Что такое режим дня, в чем его смысл и как составить




Режим дня - почему важен и какой должен быть?

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает пищу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

У большинства людей в течение суток отмечаются волнообразные изменения работоспособности с двумя пиками ее повышения - с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. В режиме дня должно быть определенное время для работы, отдыха, занятий.

Желательно завтракать с 6 до 8 утра.

Известно, что время с 6 до 10 утра характеризуется хорошим запоминанием. Если вам необходимо запомнить определенную информацию – лучше учить сутра. С 5 до 7 активизируется механическая память. Логическое запоминание активно с 7 до 8 утра, а ассоциативная память лучше работает с 8 до 10 утра. С десяти утра активируются функции работоспособности. Начинается наиболее благоприятный период времени для развертывания вашей основной деятельности, который длится до 6 часов вечера.

С 11 до 13 часов необходимо сделать перерыв на обед. Вы должны есть неспешно, с удовольствием, даже если это простая пища. Попробуйте во время еды думать о еде, осознавая ее вкус и аромат, не отвлекаясь на посторонние мысли. Обеденную трапезу следует начинать с небольшого количества напитка. Это может быть свежий сок из овощей, настой из трав или просто чистая вода. Затем нужно приступить к сырым овощам. После обеда можно выпить немного жидкости, но потом в течение часа лучше не пить. Жарким летом вообще нельзя запивать пищу. Можно съесть немного сочных фруктов и этого будет достаточно. Если вам предстоит напряженная умственная деятельность, то после обеда можно также полакомиться небольшим количеством сладенького десерта.

До 6 вечера вы трудитесь, а после 6 физическая и умственная активность снижается. В это время деятельность должна быть направлена на умиротворение, успокоение.

В 7 вечера желательно принять теплый душ – это вас расслабит и подготовит ко сну.

С 18 до 22 часов вы можете постепенно сворачивать свою деятельность и готовиться ко сну. Если в этот период времени смотреть телевизор, выяснять отношения или заниматься умственной деятельностью – вам обеспечены плохие сны, бессонница и разбитое настроение утром. Вечером желательно проанализировать прошедший день.

Режим сна так же очень важен. С 10 до 12 часов происходит фаза глубокого сна и идет восстановление внутренних сил организма. С 12 до 2 часов ночи мозг уже начинает работу, и мы видим сны. Как уже говорилось, сны напрямую зависят от ваших внутренних переживаний в период бодрствования и от вашего питания. C 2 до 4 утра наблюдается наибольшее расслабление организма.

6.00 - лучшее время проснуться и встать с постели, принять душ. Начинают выделяться гормоны, ускоряется обмен веществ, накапливается энергия.

В 7.00 стрелки внутренних часов показывают, что пришло время завтрака. Причем сладости не добавят лишних килограммов. Утренние углеводы полностью перерабатываются в энергию.

В 8.00 вырабатывается максимальное количество гормонов. Повышается порог болевой чувствительности. Поэтому происходит обострение различных недугов.

9.00 - пик активности кратковременной памяти. Бросайте все и садитесь за учебники.

10.00 - ускоряется циркуляция крови по организму, и мозг лучше снабжается кровью, и легче всего запоминается все услышанное и увиденное, поэтому с 10 до 12 время творить.

С 11.00 начинается стрессоустойчивый период. Самое время для улаживания конфликтов.

В 12.00 пора передохнуть. Повышается кислотность желудка, а следом и чувство голода. Снижается умственная деятельность, ведь кровь приливает к желудку.

13.00 - время обеда, образуется больше всего желудочного сока.

В 14.00 мозг отдохнул и готов для долгосрочного запоминания. Притупляется чувство боли, поэтому наметьте на это время посещение стоматолога.

С 15.00 ускоряется кровообращение, поднимается артериальное давление. Возрастает трудоспособность.

В 16.00 открывается второе дыхание. Работайте, учитесь, занимайтесь спортом.

В 17.00 обостряются чувства. Можно выступать перед начальством с новым проектом.

В 18.00 активизируется работа печени и поджелудочной железы. Печень наиболее эффективно утилизирует алкоголь, можно выпить с друзьями.

19.00 - падает давление крови и пульс. Поэтому в это время желательно отказаться от препаратов, снижающих давление.

20.00 - снижается температура тела и артериальное давление, замедляется обмен веществ, лучше усваиваются лекарства.

21.00 - организм готовится ко сну. Не перегружайте желудок.

22.00 - пора в кровать. Если же вы решили развлечься с друзьями на дискотеке, то избегайте употребления алкоголя. Лишний коктейль обернется утренней головной болью.

23.00 - худшего времени для умственной работы не найти.

24.00 - если вам все еще не спится, то пора творить. Садитесь и пишите стихи.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишут для вас Ирина и Игорь. В настоящее время, многие люди частенько жалуются на свое здоровье, сетуя при этом на экологию и качество доступных продуктов. Однако не всегда проблемы со здоровьем связаны именно с этими факторами.

Зачастую, например, проблемы с какими-либо из внутренних органов связаны с элементарным нарушением режима дня.

Чушь! Подумаете вы. Но это не так! Чтобы это доказать, в сегодняшней статье мы рассмотрим тему о значение режима дня для здоровья человека.

Почему так важно соблюдать режим?

Режим дня является основой . Режим дня – это непросто чередование периодов сна и бодрствования, это распорядок дел и действий, регулирующий порядок вашего труда и отдыха, а также наличие периодов .

Правильный порядок времени успешно прививается нам с детства.

Но почему-то в зрелом возрасте мы перестаем придавать значение важности этой составляющей нашего здоровья, пуская все на самотек, не особо утруждая себя соблюдением основных положений правильного распорядка дня.

Все живое в природе подчиненно определенным ритмичным колебаниям, проще говоря, биоритмам. Основной особенностью этих процессов является их повторяемость, а также регулярность.

Так, например, солнце встает всегда в одно время, или ваше сердце сокращается всегда в своем ритме. Работоспособность человека напрямую зависит от умения следовать своим биоритмам и соблюдать свой собственный порядок бытия. Причем у каждого человека может быть свой индивидуальный режим дня, который зависит от его природных биоритмов, от профессиональной деятельности.

Если же по каким-то причинам, человек не соблюдает суточный режим, то для организма это равноценно нервному или психическому перенапряжению, поскольку организм не понимает, как ему работать, когда восполнять запасы энергии, необходимые для работы внутренних органов. Вся деятельность организма подчинена нашим биоритмам, именно поэтому важно соблюдать режим дня.

Помните, что никогда не поздно заботиться о своем здоровье. Все вопросы можно решить, а также преодолеть трудности, лежащие на пути планирования вашего времени.

Компоненты режима дня

Полноценный правильный режим дня включает в себя несколько компонентов:

  • является главным компонентом правильного распорядка дня, поскольку в это время проходят все основные восстанавливающие процессы. Недосыпание может привести к вялости, невнимательности и даже депрессии. Поэтому важно стараться не сокращать период ночного сна, который должен составлять не менее 8 часов в сутки
  • также важна для успешной работоспособности, поскольку ежедневные отлаженные мероприятия помогают настроиться организму на рабочий лад. Например, небольшая двадцатиминутная прогулка перед сном, ежевечерние водные процедуры, а также регулярное проветривание помещения перед сном может улучшить не только качество вашего сна, но и ускорить процессы, ответственные за восстановление энергии в организме
  • – еще один важный компонент здорового порядка распределения своего времени. Важно соблюдать временные и количественные отрезки режима питания. Запаздывание или отмена одного из приемов пищи может повлечь за собой нарушение работы пищеварительной системы целиком. Также стоит перенести или отменить вечерние приемы пищи непосредственно перед сном, поскольку они создают излишнюю тяжесть для организма и препятствуют полноценному отдыху
  • или физическая активност ь в течение дня способно принести положительные эмоции, придать заряд бодрости и энергии для осуществления всех своих дел, а также достижения главной цели. Утренняя гимнастика и вечерние прогулки должны быть обязательной составляющей вашего привычного распорядка дня. Занятия спортом также принесут вашему организму силу и выносливость, а также позаботятся о хорошем состоянии вашей фигуры.

Для успешной жизни важны все компоненты режима дня и правильное соблюдение распорядка дня. Именно поэтому возрастает важность свой день или свою неделю, а также грамотно расставлять приоритеты в тех или иных делах.

На этот вопрос вам поможет ответить видеокурс «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова» . Этот курс поможет вам правильно расставлять свои цели, планировать свою деятельность так, чтобы не ущемлять себя ни со стороны периодов сна, ни со стороны периодов питания, грамотно распределять периоды отдыха по всей неделе.

Помимо этого, вы получите заряд уверенности в собственных силах, а также толчок в профессиональной сфере.

Расскажите нам о своем порядке распределения времени! Соблюдаете ли вы особый распорядок дня или пускаете все на самотек?

Спасибо, что разбирались сегодня с нами в особенностях режима дня здорового человека. Подписывайтесь на наши обновления, а мы, в свою очередь, раскроем еще больше тем, полезных для вашего здоровья. До скорых встреч!

С уважением, Ирина и Игорь

Очень часто в своей жизни мы слышим про режим дня. Нам говорят о том, насколько его важно соблюдать, как это делать, а самое главное, зачем. Итак, давайте же попробуем разобраться в этой теме.

Что такое режим дня? Примеры его необходимости

Итак, что же он представляет собой? Это грамотное распределение времени человека для того, чтобы все запланированное могло осуществиться и не повредило здоровью. Что же это значит? Что такое режим дня? Это грамотное времяпрепровождение, где каждому элементу и составляющей вашей жизни отводится свое определенное место. Например, вы работаете на фирме, параллельно занимаетесь учебой, а также ходите на плавание. Безусловно, чтобы не устать раньше времени и найти силы на каждую составляющую, необходимо с большим трепетом подойти к этому важному вопросу. Например, занятия спортом лучше перенести на вечернее время, а вот пик умственной активности приходится на 6-7 часов утра. Поэтому самым оптимальным решением будет заняться делами, связанными с учебой, сразу после подъема. В таком духе и решаются все эти проблемы.

Если не слишком заботиться о своем режиме дня, можно здорово убить свой организм. Очень часто, например, студенты ночами готовятся к сессии, пытаясь выучить нереально большой материал, который предполагается освоить за более длительный срок. Разве не абсурдно делать гигантские задания, прочитывая неимоверное количество материала, на которые отведено около полугода?

Как избежать ошибок?

Мы попытались понять, что такое режим дня, а теперь все-таки давайте подумаем, как избежать ошибок при его планировании. Во-первых, нужно учитывать свои индивидуальные особенности, во-вторых, необходимо, чтобы он соответствовал и вашему рабочему времени, и возможностям других людей.

В-третьих, режим не должен отрицательно влиять на ваше здоровье, то есть стоит исключить вероятность того, что вам придется поздно лечь спать, поесть на ходу.

Планирование - помощник по жизни

Когда мы заговорили о том, что такое режим дня, мы совсем забыли дать понять, что планирование помогает в жизни в целом. Вряд ли человек, который составляет режим, будет халатно относиться к работе, безответственно подходя к своим прямым обязанностям. То есть, очень большим плюсом является то, что планирование поможет вам быть более собранным, сосредоточенным на каком-то определенном деле. Ведь гораздо лучше взяться за что-то одно, поставив перед собой определенную задачу, нежели распыляться и браться за несколько дел сразу, но не доводить до конца ничего.

Факторы, которые стоит учитывать при составлении режима

Давайте попробуем подытожить эту часть. В начале статьи перед нами стал вопрос, что такое режим дня. Это, как мы говори ранее, распределение времени, позволяющее его сэкономить. При этом преследуется цель - сделать максимальное количество дел. Время обеда, завтрака, ужина, время для сна, подготовки к трудовой деятельности и непосредственно для самой работы - все это требует осознанного и грамотного подхода. При этом нужно учитывать множество факторов. Например, то, кем вы являетесь: совой или жаворонком. Также важны ваши психофизические и другие характеристики. Естественно, если по природе вы являетесь совой, то вам будет невероятно тяжело вставать в самую рань и делать, например, зарядку, тогда как жаворонкам это не будет стоить больших усилий. Поэтому и стоит к этому вопросу относиться серьезно и не обходить стороной, ведь от этого зависит ваше здоровье.

Для ребенка

В данной статье хотелось бы поговорить и о том, зачем нужен режим дня для ребенка, что он дает и почему это столь важно в раннем возрасте. Начнем с того, что у детей совершенно не такой приспособленный к внешним факторам организм, как у взрослого, поэтому и стоит отнестись к этому вопросу крайне серьезно. Любое неосмотрительное действие может привести к непоправимым последствиям. Ребенок приходит в этот мир совсем неумелым и немощным. У него нет тех знаний, навыков, умений, которыми обладают взрослые, поэтому необходимо понимать, насколько важно вовремя дать возможность малышу развиваться и жить в соответствии с правилами и необходимым распорядком. Конечно, для этого ребенку нужна помощь родителей. Именно они в ответе за составление правильного режима дня. Стоит отметить, что при правильном планировании дня ребенка он может опередить в развитии своих сверстников.

Главное - грамотно построить этот распорядок, основываясь на индивидуальных особенностях вашего малыша, и принять их во внимание. Сейчас мы попробуем максимально полно раскрыть эту тему.

Школьник и режим дня

Каждый ребенок когда-то начинает ходить в школу. Для некоторых такая перемена является своего рода стрессом. Поэтому главной задачей родителей в этом возрасте является исключение возможности переутомления. Итак, что из себя представляет режим дня класса? Для школьника необходимо всегда чередовать периоды физической активности и пассивности. Только в этом случае получится воспитать выносливого и активного ребенка. Очень важно, чтобы дома родители всегда контролировали соблюдение режима дня. Недостаточно в этом случае только работы педагога. Контроль должен быть всесторонним. Естественно, что для учащегося нужно оставлять место и для отдыха. Потому что без него работоспособность может значительно ухудшиться. В этом возрасте нужно обеспечить ребенку практически тотальный контроль, зато через несколько лет он самостоятельно научится распределять свое время, а именно это во многом способствует тому, что человек становится более успешным.

Составляющие элементы режима учащегося в школе

Давайте рассмотрим, что должно входить в составляющие дня обычного школьника. Безусловно, это учеба. Помимо того, что ей необходимо заниматься в школе, не стоит забывать и про домашнее задание. На это также необходимо выделить время.

Большинство детей сейчас посещают разнообразные кружки. Многие из них развивают в ребенке творческий потенциал, помогают познать себя, посмотреть на этот мир с другой стороны. Поэтому не стоит забывать и про то, что нужно выделить время на проезд до места посещения кружка.

Естественно, необходимо помнить и про такие важные составляющие, как прием пищи. У любого ребенка обязательно должен быть полноценный завтрак, обед и ужин.

Конечно, ваш ребенок - это не машина, которая должна выполнять все требования. Школьнику необходимо отдохнуть, расслабиться, погулять, пообщаться с друзьями. Ни в коем случае не лишайте его этих радостей - всегда оставляйте время и на эти шалости.

Режим для месячного ребенка. Особенности

Теперь давайте поговорим о том, какие особенности имеет режим дня в месяц. Конечно, в этот период организм вашего малыша очень уязвим. Поэтому любое неосторожное действие может вызвать совершенно не ту реакцию, которую вы ожидали. Итак, что нужно помнить при составлении режима дня для месячного ребенка? Основные функции и задачи вашего чада в этом возрасте - сон и питание. Спит, как правило, ребенок в этом возрасте постоянно. Около 20 часов в сутки, просыпается он лишь только для того, чтобы покушать. Наилучшим вариантом является кормление ребенка в тот момент, когда его организм будет этого требовать. Принято считать, что это происходит не больше восьми раз в сутки. Есть еще один элемент жизни ребенка - его купание. Лучше всего делать эту процедуру вечером в воде при температуре 37 градусов.

Режим для годовалого ребенка. Особенности

Режим дня в год несколько отличается от того, что мы написали ранее. Скорее всего, родителям нужно будет пересмотреть время сна ребенка. Если он начинает выказывать явное сопротивление и недоволен предыдущим режимом, необходимо поменять его на другой. Таким образом, отдых может стать более продолжительным, но однократным. При этом кушать малыш должен уже четыре раза в день, а объем предлагаемой пищи не должен становиться больше. Кроме того, в этом возрасте необходимо выполнять с ребенком упражнения, так как мышечная масса должна постепенно крепнуть и приходить в тонус.

Режим в детском саду

Теперь давайте поговорим о том, как должен выглядеть режим дня группы. Какие обязательные элементы должны учитываться при его составлении в детском саду? Это время прогулок, развивающих игр, сна, завтрака, обеда и ужина, полдника, а также время физической активности. Грамотное их чередование поможет вырасти ребенку счастливым и здоровым. Также стоит помнить и про то, что очень важно в этом возрасте общение со своими друзьями и сверстниками. Оно помогает понять себя,
научиться уважению к другим. Режим дня в саду, как правило, составляется воспитателями. Они учитывают возраст детей. Поэтому крайне редко возникают какие-то трудности.

Итак, после всего вышесказанного можно подвести итоги. Что же мы поняли из сказанного? Во-первых, стоит отметить, что детский режим дня значительно отличается от взрослого. Но важно помнить, насколько велика ответственность у родителей за своих детей. Ведь именно они должны дать понять своему чаду, что нужно правильно и грамотно относиться к составлению распорядка дня. Также родители объясняют, насколько режим важен для развития ребенка, для его мировоззрения, психики, отношений с окружающими.

Если приучить малыша с раннего детства заранее планировать свое времяпрепровождение, он будет собранным ответственным человеком, на которого всегда можно будет положиться в любой ситуации.

Режим дня первоклассника

А давайте ради интереса попробуем составить режим дня, хотя бы попытаемся представить, как это должно выглядеть визуально. Итак, примерно вот так бы выглядел распланированный день первоклассника:

  1. 7:00-8:00 - подъем, зарядка.
  2. 8:00-8:30 - душ, завтрак.
  3. 8:30-9:00 - поход в школу.
  4. 9:00-13:00 - уроки/школа.
  5. 13:00-14:00 - обед.
  6. 14:00-15:00 - секция вышивания.
  7. 15:00-16:00 - прогулка/свободное время.
  8. 16:00-17:00 - подготовка домашнего задания.
  9. 17:00-18:00 - ужин.
  10. 18:00-19:00 - уборка.
  11. 19:00-20:00 - чтение/рисование/занятие творчеством.
  12. 20:00-21:00 - подготовка ко сну.

Примерно так может выглядеть план дня для ребенка. Конечно же, он составлен довольно приблизительно и поверхностно. Все зависит от вашего ребенка, его наклонностей и психофизических особенностей. Самое главное, чтобы школьник не слишком переутомлялся и вовремя ложился спать. Тогда все проблемы исчезнут сами собой.

Составление распорядка дня - это действительно очень эффективный метод успевать совершать больше дел.

Небольшое заключение

Теперь вам известно, что такое режим дня для детей и взрослых, какие есть особенности для каждого из них. Также для примера был представлен распланированный день первоклассника. Надеемся, что данная информация была вам полезна.


Если в детстве соблюдать режим дня нас заставляли родители, то, став взрослыми, мы позволяем себе что угодно – гулять всю ночь напролет и ложиться спать только утром, «подремать» часика три днем, а в объятия Морфея упасть глубоко за полночь. Не стоит удивляться, что за беззаботной пятницей с фейерверком развлечений следует расплата в виде тяжелого понедельника и не менее тяжелого вторника. Можно ли избежать этих крайностей и при этом повысить свою эффективность?

Ответ на этот вопрос, как и все гениальное, прост. Нужно просто соблюдать , в том числе на выходных. И тогда вам удастся избежать не только разбитости, усталости и апатии, но и ожирения.

Отличное самочувствие!

Недаром говорят: главное – это здоровье. Когда человек плохо себя чувствует, ему не до свершений. Не хочется ни работать, ни самосовершенствоваться, ни отдыхать. Поэтому важно построить свою жизнь так, чтобы прекрасно себя чувствовать. А сделать это можно, наладив режим дня.

Главное преимущество режима дня заключается в том, что он позволяет организму привыкнуть к повторяющемуся ритму. То есть в определенные часы он будет настроен на работу, а в определенные – на . Учет потребностей организма приводит к тому, что вы становитесь с ним «заодно», а не пытаетесь его насиловать и перенапрягать, например, заставляя завершить отчет поздно вечером или готовя до утра экзаменационные билеты. Организм, который планомерно и разумно нагружают, не страдает от перенапряжения, переутомления и чумы офисов – эмоционального выгорания. Вы чувствуете себя комфортно, предупреждая появление стресса, а, значит, и многих болезней, а также старения.

Высокая продуктивность на работе

Если вы будете вовремя ложиться спать, то поутру у вас не возникнет проблем с бодростью и ясным умом, которые так необходимы для решения сложных и важных задач на работе. Трудно рассчитывать на креативные озарения, если вы всю ночь наслаждались кровавыми триллерами, выпивали в баре или наелись жареного мяса. А ведь утром, на работе, вам нужен ясный ум и высокая продуктивность. Позаботиться о ней вы должны еще вечером.

Разностороннее развитие

Многие из нас жалуются на отсутствие свободного времени, находя в этом оправдание тому, что они не двигаются вперед, не развиваются, не интересуются ничем кроме работы, еды и телевизора. А ведь с помощью правильного режима дня можно легко найти время на все эти занятия.

Ученые рекомендуют отправляться спать в 21 час (и даже если не получается, то ни в коем случае не позже 22!). Улыбаетесь? Думаете, что это только для детей? Тогда честно ответьте на вопрос: на какие свершения вы готовы после трудного рабочего дня? Включить Фейсбук? Нажать на пульт телевизора и тупо уставиться в ящик? А если дома неприготовленный ужин и немытая посуда, то и на телевизор особо рассчитывать не приходится. А теперь ответьте на вопрос: дай вам эти же три-четыре часа утром, на что вы могли бы рассчитывать? О, это поистине огромный ресурс! За 3-4 часа можно успеть позаниматься английским языком, вдумчиво (!) почитать интеллектуальную книгу, которая добавит вам бодрости, позаниматься своим хобби, сделать какой-нибудь бытовой подвиг (например, приготовить еды на два дня).

А все потому, что утром у вас бодрые, а не «усталые» часы. Так почему бы не переместить свою внерабочую активность на утро? Учеными доказано, что это лучшее время для восприятия информации, а значит, для чтения, занятия творчеством, иностранными языками и т.д. Занимаясь утром, вы запомните гораздо больше, да и вообще, успеете сделать вдвое больше дел. Но чтобы это бодрое утро случилось, нужно рано лечь спать. Ложитесь спать вместе с детьми (кстати, тогда вы сможете сделать это гораздо быстрее и избежать скандалов), а утром вставайте в 4 или 5 часов и занимайтесь своими делами. Вы увидите, как много можно успеть, и уже никогда не променяете это время на вечернее. Вечер годится только на то, чтобы проверить уроки, легко поужинать, принять ванну и приготовить на завтра одежду. Все остальное – бессмысленная, бездумная трата времени.

Профилактика ожирения

Режим дня позволяет одержать победу в борьбе с ожирением. Как мы уже сказали, благодаря режиму дня организм привыкает к определенному ритму, становится послушным. Таким образом, можно приучить себя жить без перекусов, придерживаясь трехразового питания со здоровыми трапезами. Почему здоровыми? Потому что полноценно мы можем поесть только в том случае, если у нас есть такая возможность.

Полезный завтрак можно приготовить только дома – из натуральных продуктов, свежий, с минимальным количеством соли, достаточным объемом протеинов, что позволит надолго сохранить ощущение сытости. Однако для этого необходимо, опять же, рано вставать, потому что сразу после подъема, в состоянии жуткой спешки, наивно надеяться на аппетит и хорошее пищеварение. Завтракать нужно регулярно, чтобы организм привык к этому приему пищи и в нужное время вырабатывал желудочный сок.

С обедом еще проще. Обеденный перерыв в офисе в одно и то же время. Ни в коем случае нельзя оставаться в это время в кабинете – нужно отправляться в кафе и столовую и полноценно обедать – первое, второе, компот на ваше усмотрение.

Ужин вы тоже можете приготовить себе сами. Он должен быть легким, обедать желательно в 19 часов (не позже 20). Избежать вечерних приступов голода просто. Для этого нужно просто рано ложиться спать – 21 час (не позже 22). Вот вам и режим дня, и .

Успехи в фитнесе

Как известно, чтобы добиться успехов в фитнесе, нужно регулярно заниматься. Этому опять же способствует режим дня. Многие деловые люди – крупные бизнесмены и не только – занимаются фитнесом с утра, еще до работы. Впрочем, и всем остальным лучше выполнять зарядку до работы. И вот почему.

Зарядка по утрам способствует разминке всего организма. Во время выполнения упражнений кровеносная система настраивается на работу, улучшается снабжение кислородом, мышц, органов, тканей и головного мозга. Не бойтесь, что зарядка утомит вас. Этого не произойдет, ведь одно из требований к зарядке – это легкие, ненапряжные упражнения (чрезмерной нагрузки необходимо избегать, поскольку после пробуждения нервная система заторможена, легкие сужены, а циркуляция крови снижена). Зарядка как раз и способствует улучшению циркуляции крови. Это ускоряет обмен веществ, что позволяет быстро тратить полученные утром калории. И именно поэтому зарядку называют важным элементом в программе похудения.

Правильного Вам режима!

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последнее время стало очень модно переходить к так называемому здоровому образу жизни - люди бросают пить спиртные напитки, курить, пытаются начать заниматься физической культурой. Все это очень здорово и правильно, что люди, в конце концов, задумались о своем здоровье и о качестве своей жизни. Но некоторые, упускают такую важную составляющую здорового образа жизни как правильно сформированный, рационально и четко спланированный режим дня. Мои наблюдения за школьниками показали, что во дворах дети почти не гуляют, пьют напитки энергетики, курят, а о режиме дня некоторые и не задумываются: сначала школа, потом телевизор, компьютер, телефоны. С одноклассниками часто трудно общаться они агрессивные, недружелюбные. Почему? От чего? Кто в этом виноват?

Очень часто я слышу фразу «здоровье нужно беречь с молода». А когда нужно начинать обращать внимание на свое здоровье, что поможет сохранить здоровье: правильное питание, спорт, а может что-то другое или все сразу? Я тоже за здоровый образ жизни, тем более, что мама постоянно твердит мне, что я худенькая, слабенькая. Я решила выяснить все сама о режиме дня, полноценном сне. Соблюдают ли режим дети моей школы, и умеют ли они планировать свой режим дня. Насколько наши усилия, затрачиваемые на «оздоровление» могут оказаться пустыми или же малоэффективными.

Объектом моего исследования являются режим дня и здоровый образ жизни.

Цельисследования - на основе социологического опроса выяснить насколько соблюдается режим дня моими одноклассниками и сверстниками.

Задачи исследования:

1) изучить содержание режима дня и его отдельных компонентов;

2) на основе социологического опроса определить насколько соблюдается режим дня у учащимися 5-6 классов;

3) определить основные типы нарушений режима дня у школьников 5-6 классов;

4) определить влияние нарушений отдельных компонентов режима дня на здоровье школьников;

6) выступить на классном часе с анализом результатов социологического опроса «Насколько школьники соблюдают режим дня»;

7) подготовить стенгазету с целью пропаганды здорового образа жизни.

Глава I. Почему необходимо соблюдать режим дня?

Режим дня школьника должен быть тщательно продуман и организован. Если утром трудно встать, то часто слышишь от родителей: «это потому, что не соблюдаешь режим дня», если не успеваешь вовремя сделать уроки, опять слышишь: «ты не правильно распределяешь время». А что такое режим дня? Я представляю его так: за день люди выполняют ряд различных действий - зарядка, завтрак, учеба, работа, увлечения, просмотр телевизора, чтение, прогулка, сон и т.д. Эти действия, по сути, должны выполняться в одно и то же время. Значит, режимом считается любой распорядок, к которому привык человек. Мне стало интересно, что такое режим дня с научной точки зрения.

    1. Что такое режим дня?

Мейсон Карри в книги "Режим гения. Распорядок дня великих людей" приводит следующую аналогию режиму дня: «В умелых руках режим дня - точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядочный режим - колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы»». 1

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью. Распорядок всего дня помогает разумно и эффективно расходовать свое время. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график.

По разумному режиму дня работали творческие люди - Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу - и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.

Под словом «режим» обозначается правильное соотношение труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна. Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки 2 .

1.2 Влияние режима дня на здоровье школьников.

Разобравшись с режимом дня и выяснив его значение, я решила проанализировать, как разумно организованный режим дня школьника влияет на его здоровье.

Человеческий организм - система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья, успеваемости, активности и.т.п. и правильного развития школьника продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка 3 .

Физиологической основой режима дня является выработка у школьника динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба.

В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.

Общая продолжительность сна для детей 10—11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности. Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников средних классов нужно отвести 2—3 часа.

Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа.

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Большое внимание нужно уделить режиму питания. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит.

Из вышесказанного следует вывод: подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберет школьник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а возможно и карьера.

Глава II. Анализ социологического опроса учащихся 5-6 классов «Соблюдаете ли Вы режим дня?».

Режим - слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге - и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

Соблюдают ли режим дня школьники 5-6 классов моей школы, я решила узнать, проведя социологический опрос. В анкетировании приняло участие 74 школьника, анкета состояла из 12 вопросов (приложение № 1).

Школьники имеют представление о режиме дня. Однако среди учащихся есть нарушения в соблюдении режима дня (приложение № 2).По итогам опроса выяснилось, что соблюдают режим дня 42% учащихся 5-6 классов; иногда соблюдают - 26 %. Треть опрошенных (32%) не соблюдает режим дня! А ведь соблюдение правильного режима дня в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека является особенно важным. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма.

Для 23% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна (приложение № 3). Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00 4 . Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.

58% школьников не делают утреннюю зарядку, что, безусловно, вредит здоровью. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

В ходе социологического опроса выявлены и такие нарушения - как нарушения режима питания: не завтракают 22% учащихся. Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи. Хаотичный прием пищи приводит к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Большинство школьников (51%) проводят свое свободное время насыщенно и с пользой - посещают кружки, гуляют, рисуют, читают, однако 9% учащихся чрезмерно увлечены телевизионными передачами, компьютерными играми. 7% учащихся не гуляют совсем, 8% - только по выходным.

Исходя из вышесказанного необходимо учащимся составить свой режим дня, учитывая время на прогулку, свободное время, утреннею зарядку, строго его соблюдать, т.к нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

    Составьте свой режим дня, постарайтесь придерживаться его. Старайтесь, чтоб все члены семьи тоже жили по режиму. Для начала необходимо, чтобы все вместе вставали, завтракали, делали гигиенические процедуры, в одно и то же время ложились спать. В выходные дни четко всей семьей придерживайтесь режима дня.

    Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

    Завтрак. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Овсяную кашу можно разбавить любимыми ягодами или фруктами, вкусно и полезно. Желательно чтоб был второй завтрак.

    Вернувшись из школы, нужно пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо поспать.

    Приготовление уроков лучше отложить до 15 - 16 часов дня, в соответствии с физиологическим ритмом наилучшего усвоения информации.

    Полтора-два часа свободного времени можно использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок может посещать различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

    После ужина наступило время прогулки перед сном.

    Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.00 5 . Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Заключение

В ходе исследования я много узнала о режиме дня, о его пользе и важности. Родители должны учить своих маленьких детей соблюдать режим дня. Школьники должны иметь свой четкий «график дня» и стараться по возможности придерживаться его, потому что всяческие отклонения от него могут привести к нервным расстройствам. Планируя свой режим нужно учитывать: когда встаешь в школу, во сколько будет завтрак, обед, стараться чередовать учебную деятельность и отдых, время ужина, досуга и отхода ко сну. Необходимо отстранить себя от длительного просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером. Пересмотреть свое питание, попытаться исключить продукты быстрого приготовления: сосиски, пельмени, включит в рацион каши.

Правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки.

Результаты своих наблюдений я представила на классном часе. Ребята заинтересовались и решили попробовать составить свой режим дня, а потом в назначенные сроки рассказать о результатах. Одноклассникам я предложила найти материал о разделении людей на жаворонков, сов, т.к. каждый человек имеет собственные биологические часы, соответствующие его физиологическим потребностям и биоритмам. Мы оформили газету, посвященную здоровому образу жизни

Список использованной литературы.

    Аксёнов И.Н. Социализация подростков. М., МАИ, 1996.

    Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. - М., 1984. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.

    Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

    Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение, 1991.

    http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

    http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

    http://www.ruscenter.ru/244.html

    http://www.izh.ru/izh/info/35227.html

Приложение

Приложение № 1. Анкета «Соблюдаете ли Вы режим дня?

Вопросы анкеты

Соблюдаете ли вы режим дня?

Время подъема утром?

Во сколько ложитесь спать?

Делаете ли вы зарядку?

Спите ли вы после школы?

Завтракаете ли вы?

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Результаты социологического опроса учащихся 5-6 классов.

Соблюдаете ли вы режим дня?

Иногда - 26%

Время подъема утром?

с 6.00 до 6.30 -26%

с 6.30 до 7.00 - 47%

После 7.00 - 27%

Во сколько ложитесь спать?

с 22.00 до 23.00-51%

С 23.00 до 24.00 - 19%

14 человек

После 24.00 - 4%

Делаете ли вы зарядку?

Иногда - 19%

Спите ли вы после школы?

Иногда - 15%

Как часто в течение дня вы питаетесь?

22% - 2 раза в день,

73% - 3-4 раза в день,

5% - 5-6 раз в день.

Завтракаете ли вы?

Иногда - 4%

Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе?

7% - не гуляют совсем,

8% - только по выходным, но много по времени,

50% - до 1 часа,

32% - 2, 3 часа,

3% - больше 3 часов

Сколько времени уходит на подготовку к урокам?

57% - до 2 часов,

16% - 3-4 часа

Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько?

59% - математика, русский,

7% - история,

34% - все устные, английский, биология,

На один урок уходит от 30 до 50 мин

Чем занимаетесь в свободное от учебы время?

16% - кружки,

24% - гуляю,

49% - телевизор, компьютер,

11% - читаю, рисую, провожу время с собакой, слушаю музыку.

Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции?

1 http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

2 http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

3 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 128.

4 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.

5 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.