Клады подводные. Для всех и обо всем Подводные клады морей и океанов




На Соломоновых островах царит самая настоящая золотая лихорадка. Съехавшиеся с разных концов света кладоискатели ищут японский корабль, затонувший в самом конце Второй мировой войны. В его трюмах находились ящики с 13-килограммовыми золотыми слитками на 1,3 миллиарда долларов.

Их награбил в Малайзии и Сингапуре в годы войны генерал Томоюки Ямашита . Он сдался 2 сентября 1945 года и через 5 месяцев по приговору трибунала был казнен.

Золотая лихорадка началась после того, как один из островитян заявил, что место клада ему указал отец перед смертью и что ему удалось найти золото.

«Найдены пока два золотых слитка»,- сообщил журналистам на прошлой неделе Альфред Сасако , член парламента Соломоновых островов, который утверждает, что встречался и разговаривал с владельцем слитков.

Отец островитянина, работавший коком на японском военном корабле, перед смертью указал на карте место, где лежит золото. Слитки удалось найти в марте этого года, однако известно об этом стало только сейчас, после того, как островитянину не удалось договориться с правительством о совместном подъеме клада. Он сейчас прячется в страхе за свою жизнь.

В правительстве Соломоновых островов рассказу владельца карты и слитков, похоже, поверили. Как заявил директор по международным связям Центробанка, кабинет министров уже даже разработал план, на что потратить деньги.

Пока министры делят золото, воды вокруг островов бороздят лодки и катера с кладоискателями, большинство которых вооружены. Говорят, японским золотом заинтересовался даже миллиардер Пол Аллен , яхту которого видели в прибрежных водах в июне…

Если сложить все легендарные клады, которые якобы лежат на дне морей и океанов, то их суммарный вес значительно превысит вес золота, добытого на Земле за всю историю человечества. Но, несмотря на фантастичность многих легенд и свидетельств о сокровищах затонувших кораблей, они продолжают будоражить воображение кладоискателей.

Поиски подводных сокровищ превратились в многомиллионный бизнес и поставлены на поток. Морские клады ищут тысячи подводников и компаний, находят – единицы, но это не мешает им снова и снова выходить в море в надежде на удачу.

1. В январе 1637 г. «Королевский купец» , 32-пушечный английский фрегат водоизмещением 700 т, вошел в гавань Кадиса для ремонта. Капитан Лимбри был богатым человеком, но как истинный представитель своего авантюрного века он не смог побороть искушение подзаработать еще. Возможность для этого появилась после того, как на борту испанского корабля, на котором должны были перевозить серебряные монеты, жалованье для 30-тыс. испанской армии во Фландрии, вспыхнул пожар.

Джон Лимбри предложил свои услуги по доставке денег. В августе 1641 года его корабль вышел из гавани Кадиса и взял курс на север. Большая часть плавания прошла без происшествий, но в нескольких десятках миль от английского побережья «Купец» попал в сильный шторм и затонул у берегов Корнуолла. Вместе с 80 матросами на дно пошел и весь груз. В трюмах «Купца» лежали деревянные ящики с более чем полумиллионом серебряных песо, 500 тяжелыми брусками золота, сотнями брусков серебра и украшениями, инкрустированными драгоценными камнями; а также дорогими одеждами, специями и многим другим в общей сложности примерно на полмиллиарда фунта стерлингов. О ценности груза говорит хотя бы то обстоятельство, что он составлял треть всей тогдашней казны Испании! Потеря этих денег привела к экономическому кризису в стране.

Вместе с испанским серебром Лимбри потерял и собственное состояние, которое возил с собой, и превратился в нищего. Правда, он сумел быстро встать на ноги, вернулся в море и в дальнейшем сыграл большую роль в колонизации Ямайки.

2. «Наша сеньора Мерседес» , 36-пушечный испанский фрегат, перевозил из Южной Америки в Испанию очень ценный груз - монеты отчеканенные в вице-королевстве Перу, тогдашнем финансовом центре испанской Америки. Фрегат вышел через Магелланов пролив в Атлантический океан и после остановки в Монтевидео отправился в метрополию с сопровождении трех военных кораблей.
Семимесячное плавание прошло без происшествий, но утром 5 октября 1804 года недалеко от португальского мыса Святой Марии испанцы встретились с английской эскадрой, тоже состоявшей из четырех фрегатов.

Испания в то время сохраняла нейтралитет, хотя и явно склонялась к союзу с Наполеоном и объявлению войны Англии. Вице-адмирал Грэм Мур , действуя по распоряжению Адмиралтейства, приказал испанцам изменить курс и следовать за ним в Англию.

Командующий испанской эскадрой, вице-адмирал Хосе Бустаменте ответил отказом и открыл огонь. Одно из английских ядер попало в пороховой погреб «Мерседеса». Корабль затонул с двумястами моряков и 4,436,519 золотыми и серебряными долларами, а также золотыми, серебряными, медными и оловянными слитками. Три остальных фрегата – «Фаму», «Медею» и «Санта Клару» англичане отконвоировали в Плимут, где они получили другие названия и стали фрегатами флота Его величества. Через два месяца после боя у мыса Святой Марии Испания объявила войну Англии.

3. До поднятия груза «Мерседеса» рекордным из уже найденных и поднятых подводных кладов считался груз испанского галеона «Наша сеньора из Аточи» , который входил в состав эскадры из 28 кораблей, перевозившей несметные сокровища в Испанию.

6 сентября 1622 года сильный ураган разметал эскадру у берегов Флориды. «Аточу» огромная волна швырнула, как щепку, на рифы около острова Драй-Тортуга, расположенного в 60 км к западу от Флориды. Судно быстро пошло на дно с ценными грузом. Спастись удалось лишь 3 морякам и 2 рабам.

Останки корабля искали 3,5 столетия десятки искателей кладов, но повезло после 16-летних поисков лишь американцу Мелу Фишеру . Он поднял в 1985 году ок. 40 т золота и серебра и примерно 40 кг изумрудов. Стоимость сокровищ, поднятых со дна Мексиканского залива, составила $400 млн.

4. «Сассекс»

В начале 1694 года эскадра из 12 кораблей во главе с 80-пушечным фрегатом «Сассекс» отправилась из Англии в Савойю. В сундуках лежали 1 млн золотых и серебряных монет и десятки слитков драгоценных металлов. В ценах конца XVII века стоимость груза составляла 1 млн фунтов стерлингов, а в нынешних - 2,5 млрд фунтов (4 млрд. долларов).

19 февраля эскадру, только что прошедшую Гибралтарский пролив, настигла буря. «Сассекс» из-за сильного перегруза пошел на дно вместе с сокровищами. Из 560 матросов и офицеров спастись удалось только двум морякам.

5. «Фрау Мария»

12 лет назад финские водолазы нашли недалеко от острова Юрмо двухмачтовый парусник «Фрау Мария», который перевозил осенью 1771 года из Голландии в Санкт-Петербург произведения искусства для украшения Зимнего и Царскосельского дворцов. На борту находились около 300 картин голландских художников, коллекции мейсенского и саксонского фарфора, фаянсовые курительные трубки, золотые и серебряные статуэтки и несколько бочек монет, всего примерно на 0,5 млрд. евро.

Кроме России, на деньги которой был куплен груз, на сокровища претендуют Финляндия, в территориальных водах которой он сейчас находится и гражданами которой найден, и Голландия, под чьим флагом ходила «Фрау Мария».

Подводное клад о искательство (дайвинг) - занятие перспективное. Если поднять со дна океанов все затонувшие суда, то цепочка их смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору. В канун 1974 года в книгах Регистра судоходства Ллойда числилось около 60000 погибших торговых и рыболовных судов всех флагов мира вместимостью не менее 100 регистровых тонн водоизмещения каждое. Общий тоннаж этой армады достигает 300 миллионов тонн. А возраст компании Ллойда не так велик по сравнению с историей мореплавания.

Сколько есть на свете корабельных кладбищ? Кое-что поддается подсчету и уже подсчитано, созданы даже карты и атласы мест гибели кораблей. Некоторые местности имеют очень широкую и недобрую славу: район мыса Гатгерас, воды, омывающие Багамские и Бермудские острова, бухта Вито в Испании и залив Зейдер-Зе в Голландии - все эти и многие другие территории океанского дна могут быть с полным основанием названы кладбищами судов, а стало быть, подводными клондайками или эльдорадо.

Отчего гибли морские суда? Не только от штормов и ураганов, волн, коварных подводных камней и мелей: во времена развитого безопасного кораблевождения бичом становятся ошибки мореходов, в результате которых стальные корпуса кораблей начинают рубить друг друга. Больше всего столкновений судов зафиксировано при плавании в проливах, узкостях, на подходах к портам. Множество преступного люда в старину вертелось возле входа в гавани, представляя еще одну серьезную опасность для кораблевождения: злодеи устанавливали фальшивые лики, сбивающие мореплавателей с истинного пути и за-апивающие корабли на подводные камни и скалы. Гак и «упрятывались» клады в прибрежных водах. Но морские сокровища нелегко достать из трюмов затонувших кораблей.

История, к сожалению, знает больше неудачных попыток подъема золота и драгоценностей, чем удачных. Сше один вид подводных поисков, относящийся скорее к археологическим раскопкам, чем к кладоискательству,- исследование старинных поселений, ушедших под воду. Таких мест на планете немало. Часто причиной затопления поселения была сейсмическая активность места, выбранного для стороительства.

Рукотворные водоемы также заливали обжитые места, а и нормы, гуляющие по водохранилищам и ничуть не уступающие настоящим морским, вымывали со дна клады, бывшие некогда подземными. Конечно, подъем затонувших кораблей сулит гораздо более крупную удачу, чем подводные поиски затонувшего города. Но доступность и небольшие глубины позволяют не только аквалангисту, но и ныряльщику с маской и ластами попы тать счастье в поиске древних ценностей - тем более, если ныряльщик оснащен металлоискателем, предназначенным для подводных поисков.

Теперь давайте поговорим о тайнах небольших пресноводных водоемов, где на рельеф дна не оказывают влияние жестокие штормы, приливы и отливы, проще сказать о реках, озерах и прудах, всех тех водных хранилищах, которым также доверяли свои богатства люди с давних времен.

Преимущества использования воды в качестве камеры хранения очевидны: не надо тратить время на выкапывание ямы. Приметил место, откуда сам достать сможешь, размахнулся да и забросил незаметно и быстро. Случайных ныряльщиков не так много, разве что бреднем кто зацепит. Основным принципом выбора места является наличие вер, не изменяемых с течением времени примег, ведь кто хоть однажды нырял под воду, прекрасно знает, кактяжело что-либо отыскать на дне без надежного ориентира. Отдельно стоящие скалы, крупные валуны, омуты, сваи, мостки - места весьма привлекательные для тех, кто прячет клад под водой.

Оборудование для извлечения предметов из воды. Большой помехой при поиске клада будет для вас ил, особенно, если прибор укажет вам место со слаботочной водой, где ил накапливается в больших количествах. Чтобы не потерять место обнаружения клада при поднятии иловой мути запаситесь белыми флажками, которые надо сразу же воткнуть в грунт рядом с обнаруженным предметом. Копать донный грунт рукой нельзя: можно пораниться. Нож тоже жалко портить: он малоэффективен, да и потерять его в мутной воде будет обидно. Поэтому, на мой взгляд, лучшим инструментом для подводных раскопок послужит вам огородная вилка (она используется для окучивания или рыхления) с изогнутыми частыми зубьями, только рукоять сделайте полегче, чтобы она могла всплывать со дна, как поплавок. Щуп понадобится обязательно.

На небольших глубинах при сборе со дна мелких предметов можно использовать якорь-авоську (металлическое ведерко с камнем). Удерживаясь за ручку ведерка, вы сэкономите много энергии и воздуха в легких в борьбе с течением и собственным непроизвольным всплыванием, а в само ведро удобно складывать собираемые на дне предметы. Если вы охотитесь за крупным кладом, затопленным в воде, то вам надо заранее продумать способ его извлечения из воды. Допустим, искомый предмет найден, но он засыпан илом и песком. Конечно, самый радикальный метод - отсосать иловые наслоения эжектором, но такое приспособление стоит больших денег.

Можно попытаться прокопать под извлекаемым предметом лаз и зацепить, или, как это еще называется, застропить его. Поиск затонувших судов можно проводить не только по известным заранее координатам, которые не всегда будут верны из-за дрейфа ушедшего под воду судна под влиянием морских течений и волн, но и «наугад». Как мы уже с вами выяснили, трагедии на море чаще всего происходили вблизи оживленных торговых путей и в районах гаваней. Хорошенько изучив подробные карты побережья и прилегающих к ним морских вод, можно отметить предполагаемые участки, где вероятны места гибели кораблей.

Затем нужно проанализировать движение прибрежных течений, тем самым еще больше сузив зону поиска. После этого можно приступить к практическим работам, одним из видов которых может быть поиск при помощи эхолота - фирменного или самодельного.

Если речь идет о любительском поиске затонувших кораблей с использованием минимума снаряжения, то может быть предложена следующая простейшая схема подводных поисковых работ. - После обнаружения неопознанного объекта эхолотом шлюпка ставится на якорь. - За борт спускается ныряльщик с прикрепленным на поясе ходовым концом с метками через 1 м. - Пловец удаляется от шлюпки на полную длину веревки, держа ее в руке, и начинает круговое плавание и осмотр дна. - Его напарник в лодке после каждого полного круга, сделанного ныряльщиком, убирает на две метровые метки ходовой конец. - Ныряльщик при обнаружении всех подводных объектов, в которых можно заподозрить обломки корабля, занесенные илом, сбрасывает на дно подводные буйки. - Когда пловец таким образом приблизится по спирали к лодке, можно начинать изучение всех помеченных объектов. Самое простое и самое доступное подводное снаряжение - комплект № 1, т. е. маска с трубкой и ласты. К ним может плюсоваться гидрокостюм, что в северных широтах будет нелишним. Чтобы погрузиться в гидрокостюме, ныряльщику потребуются хорошо сбалансированные грузы. На одной руке хорошо иметь компас, а на другой - глубиномер, хотя он более нужен для аквалангистов или для отличных ныряльщиков, которые ныряют глубоко и надолго.

Итак, если вы собираетесь искать клады под водой, нужно, прежде всего, хорошо освоить подводное плавание; для этого мало теоретических знаний, нужна практика - особенно, если речь идет о подводных работах с использованием автономной дыхательной аппаратуры. Не верьте тем, кто говорит, что работать под водой с аквалангом - предельно просто. Подводное плавание - занятие опасное. Договоримся с вами, уважаемый читатель: собрались заниматься подводным плаванием всерьез - привлекайте к работе специалистов, без них работать с аквалангом нельзя.

Сгущалась ночь. Новость достигла дворца, когда в его покоях уже зажигали свечи, и полетела из залы в залу. Вскоре гости, собравшиеся на шумный праздник, уже передавали ее друг другу “на ушко”: предусмотрительно поднятый веер и склоненная к нему треуголка выделяли из толпы посвященных. “Вы слышали, монсеньор? Говорят, что... Мне только что сообщили по секрету... Это невероятнее, чем увидеть наяву вечный двигатель, фантастичнее, чем открытие философского камня! Сказочное сокровище! Ожившее Эльдорадо. И где? Здесь, рядом с нами, только руку протянуть. Да-да, три тысячи четыреста тонн золота! Увы, оно глубоко под водой...”

При этих словах каждый — одни с радостью, другие с грустью — невольно сравнивал в уме услышанную цифру с размером собственного состояния, каждый в мечтах видел себя могущественным обладателем несметного сокровища и каждый прикидывал, а как бы попытаться сокровищем завладеть... Тем временем груды золота, надежно запертые в металлических сундуках и кожаных мешках с печатями и гербами их католических величеств Фердинанда, Изабеллы и их преемников, спали вековым сном на дне залива Виго в ожидании дня, когда чья-нибудь смелая рука вырвет их из мертвой тишины.

24 октября 1702 года английская пушка палила весь день, закрыв проход 23 французским кораблям. Вечером адмирал Мануэль де Веласко стоял на капитанском мостике флагманского галеона “Иисус-Мария-Иосиф” и следил в подзорную трубу за быстрым приближением англо-голландской эскадры. До них оставалось не более двух миль, и расстояние это быстро сокращалось. Испанскому адмиралу предстояло сделать трудный выбор: либо позволить англичанам завладеть сокровищами, либо отдать приказ о затоплении. Выбрать первое казалось немыслимым. Неужели к горечи поражения добавится сознание того, что врагу досталось такое сказочное богатство?! Не лучшим виделся и второй выход — он означал, что 3400 тонн драгоценного металла будут потеряны навсегда.

Времени на раздумья уже не оставалось. В последний раз взглянув в подзорную трубу, адмирал Мануэль де Веласко обернулся к стоявшему рядом офицеру и коротко отдал приказ. Озарив небо прощальной вспышкой, за неровный край гор закатилось солнце. Красавцы галеоны один за другим медленно опускались в воду, унося в вечный сумрак морских глубин груды золота, которое люди так часто принимают за второе солнце.
()

Почти 400 лет назад у берегов Филиппин в одном из морских сражений затонул испанский галеон. Недавно удалось обнаружить обломки судна и кое-что из его груза. Археологи-подводники даже не подозревали, что ценные предметы кухонной утвари времен династии Мин, множество глиняных кувшинов и треснутые шпангоуты выведут на след ужасной трагедии, унесшей в морскую пучину 350 жизней.

Френк Годдио

Обнаружить судно, затонувшее столетия назад, - такое дано не каждому исследователю. Подобная находка для археолога-подводника - истинная награда за многолетние поиски и труды. Это как сундук с сокровищами, только роль последних выполняют новые познания в области экономики, техники и культуры времен давно минувших. Для Фрэнка Годдио, подводного археолога со стажем, не первый раз имеющего дело с погибшими кораблями, галеон "Сан-Диего" - опыт совершенно особый. Его открытие "выдало на гора" не только пушки, кувшины, гвозди, - в общем, не одну лишь мертвую материю. Одновременно оно пролило свет на события, послужившие ярчайшим примером человеческой ничтожности, вполне достойным быть вписанным в энциклопедию глупости, если таковая имеется.

По свидетельству Фрэнка Годдио, его знакомство с галеоном "Сан-Диего", исчезнувшим в филиппинских водах еще 14 декабря 1600 года, началось задолго до обнаружения судна - тогда, когда он начал рыться в архивах, скрупулезно изучая пожелтевшие фолианты со свидетельствами немногих уцелевших в этой трагедии.

Поначалу история галеона не обещала ничего загадочного. До нас дошли точные сведения о дне и часе его гибели. Известны сегодня и количество экипажа, и число орудий, и тип груза - даже место катастрофы: в шести милях от острова Лусон. Так, во всяком случае, значится в объемистом протоколе, пылящемся вот уже почти 400 лет в испанских архивах; его составил свидетель катастрофы, адмирал Антонио де Морга.

А теперь лучше дать слово Фрэнку Годдио: "Чем глубже я уходил в детали, тем сильнее путался. Существовали ведь свидетельства и других выживших. А те придерживались своих версий, существенно расходившихся с показаниями де Морги. Взять хотя бы записки капитана нидерландского галеона "Маврикий", едва не затонувшего рядом с "Сан-Диего". Именно из них я узнал, что на "Сан-Диего" разыгралась подлинная драма, истоками которой послужили мелочность, некомпетентность и тщеславие, погубившие 350 человек".

Так что же случилось? Фрэнк Годдио потратил много времени на сопоставление фактов и материалов, после чего сделал собственное, обоснованное заключение. Теперь и мы имеем возможность проследить за его выводами, пережив заново события, происшедшие четыре столетия назад.
()

  • В наши дни начинающему кладоискателю частенько норовят подсунуть самую что ни есть настоящую карту, на которой крестиком помечено место клада, зарытого давным-давно каким-нибудь знаменитым пиратом. Случается, что не всякий опытный специалист может с первого взгляда отличить ее от настоящей, настолько искусно изготовлена фальшивка. А уж если речь идет о знаменитом Генри Моргане, то тут точно надо держать ухо востро. Почему? Да потому что до недавнего времени не было обнаружено ни одного сколько-нибудь крупного клада, зарытого знаменитым буканьером, хотя легенды о его скрытых богатствах не дают спокойно спать искателям сокровищ вот уже третье столетие. Однако в последние годы ситуация стала меняться.

    Сегодня дебри и прибрежные районы Панамы — Мекка для предприимчивого кладоискателя. Здесь открывают залежи драгоценных камней, в сухих руслах рек обнаруживают золотые жилы. Тут археологи во время раскопок наталкиваются на древнюю глиняную посуду и бесценные золотые украшения. В древности Панаму не раз посещали ацтеки, майя и тольтеки, создававшие из драгоценных камней, золота и серебра великолепные произведения искусства. Многие из этих изделий захоронены в тайниках едва ли не по всей территории Панамы. Немало здесь и пиратских кладов, которые все еще ждут своего открытия.

    Если верить сообщениям местной прессы, два бывших американских солдата, служивших когда-то в зоне Панамского канала, сумели обеспечить себе безбедную старость. В 1997 году они вернулись в Панаму и в пещере у реки Чагрес, что приблизительно в 40 километрах севернее города Форт-Клейтон, обнаружили большой клад, зарытый в XVII веке, возможно, самим Генри Морганом. Парадоксально, но обнаружить клад им помогла старая пиратская карта, купленная у какого-то рыночного торговца, который и сам-то, похоже, не знал, что она подлинная.

    Кроме золотых дублонов, отчеканенных в Лиме (Перу), тайник оказался полон золотых и серебряных украшений, различных по весу и величине Поскольку пиратская добыча была найдена в зоне, находящейся под юрисдикцией США, сокровище передали американскому правительству, а нашедшие получили свою положенную долю, оказавшуюся немалой.
    ()

Какие сокровища скрывают морские глубины?

За всю историю освоения человеком водных просторов созданные людьми судна не раз тонули вместе с перевозимыми на них грузами. Поэтому долгие столетия морская пучина служит настоящей сокровищницей, а тысячи отважных кладоискателей пытаются поднять вожделенные драгоценности со дна. Какие же клады считаются самыми известными?

Сокровища Азорских островов

Настоящая Мекка для кладоискателей со всего мира - это Азорские острова: Хорхе, Терсейра и Пику. В середине прошлого тысячелетия они служили главным перевалочным пунктом для отправлявшихся в разные пункты судов, поэтому в водах около них погребены сотни кораблей. Так, именно здесь в 1594 году затонула португальское судно «Чагас», на котором перевозились сокровища стоимостью два с половиной миллиона тогдашних дукат. Корабль до сих пор не удалось найти, поэтому кладоискатели не перестают совершать экспедиции в бухты Азорских островов в надежде в один прекрасный день достать со дна настоящее состояние. Правда, это будет очень сложно - морские воды в этом месте скрывают под собой скалы, которые затрудняют поиск металла с помощью современной аппаратуры.

Сокровища Карибского моря

Много легенд ходит о сокровищах Карибского моря - знаменитого прибежища пиратов. Так, недалеко от Гаити в 17 веке затонуло целых 16 кораблей «Золотого флота» Испании, на борту которых перевозились огромные богатства. Несколько раз удачливые путешественники натыкались на эти сокровища - так, англичанину Уильяму Фиппсу удалось поднять со дна золото и серебро на полтора миллиона долларов, а американец Герберт Хамфри обогатился на 15 слитков золота весом в полкилограмма каждый, 10 золотых самородков и 177 слитков серебра. Однако, по мнению ученых, все это лишь незначительная часть «Золотого флота», остальные сокровища так и остались лежать в пучине Карибского моря.
Не менее известным среди кладоискателей является и карибский остров Хувентуд (ранее назывался Пинос). По легенде, именно на нем прятали свою добычу самые знаменитые пираты всех времен. Кладоискатели часто приезжают в эти места, чтобы попытаться найти богатства, оставленные Фрэнсисом Дрейком, Лафиттом и другими разбойниками, и иногда им действительно везет. Так, в середине 20 века одному американцу повезло найти целый сундук с золотом и драгоценностями.

Кладоискатели, которым повезло

Несмотря на то, что добыть подводный клад не так-то просто, некоторым счастливчикам все же везет. Приведем в пример несколько знаменитых кладов, которые все же удалось найти.

Не так давно археолог-подводник из Франции Франк Годдио смог поднять со дна груз с испанского корабля «Сан-Диего». Он вышел в море всего однажды в далеком 1600 году, чтобы напасть на голландское судно, но сразу же затонул из-за ошибок командования. Сокровища пролежали на дне манильской бухты четыре сотни лет, а теперь вошли в список самых интересных и дорогих находок за всю историю кладоискательства.

Еще один легендарный кладоискатель - Мелвин Фишер. Он смог достать со дна океана у южного побережья Флориды груз испанского галеона «Аточа», который затонул, наткнувшись на рифы, в середине 17 века. Когда корабль был поднят на сушу, оказалось, что он нагружен огромным количеством драгоценностей, золота, серебра, редих украшений, общая стоимость которых составляет несколько сотен миллионов долларов.

Самым дорогим из найденных на сегодняшний день подводных кладов, является обнаруженный не так давно у побережья Гайаны груз британского корабля, затонувшего в 1942 году после атаки немецкой подводной лодки. Полвека он пролежал на глубине около 250 метров. По мнению ученых, судно вышло из европейского порта и должно было доставить в Нью-Йорк драгоценности для оплаты лэнд-лиза в казну США, но так и не добралось до пункта назначения. После оценки поднятого со на груза британского корабля, была оглашена его стоимость - она составила 2,6 миллиарда фунтов.


Наверняка каждый, кто спускался под воду и увлекался или увлекается дайвингом, мечтал увидеть в морских пучинах что-то интересненькое. Одни хотят увидеть экзотических рыб, другие невиданной красоты кораллы, третьи просто любят "побродить" по подводным лабиринтам пещер и ощутить всю опасность этого "похождения", но вероятно многие мечтали и мечтают до сих пор найти что-то ценное, например, клад - этакий сундук с сокровищами... Если вы и до сих пор захвачены романтикой приключений, то эта тема именно для вас....

Только в Атлантическом океане по последним данным, утонуло свыше 100 тысяч кораблей, чей груз оценивается даже не в миллиарды, а триллионы долларов. А как оценить стоимость навсегда потерянных памятников истории? Даже пустая бутылка из-под бургундского, выпитого восемь веков назад крестоносцами по поводу свадьбы Ричарда Львиное Сердце, и выброшенная за борт может стать бесценной находкой. Океан давно стал самым большим музеем человечества. Но людям остались лишь пожелтевшие старинные карты в пыльных архивах да легенды...

Наиболее известное "кладохранилище" - это бассейн Карибского моря. В начале XVI века из Америки в Европу хлынуло золото. Богатства ацтеков и инков, заполнявшие трюмы испанских галеонов, всего за одно столетие увеличили золотой и серебряный запас европейских стран в пять раз! Поначалу суда, направлявшиеся в Испанию, шли через Атлантику без вооруженного конвоя. Но скоро на горизонте замаячили паруса под "Веселым Роджером". Уже в 1496 году Христофор Колумб, возвращавшийся из своего второго плавания, подвергся нападению французских корсаров. Но в руки морских разбойников попадала лишь малая часть потерянного золота и драгоценностей. Львиная доля ушла на дно в разбитых штормах или затопленных во время абордажных схваток кораблей.


Начинающим подводным кладоискателям.

Уже в XVII столетии появились и первые охотники за утонувшим золотом. В 1686 году англичанин Уильям Фиппс поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную сегодня полутора миллионам американских долларов. То была лишь малая часть сокровищ 16 галеонов испанского "Золотого флота", затонувших во время шторма в 1643 году к северу от Гаити.

Сегодня, в XXI веке, найти потерянную добычу совсем не так просто, как это показывают в приключенческих фильмах. Сокровища испанских галеонов уже давно погребены под многометровым слоем ила, песка и камня. Реагирующие на металл магнитометры, способные уловить малейшие изменения магнитного поля, оказываются порой совершенно беспомощными. Не золотые слитки, монеты, якоря или пушки, а содержащие железо вулканические породы заставляют крутиться стрелки подводных компасов. Искать здесь такими приборами металл - все равно, что на дискотеке слушать через наушники Моцарта.

Тем не менее, наибольшее количество кладоискателей на душу населения - в городах южного побережья Флориды. Пункты проката подводных металлодетекторов в этих местах так же часты, как пункты проката пляжных принадлежностей.

На счету среднего флоридского или багамского кладоискателя - от 2-х до 100 найденных золотых монет. Но главное не победа, а участие. Обычно для того, чтобы найти и поднять со дна пару золотых дублонов любителю этого вида отдыха приходится потратить от 2 до 10 тысяч долларов.

Но единицам удача все-таки улыбается. Американец Герберт Хамфри собрал за день, наткнувшись на испанский галеон, неплохой "улов", - 177 слитков серебра, 15 полукилограммовых слитков золота и 10 золотых самородков. Но и это была лишь малая часть груза.

Но сокровенную мечту всех кладоискателей о старинном корабле, перегруженном золотом и драгоценностями смог осуществить только Мелвин Фишер, неофициальный "король кладоискателей". Близ города Ки-Уэст он поднял со дна целиком драгоценный груз испанского галеона "Аточа", налетевшего на рифы в 1622 году. До сих пор эта находка не оценена до конца - счет идет на сотни миллионов долларов.

Я б в кладоискатели пошел

Что же делать тем из нас, кто уже давно ощущают неудержимый романтический зуд кладоискательства, а перед глазами с назойливостью трамвайного кондуктора стоят лишь сундуки с золотыми дублонами? В Украине, как и во всём мире, первый шаг на пути к подводным сокровищам - это получение сертификата PADI (профессиональная ассоциация водолазных инструкторов) "Open Water Diver" ("ныряльщик открытой воды"). Научившись за пару дней плавать с аквалангом на уровне любителя, будущие кладоискатели обычно продолжают обучение, выбирая дополнительный курс "Search and Recovery" (поиск и подъём). В этот короткий курс входит освоение навыков и техники подъема затонувших предметов с использованием различных нехитрых приспособлений (например, специальных пластиковых мешков), а также методов использования подводных сонаров и металлоискателей.

И все-таки, хотя пунктов проката металлодетекторов в Украине еще поискать, тем не менее, популярность дайвинга растет, и все больше россиян опускаются под воду не для того, чтобы полюбоваться красотами мира тишины, а чтобы извлечь из этого вполне осязаемую выгоду.

Им нечего терять, кроме своих цепей!

Не стоит думать, что желанный сундук с золотом можно поднять только со дна Карибского моря. Не спешите покупать билет на далекие Багамы. И в России немало мест, куда можно отправится на подводное сафари за кладами. До сих пор не найдена потопленная русским флотом в Балтийском море в конце 18-го века яхта "Аврора", на которой находилась казна шведского короля. Мечтой о ее находке живет не одно поколение балтийских аквалангистов. А находящиеся рядом с Удмуртией уральские озера? Они до сих пор хранят на своем дне под многометровой толщей ила казну Пугачева, демидовские миллионы, да еще много чего...

Кто-то в клубе громко плачет, потеряли в речке мячик...

Иногда хобби золотоискателей становится их профессией. В свободное от отпуска (!) время американец Скотт Дикинсон оттачивает свои подводно-поисковые навыки в четырех прудах местного гольф-клуба. За два часа работы, находя утонувшие шары, он зарабатывает до 800 долларов. И действительно, хороший гольф-клуб теряет до 1000 шаров только в течение одного уик-энда! Вылавливанием такого количества предметов Скотт не только доводит до автоматизма навыки ныряльщика и реакцию кладоискателя, но и создаёт неплохую материальную базу для подготовки очередной экспедиции. Отпуск, ставший уже работой, он проводит на крохотном островке Багамского архипелага в поисках сокровищ одного из испанских галеонов.

А сейчас самое интересное, примите во внимание то, что вы прочитаете дальше!!!

Остров Оук в заливе Фанди. Тут спрятаны клады пиратов Тича и Лафитта.

Ки-Уэст. Здесь погибли галеоны "Нуэстра сеньора де Аточа" и "Санта-Маргарита", налетевшие на рифы в 1622 году. Груз этих сокровищ оценивают в 250 млн. долларов, хотя часть сокровищ уже поднята.

Отмели Силвер-Бэнкс. Вдоль отмелей разбросаны останки 16 испанских галеонов, затонувших в 1643 году во время шторма. Общая стоимость груза оценивается в 65 млн. долларов.

Остров Хувентуд (Пинос). Пиратская база в Карибском море. Возможно, что здесь спрятали свои сокровища Дрейк, Ван Хорн, Тич и другие знаменитые пираты.

Бухта Самана. В 1724 году затонули галеоны "Конде де Толоса" и "Нуэстра сеньора де Гваделупе" с грузом ртути, который сегодня оценили бы в 6 млн. долларов.

Остров Мона. Считается, что здесь зарыт клад пирата Дженнингса. Восточнее затонул его корабль, найденный в 1939 году.

Остров Кокос. В начале XIX века здесь были спрятаны сокровища, собранные испанцами в Перу.

Бухта Виго. В ходе сражения с англо-голландской эскадрой было потоплено 17 испанских галеонов. Их груз до сих пор не найден.

Азорские о-ва, остров Файял. В 1594 году англичане потопили португальский корабль "Чагас", перевозивший около 7 тонн золота.

Остров Св.Елены. В 1613 году португальцы потопили здесь голландский корабль "Витте Лиув" с грузом золота и 1311 бриллиантами.

Сейшелы: о-ва Фаркуар, Альдабра, Провиденс, Маэ. Сейчас здесь ведутся поиски кладов французских корсаров.

Мадагаскар, мыс Масуала. В XVIII веке поблизости от этого мыса находились базы многих пиратов, в том числе Ингленда и Левассера.

Остров Маврикий. Здесь могут находиться клады Сюркуфа - французкого пирата рубежа XVIII и XIX столетий.

Остров Реюньон. Согласно свидетельствам, здесь в XVIII столетии спрятали свои сокровища пираты Ингленд, Тейлор и Левассер.

Малаккский пролив. В 1511 году разбился на рифах флагман португальского флота "Флер де ла Мар". Его груз оценивается в 9 млрд. долларов.

Остров Грайген. Английский пират Робертсон зарыл клад, который может стоить о 2 до 20 млн. долларов.

Цусимский пролив. Крейсер "Адмирал Нахимов", потопленный японцами в 1905 году, по некоторым сведениям вез жалованье русского флота.

Теперь, когда вы вооружились картой кладоискателя, можно смело отправляться в поиски НО если вдруг вы не найдете заветный клад, не огорчайтесь Наверняка вы получите мощный заряд энергии от азарта подводных баталий и приключений