Ворота посвященные богине иштар. Одни из семи главных ворот вавилона - ворота богини иштар. Вавилон - город блудниц




    ✪ Нео-вавилонское искусство: Ворота Иштар и Дорога Процессий

    ✪ Ворота Иштар из Вавилона. Пергамский музей.

    ✪ Вавилон - Врата Богов (рус.) История древнего мира.

    Субтитры

    Мы в музее Пергамон в Берлине. Один из самых поразительных его экспонатов - очень необычный объект… это городские ворота. Стены, окружавшие древний город Вавилон, включали восемь двойных ворот. Они огромны! Они потрясают не только нас - они потрясали людей с тех пор, как были построены. Вообще-то они являются одним из Чудес света. Упомянутый в Библии царь Навуходоносор, взойдя на престол, перестроил город Вавилон, к тому времени уже ставший древним. Вавилон был основан в 3 тысячелетии до нашей эры. Он стал крупным политическим центром при царе Хаммурапи в тысяча семисотые годы до н. э. Город оставался населённым, но вернул себе былую славу в 6 веке при Навуходоносоре Втором и его отце. То, что мы здесь видим, - часть огромной строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор Второй. Навуходоносор фигурирует в Библии, в книге пророка Даниила. Это правитель Вавилона, который завоевал и разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев. Вероятно, что он имел большую власть, раз смог осуществить такую огромную строительную кампанию. Он возвёл вокруг Вавилона стены длиной 11 миль. Он реконструировал Великий зиккурат в Вавилоне, на вершине которого находился храм Мардука. Возможно, он является прообразом легендарной Вавилонской башни. Он выстроил дворцы и эти необычайные врата. И висячие сады, которые также являются одним из чудес света. Итак, в городе Вавилоне было восемь двойных ворот, и одни из этих ворот представлены здесь. Это меньшая их часть. То есть другая была больше, если это можно себе представить. Вообще-то она была так велика, что не поместилась бы в экспозиции даже в этом просторном помещении. Эти врата открывались только для жителей Вавилона и находятся в конце длинной Дороги процессий, украшенной прекрасными львами, которые очень выразительно передают гордость Вавилона и могущество Навуходоносора. Львы, которых мы видим на стенах Дороги процессий, символизируют Иштар - одну из вавилонских богинь - богиню войны, мудрости и сексуальности. Они подняты на уровень глаз! Они изображены чуть меньше, чем в натуральную величину. Но очень велики. А ещё они устрашают! Их рты открыты в яростных криках. Они точно огрызаются, правда? Они изображены в такой правильной последовательности, поэтому кажутся почти дрессированными или подконтрольными самому царю Навуходоносору. Это заставляет нас бояться не только львов, но и царя. Изображение льва прекрасно. Посмотрите, рельефность этих изразцов создаёт барельеф. Помимо львов, врата украшают два звероподобных существа. Они оба так же свирепы, как львы. Первое - древний бык, известный как тур. Он считался ужасно свирепым. С рядами туров чередуются изображения месопотамских драконов - существ, состоящих из частей тел различных животных. Передние лапы у него львиные, голова и шея - змеиные или драконьи. Задние конечности, скорее всего, орлиные. А на хвостах у них жала, как у скорпионов. Эти драконы ассоциируются с Мардуком - богом-покровителем города. Навуходоносор ассоциировал себя непосредственно с Мардуком. Туры ассоциируются с Адамом - богом бурь, плодородия и урожая. Все эти животные символизируют защиту и материальное благополучие города. Это свирепые животные, но они выстроены рядами. Справа и слева от процессии, на башне, на арке ворот, что создаёт симметрию и ощущение упорядоченности. Одна из самых необычайных особенностей этих башен и всех ворот - это их цвет. Город находился в засушливом регионе, где ярко светит солнце и бывает очень жарко. И можете представить, как сияли синие и зелёные оттенки изначально, не в обстановке музея, а в пустыне. В Месопотамии это было настоящей проблемой… Например, египтяне могли построить свои великие пирамиды и другие памятники из природного камня, который находился буквально у них под ногами. Но в Месопотамии его не было. Она находилась в речной долине. Вавилон находился на берегах Евфрата, он проходил сквозь город. Жители Месопотамии строили из кирпича, сделанного из глины, добытой в речной долине. Сияющий синий цвет, который мы видим на поверхности ворот, - это фаянс. Технология его использования была известна древним египтянам и другим древним народам. Чтобы получить этот сияющий синий цвет, использовали медь. Это прекрасный пример такого красителя. Итак, врата массивны, они внушают страх, но и поражают великолепием отделки и яркостью цветов. Неудивительно, что Навуходоносор так гордился ими и велел сделать надпись на их боковой поверхности. Пойдёмте прочитаем её. Мы не уверены, что надпись изначально находилась на стене. Но в этой реконструкции она находится на левой стороне левой башни. Вот фрагмент: «Я, Навуходоносор, заложил фундамент этих врат до самого уровня грунтовых вод и возвёл их из чистого синего камня. На стенах и во внутреннем пространстве врат находятся быки и драконы, которых я наделил сияющим великолепием, чтобы на них с трепетом взирал весь род людской». И мы тоже взираем на них с трепетом два с половиной тысячелетия спустя. Навуходоносор понимал своё место в истории. Он оставил на возведённых при нём зданиях надписи, которые не только сообщали об их названии и назначении, указывали на то, что он является их покровителем, и даже содержали просьбу к потомкам реконструировать их. Он знал, что империи приходят и уходят… И что можно пронести своё слово сквозь исторические эпохи. А в наше время правитель Месопотамии, которая теперь называется Ирак, казалось, обратил внимание на эти надписи. Саддам Хусейн начал восстанавливать части Вавилона. Он выстроил свой личный дворец в нескольких сотнях метров от Врат Иштар и начал реконструкцию города. Это прекратилось из-за военных действий против него, в результате которых он был свергнут и убит. И что означала перестройка этого легендарного города? Саддам Хусейн перестраивал его в основном не ради Навуходоносора, а ради удовлетворения своих политических амбиций. Заявляя о своём праве на власть Навуходоносора. Да, и о могуществе древней Месопотамии.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Кольдевей описывает ворота Иштар так:

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука , высший правитель Города, любимец

Давным-давно, во времена правления царя Навуходоносора, великий Вавилон имел семь ворот, носящих имена богов. Необыкновенной красоты были ворота богини Иштар, откуда начиналась знаменитая Дорога процессий, направляющаяся к Эсагиле, храму покровителя Вавилона Мардука. Развалины ворот Иштар и сейчас остаются одним из самых значимых свидетельств былой славы Вавилона, и именно о них мне бы хотелось рассказать вам сегодня.

Ворота Иштар находятся в Музее Античного Ближнего Востока, который, в свою очередь, является павильоном музея Пергамон, созданным в 1899 г. В нем собраны находки германских археологов конца XIX – начала ХХ в. на территории Месопотамии.

Вавилонская коллекция является результатом работы экспедиции под руководством Р. Кольдевея, проводившей раскопки в 90 км к югу от Багдада. Почти 20 лет археологи работали над этим открытием, и в результате перед нами предстал Вавилон – город сказочных богатств, Вавилонской башни, висячих садов, населенный несметным количеством жителей. Его размеры, здания, мощь крепостных стен - все это когда-то поражало чужестранцев. Именно таким он предстает перед нами в сочинениях Геродота и Ветхом завете. Позднее Вавилон пришел в запустение, и люди забыли не только о его существовании, но и точном местоположении. Но археология вновь открыла его крепостные стены с башнями, царский дворец, дорогу Процессий, остатки храма Мардука и так далее.

Внутри городских стен, на разных концах города, находились два господствующих строения: с одной стороны царский дворец, с противоположной – пирамидальный храм Эсагила. Он представлял собой огромную конструкцию, каждая сторона которой в длину равнялась 400 метрам. Южнее его располагался величественный 91-метровый зиккурат Этеменанки («храм краеугольного камня небес и земли»), ставший основой для библейского мифа о Вавилонской башне. На вершине башни располагалось святилище главного бога Вавилонии Мардука, облицованное глазурованным кирпичом, а стены и потолки его были покрыты золотом и украшены драгоценными камнями.

Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей дорогой Древнего мира, ведь по ней предназначалось передвигаться не людям и повозкам, а великому богу и покровителю Вавилона Мардуку, который раз в год проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое начало она брала именно у врат Иштар.


Отвечая на вопрос “почему именно богине Иштар были посвящены эти ворота?”, напомню о том, что среди огромного пантеона богов Междуречья Иштар была одновременно и центральным женским божеством, и божеством-покровителем и божеством, воплотившем в своем образе черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного типа. И потому в ее образе объединились локальные и универсальные элементы сакрального.

Иштар высоко почитали как богиню красоты и любви, сравнивали с Венерой. Культ Иштар зародился в городе Уруке, покровительницей которого она и являлась. Среди городов Вавилонии выделялось семь крупнейших, в число которых и входил Урук. Каждое божество-покровитель одного из этих городов и нашло отражение в воротах Вавилона, что должно было символизировать единство страны. А так как Иштар признавали супругой Мардука, то главные парадные ворота были посвящены именно ей.

Сами вавилонские ворота великой Иштар были сделаны двойными. Внутренние были в два раза больше чем наружные. Выполненная глазурованным кирпичом облицовка сверкала на солнце, а фон украшали 575 – я полагаю в соответствии с датой постройки, так как Ворота были сооружены по приказу царя Навуходоносора в 575 году – золотых рельефных изображений почитаемых животных: львов, сиррушей и быков.

Кстати, свое имя ворота получили от храма Иштар, который располагался поблизости. Символом богини Иштар считался - лев, и потому его изображения украшают стены Дороги Процессий за пределами ворот. На самих же воротах – рельефные фигуры быков (животное бога погоды Адада) и драконы-сирруши (животное – символ Мардука).

Вспомним, что именно здесь, у ворот Иштар брала начало уже упомянутая Дорога процессий, продолжением которой в городе являлась улица Айбур-Шаба. Именно по ней на Новый год устраивалось большое шествие во главе с золотым изваянием Мардука.

Сама улица была составлена в основном из плит розового камня, с инкрустаций красного камня по краям. Ее ширина составляла 23 метра, и на всей протяженности ее сопровождали стены из глазурованного синего кирпича высотой семь метров. Через каждые два метра стены украшали рельефные изображения львов в устрашающих позах.


Впечатляет так же и надпись, которую Навуходоносор II приказал поместить на воротах Иштар, гласящая:

“Я - Навуходоносор, царь Вавилона, благочестивый князь, поставленный волей Мардука, высший жрец, возлюбленный Набу, рассудительный, который научился избирать мудрое, который постиг божественную сущность Мардука и Набу и почтил их величие… первородный сын Набополасара, царь Вавилона…

Я снес эти ворота и обложил их фундамент на уровне грунтовых вод асфальтом и кирпичами. Я приказал построить их из кирпичей с синими изразцами, на которых изобразил чудесных быков и драконов-сирруш. Я покрыл их крыши, положив величественные кедры, я поставил двери из кедра, обитые бронзой, во всех проемах. Я сделал диких быков и ужасных драконов на воротах. Я украсил их таким роскошным великолепием, чтобы народы смотрели на них и удивлялись.”


Но все рано или поздно приходит в упадок, поэтому всю красоту врат богини Иштар оценили только после того, как немецкие ученые провели здесь исследование. Всего было найдено около 100 тысяч обломков кирпича, составляющего прежде ворота.

К сожалению, в 1902 г., во время раскопок произошло обрушение верхней части Ворот Иштар. В Берлин были доставлены около тысячи обломков, из которых специалистам удалось восстановить наиболее близкий к первоначальному облик, хотя, разумеется, представленные в музее Пергамон ворота Иштар являются не совсем точной копией оригинала, но это логично – ведь иначе они не смогли бы поместиться в здании музея. Здесь же можно увидеть и восстановленную часть Дороги процессий.

Более мелкие восстановленные части вавилонского наследства выставлены на обозрение во многих музеях мира – стамбульский Археологический музей, Детройтский музей, Лувр и т.д. Ворота Иштар в Ираке и в настоящее время являются предметом восхищения и местом паломничества туристов, ведь возвышающаяся на 12 метров конструкция и в наше время завораживает тайнами древних времен.

В последние два года министр туризма и древностей Ирака, Лива Сумайсим, периодически жалуется на расхищение фрагментов древних Ворот Иштар и Дороги Процессий.


Ворота богини Иштар Провинция Бабиль, Ирак.

В конце XIX – начале XX века из-под пятнадцатиметрового слоя песка были извлечены синие глазурованные остатки кирпичных изразцов и фрагменты древней Дороги Процессий Вавилона. Тогда, после согласования с иракским правительством, они были переправлены в Берлин. И в течение 30 лет кропотливо и по-немецки аккуратно шла реконструкция Ворот Иштар и Дороги Процессий, которые стали жемчужиной Музея Передней Азии. А в Ираке реконструкцию ворот проводили с использованием современных аналогов кирпичей при Саддаме Хусейне.

Оставшиеся в Ираке древние фрагменты ворот хранились в музее Навуходоносора на месте древнего Вавилона. Перед американским вторжением 2003 года хранилища музея опечатали, отправив часть экспонатов в Национальный музей Багдада. Предполагается, что пропавшие кирпичи похищены из музея Навуходоносора.

В ходе иракской кампании США и их союзников, которая продлилась с 2003 по 2011 год, руины древнего Вавилона подверглись дальнейшему разрушению, а многие культурные ценности, в том числе наследие древних государств шумеров и вавилонян, оказались разграблены. Тем не менее, очень хочется надеяться, что памятник древности удастся сохранить и для новых поколений.

Диана Августа Штауэр

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ворота Иштар - восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне . Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий , вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Уменьшенная копия ворот, построенная Саддамом Хуссейном, была разрушена в ходе военных действий.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем . Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов , драконов и быков . В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша . Барельефы львов есть в Лувре , музее Метрополитен в Нью-Йорке , Восточном Институте в Чикаго , Музее школы дизайна Род-Айленда и Музее изящных искусств в Бостоне .

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Напишите отзыв о статье "Ворота Иштар"

Ссылки

Координаты : 32°32′36″ с. ш. 44°25′20″ в. д.  /  32.54333° с. ш. 44.42222° в. д.  / 32.54333; 44.42222 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Ворота Иштар

– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…

Во времена правления Навуходоносора ІІ (605–562 гг. до н. э.) Вавилон имел 8 ворот, которые носили имена богов. Но лишь ворота богини Иштар спустя века после гибели Вавилонской империи получили всемирную известность.

В древности Вавилон был одним из самых впечатляющих городов мира. На разных его концах находились 2 главных сооружения – царский дворец и храм Эсагила. К храму Эсагила вела Дорога процессий, бравшая свое начало у северо-западных ворот Иштар.

Кто такая Иштар? В аккадской мифологии Иштар – богиня любви, красоты, плодородия и войны. Её обычно изображали в виде женщины, тело которой поросло зелеными побегами. Греческие авторы в своих описаниях сравнивали вавилонскую богиню с Афродитой. Иштар считалась супругой верховного вавилонского бога Мардука, поэтому парадные ворота посвятили именно ей. Недалеко от них располагался храм богини.

По Дороге процессий в период празднования Нового года устраивалось грандиозное шествие во главе с золотой статуей Мардука. В это время через ворота Иштар проносились и другие статуи богов. Согласно преданию, именно через них был внесен в город гроб с телом Александра Македонского.

Восьмые ворота были построены в 575 г. до н. э. по инициативе Навуходоносора ІІ. Об этом свидетельствует одна из надписей, оставленных на сооружении. Она гласит, что они были сооружены «чтобы народы смотрели и удивлялись».

Внешний вид

Ворота Иштар в Вавилоне представляли собой полукруглую арку, ограниченную по бокам стенами и ведущую на Дорогу процессий. Они были сделаны двойными, при этом внутренние ворота были вдвое больше наружных. Высота строения составляла 26 м, а ширина – 30 м.

Само сооружение состояло из кирпича, покрытого разноцветной глазурью, сверкавшей на солнце. Общий фон сооружения был сине-голубым. Названый цвет считался символом богини, чье имя носили ворота. Кроме того, архитектору удалось добиться эффекта «муарового мерцания». Это значит, что при ярком освещении стена распространяла иллюзорные волны.

Стены ворот украшали барельефы, изображающие животных в естественных позах. Ученые насчитали 575 изображений сиррушей и быков. Последние почитались как бога Адада, а драконы-сирруши, сочетавшие в своем облике черты орла, змея и льва, являлись символом Мардука.

Двери и крыша строения были изготовлены из кедрового дерева и окованы бронзой. Стены, ведущие к воротам Иштар, украшало 120 барельефов львов и других животных. Вавилоняне верили, что названое животное было спутником богини.

Реконструкция ворот Иштар

Самой известной является реконструкция, созданная в 1930 году. В настоящий момент она находится в Пергамском музее (Берлин). Реконструкция имеет 14 м в высоту и 10 м в длину. Это меньше реальных размеров, но пропорционально им.

Стоит отметить, что уникальный экспонат создан из материала, найденного Робертом Колдевеем во время раскопок Вавилона. В 1902 г. верхняя часть ворот обвалилась. Из обломков, доставленных тогда в Берлин, и была создана известная теперь реконструкция.

Копия врат Иштар также была возведена в Ираке. Правда, она сооружена из современных аналогов древних кирпичей. Иракская реконструкция расположена у входа в музей, строительство которого так и не было закончено в связи с началом войны в Ираке. Фрагменты ворот хранятся и в других музеях мира.

29 января 2018

Дорога процессий из Вавилона и Ворота богини Иштар

Реконструированная Дорога процессий и Ворота богини Иштар, а также фрагменты тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора (VI в. до Р. Х.) в Вавилоне – несомненно главное украшение коллекции древностей не только Музея Передней Азии и Пергамона, но и всех музейных собраний Берлина. Находки этих сооружений последнего периода существования Вавилонского царства позволяют в достаточной степени восстановить великолепие архитектурного ансамбля Вавилона, и светская, и культовая архитектура которого явилась прямым продолжением шумеро-аккадских зодческих принципов (илл. 27).

Илл. 27 Музей Пергамон. Вавилон. Ворота Иштар

Город Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 км 2 , разделенный Евфратом на западную и восточную части – на старый и новый город. Он был пересечен системой длинных прямых улиц – Дорог процессий, которые вели к центральным храмам. Главные здания помещались в старом городе. Новый город соединялся со старым деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей была Дорога процессий богини Иштар – Аибуршабу, тянувшаяся почти через весь город с северо-запада на юго-восток и соединявшая главный городской храм бога – покровителя Вавилона Мардука – Эсагилу – с наиболее важными северными воротами, называвшимися Воротами Иштар.

Богиня Иштар в шумерской и аккадской мифологии – центральное женское божество. Это богиня плодородия и плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворяющее планету Венера. Культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включающими самоистязание, самооскопление, проявления сексуальной свободы, принесение в жертву девственности жрицами. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Имя Иштар связано с легендой о Саргоне Древнем, но более развернутый мифологический сюжет с ее участием запечатлен в эпосе о Гильгамеше («О все видавшем»), где богиня предлагает герою свою любовь:

Умытый, встал Гильгамеш во весь свой рост богатырский, так, что залюбовалась им сама Иштар богиня. Так сказала она красавцу:

– Хорош же ты, юноша могучий! Будь милостив ко мне, будь моим мужем. Тебе я стану женою верной, любить тебя буду и холить, подарю тебе золотую колесницу, в которую впряжены быстрые ветры! Если войдешь в мой дом, поклонятся тебе все владыки мира, овцы стад твоих только двойней рождать будут!

Рассмеялся Гильгамеш, услышав слова такие:

– Нет, Иштар, не возьму тебя в жены! Иное дело, принести тебе в жертву хлеба, вина, храм твой достойно украсить, но делать тебя женой – верх безрассудства! Ты подобна обуви, которая вечно трет ногу, ты схожа с костром, угасающим, едва подует ветер! Скажи, скольких мужей ты погубила? Помнишь, как превратила в паука ты Ишуллану за то, что пренебрег он твоей преступной страстью? Может, ты и со мной подобным образом поступишь?

Страшно рассердилась Иштар на Гильгамеша, поднялась на небо и говорит отцу своему, богу Ану:

– Оскорбил меня Гильгамеш-герой! Обо всех грехах моих мне напомнил! Я же ему себя предлагала в жены, а он отказался! Хочу отмстить ему!

У юго-западного угла главного двора храма Мардука в Вавилоне возвышалась храмовая башня Эсагилы – семиярусный зиккурат (храм на семи платформах) Этеменанки («Дом основания небес и земли»). История сохранила имя построившего храм зодчего – Арадаххешу. Всего же в Вавилоне, по свидетельству литературных памятников, было пятьдесят три храма.

Рядом с Воротами Иштар в зале экспонируются найденные при раскопках фрагменты тронного зала Южного дворца Навуходоносора в Вавилоне, богато декорированные в качестве облицовочного материала глазурованным кирпичом (изразцами). В Северном же дворце Навуходоносора II находилось одно из «семи чудес света» – Висячие сады, сооружение, построенное, по преданию, царем для жены-мидянки, которая тосковала в непривычном для нее безлесном ландшафте Вавилона. Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть Висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Судя по сохранившейся подземной части, состоящей из 14 сводчатых внутренних камер, наземная часть здания, видимо, состояла из ряда мощных столбов. Сад орошался при помощи водоподъемного колеса.

Рассматривая украшения Ворот богини Иштар, Дорогу процессий и изразцы тронного зала Навуходоносора, не забудьте производить в уме математические действия. Посчитайте львов, изображенных по обе стороны Дороги процессий. Их 120 (по 60 с каждой стороны). Обратите внимание на изображение пяти фантастических животных – грифонов и единорогов – на небесно-голубых изразцах Ворот; четырех пальм, покоящихся на трех львах в облицовке стены тронного зала, и т. д.

Именно здесь, в магическом сакральном пространстве реконструированного святилища, отчетливо видна роль числового кода, при помощи которого миф описывает мир. В архаической культуре числу и числовым операциям придавалось сакральное значение средства космизации хаоса, преодоления разрушительных тенденций. Следуя этому принципу, все объекты в окружающем мире связывались друг с другом системой иерархических отношений. Особенно четко классификационная функция чисел выступает в Древнем Египте, в шумеро-аккадской мифологии, в Индии, Древнем Китае, иудаизме (каббалистика).

Мир описывается в мифологии при помощи следующих чисел.

«1» – означает бога, целостность, единство, космос.

«2» – находится в основе бинарных оппозиций, системы дуализации (верх – низ, небо – земля, бог – человек, мужчина – женщина, день – ночь, парность – непарность, добро – зло) и выступает как символ распределения и связи, как противопоставление «1».

«3» – почитается как образ абсолютного совершенства, превосходства, основная константа мифологического макрокосма, социальной организации (три сферы, треугольник, три главных божества).

«4» – в отличие от динамичности «3», является символом статичности, идеальной устойчивости (квадрат, крест, 4 времени года, 4 стороны света, 4 главных божества в пантеоне).

«5» – эталон микро– и макрокосма.

«7» – семантика представляет собой сумму «3» и «4», т. е. общую идею Вселенной, полное описание мирового древа по вертикали и горизонтали, полный пантеон, дни недели, цвета спектра. Это наиболее употребительное число, характеризующее универсально все в мифологическом космосе. Так, на палеолитических памятниках, обнаруженных археологами, насечки, сгруппированные по 7, являются лунными календарями, основанными на семидневной неделе. В Вавилоне и у древних евреев в седьмой день («шаббату» у вавилонян, «шаббат» у евреев) следовало отдыхать от трудов. Древние семиты (ассирийцы, евреи, арабы) клялись этим числом. В Древнем Вавилоне было 7 великих богов, 7 духов ветра.

«12» – в мифологии это произведение «3» и «4». Также наиболее употребительное число (12 частей года, 12 знаков зодиака, 12 божеств наиболее полного пантеона). У многих народов – римлян, китайцев, славян – в основе счета была дюжина, почитавшаяся как совершенное число, т. к. было замыкающим в ряду.

Не только сами числа, но и действия с ними в мифологии сакрализованы. В Древнем Вавилоне считали, что числа от 1 до 60 воплощают богов, а дроби – духов. Так, у Мардука 50 имен, в Вавилоне – 53 храма. С числами здесь производили различные операции: разложение на составные части, возведение в степень. Числом Вечности считалось число 653 в квадрате. Различными комбинациями чисел зашифровывались астрономические знания, история городов. Древневавилонская магия числа оказала влияние и на формирование древнееврейской каббалы.

В следующих, после Ворот богини Иштар и Дороги процессий, залах можно увидеть каноны культовой и светской архитектуры на примере экспонирующихся реконструкций зиккуратов и дворцов Салманасара III и Саргона II в Дур-Шаррукине.

Так, к основным чертам храмовой архитектуры относилась прежде всего постройка храма на высоких платформах, к которым с двух сторон вели лестницы или пандусы. Древние храмовые сооружения строились на одной платформе, более поздние – на нескольких, до семи. Этот тип храма – зиккурат – был наиболее типичным для культовой архитектуры Двуречья. Храм вообще располагался на возвышенном месте, что, с одной стороны, предохраняло от частых наводнений, а с другой – определяло сакральность территории святилища, отъединенность его от профанного (обычного, светского) здания, воплощало в себе «связь небес и земли».

Ведущие к храму широкие и длинные лестницы сходились по три марша на площадке. Террасы, сложенные из сырцового кирпича (того самого, о котором упоминает Ветхий Завет и миф о Мардуке), были разного цвета: низ – черный, средний ярус – красный, а верхний – белый. В семиэтажных зиккуратах вводились желтые и голубые цвета.

Типичным в светской архитектуре был тип дворцовой постройки – укрепленный дворец, цитадель, как, к примеру, обнаруженный при поисках легендарной библейской Ниневии огромный дворец-крепость Саргона II (722 – 705 гг. до Р. Х.), а также его царская резиденция Дур-Шаррукин. Дворцовый участок площадью в 10 га был возведен на платформе высотой 14 м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли проезжать колесницы и всадники. Всего во дворце было обнаружено около 200 помещений. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков, которые служили опорами арок. Статуи, а это могли быть и крылатые львы «шеду» – добрые духи-хранители с человеческими головами, достигали 5,5 м в высоту. Внутренние покои отделывались панелями из цветных глазурованных кирпичей и богатыми росписями. Во дворце Салманасара III (859 – 827) были обнаружены изваяния царей. Они производят впечатление небольшой колонны, декоративно изукрашенной, покрытой мелким рельефом, с тщательно проработанными деталями одежды, складками, вышивкой – и служат одной идее, одной задаче – подчеркнуть величие героической могучей личности – царя.

Разумеется, ассиро-вавилонские мастера – зодчие, резчики по камню, создатели глиняных и ювелирных изделий – не внесли ничего нового, они только возвели в канон то, что было выработано предыдущими культурами. Но они достигли в отделках такой виртуозности, такого совершенства, что их изделия по праву можно отнести к шедеврам.

Проходя по залам, сопутствующим Дороге процессий, полюбуйтесь ожерельями, браслетами, разнообразными заколками и подвесками из яшмы, лазурита, сердолика и золота, сочетающими три основных цвета: синий, красный и желтый. Обратите внимание на вотивные глиняные фигурки, предназначенные для того, чтобы молиться за поставившего их в храм человека. Здесь не важны лицо или фигура, только поза, только жест, выражение мольбы. Огромные уши у многих фигурок следует понимать как символ всеобъемлющей мудрости («ухо» и «мудрость» обозначались одним словом еще у шумерийцев). На печатях из халцедона, сердолика или яшмы рассмотрите мельчайшие подробности воспроизведенных здесь сюжетов: борьбу героя со львом, крылатых драконов, быков с человеческой головой, изображение устрашающего вида Ламашту, духов разных болезней. Восхититесь филигранными узорами чеканки бронзовых статуэток – завитками на шерсти грифонов, локонами надо лбами сфинксов, перышками орлиноголовых крылатых гениев – и искусством изображения животных на терракотовых рельефах, воспроизводящих образную характеристику каждого: рабскую злость псов, парадность лошадей и тончайшие нюансы в изображениях львов: от могущества до бессильной ярости и страдания от ран. А на прощание еще раз оглянитесь на Дорогу процессий и подивитесь общей торжественности изображенного, ритму смены темного и светлого фонов, контрастности глубокого синего и ярко-желтого, игре плоского и выпуклого, даже чередованию положений хвостов животных – вверх и вниз! И дальше...

С мыслью о взаимосвязи явлений и закономерностей в развитии мировой цивилизации через залы, где выставлены коллекции древних монет и медалей , среди которых есть подлинные раритеты – монеты из Александрии, Смирны, Сиракуз с изображением Антиноя, убийцы Цезаря – Брута, Александра Македонского, Карла Великого, – через залы, где выставлены объекты, относящиеся к культуре Древнего Рима – рельефы с изображением борющихся гладиаторов, саркофаги, оружие – вверх по лестнице на второй этаж, в Музей исламского искусства.