Чем отличается молитва от мольбы. Приворотная молитва чем отличается от приворота




Мы спросили у православных священнослужителей и экспертов разнице между медитацией и молитвой.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Медитация - практика, прямо противоположная православной молитве. В молитве человек, сотворенный по Образу и Подобию Божию, максимально мобилизуется как личность и обращается к Личности Бога. А в медитации человек стирает свое личностное начало, хотя онтологически это невозможно. Человек не может не быть « не личностью», он сотворен как личность. Медитацию можно сравнить с тем, когда человек открывает все окна и двери настежь и ложится спать, и любой злоумышленник может войти в дом и сделать все, что угодно. Во время медитации человек отключает волю и становится доступным первому встречному «злоумышленнику» из духовного мира.

Медитация - незаконное вторжение человека в духовный мир помимо Церкви. Во время медитации нельзя встретить Бога. Единственный законный путь в духовный мир - через Христа. Попытки сделать это помимо Церкви и Христа приводят к общению с падшими духами. Апостол Павел сказал: « Непрестанно молитесь» (1 Фесс.5:7). Во время медитации человек не может исполнять заповедь апостола, и поэтому не может общаться с Богом.

Поэтому во время медитации человек самовольно вторгается в духовный мир, добровольно подвергает себя риску воздействия падших духов и таким образом нарушает первую заповедь Бога и грешит.

ИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЦИКУЛАЕВ-ЧУМАЧЕНКО

основатель и глава движения «Миссия Никольская»

Медитация коренным образом отличается от молитвы. Во-первых, существует множество видов и форм медитации, например, есть стандартная мантра-медитация, которая состоит из комбинации различных звуков, погружающих человека в состояние измененного сознания. Человек впадает в трансовую эйфорию, принимая её за духовные ощущения. Человек становится незащищенным для влияния злых сил, которые на него действуют во время медитации.

Во вторых, медитация направлена на то, чтобы растворить личность человека, а молитва, наоборот, направлена на то, чтобы собрать личность человека. Поэтому все медитативные практики применяются во всех религиях, которые исповедуют пантеизм. Пантеизм - ересь, в которой говорится, что Бог есть все. Бог не есть все. Бог - это субъективная Личность, которая присутствует во всем вне времени и пространства. Бог - причина и создатель всего, только Он не есть все. Молитва - это разговор двух субъективных личностей, это диалог человека и Бога, а медитация - это попытка уничтожить личность, растворить её ни в чем, превратить её в небытие.

ДМИТРИЙ ЦОРИОНОВ (ЭНТЕО)

основатель движения «Божья Воля», эксперт службы помощи пострадавшим от восточного оккультизма

С точки зрения православной аскетической традиции, медитативные практики крайне опасны. Они делают разум человека пассивным, бессознательное становится выше сознательного, вне его критики, имеющим право диктовать истины высшего порядка, что являются предпосылкой к глубочайшим ошибкам и соблазнам, прежде всего опасность бесконтрольного влияние на человека мира падших духов. Основа нашей личности — свобода и сознание. Отключая свой разум, во время медитации, мы лишаемся свободы и сознания, что закрывает для нас возможность к познанию истины вообще.

Далеко не все проявления духовной реальности имеют своим источником Бога, более того, ближайшая к человеку область духовной реальности, крайне враждебна и агрессивна, по отношению к нему. Стремление к переживанию особых духовных состояний, доверие своим душевным и телесным ощущениям — опасно и недопустимо, с точки духовного опыта святых. Святой апостол Иоанн Богослов наставляет: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». Состояние ложной мистики святые отцы называли термином «прелесть», о есть «сверх обман». Великий мистик Православия преподобный Симеон Новый Богослов учит: «Прельщаются и те, которые видят свет телесными очами, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими, и подобное. Некоторые из таких взбесновались, и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами лишили себя жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть, иные удавились».

Гуру учат представлять в воображении при медитации чувственные образы через фантазию. Например, представить внутри своего сердца пламя, источники света, спускающиеся с неба, лик гуру перед собой и т.д. В молитве православного подвижника концентрация внимания — духовная, без образов, она еще называется умная молитва, или умное делание. О вреде чувственных образов во время молитвы и их источниках говорят многие святые отцы, визуализация категорически запрещена. Согласно учению святых фантазия удерживает ум на низшем душевном плане, не давая ему подняться на духовный план, став могущественным орудием злой силы. Святой Никодим Агиорит следует древне-церковной традиции, когда считает фантазию началом, источником греха: «Орган дьявола - фантазия, и Адама соблазнил он фантазией. Ум Адама до грехопадения не имел фантазии. В начале плоть не имела ни наслаждения, ни страдания, душа не имела незнания, и в уме не отпечатлевались образы вещей. Ум праотца получил отпечатки через фантазию, которая вошла, как стена между умом и умопостигаемым, и не дает ему войти в простые и нефантастические логосы вещей. Дьявол вводит в грех и заблуждение, в бессмысленные предрассудки, в утопические ереси и лукавые, распущенные догматы, и во всем этом соблазняет фантазией».

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

Данная статья содержит: акафист и молитва в чем разница - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Что такое акафист и как правильно его читать?

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки - 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы - 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей - им разрешено читать его сидя, в крайнем случае - лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды - в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги - главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен - это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? - Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия - Димитрия, Ивана - Иоанна, Татьяны - Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство - писать не нужно, можно лишь указать нужду - болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Акафист - это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Молебен с акафистом – что это?

В христианской вере есть много разных понятий, которые для многих людей являются неизвестными. Молебен представляет собой непродолжительное богослужение, которое совершает священник. Каждый человек может заказать молебен о здравии себя, своих родственников и других людей. Молебен может быть и хвалебным.

Молебен с акафистом – что это?

Молебен, когда священник читает хвалебное песнопение, посвященное святому, к которому обращаются в молитвах, и называется молебном с акафистом. Общественный молебен обычно совершается после литургии и может проходить как утром, так и вечером. Допускаются и частные молебны, которые могут совершаться не только в храме, но и на дому. Последование молебна с акафистом только в праздничные дни совершается в центре храма. Что касается обычных дней, то это проходит перед иконой святого, к которому обращаются и восславляют.

Молебен с акафистом Николаю Чудотворцу и другим святым должен проходить стоя, поскольку сидеть запрещено. Наиболее известный акафист посвящен Пресвятой Богородице. Состоит он из 25 песен, в которые входит 13 кондаков и 12 икосов. В кондаках рассказывается сжатое содержание праздника или история жизни Святого. Икос представляет собой песнь, которая восславляет и прославляет Святого или праздник. В конце каждого молебна читается молитва, кому именно проходило служение. После этого священники сообщает всем людям, что молебен закончен и называется это «Отпуст».

Чем отличается молебен от сорокоуста?

В отличие от молебна сорокоуст читают на Литургии 40 раз или 40 дней. Есть и еще одно отличие, а заключается оно в том, что сорокоуст бывает не только о здравии, но и об упокоении. Эту сильную молитву можно заказать на шесть месяцев и даже на год. Сорокоуст рекомендуется заказывать сразу в трех церквях.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Главное меню

Навигация по записям

Канон и Акафист: что это такое, и чем они отличаются?

В православной богослужебной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. Сегодня мы хотим познакомить вас, дорогие друзья, с КАНОНАМИ и АКАФИСТАМИ.

Акафист (греч. неседальное [пение], т.е. гимн, при пении которого не сидят), форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам.

Композиционное и метрическое построение Акафиста очень своеобразно; во всей византийской литературе, за исключением последующих подражаний, не сохранилось ни одного подобного произведения. Самую близкую жанровую структуру имел древний кондак, оригинальной в композиционном и метрическом плане разновидностью которого можно считать Акафист. Акафисту предпослан зачин - так называемый проимий (греч. проимион - вступление) или кукулий (греч. кукулион - капюшон, то есть накрывающий строфы). Вслед за ним идут, чередуясь, 12 больших и 12 малых строф, всего 24, в форме алфавитного акростиха. Строфы в греческой традиции называются икосами. Они делятся на короткие (в славянской традиции они именуются кондаками), которые заканчиваются рефреном Аллилуия, и длинные, содержащие по 12 херетизмов (приветствий, начинающихся с греч. хере - радуйся), обращенных к Божией Матери и в традициях риторической поэтики представляющих Ее пространное метафорическое описание. За 12-м херетизмом следует рефрен - «Радуйся, Невесто Неневестная», встречающийся также в кондаке на Благовещение преподобного Романа Сладкопевца (+ ок. 556).

Все икосы имеют одинаковый ритмический рисунок, основанный на изосиллабизме и чередовании ударных и безударных слогов. Метрическая структура Акафиста сложна: херетизмы в икосах объединены по шесть пар, причем в каждой паре одна строка зеркально отражает другую: при строжайшей изосиллабии они связаны регулярной парной рифмой, то есть каждое слово в одной строке зарифмовано с соответствующим ему в другой. В редких случаях рифма может отсутствовать. Первая пара херетизмов представляет собой 10-сложники, вторая - 13-сложники, третья - 16-сложники, четвертая - 14-сложники, пятая и шестая - 11-сложники. Помимо ритмической соотнесенности большинства херетизмов, синтаксический и семантический рисунок Акафиста характеризует регулярное применение принципа ветхозаветной поэтики parallelismus membrorum - антитезы логической и семантической (Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение), параллелизма (Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных) или синонимии (Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози). В большинстве строк Акафиста использована парономасия (игра слов), которая утрачивается в переводе.

Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (1-й - 12-й икосы), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (13-й - 24-й икосы). Проимий Акафиста Взбранной Воеводе победительная не связан с содержанием гимна, имеет иную метрическую структуру и является позднейшим добавлением к тексту Акафиста. Его соотносят с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами, когда Патриарх Константинопольский Сергий с иконой Пресвятой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена. Проимий представляет собой победную благодарственную песнь, обращенную к Богородице от лица избавленного от ужасов нашествия иноплеменников Ее города, то есть Константинополя (в церковнославянском переводе Город Твой заменено на раби Твои), и исполненную вместе с Акафистом 7 августа 626 года (синаксарь Триоди Постной на субботу 5-й седмицы).

Канон - это жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других.

Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и нескольких тропарей (как правило, от двух до шести; в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского - до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста).

Число песен канона может быть 2, 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского. Двухпесенный - тоже единственный (в Великий Вторник). Восьмипесенные (каковых большинство) - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1: 46-55) и припев, прославляющий Богородицу, - «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресные и праздничные дни на утрене после песен поются катавасии.

Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Сейчас, в последние дни Великого поста, в дни, когда особо воспоминаются страдания и крестная смерть Христа Спасителя, один из самых популярных Канонов - это Канон «Плач Богородицы » .

Плач Пресвятой Богородицы

Этот канон составлен в X веке нашей эры святым Симеоном Метафрастом (Логофетом). Читаются из него стихи после Страстной Пятницы, когда Господь уже умер на Кресте. Чтение происходит в пятницу, во время Службы.

Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

Молитвы Канона «Плач Пресвятой Богородицы» наполнены скорбью, печалью Девы Марии и учеников Иисуса. В отчаянии Богородица обретает утешение по молитве к Господу. Иисус Христос выражает трогательную заботливость о Ней. В нескольких словах Сына Пресвятая Дева находит утоление скорби.

Следует помнить всегда, что любой наш плохой поступок - это рана Пресвятой Богородице и Иисусу Христу.

Храм Святой мученицы Татианы

Главные произведения церковной гимнографиии – канон и акафист. Каноны писаны святыми отцами, которые по своей духовности стояли и продолжают стоять намного выше обычных мирян. Их произведения отличаются особым богословствованием и проникновенностью, не всегда понятной простому человеку. Однако, “всякое дыхание да хвалит Господа”, и, начиная примерно с VI века, в богослужебной практике появляется традиция читать акафисты – произведения более простые и легкие для восприятия.

Что такое канон и акафист

Канон – жанр церковной гимнографии, главное произведение, прославляющее святого или праздник. В нем ветхозаветные события изливаются и отражаются в новозаветных.

Акафист – жанр церковной гимнографии, содержащий похвалы Богу, Богородице, святым и праздникам, начинающиеся словом “Радуйся”. Он прославляет события новозаветные.

Сравнение канона и акафиста

В чем же разница между каноном и акафистом?

Каноны и акафисты составлены по определенному правилу. Канон состоит из девяти песен, начинающихся ирмосом и заканчивающихся катавасией. Как правило, в каноне только 8 песен. Вторая поется лишь в Покаянном каноне Андрея Критского. В первую неделю Великого Поста и в некоторые дни Пятидесятницы читаются более короткие каноны из двух, трех или четырех песен. Песни состоят из 4-6, а иногда и больше, тропарей. Перед ними исполняются соответствующие запевы (припевы). Акафист состоит из 25 строф, чередующихся между собой кондаков и икосов. Кондаки более краткие, икосы – пространные. Они объединены в пары. Все строфы читаются по одному разу. Запевов перед ними нет. Кондак 13-й, который является молитвенным обращением ко святому, не имеет в паре икоса и читается трижды. После него еще раз прочитывается 1-й икос и 1-й кондак.

Каноны составлены святыми отцами. В истории церкви были случаи, когда акафисты писали обычные миряне. Одобренные высшим духовенством, эти произведения получили распространение в богослужебной практике.

После прочтения третьей и шестой песни канона священник произносит малую ектению. Вслед за этим поются или читаются седальны, икос и кондак. На каноне утрени после прочтения восьмой песни, за редким исключением, поется песнь Пресвятой Богородице. Одновременно может прочитываться несколько канонов. Строфы акафиста не разделяются ектениями. Одновременно может прочитываться только один акафист.

Каноны читаются на каждой утрени, повечерии и полунощнице. Это определено Уставом Церкви. Каноны исполняются также на молебнах. Благословляется читать их и в домашней обстановке. Акафисты не включены в суточный богослужебный круг. По Уставу только в пятницу на пятой неделе Великого Поста на утрени полагается читать Акафист Похвале Богородицы. Читаются акафисты на молебнах, а также дома. Каноны дня Уставом четко определены. Акафист, который он желает заказать, человек выбирает сам.

В былые времена каноны полностью пелись. Теперь, как правило, тропари прочитываются. Ирмос поется на мелодию, соответствующую гласу текущей недели. Гласов всего восемь, они чередуются. Акафисты гласу не подчинены.

Каноны исполняются на протяжении всего года. Акафисты не принято читать во время Великого Поста, за исключением воскресных дней, хоть к этому и не существует канонического запрета. Однако радостно-торжественный характер произведения мало соответствует тихому и спокойному настрою великопостных будней.

Каждая песня канона связана с каким-то библейским событием. Прямо об этом в тексте может быть и не указано, но косвенно присутствие той или иной темы обязательно ощущается. Акафист, в отличие от канона, более прост для восприятия. Его лексика русифицирована, синтаксис прост, а текст дискретен. Акафист легок, это то, что исходит из сердца, лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Самое подробное описание: чем отличается молитва от песни 2 класс - для наших читателей и подписчиков.

Песня это песня,а молитва это молитва

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Другие предметы либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

План-конспект урока по музыке (2 класс) на тему:

Открытый урок по музыке "Молитва"из Детского альбома

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)

Просмотр мультфильма. (1)

Учитель: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Дети: – Девочка обратилась к молитве.

Учитель: – Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: – Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

У.: Что такое молитва?

Д.: – Молитва – обращение верующего к Богу.

У.: – А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. (Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва.

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

(Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Дети. С молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

2 . Объяснение слов молитвы.

Отче – Отец; Иже – Который;

Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

да – пусть; святится – прославляется:

яко – как; на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

даждь – дай; днесь – сегодня, на нынешний день;

остави – прости; долги – грехи;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого – всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Какие бывают молитвы?

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы – тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? (пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, « В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Вопросы на осмысление

Учитель: – О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

– Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

– А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

– Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

– Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

– А просить и желать плохое можно?

– Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

– Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

Учебник: Стр. 46-47

– Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

– Где могут звучать молитвы? (В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского “Детский альбом”.

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Урок математики 1 класс.

Развивать творческое воображение, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное к ней отношение, любовь к поэзии, музыке, изобразительному искусству. воспитывать любовь.

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу,вверху», повторить написание ц.

Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК “Школа России” по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года.

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов.

Чем отличается молитва от песни?

Основное отличие молитвы от песни в том, что молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам. Песня же (если только это не молитвенное песнопение) поётся, в основном, для людей.

Слова песни могут быть абсолютно любыми (хоть просто "ля-ля-ля"), а тексты молитв обычно не меняются.

Во время чтения молитвы человек сосредоточен только на ней, а когда он поёт песни, он может думать о ком-то или о чём-то другом, или же вообще не думать ни о чём, просто петь от души.

Молитвы читаются, как правило, во время богослужений, песни же поют где угодно – на концертах, в компании, просто у себя дома.

Песня относится к музыкально-устному творчеству человека, она может нравится, а может оказаться песней-однодневкой,а молитва это то, что идет с глубины веков и остается навсегда. Молитва это послание к высшим силам с надеждой в исполнение.

В молитве человек обращается к Богу, разговаривает с ним, что – то просит, обещает или кается в своих грехах. А может быть, благодарит Бога за то, что Он ему послал.

А песня – поётся на любую тему. Главное в ней ритм, а не слова, так считают многие наши авторы – песенники и если вслушаться в их тексты, то иногда уши в трубочку свернуться могут.

Молитва – это просьба, обращение к Богу, а песня – это чаще веселое музыкальное произведение с целью развлечь людей, послушать приятную музыку.

Молитва обычно заканчивается определенными словами, а у песни есть куплет, припев.

Молитва обычно читается на одной или нескольких нотах, песня же может содержать множество интонаций, переходов.

Молитва читается, а песня поётся)

А если серьёзней, молитва, прежде всего, должна быть пронизана верой молящегося, весь смысл заключается в прошении и глубокой вере в исполнение молитвы, в чудо!

Песня и молитва, имхо, вещи совершенно разные.

  • Молитва обязательно обращена к Богу или к святым,своеобразный разговор с высшими силами, а песни поются на любые темы.
  • Молитва читается, иногда на распев, но мелодии как таковой нет, в отличии от песен, которые поют и у них есть мелодия.

Песня может быть разной, грустной и веселой, шуточной и жалостливой или как у акынов, что вижу, о том и пою.

Молитва же – это разговор с Богом, горячая просьба к Нему о чем – то, безконечная благодарность или же покаянная молитва.

Здесь, по моему, всё достаточно очевидно. С молитвой мы обращаемся к богу, и просим Господа о помощи себе и своим близким. Причём, молиться можно и шёпотом, и про себя. Ну, песня, это такой способ выражения чувств.

Молитва от песни отличается тем, что во время молитвы человек обращается к богу или божеству, у человека есть своя цель, он что-то просит или за что-то благодарит. А песня – это все, что поется, в ритм и без него.

Во время молитвы человек обращается к создателю. Молитва читается вдумчиво. Песня же поется для себя и для своей души. Здесь, ни о чем не нужно думать. Здесь просто нужно получать удовольствие от песни.

Молитва – это просьба у Бога или просто общение с ним или благодарение. Она может как петься(в храмах во время службы), так и читаться(дома или где-то).

Молитва прежде всего обращена к Богу, а песни могут быть и пионерские)))))))

ГДЗ "Музыка" рабочая тетрадь 2 класс Критская, Сергеева, Шмагина. Ответы на задания

Ответы к рабочей тетради по музыке за 2 класс по программе “Перспективная начальная школа”, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Решебник проверен и одобрен учителем музыки. Задания, в общем то, не сложные, но есть такие, ответ на которые нужно еще поискать. Но мы уже все за вас поискали и проверили, пользуйтесь. Будем рады, если ответ вам пригодятся для быстрого выполнения домашнего задания и вы не будете сидеть до ночи в поисках решения заданий из рабочей тетради, а вместо этого просто спишите ответ и все остальное время займетесь прослушиванием вашей любимой музыки.

ГДЗ по музыке 2 класс

Подробные ответы для тех, кто не разобрал почерк в гдз

С.4. О нашей Родине композиторы сочинили много песен. Но есть одна – самая главная – это ГИМН.

Какие чувства к Родине выражены в тексте гимна?

Храбрость, сила, любовь, великая воля, мудрость.

Страница 5. Как ты будешь исполнять песни о Родине? “Моя Россия”

Величественно, торжественно, с любовью.

“Здравствуй, Родина моя”

Ласково, светло, нежно, напевно.

Величественно, с любовью.

Страница 6. Подпиши названия нот.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Страница 9. Какую из этих мелодий написал Модест Петрович Мусоргский? Напиши название этого сочинения.

Ответ: 2. Рассвет на Москве-реке.

С. 10. Музыкальные инструменты:

ПИАНИНО КЛАВЕСИН РОЯЛЬ

С. 12. Сосчитай и запиши, сколько тактов в этом музыкальном примере (дождик дождик пуще).

Страница 13. Определи размер такта в песенке о жуке. Напиши его после скрипичного ключа. (жук жук, где твой дом?).

С. 15. Какие марши ты вспоминаешь, глядя на эти рисунки?

Ответ: марш “Цирк” Дунаевский, “Марш деревянных солдатиков” Чайковский.

С. 17. Чем отличается молитва от песни?

С. 29. Каким словом музыканты обозначают изменеие настроения, чувств, окраски звучания?

Спой по нотам мелодию М.Мусоргского “Рассвет на Мосве-реке”. В каком ладу – в мажоре или в миноре – она звучит?

Страница 31. С музыкой каких композиторов ты познакомился на уроках?

Прокофьев, Мусоргский, Чайковский.

Запиши названия полюбившихся тебе музыкальных произведений этих композиторов.

Золушка, рассвет на Москве-реке.

Напиши, какие их перечисленных произведений звучат: в музыкальном театре балет, опера, кантанта

в концертном заде симфония, увертюра, кантанта

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.

При любых заболеваниях, в особенности при беременности или у ребенка не занимайтесь диагностикой симптомов и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу – специалисту.

Энциклопедия школьника

Развлечения для детей

© 2017 Энциклопедия 7 гуру с советами врачей, психологов, педагогов

Верующий человек, к какой бы конфессии он ни принадлежал, не мыслит своей жизни без молитвы. Она – его дыхание, в ней надежда и утешение. Но природа человека такова, что переполняющие его сердце чувства он стремится как-то высказать миру и делает это посредством песни.

Определение

Молитва – один из видов духовной деятельности человека, разговор с Богом и святыми.

Песня – произведение вокального жанра, которое сочетанием мелодии и слов вызывает положительный отклик в сердце слушающего. Может быть духовной или светской.

Сравнение

Молитва боговдохновенна, то есть, составлена людьми высокой духовности под наитием Святого Духа. Песня пишется обычными людьми.

Молитва духовна. Обращаясь к Богу, человек мыслями и сердцем возносится к миру горнему. Песня душевна. Это порыв переполненного чувствами сердца, она приносит эстетическое наслаждение. Молитва, в отличие от песни, никогда не затрагивает плотские чувства, пусть и возвышенные, она лишена эмоциональности.

Молитва требует усилий, напряжения ума и внутренней работы души. Она имеет и внешнюю сторону – поза, крестное знамение поклон. Если молятся перед иконами, то зажигают лампадку или свечу. Для песни же внешними могут быть только мысли, вызываемые текстом и мелодией, а для исполнения ее необходимо всего лишь душевное расположение. Пение нельзя назвать работой.

Когда верующий молится, он чувствует себя грешнее других, никого не осуждает, ни с кем себя не сравнивает и ни при каких условиях себя не оправдывает. Это – доверительная беседа двух родных существ, Бога и человека. И эти двое искренне прислушиваются друг к другу.

Если человек обращается к святому, то он должен иметь согласие с его жизненным путем. Что касается песни, то жизнь поэта или композитора не играет особой роли в принятии или непринятии слушателем их произведения. А предметом разговора является любой человек, соответствующий тем чувствам, которые переполняют сердце слушающего в данный момент.

Молитва исходит из сердца и воспринимается умом человека. Усиленное внимание направлено на слова ее. В песне преимущество отдается мелодии: если она не трогает душу, то и слова ее не находят отклика в сердце. Во время исполнения песни возбуждается воображение, что категорически исключено при молитве, ведь «придумывать» себе божественные чувства нельзя.

Песня объединяет людей, но в ее исполнении не принимают участие высшие существа. При молитве, а особенно церковной, вместе с верующими молятся ангелы.

Молитва канонична, добавлять в нее слова или менять их запрещено. Исключением является молитва своими словами. А хоть и говорят, что «из песни слов не выкинешь», в ней допустима элементарная замена фраз на аналогичные по смыслу.

Молитва призвана поддержать духовное здоровье человека, песня – эмоциональное.

Выводы сайт

  1. Молитва написана людьми высокой духовной жизни под влиянием высших сил. Текст и мелодия песни придуманы обычными людьми под влиянием какого-либо события в их жизни.
  2. Молитва духовна и поддерживает духовное здоровье человека, песня душевна и предназначается для поддержания хорошего эмоционального состояния.
  3. Молитва – это аскетическое делание, она требует напряжения внутренних сил, для нее также необходимы внешние атрибуты. Песня – это душевное наслаждение красотой звука, исключающее необходимость какой-либо внутренней работы.

Сколько существует человек, молитва и песня шли рядом. Люди, глубоко чувствующие присутствие Бога, всегда имели потребность в разговоре с ним. А то, что переполняло сердце, изливалось в песне. И песня, и молитва украшают жизнь, без них мир стал бы серым и скучным.

Бог присутствует везде, но в храмах Его присутствие проявляется особенным образом. Господь наш Иисус Христос устроил на земле Церковь для того, что­бы она вела всех ко спасению и вечной жизни.

Церковь - это общество людей, кото­рые содержат единую православную веру, освящаются Святыми Таинствами и нау­чаются духовными пастырями.

Церковь - дом Божий; в ней неви­димо присутствует Царь Небесный, и мы должны с особым усердием посещать храмы, чтобы быть ближе к Богу, как об этом говорил Христос: Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их (Мф. 18, 20). По слову Спасителя, Церковь будет пребывать вечно. Создам Церковь Мою, и врата ада (то есть все силы зла) не одолеют ее (Мф. 16, 18), - сказал Хри­стос. Он же обещал пребывать всегда с Церковью: Вот, я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Если Спаситель устроил Святую Цер­ковь и обещал всегда пребывать в ней, то значит - без Церкви мы и спастись не можем. Кто удаляется от Церкви, тот уда­ляется от Христа. Нужно твердо пребы­вать в ней, чтобы никакие силы, даже и смерть, не отклонили нас от Святой Церкви. Святые Отцы учили, что «вне Церкви нет спасения». Святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты вну­три сей ограды, то тебя не тронет волк; а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви: нет ни­чего в мире сильнее ее. Она - твоя на­дежда, в ней - твое спасение».

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы, как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставлен­ным для того, чтобы совершать священ­нодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Я вас избрал и поставил вас, - говорит Спаситель Своим апостолам, - чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин. 15, 16).

Пострадав за грехи людей, умерев за нас на кресте и воскреснув из мертвых, Спаситель вознесся на Небо, но оставил на земле особых лиц, которые должны были продолжать Его дело, то есть учить людей вере Его и вести их к вечной жизни. Эти лица были святые апостолы, которым Спаситель сказал: Идите на­учите все народы, крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Апостолы были первыми духовными пастырями. После себя они поставили других людей продолжать дело Божие. Итак, до сих пор есть и до конца мира будут в Церкви духовные пастыри, кото­рые должны вести дело Божие на земле Святой апостол Павел писал христиа­нам, что Христос поставил пастырей и учителей для совершения святого дела (см.: Еф. 4, 11-12). Каждый добрый христиа­нин должен слушать пастыря - как слу­жителя Христова. Так сказал об этом и Спаситель Своим апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16).

Каждый должен уважать и почитать пастырей как совершителей Таинств Бо-жиих и своих наставников. Святой апо­стол Павел так писал об этом: Повинуй­тесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо (потому что) они неустанно пекутся (заботятся) о душах ваших (Евр. 13, 17).

«Священника не суди, - говорил Ва­лаамский и Псково-Печерский старец иеросхимонах Михаил (Питкевич), - бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участ­ник. Одной его слезы покаяния, упавшей на престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».

Великую силу имеют иерейские мо­литвы.

Святой праведный Иоанн Кронштадт­ский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина по­просила помолиться об успехе одного ее дела.

Я не умею молиться, - смиренно отвечал отец Иоанн.

Помолитесь, - продолжала про­сить женщина. - Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:

Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литур­гией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

Вот вы, батюшка, только помоли­лись за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодо­го священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

О силе священнической молитвы пи­сал и святитель Иоанн Златоуст: «Одно „Господи помилуй", произнесенное в церкви, купно с собором верующих, стоит целой сотни земных поклонов твоей одинокой келейной молитвы… Для того священники и предстоят, чтобы мо­литвы народа, будучи слабы, соедини­лись с их сильнейшими молитвами, вме­сте с ними дошли до неба. Такая молитва имеет гораздо большую крепость, боль­шее дерзновение, чем молитва домаш­няя. Во время общественной молитвы не только люди возносят свой глас, но и Ан­гелы припадают ко Владыке и Архангелы молятся» (св. Иоанн Златоуст. Беседы на разные места Св. Писания. Беседа 3-я. О непостижимости).

Как молиться в церкви

«Кто хочет спастись, - пишет святи­тель Игнатий (Брянчанинов) - тот дол­жен хотя понемногу, но часто молиться Богу. В будни молись Богу дома: утром, восстав от сна, на ночь, отходя ко сну, перед обедом и перед ужином. Даже не позавтракай и не поужинай, не вспомнив о Боге и не изобразив на себе крестного знамения. В праздничные и воскресные дни должны принимать участие в обще­ственных церковных молитвах. Ходи к утрене, к всенощному бдению, к Боже­ственной литургии и к вечерне. Великое счастье для грешного человека, что ему

Дано посещать церковь Божию: он может умолить Бога, чтобы Бог простил ему грехи и даровал спасение».

Церковь призывает в дни праздников посетить храм, подготовиться и прича­ститься в этот день Святых Христовых Тайн, ослабить телесные труды (препо­добный Аристоклий Московский даже запрещал работать в праздники, говоря: «Праздничную работу взять и в печку бросить. Спорости не будет тому, кто в праздник работает»).

Конечно, христиане стараются посе­тить храм не только в дни праздников, но и в день рождения, день Ангела. «При­ходи чаще в Церковь славить Господа или соболезновать о своей духовной не­мощи и своей бедности духовной и гре­ховности, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Никто силь­нее и искреннее не поболит с тобою, как Церковь. Ее лучшие чада испытали все то, что ты испытал, немоществовали, как и ты, согрешали, как и ты. Она не таит от тебя, что язва греха лютая всех коснулась,уязвила, растлила. И все они плакали, молились, страдали, скорбели, подверга­лись великим искушениям - и тебе легче будет скорбеть, терпеть».

Преподобный Варсонофий Оптин-ский советует: «Посещайте храм Божий, особенно в скорби: хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолить­ся и поплакать от души. И утешит Гос­подь, непременно утешит. И скажешь: „Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжкого положения, но Ты, Гос­поди, помог мне!"

«Господь везде есть; но о храмах освя­щенных Он Сам сказал: будут очи Мои ту и уши, чтобы внимать молитвам рабов Моих, чего не сказал ни о каком другом месте, - пишет святитель Феофан За­творник. - Сие и помните, приходя сю­да, - помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его. Помня, что Он видит вас, остерегайтесь сделать какое-либо неприличное движе­ние телом или на душе держать какие-либо пустые мысли и недобрые чувства.

Помня же, что Он готов услышать вас, просите у Него, что вам нужно, как бы вы просили то у родного отца своего, с теплою к Нему любовию и упованием. Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать. Когда еще был Он на земле, в одном месте, матери стали приносить к Нему детей, чтобы Он благословил их. Господь благословлял их, возлагал на них руки и на руки брал к Себе. Другие, думая, что это беспокоит Господа, не хотели допускать до Него более детей. Но Господь не велел им это делать, говоря: не мешайте детям прихо­дить ко Мне. Видите, как Он милостив к детям. Но как тогда, так и теперь все Он тот же. И теперь Он так же любит детей, как и тогда. И вас любит. И когда вы бу­дете приходить сюда, Он, верно, будет приближаться к вам, хоть невидимо, но действительно. И если вы будете держать себя, как следует, и душевно, и телесно, верно, благословит вас и руки Свои воз­ложит на вас, и обымет вас, и душе ва­шей даст почувствовать это Свое при­ближение и прикосновение. Вот почему и говорю вам: приходите сюда охотно и радостно и к Господу обращайтесь лю­бовно и благонадежно, как к родному отцу».