«Сечин в рясе». Как Тихон Шевкунов стал главным идеологом российской реакции. Кто он — «духовник Путина», что его на самом деле связывает с президентом, и как с его подачи могло начаться дело Серебренникова




Дата рождения: 2 июля 1958 г. Страна: Россия Биография:

В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в трудником, затем послушником.

В 1995 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

В 1998 г. возведен в сан архимандрита.

В 1999 г. назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в .

С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства ― сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском р-не Рязанской обл.

В 2004 г. экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

Распоряжением Президента РФ от 16 марта 2010 г. в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Место работы: Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (Руководитель) Место работы: Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы (Сопредседатель) Епархия: Псковская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Наместник) Место работы: Патриарший совет по культуре (Председатель) Место работы: Псковская митрополия (Глава митрополии) Научные труды, публикации:

Архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского.

  • «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 г. на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при;
  • «Гибель империи. Византийский урок», получившего премию Российской киноакадемии «Золотой орел» за 2009 г.
Награды:

Церковные:

  • 2008 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2008 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст. «во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью»;
  • 2010 г. — орден прп. Нестора Летописца (УПЦ);
  • 2017 г. ― св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • 2019 г. — прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

  • 2003 г. ― национальная премия им. П.А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села»;
  • 2006 г. ― премия «Лучшие книги и издательства года» «за издание религиозной литературы»;
  • 2007 г. ― орден Дружбы «за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»;
  • 2008 г. ― премия «Лучшая книга года-2007»;
  • 2008 г. ― премия газеты «Известия» «Известность»;
  • лауреат национальной премии «Человек года» за 2008 и 2009 гг.
E-mail:

Актуальное сегодня архивное интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) о том, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость.

Сретенский монастырь встает рано: интервью отец Тихон назначает на 8.30 (!). К этому времени часть дня в Сретенском уже прошла: завершился братский молебен, у семинаристов закончился завтрак, перед началом занятий они на послушаниях, некоторые, например, подметают двор перед храмом.

Я стою в монастырском саду, ухоженном не хуже ботанического, жду, когда меня проводят к отцу наместнику, и вглядываюсь в лица семинаристов и прихожан храма, которые в обычный будний день – не праздник, спешат на Литургию в такую рань… В приемных покоях отца Тихона – просторной комнате с огромными книжными шкафами, с одного портрета смотрит на нас император Александр, а с другого…

– Смотрите, правда, хороший портрет митрополита Лавра , очень точно передано выражение лица?

Да, это митрополит Лавр, приезжавший в Россию из далекой Америки много раз под видом простого монаха – поездить по монастырям, надышаться верой.

Куда уходит наша вера – об этом наш разговор сегодня с отцом Тихоном:

– Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?

– Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в тридцатые годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь , где провел шестьдесят лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости . Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.

Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

– Почему так происходит?

– Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых , священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке » (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.

Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях, как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.

Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства – очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»

– У нас другая ситуация?

– Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.

– Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?

– А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит, нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.

Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если женщины церковные – то злобные ведьмы, если молодые люди – то закомплексованные, если взрослые – то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.

– Но ведь это действительно иногда имеет место быть…

– Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения, убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.

Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

– Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

– Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.

– Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?

– Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, – это изгой, совершенно презренный человек.

Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.

Мы учим своих студентов ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. “Православнутый” – это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

– А почему такое отношение возникает?

– Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшим презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма, сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.

Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это “от врагов наших”, “от супостатов”. Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.

– Невеселый прогноз…

Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.

– Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…

– Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство – несовместимы. В основе цинизма, как бы он ни оправдывал себя, только одно – неверие.

Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам – отцу Иоанну (Крестьянкину) и отцу Николаю Гурьянову : «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу – “Неверие!” «Как же так? – поразился я. – А у священников?». А он снова ответил: “И у священников – неверие!” А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое – неверие.

– И неверие становится цинизмом?

Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм – это болезньпрофессионального православия .

– Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…

– Чем, например, отличается выставка “запретного искусства” от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.

И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.

– Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» – сразу все скажут, вот, православнутый…

– Двадцать лет назад мы сказали бы о таком человеке: “Господи, какая вера, как хорошо!” А сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

– Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?

Самое радостное в духовной жизни – это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Ефесской церкви: «Вспомни свою первую любовь ».

Фото Анатолия Данилова. Подготовка текста: А. Данилова, О. Уткина

Святитель Феофан Затворник

Окамененное нечувствие, или духовная сухость
Средства против этого и причины его проявления

Я полагал, что у вас постоянное охлаждение… или сухость и нечувствие. Но этого у вас нет, а есть то, что со всеми по временам бывает. Об этом все почти писавшие о духовной жизни поминают. Святой Марк подвижник трех такого рода врагов выставляет: неведение с забвением, разленение с нерадением и окамененное нечувствие.

“Какое-то параличное состояние всех сил душевных”. В кратких молитовках не забыл их и святой Златоуст: “Избави мя от неведения, забвения, уныния (это разленение с нерадением) и окамененного нечувствия”.

Средства указываются не многосложные – терпеть и молиться.

Терпеть. Возможно, что Бог Сам посылает это для обучения не полагаться на себя. Иной раз много берем на себя и многого ожидаем от своих усилий, приемов и трудов. Вот Господь и берет благодать и оставляет одного, как бы говоря, вот попробуй, насколько у тебя есть сил. Чем больше имеется дарований естественных, тем такое обучение нужнее. Сознав это, будем терпеть. Посылается это и в наказание – за вспышки страстей, допущенные и не осужденные, и не покрытые покаянием. Вспышки эти то же для души, что для тела пища дурная, которая отягчает или расслабляет, или отупляет… Надо, выходит, при сухостях осмотреться, не было ли чего такого на душе, и покаяться пред Господом, и положить вперед остерегаться.

Больше всего достается это за гнев, неправду, досаждение, осуждение, возгордение и подобное. Врачевство – возвращение опять благодатного состояния. Как благодать в воле Божией, то нам остается молиться… об избавлении от сей самой сухости… и от окамененного нечувствия. Встречаются такие уроки: обычного молитвенного правила при сем не оставлять, но все его точно исполнять, стараясь всячески, чтобы мысль сопровождала слова молитвы, напрягаясь и чувство расшевелить… Пусть чувство – камень, но мысль будет – хоть половинная молитва, но все же молитва будет; ибо полная молитва с мыслию и чувством должна быть. При охлаждении и бесчувствии мысль трудно будет удерживать при словах молитвы, но все же возможно. Делать надо наперекор себе… Это преутруждение себя и будет средством преклонить Господа на милость и возвратить благодать. А бросать молитву никак не должно. Святой Макарий говорит: увидит Господь, как искренно желаем блага этого… и пошлет. Молитву же против охлаждения воссылать своим словом пред правилом и после правила… и в продолжение его к Господу взывать, как бы преднося пред лице Его мертвую душу: видишь, Господи, какова она! Но рцы слово и исцелеет. С этим словом и в продолжение дня почасту обращаться к Господу. (Вып. 1, пас. 190, стр. 230-231)

Лев Толстой «Юность»

По подразделению людей на comme il faut и не comme il faut они принадлежали, очевидно, ко второму разряду и вследствие этого возбуждали во мне не только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую я испытывал к ним за то, что, не быв comme il faut, они как будто считали меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали меня. Это чувство возбуждали во мне их ноги и грязные руки с обгрызенными ногтями, и один отпущенный на пятом пальце длинный ноготь у Оперова, и розовые рубашки, и нагрудники, и ругательства, которые они ласкательно обращали друг к другу, и грязная комната, и привычка Зухина беспрестанно немножко сморкаться, прижав одну ноздрю пальцем, и в особенности их манера говорить, употреблять и интонировать некоторые слова. Например, они употребляли слова: глупец вместо дурак, словно вместо точно, великолепно вместо прекрасно, движучи и т. п., что мне казалось книжно и отвратительно непорядочно. Но еще более возбуждали во мне эту комильфотную ненависть * интонации, которые они делали на некоторые русские и в особенности иностранные слова: они говорили ма шина вместо маши на, дея тельность вместо де ятельность, на рочно вместо наро чно, в камине вместо в ками не, Ше кспир вместо Шекспи р, и т. д., и т. д.

Вконтакте

Он — влиятельный епископ, возможный будущий патриарх и духовник Путина, член Афонского и Изборского клубов. Он водит дружбу с Сечиным и Михалковым, лоббирует кандидатуру Васильевой. Его по несколько часов дожидается в коридоре министр культуры Мединский. Он — идеолог крайнего церковного фундаментализма и мастер аппаратных игр. Он — Тихон Шевкунов, главный герой документального фильма Сергея Ерженкова и Владислава Пушкарева «Духовник».

Выслушайте притчу: Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Притча о злых виноградарях

Еще в девяностые он получит прозвище лубянский батюшка - за духовное окормление чекистов. А спустя двадцать с лишним лет на Большой Лубянке, на месте расстрелов, появится второй по величине в Москве храм Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, который лубянский батюшка торжественно откроет вместе с Владимиром Путиным, тоже бывшим чекистом.

Богу ведь все равно, на каком языке к нему обращаются — церковнославянском, русском или чувашском. А для прихожан это важно — через букву и слово постигать смысл таинства. Отец Георгий Кочетков, один из немногих в православной церкви, кто несет благую весть на русском.

«До 37-го года совершалось богослужение на русском языке, потом всех расстреляли. Власть очень следила за тем, чтобы люди в церкви ничего не понимали. Пришел, поставил свечку и ушел»

Преображенское братство выросло из среды религиозного диссидентства. Конец 80-х, интеллигенция открывает для себя храмы, разоренные и поруганные чекистами.

«Всем хотелось найти духовный выход из советского тупика, и многие меньше всего ожидали найти это в христианстве и православии. И нашли!» — делится искусствовед Александр Копировский.

Но эта свобода продлилась недолго — каких-то 2-3 года. А потом был октябрь 1993-ого и расстрел Белого дома. Вытесненные на периферию политической жизни реакционеры стали играть заметную роль в духовной. Это был реванш. Священник, поддержавший Перестройку, собравший вокруг себя академиков с «либеральными», как однажды скажет президент, бороденками, был для них серьезным раздражителем.

«Будет подворьем Псково-Печерского монастыря» , — сказал Тихон, и за его спиной тотчас выросли могучие фигуры казаков и черносотенцев с хоругвями наперевес — поди им возрази.

«Отец Крестьянкин посоветовал ему найти какой-то монастырь в Москве, с тем, чтобы открыть подворье Псково-Печерского монастыря, потому что ситуация, если вы помните в начале 90-х годов, экономическая очень изменилась», — говорит журналист Сергей Бычков. «А что вы хотите — люди советские, пусть они и в рясах, они привыкли к методам, которые были приняты тогда», — добавляет Александр Копировский.

Погромщики выбрасывали из храма иконы и книги, а Георгия Кочеткова обвинили в ереси жидовствующих — дескать, ведет богослужения на русском и царские врата у него нараспашку.

Алексий Второй занимает сторону консерваторов и объявляет прихожан Кочеткова «неообновленцами» — это как сейчас припечатать словом либерал и испортить человеку биографию. Кадровое решение — перевести Кочеткова в храм Успения в Печатниках, а Шевкунова назначить наместником Сретенского монастыря.

«Правда тогда уже, когда мы вынуждены были уехать, Тихон Шевкунов, сказал, что это ненадолго, что и оттуда мы вас попросим» , — рассказывает отец Георгий Кочетков.

Александр Штильмарк вышел на пенсию, стал молодым отцом и смягчился нравом. В этом седом, пушистом, подпоясанном толстовским кушаком семьянине трудно с первого раза узнать основателя «Черной сотни».

Потрепанные жизнью бойцы встречаются старым активом на квартире у Штильмарка. После молитвы — чай с сырниками и привычные уже разговоры о том, кого посадить, а кого расстрелять. Взгляд в упор, щелчок затвора и пулеметная очередь налитых свинцовой тяжестью слов: «Я уж молчу про Серебренникова, которого поймали там с миллионами. Я вот серьезно бы расстрелял».

На втором часу разговора, когда канонада смолкла, переходим к главному — нанимал ли их Шевкунов для решения имущественных споров: «Может быть, это в бизнесе там делят сферы влияния, палатки делят, да, может быть. Вот Тихон Шевкунов бы такое сделал, вот они мои конкуренты, я их выгоню. Ну, это просто несерьезно даже. Это уровень ну какого-то, ну я не знаю. Извини. Такая идея, вот что наняты, это уровень обсуждения вот каких-то идиотов в интернете»

Спрашиваю про последнюю встречу с Шевкуновым. Вдруг, как бы между делом, выясняется, что настоятель Сретенского монастыря помогал с экспертизой выставки «Осторожно, религия!». Отвечают: «Он дал очень грамотное экспертное заключение, на основании которого был как бы вынесен приговор Самодурову и Ерофееву». «Если батюшка Тихон как-то влияет на Путина, то это вот стоит пасть на колени, и умолять, чтобы ничего нового не случилось бы иначе» , — добавил Штильмарк.

Развязка конфликта между Шевкуновым и Кочетковым наступила в 1997. Вторым священником в храм Успения в Печатниках, в помощники Отцу Георгию, был назначен Михаил Дубовицкий, сторонник Шевкунова. Во время одной из служб Дубовицкий вышел из тени отца Георгия, не признал совершенной им евхаристии. Службу прервали, Дубовицкого попросили снять облачение. Тогда он заперся в алтаре и стал оттуда звать на помощь, якобы обновленцы его избивают. Дубовицкого с диагнозом шизофрения доставили в больницу. А из Сретенского монастыря, а это всего две минуты пешком, прибежали организованные шевкуновцы- казаки и экзальтированные бабушки. Между прихожанами двух храмов началась потасовка.

Отец Георгий Кочетков: «Как рассказал нам милиционер, который пришел, что, когда они только шли в храм, им позвонили из отделения милиции и сказали: только не трогайте молодого священника. То есть, это была акция, еще и согласована с милицией. Потом мы узнали, что приходили люди Сретенского монастыря, скорее всего, сам отец Тихон к начальнику милиции».

После внутрицерковного разбирательства, несмотря на заключения врача и множество других свидетельств, виновным признали Кочеткова.

«То ли сам Шевкунов, то ли кто-то от его имени пришел и сказал: нужно помочь освободить храм от кочетковцев», — рассказывает Вячеслав Демин, казачий атаман, один из участников той провокации, после которой Кочеткову запретили служить. Иначе, как отморозком и уголовником, воцерковленная интеллигенция его не называла, некоторые даже связывали его с убийством Александра Меня.

«Никто не понимал, что курирует нами Лубянка, просто они нас водят и направляют, или туда, или сюда. И тут, как раз, начинается мое знакомство с Тихоном Шевкуновым. Видимо, тогда он еще начал активно сотрудничать с этой цивилизацией, и она его очень пестовала», — добавляет Демин.

В комнате Демина два флага — американский и украинский. Это его политическая позиция. Демин уже как полгода переехал в США. Разочаровавшись и в русском национализме, и в церкви московского патриархата, чьи интересы, как ему тогда казалось, он отстаивал.

Шевкунов заявлял: «Я буду голосовать за Путина по таким-то, таким-то причинам. Я могу засвидетельствовать, как священник, что этот человек исповедуется, причащается, по крайней мере, несколько раз в год». «Отлично, прекрасно, — комментирует Демин видео с Шевкуновым, — прекрасный материал чекистской церкви. Как все у них четко выстроено, как у них все хорошо работает, как они у них причащаются. Я смотрю на Шевкунова — постарел. Раньше такой живчик был, бегал молодой. А сейчас уже конечно такой маститый, прожженный архиерей».

Отец Георгий не ушел в раскол, остался верен московской патриархии, хоть это было нелегко. Запрет на служение сняли спустя три года. Сейчас он служит по воскресеньям в Новодевичьем монастыре.

— Вы с отцом Тихоном общались лично, и у меня, может быть, нестандартный вопрос, а он верит в Бога?

Отец Георгий: В какого-то, конечно, верит, в какого — не знаю. Мне очень трудно сказать точно, что это Христос, что у нас один Бог, что у нас одна вера. Мне было бы очень трудно с ним, скажем, вместе причащаться и вместе совершать евхаристию. Один раз я это делал по требованию патриарха в 1994 году, и когда он мне сказал в алтаре, как положено по чину «Христос посреди нас», то я думал, что ответить. И я ответил, не «Есть и будет», как положено по служебнику, а «Надеюсь, что будет». Вот это не понравилось отцу Тихону, но что делать, врать перед Богом нельзя.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Несвятые святые

Мальчик из Чертанова, а это, на минуточку, другой конец Москвы, мать, заведующая лаборатории по лечению токсоплазмоза, хотела, что Гоша поступил в медицинский. Но друг попросил поддержать его на вступительных экзаменах, поехать вместе с ним. И вот такая ирония судьбы: друг не поступил, а у Гоши получилось. Сценарный факультет, мастерская Евгения Григорьева.

Зураб Чавчавадзе старше Шевкунова на 15 лет. Потомок вернувшихся в России эмигрантов и выпускник ВГИКа, это была дружба с первого взгляда.

Зураб Чавчавадзе: «Мы с ним познакомились в Дивеево. Он еще не защитил диплом в ВГИКе»

Защитив диплом, Гоша едет в Псково-Печерский монастырь, откуда возвращается уже Тихоном.

«И вот тогда у Елены Анатольевны появились панические настроения, так как ее мечта была о его карьере, о будущих внуках, которых бы она могла нянчить. Я знаю, что Гоша очень рано остался без отца, поэтому она все силы и надежды вложила в Гошу. Я то все понимал, но был бессилен ей помочь с этим, бедной» , — рассказывает Зураб Чавчавадзе.

Тихая затворническая жизнь и деятельная натура Шевкунова плохо уживаются. Немного осмотревшись, он находит применение полученным во ВГИКе знаниям — снимает кино- и фотохронику монастыря, чтобы сохранить для истории образ и голос Иоанна Крестьянкина, провидца, которого почитали великим уже при жизни.

Именно с подачи Тихона Шевкунова и олигарха Сергея Пугачева Владимир Путин в начале своего первого президентского срока решил встретиться со старцем. В православной среде эта встреча обрастет легендами — патриотические сайты будут писать, что последний пророк России благословил президента ни много ни мало Феодоровской иконой Богородицы, со словами «Гряди же с Богом!»

«На Путина отец Иоанн не произвел ни малейшего впечатления, он сказал: “Забавный старичок”. Он когда вышел из кельи, сказал: “Забавный старичок”. Причем меня лично просил присутствовать. Я думал он там с ним запереться, если есть такая возможность, и из с кельи не выйдет как минимум час. Но через минуту свидание окончено», — рассказывает Сергей Пугачев.

Зарисовки из жизни монастыря и его обитателей лягут в основу сборника рассказов «Несвятые святые». Байки про батюшек, матушек и чудесные исцеления, такие лубочные рассказы когда-то публиковались в Троицких листках и поощрялись обер-прокурором Победоносцевым, что «простер над Россией совиные крыла».

Все герои шевкуновских рассказов положительные. Даже когда они подличают и сотрудничают с органами, как наместник монастыря Гавриил Стеблюченко. Креатура КГБ, человек настолько крутого и необузданного нрава, что заслужил от братии прозвище — архибандит.

«Он создал такой отряд, как бы таких хунвейбинов что ли, православных. То есть это были те, кто ему доносил. Он начал изгонять наиболее активных монахов» , — говорит Александр Огородников. Тихон Шевкунов и Огородников шли параллельными курсами — оба учились во ВГИКе, много грешили, а потом пылко уверовали. «Люди, которые пытались понять, для чего они вообще на земле живут, они как-то стали больше задаваться вопросами духовными», — говорит Огородников.

Дальше их пути разошлись. Шевкунов стал подниматься все выше и выше по церковной иерархии, а Огородников отправился в лагерь, где провел в общей сложности 9 лет: три года — за тунеядство и шесть — за антисоветскую агитацию. И вот в 1987 году они встретились — освободившийся исповедник и монах Тихон. Познакомил их брат Александра Рафаил. В книге «Несвятые святые» ему посвящено несколько глав.

Александр Огородников: «Так получилось, что я с ним общался очень мало, потому что в основном он был связан с иеромонахом Рафаилом. Но я знаю, что он слушал с большим интересом мои рассказы. Меня спрашивали о зоне и прочее, как это было, я рассказывал, ему это было очень интересно, он это внимательно слушал. Я рассказывал о каких-то чудесных случаях, которые были со мной: о том, как меня «ломали», о всех этих репрессиях».

Познакомил их иеромонах Рафаил, брат Александра и один из тех, кого Шевкунов называет своим духовным ориентиром. Изгнанный из монастыря из-за брата-диссидента вскоре Рафаил погиб в автокатастрофе. В книге ему посвящено несколько глав: «Отец Рафаил начал костерить советскую власть. Я встревожился и намекнул батюшке, что телефон действительно может прослушиваться. Вот и Георгий Александрович уже перетрусил до полусмерти».

Советская власть рухнула — и Шевкунов пригласил Огородникова на презентацию своей книги. Спросил в кулуарах, не много ли он соврал? Огородников честно ответил. С тех пор они больше не виделись.

«Это сергианское благочестие, которое как бы пронизывает эту книгу, несмотря на живые сцены, оно как бы и показало тем, от кого зависела карьера, что он свой человек — все понимает. Обратили внимание, что в это книге нет ни одного осуждения ГБ? Оно как бы такое, понимаете, его как бы там и нет», — делится Огородников.

Александр организовал и содержит приют для бездомных. Со строительством — и деньгами, и руками — помогли иностранные волонтеры. «Я не могу видеть бездомных детей, пытаюсь что-то сделать, что в моих очень скромных силах, для того, чтобы как-то помочь. Это же долг наш, мы же должны, наше поколение, это наши дети. Если не мы, то кто же?» объясняет он.

Последние несколько лет в приюте живут беженцы с юго-востока Украины. Здесь, в России, они оказались не нужны своим вчерашним единомышленникам, руку помощи протянул диссидент.

В Москве Александр появляется редко, большую часть года проводит у себя в доме на Волге. Там он принимает журналистов, писателей, документалистов, в основном иностранных. За границей о его исповедническом подвиге написано несколько книг, в России — пока ни одной.

Александр Огородников: «Факт того, что я сидел, и не один, в зоне, как бы ставит вопрос: а почему вы, например, как-то обошли это? Если им задавали вот вопросы: а что бы вы сделали в защиту гонимых христиан? Называли, например, мое имя или имя Якунина, или там остальных участников семинара, то что они говорили? Они говорили, что они сидят за свои дела, то есть как бы, что к нам они отношения не имеют. Они фактически отказывались от нас».

Ноябрь 1991 года, Донской монастырь. Наместник в отъезде, в монастыре три человека: сторож, инок Тихон и его друг Зураб Чавчавадзе, который рассказывает: «Поболтали мы час, я вижу, что-то он спать, по-моему, хочет. Я простился и ушел. Когда я вышел из монастыря, открыл ворота, вдруг я вижу машина к воротам, почти въехала огромная машина пожарная. И какой-то там, брандмайор, мне говорит: ”У вас здесь пожар?”».

В мае 1991 года, как только в Донском монастыре была возобновлена монашеская жизнь, монахи попросили благословение патриарха начать поиски мощей святителя Тихона, но получили отказ. И вот 18 ноября в Малом Донском соборе неожиданно вспыхивает пожар. Злоумышленники кинули бутылку с зажигательной смесью прямо в окно храма — это по версии Тихона Шевкунова. Вообще-то в этой истории очень много странностей. Судите сами. 18 ноября — это день вступления на патриарший престол Тихона. При постриге Гоша Шевкунов, как вы, наверное, уже догадались, получил имя именно в честь патриарха. В одном из своих интервью он вспоминал, что незадолго до пожара в Донском монастыре получил от Василия Родзянко телеграмму, где он ему писал: «Скоро повстречаешь Тихона».

Поджог храма Шевкунов назвал диверсией и обвинил во всем прихожан Русской православной церкви за рубежом, назвав их агентами иностранной разведки. Только вот неясно, для чего зарубежникам поджигать усыпальницу патриарха Тихона, которого они сами же канонизировали в 1981 году — задолго до того, как это сделала московская патриархия. Как бы то ни было, правду о том пожаре мы никогда уже не узнаем. Все архивы уничтожены — ответили на наш запрос в полиции.

«Утром мы стояли на пепелище, внутри храма закопченный деревянный икотостас, сожженные киоты. Не прошло и нескольких дней, как снова пришлось делать ремонт. Ну мы это восприняли как непосредственное указание — ищите», рассказывал Шевкунов. Пророчество Василия Родзянко, если оно действительно было, исполнилось: Тихон встретил Тихона:«Когда подняли крышку гроба, я дерзновенно, господи, прости, запустил туда руку, с благословения, и просто схватил человека за руку, за плечо, живое плечо. Я как закричал: «Здесь! Здесь!». Все — закрывай, закрывай».

Воскресение Лазаря, умножение хлебов — что это как не чудо? «Бог идеже хочет, побеждается естества чин». Но сознание современного человека так устроено, что ему уже недостаточно веры в древние предания, ему хочется чуда здесь и сейчас.

Тихон Шевкунов: «Все те, кто бурно аплодировали Пусси, те бурно аплодируют Левиафану».

И выпускник сценарного факультета понимает это как никто другой. Шевкунов входит в патриарший совет по культуре и часто высказывается о творчестве российских режиссеров:«Вот ваше православие, вот ваша культура, вот ваша история, вот ваша государственность вот к чему пришла. Жрите».

Несколько собеседников рассказали Дождю, епископ неоднократно при встречах с Путиным нелестно отзывался о Кирилле Серебренникове. Слежка за режиссером была установлена в начале года, рассказали близкие ФСБ источники, и недовольство владыки могло повлиять на решение о начале оперативных действий.

«Я узнал, что за мной ведется слежка, намного раньше, чем из материалов дела. Официанты говорили: «У вас там магнитофон под столом». То есть я об этом знал», — эти слова Кирилл Серебренников сказал в Басманном суде. А то, что за ним велась слежка, причем не один год, знали не то что друзья, но даже те, с кем Кирилл периодически общался, как и то, что возможным заказчиком его преследования выступил могущественный владыка Тихон.

Сам Тихон Шевкунов от комментариев отказался, а вот что сказал его друг Зураб Чавчавадзе:«Кирилл Серебренников и Тихон — а вообще где там точки соприкосновения? Что с Кириллом Серебренниковым… А ну пошлости, в его так называемом искусстве? Конечно, отец Тихон не будет это приемлить никогда. Я вообще не вижу нормального человека, который пришел бы в Большой театр смотреть на половые органы».

Офицеров с Лубянки — как действующих, так и в отставке — часто можно встретить в расположенном неподалеку Сретенском монастыре. Для генерала-разведчика Николая Леонова Шевкунов стал и крестным отцом, и духовником. «Я был атеистом, естественно, некрещеным, с 50-летним почти стажем пребывания в КПСС. И вот вопрос, кто будет меня крестить? Отец Тихон тогда говорит: “Я вас покрещу”. Потому что отец Тихон объяснил, что когда вы креститесь, то все грехи, которые вы накопили за это время, с вас снимаются», — говорит он.

Когда Игорь Смыков уволился из органов, так сразу осенил себя крестным знамением. Он уже не первый год гастролирует по стране с иконой царя Николая и совершает с ней облеты вдоль священных государственных границ. Самой фамилией он как бы символизирует смычку церкви и силовиков. Смыков вручал Шевкунову орден Святого Страстотерпца Николая, и был на заседании монархического кружка. Куда ни посмотри, везде знакомые лица: Чавчавадзе, Малофеев, Бородай, генерал Решетников. Разве что генерал-майора религиозной службы отца Звездония не хватает.

Икона — та самая, с которой Наталья Поклонская вышла на акцию Бессмертный полк — впервые замироточила именно в Сретенском монастыре. 7 ноября, аккурат в день Октябрьской революции, во время службы отца Тихона. Опять чудеса, да и только!

3 сентября, во время визита в Екатеринбург, Шевкунов выступил против фильма «Матильда», назвав его клеветой. А уже в ночь с 3 на 4 сентября Денис Мурашов протаранил кинотеатр, где должна была состояться премьера. Накануне, как признался сам царебожник, он участвовал в литургии в Храме на Крови, которую провел Шевкунов.

«Не случайно совершенно, что с фильмом «Матильда» возник такой гигантский совершенно общественный взрыв, потому что, возможно, это тоже будет как-то встроено (может, это уже неуправляемо), по крайней мере изначально, возможно, это тоже встраивалось в привлечение публичного интереса к истории царской семьи, возможно, это должно было выйти в итоге через несколько ходов на признание царских останков», — рассказывет Сергей Чапнин, бывший редактор журнала «Журнала московской патриархии».

Красивая получится постановка: столетие расстрела Романовых, четвертый срок и всероссийских крестный ход. Занимайте места поудобнее.

Сергей Пугачев: «В истории с “Матильдой” он не скрывает своей позиции. Отец Тихон все-таки советский нормальный человек, который был пионером, октябренком, комсомольцем, то есть он искренне в это верит. Но к сожалению, это выходит довольно странно. По-советски».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Гробницы пророкам

С Сергеем Пугачевым мы встречаемся в Ницце. Парк по периметру оцепили телохранители с рациями, их в кадр попросили не брать — да они бы и не поместились.

Сергей Пугачев: «Он звонит мне, с праздниками поздравляет. Надеюсь, что поминает. Он мне, кстати, говорит, что поминает и молится».

Пугачев был прихожанином Шевкунова и первым спонсором Сретенского монастыря. Уже после его отъезда за границу отца Тихона рукоположили в епископы, а это прямой путь к патриаршему престолу.

Сергей Пугачев:«Без ложной скромности, он, конечно, рад, что он уже епископ, у него есть патриаршие амбиции, очевидно».

1996 год, будущий президент только-только перебрался в Москву. Пугачев и Путин едут в одной машине мимо Сретенского монастыря.

Сергей Пугачев:«Ну, отца Тихона с Путиным познакомил я. Мы приехали в Сретенский монастырь. Была служба, по-моему, вечерняя, я уже сейчас не помню. И на всенощной познакомились. После этого мы достаточно много общались, Тихона привозил к Путину на дачу, на церковные праздники и так далее. То есть Путин очень любил послушать хор Сретенского монастыря» .

Людмила Путина стала прихожанкой Сретенского монастыря. А вот фотография с дня рождения жены Пугачева, за одним столом — Сечин, Патрушев и Шевкунов. Введенный банкиром в ближний путинский круг владыка Тихон быстро там освоился.

Сергей Пугачев: «У Путина естественно нет никакого духовника. По крайней мере, по моему мнению, Путин неверующий человек».

Правда, сам Шевкунов эти слухи о духовном наставничестве развеивать не спешит. Сколько ни допытывались журналисты — епископ, жеманничая, уходил от прямого ответа.

Сергей Пугачев:«Многие министры мечтают попасть к нему на прием — это уже примерно так выглядит».

— А когда вы в последний раз с ним общались?

Сергей Пугачев:Ну, не знаю, у него паранойя, он думает, что его подслушивают, и вообще со мной опасно разговаривать. Я высказался. Он промолчал, сказал ладно, я тебе перезвоню, давай, сейчас неудобно, туда-сюда. Мединский сидит в приемной, ждет уже два часа.

Важной политической фигурой Шевкунов стал после объединения церквей. Переговоры проходили в Америке. Для клириков РПЦ это были своего рода смотрины — зарубежники хотели убедиться, что московская патриархия изменилась и раскаялась в грехе сергианства. В делегацию, помимо Шевкунова, включили священника Георгия Митрофанова, сторонника белой России, — это был очень расчетливый политический ход.

Георгий Митрофанов: «Когда вы задаете мне вопрос, использовал ли меня кто-то в политических целях во время этого диалога, я могу сказать только одно: я был и оставался, и остаюсь клириком Русской православной церкви. Неслучайно архимандрит Тихон сопровождал президента Путина на встрече с руководителями зарубежной церкви еще до воссоединения. Ну что, любое государство стремится к расширению».

Как только акт о каноническом общении был подписан, все вернулось на круги своя. И вот уже в издательстве Сретенского монастыря выходят панегирики патриарху Сергию, а спикеры РПЦ, пока осторожно, говорят о его канонизации.

Сергей Чапнин: «Стало очевидно, что идет строительство новой империи. И этой новой империи естественно нужна единая церковь. Он понял, что не просто правитель России, а он восстанавливает разорванную ткань прошлого, и ключевую роль в этом сыграл именно Тихон».

«Ничего другого, кроме как строить империи, русский народ не умеет» , — сказал однажды Шевкунов. Империя, в ее новом изводе, всеядна, ей без разницы, чем причащаться, — белым или красным. Так появился сложный синкретический культ из православия и большевизма. «Большинство из нас жили в Советском Союзе. Это была да, искаженная в чем-то Россия, но это была Россия настоящая. Правильно сказал наш президент, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца», — говорил он.

В 2005 году русская национальная идея превращается в прах. В Донском монастыре под звуки возращенного советского гимна хоронят белого генерала Деникина и философа Ильина. Этот акт, по задумке авторов, в числе которых и Шевкунов, символизирует историческое примирение.

Рассыпанные в публичных выступления цитаты из Ильина, любимый правитель — Александр III (его портрет, кстати, висит в кабинете владыки), священная Корсунь. Можно подумать, краткий курс истории Путину читает лично Шевкунов.

Открытие памятника Владимиру. Символический ответ Украине. Сценарист все тот же. Теперь в России три Владимира — один в Мавзолее лежит, второй в Кремле сидит, ну а третий стоит — прямо напротив.

Сергей Пугачев: «Он, собственно, несостоявшийся режиссер, поэтому… вернее, состоявшийся, даже в большей степени, чем Никита Михалков. Михалкову такая слава не снилась, вот такой опорой власти он никогда не становился. А отец Тихон является такой опорой власти».

Село Красное, Рязанская область. Это могло бы стать эпизодом книги Сорокина. Председатель колхоза «Воскресение» и архиерей Русской православной церкви в одном лице. Глава сельской администрации Камалутдин Пашаев показывает нам владения Сретенского монастыря: «Они хотели просто полностью отгородиться сплошным бетонным забором, а потом, когда возмущение населения пошло, естественно, огородили сеткой».

Несколько колхозных полей, каскад прудов, духовная семинария и скит на месте восстановленной усадьбы генерала Ермолова — общая площадь хозяйства более 30 гектаров. И «Нива» упирается в забор. Дальше — колючая проволока и злая собака. Попасть в резиденцию Шевкунова можно только с благословения, в котором нам отказано.

При выключенной камере сельский глава куда разговорчивее. Гостей столько, что только и успевай латать к их приезду дороги и выгонять все село на субботник! Собирался приехать и Путин, но в последний момент планы поменялись.

Православие с кулаками. Это — кадровый резерв Сретенского монастыря, семинаристы-первокурсники. Со скалы, как будущие губернаторы, пока не прыгают, но стойку принимать уже научились.

Вокруг скита сразу же образовалась своя «золотая миля» — коттеджи отставных силовиков. К слову, управляющие колхоза «Воскресение» — выходцы из ставропольского ФСБ.

2013 год, стенограмма выступления перед читателями, рассуждения о цензуре: «Я отношусь к цензуре хорошо. Я считаю, что разумная цензура, правильная цензура, конечно, должна быть». А это цитата изп рограммной статьи для борцов с ИНН и других фундаменталистов — статья называется «Шенгенская зона», она была опубликована в газете Баркашова «Русский порядок»: «Меня поразило в Нью-Йорке какое-то несоизмеримое количество цифр 666».

Уберизация коснулась и церкви. Узоры на фасаде Храма новомучеников и исповедников вырезали не мастера-резчики — их распечатывали на 3D-принтере. Ради новой доминанты снесли несколько исторических зданий. Центр Москвы и не такое видел — он и сам превратился в один большой памятник страданиям. Архитектурным страданиям.

Сергей Чапнин: Возникает идея примирения советской истории и истории, соответственно, Российской империи.

Архитектором нового храма стал 32-летний Дмитрий Смирнов, до этого ни одной церкви не построивший. В его портфолио — декорации к «Фабрике звезд» и загородные дома российским чиновников. Говорит, победа на конкурсе явилась для него полной неожиданностью.

Дмитрий Смирнов: Кстати говоря, через день я начал читать вообще про монастырь и узнал, что у меня в день основания монастыря день рождения. Это так прикольно было.

Параллельно со строительством храма Смирнов разрабатывал дизайн исторических выставок. Благодаря Шевкунову воцерковился.

Дмитрий Смирнов: До этого последний раз в церкви был на свое крещение.

— Что тебя поразило больше всего? Может быть, какую-то книгу тебе владыка посоветовал?

Дмитрий Смирнов: «Несвятые святые» на самом деле, если вы читали, слышали, я аудиокнигу слушал, там так это достаточно интересно подано, очень человеческим языком, то есть так интересно. Плюс я пару проповедей слушал именно владыки. То есть то, что он там говорил, я сейчас уже не помню, правда, но в тот момент, когда я это слушал, мне внутри что-то так вот, какое-то такое чувство было.

— А вы читали житие этих новомучеников?

Дмитрий Смирнов: Ну, немного. На самом деле особо про них ничего не написано.

— Кто такие исповедники, ты знаешь?

Дмитрий Смирнов: Не могу сказать. Честно говоря, в теологии я, мягко говоря, не силен.

— Многие из этих людей, они до сих пор живы.

Александр Огородников: Доставили в штаб-квартиру КГБ здесь, на Лубянке, полковник Шилкин задумчиво, смотря на меня, сказал: «Саша, мы не хотим делать новых мучеников».

Александр Огородников решил выбраться в Москву — посмотреть на новый храм Новомучеников и исповедников. Он ведь и в его честь построен.

Александр Огородников: Не поддерживаю отношения с Тихоном. Все те иеромонахи, которых он собрал вокруг себя, которые были около иеромонаха Рафаила, моего погибшего брата, все потом они потихонечку уехали. Церковь должна быть свободной. Это главное ее условие. Вне этого она теряет свою харизму и право на свободный голос. Я не хочу сказать, что это фейк, но это похоже на большую красивую игрушку. Я могу почувствовать себя чужим на празднике других, понимаете? Его открывали, естественно, никто не пригласил, хотя эти люди еще есть. Казалось бы, вот они, пока живы. Православный чекист — вот это достойная фигура. А кто мы такие? Они там думали о стране, о Родине, защищая страну от оккупантов, от «пятой колонны». А мы и есть эта самая «пятая колонна».

Георгий Кочетков: Это могло бы быть символом преодоления того, что делалось на Лубянке или от имени Лубянки на протяжении длительного времени, когда уничтожался наш народ и наша церковь, а это как раз то, что скрывают люди, которые прославляют храмы. Эти гробницы пророкам строят, а пророков-то убивают.

В интервью Дождю Тихон Шевкунов отказал: «Мне известно, что в настоящее время на Вашем телеканале снимается фильм, в котором его заказчики и авторы уделяют особое внимание моей скромной персоне. Но и этот факт нисколько не может изменить моего решения относительно невозможности нашего сотрудничества при нынешних обстоятельствах».


Митрополиту Тихону (Шевкунову) - 60 лет. НЕЗЫГАРЬ рассказывает как все начиналось.

Из биографии:

"Митрополит Тихон (в миру- Георгий Александрович Шевкунов). Родился в Москве 2 июля 1958 года. Из неполной семьи. В 1975 году окончил школу в Москве. В 1982 окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности «литературная работа» на курсе драматурга Евгения Григорьева.

Со ВГИКа дружит с Михалковым,Чавчавадзе, многими другими деятелями интеллигенции. На последних курсах ВГИКа увлекся русским православием. По совету лаврского духовника Онуфрия (сейчас- постоянный член Синода и глава УПЦ) отправился в 1982 году послушником в Псково-печерский монастырь, где периодически жил и трудился до 1986 года".

Здесь прозвучат мнения людей, знающих отца Тихона, либо соприкасавшихся с ним.

Раннюю часть биографии отца Тихона можно назвать этапом поиска. В отличие от многих клириков РПЦ, его семья не была воцерковленной. Воспитывала Гошу Шевкунову мама, по специальности ученый-микробиолог.

Приход в православие, как говорят знающие Шевкунова люди, был внутренним бунтом, попыткой найти новый мир- наделенный смыслами и мистикой; мир, который для художника Шевкунова должен был стать антитезой серого и пресного советского мира.

"Гоша Шевкунов- прошел многое в жизни. Наверное, можно сказать, что он увлекающийся. Он искал себя. И если говорить сейчас с позиции Церкви - то он испытал много грехов, которые засели в нем. Но он всегда боролся с этим, ломал себя, и он очень сильный человек".

"Он любил и он сам убил в себе любовь. В какой то момент он испугался самого себя и решил задавить свое личное я. Православие стало идеальной основой".

"Не знаю -было ли это осознание собственной инаковости или страх, что в реальной жизни, он, простой паренек, не сможет составить конкуренцию золотой молодежи. Конечно, многиесоурсники и знакомые восприняли это как капитуляцию, как слабость. Но оказалось, что Гоша Шевкунов оказался умнее, он ушел из мира и встал над ним".

Отец Тихон, и это надо помнить, выходец из " диаспоры московской интеллигенции". Наверное покажется удивительным, но митрополит Псковский Тихон вообще не имеет никакого духовного образования - он не заканчивал ни духовного училища, ни духовной академии.

"Вся духовная основа отца Тихона -это громада интеллигентских мифов о православии и православной России".

Столичный мальчик Гриша изначально не понимал и не знал большой России. Впрочем, он совсем и не знал что такое Церковь.

" Для него это было сначало какой то сказкой- а потом увлекло. Православие- фактически запрещаемое для молодежи было для Гоши (Шевкунова) вызовом, было фрондой, было бунтом. На фоне убогих советских вождей молодой парень узнал совершенно невероятных людей- послушников, с трагическими историями, и с очень сильным моральным стержнем. Правда для них была только правдой".

Отцу Тихону повезло в том плане, что его учителем стал отец Иоанн (Крестьянкин), вложивший в него какие-то смыслы и значения. Но в целом, шевкуновское православие совершенно доморощенное, придуманное, поверхносное и киношное.

"Обратите внимание, Шевкунов не прибивается к Загорской лавре, он не идет учиться в духовную академию.Нет, он не конфликтует в открытую с системой. Он уезжает в монастырь в Псков, чтобы понять себя, но при этом оставляя пути отступления. Поймите- он всегда оставляет себе пути к отступлению".

Говорят, что отец Тихон похож на своего оппонента патриарха Кирилла. И тот, и другой ставят внешний эффект, актерский как как форму общения с миром. Всегда важно следовать повестке, подстраиваться под атмосферу, актерски манипулировать слушателями и собеседниками.

Для Володи Гундяева путь в Церковь был предопределен. Его отец был настоятелем, старший брат считался одним из лучших учеников Ленинградской академии и любимцем митрополита Никодима.

Не случайно подмечено, что и отец Тихон, и патриарх Кирилл очень плохо знают православные догматы, не разбираюся в творчестве святых отцов: мало читают духовную литературу - на все это им просто не хватает времени.

Но для них это все не важно. Православие для них носит сугубо прикладной характер

Из биографии отца Тихона:

" В 1986 году митрополит Питирим забирает его в Москву в Издательский отдел.Георгий Шевкунов в команде Питирима занимается подготовкой юбилейных торжеств, связанных с 1000 летием крещения Руси. Он пишет сценарии, готовит кинофильмы, прежде всего для зарубежной аудитории. В Москве становится насельником Донского монастыря. По словам Шевкунова, в этот период возникают его контакты с сотрудниками КГБ. В 1988 году ему предложили стать сексотом, он отказался. В 1990 году патриархом был избран митрополит Алексий (Редигер). В новую патриаршую команду вошли многие знакомые Шевкунова В 1991 году в Донском монастыре его постригают в иеромонаха. В 1993 - назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря".

В 1992 году иеромонах Тихон в ходе строительных работ "обнаружит" мощи патриарха Тихона в Донском монастыре. С этого момента он становится узнаваемой персоной. Благодаря Крестьянкину он входит в круг общения патриарха, становится его фактически помощником Знакомится и заводит дружбу с референтом патриарха Андреем Кураевым и владельцем Межпромбанка Пугачевым.

С Пугачевым Тихона познакомит патриарх Алексий Второй.

"Пугачев всегда рассматривался как своеобразный дублер и возможная альтернатива Абрамовичу в Администрации, он был вхож к патриарху и решал многие его дела".

"Большая ошибка считать, что якобы с 90х годов Тихон становится неким лидером консервативных и правых сил. Отец Тихон был крайне лояльным к патриарху Алексию, тот был для него абсолютный авторитет, как и Крестьянкин. В те годы Церковь проходила очень серьезную ломку, реакционная часть Церкви объединялась вокруг питерского митрополита Иоанна. Патриарх Алексий искал этому альтернативу. Молодой, умный и хваткий отец Тихон был отличным вариантом умеренного консерватора в Москве".

"Патриарх Алексий Второй любил отца Тихона, за его энергию, увлеченность и подкупающую искренность".

"После того, как отец Тихон фактически "изгнал" обновленческую общину Кочеткова из Владимирского собора - а патриарх недолюбливал Кочеткова, ревновал его за любовь интеллигенции, Алексий Второй существенно укрепил положение отца Тихона. Тот получает благословление создать Сретенский монастырь и патриаршее назначение игуменом"

"Все происходило само собой- молодой Тихон в Москве буквально перехватывал повестку старых клириков. Не успевал престарелый митрополит Иоанн в Питере выступить с какой-нибудь речью, а отец Тихон уже фонтанировал: он был и за восстановление монархии, и против ИНН, и за русскую идею, и за русский мир. Тихон в речах был глобален, но вся эта глобальность была довольно мягкой и сходила фактически на нет".

"Известно, что патриарх не долюбливал сотрудников КГБ и не хотел иметь с ними дел. Для этого у него был отец Тихон - такой офицер связи с Лубянкой.Шевкунов тогда задружился со многими офицерами, причем большинство из них были из Службы внешней разведки, как например генерал Леонов".

Отец Тихон старался на максимум использовать любые медийные ресурсы. "Конечно, он был профессионал. Режиссер в душе не умер. Он понимал что такое телевидение и как надо работать с камерой и зрителем. Он близко сошелся с бывшей звездой советского телевидения Александром Крутовым и создал на деньги Пугачева издательский дом Русский мир, создавали с Желонкиным и Толстым телеканал Московия".

Где-то в 1997 или в 1998 году отец Тихон знакомится с Владимиром Путиным. Существует несколько версий как это произошло. По одной - Тихона с будущим президентом познакомил генерал Леонов; по другой - знакомство состоялось благодаря банкиру Пугачеву.

В августе 1999 в Петербурге умирает отец Путина. Владимир Спиридонович болел раком, умирал тяжело. "На похороны отца приехали Пугачев и отец Тихон. Путин был очень тронут этим".

Именно с этого момента журналисты начинают называть Тихона "духовником Путина".


"На самом деле, Тихон никогда духовником Президента не был. Тот исповедуется либо монахам Валаамского монастыря, либо по случаю во время посещения церквей. Никто не владеет информацией о грехах Президента, кроме Бога". Чаще всего исповедует Президента наместник Валаамского монастыря Панкратий, ярый реакционер и мистик. "У отца Панкратия очень сложные отношения как с Тихоном,так и с патриархом Кириллом".

После того, как Путин станет Президентом у отца Тихона возникнет глобальный проект объединения РПЦ и РПЦЗ. "Этим планом в 2000 году Тихон увлек всех - и молодого Президента, и старого Патриарха, и патриотов, и либералов. Мало кто верил, что у Шевкунова что-то получится. Но у него получилось и Тихон вошел в ближайшее окружение Президента".

Объединение РПЦ и РПЦЗ - было сильнейшим репутационным проектом. Московская патриархия мечтала об этом,но как подступиться к решению вопроса не знала.

Идея была давняя, ей занимались и патриарх Алексий первый и Пимен. Но очень были сильны конфликты.

РПЦЗ, по сути, была намного консервативнее РПЦ и по воззрениям, и по интерпретации православных догматов.

"Это был сгусток антисоветизма, антикоммунизма, антиэкуминизма, борьбы с масонами и жидами, веры в святого Императора Николая. Они обвиняли официальную патриархию в грехе симфонии с коммунистическим государством, в сотрудничестве со спецслужбами. Строить диалог было очень трудно".

Проектом объединения занимались многие - тут были и структуры РПЦ, и эмигранты, и МИД, и СВР (новый директор Сергей Лебедев- товарищ Президента по германии- до своего назначения 2 года проработал представителем СВР в США и имел представление о проблеме).

Но основным мотором объединения был отец Тихон.

Во-первых, шли неофициальные контакты с русской диаспорой в США и европе. Отцу Тихону серьезно помогла дружба с Зурабом Чавчавадзе- представителем великого князя Владимира Кирилловича в России, родственником патриарха Илии Второго.

Чавчавадзе был также родственником князя Давида Павловича Чавчавадзе, внука Великого Князя Георгия Михайловича, убитого в 1919 году в Петропавловской крепости.

Через него Тихон познакомился с князьями Голицыными, Борисом Йорданом, Сергеем Паленом. Всех их позднее Сергей кургинян назовет потомками офицеров абвера и вермахта. И все они составят основу Фонда Константина Малофеева, который станет зятем Зураба Чавчанадзе.

"Были найдены связи с ветвью Николаевичей (Романовы) и Майклом Кентским".

Все они так или иначе участвовали в процессе объединения.

Но основная придумка отца Тихона была гениальной. Он придумал "перехватить" все узлы управления РПЦЗ.

Речь шла как о финансовых, так и управленческих.

С первыми помогли связи с протоиреем Петром Холодным. С 1993 года он был казначеем Архиерейского Синода РПЦЗ. Занимал эту должность до 2005 года.

"Холодный был интересным инвестором. Он пришел руководить финансами РПЦЗ в самый критический момент. По сути он спас РПЦЗ от банкротства. Он построил интересные связи с Москвой. Известно, что практически весь капитал РПЦЗ Холодный вложил в акции Норильского никеля. Это было где-то 75 млн долларов".

"С 2000 года Петр работал в качестве консультанта "Норникеля" по сбыту, затем, с 2001 - как генеральный директор холдинга "Норимет", эксклюзивного дистрибьютора "Норникеля" на международных рынках".

Петр Холодный -внук протопресвитера Александра Киселева, духовника генерала Власова и РОА.

"Фактически Синод РПЦЗ в какой-то момент оказался поставлен перед фактом- все деньги оказались переведены в Россию".

"Позднее Петр Холодный покинул РПЦЗ, говорят что был какой то конфликт. Он возвращался в Норникель. Работал вместе с Мовчаном в компании "Третий мир".

В июле 2001 года в руководсте РПЦЗ произошел мятеж. Митрополит Виталий, руководивший РПЦЗ с 1986 года был отправлен на покой. Именно он занимал жесткую позицию противодействия объединения с РПЦ МП.

Кроме того, митрополит Виталий обвинял членов Синода - Марка и Алипия в сотрудничестве и сговоре с Москвой.
"Вы должны понимать - кто такой отец Тихон. Он хороший стратег. Он все просчитывает и строит сложные схемы. С митрополитом Климентом ему было бы сложно конфликтовать, а с Кириллом - была целая программа поведения".

"Патриарх Кирилл назначил его руководителем Патриаршего совета по культуре, президент Медведев - членом Президентского совета по культуре. При Медведеве отец Тихон выбил идею реализации проекта "Моя история". Не забудьте, что при Кирилле отец Шевкунов стал епископом".

"Многие в окружении патриарха говорили, что отец Тихон был инициатором конфликта патриарха с Юрием Шевченко (история нанопыли). Вбросы о сожительстве с Лидией Леоновой, история с часами, история Пусси и кампания против голубого лобби в РПЦ- это все якобы работа отца Тихона"

Но не все согласны, что история Пусси связана с отцом Тихоном. "Это не его идея. Но отец Тихон критиковал патриарха и просил смягчить наказания Толоконниковой".

По словам источника, "отец Тихон старался минимизировать контакты с силовиками. В 2009 году его друг Пугачев получает гражданство во Франции и уезжает из России. У Шевкунова возникает два партнера - братья Ротенберги- через массажиста Голощапова и Малофеев".

По Москве ходит такая история: «Одного из чиновников принимают на высокую должность. Советник Путина по кадрам Виктор Иванов как бы между прочим спрашивает: а как относишься к православию? Кандидат был подкованный и ответил правильно. «А почему бы тебе не окреститься?» – задушевно спросил Иванов и тут же позвонил модному священнику, настоятелю мужского монастыря на Лубянке отцу Тихону. И они вместе приняли нового работника – и в лоно церкви, и в ряды администрации».

Многие из нынешней элиты могут про себя сказать: «Все мы вышли из одной купели». А нательный крестик стал так же важен, как раньше – партбилет. Доживем ли мы до того дня, когда вороватых чиновников будут насильно постригать в монахи – одному Богу известно. Ну, может, еще отцу Тихону. Молва и источники (которые нельзя указывать) упорно называют его личным духовником президента Путина.

– Что я вам, Ришелье какой? – не без кокетства отвечает на такие подозрения сам отец Тихон.

Вера поТИХОНьку

В Нью-Йорке на встрече с руководством Русской православной церкви за рубежом Путин чуть не оконфузился. В шеренге благообразных старцев ему нужно было узнать самого главного – митрополита Лавра. ВВП чуть замешкался, потом уверенно направился к священнику с самой длинной бородой. Следующий кадр запечатлели все телекамеры. Щупленький, невысокий монашек подскочил к Путину и развернул его в нужном направлении. «Монашком», направившим президента на верный путь, был архимандрит Тихон.

Вскоре священник сам дал интервью греческой газете «Страна», после которого его прочно записали в «духовники Путина» – слишком уж много душевных тайн президента знает батюшка.

– Президент России, – сказал отец Тихон журналисту, – действительно православный человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность перед Богом...

Свечку на исповеди президента, конечно, никто не держал. Но многие хотели бы знать: в чем и перед кем кается Владимир Путин?

Душа человека – потемки. А что творится в душе президента страны, простым смертным и вовсе неведомо. Человек, протоптавший туда дорожку, не может быть заурядным. Об отце Тихоне ходят полярные оценки – от восторженных до резко ругательных. Для смиренного православного монаха – даже слишком полярные. Нам, бывшим советским людям, трудно представить отношения главы государства со своим «духовным отцом». В конце концов, не спрашивает же он у него благословения на подписание законов? Поэтому с кем только отца Тихона не сравнивают – и с Григорием Распутиным, и с Гришкой Отрепьевым и другими монахами, влиявшими на царей и на судьбы страны.

Житие Георгия Шевкунова

Отец Тихон моложе своего «духовного сына» – Путина на 6 лет, но, говорят, они даже характерами похожи – оба очень энергичные. Сближает их, видимо, и то, что отец Тихон интересуется политикой.

До монашества у Тихона была обычная советская жизнь, и в молодости он даже пережил «богемный период».

Тихон – имя монашеское, в детстве будущего архимандрита звали Георгий. Соседи помнят его как Гошу.

– Гоша с детства был очень болезненным. Астма, пневмония, хромота – физически слабый, что и говорить, но темперамент у него всегда был огонь, – вспоминает один из студенческих друзей Шевкунова.

– Я его прекрасно помню, – говорит дворничиха из соседней с Шевкуновыми квартиры на южной окраине Москвы на улице Красного маяка Роза Тавлиханова. – Его мама до сих пор у меня за стенкой живет. Гоша приезжает к ней, но не часто. Знаю, что мама долго не принимала его решение уйти в монастырь. Но сейчас вроде успокоилась. У Гоши все хорошо, ездит по заграницам. Недавно он сделал для своей мамы евроремонт в этой квартире. Он с детства очень отзывчивый был. Если я болела, всегда забегал: вам лекарств не купить? У Гоши было два закадычных друга, и с обоими несчастья произошли. Один сошел с ума и лечится сейчас в психбольнице. А второму стало плохо с сердцем в метро, и он умер.

– Пришел я на вступительный экзамен во ВГИК, а там сидят абитуриенты – дядьки взрослые, бородатые. А впереди, смотрю, мальчик на вид лет 12 от силы, – вспоминает однокурсник Владимир Щербинин. – Это и был Гоша Шевкунов. Поступили мы оба. И подружились. В студенчестве он был одновременно и любимцем курса, и, можно сказать, хулиганом. Только не спрашивайте подробностей – все равно не расскажу.

Сокурсники Шевкунова до сих пор помнят, как он подрался с одним будущим известным журналистом. Тот, кстати, этого не забыл и до сих пор пишет про давнего обидчика критические гадости. (А некоторые слова и поступки неоднозначного священника Тихона на самом деле дают к этому повод.)

– У нас во ВГИКе преподаватель был по древнерусскому искусству, – продолжает воспоминания Щербинин. – Он был православный человек даже в то, советское время. И мало того, что не скрывал этого, так еще студентам рассказывал такие вещи, которые больше негде было почерпнуть. Мы даже после занятий собирались... У Гоши появилась своя Библия – тогда ее трудно было достать, но он у нас всегда шустрый был.

После окончания института интерес к религии у выпускника-кинематографиста не прошел. Георгий Шевкунов поехал во Псково-Печорский монастырь – один из главных православных центров в советское время. Здесь жил известный старец-провидец ХХ века Иоанн Крестьянкин – он и стал духовным отцом для будущего архимандрита.

– Георгий жил в монастыре наездами лет 8, – вспомнил Владимир Щербинин. – Работал на скотном дворе. Когда он принял решение постричься в монахи, мама его долго не благословляла. Она – ученый, всю жизнь занималась микробиологией. Время было советское, и понять увлечение сына религией ей было трудно. Смирилась она только через 8 лет.

Георгий-Тихон не прогадал. Его ждала жизнь интереснее любого кино.

Сам себе режиссер

Тихон стал нетипичным монахом. Вокруг новоиспеченного послушника возникало слишком много скандальных сюжетов – с ним, Тихоном, в главной роли. Недоброжелатели называли это «саморекламой», а друзья – следствием слишком живого характера.

Приняв постриг, Тихон переехал в Донской монастырь в Москве. Однажды ночью монастырь сгорел, и Тихон во всеуслышание обвинил во всем неких «иностранных агентов».

Вскоре в церковных стенах разыгралась еще одна «голливудская» история. Патриарх отозвал наместника Сретенского монастыря Георгия Кочеткова, а на его место назначил «своего человека» – молодого и преданного Тихона Шевкунова. Сретенский монастырь находится в центре города, на Лубянке. Церковь и государство тогда начали стремительно сближаться, и оставлять на таком важном месте «неуправляемого» Георгия Кочеткова и его сторонников было неосмотрительно. Изгнанные монахи уходить не хотели, поскольку своими силами восстановили здание, разрушенное в советские годы.

– Мы придем один раз, проведем службу во дворе, потом второй раз. А в третий раз мы явимся сюда с казаками, – тихим голосом сказал новый наместник монастыря на Лубянке.

– Мы так и сделали, – рассказал Владимир Щербинин, который в итоге стал иконописцем и оказался свидетелем дележа монастыря. – Дело было зимой, и после службы на морозе Тихон сильно простудился. Но не отступил.

Следующий раз на территории монастыря он появился с «черной сотней» – боевым казачьим подразделением под православными знаменами. Сторонники Георгия Кочеткова сдали монастырь без боя.

После этой истории про Тихона стали говорить: у него «бульдожья хватка».

Из наместнического кресла уже были видны окна кабинета Владимира Путина, где бессмертная душа будущего президента в то время трудилась на должности директора ФСБ.

Дорога к храму

О том, как встретились два лубянских начальника, ходят разные версии.

Одна гласит, что Путин сам пришел в храм, потому что тот был поблизости от его работы.

Другая версия: Шевкунова и Путина познакомил генерал КГБ, сейчас – депутат Госдумы Николай Леонов. Путин еще только начинал «ходить в разведку», когда Николай Леонов уже стал вторым человеком в Первом управлении КГБ и, как говорят, курировал лично Фиделя Кастро и всех наших джеймсбондов на американском континенте.

– Я в этом процессе не участвовал, – развенчал Леонов с ходу эту версию. – И самого президента я в Сретенском храме не видел. Я слышал, у него собственная церковь на Валааме. Думаю, и в Москве ему есть где справлять личные, неполитические ритуалы. Но в Сретенском храме среди прихожан я частенько вижу бывшего генпрокурора Владимира Устинова, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, представителя президента по ЦФО Георгия Полтавченко, депутата Сергея Глазьева...

Окружение Тихона настаивает на самой бытовой из всех версий знакомства.

– Отец Тихон проводил восстановительные работы в монастыре – строил, перестраивал... Но чтобы возить грузы по Лубянке, а тем более копать, нужно было специальное разрешение – там же самые разные провода под землей пролегают... За таким разрешением нужно было идти к первому лицу ФСБ – Путину то есть, – рассказал Владимир Щербинин. – Так они и познакомились.

Придворный монах

Тихон громко приветствовал вступление Путина в должность президента и вслух порадовался «концу эпохи ельцинизма». В начале своей церковной карьеры пламенный монах любил звучные заявления по разным поводам. То клеймил введение ИНН, то выступал против приезда Дэвида Копперфилда в Россию.

А «серым кардиналом» Тихона начали называть после того, как он стал сопровождать Путина в разных важных поездках. В 2001 году под руководством отца Тихона первый «по-настоящему» православный президент России совершил поездку (в церковных кругах ее называют паломничеством) по северным монастырям России и святым местам Греции.

Перед смертью старца-чудотворца Иоанна Крестьянкина отец Тихон свозил к нему президента. Общались они с глазу на глаз целый час, и, как говорят, руководитель большой страны вышел потрясенный и немного растерянный и будто бы даже сказал:

– Совсем мало времени осталось...

Наконец, в Нью-Йорке на встрече по объединению РПЦ с Русской православной церковью за рубежом Владимира Путина сопровождал опять же отец Тихон. Такая близость к первому светскому лицу даже вызывает законную ревность в рядах РПЦ. Неслучайно один из бывших «подчиненных» Шевкунова по Сретенскому монастырю уже дослужился до епископа, а Тихон все еще архимандрит.

Демократы шепчутся об антилиберальном влиянии Тихона на Путина.

– У нас никогда не бывает никаких паршивых демократов, только патриоты! – похвастался мне «чистотой рядов» прихожан один из частых посетителей храма на Лубянке.

– Тихон всегда исповедовал консервативно-патриотические взгляды, – утверждает генеральный директор информационно-аналитического центра «СОВА» Александр Верховский. – Если коротко: православие, самодержавие, народность. Он из государственников в рясах. Но вряд ли он духовник президента, скорее просто один из его советников по церковным вопросам.

О попе и его работниках

При Тихоне Сретенский монастырь разбогател. Хор монахов выступает в Кремле и даже гастролирует за границей. Лубянское подворье, как меня убеждали, выпускает и продает больше православной литературы, чем вся Московская патриархия. Батюшка – хороший хозяйственник. Но для некоторых дел только его и Божьей воли мало. Нужна еще президентская.

В 2000 году по просьбе Патриарха правительство передало в собственность Сретенскому монастырю памятник федерального значения – бывшую усадьбу племянника генерала Ермолова в Рязанской области с шикарным особняком, дворовыми постройками и большим английским парком. Там, где несколько веков назад жил родственник легендарного покорителя Кавказа, будет основан скит – нечто вроде загородной резиденции Сретенского монастыря. Многомиллионные восстановительные работы ведет государственная структура – Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.

Я хотела заехать и посмотреть, как будет устроен монашеский быт в бывших хоромах. Но туда никого не пускают:

– Вы что! Это мужской монастырь!

И не придерешься.

Рядом с усадьбой был отстающий колхоз. Его отдали монастырю как полезную нагрузку к усадьбе.

– Подвели нас под монастырь, – хохмят колхозники. Но сильно не ропщут. Для них средняя зарплата 3400 рублей в месяц – уже неземная благодать. Раньше и этого не было. Инвесторы в рясах уже вложили в хрюшек и буренок 17 миллионов монастырских денег, а вместо колхозной рухляди закупили новые тракторы. Работники в хозяйстве наемные, а финансовый директор – монастырский, отец Гермоген знает бухгалтерию, как «Отче наш». Хоть и называет себя на старый лад – эконом.

В Москве отец Тихон тоже явно претендует на расширение своей территории – монастырь давно настаивает на отселении «неудобных соседей» – французской школы. Какое-то время назад два богоугодных заведения открыто конфликтовали. Но «крестовый поход» против школы не удался – поднялись ученики, родители, пресса. Клерикалам пришлось отступить.

– Сейчас они нам даже помогают – с уборкой территории например. Но мы боимся, что это лишь затишье перед бурей, и никаких интервью не даем, – сказали мне в администрации школы. И повесили трубку.

Кто еще претендует на душу президента

Душа у президента широкая. Говорят, в последнее время на свое место в ней появились и новые претенденты от церкви. Один из главных в этом списке – старец Кирилл, духовник трех последних российских патриархов, в том числе и Алексия II. Ушел в монастырь после Великой Отечественной. Отец Кирилл живет в резиденции Патриарха Алексия, и, как рассказывают, к нему до сих пор стоит очередь из страждущих совета, благословения или исцеления.

Другой – настоятель Валаамского монастыря игумен Панкратий. Одного того, что Путин подарил Валааму яхту за 1,5 млн $, достаточно, чтобы поверить в особую расположенность президента к северной обители. Чиновники и бизнесмены тоже задаривают Валаамский монастырь: недавно им отписали Зимнюю гостиницу и преподнесли мобильную дизельную электростанцию.

Есть в этом списке и один из одноклассников Путина, который стал монахом и священником в одном из крупных столичных храмов. При слове «Путин» он бросает трубку. А вживую держится с той особой самоуверенностью, которую дает близость не только к Богу, но и к президенту.