Как научить ребенка спать. Опыт мамы двоих. Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна? Ким вест метод мягкого засыпания




Чего хотят дети? После двух лет декрета мне показалось, что я точно знаю ответ на этот вопрос. Знаю чем и как их кормить, как воспитывать и куда их девать (деваться самой), когда уж нет сил. И делать это всё таким образом, чтобы не сомневаться и не чувствовать себя плохой мамой.

С рождением второго ребенка я задумалась о том, что силы мне нужны 24/7, а где их взять, если ночи хороводом ходят вокруг кормлений и качаний - не понятно. И вот ты злой невыспавшийся маман с опухшим от усталости лицом задаёшься вопросом: «Почему меня не предупредили, что дети это так?!».

- Громко и очень сонно.

Эти дети такие неумехи, их нужно учить буквально всему. Кроме, наверное, одного - как делать себе подобных. С этим они как-нибудь уж разберутся в своё время. А вот, как кушать и даже спать, их приходится учить нам. С ГВ все разобрались ещё в роддоме, а если нет - решается смесью.

Но как научить ребенка спать?

Первое время после рождения большинство детей спит много - по инерции. Известно же, что в утробе дел немного, остается только спать. Потом становится интересно. Жить интересно. Тут тебя мама на руки возьмет - тепло. Потом грудь даст - вообще сказка. А еще есть обои на стене и яркий свет на потолке. Иногда перед глазами появляются разноцветные гремящие штуки, их даже можно облизать. Поспать получается только “свалившись” от усталости, капитулируя из-за невозможности оказать сопротивление. Вздремнул полчасика и снова обои, свет и море интересностей.


Полноценный сон для ребенка - подставьте любой синоним слову “важно” . А за количеством часов на сон необходимо следить так же, как и за физическим развитием или рационом.

Большинство проблем возникают на фоне неправильного режима, либо его отсутствия. Против обывательской логики выступает такая зависимость: чем больше устанет ребенок, тем сложнее будет засыпать и короче сон. Существуют некоторые временные нормы бодрствования детей от рождения до года. Конечно, всё индивидуально, но на эти правила можно ориентироваться и взять их за основу построения своего режима.

Вода камень точит, как говорится. Режим и постоянство могут решить многие проблемы со сном.


Самый оптимальный вариант выглядит так: кормление - бодрствование - сон.

Такой режим сложно выполним хотя бы потому, что ребенку проще всего уснуть на груди - ему комфортно, тепло и пахнет мамой. Так он и делает с первых дней жизни. Кушает и вырубается.

В итоге, очень быстро вырабатывается что-то сродни рефлексу: кормление - сон. Ребенок знает только то, чему мы его научили.

Я не задумывалась об этом пока кормила дочку - она всегда засыпала на груди, и в итоге я получила непрерывно сосущее во сне ЧУДОвище.

Связь между кормлением и сном я обнаружила только после того, как отучила её от груди. Дочь тут же начала спать ночи напролёт, не просыпаясь, а дневной сон тоже стал заметно продолжительнее.

Объясняется это так: засыпая с грудью, ребенок хочет, чтобы все было на своих местах и в момент пробуждения. Так как он это запомнил, проваливаясь в сон: мама рядом, грудь во рту, все ок, можно дрыхнуть дальше.


Сон человека и большого, и маленького состоит из нескольких фаз. «Выпадание» из сна на смене фазы происходит у детей достаточно часто. Только мы, взрослые, научились переходить в следующую фазу без посторонней помощи. Младенцу помощь нужна и он ищет то, в чём разбирается хорошо - маму и грудь. Не находит - просыпается.

Потому задача номер один - обучить самостоятельному засыпанию, чтобы проснувшись, ребёнок имел возможность уснуть снова. Методов уйма: Эстивиля, Фербера, Вайсблата, Трейси Хогг, Ким Вест, метод «Будильник», «Фейдинг», даже банальный бабушкин - «дать проораться». Каждый выбирает свой. Ребенок откликнется на подходящий ему метод и остается дело за малым - последовательно его выполнять, что бесконечно важно! Пока цель не будет достигнута и ребенок не начнет засыпать сам или с минимальной помощью. Будет долго и громко, но это того стоит.

До 6 месяцев короткие сны, минут так по 30 - распространенная история из-за незрелости нервной системы. Потому задача номер два - пробовать продлевать сон. Делать это важно, не ожидая, что как-то само решится. Хотя бы потому, что накапливаемая усталость за день мешает полноценному отдыху ночью.

Ким Уэст родилась в 1959-м в Глостере, Англия (Gloucester, England). Хотя формального образования в области моды у нее нет, Уэст экспериментировала с дизайном одежды для себя самой с раннего возраста. После того как в 1984-м году она сделала платье из латекса, ею многие заинтересовались, и Ким начала делать подобные вещи для других.

Расширяя границы своего успеха, Уэст стала пользоваться спросом у знаменитостей, включая Адама Анта (Adam Ant), Саманту Фокс (Samantha Fox) и Тони Джеймса (Tony James).

Однако ей хотелось достичь сердец и самых обычных женщин.

В 1986-м ее латексное платье для девушки-ковбоя появилось на обложке журнала "Telegraph". Тем не менее, многие читатели журнала по-прежнему ассоциировали латекс с фетишем, засыпав редакцию потоком жалоб. Позднее фотосессия, сделанная для журнала "Tatler", также обернулась недовольством, на сей раз от кардинала Джорджа Бэзила Хьюма (George Basil Hume).

В 1987-м Уэст открыла свой первый магазин на Кенсингтонском рынке. К тому времени ее одежда регулярно демонстрировалась на страницах таких изданий, как "ID", "19", "Company", "Sky Magazine", "Honey" и "Sunday Mirror Magazine". Отношение к латексу уже многими расценивалось на вполне приемлемом уровне, но спорные комментарии все же никуда не улетучились, в том числе по поводу проданного Ким наряда певице Кайли Миноуг (Kylie Minogue).

В битве Уэст за право латекса попасть в мейнстрим моды помогли ее сногсшибательные наряды, созданные для таких знаменитостей, как телеведущая Джанет Стрит-Портер (Janet Street-Porter), пловчиха Шаррон Дэвис (Sharron Davies), актриса Хелена Бонэм Картер (Helena Bonham Carter) и модель Изабелла Росселлини (Isabella Rossellini). Помимо этого, латексные наряды можно было увидеть в нескольких фильмах, в том числе в триллере Нила Джордана (Neil Jordan) "Мона Лиза" ("Mona Lisa"). Обладательница "Оскара", художник по костюмам Сэнди Пауэлл (Sandy Powell), использовала одежду Уэст в качестве сценических костюмов авангардной танцевальной группы "Cholmondeleys and Featherstonehaughs".

Ким стала первым дизайнером, отважившимся использовать принты на латексе, что было весьма сложным и дорогим процессом из-за эластичности резины.

В 1988-м начались ее партнерские отношения с Джессами Калкин (Jessamy Calkin), переросшие в открытие обувного магазина в Лондоне. Она также работала над дизайном одежды для Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), основательницы стиля панк в моде.

Лучшие дня

В 1992-м Уэст прекратила деятельность компании "Kim West Clothing" для того, чтобы снять спорный документальный фильм для канала "Channel 4". В картине "The Sex Hunters" ("Секс-охотники") был показан "лэд" – крутой британский парень, гоняющийся за стереотипами. Однако на сей раз представителя молодежной субкультуры на телеэкранах представили совсем в ином свете, чего никогда ранее не делалось. Главный герой документалки сказал: "За несколько недель до выхода ленты я начал беспокоиться о том, не линчуют ли нас… На следующий день после показа мы отправились в Лондон (London). Реакция была просто невероятной. Люди останавливали нас на улице".

В 1994-м Уэст вместе со своим мужем, кинорежиссером Адамом Бумом (Adam Boome), переехала в Лос-Анджелес (Los Angeles), где родила двоих детей. Семья Уэст вернулась в Лондон в 2000-м году.

В 2009-м компания "Kim West Clothing" вновь возродилась, в Интернет-пространстве. К этому времени латекс не вызывал никаких нареканий, а журнал "Telegraph" выпустил заметку о перерождении компании: "Новости из мира латекса. После того как 25 лет назад Ким Уэст пришла в голову новаторская идея, она запускает новую коллекцию одежды из латекса для взыскательных женщин".

В 1992-м году, когда Джонатан Росс (Jonathan Ross) спросил Уэст в одном из телевизионных интервью о том, наденет ли женщина наряд из латекса для похода в супермаркет, когда ей перевалит за шестьдесят, она уверенно ответила: "Конечно". Ким Уэст остается единственным дизайнером, преимущественно работающим с латексом, из которого производится модная одежда, пригодная для повседневной носки.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.

Как появилась идея

Маркетинг-менеджер Ксения Лашина стала задумываться о создании школы сна еще в 2011 году. Ксения - мама троих детей, у каждого из которых с рождения были проблемы со сном. О том, что существует способ с этим справиться - обучение сну, - ей рассказал ее начальник из Гонконга. В Америке и Европе эту тему изучают с 80-х годов, и наряду с педиатрами и консультантами по грудному вскармливанию там активно работают специалисты по детскому сну, так называемые sleep coaches.

На тот момент ничего подобного в России не существовало, поэтому Ксения решила запустить собственный проект, который помогал бы родителям наладить сон их детей. На реализацию идеи ушло около двух лет. Большую часть этого времени Ксения и ее друзья, которые решили принять участие в проекте, проходили обучение у американского специалиста по детскому сну Ким Вест. В мае 2015 года они открыли школу «Спи, малыш».

© «Спи, малыш»

Чему учат в школе

Советы, которые дают консультанты школы, основываются на знаниях о механизмах сна и на том, как лучше организовать режим дня и условия для ребенка. Специалисты «Спи, малыш» используют в работе исследования своих американских коллег, однако адаптируют их под особенности российского быта и менталитета. Например, в России сильна традиция долгих прогулок с коляской в любую погоду, что уже давно не актуально для мам в Америке. Сон в движении - это стрессовый сон, во время которого малыш не может отдыхать полноценно, потому что из-за шума, света и постоянных приспособлений вестибулярного аппарата к изменениям он не может погрузиться в глубокий сон и отдохнуть полноценно. В России ошибочно полагают, что ничего плохого в этом нет: порой доходит до того, что родители катают своих детей полночи в автомобиле, потому что их ребенок не умеет спать по-другому.

Ксения и ее сотрудники утверждают, что принцип «Сильнее устанет - побольше поспит» не имеет ничего общего с реальностью. Консультанты объясняют родителям, что переутомленные дети с трудом засыпают и спят очень поверхностно.

Также сотрудники школы обучают клиентов использованию ежедневных ритуалов - спокойных регулярных действий, помогающих малышу расслабиться и подготовиться ко сну эмоционально. Эти действия могут быть очень индивидуальны, и родители порой проявляют изобретательность в выборе таких «засыпалок». Среди клиентов проекта была семья профессиональных музыкантов, которые, перед тем как укладывать ребенка, устраивали ему мини-концерт колыбельных песен: мама играла на фортепиано, папа - на акустической гитаре.


© «Спи, малыш»

Как устроена школа

Основная услуга, которую предоставляет компания, - индивидуальные консультации. Работа начинается с заполнения родителями подробной анкеты, в которой они описывают «картину сна» своего ребенка: указывают физиологические особенности, привычки, режим. Помимо этого, некоторое время клиенты ведут дневник, записывая, когда и каким образом они укладывают ребенка, сколько он спит и как часто просыпается. Проанализировав данные, эксперты школы составляют пошаговые рекомендации, следуя которым родители могут улучшить ситуацию. Стоит эта услуга 9 900 рублей. Кроме того, клиент может заплатить 14 900 и получить не только план, но и 45-дневную поддержку в его реализации. В этом случае консультанты будут мотивировать, направлять и отвечать на все вопросы родителей (по телефону, электронной почте и в скайпе). По словам Ксении, клиенты нередко просят приехать и лично уложить спать их детей, однако формат личных встреч и тем более такой вид помощи создателями проекта не предусмотрен.

Помимо индивидуальных консультаций школа проводит семинары и вебинары, во время которых мамам в течение полутора часов рассказывают теоретическую часть, после которой они могут задать вопросы. Участие в таких обучающих мероприятиях стоит 2100 рублей. Кроме того, специалисты школы бесплатно общаются с родителями и дают им рекомендации в социальных сетях.

За все время существования в «Спи, малыш» обратилось около тысячи семей. Как правило, процесс сна удается наладить за две недели, поэтому у школы нет постоянных клиентов. Создатели проекта утверждают, что в 99% случаев консультантам удается решить проблему клиента, исключение составляют лишь дети, чей сон нарушен из-за проблем со здоровьем.


© «Спи, малыш»

Кто обращается в школу

Среди клиентов проекта - семьи из разных городов России и русскоговорящие родители из стран СНГ, Европы и Азии, которым из-за падения рубля выгоднее сотрудничать с российской школой, чем платить деньги местным консультантам.

Проект «Спи, малыш» ориентирован на работу по улучшению сна детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Кроме того, в школу иногда обращаются и взрослые, чтобы получить рекомендации по нормализации собственного сна, который зависит от качества сна их ребенка.


© «Спи, малыш»

Расходы и доходы

По словам Ксении, в проект было вложено около трех миллионов рублей из личных средств - основные затраты пришлись на обучение консультантов и покупку прав на эксклюзивное использование метода обучения сну в России. Выйти на самоокупаемость компания планирует через год.

May 16th, 2014 , 01:58 pm

Автор статьи "Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна" - Андреа Странг - детский консультант, специалист по детскому сну и доула. За последние 14 лет Андреа помогла более, чем 3000 семей и провела с ними больше 10000 часов.

Когда заканчивается четырехмесячный регресс сна?

Итак, вы смогли пережить период регресса сна вашего ребенка (или, как мне нравится его называть, ПРОгресс сна, ведь ваш малыш так активно растет в это время) в возрасте 4 месяцев, и теперь он невероятно заинтересован в окружающем мире. Поздравляем! Возможно, вы заметили, что этот непростой период длился дольше, чем другие этапы развития (по крайней мере, до сих пор). На самом деле, с этого возраста те навыки, которые осваивает ваш ребенок, становятся более сложными и ему требуется больше времени для адаптации.

Исследования показали, что в возрасте 4 месяцев происходят серьезные изменения в мозгу вашего ребенка и значительное увеличение окружности его головы. После двух или трех недель (возможно больше, т.к. в РЕДКИХ случаях регресс сна может длиться до 6 недель) бесконечных капризов вы, возможно, задаетесь вопросом, будет ли ваш ребенок когда-нибудь снова улыбчивым и веселым. Хотите услышать хорошие новости? Вот-вот! Хотя формально 4-месячные дети еще слишком малы для приучения к самостоятельному засыпанию (sleep coach), есть то, что вы можете сделать, чтобы вернуть ребенка к привычным ритуалам засыпания для подготовки к обучению самостоятельному засыпанию, к которому он (и вы) будете готовы через несколько месяцев.

Готов ли мой ребенок к приучению к самостоятельному засыпанию?

Хотя некоторые дети могут быть готовы к приучению к СЗ в возрасте 4 или 5 месяцев, подождите до 6, и вы увидите, что это принесет вам больше результатов при меньших разочарованиях. Это связано с тем, что обычно дети развивают свою способность к самоуспокоению в возрасте от 3 до 6 месяцев, а самоуспокоение и есть ключ к хорошему сну. Не забывайте, навыки засыпания у вашего ребенка все еще в процессе развития, даже после всех испытаний, которые вы только что прошли в период регресса сна 4-х месяцев.

Я знаю, что быть родителем ребенка, который часто просыпается ночью, зачастую крайне утомительно, но будьте уверены, что этот период очень короткий в общих масштабах. Хорошие новости заключаются в том, что есть то, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку вернуться к хорошим навыкам засыпания, но при этом это еще не обучение СЗ в полной мере. Не забывайте, что ваш малыш все еще развивает свою способность самостоятельно успокоиться, чтобы вновь уснуть. Исследования показывают, что способность к самоуспокоению может развиваться до 6 месяцев. Я знаю, что вы устали, но 2 месяца - на самом деле очень короткий срок. Наслаждайтесь этим временем и опробуйте на практике несколько моих способов закреплять положительные навыки сна, чтобы подготовиться к тому времени, когда ваш ребенок будет готов учиться самостоятельному засыпанию.

Примечание Ким Вест: некоторые младенцы могут быть готовы к обучению СЗ уже в возрасте от 4 месяцев, но их однозначно НЕ большинство. Как уже сказано выше, способность к самоуспокоению часто не проявляется вплоть до 6 месяцев, и обучение СЗ до того, как ваш ребенок разовьет эту способность, принесет дискомфорт не только вам, но и малышу.

Восстановление ритуалов.

Я знаю, что вы очень торопитесь вернуть своего ребенка к привычному распорядку дневных и ночных снов. В таком маленьком возрасте для ребенка совершенно нормально просыпаться ночью для кормления. Поэтому не расстраивайтесь, когда ваш малыш, который раньше мог спать гораздо дольше, теперь внезапно просыпается и хочет есть. Он быстро растет и только что преодолел важный этап развития, поэтому ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно есть. Совсем скоро вы будете скучать по этим ночным кормлениям. Нет, правда-правда!

После выхода из периода регресса сна вы можете заметить, что рутины вашего ребенка разладились, и распорядок сна и кормления теперь входит в русло, подходящее для ребенка, который вовсю увлечен окружающим его миром. Чтобы упростить этот процесс, в течение дня обеспечьте своего ребенка большим количеством естественного света. Гуляйте с ним, открывайте окна или (если на улице достаточно тепло) просто поваляйтесь вместе во дворе на пледе. Всего лишь 30 минут утром и днем помогут заново настроить внутренние часы ребенка, особенно если его сон полностью испортился.

Теперь, когда ребенок начинает понимать причины и следствия, ритуалы становятся более значимыми. Создание ритуалов перед дневным и ночным сном поможет вашему малышу понимать, что будет дальше… сон! Пусть ваши ритуалы будут простыми, не больше трех шагов, один из которых кормление, в одинаковой последовательности каждый вечер. Помимо кормления, это может быть массаж, сказка на ночь, объятия или песенка.

Что еще более интересно, в ходе этого скачка развития, ваш ребенок, возможно, научился выполнять всевозможные новые действия: захватывать предметы и перекладывать их из ручки в ручку, засовывать предметы себе в рот (о, счастье!), двигать предметы, реагировать на собственное имя, издавать новые звуки и даже, возможно, переворачиваться (хотя считается, что это рано, так что не волнуйтесь, если ваш малыш еще на научился этого делать).

Помните, сейчас ребенок учится сигнализировать вам о своих потребностях. Например, протягивать к вам ручки, когда он хочет, чтобы его взяли на руки, или находить другие забавные способы привлечь ваше внимание. Вы заметите, что начинает проявляться его характер и привязанности к любимым игрушкам, играм и занятиям. Это отличный повод ввести в распорядок дня какие-то занятия между дневными и перед ночным сном. Вашему ребенку предстоит многое исследовать, помогите ему занять себя игрой на 10-15 минут после кормления, чтобы мягко приучить его к тому, что не каждое кормление заканчивается сном (сейчас это так, но ситуация изменится уже через несколько месяцев).

Когда ваш ребенок готов укладываться спать, убедитесь, что в комнате темно и спокойно (используйте белый шум для приглушения других отвлекающих звуков). Вы хотите научить своего ребенка различать дневное и ночное время, и вы можете помочь ему в этом, сделав пространство для дневных игр ярким и красочным, с множеством игрушек и занятий, а спальню - темной, спокойной и тихой, чтобы все в ней способствовало хорошему сну. Постарайтесь, насколько это возможно, избежать игр в спальне перед тем, как укладываться спать,.

Нет ли у моего ребенка «плохих» привычек?

Четырехмесячный регресс сна отнимает много сил у всех, включая вашего ребенка. Не удивительно, что одновременно со всеми чудесными открытиями, которые вы сделали в этот период, у вас могло возникнуть чувство, что вы закрепили у ребенка так называемые «плохие» привычки. В период регресса сна вы скорее всего столкнулись с частыми ночными пробуждениями и сложностями с дневным сном (если ваш ребенок вообще спал днем!), и, возможно, вам пришлось использовать те способы, которые работали на данный конкретный момент, но при этом вы однозначно не хотите продолжать применять их в следующие несколько лет. Знаете что? Все в порядке! Сейчас как раз то время, когда вы можете с легкостью изменить эти способы, так как ваш ребенок становится старше и развивает свою способность к самоуспокоению. Не беспокойтесь о закреплении каких-либо «плохих» привычек в этом возрасте. Привычки можно изменить.

Как я упомянула выше, обучение самостоятельному засыпанию или коррекция поведения (особенно если она включает необходимость дать ребенку поплакать) в возрасте 4-5 месяцев могут быть гораздо более сложными, т.к. ребенок может освоить все необходимые для этого навыки только к 6 месяцам. Обучение СЗ до того момента, как ваш ребенок действительно к этому готов, вызовет только слезы и может не иметь долговременного эффекта. Если вы подождете с обучением СЗ до 6 месяцев, то с гораздо большей вероятностью увидите долгосрочные результаты за более короткий период времени и с меньшим количеством слез, если они вообще будут.

Самое лучшее время, чтобы научить вашего ребенка спать продолжительные промежутки времени, начинается после того, как его мозг и центральная нервная система достигнут зрелости, что обычно происходит к 6 месяцам. В действительности, многие эксперты и авторы книг по вопросам сна предполагают, что период с 6 до 8 месяцев идеален для того, чтобы начать постепенно работать с ребенком для того, чтобы привить ему здоровые навыки засыпания и самоуспокоения.

Чего мне ждать?

Сейчас направьте свои силы на то, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает достаточное количество сна, которое необходимо ему в таком возрасте. Для ребенка в возрасте от 4 до 6 месяцев это означает, что он должен спать как можно больше. Это может значить, что ваш малыш уходит на 4 или 5 дневных снов, а ночной сон начинается сразу после ужина. Не забывайте, что более ранний уход на ночной сон предотвращает ситуацию, когда ребенок укладывается в постель переутомленным (а это проблема, которая может вызвать больше сложностей, чем вы можете себе представить!).

Чтобы быть уверенным, что ваш ребенок спит достаточное количество времени, убедитесь, что вы уделяете достаточно внимания как признакам усталости ребенка (малыш зевает, трет глаза, смотрит в сторону, теряет интерес к происходящему вокруг и т.д.), так и его времени бодрствования, которое для четырехмесячного малыша не может превышать 2 часов. Это означает, что на этом этапе развития ваш ребенок не может бодрствовать больше 1.5-2 часов, и вам нужно внимательно отслеживать признаки усталости до того, как он начнет капризничать, из-за чего позже ему будет сложнее уснуть. Отслеживайте признаки усталости, и ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо лучше.

Имейте в виду, что вашему малышу, скорее всего, все еще нужно есть ночью, и при этом очень важно сохранять комфортную для сна обстановку. Во время ночных кормлений убедитесь, что в комнате настолько тихо, темно и спокойно, насколько это возможно. Соблюдение этих правил поможет ребенку понять, что ночное время - для сна, а не для игр. Вы можете даже кормить ребенка почти спящим, до того, как сами вернетесь в постель. Для этого, попробуйте покормить его, не разбудив полностью и, возможно, это продлит время до следующего кормления.

О самоуспокоении.

Способность спать более длинные промежутки времени ночью зависит от умения вашего ребенка самостоятельно успокоиться и вновь уснуть, если он вдруг проснулся в ходе фазы поверхностного сна. Вы можете начать наблюдать признаки самоуспокоения уже с возраста 4 месяцев. Понимание того, какие способы использует ваш ребенок, чтобы успокоиться, поможет вам распознать, когда он будет пытаться снова уснуть.

Вот примеры способов самоуспокоения: малыш дрыгает ножками, поднимает их и опускает, вертит головкой туда-обратно, использует любимую игрушку или другой предмет, что-нибудь сосет. Нередко младенцы перемежают периоды беспокойства, когда они пытаются самостоятельно уснуть снова, со спокойными периодами.

Пожалуйста, имейте в виду, что под беспокойством не подразумевается плач, и вам не нужно давать ребенку проплакаться. Когда вы и ваш ребенок будете готовы, вы сможете мягко начать обучение самостоятельному засыпанию, чтобы улучшить ситуацию.

Так как вы начинаете распознавать структуру сна собственного ребенка, вы можете обнаружить, что видите, когда он переходит в фазу поверхностного сна, и вам удается мягко помочь малышу снова уснуть, слегка похлопывая его по спинке или тихонько шипя, до того, как он окончательно проснулся. Если он шевелится и ерзает после того, как вы его уложили, вы можете использовать те же способы, чтобы помочь ему уснуть глубже. Если малыш хорошо реагирует на те способы успокоения, которые вы используете, можете попробовать применить их и перед сном. Если вы используете такой прием, как похлопывание, а ваш ребенок начинает плакать, возьмите его на руки, приласкайте и успокойте. На данном этапе это не приведет к закреплению «плохих» привычек сна.

Прежде всего, помните, что вы с вашим ребенком в одной команде. Дети могут перерастать потребность в ночных кормлениях в разном возрасте, и это нормально. Применение одного и того же набора правил к каждому ребенку не принимает во внимание эмоциональных или физических потребностей именно вашего малыша. Зубы, болезни, скачки роста и важные этапы развития каждый раз будут бросать вам вызов, но в ваших силах создать благоприятную обстановку для сна и привить своему ребенку навыки самоуспокоения, которые он сможет использовать, когда будет готов.

И наконец, помните, что некоторые (их немного) младенцы могут быть готовы к обучению самостоятельному засыпанию уже с возраста 4 месяцев, но их не большинство. Если вы пробуете все эти техники, а они не работают, это нормально. Просто ваш ребенок еще не готов. Пока сфокусируйтесь на тех принципах, которые я описала выше, и подождите, пока ваш ребенок будет готов научиться самостоятельному засыпанию.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок готов к обучению СЗ раньше, чем в 6 месяцев, я очень рекомендую вам обратиться к специалисту по детскому сну, чтобы он помог вам убедиться, что малыш готов учиться самостоятельному засыпанию, и, если это действительно так, сопроводить вас на протяжении всего этого периода, т.к. способы обучения СЗ детей младшего возраста немного отличаются от тех, которые применяются при обучении детей от 6 до 8 месяцев.