Определение нарушения осанки у детей. Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Осанка в норме




Доброго времени суток, уважаемый читатель! Хочу продолжить тему об опорно-двигательном аппарате, а точнее поговорим о важном, о некоторых искривлениях позвоночника у детей в раннем возрасте. К сожалению многих родителей, это не проходит стороной и как не пропустить, чтобы вовремя принять меры, можете узнать в данной статье.

Правильная осанка это естественное положение тела в расслабленном состоянии и позвоночник при этом имеет правильные изгибы.

Давайте повторим анатомию, без понимания строения позвоночника трудновато понять, что же происходит с детским скелетом.

Позвоночник имеет два вида изгиба лордозный он первичный и кифозный- вторичный . У новорожденного нет никаких изгибов. Плод еще в утробе имеет С-образную форму, так как голова прижата к груди, а нижние конечности к туловищу.

Образование изгибов для будущей осанки.

Кифозный захватывает грудной и крестцовый отдел. Они выгнуты назад и сохраняются от общей изогнутости позвоночника. Формирование грудного изгиба начинается с почти с 6 месячного возраста, когда начинает сам сидеть и окончательно заканчивается до 7 лет.

Лордозный эта область шейного и поясничного отдела, выгнута (вперед) и они меняют изгибы. Шейный развивается сразу при поднятии ребенком головы, когда он лежит на животе. А когда ползает, стоит, ходит, развивается поясничный отдел с 9 месяцев и продолжает развиваться в школьном возрасте.

И чтобы правильно развивался и креп позвоночник у ребенка, вся ответственность лежит на родителях. За исключением внутренней патологии, травмах при родах и генетической наследственности.
В детском возрасте формирование скелета идет медленно и именно в этот период происходит искривление осанки у ребенка, на исправление, которой, нужно обязательно найти время.

Нарушений нет, если визуально прямая линия проходит по позвоночнику и между ягодичной ямкой.
Если видно, что голова отклонена набок, одно плечо выше другого, выпирают края обеих или одной лопатки, треугольник талии с одной стороны меньше чем с другой, ноги разной длинны, припухлость в виде горба.
Все эти признаки искривления позвоночника. Немедленно к педиатру, который направит к ортопеду, чтобы назначить лечение.


Кифотическая осанка у детей и ее причины

Бывают патологическое и физиологическое искривления позвоночника, врожденные и приобретенные.
Познакомимся с патологическим кифозом.

Встречается.

  • При развитии рахита.
  • При развитии туберкулезного спондилита.
  • Врожденный.
  • Приобретенный.
  • Слабость мышечного корсета.
  • Посттравматические искривления.
  • Ошибки взрослых.

Кифоз -это патологическое отклонение оси в сторону спины, а точнее сутулость или горб больше 30 градусов. Наблюдается при развитии рахита.

Но если ребенок еще не успел научиться ходить, а позвоночник уже не норма? Почему?

Рахит. Рисунок с пояснениями.

Огромное значение имеет деформация костной ткани при развитии заболевания рахита, нехватка витамина Д. Уже в 6 месяцев болезнь развивается, если пренебречь первыми симптомами. Его последствия просто колоссальны для всего организма ребенка.

Мы разберем только изменения опорно-двигательного аппарата, где затрагиваются хрящи, кости и происходит искривление позвоночника за счет мягких костей:

Рисунок рахитического кифоза.

При самых первых признаках наблюдается:

  • частая потливость,
  • пугливость,
  • зудящая кожа,
  • облысение.

Если заметили данные симптомы, нужно сразу обратиться к врачу, чтобы обследовать ребенка и исключить развитие рахита.

Могу успокоить мам, что практически все дети до 6 месяцев капризничают, поэтому есть дополнительные методы обследования.

Существуют и поздние признаки:

Задержка общего развития (не может поднимать голову, сидеть, ходить),
и самое главное не зарастает родничок. Примерно в 1 год и 2 месяца он уже должен затянутся.

Так что, на чеку быть просто необходимо.

Туберкулезный спондилит

Это заболевание поражает первым позвоночник, при попадании инфекции через кровь. У детей, первые признаки поражения костной системы, после инфицирования, начинаются через 3 года.

Если будущая мать, болеющая туберкулезом, стоит на учете, и принимает соответствующие лекарства, то в результате плод рождается здоровым. Редкий случай, когда ребенок в утробе может быть уже инфицирован палочкой Коха, а после рождении новорожденному делают БЦЖ. В случае если у матери открытая форма туберкулеза, то принимают меры предосторожности: одевается маска, или на какое-то время изолируют от матери младенца.

Развитие туберкулезного спондилита развивается до 7 лет.
У ребенка искривление осанки наступает при 3 стадии хронического спондилита. Симптомы размыты, но выдает хромота. Так как боли сильные, то дети жалуются на боли в животе, а не в области пораженного позвоночника, боль имеет опоясывающий характер.

Спондилит часто путают с рахитом, но отличия есть. Посмотрите таблицу.

Чтобы поставить правильный диагноз назначают рентген.

Физиологический кифоз — это небольшое отклонения от нормы до 30 градусов не больше и он не является дефектом. Во всех отделах он может быть только у младенцев в 2-3 месяца после рождения. В грудном отделе — до 7 лет, в поясничном отделе (крестце) – до полового созревания.Необходимо различать разновидности кифоза. При патологическом бывает дугообразный и угловой, прогиб по всей длине позвоночника. При физиологическом кифозе выпуклость только в одном отделе.

Врожденное искривление

Врожденный кифоз является следствием нарушения эмбрионального развития. Слабость мышечного корсета встречается у детей младшего и среднего возраста. Постуральный (осаночный ) кифоз развивается вследствие слабости или паралича мышц спины, при таких заболеваниях как.

  • полиомиелит (поражение спинного мозга при инфекционном заболевании);
  • опухоль позвоночника;
  • остеохондроз (очень редко).

Мышцы постепенно слабеют и не могут участвовать в движениях (повороты, наклоны). Атрофированные мышцы спины не удерживают позвоночник в полной мере и даже при небольших нагрузках он меняет свою форму.

Чтобы не усугублять состояние ортопед подбирает корсет определенной жесткости.

Посттравматические искривления

После травмы развивается угловая форма кифоза. Существуют причины по беспечности и из ошибок взрослых. Часто родители бегут впереди паровоза и стараются ребенка приучить сидеть, стоять, ходить очень рано, когда его костная система еще не окрепла. В результате большая нагрузка на слабый позвоночник приводит к различным асимметриям.

Нельзя!

  • Держать только за одну руку.
  • Носить на одной руке.
  • Ограничивать ребенка в движениях.

Необходимо правильно выбрать подушку и матрас для сна.

Искривление осанки у ребенка, лечение

При патологических кифозах обязательно назначают медикаментозное и санаторно-курортное лечение.

Для устранения кифоза у ребенка, нужно подобрать ровную жесткую поверхность.

При врожденных кифозах и посттравматических, чаще всего делают операцию. Возраст самого раннего вмешательства может быть, только с 6 месяцев.

Существует еще и постоперационный кифоз, поэтому нужно выполнять все рекомендации врача после хирургического вмешательства.

Ношение корсета различной жесткости, также помогает для лечения осанки, особенно при слабости мышц, во время выполнения определенной нагрузки. Но корсет нельзя носить постоянно.

Видео: «Упражнения при кифозе у детей».

Путь к исправлению осанки моей дочери

В раннем возрасте у дочери все было хорошо. Я регулярно делала массаж, профилактику плоскостопия.
Но вот настала школьная пора, выдали первые учебники, начались первые занятия. Собирая ранец, я определяла, что он намного превышает вес положенный ребенку в 7 лет. И тогда стала носить ранец в школу и из школы, что бы не нагружать ее спину. В тот период у меня работа была на дому, так что время позволяло.

Посещая собрания, я поняла, что носить тяжелый ранец это проблема всех первоклашек.

Мы с родителями договорились носить разные учебники один на двоих на урок. В общем, решали вопросы, насколько хватало фантазии.

К сожалению, я не уберегла дочь от сколиоза. В 10 лет был поставлен диагноз сколиоз 1 степени. Правое плечо ниже другого и лопатка чуть выпирала. Медсестра нашего участка посоветовала пойти к монуальщику ?

У мануального терапевта прошло несколько сеансов, дополнительно дал рекомендации регулярно заниматься лечебной физкультурой. Через полгода дочка снова к мануальшику походила. В итоге визуально искривления невидно, но совсем не прошло. А лечебной физкультурой занимается по сей день.

Последствия искривления позвоночника

С нарушением осанки со временем развивается , последствия которого крайне неприятны . Нарушается кровообращение, обмен веществ, происходит дегенерация позвоночника, что ведет к развитию остеохондроза и его осложнениям, часто образовываются межпозвонковые грыжи.

Деформируется грудная клетка, затрудняется работа легких, отсюда понижение иммунитета. Возникают болезни СС (сердечно-сосудистой), дыхательной системы и ЦНС (центрально-нервной системы).

При слабости мышц брюшного пресса, при сильном прогибе в поясничном отделе происходит опущение желудка и кишечника, развиваются запоры, возникают сильные боли в спине. Ребенок быстро устает, развивается нервозность, за счет мышечных спазмов появляются головные боли. С периодом роста наблюдается искривление таза.

Профилактика

Для профилактики рахита и укрепления костной системы детям рекомендуют солнечные ванны, рыбий жир.

Чтобы позвоночник правильно развивался и укреплялся, дети должны активно двигаться с первых дней жизни. Познавая все вокруг в движении (ползая, бегая, прыгая), они тем самым развивают все отделы позвоночника одновременно.

Игры на воздухе закаливают организм, повышают иммунитет. Не забывайте с детьми принимать участие в прогулках, кататься на велосипедах, санках, лыжах, коньках и т.д. Научите детей делать регулярные упражнения для укрепления мышечного корсета. Занятия на , помогут улучшить кровообращение и предотвратить плоскостопие.

Необходимо правильно оборудовать место для занятий. Иметь стол и стул соответствующий росту ребенка и хорошее освещение. С раннего детства приучить его к распорядку дня и все в вашей семье будет замечательно. «Когда у детей все хорошо, то у родителей еще лучше!», есть такая поговорка.

Дочитав статью до конца, теперь вам известно, какие и отчего бывают некоторые причины искривления осанки у детей. Можете самостоятельно отличить, какого вида бывает кифоз при рахите и спондилите.
И что делать, какие меры профилактики соблюдать, чтобы не навредить дорогому малышу.

Статью на этом заканчиваю.

А если ваши друзья ждут малыша или стали родителями, информация им будет полезна. Поделитесь с друзьями.

Подпишитесь на обновления.

Берегите себя и своих детей!

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста можно увидеть невооруженным глазом. , несимметричность плеч, выпячивание живота - типичные признаки патологии. Примерно в половине случае дефекты связаны с наличием сколиоза. Осанка у человека формируется до 23–25 лет, что объясняется постоянным ростом скелета. Любое негативное воздействие в этот период может привести к искривлению позвоночного столба в сагиттальной и горизонтальной плоскости. Поэтому необходимо регулярно применять различные методы исследования осанки.

При правильном положении позвоночника человек имеет прямую спину, развернутую грудную клетку, отведенные плечи и симметричное расположение лопаток. Малейшее отклонение от приведенных выше стандартов свидетельствует о наличии заболевания. Первые признаки сколиоза или кифоза: сутулость, вогнутая грудная клетка. Во фронтальной плоскости формируется сколиотическая дуга. Ее не считают самостоятельной патологией, в отличие от боковой деформации позвоночника. Ее рассматривают как последствие повышения тонуса мышц одной части туловища.

Классификация деформация позвоночника

Выделяют следующие виды нарушения осанки: кифоз (усиление физиологического изгиба кзади), лордоз (наличие патологического отклонения кпереди), сколиоз (боковая деформация позвоночника). Существует несколько степеней искривления, имеющих свои симптомы и диагностические критерии:

  1. На 1 стадии ребенок может придать спине нормальное положение, однако при нахождении в свободной позе прослеживаются признаки патологии.
  2. При 2 степени деформация исчезает при растяжении позвоночника путем .
  3. На 3 стадии искривление бывает заметным в любом положении. Неправильная осанка, связанная со смещением оси позвоночника в сторону, называется . Без проведения рентгенологического исследования ее невозможно отличить от настоящего сколиоза.
  4. Искривление позвоночника во фронтальной плоскости 4 стадии является основной причиной инвалидности подростков. Выраженная деформация характеризуется изменением строения элементов.

Нарушение осанки наиболее часто обнаруживается у девочек школьного возраста в период быстрого развития скелета и полового созревания. Мышечные ткани не успевают адаптироваться к активному росту костей.

Искривление позвоночника нередко сочетается с . При осмотре спины обнаруживается крупное выпячивание в области грудины. Дети с нарушением осанки не способны опереться на спинку стула, их мучают боли в грудном отделе. Что делать при обнаружении подобных симптомов, и какой врач лечит деформации позвоночника?

Мероприятия, исправляющие осанку

У детей дошкольного возраста прививается с рождения. Деформацию позвоночника у грудничка предотвращают путем соблюдения нескольких правил.

  1. Нельзя класть младенца на мягкий матрац и присаживать на подушки.
  2. Не стоит пытаться учить ребенка ходить, если он не умеет стоять на ногах.
  3. При прогулке рекомендуется использовать широкую ленту, которую пропускают через подмышки.
  4. С 2 лет нужно начинать учить ребенка правильно сидеть за столом и спать на жестком матраце.

Основные причины деформации позвоночника у ребенка - неправильная поза при работе за школьным столом и чрезмерные нагрузки на позвоночник.

Проверить осанку ребенка можно у ортопеда. Дети, имеющие кифоз, сколиоз или излишний лордоз, должны стоять на диспансерном учете. Врач назначает наиболее эффективные способы коррекции. При деформации позвоночника тяжелой степени требуется длительное стационарное лечение, включающее хирургическое вмешательство, вытяжение позвоночника, массаж и . Медленно развивающиеся сколиозы устраняются в домашних условиях до завершения процесса формирования скелета.

При кифозе грудного отдела дети должны регулярно выполнять специальные упражнения. Перед началом занятия необходимо научиться держать нормальную осанку. Ребенка ставят рядом со стеной, на голову кладут книгу, которую нужно удерживать как можно дольше. Данная тренировка способствует привыканию к правильной позе.

Профилактические правила

Профилактика нарушения осанки у детей подразумевает соблюдение следующих правил:

  1. Для сна рекомендуется приобрести твердый матрац.
  2. Строгое соблюдение распорядка дня препятствует развитию патологии.
  3. Функциональное укорочение ноги предотвращают посредством ношения ортопедической обуви. Особенно это касается детей, имеющих врожденное плоскостопие.
  4. Рюкзаки и сумки лучше заменить ранцами с твердой спинкой. Нельзя сидеть за партой, сильно наклоняя голову или опираясь одной рукой.

Плоскостопие - основная причина искривления позвоночника у детей. Однако не каждый родитель обнаруживает неправильное формирование стопы малыша. Нижние конечности и позвоночник начинают испытывать чрезмерные нагрузки, их амортизационные функции нарушаются. Неприятных ощущений на ранних стадиях не появляется, поэтому проблема остается нерешенной. Болевой синдром развивается в случае отложения солей.

Ввиду быстрого развития опасных последствий, ортопеды рекомендуют начинать лечение нарушения осанки как можно раньше. Его эффективность определяется степенью патологии, соблюдением рекомендаций врача, наличием сопутствующих заболеваний.

Упражнения при искривлении позвоночника способствуют укреплению мышечных тканей, восстановлению подвижности суставов, предотвращению дальнейшей деформации позвоночника. Выполнять их рекомендуют не реже 1 раза в 2 дня. Упражнения делятся на 2 категории: динамические и статические. Последние используются для разработки малоподвижных мышц. Они часто пребывают в тоническом состоянии и практически не расслабляются. Динамические упражнения направлены на повышение прочности быстрых волокон. Они быстро сжимаются и расслабляются, активизируются при движениях.

Нарушение осанки у детей заметно невооруженным глазом не только квалифицированному ортопеду-травматологу, но и родителям. Сгорбленная спина, ассиметричность плечевого пояса, выпячивание живота – классические проявления патологии. Примерно в 30% случаев смещение вертикальной оси туловища обусловлено наличием сколиоза (боковым отклонением позвоночного столба).

Осанка у детей формируется до 24 лет в связи с постоянным ростом тела. На этом фоне любое воздействие может спровоцировать искривление позвоночного столба в горизонтальной и фронтальной плоскостях, поэтому важно ежегодно проверять наличие искривлений вертикальной оси.

:

  • Вертикальность туловища;
  • Развернутая грудная клетка;
  • Отведенные плечи;
  • Близкое расположение лопаток;
  • Подтянутый живот.

Любое отклонение от вышеприведенных признаков свидетельствует о наличии патологии.

Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

  • Сутулость – поясницы и увеличение кифоза груди;
  • – сглаживание всех изгибов позвоночного столба;
  • – уплощение грудного кифоза с нормальным поясничным лордозом;
  • – повышение грудного кифоза на протяжении грудного отдела;
  • – увеличение лордоза в пояснице и кифоза в груди.

Во фронтальной плоскости появляется сколиотическая дуга. Она не является заболеванием в отличие от сколиоза (бокового искривления оси позвоночника), а лишь следствием повышенного тонуса скелетной мускулатуры в одной половине туловища.

1 степень – ребенок при желании может принять нормальную позицию, но в свободной позе прослеживается искривление позвоночной оси;

2 степень – деформация устраняется при висе на турнике или шведской стенке, и выпрямлении туловища;

3 степень – искривление остается при выпрямлении и висе ребенка на гимнастической штанге.

Осанка у детей при смещении оси позвоночника в боковую плоскость называется сколиотической дугой. Без выполнения рентгенографии позвоночного столба в прямой и боковой проекциях ее сложно отличить от истинного сколиоза. Тем не менее, искривление позвоночника во фронтальной плоскости в 3 и 4 степень приводит к инвалидности детей.

Виды сколиоза и нарушений осанки у детей

  1. На начальной стадии внешнего искривления спины вбок сложно дифференцировать между сколиозом и сколиотической дугой. Единственным признаком на рентгенограмме, позволяющим это сделать, является поворот позвонков вокруг оси (торсия) при истинном сколиозе. Величина искривления не превышает 30%.
  2. Искривление 31-60% отчетливо прослеживается при визуальном осмотре спины ребенка и появляется на 2 стадии сколиоза;
  3. Деформация позвоночного столба до 90% характеризуется изменением формы позвонков (они становятся клиновидными) и свидетельствует от 3 стадии патологии;
  4. При искривлении более 90% позвоночного столба (4 степень) в боковой плоскости появляется выраженное искривление вертикальной оси тела с непропорциональным смещением анатомических структур и внутренних органов.

Сколиоз более характерен для девочек в возрасте 12-14 лет при быстром росте и половом созревании. В данном случае изменения связаны с тем, что мышечно-связочный аппарат не успевает приспосабливаться к быстрому росту костной структуры.

Нарушенная осанка у детей может сочетаться с позвоночным горбом. При обзоре спины ребенка с данной патологией отчетливо выделяется большое выпячивание в грудном отделе. Дети с позвоночным горбом не могут опереться о спинку стула при сидении и всегда жалуются на боли в грудном отделе позвоночника.

Правильная осанка у детей должна формироваться с самого юного возраста. Как предотвратить искривление позвоночника у грудничков:

  • Грудничка нельзя класть на мягкую перину, а также сажать на подушки;
  • Когда малышу исполнится 3 года, его уже следует перекладывать на живот;
  • Не следует преждевременно пытаться научить малыша ходить;
  • Нельзя носить детей на одной руке все время;
  • При прогулке вместе с ребенком лучше водить его не за руку, а за широкую ленту, пропущенную через область подмышечных впадин;
  • С 2-3 лет учите детей правильно сидеть на стуле;
  • Постарайтесь научить их спать на жесткой постели с раннего возраста.

Родители должны помнить, что все их предыдущие старания по формированию правильной осанки у детей могут быть перечеркнуты неправильной посадкой за школьной партой или ношением тяжелого рюкзака на одном плече.

Медицинские принципы исправления позвоночника у ребенка

Неправильная осанка у детей требует обязательной постановки их на диспансерный учет. При этом ортопед-травматолог определит оптимальные методы коррекции:

  • При прогрессирующем сколиозе 3-4 степени, который выявляется у 0,6-0,7% процентов детей требуется госпитальное лечение: вытяжение, подводный массаж, специальные упражнения;
  • Не прогрессирующие сколиозы лечатся в амбулаторных условиях до окончания процесса роста детей;
  • При исправление патологии проводится корригирующей гимнастикой в группе лечебной физкультуры;
  • Смещение оси позвоночника в боковой плоскости 2-3 степени требует тщательного подхода к лечению. Таким детям назначаются занятия лечебной физкультурой в медицинском заведении или врачебно-физкультурном диспансере.

При сутулости, плоской и круглой спине необходимо ориентировать детей на регулярное выполнение упражнений (не реже 3 раз в неделю).

Перед выполнением лечебной гимнастики необходимо проработать позу правильной осанки. Установите ребенка возле стены и положите на голову книгу. Необходимо удерживать ее максимальное время. С помощью данной тренировки подсознательно закрепляется правильная поза.

Для профилактики искривления спины следует обращать внимание на следующие особенности:

  • Предотвратить функциональное укорочение конечности поможет правильный подбор обуви. При врожденном плоскостопии необходимо носить специальную обувь;
  • Для сна ребенку необходимо приобрести жесткий матрас;
  • Строгое соблюдение режима дня;
  • Отказ от некоторых вредных привычек: ношение рюкзака, неправильное положение туловища за школьной партой, перекидывание одной ноги на другую.

Заостряем внимание родителей на том, что частой причиной нарушения осанки у детей является плоскостопие. К сожалению, неправильное формирование свода стопы у малыша не настораживает родителей. Тем не менее, при ходьбе у ребенка с плоскостопием вес тела приходится на суставы и позвоночник, нарушается амортизационная функция последнего.

Поскольку плоская стопа у детей вначале не болит, проблема не доставляет дискомфорта. Болевой синдром возникнет лишь когда в костях отложатся соли кальция, а в организме человека не хватит сил для обеспечения функции передвижения.

С течением времени вслед за плоскостопием возникнет варикозное расширение вен нижних конечностей по причине нагрузки на кровеносную систему ног.

Вследствие быстрого развития осложнений врачи пытаются лечить нарушения осанки сразу после обнаружения. Эффективность терапии напрямую зависит от заинтересованности пациента в правильности, регулярности и длительности выполнения рекомендаций врача.

Укрепление мышечного корсета

Упражнения при нарушении осанки позволяют укрепить мышечный корсет спины, улучшить динамические свойства скелетной мускулатуры и предотвратить дальнейшее смещение позвоночника.

Курс лечебной гимнастики необходимо проводить регулярно и длительно. Систематичность выполнения упражнений не должна быть меньше 3 раза в неделю.

Гимнастические упражнения для в зависимости от механизма действия классифицируются на 2 вида:

  • Статические;
  • Динамические.

Статические упражнения предназначены для укрепления «медленных» мышечных групп. Данные волокна чаще находятся в тоническом состоянии и очень медленно расслабляются. При искривлении оси позвоночника «медленные» мышцы с одной стороны туловища находятся в спазмированном состоянии. Чтобы его предотвратить назначаются статические упражнения.

Тренировка динамической скелетной мускулатуры направлена на повышение ее эластичности. В данном случае укрепляются «быстрые» мышечные волокна. Они способны быстро сокращаться и расслабляться. Активируются при активных физических движениях.

Гимнастические упражнения по особенностям воздействия на мышцы можно разделить на 3 разновидности:

  • Симметричные;
  • Ассиметричные;
  • Смешанные.

Симметричные упражнения воздействуют на симметричные группы мышц с обеих сторон туловища. Ассиметричные – направлены на укрепление отдельных мышечных волокон. Комбинированные варианты включают в себя обе вышеперечисленные группы.

Гимнастические упражнения

Приведем примерный перечень упражнений, которые применяются для исправления деформации позвоночника у детей:

  • Осуществляйте подъем прямых ног в стоячем положении. При этом на каждый счет пытайтесь достать ладонью руки носок ноги;
  • Если ежедневно выполнять упражнение «велосипед», можно быстро укрепить брюшной пресс. Оно предполагает имитирование езды на велосипеде, сидя на стуле;
  • Приподнимите ноги на высоту 40 см над полом и меняйте высоту подъема нижних конечностей постоянно. При этом одна нога должна двигаться вверх, а другая вниз;
  • Вытяните ноги прямо, а руки расположите вдоль туловища. В таком положении приподнимите ноги и зафиксируйте их на 30 секунд под углом в 30 градусов;
  • Если предыдущее упражнение выполнять легко, можно применить его усложненный вариант: поднимайте ноги под углом в 45 градусов;
  • Лягте на спину и выполняйте «ножницы» около 30 раз (попеременно заводите одну ногу за другую в поднятом положении);
  • Лежа поднимайте и опускайте ноги за голову 10-15 раз;
  • Сидя на стуле, закрепите ноги под опорой (ей может быть стул). Руки заведите за голову. Медленно разгибайтесь и опускайтесь;
  • Выполняйте висение на перекладине. Поднимите ноги прямо до прямого угла. Количество повторов 10-15 в течение 10 секунд;
  • Подтягивайте колени к животу в лежачем положении. Число повторений – по самочувствию.

Вышеприведенные упражнения для детей могут выполнять и родители. Они удобны тем, что не требуют длительных повторов и укрепляют мышечный корсет спины.

В заключение хотелось бы напомнить, что не существует таких лекарств, которые бы сделали мускулатуру сильной, а связки эластичными. Только лечебная гимнастика способна привести к королевской осанке.

ХХI, как и XX, век не без оснований называют веком человека сидячего и даже сидячей цивилизации. Развитие современного транспорта, образование крупных городских агломераций, появление все новых машин, облегчающих труд на производстве, дома и в школе - все это привело к кардинальному изменению образа нашей жизни. Подсчитано, что мы с вами сидим до 15 часов в сутки, сознательно «выключая» одну из важнейших систем нашего организма - опорно-двигательный аппарат. Это бездействие не может не сказаться на состоянии и физическом здоровье скелета и мышц. Слабея день ото дня, они страдают от множества патологий, хорошо знакомых ортопедам, терапевтам и, к сожалению, педиатрам.

Причины нарушений

Гиподинамия (снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений) наблюдается и у взрослых, и у детей, которые даже в школу предпочитают ездить на транспорте, а не ходить пешком. Несколько часов на уроках, затем внеклассные занятия, часто не связанные со спортом, - здесь много не побегаешь. Приплюсуйте к этому домашнее сидение за выполнением домашних заданий, у компьютера, телевизора - и увидите, что на активный отдых времени не остается.

Результаты подсчетов неутешительны: уроки физкультуры (2 часа в неделю) иногда бассейн, ритмическая гимнастика или модные у мальчишек школы восточных единоборств - вот и все. В плотном распорядке дня школьника нет места ни для прогулок, ни для игр на свежем воздухе.
Современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Не способствуя развитию ловкости и подвижности, сидячий образ жизни влечет за собой гипоксию и ослабление иммунитета.

Примерно у 70% детей имеются нарушения , а у 10% - , или боковое искривление .

Нарушения и

Имея возможность присмотреться к своим чадам за время летних каникул, многие родители замечают у них нарушения , и при обращении к врачу кое-кто безапелляционно заявляет: «У меня ребенок горбатый».
Между тем среди «горбатых» детей есть ребята с дефектами (отклонениями от нормы в выпрямленном положении тела) и связанными с этим недостатками физического развития или ограниченной свободой движений, и есть те, у которых при первом же обследовании выявляется выраженное искривление - .

Естественные и его деформации

Обследование

  • до 30% искривления - I степень;

  • до 60% искривления - II степень;
  • до 90% искривления - III степень;
  • более 90% - IV степень.

Идеальная имеет незначительный изгиб вперед, грудной незначительно назад, вперед, таз уходит несколько назад. Гипер возникает если изгиб выражен чрезмерно. -Гипер характеризируется увеличением изгибов в и в грудном отделах , в шейном нарушений нету. «Вялая» характеризируется увеличением всех изгибов .
При «Плоской» спине изгибы отсутствуют, спина прямая как "доска", в то время как при «круглой» спине имеет вид дуги.

Если при наклоне вперед со стороны спины, с одного боку выпирают ребра - это сколиотическая . Стоит отличать от сколиотической . Большинство случаев сколиотической можно полностью вылечить при своевременном обращении к специалисту, но если уже возник лечение гораздо сложнее и эффективность гораздо ниже.

Нарушения в осанке опасны своими последствиями, из-за неправильного формирования может возникнуть , , , при патологической осанке начинает быстро стареть, развивается , , межпозвоночные грыжи, ВСД. Своевременное обращение к специалисту поможет ребенку избежать серьезных последствия в будущем.

Как показывает статистика , 80-95% школьников имеют нарушения в осанке, а также тот факт, что «помолодел» свидетельствует о том, что уделяется мало внимания в детском возрасте, когда еще можно чем-то помочь.

Поводом для обращения к специалисту могут быть:

  • Жалобы ребенка на боли в спине или грудной клетке, болезненность при ходьбе, боль в стопочках;
  • Асимметрия, изменение изгибов ;
  • Сутулость при сидении за столом;
  • Явное искривление ;
  • Лежа на животе - разная длина ног;
  • Частые простудные заболевания;
  • Другие возможные нарушения;
  • Тест 1: наклон вперед, прямые ноги, руками нужно коснуться пола. При наклоне, если смотреть на спину, выпячивание реберных бугров вдоль , должно быть строго симметрично справа и слева, в противном случае необходимо обратится к врачу;
  • Тест 2: Центром подбородка коснуться (поворот должен осуществляться в шее таким образом, чтобы плечи были зафиксированы), поворот головой вправо и влево должен быть равен 80-90 градусов.

Наличие хотя бы одного симптома, свидетельствует о серьезных нарушениях в организме ребенка.

лечение

Из истории: Гиппократ объяснял возникновение деформации - нарушением мышечного равновесия.
В настоящее время благодаря современным инструментальным методам и остеопатическим техникам диагностики большой процент идиопатических (неизвестного происхождения) сколиозов уменьшается. возникает в результате недоразвития, деформации или аномалии развития (клиновидные ), ребер, мышц или связок, что собственно или опосредованно вызывает торсии . Нарушения с остеопатической точки зрения возникают в результате нарушения взаиморасположения суставных поверхностей, в результате чего блокируются зоны роста и происходят аномалии формирования . С этой точки зрения вполне объясняется механизм не способности консервативных методов ортопедии и неврологии, затормозить прогрессирования костных деформаций. Для предотвращения прогрессирования , необходимо устранить блокирование зон роста , в частности восстановить подвижность позвоночно-двигательного сегмента. Подобные манипуляции в данное время использует только манипуляционная медицина.

Основной причиной развития является клиновидная деформация тел в передних и боковых отделах. Деформированные под действием механических сил нагрузки подвергаются скручиванию (торсии). Меняется положение отростков , суставных поверхностей, расположенных на них ребер, прикрепляющихся к позвонкам, изгибается, нарушается биомеханика. В процесс также вовлекаются межпозвоночные диски, это важно в плане осложнений межпозвоночными грыжами. также поражает связочный аппарат, мышцы спины, нервную систему, а также кости таза (проявляется перекошенным тазом), внутренние органы (они смещается, изменяется жизненная емкость легких, нарушаются функции сердца и дыхательной систем и др.).
В связи с влиянием на все органы и системы тела человека, его чаще называют сколиотической болезнью.

Симптомы

В грудном возрасте ребенок лежит в С-образной позе, плохо поворачивает голову, не редко имеет такие заболевания как дисплазия ТБС и кривошея.

Рентгенологически различают такие степени сколиозов:

По величине угла все виды подразделяют на четыре степени деформации:

  1. — угол искривлении до 5—10°;
  2. II степени — угол до 25-30°,имеется легкая торсия ;
  3. III степени — угол 40— 50°, имеется значительная торсия и реберный горб;
  4. — угол искривления более 40 -50°.

Условно различают четыре степени развития деформации:

Первая степень — порок вследствие мышечной слабости — миопатии и недостаточности развития связочного аппарата. Заболевание развивается в результате дистрофических процессов на почве рахита и других заболеваний, вызывающих слабость нервно-мышечного аппарата. Деформация выражена незначительно и исчезает в положении лежа. Торсия едва заметна. Она выявляется по небольшому отклонению в сторону остистых отростков, что определяется рентгенологически.

Вторая степень — боковое искривление позвоночного столба. Деформация не фиксированная. Торсия — скручивание их вокруг продольной оси выражена значительней, в прилежащих отделах позвоночного столба появляются компенсаторные искривления. Рентгенологически определяется деформация тел на вершине искривления. Сколиотическое искривление частично устраняется после нескольких курсов лечения специалистом.

Третья степень — выраженный с отчетливым компенсаторным искривлением. Деформация фиксированная. Имеется выраженная торсия — поворот их тел вокруг вертикальной оси по направлению к выпуклости позвоночного столба, что вызывает формирование реберного горба вследствие вторичных изменений ребер. Рентгенологически на вершине искривления выявляются клинообразно измененные , межпозвонковые щели на вогнутой стороне сужены, на выпуклой расширены.

Четвертая степень — резко выраженная фиксированная деформация с тяжелой торсией и некорригирующимся реберным горбом. Деформация обезображивает туловище, вызывает его скручивание и отклонение. Реберный горб формируется сзади и спереди. Отмечается деформация таза, положение ног асимметричное.
Рентгенологически определяются клиновидные и торсионно измененные , межпозвонковые щели неравномерные, выражены явления деформирующего спондилоартроза.

По происхождению различают две группы сколиозов:

  • первая группа включает врожденные и диспластические ,
  • вторая — приобретенные.

По классификации Кобба подразделяют на пять групп.

  • В первую группу входят , в основе которых лежит слабость мышечно-связочного аппарата, т. е. миопатического происхождения (например, вследствие рахита).
  • Вторая группа включает в себя , возникающие в результате заболевания центральной и периферической нервной системы, т. е. неврогенные (например, после полиомиелита, спастического паралича, сирингомиелии, , люмбоишиалгии и др.).
  • Третью группу составляют диспластические , т. е. , возникшие на почве аномалий развития и ребер.
  • В четвертую группу включены , развивающиеся в результате заболеваний грудной клетки (например, вследствие эмпиемы плевры, послеожоговых рубцов и др.).
  • Пятую группу составляют с неизученной до конца этиологией, т. е. идиопатические .

В практике делят на две группы:

  • Врожденные или диспластические (аномалии развития скелета — клиновидные добавочные пли недоразвитые , их сращение, расщепление тел или дуг , сращение ребер на одной стороне, врожденные изменения в области IV— V и I крестцового и др.).
  • И приобретенные (компенсаторные, паралитические, травматические, рубцовые, рефлекторно-болевые, кифосколиотические, рахитические, сирингомиелические и др.).

Диагностика

Увеличение дуг сколиотического искривления определяют с помощью сколиозомера или измерением углов искривления по рентгенограмме. Большое значение для диагностики имеет рентгенологический метод исследования, позволяющий выявить ранние признаки заболевания, а также причины, способствующие его дальнейшему развитию (дисплазия поясничного отдела позвоночного столба, добавочные полу, конкресценция тел , сращение ребер и др.).

Определение угла легло в основу клинико-рентгенологической его классификации. Угол устанавливают по рентгенограмме, снятой в переднезаднем направлении, следующим образом. Выше и ниже первичной кривизны определяют два нейтральных с равномерной на всем протяжении межпозвонковой щелью и параллельными соответствующими поверхностями . Через вершину верхнего и основание нижнего в поперечном направлении проводят две линии. Из середины верхней линии через центр нейтрального опускают перпендикуляр, а из середины нижней линии восстанавливают перпендикуляр.

Министерство образования и науки Украины

ЛНУ имени Тараса Шевченко

Старобельский факультет

Реферат

«Осанка. Типы нарушения осанки у детей и подростков. Профилактика нарушений осанки у детей и подростков»

Выполнила:

студентка 4 курсу

специальности

«Здоровье человека»

Домбровская Людмила

Старобельск 2011

Введение.

Осанка. Нарушения осанки у детей.

Профилактика нарушений осанки у детей.

Список использованных источников.


Введение.

Нарушения осанки являются одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Возникшие заболевания такого рода создают благоприятные условия для возникновения ряда других функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве, а так же впоследствии оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По некоторым данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %.

Осанка - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Ответственность за правильное формирование осанки ребенка полностью лежит на взрослых, в том числе на работниках сферы здравоохранения и образования, а также родителях.

Таким образом, разработка вопросов, касающихся профилактики возникновения нарушений осанки и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.

Цель курсовой работы: Изучить особенности физического состояния детей с нарушениями осанки.

1. Изучить учебно–методическую и научную литературу по теме курсовой работы.

2. Изучить особенности физического состояния характеристики детей с нарушениями осанки.

3. Определить соответствие этих характеристик возрастным нормам.


Осанка. Типы нарушения осанки у детей.

Особенностью позвоночника новорожденного является то, что он лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб у детей начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6-7 месяцев жизни, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, а окончательно он закрепляется только в 6-7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, а окончательно формируется в школьные годы. В течение всего детского возраста фиксация позвоночника несовершенна, и под влиянием недостаточного мышечного развития, неадекватной позы, не соответствующей росту ребенка мебели, очень легко возникают изменения формы позвоночного столба (сколиозы и патологические осанки)

Основные составляющие позвоночника анатомически - это позвонки. Их 32 или 34: 7 - шейные, 12 - грудные, 5 - поясничных, 5 - крестцовых и от 3-5 - копчиковых. Величина и формы позвонков различны, все они имеют тело и дугу, между которыми находится позвоночное отверстие. Позвонки следуют по очереди друг за другом: в районе крестца и поясницы более крупные, а чем вые - тем они меньше. Позвоночные отверстия образуют спинномозговой канал, через который проложен спинной мозг, нервные окончания которого передают информацию головному мозгу, получая от него ответные команды. Через отверстия в поперечных отростках шейных позвонков проходит позвоночная артерия. Пространства между остистыми отростками позвонков заняты связками и мышцами.

Суставные отростки, соединяясь друг с другом, образуют суставы. Также суставные отростки принимают участие в формировании межпозвоночных отверстий, через которые проходит нервно-сосудистая система позвоночника.

Работу позвоночного столба обеспечивает еще и расположенные между позвонками межпозвоночные хрящи, которые называют дисками. Они состоят из ядра и фиброзного, т.е. волокнистого кольца, окружающего ядро. Ядро имеет вид двояковыпуклой линзы и состоит из студенистого вещества. Межпозвонковые диски не имеют сосудов, поэтому поступление питательных веществ к ним и выведение продуктов обмена происходит через тела позвонков посредством диффузии, т.е. проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Благодаря своей эластичности ядро - замечательный амортизатор. Если поднять что-то тяжелое, агрессивная сила сдавливает позвонки. Студенистое ядро уплощается, теряя некоторое количество жидкости, при опускании груза - давление на диск становится умереннее, силы всасывания начинают преобладать над силами сжатия, и диск снова активно накапливает воду.

Фиброзное кольцо, окружая ядро межпозвоночного диска состоит из плотных пучков соединительной ткани, переплетающихся в разных направлениях. Эти продольные, вертикальные, косые и спиральные переплетения придают соединению соседних позвонков прочность и подвижность. К тому же фиброзное кольцо помогает ядру, защищает его, принимая на себя часть нагрузки.

Позвоночный столб укреплен многочисленными связками и мышцами. Они обеспечивают его движение и придают ему прочность. Мышцы позвоночника, или глубокие мышцы спины играют главную роль в поддержании тела в вертикальном положении и именуются разгибателями. Мышцы брюшного пресса, иначе, мышцы живота, - сгибатели позвоночника. Два смежных позвонка соединены в единую систему диском, суставами, мышцами и связками. Диск за счет эластичности своего ядра стремится оттолкнуть позвонки друг от друга, а связки и мышцы, противодействуя усилиям диска, стараются сблизить позвонки. Здоровье позвоночника во многом зависит от выносливости мышечно-связочного аппарата. Чем крепче и выносливее мышцы и связки, тем меньшую нагрузку принимают на себя диски и суставы. Эластичность связок относительно постоянна. Мышцы можно и должно укреплять. При нарушении гармонии в активных усилиях сгибателей и разгибателей не достигается наиболее выгодная для конкретного действия конфигурация позвоночного столба. Это делает его чувствительным даже при выполнении самой обычной работы.

Напротив, когда мышечно-связочный корсет работает как полагается, позвоночный столб, словно некая изогнутая эластичная колонна, прочно стоит, опираясь на мышцы позвоночника и две камеры: брюшную и грудную. Попеременное сокращение диафрагмы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса повышает давление то в брюшной полости, то в грудной клетке. Хорошо функционирующие глубокие мышцы спины и камеры с постоянно меняющимся давлением способны создать и сохранить оптимальную форму позвоночника при совершении каких-либо движений.

Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи "коромыслом", опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушки. Тогда ее не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда и высокие каблуки.

Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременных оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее, нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Нарушение осанки может проявляться уже у детей раннего возраста в ясельном периоде у 2,1% , в 4 года у 15-17 %, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти.

По данным Д.А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Большинство родителей мало обращают внимания на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как плохо сидит на нем подаренный к 16-летию взрослый костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные окрики: "Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь?!"

Между тем именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Ведь формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является "архитектором" фигуры ребенка. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка может способствовать развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создавать неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Правильно оформленный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиба кпереди) и кифоза (изгиба кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы, а также межпозвоночные диски обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Изгибы позвоночника тесно взаимосвязаны, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Во фронтальной плоскости (при осмотре со спины) позвоночник в норме должен быть прямым. При этом даже незначительное искривление позвоночника во всех случаях следует расценивать как отклонение от нормы.

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (при наклоне вперед). В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствует о нарушениях осанки или сколиозе.

Для выявления нарушения осанки существует специальная методика.

Чтобы определить, есть ли у ребенка нарушения осанки, необходимо его осмотреть, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединены перед собой.

Выявляя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно выявить с помощью сантиметровой ленты, измерив "треугольник" на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния:

7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) - нижний угол левой лопатки (расстояние А);

7-й шейный позвонок - нижний угол правой лопатки (расстояние В);

расстояние между нижними углами лопаток (С).

При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2-3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки ("крыловидные лопатки", кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний А и В) свидетельствует о сколиотической осанке.

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: ширина плеч (см) деленная на плечевую дугу (см), умноженное на 100 %.

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 % и ниже - сутулость, от 90 до 100 % - нормальная осанка.

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Рассмотрим подробнее нарушения в сагиттальной плоскости.

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:

а) "сутуловатость" - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;

б) "круглая спина" - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

в) "вогнутая спина" - усиление лордоза в поясничной области;

г) "кругло-вогнутая спина" - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;

д) "плоская спина" - сглаживание всех физиологических изгибов;

е) "плоско-вогнутая спина" - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Различают 3 степени нарушения осанки:

1 степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.

2 степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

3 степень - характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 - 2 степени нарушения осанки, для школьников - 2-3 степень.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных - до резко выраженных.

Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз (от греч.scolios - изогнутый, кривой) представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси торсия. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости - наличие торсии позвонков. Кроме деформации позвоночника при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки. Эти негативные изменения приводят к нарушению деятельности сердечнососудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта и многих других жизненно-важных систем организма больного. Поэтому обоснованно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

Выделяют 3 группы сколиозов.

Дискогенный - возникает при нарушении обмена в соединительной ткани. Изменяется структура позвонков, ослабевает связь межпозвоночного диска с телами позвонков. В этом месте происходит искривление позвоночника и смещение диска, что обуславливает напряжение мышц туловища и связок, что приводит к развитию сколиоза.

Статический сколиоз возникает при асимметричной нагрузке на позвоночник вследствие врожденной или приобретенной асимметрии тела. Паралитический сколиоз развивается из-за асимметричного поражения мышц, участвующих в формировании осанки, или их функциональной недостаточности.

Структурный сколиоз характеризуется изменением структуры позвонков. Структурный компонент деформации представлен клиновидной деформацией, торсией позвонков.

Функциональный сколиоз (неструктурный) - обратимое укороченное растяжение связок мышц, асимметрия мышечного тонуса, начальные стадии формирования мышечных контрактур, функциональные блоки межпозвонковых суставов, формирование порочного двигательного стереотипа.

При визуальном исследовании, выявив у больного реберное набухание, ставят первичный диагноз - сколиоз. Для объективного заключительного диагноза необходимо рентгенографическое исследование в положении лежа и стоя.

Самыми опасными возрастными периодами в течении сколиоза являются периоды интенсивного роста ребенка (6-8 лет, 10-14 лет) и период полового созревания (девочки 10-13 лет, мальчики 11-14 лет). Риск прогрессирования заболевания увеличивается, если к этим опасным периодам ребенок уже имеет первую степень сколиоза, подтвержденную рентгенологическим исследованием позвоночника (от 5 до 10 градусов).

К сожалению, отсутствие четкого разграничения функциональных изменений конфигурации позвоночника (дефектов осанки) и заболеваний (структурных сколиозов) часто приводит к диагностическим ошибкам, а, следовательно, к неадекватности лечебно-оздоровительных мероприятий. Поэтому очень важно, чтобы коррекция возникших деформаций позвоночника проводилась после консультации и под наблюдением врача-специалиста.

Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки (а при прогрессировании процесса формирование реберного горба) и мышечного валика в поясничной области.

На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача - ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и другие виды консервативного лечения), а по показаниям - хирургическое лечение.

Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.

Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции, мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.

Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 степени (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 степени дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.

Профилактика нарушений осанки.

Методы борьбы с нарушениями осанки могут быть различными. Но, конечно, наиболее эффективен для этого комплексный метод воздействия на организм, включающий продуманную и всестороннюю систему мер.

Чтобы избежать патологических изменений опорно-двигательного аппарата у ребенка, необходимо позаботится о том, чтобы он правильно развивался с самого раннего детства. Позвоночник младенца легко деформируется, что впоследствии может привести к различным его искривлениям.

Чтобы этого избежать, необходимо организовать для ребенка правильную постель. Матрац должен быть жестким, а подушка плоской и тоже не слишком мягкой. Мягкая постель принимает форму тела, и спина становится округлой. Нельзя укладывать грудного ребенка спать только на спину - это вредно для его позвоночника. Чтобы неокрепшие кости не деформировались, младенца надо класть попеременно то на правый, то на левый бок. Время от времени можно укладывать его на живот, убирая при этом подушку.

Начиная с пятимесячного возраста ребенок делает попытки сесть. Но не торопитесь заставлять его сидеть, тем более оставлять надолго в этом положении обложенного подушками: его мышцы еще недостаточно окрепли, и позвоночник может деформироваться. Будьте также осторожны, когда малыш начинает подниматься на ноги, а затем делать свои первые шаги. Не принуждайте его стоять дольше, чем ему самому хочется. Это тоже может привести к искривлению позвоночника, так как мышцы еще не в состоянии поддерживать позвоночный столб. И наконец, важно научить ребенка правильно ходить. Нарушение равновесия при ходьбе вырабатывает плохую осанку.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий). Если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее.

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы, сидя, он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8-9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдая за детьми, необходимо постоянно напоминать им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. Поэтому не теряя терпения и необходимо методично добиваться того, чтобы ребенок в конце концов привык держать спину прямо.

Очень полезно проводить с детьми тренировки в игровой форме. Например, посоревноваться, кто дольше проходит по комнате с предметом на голове. Для этого спину надо держать прямо, голову поднять и смотреть перед собой. Это упражнение фиксирует правильное положение корпуса, вырабатывает хорошую осанку. Ведь недаром восточные женщины славились во все времена своей походкой и осанкой благодаря тому, что их с детства приучали носить на голове кувшины с водой. Упражнение с предметом на голове (это может быть плоский мешочек, наполненный песком, набитый бумагой или лоскутами) можно разнообразить, предложив ребенку приседать, повернуться вокруг себя, проделать различные движения руками и т. д.

Детей с нарушением осанки иногда неоправданно освобождают от уроков физкультуры в школе или определяют в специальную медицинскую группу, в то время как они еще в большей степени нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями.

Детям с нарушением осанки кроме утренней зарядки, уроков физкультуры в школе, турпоходов в выходные дни необходима не менее 3 раз в неделю интенсивная корригирующая гимнастика тренирующего характера (при ЧСС 140-160 уд/мин). Такие дети могут заниматься в школьных секциях или группах начальной подготовки ДЮСШ избранными видами спорта, которые дают "симметричные" и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно или попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает срединное положение во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку.

"Симметричные" нагрузки дают такие виды спорта, как легкая атлетика, лучше бег, лыжные гонки, плавание стилем "брасс" и на спине, гребля; смешанные нагрузки - волейбол, баскетбол, футбол, многоборье комплекса ГТО, художественная гимнастика и др.

Регулярные занятия перечисленными видами спорта на фоне общефизической подготовки способствуют гармоничному физическому развитию.

При определении диагноза нарушения осанки школьный врач совместно с учителем физкультуры определяют для школьника объем и схему физкультурно-оздоровительных мероприятий на четверть, полугодие, год с обязательным динамическим контролем эффективности оздоровительной физической культуры не реже 1 раза в 3-4 месяца.

Список использованных источников .

1. Аронов, Д.М. Сердце под защитой. / Д.М.Аронов.- М.: Физкультура и спорт, 1982. - 243 с.

2.Бака М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: учеб. пособие / М. М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с.

3.Балмашев В. С. Коррекция в силовой подготовке школьников: учеб. пособие / В. С. Балмашев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 70 с.

4.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л. В. Волков. Киев: Олимпийская литература, 2002. – 294 с.

5.Гриненко, М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений./ М.Ф. Гриненко, Г.С. Решетников. -М.: Физкультура и спорт, 1984. – 73 с.

6.Журавлев, Е.П. Секреты здоровья./ Е.П. Журавлев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. – 69 с.

7.Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. – 264 с.

8.Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. – М.: Академия, 2002. – 320 с.

9.Короткова Е. А. Педагогические технологии в учебном процессе по физическому воспитанию: учеб. пособие / Е. А. Короткова, Л. А. Архипова, Н. В. Фомичева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 100 с.

10. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие / В. Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2004. – 264 с.

11.Колтановский, А.П. Тропы и дорожки здоровья. -М.:Физкультура и спорт, 1986. - 146 с.

12. Кунер, К. Аэробика для хорошего самочувствия./ К. Кунер. - М.: Физкультура и спорт, 1989. – 235 с.

13.Левит К., Захсе Й., Янда Е. Мануальная медицина: Пер. с нем. / К. Левит, Й. Захсе, Е. Янда. – М.: Медицина. – 1993. – 345 с.

14.Общее физкультурное образование: т. 1: школьное физкультурное образование: учебник / И. И. Сулейманов, В. И. Михалев, В. Х. Шнайдер [и др.]. – Омск: Изд-во СибГАФК, 1998. – 266 с.