Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления. Философия права и отраслевые юридические науки




Благодаря тому что общая теория права является обобщающей наукой в системе юридических наук, она и приобретает через философию права методологическое значение в этой системе. Именно философия права, используя прежде всего всеобщие диалектические методы в их приспособленном для познания правовых явлений и процессов виде, обеспечивает методологическое единство отраслевых юридических наук.

Из того факта, что всеобщими диалектическими методами пользуются и все другие науки, в том числе и отраслевые юридические, нельзя делать вывод, в частности, о том, что не только философия права, но и все юридическое науки имеют методологические функции. Конечно, отраслевые юридические науки могут вырабатывать (и нередко вырабатывают) отдельные методологически значимые для ряда частных проблем положения, но отсюда не следует, что функциональное назначение этих наук состоит в разработке методологии правоведения. Задача же философии права именно в том и состоит, чтобы разрабатывать методологию всех правовых явлений и процессов, в том числе и тех, которые изучаются отраслевыми юридическими науками. И именно философия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль или направление юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук. Эта роль философии права обусловлена тем, что благодаря ей создаются методологические основания для всего правоведения, для всех отраслевых юридических наук, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания, использования и преобразования правовой действительности, применяемые всеми отраслевыми юридическими науками в процессе исследования специальных правовых объектов.

Ведущая методологическая роль философии права в системе юридических наук вовсе не исключает, а вполне допускает разработку отраслевыми юридическими науками методологических проблем, которые нередко достигают не только общетеоретического, но и философско-правового уровня (например, проблемы вины и ответственности в гражданском и уголовном праве). Наряду с этим отраслевые юридические науки разрабатывают частнонаучные методы исследования специальных правовых объектов, которые, при их общей значимости, включаются в философию права.

Если комплекс юридических наук онтологически воспроизводит картину правового бытия как целостно-системного знания, то философия права трансформирует и преобразует это знание в гносеологические средства освоения этого бытия. Иначе говоря, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования.

Философия права, как было показано ранее, является по отношению к философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую миссию по отношению к более узким разделам правоведения, т. е. к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т. д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает подходами, принципами, общими методами исследования все отраслевые юридические науки.

Следует иметь в виду и другой важный аспект рассматриваемого соотношения. Каждая отраслевая юридическая наука отражает лишь отдельную, хотя и нередко существенную сторону всеобщей связи правовых явлений и процессов как между собой, так и с окружающими общественными факторами, фиксирует лишь некоторые моменты, части или черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь методами, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связи между различными областями правовой действительности, обнаружить закономерности развития права в целом, определить его место и роль в общественной жизни. Даже доскональное знание гражданского или уголовного законодательства не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его возможностях, эффективности, результативности. Методологическая миссия философии права в том и состоит, чтобы вскрывать пути и методы познания права во всем его объеме, внутренние связи и тенденции закономерного развития всех правовых явлений и процессов в их единстве, целостности и системности.

Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов, приемов. Так зарождалась и обогащалась философия права, основной, главный смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, особенные и частные проявления права. Следовательно, философия права - продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.

Характерной особенностью современного развития научного знания является образование своеобразного поля пересечения, активного взаимодействия и взаимопроникновения различных, казалось бы далеко друг от друга стоящих наук, теоретических концепций и методов познания, что обогащает их и приносит исключительно плодотворные результаты. Если в прошлом внутренняя связь наук имела весьма ограниченные пределы и сами эти связи были очень слабыми, то со временем контакты между науками расширялись и углублялись, между науками возводились «мосты», их контакты превращались в устойчивые отношения. На смену слабым связям и контактам наук приходило их взаимодействие, взаимопроникновение, на основе которых образовывались двуединые или даже многоединые науки. В соответствии с этим процессом начали вырисовываться и новые методологические подходы, когда один и тот же объект исследуется сразу несколькими науками или объединенными в единую целостность двумя науками и более (например, молекулярная биология, атомная энергетика, астрофизика, космонавтика, математическая экономика, логика, лингвистика и т. д.). Новизна этого методологического подхода состоит прежде всего в том, что к исследуемому объекту применяются всеобщие диалектические, обще- и частнонаучные методы не только одной науки, но и ряда наук. При этом методы различных наук взаимодействуют, проникают друг в друга, объединяются, интегрируются, создавая ранее неизвестные, своеобразные инструменты познания.

Совершенно очевидно, что философия права не может находиться по ту сторону развития науки наших дней. Между тем мы не погрешим против истины, если скажем, что именно эта отрасль научного знания пока менее всего взаимодействует, сотрудничает (не говоря уже о взаимопроникновении) с другими общественными и тем более естественными и техническими науками. Такому взаимодействию, сотрудничеству наук, использованию разнообразных методов, выработанных иными отраслями научного знания для исследования правовых объектов, препятствуют многие представители самой философии права. Едва ли можно найти более активных сторонников «чистоты» своей отрасли науки, чем в философии права. Отстаивание подобной «чистоты» данной науки оборачивается против нее самой, обрекая на изолированность, ограниченность, узость.

Опасения о «размывании» границ предмета философии права не имеет мод собой сколько-нибудь рациональных оснований. «Размывание» границ философии права отнюдь не уничтожает предмета данной науки, но обогащает его, вливает в его «душу» те теоретические и методологические ценности, которыми обладают иные науки. В противоположность этому, обособление философии права может достичь такого предела, который приведет ее к отрыву от всего комплекса общественного знания, исключит участие в комплексном исследовании общественного бытия, лишит возможности использовать методологические достижения иных наук в познании правовой сферы жизни общества.

Историческое развитие любой науки, в том числе и философии права, сопровождается изменениями и преобразованием ее предмета. Отпадение одних и выдвижение других объектов познания, восполнение традиционной проблематики данной науки новыми направлениями исследований и проникновение в сферу иных отраслей научного знания кажутся иной раз неоправданными или даже недопустимыми с точки зрения «чистоты» той науки, основы которой устоялись, вошли в арсенал неопровержимых догм и которые являются как будто бы достаточными для решения назревающих или назревших проблем практики. Так рождается отрицание даже того благотворного влияния, которое несут с собой, в частности, тенденции объединения наук и их методов в комплексном исследовании соответствующих объектов.

Современная наука переживает небывалый в своей истории подъем именно благодаря объединению различных наук и их познавательного потенциала. Этот процесс, постепенно охватывающий и юридическую науку, приносит исключительно плодотворные результаты, приводит к возникновению множества новых и оригинальных методологических направлений именно «на стыке» наук. К ним относятся, например, правовая кибернетика, криминология, конкретно-социологические исследования правовой жизни, социально-психологическое изучение правового или противоправного поведения, профилактическое право и многое другое. Перспективность этих направлений не вызывает сомнений.

Следует отметить еще два важных момента.

Во-первых, новейшие достижения естественных, технических и общественных наук нуждаются в правовом обеспечении их практической реализации, что расширяет проблематику отраслевых юридических наук. Очевидно, что эта задача будет наиболее успешно осуществлена при овладении отраслевыми юридическими науками методологических установок философии права. Отрыв отраслевых юридических наук от философии права чреват опасностью воспроизведения лишь традиционных проблем, давно решенных и известных, и отвлечения от новых проблем, постоянно выдвигаемых жизнедеятельностью общества. При этом необходимо отказаться от склонно - сти отдельных представителей отраслевых юридических наук провозглашать в своих произведениях вначале тот или иной философско-правовой принцип, а затем «забывать» его. И только в конце этот принцип опять «вспоминается», дабы показать соответствие полученных результатов исходному философско-правовому принципу . Такой способ юридического исследования превращает философско-правовой принцип в ширму, за которой можно укрыться от упреков в философско-правовом невежестве, а само исследование, фактически лишенное философско-правового обоснования, теряет научную значимость, приобретая наукообразную форму. Следовательно, само использование методологических установок философии права в отраслевых юридических исследованиях должно осуществляться осмысленно, «со знанием дела», творчески.

Во-вторых, сама философия права не может ограничиться уже выработанными принципами, методами, приемами правового исследования. Она должна постоянно совершенствоваться, развиваться, обогащаться. При этом философию права не следует отягощать проблемами, решаемыми социологией права, отраслевыми юридическими науками (а иногда и воспроизведением фрагментов истории правовых учений), что нередко делается. Тем самым философия права превращается в бессистемный набор различных юридических проблем и отвлекается от решения методологических проблем правоведения.

Обобщая все ранее рассмотренное, предлагается следующее определение философии права. Философия права, будучи одним из основных направлений общей теории права, разрабатывает основополагающие проблемы диалектики, гносеологии и логики правового бытия, обслуживающих как саму общую теорию права, так и весь комплекс отраслевых юридических наук.

Философия права в системе философии и юриспруденции.

Типология философских концепций права.

Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половинœе 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалось в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплинœе. При этом последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются. Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователœей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определœению её базовых вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

Каково же место философия права в системе философии и юриспруденции?

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определœения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два базовых подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Первый подход рассматривает философию права как часть общей философии и определяет её место среди таких дисциплин, как философия морали, философия религии, философия политики и др.
Размещено на реф.рф
В соответствии с этим подходом философия права относится к той части общей философии, которая ʼʼпредписываетʼʼ человеку необходимую манеру поведения как социального существа, т.е практической философии, учение о должном.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносœеологии или культурологии. Этосамостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. К примеру, философия медицины - это философия, а не медицина; философская антропология- данный философия, а не антропология; философия истории - это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, в случае если уровень рассмотрения остается философским.

Второй подход относит философию права к отраслям юридической науки. С этой точки зрения она является теоретическим фундаментом для создания позитивного права и науки о позитивном праве. Под философией права здесь подразумевается наука, разъясняющая в ʼʼпоследней инстанцииʼʼ значение правовых принципов и смысл правовых норм.

Общие вопросы права рассматриваются в рамках юридической дисциплины ʼʼТеория государства и праваʼʼ Попытки некоторых юристов (Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц, В.А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала конституироваться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова 2 . На самом же делœе существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же её источник связан с опытом решения практических проблем прав. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, философия права - ϶ᴛᴏ единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повсœедневной реальности человека с системным миром, всœеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определœения дисциплинарного статуса философии права целœесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителœей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. К примеру, Г.Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

В других философских системах, к примеру, у С. Франка она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всœего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. По этой причине её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определœении философии права и её предмета существовали разные подходы.

Так, к примеру, Г.Гегель считал её философской наукой о праве, которая имеет своим предметом идею права. Русский философ С.Франк понимал философию права как учение об общественном идеале. ʼʼФилософия права, - писал он, - по основному традиционно типическому её содержанию есть познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть благой, разумный, справедливый, ʼʼнормальныйʼʼ строй обществаʼʼ.

В современной философии права её предмет также определяется по-разному. Так В.С. Нерсесянц утверждает, что философия права занимается ʼʼисследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечестваʼʼ. С.С. Алексеев отмечает, что философия права строится в двух науковедческих плоскостях (уровнях) – философской и правовой, но именно в последней плоскости, где на базе философии разрабатываются правовые теории, и возникает предметное поле философии права. Д.А. Керимов сводит предмет философии права к проблемам гносœеологии и диалектики. На наш взгляд предметом философии права является взаимодействие повсœедневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е с миром норм, законов, установлений, предписаний. Именно это взаимодействие и формирует правовую реальность как объект философии права.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. В случае если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Так общим объектом исследования является правовая реальность, а предметом общей теории государства и права является ʼʼобъективные свойства государства и права… закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтовʼʼ;о предмете философского права мы говорили выше.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.
Размещено на реф.рф

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – к примеру: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.
Размещено на реф.рф

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права - общей , позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами0- политологией, этикой, социологией и др.
Размещено на реф.рф

Философия права в системе философии и юриспруденции. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия права в системе философии и юриспруденции." 2017, 2018.

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения.

Выход на проблематику философии права может быть осуществлен с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права к философии.

Давайте рассмотрим особенности этих двух подходов к философии права.

Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к праву) связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права. Такое обращение философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных достижений классической философии - результат такого обращения.

В сфере философии права происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской концепции, ее практической состоятельности в одной из важнейших сфер человеческого духа. Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., - к постановке вопроса о сущности права. Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права.

Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

3. Сущность право: основные подходы.

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это - основной вопрос правопонимания. В зависимости от ответа на него решаются все иные проблемы понятия, содержания и эффективности использования права. Причем актуальность исследования сущности права связана не только со сложностью глубинного теоретического анализа самого явления, его явно выраженной политической значимостью, но и динамикой сущности, ее трансформацией применительно к разным историческим условиям.

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

§ любое право - это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный , в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Термин «философия права» ввел в оборот немецкий юрист Густав Гуго, который понимал ее как юридическую науку, представляющую собой «разумную основу научного познания права». В противовес Гуго Георг Фридрих Гегель считал, что это философская дисциплина, а не юридическая, задачей которой является изучение идеи права.

В.С. Нерсесянц так определял предмет философии права: «Философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции». В кругу исследуемых философией права проблем: смысл права, его сущность и понятие, его место в мире, ценность и значимость, роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества. Основные категории философии права: правовые идеи, правовые принципы, право и закон, сущее и должное в праве.

В основном право изучается юриспруденцией, предметом которой является сущее (позитивное право или наличная совокупность правовых норм). Право понимается юристами как совокупность принудительных предписаний, как система обязательных для исполнения правил поведения, установленных государством.

Юристы полагают, что настоящая наука о праве должна описывать существующие правовые нормы, а не заниматься поисками спекулятивной природы права или метафизических представлений о сущности права.

При таком подходе право оказывается продуктом властных приказаний государственной власти. Подобное понимание права в юриспруденции сложилось под большим влиянием позитивизма. Философию права такая позиция не может устроить, так как вне внимания юристов остаётся важнейший вопрос о том, как в правовой сфере жизни общества сущее (правовые нормы) соотносится с должным.

Поэтому рационалистическое философское объяснение права начинается с постановки вопроса о разумности, правильности, справедливости правовых норм. При критическом анализе права как социального явления философы ищут истинное знание о праве. Для этого в философии права осуществляется различение права и закона как различение должного и сущего. Исторически сложились различные варианты обозначения права в философских учениях: естественное право, божественное право, справедливость. Благодаря этому философия права может ставить вопросы о справедливости закона, о соотношении права и закона, закона и произвола. Отрасли философии права:

  • 1) правовая онтология -- это учение о бытии нрпва, о догме права и ее соотношении с другими элементами правового бытия (т.е. учение о правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности);
  • 2) правовая гносеология -- учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности: о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;
  • 3) правовая аксиология -- учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе;
  • 4) правовая логика -- изучает язык права, специфику юридического языка, применение различной юридической терминологии;
  • 5) правовая праксеология -- учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;
  • 6) правовая антропология -- изучает, как право формируется под влиянием человека и как оно отражается в человеке, как воспринимается человеком правовая ж и;шь и как складывается правовое развитие общества.

Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, од­нако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика фи­лософско-правового профиля разрабатывалась - сперва в качест­ве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования - по преиму­ществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта филосо­фия права представлена в виде метафизического учения о праве.

Первоначально термин "философия права" (вместе с опреде­ленной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча ис­торической школы права. Выражение "философия права" Гуго ис­пользует для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве" 1 .

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии по­зитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляю­щей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпи­рического знания 2 . А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и об­разуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юрис­пруденцию)" 3 .

При этом история права призвана показать, что право скла­дывается исторически, а не создается законодателем (в дальней­шем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пух-той и другими представителями исторической школы права).

Философия права, по Гуго, это "частью метафизика голой воз-ожности (цензура и апологетика позитивного права по принципам

e ZUr civьistischen Bьcherkenntnis. Bdl, Berlin, 1829. S. 372 (I.Ausga- 3 Ibid. s"?6 ^ 5 Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Bctl, Berlin, 1799. S. 15.

чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесооб­разности по эмпирическим данным юридической антропологии)" 1 .

Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского мета­физического учения о праве. Философия позитивного права и исто­ричность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности пра­ва отвергала разумность как истории, так и права.

Широкое распространение термина "философия права" свя­зано с гегелевской "Философией права" (1820 г.), огромная значи­мость и влияние которой сохранились до наших дней. Но "естест­венное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, ко­торое принято кратко именовать "Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естест­венное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права".

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисцип­лина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: "В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть пра­вое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное - дело рас­судка и касается внешнего порядка, сопоставления, последователь­ности, дальнейшего применения и т. п." 2 .

Юридическую науку Гегель расценивает как "рассудочную науку", добавляя, что "с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего обще­го" 3 . И не следует удивляться тому, что по поводу рассудочных понятий и определений юриспруденции, представляющих собой де­дукцию из официальных установлений законного авторитета, фи­лософия задает вопрос: "разумно ли при всех этих доказатель^ ствах данное определение права" 4 .

Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в филосо­фии права. "Наука о праве, - утверждает он, - есть часть фило­софии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представ-

2 Гегель. Философия права. М, 1990. С. 250.

3 Там же. С. 67.

4 Там же. С. 250.

ляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собст­венное имманентное развитие самого предмета" 1 .

В соответствии с этим предмет философии права Гегель форму­лирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет сво­им предметом идею права - понятие права и его осуществление" 2 .

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы по­стигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, - человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями" 3 .

Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и дей­ствительного. Отсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, - "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум" 4 .

Гегелевское понимание предмета и задач философии права, резко противостояло и прежним естественноправовым концепциям права и закона, и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рацио­налистическим подходам к праву с позиций долженствования, про­тивопоставления должного права - праву сущему (Кант, кантиан­цы Я. Ф. Фриз 5 и другие).

Правда, сама гегелевская идея права, составляющая предмет его философии права и по существу имеющая в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и госу­дарственно-правовым порядкам в тогдашней Пруссии). Так что в конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права факти­чески означала не "то, что есть", а то, что должно быть.

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX-XX вв. 6 .

1 Там же. С. 60. !

2 Там же. С. 59.

3 Там же. С. 57-58. ; * Там же. С. 55.

С кантианских позиций должного права он остро критиковал все позитивное зако­нодательство. - См.: Fries J.F. Philosophische Rechtslehre und Kritik aller positiven Gesetzgebung. Heidelberg, 1803. Гегель неоднократно подвергал взгляды Фриза уни-^ижительной критике.

Соответствующие конкретные концепции философии права философского и юри­дического профилей будут освещены в разделе, посвященном истории и современ­ному состоянию философии права. "

Раздел I. Общие проблемы философии права

Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию фило­софского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и нео­кантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неото-мизма, неопротестантизма и т. д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

Как сами философские учения непосредственно, так и соот­ветствующие философские трактовки права оказали и продолжа­ют оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концеп­ции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием фи­лософии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все фи­лософские подходы к праву - независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй по­ловины XIX в. и в XX в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежно­сти философии права имеет несколько аспектов.

Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин - юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права, независимо от того, разработаны ли они как отдельная юридическая или фило­софская наука.

Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вари­антов философии права, то по существу речь идет о концептуаль­ном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные проблемы) любой философии права: "Что такое право?"

Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинар­ными особенностями философии и юриспруденции, отличием пред­метов их научного интереса, изучения и изученности (научно-про­фессиональной компетентности), спецификой философской и юри­дической мысли. Несколько упрощая, можно сказать: философское познание, философия (по ее предмету, методу и т. д.) - сфера все-

Глава 1. Предмет и задачи философии права

общего, право и правоведение - сфера особенного, искомая же философией права истина о праве 1 , как и всякая истина, - кон­кретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права - это движение от особенного через всеобщее к конкретному.

Интерес философии к праву и философия права как особен­ная философская наука в системе философских наук продиктова­ны прежде всего внутренней потребностью самой философии само­удостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, познава­тельная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

Также и у юриспруденции (в ее движении к философии пра­ва) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее осо­бенность (предметная, познавательная и т. д.) - это действитель­ная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т. е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте все­общего.

В этом движении с разных сторон к философии права и фило­софия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за гра­ницы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-своему.

В философии права как особой философской дисциплине (на­ряду с такими особенными философскими дисциплинами, как фи­лософия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредото­чены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала опре­деленной философской концепции в особой сфере права. Сущест­венное значение при этом придается содержательной конкретиза­ции соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении.

1 Если бы, как утверждает Гегель, "истина о праве" была "открыто дана в публич­ных законах" (Гегель. Философия права. С. 46), то не только юриспруденция, но и философия права, в том числе и его философия права, были бы излишни. Но это как раз не так.

Раздел I. Общие проблемы философии права

Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философско­го мировоззрения, в системе философского учения о мире, челове­ке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах позна­ния, о системе ценностей и т. д.

Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: понятийный аппарат, методы и задачи юри­дических исследований, приемы юридической аргументации и при­рода юридического доказательства, иерархия источников позитив­ного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотно­шение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, при­рода вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т. д.

Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосред­ственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют полити­ко-идеологические факторы, а также научные традиции.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким ис­ключением) в историко-философском плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.

Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ра­нее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоя­тельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значе­ния (наряду с теорией права и государства, социологией права, ис­торией правовых и политических учений, отечественной и зару­бежной историей права и государства).

И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносео­логического и аксиологического характера как в плане междисцип­линарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Глава 2. Сущность права