Биография. Законодательница мод: лучшие образы Зинаиды Юсуповой Кто написал портрет княгини зинаиды николаевны юсуповой




Эта женщина поражала своей красотой всех кто ее знал.
Многие художники конца 19 начала 20 века рисовали ее портреты.
Осталось много чудесных фотографий
Я хочу их вам показать. Комментировать их будет ее сын, князь Феликс Юсупов, безумно любивший мать.

В. Серов. Портрет З. Юсуповой (фрагмент)
Князь Феликс пишет:

"Семи лет матушка моя была готовой светской дамой: могла принять гостей и поддержать разговор. Однажды бабке нанес визит некий посланник, но та велела дочери, малому ребенку, принять его. Матушка старалась изо всех сил, угощала чаем, сластями, сигарами.

Все напрасно! Посланник ожидал хозяйку и на бедное дитя даже не смотрел. Матушка исчерпала все, что умела, и совсем было отчаялась, но тут ее озарило, и она сказала посланнику: «Не желаете ли пипи?» Лед был сломан. Бабка, войдя в залу, увидела, что гость хохочет как сумасшедший."

Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, – повторяла она мне и брату, – тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это». Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова Эльстона, простого гвардейского офицера.

Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз

Знаменитый театральный режиссер Станиславский, увидав ее на благотворительном вечере в «Романтиках» Ростана, звал ее к себе в труппу, уверяя, что подлинное ее место – сцена.

Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет. Глаза ее сияли добротой и кротостью. Одевалась она изящно и строго. Не любила драгоценностей, хотя обладала лучшими в мире, и носила их только в особых случаях.

Когда тетка испанского короля инфанта Эулалия приехала в Россию, родители дали обед в ее честь в своем московском доме. О впечатлении, произведенном на нее матушкой, инфанта в своих «Мемуарах» пишет так:
«Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове – кокошник, по нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один – целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…»

В другой раз, однако, было иначе. Родители мои сопровождали в Англию великих князя и княгиню Сергея и Елизавету на торжества по случаю юбилея королевы Виктории. Драгоценности при английском дворе обязательны. Великий князь посоветовал матушке взять с собой лучшие брильянты. Рыжий кожаный саквояж с сокровищами поручили ехавшему с родителями лакею. Вечером, по прибытии в Виндзор, матушка, одеваясь к обеду, велела горничной принести кольца с ожерельями. Но рыжий саквояж пропал. На обеде матушка сидела в парадном платье без единого украшенья. На другой день саквояж отыскался в багаже немецкой принцессы, чьи вещи спутали с нашими.

В раннем детстве моей самой большой радостью было видеть матушку в нарядных платьях. Помню до сих пор платье абрикосового бархата с собольей оторочкой, в каком красовалась она на приеме в честь китайского министра Ли Хунчжана, бывшего проездом в Петербурге. В пандан к платью матушка надела брильянтовое колье с черным жемчугом. На приеме, между прочим, узнала матушка, что такое китайская вежливость. Под конец обеда двое лакеев с черными лоснящимися косицами степенно приблизились к Ли Хунчжану, неся серебряный тазик, два павлиньих пера и полотенце. Китаец взял перо, пощекотал в горле и изрыгнул все съеденное в таз. Матушка в ужасе повернулась к гостю слева, дипломату, долго жившему в Поднебесной.
– Княгиня, – отвечал тот, – считайте, что вам оказана величайшая честь. Своим поступком Хунчжан дает понять, что кушанья восхитительны и он готов отобедать еще раз.

Матушку очень любило все императорское семейство, в частности сестра царицы великая княгиня Елизавета Федоровна. С царем матушка тоже была в дружбе, но с царицей дружила недолго. Княгиня Юсупова была слишком независима и говорила что думала, даже рискуя рассердить. Не мудрено, что государыне нашептали что то, и та перестала с ней видеться.
В 1917 году лейб медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево послание, переданное ему:
«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».

Политики и министры ценили матушкину прозорливость и верность суждения. Была она истинной правнучкой прадеда своего, князя Николая, могла бы держать политический салон. По скромности, однако, оставалась в тени, но тем вызывала к себе еще большее уважение.

Матушка не дорожила своим богатством и распоряжаться им поручила отцу, а сама занялась благотворительностью и попечениями о своих крестьянах. Выбери она иного супруга, возможно, сыграла бы свою роль не только в России, но и в Европе.

Это уже с внучкой Ириной.

А это на сладкое:

Ф. Фламенг. Портрет княгини З. Н. Юсуповой. 1894 г.

В России было немного женщин такой ослепительной красоты, а равно и такого большого ума. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова по мужу графиня Сумарокова-Эльстон была последней владелицей и подмосковного Архангельского, и многочисленных родовых дворцов в Москве, в Петербурге, в Крыму. Фактически на ней прервался род князей Юсуповых, которые были связаны с Московским и Петербургским Английским клубом едва ли не с момента их основания и вплоть до октября 1917 года.


Зинаида Николаевна была дочерью последнего князя Юсупова - Николая Борисовича-младшего. Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных". Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился.

Граф Феликс по матери уже получил фамилию угасшего рода Сумароковых. Теперь по жене ему была прибавлена фамилия Юсупов и пожалован княжеский титул, но с тем условием, что он будет переходить только к старшему сыну. Судьба распорядилась иначе - князем Юсуповым стал младший из сыновей Зинаида Николаевны и Феликса Феликсовича. Прославленный убийца "старца" Распутина был последним в роде - у него была только дочь и внучка.

Зинаида Николаевна обожала танцы. Придворные балы были ее страстью. Рассказывали, что, протанцевав "до упада" в Зимнем, она по приезде домой почувствовала предродовые схватки, и скоро на свет появился князь Феликс-младший, признававшийся, что танцором он был никудышным, тогда как ему предрекали славу первого светского кавалера.

Счастье, можно сказать, обошло стороной красавицу Зинаиду. Двое ее детей умерли в младенчестве, старший сын - Николай погиб на дуэли из-за какой-то пустой особы. Вместе с мужем она владела уникальными художественными коллекциями и не раз задумывалась об их судьбе, тем более что над родом Юсуповых тяготел какой-то рок. В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

После смерти старшего сына Зинаида Николаевна почти полностью посвятила себя благотворительности. Оказывала материальную помощь Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии, школам в имениях и т.д., церквям, столовым для голодающих в 1891-1892 гг. В 1883 г. выделяла пожертвования для семей черногорцев. В архиве Юсуповых сохранилась ее переписка с Елизаветой Федоровной - великой княгиней, известной благотворительницей по делам милосердия.

За свою патриотическую деятельность Зинаида Николаевна была награждена дипломами и благодарственными письмами многих обществ и учреждений. Среди них "Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра Ш ", Российское общество Красного Креста, Елизаветинское благотворительное общество. Зинаида Николаевна была членом комитета по устройству музея изящных искусств в Москве и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил ее имя, а теперь просто стал безымянной частью картинной галереи.

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и скончалась собственной смертью в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия. Воспользоваться усыпальницей, сооруженной в Архангельском, никто из княжеского рода не успел.

Такой была жизнь Зинаиды Николаевны Юсуповой - одной и самых обворожительных русских женщин рубежа 19 и 20 веков. Сегодня о ней напоминает разве что портер кисти В.А. Серова да несколько старых фотографий.

«Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».
Феликс Юсупов "Мемуары"

Зинаида Николаевна родилась в 1861 году в семье князя Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя древнейшего рода. Владелец заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб, поместий, он был неслыханно богат. Великий князь Гавриил Константинович Романов вспоминал о посещении Юсуповых в их крымском имении: «Мы как-то обедали у Юсуповых. Они жили по-царски. За стулом княгини стоял расшитый золотом татарин и менял ей блюда. Мне помнится, что стол был очень красиво накрыт…»

Но вся эта роскошь не мешала отцу Зинаиды Николаевны, гофмейстеру царского двора, прослыть щедрым, великодушным человеком. И судя по воспоминаниям современников благие дела были действительно важной частью его жизни.

Музыкант, историк, довольно скромный коллекционер (не в пример знаменитому деду), Николай Борисович буквально обожал свою дочь Зинаиду, которая осталась единственной в роде после смерти сестры. Зинаида Николаевна была хорошо образована, привыкла к обществу людей науки, культуры. Она неплохо разбиралась даже в философии. К ней - одной из самых богатых и родовитых невест России сватались европейские принцы крови, но... "любят женщины военных".

Когда на горизонте возник граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон сердце красавицы растаяло, хотя ни особого ума, ни деловой хватки, а уж тем более тонкого вкуса у графа не было. Зато был мундир, и этого оказалось достаточно. Отец был в ужасе, но дочке перечить не решился...

Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность.

Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу... Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис....

Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз...

Его блистательная дочь унаследовала от отца все самое лучшее, в том числе умение отдавать. Умная, образованная, чуткая, нежная, она была одной из первых красавиц Петербурга, наряду с императрицей Марией Федоровной и княжной Ириной Александровной Романовой. Сияние, одним словом.

"Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, её взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особенных обстоятельствах..."
(Ф.Юсупов)

Когда тетка испанского короля инфанта Эулалия приехала в Россию, родители дали обед в ее честь в своем московском доме. О впечатлении, произведенном на нее матушкой, инфанта в своих «Мемуарах» пишет так:

«Более всего поразило меня празднество в мою честь у князей Юсуповых. Княгиня была необычайно красива, тою красотой, какая есть символ эпохи. Жила среди картин, скульптур в пышной обстановке византийского стиля. В окнах дворца мрачный город и колокольни. Кричащая роскошь в русском вкусе сочеталась у Юсуповых с чисто французским изяществом. На обеде хозяйка сидела в парадном платье, шитом брильянтами и дивным восточным жемчугом. Статна, гибка, на голове - кокошник, по нашему, диадема, также в жемчугах и брильянтах, сей убор один - целое состояние. Поразительные драгоценности, сокровища Запада и Востока, довершали наряд. В жемчужных снизках, тяжелых золотых браслетах с византийским узором, серьгах с бирюзой и жемчугом и в кольцах, сияющих всеми цветами радуги, княгиня была похожа на древнюю императрицу…»

«Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».
Валентин Серов

На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Княгиня слыла известной благотворительницей и меценаткой.Только в Петербурге она выплачивала огромные деньги несколькимдесяткам приютов,больниц,гимназий, а во время войны содержала на свои средства санитарный поезд и лазареты.

В своих дворцах и имениях Юсупова организовала санатории и больницы для раненых...

"Я помню, кого мы рисовали... Это была одна из самых интересных женщин аристократического круга, просто, изящно одетая, только крупных жемчугов ожерелье служило ей украшеньем. Вся седая, что очень к ней шло, с молодым, здоровым и прекрасным цветом лица, - она была настоящей маркизой XVIII века, сошедшей со старинного портрета. При дворе ее называли "Сиянием", как нам потом сказала хозяйка дома. Это была княгиня Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон..."
Леонид Пастернак

Политики и министры ценили матушкину прозорливость и верность сужденья. Была она истинной правнучкой прадеда своего, князя Николая, могла бы держать политический салон. По скромности, однако, оставалась в тени, но тем вызывала к себе еще большее уваженье.

В 1917 году лейб медик, дантист Кастрицкий, возвратясь из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел нам последнее государево посланье, переданное ему:
«Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупрежденья. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».

О Феликсе Юсупове-младшем следует сказать несколько слов отдельно...

Он стал известной личностью после участия в убийстве небезызвестного Григория Распутина. Мать первой оправдала его:«Ты убил чудовище, терзавшее страну.Ты прав. Я горжусь тобой...»

Зинаида Николаевна будет трогательно гордиться сыном и дальше,всячески ему помогая даже тогда,когда он вступил в опасноы контакты с контрреволющионерами с целью свергнуть советскую власть.Зинаида Николаевна относилась к новой власти не агрессивно, но критически, так до конца жизни и не получив ответа на вопрос:зачем нужно было разрушать культуру страны,создаваемую столетиями?

В 1900 году, задолго до гибели старшего сына, бывшего главным наследником, они с мужем написали весьма неординарное для своего времени завещание, которое лишь недавно было введено в научный оборот (собрание РГАДА). Вот небольшой отрывок из него:

"В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами... завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества..."

Княгиня Зинаида Николаевна благополучно эмигрировала из революционной России вместе со всей семьей и на семдесят восьмом году ушла из жизни в 1939 году. Покоится она на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашла приют почти вся старая Россия.

Такой была жизнь Зинаиды Николаевны Юсуповой - одной и самых обворожительных русских женщин рубежа 19 и 20 веков,столько сделавшей для государства Российского.

Портрет Ф. Ф. Сумарокова-Эльстон, князя Юсупова. 1903

Портрет графа Феликса Сумарокова-Эльстона.1903

p.s. История рода Юсуповых

Род Юсуповых очень древний. Его история уходит корнями в мусульманское Средневековье, в Багдадский халифат X века. Об этом говорят не только семейные предания, но и древний фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира».

Семейное дерево рода Юсуповых

Двенадцать поколений потомков Абу Бакра прожили на Ближнем Востоке. Они были султанами, эмирами, калифами на всем пространстве от Египта до Индии.

Один из них, третий сын правившего в Мекке султана Бабатюклеса — Термес, в XII в. отправился с преданными ему людьми на север и поселился между Доном и Волгой, а затем между Волгой и Уралом.

Его потомок — легендарный Едигей (1340-е-1419), союзник Тамерлана и убийца Тохтамыша, основал в начале XV в. Ногайскую Орду. Праправнук Едигея — хан Юсуф (1480-е-1555) 20 лет дру-жил и переписывался с Иваном Грозным. При нем Ногайская Орда достигла пика своего могущества, «Царь всея Руси» признавал ее суверенность и регулярно закупал у ногайцев выносливых степных лошадей — главное богатство кочевников. Однако, завоевав Казань, Грозный захватил в плен царицу Казанского царства Сююмбеку — дочь хана Юсуфа. Разозлившись, правитель Ногайской Орды захотел расторгнуть мирный договор с Русью. Этому помешал брат Юсуфа — Измаил. Он убил хана, а двух его сыновей, Иль-мурзу и Ибрагим-мурзу, Дмитрий Сеюшевич Юсупов-Княжево (?-1694) (Абдул-мурза), правнук Ногайского хана Юсуфа, принявший в 1681 г. православие, отослал в Москву как гарантию мира.

Иоанн IV пожаловал потомкам Юсуфа многие села и деревни в Романовской округе (сейчас — Тутаевский район Ярославской области). Так началась служба Юсуповых России.

Внук Иль-мурзы Абдул-мурза сражался за свою новую родину с Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством. При царе Федоре Иоанновиче он во время Великого поста по незнанию накормил заехавшего в гости патриарха Иоакима гусем. Патриарх похвалил «рыбу», после чего Абдул-мурза похвастался своим поваром, который может гуся «под рыбу» приготовить. Иоаким и царь, когда узнал о случившемся, страшно разгневались. Абдул-мурза напряженно думал три дня и решил принять православие. В процессе обряда он получил имя Дмитрий и титул «князь» вместо татарского «мурза», был прощен и спасен от разорения.

В ту же ночь, по семейному преданию, во сне ему явился пророк Му-хаммед и проклял род Юсуповых за вероотступничество. Согласно проклятию отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Так и случилось...

_____________________

Что же касается легенды о древнем проклятии рода до самого его уничтожения, то оно, по рассказам старших Юсуповых, заключалось в следующем: все, кроме одного, наследники мужского пола во всех поколениях князей жили не более 26 лет. Пришло это проклятие с того исторического момента, когда потомки хана Юсуфа приняли христианство и были прокляты своими сородичами. И действительно, сколько бы детей ни рождалось в юсуповских семьях, порог 26-летия преодолевал лишь один наследник.

Марианна Морская


Валентин Серов работал всегда быстро, а иногда и очень быстро. Писал он в манере импрессионистов ещё тогда, когда не был знаком с их творчеством, все его творческие поиски были вполне самостоятельными. Каждый из написанных им портретов выражал не только психологическую характеристику человека, которого он писал, но и дух эпохи.


Создавая портреты аристократок – Юсуповой, Акимовой, Орловой, Валентин Серов никогда не забывал, кто были предки этих знатных женщин. Их портреты прославили Серова, хотя именно эти шедевры его творчества оказались делом для него мучительным, как он сам говорил, подобным болезни.



Портрет Юсуповой, наверное, был особенно сложен. 80 сеансов, и всё ему что-то не нравилось. В это время он писал жене: «Жаль, мы не очень с княгиней сходимся во вкусах… Вот приедут господа, посмотрят, что мы написали, уверен, придётся не по вкусу – ну, что делать – мы ведь тоже немного упрямы…». Когда писал портрет ему казалось, то уж слишком хороша княгиня, то какая-то жёсткость проглядывает, то свет на картине никак не находит места своего, будто не может успокоиться…


В чём могла быть причина? Может действительно непримиримость во вкусах, а может что-то другое. Как человеку, тонко чувствующему духовность, Валентин Александрович наверное ощущал в облике Зинаиды Николаевны состояние тревожности, предчувствия трагедии…




Истоки рода Юсуповых прослеживаются с глубокой древности. Их предки правили в мусульманском мире и соединяли в своём лице правительственную и духовную власть. От Дамаска, Антиохии, Ирака, Персии, и до самых берегов Азовского и Каспийского морей переселялись многие мусульманские племена, образовывая Ногайскую Орду, между Волгой и Уралом, затем Крымскую Орду.


Потомки эмиров посчитали необходимым подружиться с русскими государями. За верную службу они были пожалованы городами и селениями. В числе них были и потомки хана Ногайской Орды Юсуфа-мурзы. «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе…». Они приняли православную веру, и Россия стала для них отечеством.



Княгиня Зинаида Юсупова на костюмированном балу 1903 года


О том, что на род наложено проклятие – это передавалось от потомков к потомкам всего юсуповского рода. И проклятие это, как видели сами Юсуповы, действовало неукоснительно – согласно ему – из всех рожденных в одном поколении Юсуповых будет лишь один доживать до двадцати шести лет, а продолжится это до полного уничтожения рода.


Юсуповы были не только богаты и знатны, они обладали незаурядным умом, были талантливы в искусстве и музыке. Николай Борисович Юсупов (1750-1831) был русским посланником в Италии, первым директором Эрмитажа, главным управляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также театрами России. Он создал имение Архангельское – «подмосковный Версаль», красота и богатство которого восхищало всех современников.


Борис Николаевич Юсупов – камергер, сын Н. Б. Юсупова, тоже оставил единственного наследника - князя Николая Борисовича Юсупова, который впоследствии стал вице-директором Петербургской публичной библиотеки. Он был талантливым музыкантом и писателем. На нём и пресеклась мужская линия юсуповского рода.


В его семье росли две дочери Зинаида и Татьяна. В возрасте 22-х лет Татьяна умерла от тифа.


Осталась единственная наследница – одна из самых красивых женщин в России и богатейшая невеста – княжна Юсупова Зинаида Николаевна.



Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Роскошь Юсуповских дворцов могла соперничать с роскошью царской семьи. Драгоценности Зинаиды Николаевны ранее принадлежали чуть ли ни всем королевским дворам Европы.


В 1882 году Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон, в будущем генерал-лейтенанта и губернатора Москвы. Через год у них родился сын – Николай, названный в честь деда. А сам Николай Борисович Юсупов незадолго до смерти обратился к императору Александру III с просьбой – дабы не пресеклась фамилия, разрешить графу Сумарокову-Эльстон именоваться князем Юсуповым, и чтобы титул сей переходил из рода в род к старшему сыну.


В счастливом браке выросли два сына. Николай получил образование юриста, питал склонность к искусству, подавал большие надежды, и дело оставалось только в женитьбе. Но полюбив женщину, которая была помолвлена с другим, он не смог справиться со своей страстью. Накануне 26-летия Николая проклятие рода Юсуповых снова возымело действие – Николай погиб на дуэли. Титул князя Юсупова перешел к Феликсу.


Феликс Юсупов, известный всем своими склонностями к весёлой жизни, а также тем, что он стал одним из соучастников с убийцами Распутина, был внешне похож на мать, но никак не разделял её склонностей к искусству.



Княгиня Зинаида Юсупова – картина Маковского


Две самые богатые и знаменитые фамилии породнились – Феликс Юсупов по убедительным просьбам матери женится на самой красивой и богатой девушке в России – Ирине Александровне Романовой, дочери великого князя Александра Михайловича. Венчание состоялось в феврале 1914 года, а через год у них родилась дочь Ирина.


В 1919 году семья Юсуповых эмигрировала, как и многие другие аристократические семьи. Огромное богатство, оставленное в России, Юсуповы уже никогда не смогли вернуть, но и в эмиграции они оказались не самые бедные. За границей у них оставалась часть недвижимости и наиболее ценные драгоценности княгини, которые им удалось увезти с собой.




Ирина и Феликс попытались, как и многие русские эмигранты, заняться делом, приносящим доходы – создали модный дом «Ирфе» – «Ирина и Феликс». Но, видимо, было недостаточно тех знаний ведения бизнеса, которыми обладал Феликс, в прошлом не размышлявший, откуда берутся деньги, и вскоре модный Дом пришлось закрыть. Они купили дом в Булонском лесу, где прожили долгие годы.


Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон скончался в 1928 году, а Зинаида Николаевна – в 1939 году.


Всё имевшееся имущество Феликс Юсупов постепенно растратил, от праздной жизни он так и не смог отказаться.


Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.


Но вернёмся к портрету З.Н. Юсуповой, написанной кистью великого мастера живописи. Серов в 1900-х годах был уже признанным мастером, «модным художником», и зарабатывал заказными портретами. Он никогда не скрывал личного отношения к модели, и оно отчётливо отражается на полотне. Юсуповым портрет не понравился, они хотели даже вырезать из него овал, но не решились, к нашей радости. Теперь мы можем любоваться этим шедевром искусства в Русском музее Петербурга.


«Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню, чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования…» - И. Е. Репин.




«Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. Но дарованьями своими она не чванилась, а была сама простота и скромность. «Чем больше дано вам, - повторяла она мне и брату, - тем более вы должны другим. Будьте скромны. Если в чем выше других, упаси вас Бог показать им это».

Франсуа Фламенг. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1894 г.

Такие воспоминания о княгине Зинаиде Юсуповой оставил её сын Феликс. Он боготворил мать. Но и в сердцах других людей эта необыкновенная женщина сохранилась не только как восхитительная красавица, но и как пример непревзойденного благородства - не зря при царском дворе её называли «Сияние» .

Зинаида Николаевна Юсупова родилась в 1861 г. в одной из самых знатных и богатых семей Российской империи: ее отец, последний князь из рода Юсуповых, был владельцем заводов, мануфактур, рудников, доходных домов, усадеб и поместий, их годовой доход превышал 15 млн золотых рублей. Несмотря на жизнь в достатке и роскоши, Юсуповы прославились великодушием, скромностью и щедростью. Отец Зинаиды основал несколько благотворительных фондов, содержал институт для глухонемых.

Благодаря родителям, дом которых был открыт для людей науки и искусства, дочери Юсуповых - Зинаида и Татьяна получили прекрасное образование и воспитание. Позднее сын Зинаиды Феликс рассказывал:

«Семи лет матушка моя была готовой светской дамой: могла принять гостей и поддержать разговор. Однажды бабке нанес визит некий посланник, но та велела дочери, малому ребенку, принять его. Матушка старалась изо всех сил, угощала чаем, сластями, сигарами. Все напрасно! Посланник ожидал хозяйку и на бедное дитя даже не смотрел. Матушка исчерпала все, что умела, и совсем было отчаялась, но тут ее озарило, и она сказала посланнику: „Не желаете ли пипи?“ Лед был сломан. Бабка, войдя в залу, увидела, что гость хохочет как сумасшедший».

Вскоре княжна стала одной из первых красавиц Петербурга. «Руки ее просили знаменитые европейцы, в том числе августейшие, однако она отказала всем, желая выбрать супруга по своему вкусу. Дед мечтал увидать дочь на троне и теперь огорчался, что она не честолюбива. И уж совсем расстроился, узнав, что она выходит за графа Сумарокова-Эльстона, простого гвардейского офицера».

Действительно, выбор княжны многим показался странным. Спустя годы военный дипломат граф А.А. Игнатьев вспоминал: «Каким-то друзьям удалось, наконец, убедить одного из кавалергардских офицеров, хоть и недалёкого, но богатого и носившего уже двойную фамилию Сумароков-Эльстон, жениться на Юсуповой. Неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла».

Степанов К.П. Портрет кн. З.Н. Юсуповой. 1902 г.

После свадьбы супругу Зинаиды высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом - князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров. Их сын Феликс писал, что «он был прежде всего солдат и не любил интеллектуальные круги, где нравилось бывать его жене», и из любви к мужу мать была вынуждена пожертвовать «своими личными вкусами».

На костюмированном балу. 1903 г.


Тем не менее, Юсуповы жили широко, устраивая грандиозные балы и приёмы, на которые приглашались члены императорской семьи и представители иностранных домов. «Матушка от природы имела способности к танцу и драме и танцевала и играла не хуже актрис. Во дворце на балу, где гости одеты были в боярское платье XVII века, государь просил ее сплясать русскую. Она пошла, заранее не готовясь, но плясала так прекрасно, что музыканты без труда подыграли ей. Ее вызывали пять раз».

Константин Маковский. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме.

«Всюду, куда матушка входила, она несла с собой свет». И неудивительно, что много сил, времени и средств она тратила на благотворительность. Под её патронажем находился целый ряд учреждений: приюты, больницы, гимназии, церкви, причём не только в Петербурге, но и по всей стране. Во время русско-японской войны Зинаида Николаевна была шефом военно-санитарного поезда на фронте, а во дворцах и имениях Юсуповых были организованы санатории и больницы для раненых.

Даже художник Валентин Серов, который обычно не жаловал аристократию и не льстил знатным дамам, когда писал их портреты, был восхищен княгиней Юсуповой: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости». На что Зинаида Николаевна ответила: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Валентин Серов. Княгиня Зинаида Юсупова в своем дворце на Мойке. 1900 г.

Однако назвать её жизнь безоблачной нельзя. В браке у Зинаиды Николаевны родились 4 сына. Двое из них умерли в младенчестве. И старшему Николаю не было суждено прожить долго: он погиб в 25 лет на дуэли. Говорили даже о родовом проклятии Юсуповых - будто в каждом поколении в этой семье может остаться в живых только один сын, остальные же умирают, не достигнув 26-летнего возраста.


Судьба младшего, Феликса, тоже стала причиной для материнских волнений. Феликс стал организатором убийства Григория Распутина. Мать поддержала его: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой». Сама она никогда не одобряла увлечения императрицы Александры Федоровны Распутиным, что в конце концов привело к прекращению многолетних дружеских отношений женщин. Об их последней встрече летом 1916 года и «холодном приёме» Феликс Юсупов писал: «... царица, молча её слушавшая, поднялась и рассталась с ней со словами: „Надеюсь, я больше никогда вас не увижу“».

С сыном Феликсом.

Стоит отметить, что многие современники считали Зинаиду Николаевну политически прозорливой, наделенной государственным умом. К ее суждениям прислушивались даже министры. А в 1917 году лейб-медик, дантист Кастрицкий, вернувшись из Тобольска, где царская семья находилась под арестом, прочел Юсуповым последнее государево послание, переданное ему: «Когда увидите княгиню Юсупову, скажите ей, что я понял, сколь правильны были ее предупреждения. Если бы к ним прислушались, многих трагедий бы избежали».

С внучкой Ириной.

Сами Юсуповы покинули Петербург сразу же после начала революционных волнений и поселились в Крыму. А в 1919 году они эмигрировали в Италию. В отличие от многих русских эмигрантов, Юсуповы смогли вывезти за границу ряд ценностей и имели там некоторую недвижимость. Зинаида Николаевна даже продолжила заниматься благотворительностью: при её содействии были созданы бюро поиска работы, бесплатная столовая для эмигрантов, белошвейная мастерская. Журналист П. П. Шостаковский, встречавшийся с Юсуповой в 1920-е годы, писал: «Самая из них умная и толковая оказалась старуха Юсупова. <...> Старуха-княгиня не поминала прошлого. ...Короче говоря, не только приняла как неизбежное создавшееся положение, но и старалась облегчить другим выход на новую дорогу, дать возможность заработать себе кусок хлеба».

После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. После её смерти сын Феликс нашёл в бумагах матери стихотворение, написанное незнакомым почерком:

Вы говорите, вам - седьмой десяток лет?
Конечно, с вашей я уверую подачи,
Сударыня, в сие известие, иначе
Подумал бы, что вам и трех десятков нет.
Итак, вам шестьдесят, вы говорите, лет.
На том благодарю. А думай я, что тридцать,
В вас, разумеется, не смог бы не влюбиться!
И, с вами коротко не будучи знаком,
Не насладился бы любовью целиком!
Итак, сударыня, вам нынче шестьдесят,
И в вас влюбленности не прячут стар и млад.
Вам шестьдесят. И что? Для любящего взгляда
Не только шестьдесят - и сотня не преграда.
И к лучшему - когда уже за шестьдесят!
Тусклее лепестки - сильнее аромат.
Когда в цвету душа, над ней не властны зимы.
И прелести ее вовек неотразимы.
Незрелая краса немного и поймет.
А с вами разговор - и острота, и мед.
И только вы одна поймете и простите.
И в вас, как ниточки в одной единой нити,
И ум, и доброта. И я, по правде, рад,
Что вам исполнилось сегодня шестьдесят!