Домашние химические фокусы для детей: волшебство на кухне. Химические фокусы




Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сырое куриное яйцо;
  • стакан.

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Цветок-хамелеон

Исполнитель показывает зрителям шесть тюльпанов: три красных и три синих. Отодвигает на расстояние 10 шагов друг от друга два стула и на каждый ставит по стакану. Затем дает красные тюльпаны одному из зрителей, а синие - другому и просит их хорошенько запомнить цвета. После того, как все это проделано, он ставит красные тюльпаны в один стакан, а синие - в другой. Оба стакана покрывает яркими шелковыми платками и поручает зрителям-помощникам их охранять. А теперь несколько минут терпения, которые можно занять разговором. "Волшебство наших тюльпанов заключается в том, - говорит фокусник, - что они сами без посторонней помощи меняют свои места, причем происходит все очень скрытно, как бы мы внимательно не следили". По прошествии времени вы просите помощника, охраняющего красные тюльпаны, снять платок и проверить - на своем ли месте то, что он сторожил. Ко всеобщему удивлению, красные тюльпаны неизвестным образом исчезли, а в стакане оказались синие. То же самое случилось и у второго зрителя: вместо синих у него в стакане стоят красные тюльпаны.

Секрет фокуса

Из белой материи сделайте шесть искусственных тюльпанов. Приготовьте два крепких настоя, один красного лакмуса, другой - синего. Затем окрасьте каждую тройку в свой цвет. Перед выступлением налейте в один стакан немного уксусной эссенции, в другой - столько же нашатырного спирта. В стакан с уксусной эссенцией надо поставить синие, а в стакан с нашатырным спиртом - красные тюльпаны. От действия уксусных паров синие тюльпаны будут постепенно краснеть, а от паров нашатырного спирта красный цвет изменится на синий.

Дым в стакане

На сцене на столе стоят стакан с блюдцем. Фокусник берет блюдце и накрывает стакан. Отойдя на несколько шагов, закуривает и объявляет зрителям, что может на расстоянии наполнить стакан дымом. Сделав две-три затяжки, он впускает несколько клубов в сторону стола, и в стакане появляется дым.

Секрет фокуса

Манипулируя стаканом и блюдцем, нужно незаметно от зрителей пустить в стакан две-три капли соляной кислоты, а дно блюдечка смочить нашатырным спиртом. Когда вы накрываете стакан блюдцем, начинается химическая реакция, сопровождающаяся выделением белых паров, похожих на табачный дым. Перед демонстрацией фокуса нужно потренироваться и определить время, реакции, чтобы закурить к моменту её начала.

Горящая вода

Исполнитель показывает зрителям совершенно пустой прозрачный стакан. Затем он берет с иллюзионного стола кувшин с водой и наливает в стакан воду. Вот тут-то и происходит чудо. Вода, наполнившая стакан, вспыхивает и горит ярким пламенем. Фокусник ставит кувшин с водой на стол, а вода в стакане, который он держит в руках, продолжает ярко гореть.

Секрет фокуса

Данный фокус основан на взаимодействии химических составов. Реквизит его состоит из стеклянного кувшина для воды и чайного стакана. И стакан и кувшин должны быть из прозрачного стекла. Кроме того, придется раздобыть кусочек металлического калия. Понадобится и небольшой флакон эфира. Расходовать эфир придется понемногу, поэтому одного пузырька хватит на 10-15 выступлений.

Перед демонстрацией фокуса нужно прежде всего достать из банки пинцетом (он всегда будет необходим для данного фокуса) металлический калий. Его кладут на крышечку банки и лезвием отрезают от него кусочек, величиной примерно в половину рисовой крупинки. Этот кусочек калия прикрепляют к внутренней стенке стакана чуть выше середины.

Затем стакан ставят на иллюзионный стол. Кувшин наполняют водой, вливют в него две чайные ложки эфира и ставят на стол рядом со стаканом.

Эфир легче воды, поэтому он будет плавать на поверхности.

Показывая стакан зрителям, исполнитель держит его большим и указательным пальцами так, чтобы спрятать крупиночку металического калия от глаз зрителей.

Затем фокусник берет кувшин и наливает в стакан воду. Как только вода дойдет до металлического калия, эфир, соединившись с ним, воспламенится. В стакане возникает настоящий пожар, хотя исполнитель налил туда всего-навсего обыкновенную воду. Как только последняя капля эфира исчезнет, огонь погаснет. Исполнитель ставит стакан с водой на стол и заканчивает фокус.

Химическая змея

Кусок сухого горючего (например, таблетки, содержащих уротропин) пропитайте в течение нескольких минут раствором аммиачной селитры и просушите. Эту операцию нужно повторить ещё раз. В растворе таблетки долго держать нельзя, так как они растворяются. С самими таблетками фокус может получиться плохо, поэтому лучше из таблеток вырезать кубики.

Если теперь поджечь высушенный кусочек, то нитрат аммония, разлагаясь с выделением большого количества газов, вспучит горючую смесь, превращая её в рыхлую змею. Если такую "змею" осторожно взять за голову, её легко можно закрутить в спираль.

Самовоспламеняющиеся свечи

В руках у вас две негорящие свечи. Покажите их зрителям. После этого на мгновение соедините их вместе фитилями, произнесите "заклинание". Над ними появится дым, а вслед - и огонёк. разведите свечи в разные стороны - к удивлению зрителей, они сами собой воспламенились.

Секрет фокуса

Как этого добиться? Две настоящие (одинаковые по размеру) свечи приготовлены заранее. Конец фитиля одной из них присыпан порошком марганцовки, другой пропитан жидким глицерином (достаточно 2 или 3 капли). пользоваться глицерином и марганцовкой нужно осторожно. Если такие фитили соединить, выдержать небольшую паузу, пока не произойдет реакция, обе свечи окажутся горящими.

Огонь - художник

На огнеупорной подставке прикреплена обыкновенная газета. Если её аккуратно поджечь, она сгорит, но не вся. На подставке останется чёткая газетная аппликация выбранного вами рисунка (например, луна или цветок).

Секрет фокуса

Как этого добиться? Нужна предварительная подготовка. Сделайте трафарет предмета, силуэт которого ярко выражен. Наложите трафарет на газету и весь объём тщательно пропитайте раствором из натуральных квасцов. они придадут газете огнеупорность.

Приколите газету к подставке. Раствора после высыхания не видно. Кнопку воткните в верхнюю часть силуэта. Поднесите снизу горящую спичку - газета сгорит, а пропитанный силуэт останется целым.

"Волшебный" художник

На сцене появляется исполнитель. Он идёт, покуривая, с газетой в руках; внимательно просмотрев газету, подходит к подставке и подвешивает газету к ней. Затем делает пару затяжек и в нескольких местах прикасается горящей папиросой к газетному листу. Потом он отходит от газеты к иллюзионному столу, приготавливая реквизит к очередному фокусу. В зрительном зале возникает оживление: огонёк, зажженный папиросой, начал скользить по газетному листу, отчётливо выводя буквы, которые через некоторое время образовали целую фразу: "У нас не курят!". Затем появился и портрет курильщика с папиросой во рту.

В зале раздаются смех и возгласы удивления. Как же всё-таки возник на газете рисунок от простого прикосновения папиросы?

Секрет фокуса

Газета, папироса и подставка - вот на первый взгляд и весь реквизит для данного фокуса. Но главное в нем принадлежит химии. Понадобится раствор калиевой селитры (азотнокислотного калия) из расчета 0,5 чайной ложки на 1 столовую ложку теплой воды. Чем крепче раствор, тем быстрее будет скользить огонек по газете. Буквы наносят на газетный лист кистью или специальным пером. Фраза должна составлять непрерывную линию, чтобы огонек не останавливался, скользя по написанному. Поэтому шрифт должен быть соответствующим образом продуман. Портрет следует рисовать с учётом этих же особенностей.

Прежде чем нанести состав на газету, надо тщательно проверить возможность скольжения огня по буквам. Нанеся текст на бумагу, надо сразу же отметить точки, к которым должна прикоснуться горящая папироса, так как при высыхании состава на газете не сохранится никакого следа от написанного.

Если фокус демонстрируют в небольшом помещении, то после окончания его комнату следует обязательно проветрить, так как селитра при сгорании выделяет неприятный запах. В большом помещении это не заметно.

Данный фокус можно сделать очень злободневным. В праздничные дни исполнитель пишет слова поздравления, начиная с небольших фраз. Можно нанести на газету сатирические рисунки, высмеивая тунеядцев, хапуг, бюрократов. Словом, содержание номера целиком зависит от исполнителя.

Всем детям очень очень нравятся фокусы. Одни дети любят просто смотреть за тем, как кто-то выполняет фокусы, ну а другие стараются делать их сами. Фокусы для детей являются чем-то волшебным и необычным. И даже самые простые фокусы могут заставить детей поверить в чудеса.

Превращаем воду в молоко

В один стеклянный стакан поместите пять ложек хлорида кальция, во второй такое же количество карбоната натрия. Каждый из стаканов примерно на треть наполняем водой и перемешиваем. Получаются 2 прозрачных раствора. Если слить оба прозрачных раствора вместе получим белую жидкость — «молоко»! Это наглядный результат химической реакции! Правда такое «молоко» недолговечно, очень быстро вся красота выпадает в осадок. Поэтому не тратьте время и проведите обратное превращение молока в воду. Для этого добавьте в белую жидкость лимонную или уксусную кислоту. Раствор, мнновенно «вскипев», вновь станет прозрачным! Конечно кипит вода не по настоящему, это всего лишь пузырьки углекислого газа — продукт очередной химической реакции.

Цветной дождь

Для проведения первого фокуса необходимо подготовить воду, пакет на молнии, пищевой краситель, немного фантазии и лишние руки. Необходимо подкрасить воду при помощи красителя. Чтобы фокус был более правдоподобным, на пакет наносятся различные волны и облака. После этого в пакет заливается вода. Пакет плотно закрывается и на липкую ленку приклеивается к поверхности окна. Конечно результат придется немного подождать, но оно того стоит. Спустя время вы увидите в своем доме личную погоду, дети смогут наблюдать за тем, как в маленькое море льется дождь. Понаблюдать за дождем можно будет в течение нескольких дней.

Торнадо в бутылке

Для второго фокуса потребуется стеклянная банка с крышкой, вода, блестки, жидкость для мытья посуды и сила. Банка заполняется водой на три четверти, в нее добавляется жидкость для мыться посуды. Буквально сразу же добавляется краситель и блестки. Теперь вы можете наблюдать самое настоящее торнадо. Закрываем емкость, раскручиваем по спирали и наблюдаем.

Фокус с сиропом

Для третьего фокуса нам потребуется стакан горячей воды, несколько маленьких стаканчиков, шприц, столовая ложка и любопытный малыш. Берем Skittles 10 фиолетовых, 8 зеленых, 6 желтых, 4 оранжевых и 2 красных конфетки, в каждый стакан наливаем по две столовые ложки воды. Необходимое количество конфет раскладываем по стаканам. В горячей воде конфетки растворятся быстрее. После того как конфетки растворятся, при помощи шприца заливаем цвета в небольшую баночку, начинать следует с самого плотного фиолетового цвета и заканчивая самым прозрачным красным. Капать сироп следует с предельной осторожностью, иначе все цвета просто перемешаются. Лучше всего капать по стенкам стакана, таким образом, сироп будет медленно сползать вниз. В результате должно получиться весьма радужное варенье.

Понятно, что все дело заключается в особой плотности сиропа, чем он будет плотнее, тем быстрее он пойдет к низу, ну а менее плотный сироп будет плавать наверху. Получается довольно красиво и интересно, главное, что дети от этого просто в восторге.

Все вышеперечисленные фокусы действительно крайне простые, но вместе с тем, детям они нравятся, так что, почему бы их не порадовать.

Химические фокусы

Фокус с превращением «воды» в «молоко».

В одном стакане растворите небольшое количество BaCl 2 . а в другом – серную кислоту (разбавленный раствор). Полученные растворы будут прозрачными, и на вид ничем отличаться от воды не будут. Растворы слейте вместе, получите жидкость молочного цвета. Раствор после выполнения опыта надо убрать, потому что осадок вскоре опустится на дно, и ребята увидят, что это никакое не молоко.

Можно данный опыт выполнить по-другому:

Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду:

В одном стакане приготовить раствор CaCl 2 , в другом – столько же раствора Na 2 CO 3 ,(объем раствора не должен превышать 1/3 стакана). Полученные растворы на вид ничем отличатся от воды не будут. Слейте оба раствора – и получите жидкость белого цвета, как молоко. Сразу же добавьте к жидкости раствор HCl в избытке – «молоко» мгновенно закипит и станет вновь «водой».

Фокус с превращением «воды» в «кровь».

Налейте в большой стакан чистой воды. В другом стакане приготовьте раствор уксусной кислоты (его для себя пометьте каким-либо образом). В следующем (третьем) стакане приготовьте раствор Na 2 CO 3 , в четвертом – раствор фенофлателеина. Сухие реактивы заливайте малым количеством воды и размешивайте до полного растворения! Все полученные растворы по виду ничем не будут отличаться от воды. Теперь приступим к опыту.

В начале надо убедить ребят, что в стаканах налита чистая вода. Для этого можно отпить несколько глотков из стакана с водой. Затем перелейте всю воду из двух стаканов в большой стакан (кроме стакана с уксусной кислотой!). на глазах ребят жидкость станет красной, как кровь! Добавьте к полученной «крови» раствор уксусной кислоты – жидкость обесцветится, «кровь» вновь стала «водой».

Фокус с «кровавой раной».

Приготовьте 2 мл. разбавленных раствора – FeCl 3 и KNCS (или NH 4 NCS). Для опыта понадобится пластмассовый ножик (как в наборах одноразовой посуды). Фокус можно продемонстрировать на себе, а можно вызвать кого-нибудь из ребят. Промойте ладонь ватой, обильно смоченной раствором FeCl 3, а прозрачным раствором KNCS смочите ножик. После этого проведите ножом по ладони. На подставленную заранее бумагу обильно потечет «кровь». «Кровь» с ладони смойте ватой, смоченной раствором NaF. «Кровь» при этом превратится в «воду».

Фокус, как невидимое сделать видимым.

Такие фокусы отлично получаются с хлоридом кобальта CoCl 2 . для опыта готовят сильно разбавленный раствор CoCl 2. В полученный раствор обмакните перо и нарисуйте или напишите что-нибудь на бумаге. Дайте высохнуть (лучше, если вы приготовите надпись заранее). После высыхания линии на белой бумаге практически незаметны, т.к. образующийся при высушивании кристаллогидрат CoCl 2 * 6H 2 O бледно-розового цвета. Но если вы листок подогреете, то часть кристаллизационной воды удалится и соль приобретет синий цвет. Если вы вновь увлажните ее (например, подышав на бумагу или еще лучше, подержав над паром), то надпись вновь исчезнет, т.к., вновь образуется кристаллогидрат.

Для выполнения фокуса, подготовленный заранее листок с надписью подержите над электроплиткой или над открытым пламенем, но на достаточном расстоянии, чтоб бумага не вспыхнула. Вскоре надпись проявится и станет голубовато-синего цвета. После этого вновь увлажните листок, подержав его над паром или просто подышав на него. Надпись вновь исчезнет. И так можно повторять много раз.

«Извержение вулкана»

Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

Используемая литература:

Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна; Л. С. Гузея и др.; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.- М.:ВАКО,2005.-368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов, влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

https://youtu.be/ukzxfFKKAxc...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная предметная линия нацелена на...


Учить играя. Эти слова можно назвать основным правилом педагогики, ведь игровая форма занятий способствует лучшему запоминанию полученных знаний и их закреплению. Кроме того, она является лучшим способом заинтересовать ребенка, а это уже более 50% успеха. Убедитесь в эффективности методики, попробуйте сделать простые химические фокусы вместе с ребенком. Замечательные эмоции и приятные впечатления вам гарантированы.

Домашний химический фокус: как подготовиться

Если вы решили превратить квартиру в химическую лабораторию, не забудьте позаботиться о безопасности. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с описанием опыта и убедитесь, что в нем не будут применяться легковоспламеняющиеся и опасные вещества. Подбирайте эксперименты по возрасту: десятилетнему ребенку понравятся фараоновые змеи, а вот дошкольникам опытов с огнем лучше пока не демонстрировать. Никогда не оставляйте ребенка одного, даже если вы уверены в безопасности используемых веществ. Все действия должны выполняться под вашим строгим контролем, а если ребенок еще совсем маленький, то лучше ему остаться в роли зрителя. Поверьте, впечатлений и эмоций в этом случае будет не меньше.

Химические фокусы в домашних условиях: что заинтересует самых маленьких?

Прививать любовь к науке стоит еще с пеленок. Поэтому не поленитесь показать вашему малышу несколько простых химических опытов. В 2-3-летнем возрасте он еще воспринимает увиденное как таинственный и захватывающий фокус, но маленький вклад в то, чтобы ребенок в будущем не прогуливал уроки химии, будет сделан.
Самый простой домашний химический фокус для самых маленьких – обычная реакция нейтрализации: насыпьте в глубокую тарелку пищевой соды и полейте ее уксусом. Сода начнет пениться, образуя большие пузыри. Можно проявить немного фантазии и добавить в соду несколько крупинок пищевого красителя. В белой кучке он будет едва заметным, однако при контакте с уксусом образуются красивые цветные пузыри.

Для юных шпионов

Какие же мальчишки не мечтают стать шпионами? Помогите им в этом, научив готовить невидимые чернила. Написать тайное письмо очень просто: вместо красок нужно взять молоко. Когда листок подсохнет, нагрейте его пламенем свечи или утюгом и надпись станет видимой. Также в качестве тайных чернил можно использовать сок лимона.

Домашний химический фокус: немного медитации

Помните популярные ночники лава-лампы? Есть возможность приготовить это замечательное средство для релаксации самостоятельно. Для этого вам понадобится высокая бутылка, масло, вода, краситель и таблетка аспирина. Чуть больше половины бутылки следует заполнить маслом, а остальные залить водой. После того как вода окажется внизу, добавьте несколько капель пищевого красителя и постепенно бросайте кусочки таблеток. Эффект вас непременно удивит.

Фараоновые змеи

Этот химический фокус имеет давнюю историю: еще в Древнем Египте жрецы демонстрировали его народу, чтобы напугать других и подтвердить свою связь с «высшими силами».
Существует несколько реакций, в результате которых образуется пористый продукт, напоминающий змею, которая вылезает из пламени. Наиболее простой из них является горение глюконата кальция. Этот опыт легко сделать в домашних условиях: положите таблетку глюконата кальция на таблетку сухого спирта и подожгите. Уже через несколько секунд вы сможете наблюдать за необычным явлением. Будьте осторожны, этот фокус подходит только для старших детей.

7 струн радуги

Всем детям очень нравятся химические опыты, при которых меняется цвет жидкостей. Для этого заранее приготовьте:
— раствор пищевой соды;
— обычную воду, с растворенной в ней таблеткой фенолфталеина;
— раствор йода (5-7 капель на 100 мл воды);
— насыщенный раствор поваренной соли;
— раствор медного купороса (1 ч.л. на 150 мл. воды);
— раствор картофельного крахмала (1 ч.л. на 100 мл воды).
Первые два раствора абсолютно прозрачны, однако при смешивании они превращаются в ярко-малиновое вещество. Смешивая голубой раствор медного купороса с бесцветным раствором поваренной соли получим зеленый цвет, а белый раствор крахмала в сочетании с йодом дают темно-фиолетовую окраску. Для вас эти метаморфозы НЕ БУДУТ неожиданностью, ведь имеют вполне логическое основание – в результате смешивания ингредиентов проходят химические реакции и образуются совсем другие вещества с отличающимися физическими характеристиками, в частности цветом. Но вашему ребенку они покажутся настоящей загадкой.
С раствором медного купороса можно провести еще один опыт, заодно объяснив ребенку, как правильно нюхать химические вещества: не наклоняться над сосудом, а легким взмахом руки направить в себя воздух. Для его проведения вам понадобится нашатырный спирт. Открыв бутылку, ваш ребенок сразу поймет, почему нужно обязательно придерживаться этого правила. Добавьте несколько капель спирта в раствор, и из бледно-голубого он превратится в насыщенный синий. Домашний фокус для детей готов! Осталось позвать друзей и удивить их своим волшебством!

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!