Стамбул - храмы и часовни. Православный стамбул




Стамбул познакомился с христианством в IV веке. До этого в городе доминировал паганизм. Первые христианские церкви в Стамбуле- Хаварию, Айя - София и церковь Святой Ирины. До покорения города османами в Стамбуле были построены церкви относящиеся к разным конфессиями и течениям: несторианское, монофизитское, католическое, православное, сирийское, грегорианское, кельтское, доминиканское и францисканское. Кроме того, многие народы имели свои церкви - греки, армяне, латиняне, генуэзцы.

Армянская патриархия
Армянская патриархия в Стамбуле - это один из четырех иерархических центров армянской церкви (другие три находятся в Ереване, Бейруте и Иерусалиме). Первый стамбульский патриарх Иоахим I занимал высший священный пост во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. С 1641 года центральная церковь Святой Девы Марии и деревянное здание патриархии находятся в порту Констанкалион, что в наши дни относится к району Кумкапы.
Патриархия расположена в 20 минутах ходьбы от храма Айя-Софии, мечети Султана Ахмеда и дворца Толкапы. В 2001 году все армяне мира и Стамбула отмечали 450 годовщину основания Армянской Патриархии.
Католическая церковь Святого Антония из Падуи
Церковь Святого Антония, находящаяся на проспекте Истикляль в Бейоглу, является творением рук архитектора Джулио Монгери. Строительство церкви длилось шесть лет и закончилось в 191 2 году.
Церковь, являющаяся одной из самых крупных в Стамбуле, имеет самый обширный католический приход. Церковь, построенная из красного кирпича, является ярким примером неоготического архитектурного стиля.
Церковь Святого Георгия Греческой православной Патриархии
Греческая православная Патриархия находится во дворе церкви, расположенной в районе Фенер. Патриархия былапереведена в церковьСв.Георгия, ранее использовавшуюся, как монастырь, в 1602 году.
Церковь сильно пострадала время пожара в 1941 году и еще неоднократно в последующие годы. Последние реставрационные работы закончились в 1991году. Церковь известна своими бесценными реликвиями: Патриарший трон, предположительно датированный V веком; тримозаичные иконы, практически не имеющие аналогов в мире; колонна, к которой, по поверью, был привязан Иисус подвергшийся истязаниям; гробы трех святых – это лишь немногое, чем славится церковь.
Синагога Неве Шалом
Синагога Неве Шалом, название которой в переводе с иврита означает «Оазис Мира», сходится на проспекте Вьюк Хендек, в Бейоглу -Куледиби. Под синагогу был переделан спортивный зал ной из еврейских начальных школ. Однако, поскольку не были получены необходимые разрешения, синагога оставалась недействующей до 1949 года.Проект синагоги был подготовлен двумя евреями, выпускниками Стамбульского технического университета Элио Вентураи и Бернардом Мотола. Синагога была открыта для служб в 1951 году. Наиболее впечатляющими деталями внутреннего убранства являются, подвешенная к куполу, восьмитонная люстра, витражи из стекла, специально привезенного из Англии и мраморные разделяющие перегородки.
Армянская Православная церковь Сурп Киркор Лусарович
Церковь, расположенная по адресу улица Сакызджылар, № 3 в Каракёй, является самой старой армянской церковью города (построенав 1431 году). Киркор Лусарович, одна из нескольких церквей, построенных в Республиканский период, со своим куполом конической формы, занимает особое место среди Армянских церквей города. В Стамбуле очень мало церквей, имеющих купол подобной формы. Колокольня, построенная у входа церковь, отражает классический армянский архитектурный стиль. Интерьер украшен плиткой, оставшейся от древней разрушенной церкви. Также в декорациях использованы несколько картин. Внутреннее освещение, как принято в армянских церквях, слабое и поддерживается несколькими узкими окошками.
Церковь Святого Стефана - «Железная Церковь»
Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотого Рога морским путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять. Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Церковь была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, расположенной на Ц холмах Балат, и, по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени и расположением на берегу бухты Золотого Рога.
Собор Сакызагаджы Сурп Асдвазазин
Армянская церковь, расположенная в районе Бешикташ - Сакызагаджи, была построена в 1866 году. Помимо основного алтаря, посвященного Святой Деве Марии, в церкви имеются еще четыре алтаря, расписанных римскими мастерами. Несмотря на то, что приделы церкви сильно пострадали во время большого пожара Перы в 1870 году, главное здание практически не понесло ущерба.
Церковь Ортакёй Сурп Киркор Лусарович
Строительство армянской католической церкви было начато в 1837 году и закончено в 1838 году и обошлось в 961 золотую лиру. Архитектура церкви частично напоминает римские базилики. Церковь состоит из одной центральной секции и двух коридоров. Высокие и украшенные потолки поддерживаются восьмью колоннами, расположенными по центру. На главном алтаре изображение Святого Киркора Лусаровича, крестящего армянского короля Диртата II. Помимо главного, в церкви находятся еще четыре алтаря.
Церковь Святого Пьера
Доминиканским священникам пришлось перенести свою церковь на ее нынешнее место Галатской башней, поскольку, первоначальная церковь была переделана в мечеть. Нынешнее здание было построено в 1841 году братьями Фоссати, архитекторами итало- швейцарского происхождения, известными участием в реставрационных работах Айя-Софии. Задняя часть церкви встроена в древние генуэзские городские стены.
Основными прихожанами, до недавнего времени, являлись члены небольшой мальтийской общины в Стамбуле. Главная реликвия церкви- икона Святой Девы Марии, покровительницы Византии, хранящаяся в серебренной чаще. На заднем дворе расположены пристройки и здание монастыря, выполненные как и церковь, в итальянском стиле. На улице, позади церкви можно увидеть две башни генуэзских стен. Для того чтобы попасть в церковь, необходимо было пройти через внутренний двор, поскольку по Османским законам фасад здания не мог выходить на улицу. Все посетители должны были позвонить в колокольчик, чтобы попасть вовнутрь.
Церковь построена в стиле базилики с четырехсторонним алтарём. Купол, небесного цвета, находящийся над хоровой сценой, украшен позолотой.
Церковь Святой Ирины
Церковь Святой Ирины или «Священная Церковь Мира», находящаяся в первом авлу дворца Топкапы, была построена в IV веке и является самой старой церковью Стамбула. За 740 лет своего существования церковь приобрела свой нынешний вид. Во времена Османской Империи церковь использовалась в качестве склада оружия и боеприпасов. После реставрации в церкви проводятся культурные мероприятия и выставки.

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала « » диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.


В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чу дная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

Стоимость тура: €110 Продолжительность тура: 5-6 часов Языки: Русский, Турецкий, Английский Скидка: Православные Святыни Стамбула

Подобные туры зачастую называют альтернативными. Почему? Конечно, исторический полуостров со своими жемчужинами, ставшими символом города, да и самой Турции захватывают дух. А как насчет того, чтобы увидеть наследие Византии, окунуться в истоки Православия и увидеть храмы и церкви, от не которых из которых берут свои истоки праздники и особые даты Русской Православной Церкви.

Я буду рада забрать Вас из гостиницы и, мы поедем с Вами по заливу Золотой Рог на Запад старого города, где мы посетим:

1.Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца,

Официальной резиденцией Константинопольского Патриарха изначально был Собор Святой Софии, но когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и переделали Храм в Мечеть, Патриархат переезжал несколько раз, пока не обосновался на совсем в районе Фанар.

Экскурсия с русским гидом в Анкаре.

2. Влахернская церковь Богородицы, именно отсюда промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней Чудотворная Икона Божией Матери Влахернская

3. Церковь Христа Спасителя в Полях

Одна из немногих христианский церквей в Стамбуле, почти полностью сохранившая свой мозаичный цикл.

4.Монастырь Пантократора (осмотр снаружи)

5.Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся») (осмотр снаружи)

По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.

Тур в Анкаре .

6.Храм Живоносного Источника

православный храм, расположенный рядом с целебным источником

7.Церковь Святых Сергия и Вакха (осмотр снаружи)

одна из самых древних сохранившихся церквей, послужила прообразом для базилики собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»).

8.Церковь Святой Ирины (осмотр снаружи)

9.Собор Святой Софии, Премудрости Божей

Маршрут может меняться по вашему желанию.

Дополнительная информация

Основная информация:
Стоимость тура: €110
Продолжительность тура: 5-6 часов
Человек в группе: 1-4 человека
Языки: Русский, Турецкий, Английский
Стоимость тура включает:
Трансфер: НЕТ
Встреча в отеле: НЕТ
Доставка в отель: НЕТ
Транспорт: НЕТ
Еда и напитки: НЕТ
Дополнительные платные услуги:
Входные билеты (концерты, театр, музей, цирк...) : НЕТ
Услуги переводчика: ДА
Бронирование гостиниц, ресторанов, авиабилетов: НЕТ
Визовая поддержка: НЕТ
Дополнительная информация:
Заказ тура минимум за 7 дней до даты тура: НЕТ
Тур проводится при наличии минимум 2 туристов: НЕТ
Стоимость тура может быть изменена: ДА

Когда-то древний Константинополь был и центром цивилизации, и центром православия. Центром цивилизации современный Стамбул вполне можно назвать, но статус столицы мирового христианства давно ушел в историю. Сегодня действующие православные храмы в самом большом городе Турции можно пересчитать по пальцам, а русских церквей — всего-навсего три.

Район Каракей не просто один из центральных, это еще и один из самых колоритных районов Стамбула. Вверх от залива Золотой Рог медленно поднимаются тесные улочки, а на берегу бурлит ресторанная жизнь. Уже в течение почти целого века для всякого русского, оказавшегося в Стамбуле больше, чем на пару ночей, район Каракей становится второй родиной. Здесь находится старый стамбульский порт, и именно сюда после революции 1917 года десятками тысяч приплывали корабли эмигрантов. Именно с Каракея начинался их трудный путь в новую жизнь. Но приживались в бывшем Константинополе немногие. Лишь единицы желали остаться в Стамбуле, малопривлекательном тогда для жизни городе.

Все три русских храма, которые сегодня существуют в Стамбуле, находятся именно тут. И это не случайно, ибо в Каракее было сконцентрировано почти все русскоговорящее население города. От морского порта и моста Галата до храма Святого Пантелеймона минут пять пути. Здесь проще простого увязнуть в лабиринтах маленьких, тесных проулков, среди магазинчиков, кабачков и парикмахерских.

Вход в здание, на шестом этаже которого находится храм Святого Пантелеймона

Мы нашли свой путь к храму, но только потому что знали адрес: если вы видите табличку с номером дома, который вы ищете, это еще не значит, что вы оказались перед воротами церкви. Храм Святого Пантелеймона находится на шестом, последнем этаже обычного старого жилого и весьма обшарпанного строения. Из окон выглядывают дети, которые хотят, чтобы мы их сфотографировали. А в холле здания сидит угрюмый турок, который категорически запретил снимать.

Если не знать деталей, то догадаться, что именно тут находится самый известный в Стамбуле русский храм, невозможно. Формально здание, в котором расположена церковь, принадлежит России, оно было построено для Церкви еще во времена Екатерины II. Однако жизнь тут возродилась только в последние десятилетия.

"При нас, а я жила тут несколько лет, до 2006 года, церковь и обустраивалась. Все это стоило больших усилий. Тогда здесь служил отец Корнилий, и нам он рассказывал, что начинал с полной разрухи. Все помещения были ободраны, разрушены, — от храма мало, что сохранилось", — рассказывает нам Нина Щетинина, которая снимала комнату в доме-храме.

Сейчас все здесь выглядит более или менее достойно. Сама церковь на последнем этаже, ее купол салатового цвета виден издалека, но его невозможно разглядеть со стороны плотно застроенной улицы.

Отец Тимофей, настоятель храма Святого Пантелеймона

Настоятеля церкви отца Тимофея мы застали сразу после службы. Этого человека, служащего в храме уже больше десяти лет, знает и любит почти вся русская община Стамбула. Он пытается вспомнить наших общих знакомых, которые сколько-то лет назад посещали церковь.

"На службу приходит 150-200 человек, а в праздники собираются многие сотни", — рассказывает нам прихожанка храма с Украины. В это трудно поверить, потому что все внутреннее помещение церкви, как большая зала в квартире. Единовременно здесь могут находиться не больше 20-30 человек. Но именно вокруг храма Святого Пантелеймона сфокусирована вся жизнь русской общины Стамбула. Наша собеседница с Украины, но сюда ходят люди и из России, Молдовы, Белоруссии. "Очень много тех, кто постоянно живет в Стамбуле. Я например, замужем тут", — рассказывает она.

После развала Советского Союза Стамбул вновь, как и за 70 лет до этого, стал очень популярным маршрутом у граждан из многих стран бывшего СССР. Но только у них было большое отличие от предков, посещавших город в начале прошлого века: они приезжали в Стамбул и возвращались назад. Челночный бизнес процветал полтора десятилетия. Благодаря этому, в Стамбуле всегда можно найти человека, способного связать по-русски хоть пару слов. Но здесь, в Каракее, было время, когда в шумной толпе было больше русскоязычных, чем тюркоязычных. Для них открывались рестораны, магазины, они были ценными гостями. С этим громадным торговом потоком в Стамбул приехали и те, кому потом пришлось остаться тут надолго или даже навсегда. Именно в конце 90-х годов храм Святого Пантелеймона начал наполняться прихожанами.

Православный Стамбул

Могущественный Константинополь, столица императоров – величайший из городов мира. Православный Стамбул – то, что сохранилось о него за века турецкого владычества. Он нем и пойдет речь в настоящей статье.


Святая София, возведенная всего лишь за период с 532 по 537 годы, стала символом православия. Сюда пришли послы от св. равноап. князя Владимира, передавшие ему восторженные слова: «не знаем – на Земле мы были или на Небе». Здесь короновались византийские императоры, и приняла святое крещение св. равноапостольная княгиня Ольга. Православный Стамбул – оплот христианства в Турции, а Святая София – его сердце.


Почти на берегу бухты Золотой Рог находится Греческая патриархия. В примыкающем к ней соборе св. вмч. Георгия паломники могут поклониться части колонны, к которой был прикован Спаситель во время бичевания, мощам свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Здесь же можно помолиться у мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, вывезенной святой царицей Еленой из Иерусалима.


Особенно близко русскому сердцу подворье Свято-Пантелеймонова монастыря в старинном районе Стамбула Каракей. От огромного корпуса, полностью принадлежащего подворью, теперь остался только храм и трапезная на самом верху многоэтажного здания. Здесь находили приют и посильную помощь тысячи людей, вынужденных покинуть Россию в 1917-1922 годах. Православная община, хотя и немногочисленная, сохраняется здесь и в наше время. Священники, прибывшие со Святого Афона, проводят регулярные богослужения. Желающие могут подать записки в Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.


На храме на северной окраине старого города покоилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы – Влахернская. Именно здесь произошло чудо Покрова, когда в 626 году Патриарх и жители Константинополя в слезах молились перед образом Пресвятой Богородицы об избавлении от нашествия. После молитвы великую святыню – Ризу Пречистой – окунули в воды Золотого Рога. Погода была солнечная, но вдруг на горизонте появилась едва заметная и быстро приближающаяся туча. Вскоре начался яростный шторм, разметавший все вражеские корабли. Сейчас здесь выстроен новый храм, при этом сохранился древний источник, где можно набрать святой воды.


Еще один святой источник Стамбула находится в храме, который так и называется – Живоносный источник. Он был известен уже с V века. По преданию, византийский воин по имени Лев в отчаянии бродил по росшим в этой местности лесам. Его угнетали безденежье и неопределенность собственной судьбы. Здесь он встретил слепого старца, попросившего у Льва воды. Отойдя немного в сторону, обремененный тяжкими думами воин обнаружил источник с удивительно чистой и вкусной водой. Напоив старика, Лев получил откровение о том, что он не должен сетовать на судьбу, ибо скоро станет императором. Так и случилось – из простого солдата Лев с Божией помощью стал правителем Византийской империи. Множество паломников стремились посетить этот храм, в надежде на помощь Спасителя. Последовать их примеру можно и сейчас – источник существует, и вода в нем не иссякает.


Рядом с остановкой легкого метро Чемберлиташ находится один из самых древних памятников Стамбула – колонна императора св. Константина Великого. Она была возведена около 330 года и является, таким образом, ровесницей Константинополя. Первоначально на ней возвышалась золотая статуя императора, но в 1106 году в результате сильнейшего урагана статуя рухнула вниз. Затем на вершину колонны был поднят золотой крест, однако и его постигла печальная участь. В 1204 году, во время разорения Константинополя крестоносцами, драгоценный крест исчез. По преданию, под колонной были сокрыты великие святыни православного мира: топор, которым Ной изготовил Ковчег, а также несколько корзин хлебов – оставшихся после чудесного умножения хлебов Спасителем.