЛИКУША ).

Влиянию черта (как и беса) традиционно приписывалось и пьянство, почитавшееся чем-то вроде душевного заболевания, наваждения: «в человека, страдающего запоем, непременно вселяется черт» [Максимов, 1903 ] «Запои считают также за порчу, потому что пьяный постоянно поминает черта» (Новг.). По поверьям, черт старается сгубить запойных, «манит их то в лес, то в омут», насылает неодолимую тоску и т.д.

Черту крестьянами многих губерний России (особенно староверами) приписывалось изобретение вина и табака. (К «чертовщине» некоторые относили также кофе и чай: «Кто кофе пьет, того Бог убьет; кто пьет чай, тот спасения не чай».) По рассказу, записанному на Новгородчине, «чертенок избежал наказания, обещав Вельзевулу души соблазненных им людей. Он нанимается в работники, по его наущению строится винокуренный завод. Чертенок прощен, а водка осталась в миру». В Орловской губернии также бытовал рассказ о черте – создателе винокуренного завода: «Черт изобрел вино. Он сделал снаряды, стал гнать водку, напустил по всему небу дым. Апостолы перепились. Тогда Бог прогнал дьявола «в три шеи». Он провалился вместе со своим паровиком – с этого времени и образовался и первый винокуренный завод на земле» [Померанцева, 1975].

Несмотря на шутливый тон таких повествований, пьянство воспринималось крестьянами как трудно преодолимое бедствие; чтобы избежать его, постоянно сопутствуемый чертом человек должен был быть все время настороже.

Охраняет от чертей ношение шейного креста, крестное знамение, курение ладаном, молебны, вообще строгая, праведная жизнь, молитвы и, напротив, матерная ругань. Препятствие для черта, как и для других нечистых духов, – семя льна, чертополох, очерчивание с особыми приговорами.

Спасаясь от козней нечистых, крестьяне не только читали Воскресную молитву, но и носили на груди ее список: «Да воскреснет Бог и расточается врази его и бежит от лица его, ненавидевшего. Они погибнут бесы от лица любящего Бога. Прогонят беса, силу дьявола даровал нам Господ свой крест чесной для прогнания врага и супостата. Радуйся приживотворящим крестом Господним и помогай мне со святой девой Марией с Божьей матерью и со всеми святыми угодниками во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь» (Волог.) (это искаженный народный вариант текста молитвы).

Если какой-нибудь отчаянный человек решался выстрелить в черта, то должен был помнить, что убить его можно лишь медной (серебряной) пуговицей. Боится черт также и грозы, во время которой, согласно крестьянским верованиям, Илья Пророк и молнии преследуют нечистую силу, стремясь поразить ее, уничтожить.

Тем не менее крестьяне по большей части относились к черту не как к подлежащему беспощадному искоренению исчадию ада, а как к неизбежному спутнику жизни, которого лучше не злить, не раздражать. Это обусловило популярность поговорки: «Богу молись, а черта не гневи».

Посмотрело: 8153

0

Черт в русском фольклоре - самый популярный персонаж. В многочисленных байках и историях он выступает в привычном для себя и окружающих амплуа заклятого врага человека, пытающегося всеми доступными нечистой силе способами одержать верх над людской сметкой.

С другой стороны, черт - самый любимый сказочный герой! Несмотря на кажущуюся парадоксальность такого утверждения, не требует доказательства тот факт, что, если бы чертей на свете не было вовсе, им обязательно бы придумали замену. Утверждать торжество человеческого разума над нечистой силой без обязательного «козла отпущения» во все времена считалось недостойным публике фарсом. А черт как нельзя более подходил на роль «козла»: рогатенький, бородатенький, хвостатенький. В общем, урод, на которого можно списать все напасти.

В тех случаях, когда черт материализуется, перед человеком предстает существо, больше похожее на ночной кошмар: черного цвета, с когтями, хвостом и рогами, широкой мордой, длинным носом или, наоборот, со свинячьим пятачком и ярко светящимися в темноте глазами.

«Летом прошлого года я и двое моих друзей отдыхали на побережье Азовского моря, - рассказывает москвич Владимир Новиков. - В силу ряда причин цивилизованного отдыха у нас не получилось, поэтому три недели отпуска мы были вынуждены жить, уподобившись «диким» туристам - на природе.

В один из вечеров мы расположились на ночлег на песчаном пляже близ Мариуполя. Мои друзья быстро заснули, я же долго ворочался на своем неудобном ложе. В конце концов, только намяв себе бока, я лег на спину и попытался заснуть, считая звезды на небе. Но вскоре мое внимание привлекли две яркие точки, которые с большой скоростью двигались вниз по небосклону. Продолжая наблюдать за ними, я понял, что это не космические тела. Точки на глазах увеличивались в размерах и вот-вот должны были упасть в непосредственной близости от меня!

Шума от падения на землю неизвестных тел я не услышал. Однако минут через пять после их предположительного приземления мне показалось, что за ближайшей каменной грядой кто-то тонко и громко взвизгнул. Тут уж стало совсем не до сна!

А за каменной грядой вдруг послышалось частое фырканье, тяжелое сопение и, наконец, я ИХ увидел! Это были черти, настоящие черти!! С рогами, хвостами и копытами!!! Мне они были отчетливо видны потому, что их шерсть в ночи светилась, будто была натерта фосфором. С каждым шагом черти приближались к месту нашего ночлега. Я зажмурил от ужаса глаза, открыл рот, чтобы закричать и... не смог произнести ни звука. Знаете, как бывает во сне: вас преследуют, вы хотите позвать на помощь, но почему-то не можете...

Продолжая изображать из себя спящего, я приподнял веки и... тут же захлопнул их. На меня в упор смотрел один из чертей. Зрелище было столь впечатляющим и в то же время отталкивающим, что даже с закрытыми глазами я еще долго держал в памяти его невероятный образ. Чудовище было ростом под два метра, безобразного телосложения - будто громадных размеров черный рогатый козел встал на дыбы - и со сверлящим сумасшедшим взглядом больших и круглых глаз ярко-желтого цвета. Когда через некоторое время я вновь приоткрыл глаза, то увидел, что меня и моих спящих друзей рассматривают уже оба черта.

Не знаю, сколько времени продолжался этот обмен взглядами. Помню только, что пока мы смотрели друг на друга, я задал сам себе идиотский вопрос: почему от них не воняет - как в большинстве сказок - серой?

Ответить на него я так и не успел: один из чертей нагнулся, поднял с земли увесистый, килограммов на тридцать, булыжник и, держа его словно пушинку в своей то ли руке, то ли лапе, сделал шаг в мою сторону. Я понял, что сейчас мне придет конец, но, повторяю, спастись бегством не мог: все мои члены были парализованы. Я закрыл глаза, прощаясь с жизнью, и... в следующее мгновение услышал шум борьбы!

Вновь открыв глаза, я увидел, что черти дерутся! Драка была ужасной: один из чертей дубасил другого тем самым булыжником, который предназначался для меня. Воздух быстро наполнялся их нечеловеческими криками и настоящим свинячьим визгом. Я вдруг почувствовал, что уже могу владеть своим телом, и попытался растолкать своих товарищей. Но ни мои тумаки, ни истошные крики дерущихся чудовищ не смогли их разбудить. С чем это было связано, до сих пор понять не могу. Как не могу понять и другого: почему одно из ночных чудовищ решило вступиться за меня?

Драка между чертями закончилась так же неожиданно, как и началась. Они быстро вскочили с земли, отряхнулись, словно собаки, всем телом и... Момент их исчезновения я упустил, зажмурившись от первых лучей восходящего солнца.

Утром я рассказал о своем ночном приключении друзьям и показал им сломанный рог с запекшейся кровью и большой клок шерсти - все, что я обнаружил на месте ночной драки чертей. В ответ друзья подняли меня на смех.

Обидевшись, я не рассказал им о самом главном. О том, что клок чертовой шерсти продолжал светиться в темноте! Вернувшись из отпуска домой, я отдал знакомому эксперту из МВД несколько шерстинок. Тот, пропустив их через десяток спектрометров и других «умных» приборов (я в них мало разбираюсь), высказался однозначно: шерстинки принадлежат неизвестному науке гоминоиду, волосяной покров которого частично схож с волосяным покровом так называемого «снежного человека». Что же касается свечения шерсти, то здесь он ничего конкретного не сказал, уточнив лишь, что фосфора в шерсти не обнаружил.

Сейчас моими таинственными находками занимаются в одном закрытом НИИ».

Тайна шатурского пруда

Чертям не чужд семейный уклад, но так как среди них нет особ женского пола, женятся они, как стукнет им тридцать лет, на ведьмах, удавленницах или утопленницах.

С только что родившимися чертенятами взрослые черти обходятся довольно бесцеремонно. Темными ночами они подкрадываются к дому, где есть некрещенный или проклятый матерью младенец и совершают подмену. Подменыши (чертенята), как правило, «тощи телом и крайне уродливы». Они постоянно кричат и много едят. Голова у них непомерно большая и свисает на сторону. Года через два они странным образом исчезают.

Многим известно выражение: «В тихом омуте черти водятся». И они там действительно водятся! Это чертенята, которых взрослые черти переносят в омуты из домов. Здесь потомки нечистой силы живут до семи лет.

…Этот пруд был выкопан на окраине Шатурского леса с помощью гусеничного экскаватора дачниками, которым подмосковные власти выделили здесь, в абсолютно необжитом месте, шестисоточные участки. Котлован вырыли на месте, где лозоходцы нашли подземные ключи. У нового пруда их оказалось 13: семь были расположены с одной стороны и шесть - с другой.

С тех пор прошло десять лет, и история пруда обросла многочисленными тайнами и загадками. Одна из них – зеленый туман, который окутывает пруд в тихие лунные ночи, и в это время из-под воды слышатся жуткие крики и всхлипы.

Местные теперь в этом пруду не купаются: боятся. Не проходит и года, чтобы кто-нибудь в нем не утонул и, что особенно странно: в районе семи ключей. Причем тонут только юноши и мужчины, а дети и женщины невероятным образом выживают

Год назад в середине июля в пруду купалась девочка с большим надувным мячом. Она плескалась достаточно близко от берега, как вдруг посередине водоема появилась воронка, и ребенка стало подтягивать к семи ключам.

Силы стихии и ребенка были неравны, водоворот притянул ее к гиблому месту, вырвал мяч и… вновь отбросил к берегу, где бедную девочку подхватили на руки подбежавшие взрослые. Мяч же покрутился в водовороте, замер, затем из воды поднялись две лохматые руки и утащили его на дно.

Спасатели в россказни про тварь, живущую на дне водоема, не верят, но, тем не менее, лишний раз опускаться туда не рвутся.

Естественно, аномалии и чертовщина, творящиеся на проклятом пруду, привлекают к нему внимание всевозможных любителей приключений. Так, сразу после случая с девочкой в дачном поселке объявился некий Евгений, представившийся как столичный исследователь паранормальных явлений. Несколько ночей подряд он караулил в зарослях у пруда неведомое существо, пока, наконец, как-то утром дачники не нашли его на берегу лежащим без сознания.

Придя через несколько часов в себя, Евгений поведал собравшимся совершенно невероятную историю. Сразу после полуночи поверхность пруда, по его словам, сильно забурлила, и затем на берег выбралось некое существо на четырех лапах. Размерами оно было с большую собаку. Существо отряхнулось от воды, встало на задние конечности и направилось как раз в ту сторону, где в зарослях сидел Евгений. В это время луна вышла из-за туч, и в ее призрачном свете Евгений разглядел, что прямо на него движется настоящий черт! С хвостом, рогами и светящимися в темноте глазами.

От испуга любитель ночных приключений, понятно, пошевелился. Черт остановился и… тут же превратился в небольшой зеленый шар, который помчался с невероятной скоростью на Евгения и ударил его в голову…

В последнее время местные подходят к пруду все реже и реже: в непосредственной близости от него люди начинают чувствовать безотчетный, непонятный страх, который перерастает в жуткую головную боль, не проходящую в течение нескольких часов.

Московские специалисты выдвинули гипотезу, что на дне чертова пруда находится трещина, ведущая в иное, параллельное, измерение, до которого десять лет назад дачный экскаватор лишь чуть-чуть не докопал…

Ученые верят в чертей!

Во все времена излюбленным обиталищем чертей считались всевозможные питейные заведения. Здесь для рогатой нечисти открыты широкие возможности по вербовке наемников в свою армию. Вселившись в пьяницу, черти быстро доводят его до гробовой доски. После смерти мясо его черти съедают, а душу берут себе в услужение.

К этому следует добавить, что черт также всегда и там, где на столе «без дела» стоит бутылка водки или вина. Дело в том, что рогатый не признает медицинских утверждений, что, мол, рюмка к обеду или перед сном полезна для здоровья. Пить – так до белой горячки или не пить вовсе! – считает черт. Что из этого вытекает, становится ясно из истории, которая произошла с жителем Ульяновска Борисом Л. Вот его рассказ.

«Поехал я как-то в свой сад на последнем автобусе, чтобы утром пораньше собрать ягоды и успеть на работу. Из всех строений в саду была небольшая сколоченная из старых досок будка, в которой внутри стоял топчан для отдыха, столик, а в углу находился садовый инвентарь.

Нарезал я хлеба с луком, налил водки в рюмку и вышел в сад - посидеть перед сном на пеньке. Вдруг слышу, в будке стук какой-то. Я удивился, кто там может быть? Зашел в будку, зажег свечку, смотрю - рюмка пустая и закуска разбросана по столу. Всю вину я свалил на крыс. Они большие специалисты по такому делу. Но на всякий случай решил сделать эксперимент. Налил в рюмку водку, нарезал закуски, потушил свечу, а сам спрятался под топчан.

Темень, но постепенно глаза в темноте стали привыкать. Слышу, открывается дверь, чуть скрипя, чья-то тень подходит к столу. Каким бы ни был я отчаянным человеком, но все равно чувствую, что по всему телу пошли мурашки. Напряг я глаза в сторону стола, и вижу: рога на голове, острые уши, длинный хвост метелкой на конце. Сомнений нет – черт собственной персоной!

Как утверждает исследователь паранормальных явлений Ольга Кольченко, выражение: «Допился до чертиков» отнюдь не фигуральное. Врачей во все времена изумляли рассказы алкоголиков, в которых с точностью до деталей повторялись описания рогатых бесов. Лишь одно было различным- их рост. К одним в галлюцинациях являлись исполины, других преследовали маленькие, с палец величиной, рогатые человечки. Впрочем, врачам недосуг было рассуждать о похожести симптомов. Время и силы их уходили на то, чтобы лечить. А объяснять - это уже привилегия специалистов.

Современным ученым с помощью специальных приборов удалось зафиксировать на пленке «ужасы» галлюцинаций. И оказалось, что образы рождает не расстроенный алкоголем мозг. Пленка объективно отразила то, что было в поле зрения больного белой горячкой. Это были чертики!

И, получается, - рассуждает Ольга Кольченко, - что вроде бы не столь уж бессмысленное занятие - искать истину в вине. Ведь смысл принятия алкоголя - ввести себя в особое состояние, когда реальность замещается ощущением ирреальности. Именно в моменты опьянения многих людей охватывает чувство всезнания, подобное религиозному озарению. В момент алкогольного транса человек, словно корабль без руля и ветрил, пускается в опаснейшее путешествие по воле волн. Энергетических волн. И даже если первоначально его ожидает какой-то видимый взлет (приятные ощущения, чувство блаженства), в конце концов падение неминуемо, причем в самые низкие сферы. Отсюда страшные «картинки».

Оккультные науки давно их объяснили пробуждением ясновидческих способностей в момент опьянения. Но это ясновидение работает на очень грубом энергетическом уровне. Как раз на том, где живут черти.

Конечная цель чертей, существующих за счет пьяниц, окончательно завладеть человеком, - утверждает Ольга Кольченко. - Он становится одержимым в прямом смысле слова. Процесс этот довольно скоро продвигается: всем известно, как быстро морально и физически деградируют люди, прикладывающиеся к чарке.

Бесы необычайно изобретательны. Они способны материализоваться и дематериализоваться, принимать любые формы - от закадычного друга до внутреннего голоса, подсказывающего «правильные решения».

Пьяница в какой-то мере становится подобен животному и своим обостренным чутьем проникает в самую примитивную сферу астрального мира, в котором обитают низшие сущности. Так, один из пациентов Президента Академии русского целительства В. Розенталя, прошедший войну, регулярно наблюдал чертей в виде фашистской диверсионной группы, целью которой было перерубить трос лифта в его подъезде, чтобы он не мог ходить в магазин за продуктами. У ветерана в доме был штык-нож: с ним-то в состоянии опьянения он и набрасывался на выходящих из лифта на его этаже, принимая их за диверсантов.

Нередко алкогольный черт завладевает душой человека незаметно для него самого и для окружающих. Он подстерегает свою жертву в моменты душевных потрясений, когда ее защита временно слабеет. У человека горе, умер кто-то из близких, и бес уже тут как тут. На поминках он помогает забыться, отключиться от тяжелых воспоминаний.

Черти стараются сделать все, чтобы не выпустить душу человека из-под своей власти. Именно поэтому не всем помогают кодирование, таблетки, травы, акупунктура. И они уже через неделю снова впадают в запой.

Почему звенит в левом ухе?

О происхождении чертей ходит множество различных легенд. Одну из них рассказал этнограф М. Орлов: «Когда земли еще не было, а была только вода, покрытая мутной пеной, в этой пене сидел черт и пищал. Бог сжалился над ним и взял с собой на небо. В то время, когда Бог сеял землю, он разрешил черту сеять камни, и тот насеял их столько, что выросшие из них горы достали вершинами до неба. Для того чтобы его племя размножилось, черт придумал такой прием. Он умывал себе лапы и, заведя их за спину, отряхивал их. С лап во все стороны летели брызги, и каждая капелька воды превращалась в чертенка. Вот почему в народе до сих пор существует поверье, что, умывшись, не следует отряхивать руки, иначе от брызг родятся новые черти».

"Иногда черт приходит к людям во сне и начинает терзать их плоть и душу. Как от этого защититься? Знающие люди предлагают следующие способы. Если черт пришел к вам во сне: а) подойдите к нему, схватитесь за рога, обломайте их и воткните остриями ему же в голову

В иных случаях, если вы не хотите частого вмешательства черта в вашу жизнь, следует соблюдать несколько простых правил. Помня, что черти водятся на перекрестках дорог, оказавшись в таком месте, обязательно перекреститесь.

После третьего удара церковного колокола при благовесте черти проваливаются в преисподнюю или прячутся в людях. Именно поэтому, кто из людей в этот момент не крестится, в том рогатые бестии и оказываются. Черти на дух не переносят чертополох и ладан. И если носить эти растения как талисман на теле - никакая нечистая сила не страшна.

Любого человека со дня его рождения и до самой смерти сопровождают по жизни два духа: добрый и злой. Злой - черт - всегда находится за левым плечом человека. Поэтому при предполагаемых сглазе, порче и других напастях следует плевать через левое плечо, прямо в рожу рогатого урода. Если у вас зазвенело в левом ухе, значит, черт летал сдавать Сатане грехи, сделанные вами за день, и вот теперь прилетел назад, чтобы снова стать на страже и ждать, когда вы совершите очередной грех.