Как Алексий (Ридигер) потопил Никодима (Ротова). Лучше гореть, чем тлеть. Памяти владыки Никодима (Ротова)




Это рассказ об одном из самых ярких людей ХХ века - митрополите Никодиме (Ротове) . Он прожил всего сорок девять лет, но очень многое успел. Владыка Никодим был одним из тех, кто сохранил Церковь в страшные годы хрущевских гонений.

Он воспитал целое поколение пастырей, которые сегодня служат Христу и определяют курс корабля нашей Церкви. Его учеником был нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов) родился в 1929 году в деревне Фролово Рязанской области в семье служащего. По окончании средней школы поступил в Рязанский педагогический институт. В 1947 году принял монашеский постриг. Служил священником в Ярославской епархии, в 1955 г. заочно окончил Ленинградскую духовную академию. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию. С 1957 года - архимандрит, с 1960 г. - епископ Подольский, затем Ярославский и Минский, с 1963 г. - Ленинградский.
В том же году, в возрасте 33 лет, возведен в сан митрополита. С 1956 по 1959 год возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме, с 1960 по 1972 годы - Отдел внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. С 1963 года также председатель комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. С 1974 года патриарший экзарх Западной Европы.
В 1975 году был избран президентом Всемирного совета церквей - экуменической организации, объединяющей христиан разных конфессий.
Перенес несколько инфарктов и скоропостижно скончался от сердечного приступа 5 сентября 1978 года в Риме.

В юности я задавался вопросом: зачем в православной традиции существуют столь торжественные богослужения, когда поет несколько хоров, служит несколько архиереев, масса прихожан - не протолкнуться… Гораздо лучше молиться в маленьком домовом храме: там чувствуешь невероятный духовный импульс. Ответ на этот вопрос я совершенно неожиданно получил от приснопамятного и глубоко, сыновне мною почитаемого митрополита Никодима (Ротова), иподиаконом которого я состоял в мои семинарские и академические годы. Однажды, в начале Великого поста, после чтения канона Андрея Критского, Владыка, по своему великопостному обычаю в черном клобуке с крестом, сел в машину. Он был заметно утомлен и чем-то озабочен. Однако, узнав, что я еще ничего, кроме церквей, в Ленинграде не видел, он попросил водителя своего автомобиля проехать по самым красивым местам вечернего города. Проезжая около Исаакиевского собора, я и задал Владыке свой наболевший вопрос. На это он мне ответил: «Знаешь, у меня как-то был разговор с Жариновым (уполномоченный совета по делам религии по Ленинграду и Ленинградской области). Он пытался мне запретить привлекать студентов из Академии к активному участию в богослужениях в Троицком соборе Александро-Невской Лавры: “Зачем вам это надо?”. Я ему ответил: “Мне как правящему архиерею это нужно, и студенты будут ходить на ежедневные и праздничные богослужения в Троицкий собор. Нет причин это запретить”. А тебе я скажу, что торжественное богослужение в таком соборе, как Троицкий, - это на сегодня одна из возможностей Церкви свидетельствовать о своем присутствии в обществе. Церковь есть духовная лечебница. Мы должны лечить общество, даже будучи сами видимо слабыми. А если люди не будут знать, что мы есть, то как лечить? Запомни, богослужение на сегодня - наше главное свидетельство, и чем оно уставнее и торжественнее, тем оно действеннее».
Наш разговор шел в один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви, это было время после хрущевских гонений.

Благословение

Мы познакомились в Троице-Сергиевой Лавре, куда я приехал с поручением от митрополита Иосифа из родной Алма-Аты. Стояла весна, Пасхальные дни, канун недели Жен-мироносиц. Поздним вечером, когда никого уже не было, я прогуливался по территории Лавры. Вдруг из Патриарших покоев выходит митрополит Никодим, без посоха, в белом клобуке. Несет огромную хрустальную вазу. Я подхожу к нему, прошу благословения. Он ставит вазу на ступеньки Михеевской церкви, благословляет, вновь берет вазу и начинает расспрашивать, откуда я, где учусь, какие у меня иностранные языки, что собираюсь делать в жизни… Я рассказываю об институте (в то время я учился в Алма-Атинском институте иностранных языков), о том, что через год, видимо, буду поступать в семинарию. Я так был поглощен разговором, что - верх моей неучтивости! - даже не предложил Владыке донести его вазу!
Через год, когда я уже стал семинаристом Троице-Сергиевой Лавры, меня вызвали к инспектору семинарии и спросили, откуда я знаю митрополита Никодима. Я очень удивился этому вопросу. Оказалось, что Владыка приглашает меня к себе: ежегодно в январе у него проходили встречи с участием представителей разных конфессий, и он вызывает меня к себе, в свою московскую резиденцию в Серебряном бору, чтобы помогать при приеме гостей. Я поехал, был принят хорошо, как старый знакомый. Вечер прошел, и я, благословившись, уехал, будучи уверен, что это был разовый визит. Но меня вновь вызвали к Владыке, в Отдел внешних церковных сношений. Митрополит Никодим ехал на богослужение в Елоховский собор, нужно было его сопровождать. Во время службы я держал Владыке служебник, поскольку ничего больше пока не умел. Он стал все чаще приглашать меня, обучать и спустя какое-то время взял в штат иподиаконом.


Интронизация Патриарха Пимена

В «Стреле»

У Владыки был сложный график жизни. Рабочую неделю он трудился в Москве. По завершении этих трудов, то есть в пятницу вечером, мы брали его чемоданчик-дипломат и посох и летели с ним на Ленинградский вокзал, на «Красную стрелу». Успевали всегда в последнюю минуту перед отправлением, а иногда и в последнюю дверь последнего вагона. Садились в купе… И тут он вновь брался за работу - до четырех утра читал документы. Я должен был их подавать и раскладывать. По прибытии в Ленинград он с самого утра был занят епархиальными вопросами. День напролет принимал людей. Потом служил всенощную; потом, иногда не имея времени даже поесть, опять до глубокой ночи занимался епархиальными делами. Затем уходил молиться, готовиться к Литургии, в третьем часу ложился спать, утром служил, и опять - дела, дела… Вечером, около двенадцати, мы снова опрометью мчались на вокзал, влетали в «Красную стрелу» и возвращались в Москву. Такой ритм, конечно, подорвал его здоровье. Но иначе он не мог. Святейший Патриарх Алексий (Симанский) в то время был болен, и митрополит Никодим вынужден был административно активно ему помогать. Но главное - ему нужно было сохранить Церковь, поставить ее на такой уровень, чтобы светское общество считалось с нею.
Владыка был очень требовательным в работе. Однажды, отправляясь в Ленинград, он велел мне взять с собой полученные к Рождеству поздравления, целую кипу. Казалось бы, переписка второстепенной важности… В Ленинграде он не успел просмотреть эти письма, и я оставил их там, в кабинете. По возвращении в Москву в начале рабочего дня митрополит Никодим вызвал меня и спросил, где поздравления. Я объяснил, что они в Ленинграде. Владыка вспылил: «Я сказал тебе взять их туда, но не говорил, чтобы ты их там оставил!» Один из конвертов, от митрополита Сурожского Антония, срочно понадобился ему. Он разошелся, даже кулаком по столу ударил: «Ты мне сегодня не нужен больше, иди!» Я вышел на улицу, подумал-подумал… поймал машину и рванул в Шереметьево. Пришел в «Интурист», поплакался какой-то тетушке, которая там работала. И она посадила меня на самолет в Ленинград. Там я снова поймал машину, примчался на Обводный канал, влетел в кабинет, забрал письма - и тут же назад в аэропорт. Часам к восьми вечера я уже был в Москве. Митрополит Никодим был еще на рабочем месте. Я постучал, вошел, молча отдал письма. Он посмотрел на меня, все сразу понял и сказал: «Прости меня, брат, Христа ради. Я зря на тебя накричал. Это была моя вина: я должен был сказать, чтобы ты взял письма обратно». Митрополит счел нужным извиниться! При всей своей строгости он был очень справедливый человек.

Моя диаконская хиротония. Рукополагает митрополит Никодим. Никольский собор Санкт-Петербурга. Пасхальная ночь 1970 г.

Что такое «духовный тонус»

Владыка Никодим умел говорить с совершенно разными людьми на доступном им языке. Помню нашу поездку в Голландию, где мы были на приеме у наследной тогда принцессы Беатрикс, нынешней королевы, и принца Клауса. С наследной принцессой он тогда беседовал как князь Церкви. А с бабушкой из Углича, простой прихожанкой, митрополит говорил как пастырь добрый. Он, кстати, помнил по именам всех своих прихожан, поздравлял их с именинами, слал телеграммы… Он знал на память и весь церковный календарь, любую дату. Богослужебные тексты произносил наизусть. Церковная жизнь, любовь к красоте богослужения были заложены в нем генетически, наверное, далекими предками из Рязани. Но самое важное, думаю, было в том, как он относился к Евхаристии. Владыка причащался каждый день. От нас, иподиаконов, он требовал: если мы участвовали с ним в богослужении, то обязательно причащаться. Он держал нас в «духовном тонусе», говорил: «Вы же будете священниками, вы должны заранее себя готовить к этому. Литургия - это вершина вашего дня, вашей недели. Готовиться к ней - что в гору идти: трудно, но нужно добраться до этой вершины». И мы готовились. Иногда в поезде с ним вместе читали правило ко Святому Причащению, которое он также знал на память, и если мы запинались или ошибались в ударении - всегда поправлял. Когда я жаловался, что не успеваю готовиться, он говорил: «Перераспредели время». Когда не удавалось быть на всенощной, он велел вычитывать службу. Он сам жил в ритме Церкви и требовал этого от других. И я с благодарностью вспоминаю эту школу.
Владыка целиком отдавал себя служению Христу и Церкви. Служение это пришлось на тяжелейшие годы - эпоху хрущевских гонений. Оно стоило ему четырех инфарктов… На пятом инфаркте, в сорок девять лет, он скончался. Это возраст святителя Василия Великого, отца Церкви, апологета, автора богослужебных текстов, которого Владыка очень чтил.
Теперь нередко приходится слышать слова осуждения в адрес митрополита Никодима: в сотрудничестве с властью, в «папизме», в тайной принадлежности иным конфессиям… От этого становится больно. Думаю, так рассуждают люди, пришедшие в Церковь после 1988 года, не заставшие гонений. Слава Богу, что теперь в России руководители государства ходят в храм, нет необходимости крестить детей тайно, на дому и никому не приходит в голову снести посреди Москвы храм. Но так, увы, было не всегда. И если в хрущевские годы хоть что-то осталось от Русской Церкви, то это во многом заслуга владыки Никодима. Его осуждают и за то, что он много занимался миротворческой работой. Но ведь в то время это была единственная маленькая щелочка, через которую Церковь могла проникнуть в общество. Приходилось это использовать. Мы участвовали во всех экуменических и миротворческих форумах, в Христианской мирной конференции, встречались с представителями разных конфессий. Благодаря этому было очевидно, что Церковь в СССР есть, и власти уже не могли втихую ее уничтожить.

«Простые» правила

У меня не раз возникал вопрос: неужели митрополит Никодим совсем не боится властей? Он настолько ярок и заметен, деятелен, настолько неудобен компартии, глава которой обещал показать по телевизору последнего попа… И я спросил: «А что если с вами произойдет то же, что с митрополитом Иосифом (Черновым)?» Владыка Никодим хорошо знал этого удивительного человека с крайне непростой судьбой. Митрополит Иосиф провел в лагерях более двадцати лет, вышел оттуда физически покалеченным. Он был образованным, мудрым человеком, обладал даром красноречия, притягивал к себе людей - таких компартия не щадила. И вот владыка Никодим, который уже болел тогда, лежал в постели, посмотрел на меня и ответил: «Митрополит Иосиф пережил это? Пережил. И я переживу. Разница может быть только в том, что сейчас я лежу на хорошей подушке, а там вместо нее под головой окажется камень».
За несколько дней до смерти митрополит Никодим назвал мне простое правило. Я пришел к нему в больницу в Праге, в обыкновенную, ничем не примечательную палату, принес огромный, красивый букет цветов. Он от души расхохотался и сказал: «Ну что ты, я же монах, а ты мне цветы принес!» На что я ответил: «Владыко, а знаете, митрополит Иосиф учил меня, что дамам и архиереям можно дарить цветы, это знак хорошего тона». (Владыка Иосиф действительно очень любил цветы, их ему дарили прихожане, ими у него всегда был украшен Престол.) В тот день митрополит Никодим дал мне такой совет: «Никогда не будь в жизни ни пессимистом, ни оптимистом, но будь твердым реалистом. Не надо видеть мир в одних лишь розовых тонах, это провоцирует ошибки, но и не нужно видеть черное там, где его нет. Прежде чем что-то предпринять, попытайся реально оценить обстановку». Через два дня после нашего разговора он получил известие о кончине папы Павла VI и не раздумывая отправился на похороны в Рим. Врачи предупреждали Владыку, что поездка может повредить его здоровью. Но он ответил, что едет в город апостола Петра и ничем не рискует. Путешествие в Рим стало для него последним.

У митрополита Никодима было еще одно важное правило, руководство в жизни. Это слова апостола Павла: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9 :22). Для нас, его учеников, он стал примером служения Христу, величия Церкви, Торжества Православия. Великим архиереем Русской Церкви сложного ХХ века.

митр. Никодим (Ротов)

в миру Борис Георгиевич Ротов (1929-1978) — крупный деятель экуменического движения, инициатор вступления Русской Православной Церкви во (ВСЦ), инициатор «православно»-католического диалога. Представитель .

В 1947 г. – пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона, с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

С сентября 1947 г. по ноябрь 1949 г. обучался в Рязанском пединституте на факультете естествознания. Во время обучения в рязанском Педагогическом институте был избираем членом, а затем заместителем председателя профкома факультета естествознания ,- указал М.Н. в 1955 г.

В 1949 г. – иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В 1950 г. – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В 1952 г. — клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С 1954 г. исполняющий обязанности настоятеля собора.

В 1955 г. М.Н. заочно окончил ЛДС и ЛДА. В 1959 г. получил звание кандидата богословия за курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».

С 1956 г. назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Заместитель начальника, а затем начальник Миссии. В 1957 г. – игумен, архимандрит.

В 1959 г. зав. канцелярией Московской Патриархии и зампредседателя ОВЦС.

В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии. В том же году – еп. Ярославский. Его ведению были подчинены благочиния в Венгрии и Финляндии. В том же году назначается председателем ОВЦС (до 1972 г.). 16 апреля 1960 г. председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Владимир Куроедов и председатель Комитета государственной безопасности СССР Александр Шелепин направили в ЦК КПСС записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии . Кроме того, в записке говорилось: КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира .

В том же 1960 г. — член Комиссии Священного Синода по межхристианским связям, председатель Издательского отдела (до 1963 г.). Председатель редколлегии сборника «Богословские труды» (до 1967 г.).

С 1961 г. М.Н. становится постоянным членом Священного Синода. В том же году возведен в сан архиепископа.

М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 гг. Назначен председателем специальной комиссии богословов, занимавшейся разработкой тем для намечавшегося Святого и Великого Собора Православной Церкви.

В 1963 г. становится председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Возведен в сан митрополита — митрополит Минский и Белорусский, а вскоре за тем — Ленинградским и Ладожским. С 1967 г. — митрополит Ленинградский и Новгородский.

В 1966 г. назначает ректором ЛДА и ЛДС известного модерниста , который ввел новшества, удержавшиеся до сих пор. В частности, при богослужениях часто стали читать Священное Писание на русском языке.

В 1970 г. защитил в МДА магистерскую диссертацию о понтификате папы Иоанна XXIII. Цель своей работы М.Н. сформулировал так: Глубокое убеждение автора в исключительности исторической роли папы Иоанна ХХIII побудило его взяться за перо и осветить деятельность этого Первосвятителя Римской Церкви. Русское православие хранит доброе воспоминание об этом иерархе, но жизнь папы-миротворца, миротворца в самом широком смысле этого слова, известна сравнительно немногим. Поэтому мы взяли на себя труд, не создавая панегирика, по возможности объективно воссоздать облик этого незаурядного человека, христианина, служителя Христова, предстоятеля Римско-Католической Церкви . В 1975 г. Совет ЛДА присвоил М.Н. степень доктора богословия «гонорис кауза». В последние годы М.Н. приступил в ЛДА к систематическому чтению лекций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода.

По предложению М.Н., Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. «упразднил» клятвы, наложенные Московскими Соборами 1656 и 1667 гг. на раскольников-старообрядцев.

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в модернистское молодежное движение (1971 г.). При его участии полноправными членами стали Ленинградская и Московская Духовная Академии, а также Ленинградская, Московская и Одесская Духовные Семинарии.

В 1974 г. назначается Патриаршим Экзархом Западной Европы.

Экуменическое движение

На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Декабрь 1961 года

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в . На внеочередном Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во . Договоренность о вступлении была достигнута в ходе переговоров М.Н. с генсеком в 1960-1961 гг. На 3-й Ассамблее в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены , а М.Н. избран членом ЦК.

На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Декабрь 1961 года. Митр. Никодиму аплодирует Виссерт Хуфт

Инициатор и активный участник многочисленных экуменических контактов Евангелической церковью Германии, с Союзом евангелических церквей ГДР, с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, с церквами англиканского исповедания.

Участник Всемирной Конференции под эгидой «Церковь и общество» (Женева, 1966 г.). На Конференции М.Н. выступил с докладом «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли». В результате в декабре 1967 г. в ЛДА прошли первые собеседования между римо-католиками и представителями Русской Церкви, которые продолжались и впоследствии.

Инициатор прямых контактов с руководством римо-католической церкви. М.Н. непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на . Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 г. в Париже М.Н. с сотрудником «Секретариата по содействию единству христиан» (руководитель – ) Й. Виллебрандсом выяснилось, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом . 27 сентября - 2 октября Й. Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим ; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: архим. Владимир (Котляров) и .

Участник личных встреч с папой Павлом VI. В частности 15 сентября 1963 года М.Н. нанес визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции… возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души .

В декабре 1965 г. по приглашению присутствовал на церемонии закрытия .

Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется.

Архиеп. Василий (Кривошеин) утверждает: В Риме митрополит Никодим стал широко, более или менее без разбора причащать католиков за православной литургией .

Поддерживал широкие контакты с деятелями унии. В частности, М.Н. пригласил в СССР в 1969 г. последнего униатского «русского» экзарха Андрея Каткова. Катков докладывал униатскому съезду в 1970 г.: В Духовной Академии Ленинграда, мне пришлось присутствовать на открытии учебного года. После молебна Владыка Никодим произнес слово старым и новым студентам о значении христианского единства. По окончании молебна он попросил меня благословить новичков, которых было более шестидесяти .

По приглашению М.Н. СССР неоднократно посещал ректор «Руссикума» Павел Майё. В октябре 1969 г. М.Н. служил архиерейскую Литургию в церкви «Руссикума». Майё утверждал в 1970 г., что М.Н. подарил униатской церкви большую, чудесного письма икону Казанской Божьей Матери. Прощаясь с нами, на аэродроме, оставил Руссикуму свою красивую митрополичью мантию и при этом сказал:»Оставляю Вам на память самое ценное, что я привез из России» .

Особенно тесные контакты у М.Н. были с , иезуитом, деятелем унии и вице-ректором «Руссикума». В нач. 70-х гг. совместно с М.Н. подготовили русский перевод чина мессы.

С Мигелем Арранцем.

М.Н. также встречался с униатским священником Иоанном Хризостомом Блашкевичем. По некоторым сведениям, незадолго перед смертью М.Н. встречался с главой украинских униатов Иосифом Слипым.

«Борьба за мир», мирология

Активный участник так называемой «борьбы за мир», т.е. пацифистской советской пропаганды с целью ослабления западной угрозы. Идеолог « «.

Митр. Никодим (Ротов) выступает на 5-м «Всехристианском мирном конгрессе» в Праге. Июнь 1978 г.

Участник деятельности прокоммунистической «Христианской Мирной Конференции» (ХМК) (с 1960 г.). На I-V Всехристианских мирных конгрессах М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви. М.Н. был последовательно членом Рабочего комитета ХМК, вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском Мирном Конгрессе в 1971 г. был избран президентом, а в 1978 г. — почетным президентом ХМК.

М.Н. был председателем Подготовительного комитета «Конференции последователей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами» (1969 г.) и руководил работой Конференции. М.Н. являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, 1972 г.).

Кончина

Митр. Никодим (Ротов). Последняя фотография: на мессе по случаю интронизации папы Иоанна-Павла I. Рим, 1978 г.

7 августа 1978 г. на заседании Священного Синода было решено направить делегацию на погребение папы Павла VI. Главой делегации был назначен М.Н. 9 августа М.Н. прибыл в Рим и 10 августа у гроба папы Павла VI совершил панихиду. В субботу, 12 августа, вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI.

3 сентября вместе с представителями других Церквей присутствовал на интронизации папы Иоанна Павла I. Скончался 5 сентября в Риме на приеме у папы Иоанна Павла I. Согласно сообщению в ЖМП, папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита .

Митр. Никодим (Ротов) – панихида в Ватикане. Заупокойное богослужение в храме св. Анны в Ватикане

Цитаты

Процесс созидания Царства Божия в той или иной степени охватил все человечество, ибо христианство, действуя подобно закваске, обнаружило огромную преобразующую силу. Христианские по самому существу своему принципы свободы, равенства, братства, справедливости стали осуществляться самыми различными путями: воспитательными и законодательными, мягкими и суровыми, эволюционными и революционными, религиозными и безрелигиозными. В мире с невиданной ранее силой проявилась неутолимая жажда справедливости, стали возникать различные планы преобразования общества на новых началах, зазвучали горячие протесты против насилия и неправды, явились социальные революции.

Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению. Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм - кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический.

Воочию, по словам известного католического религиозного философа и ученого отца Пьера Тейяра де Шардена, происходит своеобразный «мегасинтез» - планетизация человека и человечества, как реального социального организма. Человечество - вот та действительная перспектива, в которой современный человек может и должен воплотить свои земные, «предконечные», как говорит Бонхоффер, идеалы, этот отблеск Божественной премудрости.

Человечество, целый Адам… соединено посредством Воплощения, Креста и Воскресения Адама Последнего… Целый Адам! Ибо Бог, сотворивший мир и все, что в нем… от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы селения их (Деян. 17:24-26). Все мы, по неизреченной премудрости Божией, изначала связаны узами единства и братства.

Но наступит ли время, когда люди перестанут убивать друг друга и перекуют мечи свои на плуги и копья - на серпы?!… Мы верим, что мир возможен, об этом возвестил нам ветхозаветный псалмопевец, веру в это запечатлел в своем послании первоверховный апостол: Ищи мира и стремись к нему (1 Петр. 3:11). Для осуществления этого каждый христианин, каждый человек должен понимать как категорический императив заботу о сохранении мира во всем мире. С своей стороны, мы, богословы, несем огромную ответственность перед человечеством за то, чтобы Христовы слова о мире воплотились в жизни людей.

Технический прогресс является величайшим благом, дарованным Премудростью Божией своему созданию

В этом созидательном труде в пользу будущего, в пользу прогресса во всех его проявлениях человек является не чем иным, как соделателем Божиим в творении, способствуя «конечному выполнению предназначения мира в Иисусе Христе».

Их [православных] служение людям в лучшем случае ограничивалось скудной благотворительностью, нередко «от избытка своего», причем мотивом, побуждавшим их к благотворению, было не столько сострадание и братская любовь, сколько желание ценой милостыни приобрести себе прощение грехов и будущие блага в Небесном Царствии.

Попытки невежественной косности и неразумной беспечности воспрепятствовать победной поступи прогресса должны быть осуждены, как противоречащие Божественному повелению о непрестанном совершенствовании творения Божия.

Христианская религия создает прочную основу для строительства на земле великого храма правды, справедливости и любви. Под сенью сводов этого храма действительно найдется место всему человечеству, объединенному любовью и миром. Таким образом, с точки зрения православного богословия, живого и действенного, достоинство и привлекательность Пражского христианского мирного движения в том именно и заключается, что в нем тесно переплетаются друг с другом и мистическая основа христианства и окружающая христианские церкви человеческая стихия во всем ее разнообразии. Взаимодействием этих двух начал — духовного и мирского — Пражское движение наглядно подтверждает, что для христианства в его отношении к общечеловеческой проблематике нет и не должно быть нейтральной зоны, которая не имела бы религиозного коэффициента. Христианство призвано вести человечество в сферу Царства Божия и, следовательно, должно находиться в самом близком общении с определяющими сторонами человеческого бытия.

Основные труды

Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 6. СС. 36-42

Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии. 1963. №1. СС. 39-44

Размышления над книгами Премудрого [о книге Притчей Соломоновых] // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 9. СС. 34-38

Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. СС. 31-35

О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. СС. 63-69

Кардинал Августин Беа [некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2. СС. 57-58

Речь на собеседовании между богословами Евангелически — Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 11. СС. 47-51

Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 3. СС. 74-79

Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. СС. 32-38

Вступительное слово [к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин)] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 4. СС. 27-31

Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. СС. 45-46

«The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement.» The Orthodox Church in the Ecumenical Movement: Documents and Statements 1902-1975. The World Council of Churches, Geneva, 1978

Иоанн XXIII - поборник единства христиан. Wien: Pro Oriente, 1984 вступительное слово кардинала Ф. Кенига

Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009

О нем

Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches). Ed. Carl McIntire. 1961

О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 10. С. 3

о. В. Русак. Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 11 СС. 12-16

Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии. 1978. №11. СС. 14-15

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. СС. 25-28

о. Николай Гундяев. Для единства и мира по завету Христа // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. СС. 49-56

еп. Василий (Родзянко). Что запомнилось. Митрополит Никодим и римско-католическая церковь // Свет Христов. 1987. № 2

архиеп. Василий (Кривошеин). Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998

Гаврилів, Михайло. Кожна людина - це перш за все історія. Автобіографія українського католицького священика в сучасній Україні. Рим: Українська Пресова Служба. 1987

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Человек Церкви. Второе издание. Московская епархия, 1998

Дмитрий Юревич. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. 1999. № 18

Christopher Andrew, Vasili Mitrokhin. The Sword And The Shield. The Mitrokhin Archive And The Secret History Of The KGB. NY: Basic Books, 1999

О.Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М.: 2004

И.И. Маслова. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2005. № 2. С. 11-14.

«…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles». Interview de Miguel Arranz par Stefania Falasca // 30JOURS. Juin 2006

Записка в ЦК КПСС председателя КГБ СССР А. Н. Шелепина и председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова. // Исторический архив. 2008. № 1

Архимандрит Августин (Никитин). Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008

Митрополит Никодим (Ротов) и Всеправославное единство. СПб., 2008

Сафонов Дмитрий Владимирович Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы Патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников // Богослов.ру. 15 октября 2009 г.

15 октября исполняется 80 лет со дня рождения одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви митрополита Никодима (Ротова). В Петербурге начались юбилейные торжества, приуроченные к юбилейной дате.

Представляем вниманию читателей слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне – святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сказанное в 75-ю годовщину, в Свято-Троицком соборе московского Свято-Данилова монастыря после панихиды о упокоении этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XX века.

“Сегодня мы молитвенно чтим память митрополита Никодима (Ротова) – замечательного иерарха XX столетия, оставившего яркий след в истории Русской Православной Церкви. Жизненному пути и церковному служению приснопамятного Владыки Никодима посвящены многие публикации как в религиозных, так и в светских изданиях. Мне же как человеку, хорошо знавшему его лично, хотелось бы сказать о главном, что всегда поражало в его личности.

Митрополит Никодим был подвижником в полном смысле этого слова, ибо подвижник – этот тот, кто отдает всего себя Богу и людям. Господь даровал Владыке Никодиму огромные силы – и физические, и духовные. Те, кто его помнят – а таких уже, наверное, мало с нами, – никогда не забудут его интеллектуальный облик. Он обладал феноменальной памятью, с легкостью овладевал иностранными языками, даже не обучаясь им специально.

Талантами хвалиться нельзя, ибо они от Бога. Но нельзя забывать о том, что все таланты, которыми Господь щедро наделил Владыку Никодима, он отдал на служение Церкви Христовой, народу Божию.

Тот факт, что приснопамятный митрополит Никодим скончался на 48-ом году жизни от шестого инфаркта, лучше всего свидетельствует о том, что он всецело посвятил свою жизнь служению Церкви, ничего не оставляя для себя. Если бы он жил по-другому, то, возможно, годы жизни митрополита Никодима были бы более продолжительными. Про Владыку говорили, что он “сгорает”, исполняя свое служение. Когда ему говорили об этом откровенно, он всегда с улыбкой отвечал: “Лучше гореть, чем тлеть”. Никакие аргументы не могли остановить его стремление вперед, его пламенный порыв служить Богу и людям.

Доныне ясно различим и значим след, оставленный им. В те времена, когда по стране бушевали хрущевские гонения на веру Христову, он заложил основу того епископата, который в настоящее время является ядром, сердцевиной иерархии Русской Православной Церкви. И потому мы не вправе рассматривать нынешний период новейшей истории нашей Церкви в отрыве от деяний, вклада и самой личности Владыки Никодима. Ибо значительную роль в жизни Русского Православия наших дней играют те люди, которых Владыка Никодим в свое время благословил и поставил на путь иерархического служения. И первым среди таких людей мы должны вспомнить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О жизни Владыки Никодима, о его трудах нельзя говорить как о наследии прошлого. Это также достояние нынешнего времени, и, думаю, времени будущего. Уйдут люди, которые знали его лично, но этот человек Церкви наверняка сохранится в памяти народа Божия, в анналах отечественной истории. И, может быть, как это часто бывает с деятельными людьми, которые опережают свое время, будущие поколения станут относиться к нему с большей любовью и уважением, чем современники.

Сегодня в Санкт-Петербурге совершаются заупокойные богослужения над могилой Владыки Никодима. И здесь, в Москве, мы также имеем возможность помолиться о его упокоении в Селениях праведных.

Для Владыки Никодима Отдел внешних церковных связей был любимым детищем, поскольку, приняв в управление маленькую канцелярию, он со временем создал из нее высокоорганизованное церковное учреждение, у которого в те трудные годы была невероятно сложная миссия: взаимодействовать с государством и таким образом защищать Церковь всеми доступными средствами, включая внешние церковные связи.

Поэтому я призываю всех помолиться о митрополите Никодиме, дабы Господь упокоил душу его в Небесных Своих обителях и сотворил в наших сердцах вечную молитвенную память о нем”.

Владыка Никодим (Борис Георгиевич Ротов) родился 15 октября 1929 года в деревне Фролове Кораблинского района Рязанской области, куда семья переехала из Рязани, чтобы провести лето. Отец его, Георгий Иванович, работал инженером-землеустроителем. Мать, Елизавета Михайловна, была учительницей. После окончания школы Борис Ротов два года проучился в Рязанском педагогическом институте. Но рано проявившееся призвание к духовному служению определило его дальнейшую жизнь. 17 августа 1947 года архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов) рукоположил Бориса Ротова во диакона. А два дня спустя архиепископ Димитрий совершил его пострижение в монашество с именем Никодим (впоследствии свое иноческое имя он оформил и как гражданское).

20 ноября 1949 года иеродиакон Никодим был рукоположен во иеромонаха. Служение его последовательно проходило в небольшом селе Давыдове Толбухинского района, в Переяслевле-Залесском и в древнем Угличе. С января 1952 года он был назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского.

Пастырское служение иеромонах Никодим сочетал с духовным образованием. В 1953 году он завершил заочное обучение в Ленинградской Духовной семинарии, а двумя годами позже окончил курс Академии по первому разряду. В 1956-1958 годах архимандрит Никодим служил в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, начальником которой он стал в сентябре 1957 года.

По возвращении на Родину в марте 1959 года он был назначен заведующим Канцелярией Московской Патриархии.

10 июля 1960 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с назначением председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Как председатель ОВСЦ МП епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

В том же году назначен членом комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября того же года руководил Издательским отделом Московской Патриархии.

10 июня 1961 года Владыка Никодим был возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.

3 июля 1963 назначен председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита. Назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

В том же году, 9 октября, Высокопреосвященнейший Никодим становится митрополитом Ленинградским и Ладожским.

7 октября 1967 года был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом “Ленинградский и Новгородский”.

Заслуги митрополита Никодима перед Русской Православной Церковью были высоко оценены. Он награжден высшим церковным орденом святого равноапостольного князя Владимира 3-х степеней; 12 апреля 1970 года удостоен права ношения второй панагии; в 1971 году награжден правом служения с предносным крестом. Кроме того, он награжден также многими орденами Поместных Православных Церквей, ряда других Церквей и государственными орденами: Греции – орденом Феникса; Ливана – орденом Ливанского Кедра; Югославии – орденом Югославского знамени.

Митрополит Никодим был почетным членом Ленинградской и Московской Духовных академий.

Митрополит Никодим – выдающаяся личность своего времени. Он отличался кипучей энергией и обширной разносторонней и многообразной деятельностью. Трудился он не щадя своих сил и здоровья. Труды Владыки были посвящены распространению идей христианства. Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим активно принимал участие в работе светских миротворческих организаций.

В 1972 году с ним случился первый инфаркт, после чего он подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС МП. Прошение это было удовлетворено. Но состояние здоровья митрополита продолжало ухудшаться. Несмотря на это, в 1974 году согласно постановлению Священного Синода он принял на себя пост Патриаршего Экзарха Западной Европы. В октябре 1975 года во время заседания рабочего комитета ХМК в Бад-Саарове (ГДР) он перенес пятый инфаркт. Врачи категорически потребовали от больного решительно изменить жизненный ритм, резко сократить объем работы. Эти требования врачей частично были выполнены, но созидательная деятельность митрополита Никодима на благо Русской Православной Церкви не прекращалась. Он продолжал, превозмогая телесные недуги, вести общецерковную работу и заботиться о духовном окормлении приходов своей епархии. Будучи уже тяжело больным человеком, он служил Божественную литургию, считая, что лучшим лекарством является молитва.

Скончался он 5 сентября 1978 года за пределами своей Родины во время исполнения им церковного послушания, порученного ему Священноначалием нашей Церкви.

В связи с общеизвестными обстоятельствами нашего бренного мира - вашему вниманию, знакомьтесь, мой личный герой, митрополит Никодим (Ротов).

Почему герой - скажу ниже. А пока о принципе:
искать неизвестных широкому кругу лиц героев для себя лично и брать от них лучшее = это правильная христианская установка. Среди моих неизвестных героев и Юлия (Рейтлингер), и Жозеф де Местр, и Семен Франк, - и многие и многие другие, малоизвестные или и совсем неизвестные православной общественности лица.

Никодим (Ротов), монах, митрополит Святой Церкви - является исключением из этого принципа - поскольку он широко и повсеместно известен среди всего черного духовенства всей Православной Церкви планеты Земля. Извините за пафос - но это именно так, другими словами не скажешь.

Чем владыка Никодим известен и чем дорого автору текста лично?

Никодим был призван в 1947 году на служение Богом - в самый трудный период сталинского всевластия.
Тогда молодой монах быстро продвинулся по карьерной лестнице - потому что других монахов, старой генерации всех убили.
И соответственно, на расстрельное место монаха Православной Церкви особо не торопились. Это была своего рода гарантия репрессий в том или ином виде, вплоть до пули в голову. Такова была практика эффективного менеджера тов Сталина.

Взлет начался не сразу, - а только через 12 лет, в 1957, - когда молодого и подающего надежды Никодима возвысил митрополит Николай (Ярушевич). Опять "повезло" нашему герою - он попал в самые жернова хрущевского гонения, когда безумный кукурузник решил уничтожить Святую Церковь за 20 лет и построить свой кукурузный коммунизм.

Сам Всемилостивый Господь вмешался в этот замысел (мое мнение) - и разрушил его через известный Карибский кризис 1963, когда мир стал на грань ядерной войны между США и СССР. Никита Хрущев сам заварил эту кашу, но расхлебать ее пришлось Никодиму (Ротову). Именно тогда Никодим проявил себя как дипломат председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) РПЦ. Тогда церковные конференции были очень-очень-очень интересными! Настолько, что в них принимали участие высшие руководители политической полиции двух антагонистов, КГБ и ЦРУ соответственно.

Мы до сих пор точно не знаем, что там произошло - но факт, что с этого момента разрешили рукополагать молодых образованных епископов. И это всецело заслуга Никодима (Ротова). Замысел Хрущева был прост - старые епископы умирают, а новых нету = вот и Церкви конец. Но не сложилось кукурузная идиллия, в чем роль главы ОВЦС: спасение всей Церкви и активное влияние на примирене сторон в Карибском кризисе.
Это общеизвестно и не-удивительно тем, кто знает церковную историю.

Почему герой мой личный - вот напишу, то что мало кто знает, скорее мое оценочное суждение, ощущение.
Полагаю, что Никодим (Ротов) разрушил фундамент атеизма в душах целой плеяды деятелей политической полиции, КГБ!
Он уничтожил в них коммунизм простыми интеллектуальными доводами. Бог разумеется уничтожил - но через Никодима.
Доказательство косвенные, но реальные: Юрий Андропов, председатель КГБ, генсек ЦК КПСС и лютый враг Церкви - фактически до конца жизни воевал с призраком Никодима, с его делами. Никодим поставил четкую цель подменить атеизм Христианством в СССР, - и почти достиг цели. После Никодима - никого из лидеров Церкви не подпускали и на пушечный выстрел к реальному управлению страной.

Поставьте себя на место Андропова - Вы всю жизнь воплощали идеалы строителя коммунизма, - а тут вдруг приходит некий молодой монах и все разрушает, не оставляет камня на камне от ваших жизненных целей. Он еще и результативно доказывает полезность религии в практическом решении Карибского кризиса - где СССР должен был погибнуть.

Именно в 1957 два молодых функционера противоположных мировоззрений встали у руля внешней политики ССР - Андропов как заведующий отделом социалистических стран ЦК КПСС и Ротов - как заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

Мое предположение - что заочный спор между ними длился всю жизнь и Никодим Ротов выиграл его!
Выграл у целой плеяды лучших интеллектуалов КГБ, чем и предопределил в значительной мере крах всей этой системы.
Никодим их запугал! Именно запугал, обличив ложность атеизма и разрушив замок коммунизма, построенный на крови и слезах.

Замечу - что ярая, неукротимая ненависть владыки Никодима к работникам спецслужб была общеизвестной.
Мелкие чины КГБ его просто боялись до дрожи в коленках.
Последнее - исторический факт.

Так вот чтобы запугать такую структуру как КГБ - нужно было очень презирать свою собственную жизнь - в пользу блага Церкви.

Вот исходя из этого, я лично ценю Никодима (Ротова). К тому же, значительная часть епископата РПЦ была поставлена митрополитом Никодимом - от того ее представители и получили название "никодимовцы". Одним из них и является нынешний патриарх Кирилл (Гундяев).

Сам пытаюсь наследовать методологию Никодима (Ротова) относительно элитариев. Именно его влиянию автор текста обязан своими взглядами на епископат и его роль в борьбе против атеистического Государства за интерсы Церкви и народа.

Если говорить в научном, эклезиологическом аспекте - то митрополит Никодим (Ротов) является последователем той православной политической теологии, которую пытался вести Иоанн Кронштадский (мало-успешно, к сожалению).
Успехи и неудачи Никодима (Ротова) проистекали из того сложного и героического времени - в котором Владыка исполнил свой долг перед Богом.

Да помянет раба своего Никодима за вышеуказанное Всесвятой Господь в Царствиии Своем!
***

Этот экскурс в историю есть необходим в связи с весьма прискорбными последними событиями в РПЦ.
Память митрополита Никодима пытаются очернить некие силы, - которые развязали клеветническую кампанию против всего (sic!) епископата РПЦ и против самого Патриарха Кирилла.

Цель атакующих,(насколько я понимаю) - ни много ни мало - разрушение самого Патриаршества через возвращение государственного контроля над Церковью в лице Обер-прокурора (как это было в Российской империи).
Этот дух является четко антихристианским, клеветой и оскорблением всех православных мучеников ХХ столетия и приведет к разрушению Церкви и Российской Федерации, как это уже было ранее.

Исторический преступник, Обер-Прокурор Священного Синода г-н Победоносцев несет всецело отвественность за разрушение православной Российской Империи и бездействие православных в этой катастрофе библейских масштабов.
Очень похоже на то, что сейчас некие силы в РПЦ пытаются свергнуть Кирилла (Гундяева) и вернуть госконтроль в духе Победоносцева за Церковью в своих частных интересах.
Именно для этого они очерняют память Никодима (Ротова)!

У меня нет никаких сентиментов относительно нынешнего главы РПЦ - из общеизвестных соображений.
Тем более высших епископов РПЦ и в частности ее украинского крыла. Однако свидетельствую: очернение памяти Никодима (Ротова) - это атака на всю Святую Церковь!
Имеющий уши да услышит!

Мой призыв к настоящим никодимовцам будет прост, в духе самого Владыки:
братья - встаньте и сделайте то, что велит вам ваша совесть!

Отрадно мне, что уже вижу, как подтягивается тяжелая артиллерия к этой ситуации.
Личная благодарность тем, кто уже пошел в ответный стык.

Верующим РПЦ скажу следующее:

1. 100% епископата РПЦ - это верующие люди. Даже если их вера не всегда на высоте.
2. 99% из мне известных епископов - это достойные христиане, искренние братья во Христе.
Лично со некоторых беру пример (см начало поста о принципе поисках героев).
Те проблемы, которые так бессмысленно и огульно подняты - они вечны, какая-то часть иерархов может падать, все мы люди.
Но эта часть микроскопична в том ракурсе, как это подано клеветниками.

Одно дело - любовь к автомобилям, что является данью духа стяжательства.
И совсем другое - то, в чем безосновательно обвинили высших епископов РПЦ и весь епископат сегодня.

Потому покидать Святую Церковь на основании вышеуказанной лжи считаю тяжкой ошибкой.

Епископ Русской Православной Церкви; с 1960 по 1972 председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.


Борис Георгиевич Ротов родился 15 октября 1929 в деревне Фролово, Кораблинского района Рязанской области, согласно легенде, в семье секретаря Рязанского обкома ВКП (б); книга Человек Церкви, составленная митрополитом Ювеналием, о родителе будущего митрополита говорит так: «Отец, Георгий Иванович, работал в Рязанском Губернском Земельном управлении инженером-землеустроителем».

По окончании средней школы юноша поступил в Рязанский педагогический институт на факультет естествознания.

19 августа 1947 принял монашеский постриг; рукоположен во иеродиакона архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым; в схиме - Лазарь) и причислен к Ярославскому архиерейскому дому. Как вспоминал сам Никодим в речи при наречении, 9 июля 1960, в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, «на служение Святой Церкви я вступил, когда приснопоминаемый мною схиархимандрит Лазарь облек меня в иночество» Своё иноческое имя Никодим он позднее оформил и как гражданское имя.

20 ноября 1949 архиепископом Димитрием рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем храма в честь Рождества Христова в селе Давыдове Толбухинского р-на Ярославской области.

Некоторое время состоял вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском.

7 августа 1950 назначен настоятелем храма в честь Святого Димитрия царевича в Угличе и благочинным Угличского округа.

В том же году поступил на заочный сектор Ленинградской духовной семинарии, по окончании которой был зачислен студентом Ленинградской Духовной Академии.

В январе 1952 иеромонах Никодим назначен клириком кафедрального собора в Ярославле и секретарем архиепископа Ярославского и Ростовского; затем ключарем собора.

С декабря 1954 - исполняющий обязанности настоятеля.

В 1955 окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

25 февраля 1956 назначен членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме, а затем заместителем начальника Миссии.

31 марта 1957 митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) возвёл отца Никодима в сан игумена и возложил на него палицу.

25 сентября 1957 назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; возведён в сан архимандрита Митрополитом Назаретским и всея Галилеи Исидором по просьбе Патриарха Алексия (Симанского).

В марте 1959 архимандрит Никодим по возвращении в Москву назначен заведующим канцелярией Московской Патриархии.

С 4 июня 1959 - заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) - митрополита Николая (Ярушевича) - с сохранением за собою должности заведующего канцелярией Московской Патриархии.

21 июня 1960 состоялось решение Священного Синода об освобождении от должности митрополита Николая (Ярушевича), что было сделано по прямому требованию Куроедова, Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. На его место был назначен архимандрит Никодим с возведением в сан епископа Подольского.

10 июля 1960 в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан сонмом епископов во главе с Патриархом Алексием I во епископа Подольского, викария Московской епархии; как Председатель ОВСЦ епископ Никодим вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии, Финляндии и Японии.

16 марта 1961 на заседании Священного Синода Патриарх Алексий предложил, чтобы «лица, занимающие должности Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя ОВЦС Московской Патриархии, были в епископском сане и состояли в звании Постоянных Членов Священного Синода», в связи с чем Синод постановил «утвердить в звании Постоянных членов Священного Синода <...> епископа Ярославского и Ростовского Никодима».

14 мая 1963 Священный Синод постановил «согласно поданному прошению освободить Преосвященного архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима от должности председателя Издательского отдела».

3 августа 1963 назначен Председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, в которую тогда была преобразована Комиссия по межхристианским связям при Священном Синоде; возведён в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру.

7 октября 1967 назначен по совместительству управляющим Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

С 4 по 19 июля 1968 возглавлял делегацию Московского Патриархата на IV Ассамблее ВСЦ в Упсале, Швеция; избран в состав Центрального Комитета ВСЦ; в том же году избран Председателем Комитета продолжения работ Христианской Мирной Конференции (ХМК).

20 марта 1969 назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную подготовительную комиссию Святого Всеправославного Собора и утвержден председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

16 декабря 1969 назначен председателем комиссии по изучению вопроса о прославлении в лике святых приснопамятного архиепископа Японского Николая.

17 марта 1970 ему поручено временное управление Патриаршими приходами Северной и Южной Америки.

В апреле 1970 в Соединенных Штатах Америки подписал соглашение с митрополитом Нью-Йорским Иринеем об условиях дарования автокефалии Американской митрополии.

В апреле 1972 в числе прочих религиозных деятелей СССР подписал Проект письма, осуждавшего «клеветническую» деятельность А. Солженицына..

30 мая 1972 освобождён от должности Председателя отдела внешних церковных сношений, согласно прошению в связи с перенесенной тяжелой болезнью; оставлен председателем комиссии Св. Синода по вопросам христианского единства.

С 23 ноября по 10 декабря 1975 возглавил делегацию Русской Церкви на V Генеральной Ассамблее ВСЦ в Найроби; был избран Президентом Всемирного Совета Церквей.

[править] Внешнеполитическая деятельность

Возглавлял делегации Московского Патриархата на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 годов.

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус - с точки зрения Московского Патриархата - Митрополичьего Округа в Северной Америке (Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в 1970, учреждавшим Автокефальную Православную Церковь в Америке.

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом Ротовым от имени Московского Патриархата сношения с Ватиканом. Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил монографию, изданную уже посмертно.

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской Церкви, политика, проводившаяся Никодимом всегда была в русле внешнеполитической линии руководства СССР, не имевшего дипломатических отношений со Святым Престолом и до августа 1962 полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния».

Первые выступления Никодима по вопросу не отличаются по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма».

Так, в своём Докладе Мир - последование Христу на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы - тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <...> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать сымые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <...> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

В связи с подготовкой Второго Ватиканского Собора, секретарь по вопросам христианского единства кардинал Августин Беа предложил представителям Православной Церкви присутствовать на Соборе в качестве наблюдателей; предложение было прежде всего обращено Константинопольскому Патриархату - Патриарху Афинагору. В ЖМП № 5 1961 появилась редакционная статья Non possumus, которая, перечислив обычные пункты православной критики католицизма, отвечала на приглашение кардинала: «Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: NON POSSUMUS!»

Летом 1962 начало меняться отношение к Папе Римскому руководства СССР. «Советские дипломаты и спецслужбы начали наводить мосты для контактов с Ватиканом, глава которого в тот период - „красный папа“ Иоанн XXIII также старался наращивать мирные усилия».

Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 в Париже секретаря Комиссии по содействию христианскому единству Й. Виллебрандса с Никодимом (Ротовым) выяснилось, что «Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском Соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом».

В сентябре 1962 в интервью французскому журналисту Жану Гулье Патриарх Алексий говорил о близости Церквей «друг другу в области вероучительной и литургической». Статья Non possumus была официально объявлена частным мнением её автора А. В. Ведерникова.

27 сентября - 2 октября 1962 Й. Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября «присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим»; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателеей, определив состав делегации: протоиерей Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров).

12 октября 1962, совершенно неожиданно для всех прочих поместных православных Церквей, делегация РПЦ отбыла из Москвы в Рим на первую сессию Собора, открывшегося 11 октября.

«Тем временем, накануне вечером, патриарх Афинагор телеграфировал в Рим, что главы православных церквей, включая патриарха Московского, решили не присылать наблюдателей».

Протопресвитер Сергий Голованов пишет: «Тайным условием Никодима было отказ Ватикана от критики внутренней политики в СССР, в первую очередь религиозной несвободы, и прекращение моральной помощи религиозным диссидентам (имелись в виду подпольные епископы и священники УГКЦ). <...> Визиты Никодима в Рим странным образом совпадали с волнами гонения на религиозных диссидентов в СССР, в том числе на украинских греко-католиков. На вопли русских эмигрантских газет: „Куда не доехал красный танк, туда дошел красный митрополит!“ уже никто не обращал внимания».

По утверждению дочери Н. Хрущёва, Рады Хрущёвой, во время состоявшейся 7 марта 1963 года аудиенции у Папы Иоанна XXIII, на которой были её муж, тогда главный редактор «Известий» Алексей Аджубей, она сама и некий иезуит русского происхождения «отец Кулик», Аджубей передал Папе письмо Хрущева; а Папа, по её словам, «вручил ему своё письмо для моего отца, которое написал на кириллице в нашем присутствии».

Вторая сессия Ватиканского Собора открылась 29 сентября 1963 года. Митрополит Никодим «15 сентября 1963 года нанёс визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции <...> возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души». Примечательно, что Патриарх Афинагор даже не послал поздравлений по случаю избрания Павла VI и не направил представителя на его интронизацию.

В 1963 в Риме начались переговоры между Ватиканом и СССР об установлении дипломатических отношений. В них участвовали посол СССР в Риме С. П. Козырев и кардинал Беа. Как и первая аналогичная попытка в средине 1920-х, переговоры закончились безрезультатно из-за нежелания советского руководства облегчить положение верующих в СССР.

Обстоятельства смерти митрополита Никодима весьма подробно изложены в № 11 ЖМП за 1978 год.

Никодим был в Ватикане во главе делегации Русской Церкви по случаю интронизации папы римского Иоанна Павла I 3 сентября 1978.

5 сентября, в 10-м часу утра во время аудиенции у Папы, на которую митрополит Никодим пошёл, невзирая на то, что, по свидетельству очевидцев, выглядел очень уставшим, с ним случился сердечный приступ - мгновенная остановка сердца. Приступ произошёл, когда Никодим представлял Папе архимандрита Льва (Церпицкого). «Папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита.»

Внезапная смерть Никодима породила конспирологическую версию об отравлении русского митрополита ядом, предназначенным якобы понтифику . Действительно, во время аудиенции незадолго перед приступом Никодиму принесли кофе, однако версия его случайного или намеренного отравления не находит никаких официальных и документальных подтверждений.

Прощание было и в Риме, отпевание в Ленинграде.

То, где и как произошла смерть, произвело недоумение в среде Русской Церкви; характерны слова архиепископа Василия Кривошеина в его воспоминаниях :

Это случилось в Ватикане, в присутствии Папы, вдали от своей епархии и вообще от православных. Конечно, всякая смерть есть тайна Божия, и является дерзновением судить, почему она случается в тот или иной момент и что она означает, но лично я (и думаю большинство православных) восприняли её как знамение Божие. Может быть, даже как вмешательство Божие, как неодобрение той спешки и увлечения, с которыми проводилось митрополитом дело сближения с Римом. Все его поездки на поклон к Папе, причащения католиков и даже сослужения с ними, и всё это в атмосфере одновременно скрытости и демонстративности. Правы мы были или не правы, - один Бог это может знать. Но таково было наше непосредственное подавляющее православное переживание.

Оценки митрополита Никодима как при его жизни, так и по смерти, - весьма различны. Большинство священнослужителей, выпестованных и поставленных им (как, например, митрополиты Ювеналий (Поярков), Кирилл (Гундяев), архимандрит Августин (Никитин)), полагают его выдающимся церковным деятелем и личностью своего времени. О заслугах Никодима говорится, в частности:

Известно ли вам, что именно благодаря митрополиту Никодиму в 60-е годы были спасены наши духовные школы? Знаете ли вы, что митрополит Никодим спас наш епископат? Ведь Хрущев однажды заявил, что через 20 лет покажет по телевидению последнего попа. Проводилась страшная антирелигиозная кампания, планировалось закрытие духовных школ. Совет по делам религий имел указание от Политбюро не рукополагать священников в епископы. Ожидалось, что старые епископы вымрут и церковь погибнет. Но неутомимая деятельность митрополита Никодима принесла свои плоды. Он сумел доказать, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви необходима плеяда молодых, грамотных епископов. И буквально пробил рукоположение. Этих епископов называли никодимовцами и подозревали в грехах только из-за духовной близости с митрополитом.

В консервативных кругах Русской Церкви преобладает негативная оценка: в вину ему ставится, прежде всего, экуменизм и в особенности его увлечение католичеством. О последнем с некоторым недоумением пишет в своих воспоминаниях о нём архиепископ Василий Кривошеин.

Что многих из нас смущало (как в России, так и на Западе), так это увлечение митрополита Никодима католичеством! Увлечение это было во многом иррациональное, почти патологическое. Началось оно не сразу и с каждым годом всё более развивалось. Думаю, что вначале на него повлиял А. Л. Казем-Бек. Помню как ещё в 1960году в Москве, в разгар хрущёвского гонения на Церковь, он развивал мне мысль, что нам не нужно искать сближения с ВСЦ (это не серьёзная организация), а вот католики - это другое дело, они нам могут помочь и сними нужно объединяться. Говорят также, что длинная, в 600 страниц, магистерская диссертация митрополита Никодима в значительной степени была написана Казем-Беком. Полагаю, что к католицизму митрополита Никодима прежде всего привлекало имевшееся у него представление о нем как о могущественной, строго дисциплинированной единой Церкви. Напрасно мы много раз ему говорили, что такая картина не соответствует современной действительности, что сейчас в католической Церкви дисциплина подорвана хуже, чем в Православии. Говорили ему, что священники служат мессу, как кому вздумается, а богословы отрицают основные догмы веры. Митрополит Никодим ни за что не хотел отрешиться от сложившегося у него убеждения на католицизм! На него действовала внешность.

По смерти Патриарха Алексия I возникла реальная возможность, что патриархом будет избран митрополит Никодим. В Обращении к Поместному Собору 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)» священника Н. Гайнова и мирян Ф. Карелина, Л. Регельсона и В. Капитанчука делалась попытка показать, что митрополит Никодим с группой богословов на протяжении ряда лет «развивал и насаждал в Русской Церкви новое, соборно не обсуждавшееся учение в духе апокалиптического религиозного коммунизма, в котором давалась новая догматическая формулировка тех основ христианской веры, которые не были сформулированы в Догматах Вселенских Соборов.»

«Всемогущим ересиархом», «никодимовщиной» называет его и его деятельность православный публицист К. Ю. Душенов, оппозиционно настроенный по отношению к руководству Московской Патриархии. В СМИ выплеснулись обвинения Никодима в гомосексуализме, использующие клише неясного происхождения - «никодимов грех».